Научная статья на тему 'О наращивании стоимости имущественных прав, создаваемых в науке, образовании и промышленности России'

О наращивании стоимости имущественных прав, создаваемых в науке, образовании и промышленности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНОСПОСОБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИД / ВЫПОЛНЕНИЕ НИОКР ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА / ДОГОВОР НА ПРОВЕДЕНИЕ НИОКР / ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ РИД / PROTECTABLE INTELLECTUAL PROPERTY / THE IMPLEMENTATION OF R & D FROM THE STATE BUDGET / CONTRACT FOR R & D / PRE-PATENT RESEARCH / SCIENTIFIC AND TECHNICAL LEVEL OF THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеев Вячеслав Иванович

Автором анализируются причины отсутствия или небольшого количества охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности при выполнении НИОКР за счет государственного бюджета и средств корпоративных структур. Главная из них низкий научно-технический уровень таких результатов. Сделано заключение о том, что одним из наиболее эффективных инструментов для практического обеспечения высокого научно-технического уровня, охраноспособности и конкурентоспособности результатов отечественных разработок должен являться договор на проведение НИОКР, требования к основным положениям которого приведены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексеев Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE COST INCREASE FOR PROPERTY RIGHTS, ESTABLISHED IN SCIENCE, EDUCATION AND INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author analyzes the reasons for the absence or small number of protectable intellectual activity results in the performance of R & D from the state budget and corporate structures. Chief among them the low technological level of results. It is concluded that one of the most effective tools for the practical realization of high scientific and technical level and competitiveness of the patentability of the results of domestic research should be a contract for R & D, the requirements for the main provisions of which are given in the article.

Текст научной работы на тему «О наращивании стоимости имущественных прав, создаваемых в науке, образовании и промышленности России»

 О наращивании стоимости имущественных прав, создаваемых в науке, образовании и промышленности России

В.И. Алексеев начальник управления интеллектуальной собственности и информационно-аналитического обеспечения научно-технической деятельности ОАО «Концерн Росэнергоатом» (проектно-конструкторский филиал), кандидат экономических наук (г. Москва)

Вячеслав Иванович Алексеев, alekseev-vi48@yandex.ru

Одной из важнейших мер по наращиванию стоимости имущественных прав субъектов российской экономики, по мнению автора, является существенное увеличение количества объектов интеллектуальной собственности (далее также - ИС), повышение их качества и соответствующее увеличение стоимости нематериальных активов (далее - НМА) и имущественных комплексов участников инновационной деятельности, создаваемых во многом за счет средств государственного бюджета и корпоративных структур разного иерархического уровня с государственным участием. Низкий уровень требований государственных и корпоративных заказчиков к исполнителям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее -НИОКР) в итоге определяет крайне низкий «выход» охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности (далее также - РИД). Основными причинами низкой продуктивности научных исследований и конструкторско-технологических разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета и крупных корпоративных структур с государственным участием, являются невысокая требовательность к исполнителям НИОКР, неопределенность

требований к техническому уровню результатов работ и несовершенство договорных отношений между заказчиками и исполнителями НИОКР.

В докладе на Международной конференции, посвященной 60-летию Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), заместитель Председателя Роспатента Л.Л. Ки-рий отметила, что Контрольное управление Роспатента, анализирующее уровень охраноспособности результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных по государственным контрактам, констатирует крайне неудовлетворительное положение в этой сфере деятельности российских научно-исследовательских организаций 1.

В значительной мере это связано с тем, что заказчики недостаточным образом формулируют свои требования к результатам НИОКР и заключают с исполнителями НИОКР контракты, по форме и содержанию не стимулирующие рост технического уровня и охраноспособности результатов исследований и разработок.

Из 462 проверенных Роспатентом в 2014 году государственных контрактов лишь

1 Доклад заместителя руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Л.Л. Кирий на XIX международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Роспатента «Интеллектуальная собственность: история и современные тенденции». Москва, 23 сентября 2015 года.

в 76,4 процента из них выявлено 1 116 созданных охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности. На бухгалтерский учет в качестве НМА поставлены права только в отношении 18,4 процента от общего числа охраняемых РИД. На каждые затраченные в рамках проверенных государственных контрактов 114 миллионов рублей бюджетных средств создан только один охраноспособный РИД 2. В значительной степени такой низкий показатель может быть связан и с коррупционным механизмом заключения государственных контрактов. Здесь также следует отметить серьезные пробелы, существующие в российской правоприменительной практике заключения договорных отношений в сфере НИОКР.

Причинами отсутствия или низкого числа охраноспособных РИД, создаваемых исполнителями НИОКР по государственным и корпоративным контрактам, могут среди прочего являться:

• недостаточно квалифицированное выявление созданных охраноспособных РИД исполнителем (соисполнителями) НИОКР;

• не согласованное с заказчиком использование собственных «предшествующих» РИД, созданных исполнителем (соисполнителями) ранее даты заключения контракта (возможная цель - завышение цены договора или получение государственного финансирования на уже выполненную исполнителем за свой счет работу);

• нарушение исполнителем договорных обязательств о передаче прав на созданные РИД государственному или корпоративному заказчику и регистрация прав на эти результаты исполнителем или соисполнителями работ на свое имя (в случае закрепления за заказчиком прав на РИД, созданные при выполнении работ по договору).

Однако, как уже указывалось, наиболее вероятной и главной причиной отсутствия охраняемых РИД, создаваемых при выполнении НИОКР, в первую очередь является низкий научно-технический уровень результатов таких работ в целом, определяющий неспособность созданных РИД к правовой охране в связи с отсутствием у них новизны и изобретательского уровня [1, с. 50-58].

Зачастую следствием слабого научно-технического уровня результатов НИОКР, проводимых отечественными исполнителями за счет средств федерального бюджета и крупных корпоративных структур с государственным участием, является низкая конкурентоспособность как самой произведенной ими научно-технической продукции и созданных на ее основе образцов новых изделий и технологий, так и национальной экономики в соответствующем сегменте области высоких технологий и высокотехнологичной продукции, а также неудовлетворительная эффективность использования средств федерального бюджета в сфере обеспечения инновационного развития и финансирования научных исследований и конструкторско-технологических разработок.

В связи с этим ключом для решения приоритетных проблем (вызовов), стоящих перед национальной экономикой в сфере инновационного развития, и увеличения числа охраняемых РИД, создаваемых при выполнении НИОКР за федеральные деньги, прежде всего может стать перенос центра внимания субъектов государственного и корпоративного управления со стадии фиксации и оформления прав на уже готовые (созданные) результаты на начальные этапы жизненного цикла создания объектов техники и технологий, то есть на процессы генерации новых знаний, генезиса результатов, в том числе РИД. Это может быть осуществлено путем повышения эффективности управления процессом проведения НИОКР, выполняемых по государственным

Там же.

2

и корпоративным контрактам, организации эффективного управления и контроля за научно-техническим уровнем результатов исследований и разработок, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и крупных корпоративных структур с государственным участием.

Необходимо указать на непосредственную связь и прямую зависимость способности созданного РИД к правовой охране от показателей научно-технического уровня результатов НИОКР, при выполнении которых этот результат был получен.

Научно-технический уровень результатов НИОКР первичен и предопределяет новизну и выполнение других условий охраноспособности созданных при выполнении НИОКР результатов интеллектуальной деятельности (в том числе новизну и изобретательский уровень технических решений). Если при выполнении научных исследований, опытно-конструкторской или технологической разработки впервые решены серьезные научно-технические задачи, а результаты выполненных работ по своему научно-техническому уровню превышают мировой уровень науки, техники или технологий, то созданные в составе результатов НИОКР технические решения, материалы и технологии наверняка будут способны к правовой охране в качестве изобретений, полезных моделей или обладать реальной или потенциальной коммерческой ценностью, которая станет основанием для правовой охраны сведений о них в качестве секретов производства (ноу-хау).

В структуре управления каждым проектом, связанным с проведением научных исследований или конструкторско-технологической разработки, можно выделить три главных и неразрывно связанных процесса. Процессы проектного управления в сфере НИОКР включают [2, с. 10-11]:

1)процесс генерации новых знаний в сфере научно-технической деятельности (процесс генезиса результатов НИОКР и ИС):

• планирование и управление организацией проведения НИОКР по теме проекта;

• процесс управления результатами НИОКР, направленный на обеспечение высокого научно-технического уровня и патентной чистоты результатов НИОКР, охраноспособности созданных при выполнении НИОКР результатов интеллектуальной деятельности;

2) процесс обеспечения правовой охраны ИС:

• обеспечение прав организации - исполнителя работ на служебные РИД в рамках трудовых отношений с работниками;

• обеспечение прав Российской Федерации, заказчика или исполнителя на результаты, включая РИД, созданные при выполнении НИОКР по государственному контракту или договору;

3) использование результатов НИОКР вместе с РИД (объектами ИС), созданными при выполнении НИОКР, в собственном существующем или вновь организуемом производстве и при осуществлении технологического обмена на внутрикорпоративном, национальном и глобальном рынках высоких технологий и высокотехнологичной продукции, который сопровождается коммерциализацией прав на ИС (управлением и распоряжением правами на ИС, включая заключение сопутствующих основной сделке лицензионных договоров и в случае необходимости договоров об отчуждении исключительного права).

Наиболее проблемным, в то же время наиболее значимым, «коренным» в этой «тройке» процессов управления, является первый процесс - процесс управления созданием результатов НИОКР (генезисом результатов НИОКР и ИС). Однако в настоящее время в корпоративных структурах разного иерархического уровня при разработке регламентирующих документов и бизнес-процессов инновационной деятельности основное внимание уделяется двум

другим последующим процессам управления в сфере НИОКР - процессу 2 (выявление и обеспечение правовой охраны уже созданных РИД) и процессу 3 (коммерциализация прав на них). При этом процессу 1 (генезис результатов НИОКР и РИД, способных к правовой охране) внимания уделяется критически недостаточно.

В организациях, входящих в крупные корпоративные структуры, зачастую затрачиваются серьезные финансовые средства на реализацию мероприятий по выявлению в материалах завершенных НИОКР охраноспособных РИД. Такие затраты, как правило, не приводят к получению сколько-нибудь значимого положительного результата. Несмотря на то, что своевременное проведение инвентаризации ИС предприятия является исходным, стартовым этапом организации эффективного управления современным высокотехнологичным бизнесом и занимает в процессах стратегического управления предприятием свое важное и вполне определенное место [3, с. 6], следует совершенно определенно понимать, что инвентаризация только фиксирует уже сложившееся положение вещей, наличие или отсутствие уже созданных результатов интеллектуального труда, однако не является мероприятием, непосредственно определяющим научно-технический уровень результатов научных исследований и конструкторско-технологических разработок непосредственно в ходе их проведения.

Проводя аналогию с общественно-социальными процессами, сложившуюся ситуацию в сфере правой охраны РИД можно сравнить с той, при которой задачу повышения рождаемости в стране сводили бы к решению вопросов улучшения регистрации новорожденных и выдачи свидетельств об их рождении.

В настоящее время корпоративная функция управления и контроля за конкурентоспособностью и научно-техническим уровнем результатов НИОКР, выполняемых по заказу и за счет финансовых средств корпоративных структур, к сожалению, пока

недостаточно сформулирована и учтена в разработанных схемах бизнес-процессов и в регламентирующих документах в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

Помимо этого, на уровне отечественной макроэкономики недостаточно определены официальная методология, система управления конкурентоспособностью и научно-техническим уровнем результатов исследований и разработок, выполняемых за федеральные деньги, и контроля над этими процессами. Финансирование НИОКР, в том числе за счет средств федерального бюджета, часто остается средством финансовой поддержки неэффективных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций.

В основе определения фактического научно-технического уровня результатов исследований и разработок, а также созданных на их основе новых образцов продукции и технологий, как известно, лежит сравнение их технико-экономических показателей с аналогичными показателями лучших мировых достижений. При этом необходимо подчеркнуть принципиальную возможность разработки усовершенствованной с учетом современных информационных возможностей методологии определения как достигнутого в мире уровня науки и техники в определенной области знаний, так и фактического научно-технического уровня результатов конкретного исследования или разработки.

Одним из наиболее эффективных инструментов в руках государственных и корпоративных заказчиков для практического обеспечения высокого технического уровня, охраноспособности и конкурентоспособности результатов отечественных разработок, по мнению автора, может и должен являться договор на проведение НИОКР, особенности и требования к некоторым основным положениям которого предлагаются вниманию заинтересованных специалистов далее.

Примерная (или типовая в соответствующих случаях) форма такого договора должна предоставлять заказчику, выступающему от лица государства или преследующему собственные коммерческие интересы, возможность не только наиболее эффективно обеспечить свои права на интеллектуальную собственность, но и управлять процессом создания результатов НИОКР, по своему научно-техническому уровню не уступающих или превышающих достигнутый в мире уровень техники, процессом разработки образцов новой высокотехнологической продукции, обладающей высокими потребительскими свойствами и конкурентоспособностью на рынке. В связи с этим наряду с договором на проведение НИОКР большое значение также приобретают форма, структура и содержание технического задания (далее также - ТЗ) и календарного плана, являющихся неотъемлемыми частями такого договора, определяющими конкретные требования и задающими фактический уровень технико-экономических показателей планируемых к получению результатов НИОКР в их сопоставлении с лучшими мировыми достижениями.

Основными положения примерного (типового) договора на проведение НИОКР, определяющими требования заказчика к научно-техническому уровню результатов научных исследований или конструкторско-технологических разработок, являются в основном следующие.

В первую очередь это, конечно, главный раздел любого договора - предмет договора. По мнению автора настоящей статьи, в предмет договора необходимо включить следующие обязательные требования:

• выполнение работ с достижением научно-технического уровня результатов работ (этапа работ), соответствующего технико-экономическим показателям (далее - ТЭП), перечень и значения которых указаны в техническом задании к договору;

• в ходе выполнения работ по договору создание охраняемых РИД (изобрете-

ний, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных или сведений, представляющих действительную или потенциальную коммерческую ценность, охраняемых в качестве секретов производства (ноу-хау) и т. д.), перечень которых приведен в техническом задании и календарном плане к договору. С указанными требованиями договора на выполнение НИОКР должны корреспондировать соответствующие разделы и положения ТЗ и календарного плана, являющихся приложениями и неотъемлемыми частями такого договора.

В связи с этим раздел технического задания «Исходные данные для проведения работ» должен предусматривать доведение заказчиком до исполнителя НИОКР конкретных требований к качеству, потребительским свойствам и научно-техническому уровню результатов выполняемых работ по сравнению с достигнутым в мире уровнем техники, например, в форме таблицы (см. табл. на с. 11).

Значения (величины) ТЭП, определяющих показатели наиболее эффективного отечественного аналога и достигнутого в мире уровня науки и техники, должны быть подкреплены результатами предпроектных аналитических патентно-информационных, маркетинговых исследований или конкурентной разведки, отчет о проведении которых должен быть приложен к ТЗ. В связи с этим важно включить в состав требований к исполнителю работ по договору его обязанность за счет средств, предусмотренных для оплаты работ по договору, провести в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» следующие патентные исследования:

1) предпроектные патентные исследования для определения достигнутого в мире уровня, лучших научно-технических достижений и тенденций развития техники по теме выполняемой НИОКР;

Совокупность и значения технико-экономических показателей результатов работ по договору, достаточные для определения их качества и научно-технического уровня по сравнению с мировым уровнем науки и техники

2) перманентно сопровождающие научные исследования или конструкторско-технологическую разработку патентные исследования, направленные на обеспечение высокого научно-технического уровня, охраноспособности и патентной чистоты конкретных результатов работ по каждому этапу договора, по завершении которых представить заказчику отчет, содержащий аргументированные выводы исполнителя о фактически достигнутом научно-техническом уровне указанных результатов работ (этапа работ) по сравнению с мировым уровнем техники и показателями, предусмотренными в ТЗ к договору, а также об охраноспособности и патентной чистоте результатов работ, передаваемых заказчику в отношении круга стран, оговоренных сторонами в договоре.

Имеющее место в современной договорной практике закрепление за сторонами договора, в том числе за заказчиком, прав на создаваемые охраняемые РИД при выполнении договоров, которые прямо не предусматривают создание изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других охраняемых РИД, может объясняться недоработкой формы договора на проведение НИОКР и приложений к нему.

Автор настоящей статьи убежден в том, что с учетом природы НИОКР, которые являются основным источником новых знаний в научно-технической сфере деятельности, не может быть договоров на выполнение НИОКР, прямо не предусматривающих создание охраняемых РИД. Бесспорно, что договоры на выполнение улучшающих и прорывных НИОКР, направленных на достижение реальных целей инновационного развития организации, не могут не предусматривать создание охраняемых РИД. Однако результаты даже таких отдельных видов договоров, как договоры на проведение чисто исследовательских научно-исследовательских работ (далее - НИР), состоящих, как правило, в получении новых научных, технических, расчетных, других исходных данных или в построении некой расчетной модели процесса или объекта, могут и должны быть оформлены и переданы заказчику в виде базы данных, программы для ЭВМ или секрета производства (ноу-хау). Результаты (данные) выполнения договоров на проведение НИР, несомненно, должны обладать действительной или потенциальной научной или коммерческой ценностью для сторон договора (в первую очередь заказчика) и являться объектом

такого охраняемого РИД, как секрет производства (ноу-хау). В противном случае будет непонятна истинная цель заключения такого договора.

При таком подходе будет логичным, чтобы раздел технического задания «Ожидаемые результаты» подразделялся на следующие подразделы:

1) общие предусмотренные договором результаты работ;

2) результаты интеллектуальной деятельности, создание которых прямо предусмотрено договором (этапом договора), с указанием этапа работ, на котором планируется их создание, вида и предварительного названия 3 каждого намеченного к созданию РИД;

3) ожидаемый экономический или иной эффект от внедрения (использования) результатов работ.

Календарный план проведения работ по договору содержит наименование работ по договору и перечень основных этапов их выполнения. Зачастую в практической работе в указанном документе стороны договора вместо результатов работ, подлежащих передаче заказчику по завершении каждого этапа работ по договору, ограничиваются приведением упрощенного перечня отчетной документации, передаваемой заказчику, то есть носителя сведений об этих результатах, а не самих результатов работ, передаваемых заказчику.

В то же время в соответствующей графе календарного плана по каждому этапу выполнения работ по договору целесообразно (необходимо) указать в приведенном далее порядке перечни:

1) общих результатов работ, предусмотренных ТЗ для определенного этапа работ;

2) РИД, создание которых исполнителем и передача заказчику прямо предусматриваются договором и ТЗ к нему;

3) отчетной документации, подлежащей передаче заказчику по окончании этапа работ по договору.

РИД, используемые для выполнения инициативной работы, работы по договорам подряда или договорам на проведение НИОКР или полученные при выполнении этих работ, могут быть подразделены на предшествуюшие и созданные РИД.

Структура и схема возникновения РИД, права на которые принадлежат организации-заказчику, используются исполнителем в ходе выполнения работ по договору, включаются исполнителем в состав результатов работ по договору, передаваемых исполнителем заказчику, показаны на рисунке. Указанные РИД, образно говоря, представляют собой «корневую систему» любого высокотехнологичного бизнеса.

Для заказчика работ по договору принципиально важно при подписании договора определить как перечень охраняемых РИД,

3 Предварительное условное описательное название РИД может быть образовано, например, от названия объекта, узла, устройства, материала, вещества, процесса, операции, к которым относится создаваемый РИД, или путем указания на назначение этого РИД или выполняемую им функцию.

В соответствии со статьей 1353 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, поэтому с учетом продолжительности процесса рассмотрения заявки на изобретение (на выдачу патента) Федеральной службой по интеллектуальной собственности в пределах срока действия договора на выполнение НИОКР или иных работ, как правило, создание (государственная регистрация) изобретений осуществлена быть не может.

В связи с этим в соответствующем пункте технического задания на проведение работ в качестве подлежащего правовой охране изобретения (РИД), создание которого прямо предусматривается договором (этапом договора), целесообразно с учетом статьи 1350 ГК РФ указать следующий результат: «техническое решение, отвечающее условиям патентоспособности изобретения, относящееся:

а) к продукту (указать наименование устройства, узла устройства, его детали, вещества или материала, к которым относится техническое решение, создание которого прямо предусматривается договором);

б) к способу (указать наименование процесса, процедуры или действия процесса, параметра процедуры или действия процесса, к которым относится техническое решение, создание которого прямо предусматривается договором)».

«Корневая система» высокотехнологичного бизнеса: схема возникновения РИД, права на которые используются в результатах работ по договору

используемых в результатах работ, передаваемых ему исполнителем, и принадлежность прав на них (заказчику, исполнителю или третьим лицам), так и условия и порядок их дальнейшего использования заказчиком. В связи с этим в основную часть договора включаются следующие обязанности исполнителя работ:

• обеспечить передачу заказчику результатов работ, свободных от обязательств третьим лицам, а также патентную чистоту результатов работ на дату завершения работ по договору (этапу договора) в отношении Российской Федерации и других стран, в отношении которых по соглашению сторон договора исполнителем обеспечивается патентная чистота результатов работ;

• письменно согласовать с заказчиком необходимость использования при выполнении работ по договору РИД, принадлежащих исполнителю работ или третьим лицам, а также условия и форму предоставления заказчику прав на их использование.

В разделе технического задания к договору «Исходные данные для проведения работ» также целесообразно предусмотреть соответствующий подраздел, содержащий сведения о согласованном сторонами до-

говора перечне РИД, используемых при выполнении работ по договору и передаваемых заказчику исполнителем вместе с общими результатами работ по договору:

1) РИД, права на которые принадлежат заказчику (вид и название РИД, наименование и номер правоудостоверяющего документа, срок его действия, полное наименование, адрес и контактные данные правообладателя; форма и условия предоставления исполнителю прав на использование РИД);

2) РИД, права на которые принадлежат исполнителю (вид и название РИД, наименование и номер правоудостоверяюще-го документа, срок его действия, полное наименование, адрес и контактные данные правообладателя; форма и условия предоставления прав на использование РИД заказчиком);

3) РИД, права на которые принадлежат третьим лицам (вид и название РИД, наименование и номер правоудостоверяюще-го документа, срок его действия, полное наименование, адрес и контактные данные правообладателя; форма и условия предоставления прав на использование РИД заказчиком).

Практическое использование приведенных в настоящей статье рекомендаций к форме договора на выполнение НИОКР,

ТЗ и календарному плану к нему, по мнению автора, позволит государственным и (или) корпоративным заказчикам не удовлетворяться имеющим место в настоящее время представлением исполнителями работ в качестве продукта научно-технической деятельности по договору формального отчета или аннотационного отчета о проделанной работе, а требовать от исполнителя предъявления (сдачи) заказчику реальных результатов проведенных работ (этапа работ), включая созданные охраняемые (охраноспособные) РИД. Эти РИД, создание которых прямо предусматривается договором, непосредственно указываются в ТЗ к рекомендуемой форме договора и приводятся в качестве результата, подлежащего сдаче заказчику на каждом этапе календарного плана на проведение работ.

Правильный подбор совокупности ТЭП и требований к результатам НИОКР и назначение требуемого договором уровня их значений, включаемое в ТЗ к договору, характеризует научно-технический уровень результатов НИОКР и потребительскую ценность нового продукта или технологии, созданных на их основе. А это означает, что разработанная в рамках государственных и корпоративных контрактов на высоком научно-техническом уровне новая высокотехнологичная продукция при ее появлении на рынке обеспечит изменение ценовых пропорций в свою пользу и получение ее производителем повышенной нормы прибыли.

Таким образом, усовершенствование договорных отношений между государственными и корпоративными заказчиками, с одной стороны, и исполнителями НИОКР, выполняемых за счет бюджетных средств и средств крупных корпоративных структур с государственным участием, с другой стороны, позволяет рассчитывать на существенное повышение научно-технического уровня и конкурентоспособ-

ности отечественной научно-технической продукции, серьезный рост числа получаемых в рамках государственных и корпоративных контрактов охраноспособных РИД и значительное наращивание стоимости имущественных прав, создаваемых в науке, образовании и в промышленности Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев Б. Б., Алексеев В. И. Инновационная экономика: механизмы решения приоритетных проблем качества инноваций // Журнал об инновационной деятельности. Инновации. 2013. № 9 (179).

2. Алексеев В. И. Обеспечение прав организации на результаты интеллектуальной деятельности : методические рекомендации. М. : ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2013.

3. Леонтьев Б. Б., Мамаджанов Х. А., Алексеев В. И. Инвентаризация интеллектуальной собственности и ведение реестра нематериальных активов предприятия : методические рекомендации. М. : Патент, 2008.

4. Доклад заместителя руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Л.Л. Кирий на XIX международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Роспатента «Интеллектуальная собственность: история и современные тенденции». Москва, 23 сентября 2015 года.

5. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» : постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30 января 1996 года № 40.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.