Научная статья на тему 'О научно-педагогическом наследии профессора И. М. Чередова и научнопрактических конференциях, посвященных его памяти'

О научно-педагогическом наследии профессора И. М. Чередова и научнопрактических конференциях, посвященных его памяти Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORY OF EDUCATION / PRACTICAL SCIENTIST / PEDAGOGUE INNOVATOR / EDUCATION MANAGEMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕНЫЙ-ПРАКТИК / ПЕДАГОГ-НОВАТОР / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

Проблемы, стоящие перед отечественным образованием, заставляют обратиться к опыту педагогов, работавших в 1970-2000 гг. Одним из них являлся И. М. Чередов, создавший к 1990-м гг. самобытную научно-педагогическую школу, разработавшую формы и методы управления образовательными процессами. Опыт деятельности в данном направлении продолжен педагогической общественностью Омского государственного педагогического университета, выступившей организаторами Чередовских педагогических чтений, прошедших в 2017 г. в 15-й раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the heritage of Professor I. M. Cheredov in science and pedagogy and scientific-practical conferences dedicated to his memory

The problems facing the national education make one turn to the experience of teachers who worked in 1970 2000. One of them was I. M. Cheredov, who created by the 1990s. An original scientific and pedagogical school developed forms and methods of managing educational processes. The work experience in this direction is continued by the pedagogical community of the Omsk State Pedagogical University, which acted as the organizers of the Cheredov's Pedagogical Readings, which took place for the 15th time in 2017.

Текст научной работы на тему «О научно-педагогическом наследии профессора И. М. Чередова и научнопрактических конференциях, посвященных его памяти»

УДК 371+378+93/94

С. В. НОВИКОВ

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

О НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ПРОФЕССОРА И. М. ЧЕРЕДОВА И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ЕГО ПАМЯТИ

Проблемы, стоящие перед отечественным образованием, заставляют обратиться к опыту педагогов, работавших в 1970—2000 гг. Одним из них являлся И. М. Чередов, создавший к 1990-м гг. самобытную научно-педагогическую школу, разработавшую формы и методы управления образовательными процессами. Опыт деятельности в данном направлении продолжен педагогической общественностью Омского государственного педагогического университета, выступившей организаторами Чередовских педагогических чтений, прошедших в 2017 г. в 15-й раз.

Ключевые слова: история образования, ученый-практик, педагог-новатор, управление образованием, образовательная среда.

Имя Ивана Михеевича Чередова не забыто в научном мире, хотя со времени его смерти прошло почти 15 лет. Это не случайно, ведь Иван Михеевич принадлежал к числу интеллигентов, чье становление прошло в годы Советской власти, обеспечившей, как принято говорить сегодня, стремительное продвижение в рамках социального лифта для мальчика из сибирской крестьянской семьи. И. М. Чередов родился в деревне Островка Тю-калинского района Омской области 30 мая 1919 г. В семь лет он лишился отца, с двенадцати трудился в крестьянском хозяйстве. Учился в Кабырдак-ской школе крестьянской молодежи и на рабфаке в г. Ишим. С 18 лет начал учительствовать в начальных классах той же школы, где учился сам. Работал в школе и заочно обучался на историко-филологическом факультете Омского педагогического института, который с отличием окончил в 1937 г. [1, с. 144].

По окончании вуза 9 лет работы в школе, а с 1946 по 1948 г. заведовал Солдатским районным отделом народного образования. С 1948 по 1953 г. он заместитель директора, директор основанной им Солдатской средней школы. После объединения Солдатского и Тюкалинского районов Иван Михеевич в течение 5-ти лет работает директором Тюка-линской средней школы № 1.

В 1958 г. он переезжает в Омск. В областном центре он работает заместителем директора средней школы № 91 и директором основанной им школы-новостройки № 69.

Уже в 1950-е гг. И. М. Чередов проявил себя как директор-новатор, практик, склонный к теоретическим обобщениям, и ученый, склонный к практике. Школы, которыми руководил И. М. Чередов, были лучшими в Омской области. В Солдатской средней школе была создана стройная педагогическая система, обеспечивающая высокие результаты

обучения и воспитания. В Тюкалинской средней школе № 1 уже вначале 1950-х гг. успешно работала ученическая производственная бригада, одна из первых в стране и в Сибири. Опыт средней школы № 69 дважды в течение 10 лет высоко оценивался Министерством образования РСФСР:

— в 1964 г. за организацию кабинетной системы учебных занятий и успехи в преодолении второгодничества;

— в 1970 г. за организацию работы с родителями и общественностью, за успехи в педагогиза-ции микрорайона школы. Инновационный для своего времени опыт школы пять раз экспонировался на ВДНХ. В 1960—1970-е гг. школа стала местом паломничества многочисленных делегаций учителей и руководителей школ Сибири, Урала, Казахстана, Тюменского Севера и других территорий СССР. С целью изучения опыта школу посещало до 100 делегаций в год [2, с. 4].

Как уже указывалось, И. М. Чередов являл собой образец педагога, склонного к теоретическим обобщениям. В 1957 г. в материалах Первого съезда учителей Омской области была опубликована его первая работа, посвященная проблемам руководства педагогическим коллективом и осуществления внутришкольного контроля. В 1970 г. в жизни И. М. Чередова происходят два события:

— в Красноярском педагогическом институте он защищает диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по теме «Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках (5 — 8 классы)»;

— его приглашают в ОГПИ им. М. Горького на кафедру педагогики и психологии в качестве старшего преподавателя, затем доцента [3, с. 4 — 5].

1970—1990-е гг. — время активной научно-просветительской деятельности И. М. Чередова, опре-

делившейся как организация учебного процесса в школе. В 1973 г. выходит из печати вызвавшая огромный интерес среди ученых и практиков книга «О дифференцированном обучении на уроках». Материалы исследования базировались на 25-летнем опыте работы педагога-исследователя. С 1970 по 1980 г. И. М. Чередовым было опубликовано более 50 работ по проблемам управления школой [4].

Опыт требовал не только теоретического обобщения, но и практической передачи педагогам и организаторам образования. Так появилась школа для директоров — Факультет повышения квалификации (ФПК). ФПК был открыт И. М. Чередовым при поддержке ректора В. М. Самосудова в 1980 г. при ОмГПИ им. М. Горького. В качестве ореола деятельности для ФПК была определена Омская и Тюменская области. Частыми гостями факультета становились педагоги из Казахской ССР. В том же 1980 г. ему присвоено звание профессора.

В свою очередь, И. В. Чередов продолжает исследования по вопросам управления образованием, в 1984 г. выходит его учебное пособие «Управление малокомплектной сельской средней общеобразовательной школой», актуальность которого не потеряно по сей день. В 1987, 1988 гг. поочередно выходят в свет монография и учебная книга И. М. Чередо-ва «Формы организации учебной работы в средней школе». В общей сложности перу И. М. Чередова принадлежит более 300 научных работ, в том числе 20 монографий [4].

В эти годы И. М. Чередов активно занимается подготовкой не только директорского корпуса, он руководит аспирантской подготовкой, его ученики защитили 30 диссертаций по специальности кандидат педагогических наук. К началу 1990-х под его руководством сложилась научная школа, разрабатывающая перспективные направления в дидактике. В 1992 г. она получила признание официальной экспертизы Министерства образования России. По воспоминаниям М. Н. Аплетаева: «Иван Михеевич обладал редким даром системного виденья сути процессов, протекающих в общественной жизни и сфере образования, педагогической науке, способностью находить наилучшие решения возникающих проблем и при любых обстоятельствах и конъюнктурных веяниях оставаться на принципиальных позициях, преклоняясь единственно надежному приоритету поиску истины» [2, с. 4 — 5; 3, с. 3-4].

Скромный, тактичный человек, И. М. Чередов был отмечен многочисленными правительственными наградами, в числе которых пять медалей и звания «Заслуженный учитель школы РФ», «Отличник народного образования СССР». И. М. Чередов отдал 34 г. работы общему и 32 г. высшему образованию, получив самое почетное из званий «Учитель — учителей».

Работал Иван Михеевич до конца, и, уходя с последней в 2002 г. кафедры, никто из коллег не думал, что видит его живым последний раз. 26 июля 2002 г. его не стало. Имя И. М. Чередова носит гимназия № 69, основанная им в прошлом школа-новостройка.

С 2003 г. в Омском государственном университете на Факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, так теперь называется ФПК, ежегодно проводится научно-практическая конференция «Чередовские педагогические чтения», посвященная памяти И. М. Чередова.

Главной целью Чередовских педагогических чтений является создание условий для профессионального общения педагогов по проблемам современного образования через анализ, обобщение и популяризацию педагогического наследия И. М. Чередова. Из 15 прошедших за эти годы конференций: 5-е — межрегиональные научно-методические конференции (2003, 2004, 2005, 2006, 2017 гг.); 6-е — всероссийские с международным участием (2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016 гг.); 4-е — международные научно-практические конференции (2007, 2008, 2009, 2015 гг.). По итогам конференций издавались материалы участников, всего 29 томов, доступных для всех интересующихся. С 2010 г. в рамках конференции проводятся Зональные Чередовские чтения в г. Исилькуле в 2012, 2014 гг.; в г. Тюкалинске в 2013 г.; в районных центрах Крутинка и Колосовка. При этом необходимо отметить и еще одно новшество: опираясь на методическую помощь кафедры управления образованием ОмГПИ, в Крутинке и Тюкалинске были самостоятельно выпущены сборники работ учителей близлежащих районов [5, с. 184-185].

Примечательно, что проведение зональных конференций всегда становилось событием в культурной жизни района. Так, 12 июня 2015 г. методист районного отдела образования Г. А. Дик на страницах исилькульской газеты «Знамя» рассказала читателям о работе конференции, проходившей 22 мая. В работе конференции приняло участие 70 педагогов из Исилькульского, Марьяновского, Моска-ленского районов, ученые из ОмГПУ. Автор статьи, подводя итоги научного форума, писал: «Чередов-ские педагогические чтения — это не просто конференция, это возможность увидеть, как некоторые научные подходы проникают в повседневную жизнь педагога, это уникальная возможность прикоснуться к наследию И. М. Чередова» [6].

За прошедшие годы в конференциях приняло участие около 4 тысяч учителей, преподавателей вузов и работников управления системой образования. Это педагоги и управленцы из городов Омска, Тюмени, Томска, Екатеринбурга, Кургана, Волгограда, Нового Уренгоя, Ноябрьска, Омской, Тюменской, Томской областей; таких стран, как Израиль, США, Казахстан. Чередовские чтения постепенно перешли от обсуждения отдельных проблем образования в свете идей И. М. Чередова к широкому спектру вопросов дидактики, технологии обучения, влияния образования на социальные и общественные процессы современности. Именно поэтому конференции привлекали желающих поделиться опытом работы, обогатить свой образовательный багаж [5, с. 185].

Проведение в 2016 г. XIV Чередовских чтений вылилось в череду мероприятий, охвативших значительное число педагогов различных образовательных учреждений города и области, а также других субъектов РФ. 17 мая 2016 г. в с. Кабырдак Тюкалинского района состоялись мероприятия, связанные с установкой мемориальной доски в память об И. М. Чередове — ученике данной школы, ставшем признанным педагогом-практиком и ученым. В тот же день в школе прошла зональная конференция, в работе которой приняло участие 59 педагогов из Тюкалинского и Крутинского районов. С докладом о жизни, научной и педагогической деятельности И. М. Чередова выступила кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Рыбакова. Педагогической общественностью района было принято решение

проводить зональные Чередовские чтения ежегодно и попеременно в Тюкале, Солдатской средней школе, где Иван Михеевич работал директором, и в родной для него школе в с. Кабырдак.

20 мая 2016 г. зональная конференция прошла в райцентре Исилькуль. В ее работе приняло участие 109 педагогов из Исилькульского, Называ-евского, Марьяновского районов. С докладом о жизни, научной и педагогической деятельности И. М. Чередова выступил кандидат педагогических наук, доцент П. И. Тушнолобов.

В тот же день, 20 мая 2016 г., в г. Ноябрьске Тюменской области прошли заочные зональные Чере-довские чтения. Это неслучайно, в советские годы факультет работал и сегодня продолжает работать с преподавателями Тюменской области. В работе конференции приняло участие 26 педагогов, ранее прошедших профессиональную переподготовку на факультете. Организатор конференции — кандидат педагогических наук, доцент Т. Б. Рабочих.

30 мая 2016 г. в Омске на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОмГПУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Четырнадцатые Чередовские чтения». В конференции приняли участие 196 педагогических работников из Омска и Омской области, а также представители Тюменской и Ярославской областей. Работу конференции открыл декан ФПК и ППРО, кандидат исторических наук, доцент И. В. Меха, он же открыл мемориальный кабинет И. М. Чередова в одноименной учебной аудитории.

В завершение 3 июня 2016 г. зональная конференция прошла в г. Таре. На конференцию собралось 26 участников, среди которых педагогические работники, преподаватели вуза, студенты Тарского индустриально-педагогического колледжа. Зональная секция была подготовлена кандидатом педагогических наук Н. Д. Шатовой при непосредственной поддержке руководителя ФПК и ППРО кандидата исторических наук, доцента И. В. Мехи, открывшего работу конференции. По результатам зональной конференции был опубликован сборник материалов [7].

В 2017 г. на ФПК и ППРО традиционно проходят мероприятия Пятнадцатой Чередовской педагогической конференции. Это работа секций в ОмГПУ и зональные конференции в Таре и Исилькуле, в Тюкалинском лицее.

Время вносит коррективы в работу конференции: так, в 2015 г. появилась секция «История народного образования Омской области», с 2016 г.

организация секций связана не только с проблематикой, но и с отдельными учебными заведениями: Омским кадетским военным корпусом МО РФ (2016), Омским государственным медицинским университетом (2017). С 2016 г. на кафедре управления развитием образования готовится книга, в неё войдут воспоминания об И. М. Чередове, обзор и хрестоматийная публикация его работ применительно к современному образованию.

У сотрудников кафедры управления развитием образования с 2017 г. появилась новая форма работы — проведение круглых столов по педагогике и методике преподавания на базе признанных региональных журналов [8]. Думается, что эта форма найдет своих подражателей.

Библиографический список

1. Чередов Иван Михеевич // Омск научный: справочник. Омск: Эконом. комитет адм. Омской обл., 1993. 152 с.

2. Аплетаев М. Н. Юбилей ученого, педагога, общественного деятеля (о профессоре И. М. Чередове) // В поисках нравственного смысла образования школьников: материалы обл. конф.: в 3 ч. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. Ч. 3. С. 3-9.

3. Тушнолобов П. И. Научное наследие И. М. Чередова // Четырнадцатые Чередовские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 30 мая 2016 г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 3-6.

4. Чередов Иван Михеевич: библиографический указатель: (к 70-летию со дня рождения) / Сост. Т. С. Христофоро-ва, Т. В. Воргодяева. Омск: Изд-во ОГПИ, 1989. 32 с.

5. Меха И. В., Цыганова И. В., Новиков С. В. Научно-практические конференции как элемент повышения квалификации педагогических кадров // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2014. № 5 (132). С. 183-186.

6. Дик Г. А. Чередовские педагогические чтения в Исиль-куле // Знамя. 2015. 12 июня.

7. Новиков С. В. Хроники одной конференции // Молодость. 2016. 22 июня.

8. Аплетаева Л. В. Дни науки на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования // Молодость. 2016. 31 октября.

НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Управление развитием образования». Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2017 г. © С. В. Новиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.