Научная статья на тему 'О национальных архитектурных формах в размещении туристов в горах Северной Осетии'

О национальных архитектурных формах в размещении туристов в горах Северной Осетии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О национальных архитектурных формах в размещении туристов в горах Северной Осетии»

БЕРОЕВ Б.М., КАЗАХОВА М.Г О НАЦИОНАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМАХ...

57

За последние годы значительно вырос интерес народа к историческому прошлому народов, их быту, культуре, искусству, этнографическим особенностям. В этом направлении вместе с историко-археологическими, краеведческими и литературными музеями, школой, радио, интернетом, телевидением, прессой большую работу проводят экскурсионно-туристские организации.

Отдых за пределами города более разнообразен и по своим формам, организации, продолжительности и оздоровительной эффективности. Быстрое развитие автомобилизма привело к расширению сферы еженедельного отдыха. Стал возможным выезд на территории с природным ландшафтом [5].

Интерес к изучению истории осетинского народа, его этнографии и археологии проявляли многие русские и западноевропейские ученые и путешественники. Широко известны имена таких крупных ученых, как Шегрен, Шифнер, Миллер, Ковалевский, посвятивших осетинам монументальные труды. Многие путешественники побывали в отдаленные времена в самых труднодоступных горных селениях Осетии и имели возможность непосредственно наблюдать жизнь ее народа. Материал, содержащийся в их трудах, является ценным источником для характеристики многих сторон жизни осетин по таким малоизученным периодам истории, как средние века, XVIII и первая половина XIX века [4].

Вплоть до XIX столетия в горах Северного Кавказа проживало большинство населения Чечни, Ингушетии, Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Загнанные на малоплодородные, труднообрабатываемые земли горцы тяжелым трудом многих поколений построили жилища, хозяйственные помещения, оборонительные сооружения, башни, склепы, приспособленные к местным природным условиям. При Советской власти абсолютное большинство жителей гор переселилось на

0 национальных архитектурных формах в размещении туристов в горах Северной Осетии

Б.М. Бероев*, М.Г. Казакова *

плодородные равнинные земли, где образовали новые крупные селения. Жилища их, оставленные в горах, в большинстве пустуют, разрушаются. В лучшем случае в некогда многолюдном ауле сейчас проживает лишь 3-4 семьи, которые так и остались жить на землях отцов. В летнее время часть помещений используется пастухами и чабанами, пригоняющими в горы на летние пастбища отары овец. Кое-где строения заброшенных горных аулов используются работниками геологических организаций. В отдельных случаях в заброшенных домах останавливаются туристы и экскурсанты, совершающие походы и восхождения в горах.

Старинные горные аулы Северной Осетии очень живописны. Известный археолог И.П. Шеблыкин дал им следующую характеристику: «Своеобразную картину представляет горный аул. Часто на громадной высоте на склоне горы он вырисовывался саклями и темными башнями на синеве дальних гор, или на расплавленной эмали неба, или на ослепительно ярком фоне вечных снегов. Издали аул представляется грудой темных камней, ближе - это что-то монолитное, слитное: сакли, башни - все слилось в одну массу и только подойдя вплотную, видишь кривые щели улиц, часто заканчивающиеся тупиками».

Много таких аулов расположено вблизи оживленных туристских маршрутов. Это в значительной степени способствует использованию их после реконструкции под туристские базы для проведения кратковременного, а в ряде случаев и длительного отдыха туристов одного или нескольких всероссийских туристских маршрутов. Как показали социологические исследования, не все туристы и путешественники любят многолюдные туристские комплексы с многоэтажными гостиницами и оживленными ресторанами. Зарубежный опыт туристской работы показывает, что многим по душе национальные жилища с про-

* Бероев Б.М. - доктор географических наук, профессор. "* Казахова М.Г. - аспирант СОГУ им. К.Л. Хетагурова.

№ 1

2 0 12

58

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ЭКОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

стыми деревянными кроватями, столами, глиняной посудой, с приготовлением национальной пищи. Аналогичную работу представляется целесообразным провести в некогда людных аулах в горах Северной Осетии, большинство которых сейчас разрушено частично и заросло бурьяном. Строительство подобных турбаз оправдано не только их экзотикой и романтикой. Использование бесфондовых материалов и частично уже имеющихся сооружений должны дать в короткий срок большую экономическую выгоду.

Для наиболее качественного восстановления туристского аула необходимы консультации историков, архитекторов, краеведов, археологов, людей старшего поколения, которые еще помнят особенности быта горцев до революции. Известный историк и исследователь Кавказа Ф. Байерн так описывал еще в прошлом веке жилища и горные аулы Кавказа, и в частности Северной Осетии: «В Осетии весьма заметно, что каждая семья первоначально помещалась в своей башне, к которой с увеличением народонаселения пристраивалась новая сакля, так, что по всему вероятию в Осетии, Мамисоне, Пшавии, Хевсуретии и Кистетии встречаются семейства, никогда не покидавшие своей древней башни...» Такими башенными и саклевыми комплексами строились в прошлом аулы по многочисленным ущельям в глубине Кавказских гор [4]. В одном из уголков туристского городка должны быть представлены орудия труда и предметы домашнего обихода, которыми пользовались осетины в прошлом: сохи, арбы, телеги, различный сельскохозяйственный инвентарь по обработке земли, ручные станки для переработки шерсти, кожи, молока, Все это необходимо для обозрения многочисленным туристам и экскурсантам. В старых жилищах горной Осетии имелась некоторая мебель. Скамья для мужчин и кресло для главы семьи украшались резьбой. Главный и почти исключительный орнаментальный мотив этой резьбы - косой крест, заключенный в квадрат или круг. Это - древний символ мужчины, он же - одна из эмблем солнечного божества. Условия жизни в лесистых горах предопределили то, что основным материалом для бытовой утвари были не металл, не керамика и не камень, а дерево [3].

В жилой части туристского городка необходимо восстановить строения средневековых осетин - сакли, хозяйственные помещения, оборонительные и укрепительные сооружения, башни (фамильные и боевые), в том же национальном стиле, как многие десятки лет назад. В Мами-сонском ущелье сохранилось много комплексов, состоящих из жилых и примыкающих к ним боевых башен. Особенно примечательно в этом

отношении селение Лисри. Его надо бы реконструировать и превратить в музей старого быта и народного искусства [3]. Для того чтобы в них создать необходимый уют и комфорт, необходимо оборудовать эти жилища отоплением, водопроводом, канализацией.

В период пребывания в туристском городке-ауле туристы будут пользоваться деревянной и глиняной посудой, изготовленной по мотивам и образцам, сохранившимся до наших дней. В пищеблоке туристского городка сохранится обстановка тех времен, будут готовиться национальные блюда на осетинских очагах, которые сейчас можно встретить только в краеведческих и исторических музеях.

Вблизи туристского аула необходимо иметь подсобное хозяйство, где можно выращивать огородные культуры, зелень, фрукты, овощи, широко применяемые в национальной кулинарии, а также содержать необходимое количество мелкого и крупного рогатого скота и птицы. По желанию гостей их можно будет угостить парным молоком, свежим кефиром или сыром, изготовленным здесь же, в городке. Можно с успехом готовить осетинское пиво, квас и другие напитки.

Следует продумать вопрос национальной одежды для жителей средневекового осетинского городка - туристов и экскурсантов. По прибытии в городок они сдадут вместе с личными вещами в камеру хранения собственную одежду и переоденутся в национальную осетинскую одежду, которая заранее будет приготовлена работниками туристского городка. И это в какой-то мере приблизит туристов к прошлой жизни осетин-горцев. Не составит большого труда изготовление на предприятиях легкой промышленности республики национальных костюмов с черкесками, чувяков (дзабырта), шапок легких летних (нымат худ) или шапок теплых зимних (бухайраг худ) и других предметов одежды, как для аула, так и для реализации.

В одном из уголков средневекового осетинского городка необходимо предусмотреть специальную площадку для организации подвижных национальных игр с необходимым инвентарем и оборудованием. Специальные инструктора по физкультуре и спорту смогут обучать жителей городка наиболее популярным национальным играм, организовывать с ними эти игры с таким расчетом, чтоб каждый побывавший в этом городке усвоил 2-3 осетинские игры для дальнейшей пропаганды у себя дома. Ряд предметов, которые необходимы для проведения игр, можно иметь как подарки и сувениры для награждения победителей в играх. Стоит подумать даже об издании небольших листков инструкций по проведению тех или иных национальных игр и раз-

№ 1

2 0 12

БЕРОЕВ Б.М., КАЗАХОВА М.Г О НАЦИОНАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМАХ...

S9

влечений для лучшего их усвоения.

Интересно можно продумать вопросы восстановления и умелого использования в экскурсионно-туристских целях и антирелигиозной пропаганды осетинских нихасов и священных мест, где в старину происходили различные национальные обряды и сходы. Восстановив и благоустроив места нихаса, можно проводить там беседы с экскурсантами и туристами на различные темы. Беседу начинать с краткой характеристики нихаса, с рассказа о том, какие вопросы и как обсуждались в старину на аналогичных осетинских нихасах. Что касается священных мест, то их можно с успехом использовать в целях антирелигиозной пропаганды.

Осетинский национальный туристский городок может явиться замечательным местом для пропаганды осетинской литературы и искусства. Популярными могут быть встречи и выступления осетинских поэтов и писателей, народных музыкантов и сказителей. В ауле-турбазе можно организовать торговлю местной литературой с автографами. Опыт работы с туристами показывает, что на действующих туристских базах Северной Осетии большой популярностью пользуются концерты национальной художественной самодеятельности. Поэтому можно планировать для туристов концерты художественных самодеятельных коллективов районных и городских домов культуры, а во время праздников - выступления государственного ансамбля народного танца. В штате туристского городка можно иметь специального инструктора-массовика, который бы за время пребывания в РСО-А научил 1-2 наиболее легким и популярным осетинским танцам отдыхающих.

Большие возможности будут в новом городке для торговли сувенирами национального колорита. В качестве сувениров могут быть предметы домашнего обихода, обувь, одежда национальная, посуда хозяйственная, различные украшения. Характерно, что все сувениры можно изготавливать в республике на предприятиях легкой, дерево- и металлообрабатывающей промышленности. Важно еще и то, чтобы вместе с сувенирами в продаже были различные путево-

дители по достопримечательностям республики, буклеты, картосхемы, наборы открыток, значки. Пропаганда живописных мест и достопримечательностей с помощью сувениров сегодня считается одной из действенных и популярных. К тому же в ряде случаев для производства сувениров употребляются отходы сырья, что имеет тоже немаловажный экономический эффект.

Очень важным в работе средневекового туристского городка будет правильно и хорошо организованная экскурсионно-туристская работа. Необходимо тщательно продумать и красочно описать все туристско-экскурсионные маршруты и объекты вокруг городка, разбить их на группы по сложности и продолжительности. Причем очень будет интересно, если для ряда маршрутов будут предоставлены арбы, подводы, верховые лошади.

Выводы

Круг вопросов, которые необходимо решать при создании национального туристского городка, исключительно широк. Потребуется решение также вопросов радио- и электрификации, снабжения хорошей родниковой водой, обеспечения необходимым количеством гидов, инструкторов, специалистов по приготовлению национальных блюд и многих других.

Важно, что отдача от национального поселка, как воспитательная, так и экономическая, будет очень значительной. Можно не сомневаться, что городком заинтересуются не только жители России, но и зарубежные туристы. Во всех главных туристских странах показ этнографических особенностей является одним из важных факторов привлечения туристов. В условиях Северной Осетии, как и в других районах Кавказа, это будет иметь определенное политическое значение, ибо даст полное представление о том качественном скачке, который проделали народы Кавказа за годы Советской власти.

Кроме туристских национальных городков на 500-800 мест желательно иметь филиалы в ближайших ущельях типа нынешних приютов, хижин в наиболее труднодоступных районах, т. е. будут формироваться своеобразные первичные территориально-рекреационные системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агибалова В.В., Бероев Б.М. Туда, где парят орлы. - Орджоникидзе, 1967. 214 с.

2. Бероев Б.М. Горы служат людям. - Москва, 1983. С. 100113.

3. Гольдштейн А. Башни в горах. - Москва, 1977. С. 267330.

4. Калоев Б.А., Зевакина И.С. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (Х11-Х1Х вв.)». - Орджоникидзе, 1967. 318 с.

5. Родичкин И.Д. Человек. Среда. Отдых. - Киев, 1977. С. 7-9.

№ І

З О І З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.