Научная статья на тему 'О научной конференции «Буддизм в изменяющемся мире»'

О научной конференции «Буддизм в изменяющемся мире» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О научной конференции «Буддизм в изменяющемся мире»»

ИНФОРМАЦИЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

О НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «БУДДИЗМ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

28-31 мая 2014 г. состоялась международная научная конференция, которую провел Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

В работе конференции приняли участие зарубежные ученые из США, Индии, Франции, Монголии, Узбекистана, Польши, российские ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калмыкии, Тувы, а также ученые Улан-Удэ - представители ВУЗов - БГУ, ВСГУТУ, ВСГАКИ.

Цель конференции - обсуждение актуальных проблем буддизма в изменяющемся мире, его места и роли в условиях вызовов третьего тысячелетия, а также состояния и перспектив буддо-логической науки, координации усилий ученых разных стран по изучению истории, сотериоло-гии, философии, психологии, буддизма, его взаимодействия с наукой.

Перед началом работы конференции было зачитано послание Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, в котором буддийский лидер подчеркнул, что «учения, проповеданные Буддой Шакьямуни в Индии более двух тысяч лет назад, остаются и сегодня живыми и актуальными для мира» и что пока мы продолжаем испытывать «коренные страдания, которые проистекают из неведения, привязанностей и ложных воззрений, до тех пор буддизм сохраняет свое значение, и нет смысла спрашивать, релевантен ли он для современности». Он также отметил, что «в отличие от других религиозных традиций, буддизм выдвигает идею взаимозависимости, которая в высшей степени созвучна фундаментальным концепциям современной науки». Далай-лама, подчеркивая актуальность буддийских ресурсов для современного мира, обратил особое внимание на буддийский рационализм и традицию древнеиндийского монастыря Наланда, наследником которой является он сам как тибетский монах.

Его Святейшество отметил также важность и научную значимость данной конференции и пожелал успехов в ее проведении.

На пленарном заседании прозвучали доклады члена-корр. РАН Б.В. Базарова (Председатель Бурятского научного центра, директор ИМБТ

СО РАН), проф. Самдонга Ринпоче (первый ректор Центрального университета тибетологических исследований, глава Офиса Его Святейшества Далай-ламы, Сарнатх, Дхарамсала, Индия), проф. Р.А. Турмана (Президент Американского института буддологии, профессор отделения индо-тибетских буддологических исследований имени Чже Цонкапы Колумбийского университета, Президент «Тибет Хаус», Нью-Йорк, США), проф. Нгаванг Самтена (ректор Центрального университета тибетологических исследований, Сарнатх, Индия), проф. М. Юлена (Парижский университет Сорбонна, Париж, Франция), проф. Л.Е. Янгутова (заведующий отделом философии, культурологи и религиоведения ИМБТ СО РАН) и д. филос. н. И.С. Урба-наевой (главный научный сотрудник ИМБТ СО РАН, Улан-Удэ, Россия).

В докладе Б.В. Базарова были отмечены основные вызовы XXI в., с которыми сталкивается буддизм. Рассмотрены возможности буддизма в решении проблем в области политики, образования, здравоохранения, культуры, природоохранной деятельности. Отмечен потенциал буддизма в разрешении современных конфликтов, его роль в решении проблемы соотношения традиционных ценностей и ценностей XXI в. Большое внимание докладчик обратил на актуальность и значимость буддийского образования как одной из важнейших и основных форм сохранения культуры. И эта значимость не только сохраняется в современных общественных и политических процессах, но и неуклонно возрастает. Отметив духовно-нравственный и фи-лософско-мировоззренческий потенциал буддизма, докладчик подчеркнул, что сегодня он является духовным императивом для тех, кто его исповедует, а также фактором стабильности и взаимопонимания между народами и культурами. В настоящее время буддизм сохраняет высокую адаптивную способность. На протяжении длительного своего существования и развития он обеспечивал мирное взаимодействие и взаимообогащение с традиционными обществами. И эти качества приобретают особую значимость в III тысячелетии, когда буддизм дает достойный ответ на вызовы современности.

Л.Е. Янгутов, И.С. Урбанаева. О научной конференции «Буддизм в изменяющемся мире»

Самдонг Ринпоче в своем выступлении затронул три основных вопроса относительно буддизма и его роли, месте в современном мире. Первый вопрос касался представлений о том, что же такое буддизм и что такое, в частности, тибетский буддизм, какова его роль в цивилиза-ционном пространстве Центральной Азии, его влияние на культуру стран Европы и США. Далее докладчик затронул те вызовы и проблемы, которые стоят перед тибетским сообществом. И, наконец, в третьей части докладчик коснулся тех возможностей, которые открывает современность перед буддизмом. Раскрывая суть первого вопроса, Самдонг Ринпоче отметил, что само выражение «тибетский буддизм» вызывает у него некоторое неудобство, поскольку традиция дхармы не может быть полностью соотнесена с каким бы то ни было народом и с какой бы то ни было географической территорией. Буддизм - это учение Будды. И если все же соотносить буддизм с какой-то территорией, то это, конечно, должна быть родина Будды, а именно Индия.

Также были рассмотрены место и роль тибетского буддизма в цивилизационном пространстве Центральной Азии, его влияние на культуру стран Европы и США. Было подчеркнуто, что главное в буддизме - это внутренняя духовная гармония. Были затронуты проблемы буддийского образования.

Р.А. Турман уделил внимание вкладу буддизма в глобальную цивилизацию в контексте современного мирового кризиса. Основной лейтмотив его выступления сводился к тому, что идеи буддизма о взаимозависимости всего сущего, их единстве и гармонии должны быть руководящими принципами во взаимоотношениях народов и стран. Корни современных проблем следует искать там же, где заложены причины материального успеха индустриального общества, сегодня поставившего нашу планету на грань уничтожения, - в стремлении человека к контролю над внешним миром и над другими людьми. По мнению Р.А. Турмана, индустриальное развитие, глобальное изменение климата, социальная паника, миграции, политический кризис и прочие проявления кризиса современной цивилизации - все это следствия упомянутой фундаментальной иллюзии человека о себе. Под властью этой иллюзии современные правительства ведут себя нереалистично, и точно так же нереалистично ведут себя представители современной науки, полагающие, что их тип знания является самым высшим. Но в действительности современная наука не имеет дела с реальностью. Настоящий реализм присущ буддизму.

Нгаванг Самтен говорил о революционном влиянии буддизма на интеллектуальный климат всего мира, взаимном обогащении буддизма и других философских школ в ходе взаимодействия и взаимовлияния, а также о принципиальной связи духовности и философской теории реальности в буддизме. Он раскрыл смысл четырех философских печатей буддизма и объяснил, почему правильное философское воззрение так значимо для духовной практики. Тем самым Нгаванг Самтен коснулся вопроса сущности революции, которую Будда совершил в культуре духовности. Докладчик отметил также, что в исследовании сознания буддизм имеет гораздо больший опыт, чем современная наука, хотя у науки и буддизм сходные подходы, поскольку они изучают реальность при помощи анализа и исследований. Он остановился также на плодотворности диалога между наукой и буддизмом, начавшегося по инициативе Его Святейшества Далай-ламы. По его мнению, этот диалог весьма полезен для современной науки, так как он открывает ученым новые горизонты, позволяет им прикоснуться к буддийским знаниям. Таким образом, современные ученые могут найти то недостающее звено, которое, возможно, столь необходимо современной цивилизации. Кроме того, это позволяет современной науке стать более целостной.

Выступление проф. М. Юлена было посвящено теме экологического измерения буддизма. Известный французский индолог рассказал на примере древней Индии об эко-духовности традиционных обществ, которая позволяла на протяжении тысячелетий коллективно использовать ресурсы планеты и поддерживать экологические балансы природы. Характеризуя современный глобальный кризис со всеми его катастрофическими проявлениями, которые говорят о стремительном истощении ресурсов Земли, нехватке энергии и сырья для обеспечения базовых человеческих потребностей и самых элементарных услуг и удобств, проф. М. Юлен отметил: «Природа была преобразована и подверглась насилию. Вопрос сейчас не в том, как подчинить Природу, а в том, как подчинить того, кто подчиняет Природу». В результате проведенного анализа он приходит к выводу: «Таким образом, без Дхармы никакая экология невозможна! Тонкий, саморегулирующийся самоподдерживающийся баланс жизненных циклов не может быть сохранен. Драма нашего времени в том, что мы неизмеримо увеличили нашу силу воздействия на мир, не увеличив и не усилив одновременно наше осознание Дхармы».

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

14. I I >14

Доклад Л.Е. Янгутова и И.С. Урбанаевой на тему «Буддизм и буддология в Бурятии: основные вехи, достижения, перспективы» начался с обоснования положения о том, что буддийскую традицию в Бурятии следует в ее доктринальной сущности квалифицировать не как бурятский буддизм, а как традицию индо-тибетской махая-ны в Бурятии. Были рассмотрены принципиальные сходства в процессах распространения буддизма в Тибете, Монголии и Бурятии, противоречивые факторы формирования «ламаистской церкви» в России, история альтернативных движений и форм социальной организации буддизма в Бурятии, а также такая отличительная особенность буддизма в Бурятии, как тесная взаимосвязь живой традиции буддизма и академической буддологии. Докладчики дали также представление об основных академических достижениях и перспективах синологического и тибетологического направлений буддологии в ИМБТ СО РАН - переводах и философских исследованиях канонических текстов и классических комментариев к ним.

Помимо пленарного заседания работало пять панелей. На первой панели обсуждались вопросы буддийской философии, взаимодействия буддизма и науки, проблемы компаративистики. На второй панели рассматривались аспекты, связанные с трансформацией буддизма в ареалах его распространения. Обсуждалось взаимодействие буддизма с традиционными культурами Китая, Тибета, Монголии, Бурятии. Третья панель была посвящена обсуждению докладов, касающихся истории, философии, этического учения буддизма стран Центральной и Восточной Азии. Центральной идеей четвертой панели, объединяющей все доклады, стало возвращение буддийской религии в социокультурные процессы и практики постсоветского пространства. И, наконец, пятая панель затрагивала проблемы буддизма в России, его место и роль в совре-

менных общественно-политических и социокультурных процессах.

На конференции были приняты решения:

1. Активизировать научные контакты исследовательских центров США, Европы, Индии, Китая, Монголии и России (обмен научной информацией, совместные публикации).

2. Расширить практику стажировок российских молодых специалистов в ведущих монгольских и тибетских университетах и монастырях.

3. Продолжить и всемерно укреплять связь живой традиции буддизма с буддологической наукой.

4. Обратить внимание на проблему взаимодействия буддизма с другими конфессиями на институциональном и социокультурном уровнях.

5. Стимулировать переводческую деятельность и философские исследования канонических индийских, тибетских, китайских, старописьменных монгольских и бурятских текстов, а также буддийских традиций Индии, Китая, Тибета, Монголии, России в их сравнительном освещении.

6. Особое внимание уделить переводам тибетского буддийского канона Кангьюр (Ганжур) и Тэнгьюр (Данжур) на русский язык. Продолжить изучение и исследование памятников на тибетском и классическом монгольском языках для воссоздания реальной картины укоренения тибетского буддизма в этнической Бурятии.

7. Конференцию «Буддизм в изменяющемся мире» проводить ежегодно. Последующие конференции провести в Элисте и Туве, создать постоянно действующий оргкомитет конференции, включающий представителей Москвы, Улан-Удэ, Элисты и Кызыла.

8. Опубликовать доклады конференции на английском и русском языках в российской и зарубежной печати.

Л.Е. Янгутов, зав. отделом философии, культурологии ИМБТ СО РАН,

доктор философских наук, профессор И.С. Урбанаева, главный научный сотрудник ИМБТ СО РАН,

доктор философских наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.