Романова В. В.
О НАПРАВЛЕНИЯХ УНИФИКАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И ЗАДАЧАХ НАУКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА
Аннотация. Автор исследует направления унификации норм в сфере энергетики, в том числе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проводит анализ изменения действующего законодательства, требований к учету поставляемых энергетических ресурсов, судебной практики, обращает внимание на проблемы международно-правовой унификации, гармонизации законодательства государств-участников международных энергетических рынков, выделяет задачи науки энергетического права.
Ключевые слова. Энергетическое право; международно-правовая унификация, гармонизация законодательства; правовое обеспечение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; энергетические ресурсы; учет используемых энергетических ресурсов; правовое обеспечение инновационной деятельности в сфере энергетики.
Romanova V.V.
ON THE DIRECTIONS OF UNIFICATION OF LEGAL REGULATION IN THE ENERGY SECTOR,
PROBLEMATIC ASPECTS OF ENFORCEMENT AND THE PROBLEMS OF SCIENCE OF ENERGY LAW
Abstract. In this article the author makes a legal analysis of trends of unification in the sphere of energy, including the sphere of energy savings and energy efficiency, reviews the trends of the development of energy legislation, requirements for energy resources accounting, judicial practice, notes on the problems of international legal unification, harmonization of legislation of states - participants of international energy markets, highlights the goals of energy law science.
Keywords. Energy law; international legal unification, harmonization of legislation of states -participants of international energy markets, legal regulation in the sphere of energy savings and energy efficiency, energy resources, legal regulation in the sphere of innovative activities in energy sector.
ГРНТИ 10.91.00 © Романова В.В., 2017
Виктория Валерьевна Романова - доктор юридических наук, заведующий сектором энергетического права Института государства и права РАН, заведующий кафедрой энергетического права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (г. Москва).
Контактные данные для связи с автором: 119590, Москва, ул. Минская, 1Г, корп. 3, кв. 11 (Russia, Moscow, Minskaya str., 1G, 3, 11). Тел.: +7 925 545 38 84. E-mail: [email protected].
«Надежное, достаточное и доступное энергоснабжение - это ключ к повышению производственной активности, залог стабильного экономического роста».
Из выступления А.Б. Миллера на конференции: «Энергетическое сотрудничество как фактор стабилизации мировой экономики» в рамках Общего годового собрания Международного делового конгресса.
Вопрос об унификации норм, регулирующих отношения в сфере энергетики на национальном и международном уровнях, неоднократно поднимался в правовой литературе [10, с. 45-46, 209-210; 11]. В настоящее время, как на национальном, так и на международном уровнях единого унифицированного акта нет, правовое регулирование развивается преимущественно на отраслевом уровне. В то же время, необходимо указать на тенденцию к унификации по определенным направлениям, среди которых, в том числе, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Правовое обеспечение в области энергосбережения и энергетической эффективности относится к числу основных задач современного энергетического правопорядка [10, с. 18-19, 91-111]. На сегодняшний день система правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности продолжает активно формироваться. Различные аспекты правового регулирования как частно-правовых, так и публично-правовых отношений в области энергосбережения являются предметом многих правовых исследований [9; 12; 16]. В работах С.В. Матиящук [4], Е.Ю. Матвеевой [3], Л.И. Шевченко [14] исследовались вопросы правовой природы энергосервисного договора. Особенности правового положения саморегулируемых организаций в области энергетического обследования рассматривались в работах С.В. Матиящук [5], Л.И. Булгаковой [1]. Проблемы правового обеспечения учета потребляемых энергетических ресурсов исследовались в работах М.В. Дудикова [2], Н.Ю. Шеметовой [15].
В 2009 году был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Отметим, что в соответствии со ст. 5 этого Федерального закона, его действие распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. Данный Федеральный закон закрепляет определения таких понятий как энергетический ресурс, энергосбережение, энергоэффективность, энергетическое обследование, устанавливает принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, полномочия государственных органов в данной сфере, меры государственного регулирования, требования к учету используемых энергетических ресурсов, требования к проведению энергетического обследования, требования энергетической эффективности.
В развитие данного Федерального закона принято значительное количество подзаконных нормативных правовых актов. Среди них можно назвать: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. III). ст. 2167); Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (СЗ РФ. 2011. № 5. ст. 742); Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 754 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и признании утратившими силу актов Правительства Российской Федерации» (СЗ РФ. 2014. № 32. ст. 4524); Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» (Российская газета. 2014. 30 декабря); Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» (Российская газета. 2014. 22 августа).
Основные направления формирования правовых основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности можно подразделить на несколько групп, в том числе: требования к учету производимых, поставляемых энергетических ресурсов; требования к энергетическому обследованию; требования к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов; требования энергетической эффективности.
Остановимся подробнее на требованиях к учету используемых энергетических ресурсов. Положения об учете используемых энергетических ресурсов играют существенное значение в обеспечении баланса интересов участников отношений по поставке, передаче, транспортировке различных видов энергетических ресурсов, так как устанавливают порядок определения количества потребляемых энергетических ресурсов, что напрямую связано с осуществлением расчетов за энергетические ресурсы.
Общие требования к учету используемых энергетических ресурсов закреплены в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в том числе к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Отметим, что установленные ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 кВт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал-час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем 2 куб. м в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
По общему правилу исполнение требований в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
На сегодняшний день в энергетическом законодательстве закреплены положения об учете и о безучетном потреблении энергетических ресурсов. Эти вопросы регламентируют: Постановление Правительства РФ от 16.05.2014 № 451 «Об утверждении Правил учета нефти» (СЗ РФ. 2014. № 21. Ст. 2704); Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (СЗ РФ. 2013. № 47. Ст. 6114); Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 3008); Приказ Минэнерго России от 30.12.2013 № 961 «Об утверждении Правил учета газа» (Российская газета. 2014. 19 мая).
Несмотря на развитие правового регулирования, в данном направлении имеется значительное количество судебных споров, связанных с разногласиями в связи с учетом энергетических ресурсов [10, с. 98-110]. Правовой анализ практики рассмотрения Арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерацией показывает, что предметом рассмотрения являются споры в том числе в связи с установкой общедомовых приборов учета, об административных правонарушениях за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований их оснащенности приборами учета энергетических ресурсов; в связи с разногласиями в случаях выявления неисправности приборов учета энергетических ресурсов, в частности приборов, обеспечивающих учет газа; в связи с безучетным потреблением энергетических ресурсов.
Подтверждением высказанных положений могут служить, например, судебные акты по делу А14-14434/2013, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2015 года № 310-ЭС15-7676, Обзор судебной практики Верховного
Суда Российской Федерации № 4 (2-15), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, судебные акты по делу А73-15636/2014; Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № А73-15636/2014, судебные акты по делу А09-7248/2014, Определение Верховного Суда Российской Федерации № 310-ЭС15-16436 от 23.12.2015, судебные акты по делу № А40-39896/2014, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 № А40-39896/2014 и др.
Проблемы правоприменительной практики, задачи развития энергетики как ключевой отрасли экономики требуют дальнейшего совершенствования правового обеспечения в сфере энергетики, в том числе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данный вывод подтверждается и тем, что, несмотря на существенную детализированность отраслевого правового регулирования в таких отраслях как электроэнергетика, теплоснабжение, газовая отрасль, особенно в части договорного регулирования отношений по поставке, передаче, транспортировке энергетических ресурсов, в части ценообразования, на практике существуют многомиллиардные задолженности перед компаниями газовой отрасли, теплоснабжения, электроэнергетики (более подробные фактические данные приводятся на интернет-сайтах: http://www.rosseti.ru/press/ news/?ELEMENT_ID=27304; http://gazmsk.ru/news/81_0.htm; http://nversia.ru/news/view/id/91457 и мн. др.).
Представляется также актуальной дальнейшая работа по международно-правовой унификации в сфере энергетики, в том числе при формировании международных рынков энергетических ресурсов. Так, на сегодняшний день положениями раздела Договора о Евразийском экономическом союзе (см.: официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org) о формировании общего рынка энергетических ресурсов не охватываются вопросы, связанные с правовым обеспечением в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом одним из основных принципов формирования общих рынков энергетических ресурсов согласно ст. 79 данного Договора является отсутствие технических, административных и прочих препятствий торговле энергетическими ресурсами, соответствующим оборудованием, технологиями и связанными с ними услугами.
В то же время, данным аспектам возможно уделить внимание при работе над предусмотренной правом Евразийского экономического союза унификацией норм и стандартов на газ государств-членов; норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств-членов; гармонизации национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов; гармонизации законодательства государств-членов общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов, электроэнергетического рынка.
Проведение международно-правовой унификации либо гармонизации законодательства государств-членов международных энергетических рынков для регулирования отношений в области учета поставляемых, транспортируемых, передаваемых энергетических ресурсов, могут иметь значение и для правового регулирования отношений по транзиту энергетических ресурсов.
Необходимо отметить, что развитие правового регулирования в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности имеет особую актуальность в том числе и потому, что данная сфера напрямую связана с разработкой и внедрением передовых технологий в сфере энергетики, внедрением нового энергетического оборудования, строительством и функционированием современной энергетической инфраструктуры. В этой связи к, ключевым задачам науки энергетического права следует отнести проведение фундаментальных и прикладных правовых исследований общественных отношений, возникающих в области инновационной деятельности, энергосбережения, повышения энергетической эффективности.
Правовые основы обеспечения указанных видов деятельности уже имеются, но они явно недостаточны и требуют дальнейшего развития [6, с. 48-53; 7, с. 17-19; 8, с. 15-19; 10, с. 112-123; 13, с. 16-21]. Необходимо проведение системного правового анализа положений действующего национального, зарубежного законодательства, норм международно-правового регулирования, предусматривающих меры стимулирования разработки, внедрения инновационных энергоэффективных, энергосберегающих технологий, выявление пробелов в правовом регулировании на национальном и международных уровнях, проведение работы по унификации и гармонизации законодательства государств-участников международных энергетических рынков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгакова Л. И. Ответственность саморегулируемых организаций в области энергетического обследования по обязательствам своих членов // Современные проблемы юридической науки: сборник материалов Международной научно-практической конференции 17.04.2013. Краснодар, 2013.
2. Дудиков М.В. Правовое регулирование учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов в Российской Федерации // Экологическое право. 2014. № 3.
3. Матвеева Е.Ю. О правовой природе энергосервисного договора (контракта). Энергосервисный договор (контракт) как типовая договорная конструкция // Право и политика. 2014. № 9 (177).
4. Матиящук С.В. Энергосервисный контракт - новый вид договора в российском праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 4.
5. Матиящук С.В. Саморегулируемые организации на рынке услуг по энергетическому обследованию // Гражданин и право. 2010. № 8.
6. Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов. М.: Юрист, 2012.
7. Романова В.В. Правовое регулирование деятельности венчурных фондов как элемента инновационной инфраструктуры в сфере энергетики // Российская юстиция. 2013. № 8.
8. Романова В.В. Об инновационном направлении дальнейшего развития энергетического сектора и актуальных задачах энергетического права // Правовой энергетический форум. 2014. № 2.
9. Романова В. В. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: развитие правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 11.
10. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М.: Юрист, 2016.
11. Салиева Р.Н. Принципы регулирования в энергетической сфере как правовые средства обеспечения баланса интересов поставщиков и покупателей энергоресурсов // Правовой энергетический форум. 2016. № 4.
12. Салиева И.Р., Салиева Р.Н., Фаткудинова Э.М. Энергосбережение и энергоэффективность: гражданско-правовой аспект регулирования в России и странах СНГ // Евразийский юридический журнал. 2014. № 8 (75).
13. Федоров Д.В. Инновационное развитие электроэнергетического сектора в России // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Правовое регулирование в сфере электроэнергетики и теплоснабжения». М.: Юрист, 2013.
14. Шевченко Л.И. Договорные отношения в сфере энергетики. М.: МГИМО-Университет, 2015.
15. Шеметова Н.Ю. Право жильцов многоквартирных жилых домов на доступ к коллективным приборам учета потребляемых энергетических ресурсов и осуществление контроля за их показаниями // Цивилист. 2012. № 1.
16. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть / под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2015.