О направлениях развития интеграционной повестки России и Китая
Политические противоречия с лидерами развитого П.А. Кадочников
мира и взаимные санкции подталкивают Россию к сближению с развивающимися странами (членами БРИКС, удк 339.924 (470+571+510) другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона и ББК 65.5 (2Рос+5 Кит) Латинской Америки). Это сближение имеет не только по- К-136 литическую, но и торгово-экономическую основу из-за применяемых в составе взаимных санкций ограничений в торговле и движении капитала.
Юридическое оформление этого сближения (в форме обновления договоров о сотрудничестве или подписания договоров о свободной торговле) закрепит взаимный интерес на новом уровне, сохранит эту основу в будущем, в период восстановления отношений с Западом. В этом заинтересована не только Россия, но и развивающиеся партнеры - они видят в этом укрепление собственной внешней политики и заинтересованы в получении уступок на переговорах из-за особенностей текущего положения России. Содержание соглашения с Китаем, политическим и экономическим лидером развивающегося мира, - один из главных вопросов этой повестки.
В основе общей стратегии Китая в заключении подобного рода соглашений лежит «мирное возвышение»1, подкрепляемое продвижением и защитой национальных интересов. Это определяет заинтересованность Китая в заключении и развитии этих соглашений (их около 50), которые носят всесторонний стратегический характер. Политический вес России в глобальной политике и в отношениях с Китаем существенно превышает экономи-
1 Впервые лозунг «мирного возвышения» Китая представлен в 2003 г. во время выступления проректора центральной партшколы КПК Чжэн Бицзяня. Это вызвало крупный политический резонанс в мировом сообществе, поэтому в дальнейшем термин был заменен на «мирное развитие».
1 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
25 ^
ческий, поэтому новое соглашение необходимым образом будет основываться на расширении политического партнерства.
По сути соглашения Китая с другими странами существенно отличаются друг от друга. Действующее соглашение с Россией считается одним из наиболее полных и практически эффективных2. При этом оно содержит меньше торгово-экономических вопросов, чем, например, соглашение с ЕС (включает вопросы таможенного контроля, интеллектуальной собственности, электронной коммерции, межбанковского сотрудничества, обмена опытом в сфере закупок для государственных нужд, договоренности о заключении инвестиционного соглашения и др.) или блок соглашений с США (включают вопросы доступа иностранных финансовых учреждений, признания стандартов и проведения лабораторных исследований, интеллектуальной собственности, науки и технологий, энергетики).
Это означает, что российские компании по целому ряду направлений имеют менее понятные условия работы в Китае, чем их зарубежные конкуренты. Соответственно, в новом договоре могла бы присутствовать торгово-экономическая повестка, вопросы регулирования инвестиций. В дополнение к этому в соглашение могли бы войти общие для России и Китая вопросы в повестке глобальных и региональных экономических организаций (реформа глобальных финансовых институтов и институтов содействия развитию, расчеты в национальной валюте, рейтинговое агентство, реализация трансграничных инфраструктурных проектов), а также секторальные инициативы (транспорт, образование и наука, телекоммуникации, космическая отрасль).
Принятие решения о начале переговоров о свободной торговле с Китаем потребует более сложного выбора внутренней промышленной и сельскохозяйственной политики России и стран Таможенного союза. Общий объем российского экспорта в Китай в 2013 году составил 39,6 млрд долл. (см. таблицу 1), 2/3 составляют энергоресурсы (см. таблицу 2), импорта - 49,5 млрд долл., около 40% и которых - машины и оборудование (см. таблицу 3). Еще примерно 1,6 и 2,0 млрд долл. составляет экспорт услуг из России в Китай и наоборот, соответственно (см. таблицу 1).
Таблица 1
Показатели торговли России с Китаем в 2007-2013 гг. (млн долл. США)
Год Оборот торговли товарами Экспорт товаров России в КНР Импорт товаров России из КНР Оборот торговли услугами Экспорт услуг России в КНР Импорт услуг России из КНР
2007 48165,37 19676,89 28488,48 2114,54 748,52 1366,02
2 Это отражено в исследованиях российских и китайских авторов (см., например, Zhao Mingwen, "Deepened Strategic Partnership of Coordination Between China and Russia". URL: http://www.ciis.org.cn/english/2011-08/12/content_4404233.htm), последовательно выражается в заявлениях лидеров по итогам двусторонних встреч.
^ 26
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2015
Год Оборот торговли товарами Экспорт товаров России в КНР Импорт товаров России из КНР Оборот торговли услугами Экспорт услуг России в КНР Импорт услуг России из КНР
2008 56830,54 23825,11 33005,43 2464,45 869,62 1594,83
2009 38796,72 21282,95 17513,77 1909,98 895,33 1014,66
2010 55448,79 25836,26 29612,52 2476,31 1081,69 1394,62
2011 79249,3 40345,47 38903,83 3406 1407,17 1998,84
2012 88158,03 44100,51 44057,53 3679,03 1530,05 2148,98
2013 89210 39620 49590 3670,66 1617,32 2053,34
Источник: Единый портал внешнеэкономической информации, Центральный банк Российской Федерации3.
Для России Китай - крупнейший торговый партнер после ЕС, для Китая Россия занимает девятую позицию среди экспортных направлений. Это означает, что придется решать масштабные вопросы адаптации российской промышленности к свободной торговле с Китаем, а также фискальные проблемы (средневзвешенный импортный тариф по сложившейся товарной структуре для импорта из Китая составляет около 7,36%).
Таблица 2
Удельный вес основных товарных групп в импорте России из КНР
(% от общего объема импорта)
№ группы по ТН ВЭД Наименование 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
84-90 Машины и оборудование 30,6 36,71 33,44 38,43 40,91 42,43 37,9
28, 29, 3840, 54,55 Химические товары 6,2 7,46 8,2 8,01 9,28 8,76 8,35
64 Обувь, гетры и аналогичные изделия; их части 6,39 5,18 7,7 7,91 6,34 5,9 6,31
3 Данные по торговле товарами - Единый портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/; данные по торговле услугами - Центральный банк: за 2007-2008 гг. URL: http://www.cbr.ru/ statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade_2005-08.htm&pid=svs&sid=vt_uRF; за 20082013 гг. URL: http://www.cbr.m/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade_new_2009-13. htm&pid=svs&sid=itm_44615
1 - 2015 Российский внешнеэкономический вестник
27 Q
№ группы по ТН ВЭД Наименование 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
62 Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания 6,45 4,91 7,08 6,12 5,41 4,82 6,85
61 Предметы одежды и принадлежности к одежде трикотажные машинного или ручного вязания 23,1 11,1 6,63 6 5,2 4,96 6,31
42 Изделия из кожи; дорожные принадлежно сти, дамские сумки и аналогичные им товары 2,4 2,32 2,98 2,48 2,69 1,65 2,12
94 Мебель; постельные принадлежности; лампы и осветительное оборудование; сборные строительные конструкции и др. 1,7 4,85 2,62 2,94 2,12 2,18 2,44
63 Прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении 2 2,06 2,37 1,85 1,8 2,82 3,27
43 Натуральный и искусственный мех; изделия из него 0,5 0,16 2,2 2,93 3 3,56 2,85
^ 28
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2015
№ группы по ТН ВЭД Наименование 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
95 Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежно сти 1,5 1,64 1,83 1,49 1,85 1,55 1,53
Всего по рассматриваемым группам 80,84 76,39 75,05 78,16 78,6 78,63 77,93
Источник: Единый портал внешнеэкономической информации4.
Возможность компенсировать потери рабочих мест и бюджета за счет продвижения по интеграционной повестке зависит от целого ряда обстоятельств. Китай последовательно придерживается политики либерализации внешней торговли и открытия доступа на свои рынки. Это подтверждается снижением импортных пошлин с 55% в начале 1980-х до 45% в начале 1990-х, 18% в 1995-1996 гг. и 9,6%. Во время кризиса 2008 года Китай ввел относительно небольшое число протекционистских мер (150 шт., не превышает средние показатели по Группе 20), хотя против Китая были направлены более 1595 мер (1338 в настоящее время действуют)5.
При относительно большом числе споров в ВТО с США (24 спора) и ЕС (12 споров), в том числе при многих спорах по антидемпинговым мерам, Китай не выносит в ВТО споры против Индии, имеющей наибольшее число действующих антидемпинговых мер против Китая (89 действует, ведется 12 расследований). С Россией в части применяемых мер Китай поддерживает симметричную ситуацию - Россия применяет 8 мер (+1 мера на рассмотрении), Китай - 6 мер6. Все это примеры того, что при достаточно сдержанной протекционистской политике Китай
4 Единый портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/files/ images/country/China/2014/jan2014/Statistics%20of%20China%27s%20foreign%20econom-ic%20activity%20for%20the%20period%20from%202005%20to%20January%202014.pdf
5 The Global Trade Disorder. The 16th GTA Report. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globaltradealert.org/sites/default/files/GTA16.pdf
6 Россия применяет пошлины 4,5 до 15% на следующие товарные группы: подшипники, стальной прокат, продукция из холоднокатаной стали с полимерным покрытием, бесшовные трубы из нержавеющей стали, эмалированные ванны; Китай применяет пошлины от 3 до 9,7% на товарные группы: каучук, поливинил хлорид, трихлорэтилен, эпихлоргидрин, полиамид-6, плоский прокат электротехнической стали текстурированной.
1 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
29 Q
активно увязывает применяемые меры и контрмеры с политической ситуацией. Другими словами, политические цели являются важными аргументами для Китая в его торговой политике, и это будет учитываться в переговорах с Россией (странами Таможенного союза).
В дополнение к многосторонней либерализации в последние годы Китай, несмотря на общую несклонность к альянсам, занимает активную позицию в проведении переговоров и заключении соглашений о свободной торговле. Интеграционная повестка Китая стратегически заявлена и включает в себя несколько контуров: (1) большой Китай (Китай, Гонконг, Макао и Тайвань); (2) зона свободной торговли с АСЕАН и двусторонние зоны свободной торговли7; (3) крупные партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе: АСЕАН+3, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (АСЕАН+6), стремление к созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли и анализ возможности присоединения к ТрансТихоокеанскому партнерству.
Важно, что Китай предоставляет партнерам (и требует от них) преференциальный режим по широкой товарной номенклатуре: количество исключений, например, в зоне свободной торговле Китая с АСЕАН в формате АСЕАН+1 (в среднем 5,3% линий) меньше, чем в аналогичных зонах свободной торговли АСЕАН с Японией и Южной Кореей и существенно меньше, чем в зоне свободной торговли АСЕАН с Индией. В совокупности тенденции многосторонней и преференциальной либерализации внешней торговли Китая показывают, что выгоды преференциальной торговли с Китаем еще достаточно высоки, хотя и сокращаются по мере расширения охвата стран.
Мотивом преференциальной торговли с Китаем для стран, уже имеющих или начавших с ним переговоры о зоне свободной торговле, является не только доступ на китайские рынки, но и встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости - использование дешевой китайской продукции в качестве комплектующих для производства своих, в том числе экспортных изделий. Китай укрепляет свои позиции экспортера технологичных товаров - основными товарными позициями китайского экспорта в различные страны мира являются коммуникационное оборудование, компьютерная техника, интегральные схемы, офисная техника; всего 84-85 группы составляют 42,8% экспорта (см. таблицу 3).
7 11 действующих соглашений, включая соглашения с Чили, Новой Зеландией, Сингапуром, Перу, Исландией, Швейцарией, 6 соглашений в стадии переговоров, в том числе с Норвегией, Кореей, Австралией, запущены feasibility study создания зоны свободной торговли с Индией и Колумбией, планируется запуск feasibility study создания зоны свободной торговли c ЕС (уже запущены переговоры по формированию инвестиционного соглашения между Китаем и ЕС в целом вместо действующих 26 соглашений с отдельными членами ЕС).
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2015
Таблица 3
Основные продукты экспорта и импорта в 2013 г. (HS 4 знака)
Основные экспортные товары Электрическое и электронное оборудование (25.4%), Механизмы, ядерные реакторы, двигатели (17.3%), Предметы одежды, аксессуары, трикотаж (4.3%), Мебель, вывески, сборные строительные конструкции (3.9%), Оптические, фото-, технические, медицинские аппараты (3.4%)
Основные импортные товары Электрическое и электронное оборудование (22.5%), Минеральное топливо, нефтепродукты (16%), Механизмы, ядерные реакторы, двигатели (8.7%), Руды, шлаки (7.6%), Оптические, фото-, технические, медицинские аппараты (5.5%)
Источник: База данных Trade Map - International Trade Statistics. URL: http://www.tade-map.org/tradestat/Product_SelCountry_TS.aspx.
С учетом этого преференциальная торговля с Китаем для России (стран Таможенного союза) может быть средством удешевления национальной продукции, выпущенной с использованием китайских комплектующих, в том числе для целей экспорта. Перспективные ниши в России (странах Таможенного союза) для этого существуют (космическая промышленность, транспортное и энергетическое машиностроение, авиастроение, машиностроение с высокой долей услуг в сборке и отладке), развитию этих производств может помочь проводимая развитыми странами политика технологического сдерживания Китая.
В целом, Россия (и другие страны Таможенного союза), по-видимому, пока не готовы к началу в ближайшее время переговоров о свободной торговле с Китаем, и это может быть не нынешним, а следующим этапом обновления соглашения. Однако необходимо учитывать, что нерешительность по отношению к интеграции с Китаем - это упущенные возможности.
В случае присоединения Китая к Транс-Тихоокеанскому партнерству и заключения соглашения о свободной торговле между Китаем и Европейским союзом (обсуждение обеих возможностей уже ведется достаточно глубоко) для России и других стран Таможенного союза единственным путем к повышению открытости и встраиванию в мировую экономику будет односторонняя либерализация внешней торговли без встречных уступок и преференций.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Единый портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/export-countries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/; URL: http://www.ved.gov.ru/files/images/country/
1 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
31 Q
China/2014/jan2014/Statistics%20of%20China%27s%20foreign%20economic%20activity%20 for%20the%20period%20from%202005%20to%20January%202014.pdf (Edinyj portal vnesh-nejekonomicheskoj informacii)
Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print. aspx?file=credit_statistics/trade_2005-08.htm&pid=svs&sid=vt_uRF. URL: http://www.cbr.ru/ statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade_new_2009-13.htm&pid=svs&sid=itm_44615 (Central'nyj bank Rossijskoj Federacii)
Fukunaga Y., Isono I. Taking ASEAN+1 FTAS Towards The RCEP: A Mapping Study. Economic Research Institute for ASEAN And East Asia (ERIA), 2013
The Global Trade Disorder. The 16th GTA Report. URL: http://www.globaltradealert.org/ sites/default/files/GTA16.pdf
UNCTAD/WTO Trade Map - International Trade Statistics. URL: http://www.trademap.org/ tradestat/Product_SelCountry_TS.aspx
Zhao Mingwen, "Deepened Strategic Partnership of Coordination Between China and Russia". URL: http://www.ciis.org.cn/english/2011-08/12/content_4404233.htm
^ 32
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2015