УДК 316.47
О НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В РОССИИ
ON THE DIRECTIONS OF STATE POLICY ON COUNTERACTION OF GENDER DISCRIMINATION IN RUSSIA
Формирование государственной политики по противодействию тендерной дискриминации находится в России на стадии становления, несмотря на то что тендерное равенство является одним из важных показателей среди 17 целей устойчивого развития, принятых ООН в 2015 году. Оценкой тендерной дискриминации занимаются различные международные организации, научно-исследовательские центры, общественные организации. Комплексную оценку степени гендерного неравенства формирует индекс гендерного разрыва — The Global Gender Gap Index (GGGI), рассчитываемый неправительственной организацией The World Economic Forum (WEF) с 2006 года. Методология расчета основывается на учете четырнадцати различных показателей. На протяжении всего времени исследований Россия занимает невысокое положение в рейтинге, но в рамках средних значений по уровню всех стран. В 2016 году Россия занимала 75-е место из 144 стран, вслед за такими государствами как Таиланд, Македония и Венесуэла1.
В рамках преодоления гендерного неравенства Россия декларирует следование Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Каирской программе действий, Пекинской платформе действий и Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Однако, по мнению ряда исследователей, в российском обществе, начиная с 2008 года, отмечается тревожная тенденция ухудшения отношения со стороны государства и общества к необходимости принятия действенных мер по снижению дискриминационного положения женщин в стране [4, 5, 7]. Одновременно не признается сам факт существования дискриминации, что приводит к повышению в некоторых регионах страны степени неравного отношения к женщинам по признаку пола. На этом фоне российский социум разворачивается в сторону консервативных гендер-ных ценностей: закрываются региональные центры, из вузов исчезают гендерные курсы [8]. Ярким доказательством данного положения служат и дискуссии по поводу вывода медицинских абортов за рамки обязательного медицинского страхования, что является попыткой ограничить права женщин на контроль рождаемости, обсуждение и введение в некоторых школах раздельного обучения мальчиков и девочек, декриминализация побоев в семье.
Фактологический материал представлен в альтернативном отчете Антидискриминационного центра «Мемориал» в ООН, где отмечаются факты наличия открытой дискриминации женщин в вопросе выбора профессии и трудоустройства, традиционные практики дискриминации девушек и женщин на Северном Кавказе, недоступность обра-
1 The Global Gender Gap Report 2015. - Available at: http: //reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2015/economies/#economy=RUS.
Н. В. Кабеева, С. В. Толмачева
N. V. Kabeeva, S. V. Tolmacheva
Ключевые слова:
гендерная дискриминация; государственная политика; противодействие неравенству
Key words:
gender discrimination; public policy; counteracting inequality
зования для цыганских девочек — жительниц компактных поселений, нарушение прав женщин на выражение своего мнения и самоидентификацию2.
Мы постоянно слышим, что Россия нуждается в повышении качества жизни, улучшении качества человеческого капитала. Однако специалистами The World Economic Forum выявлена интересная взаимосвязь между индексом тендерного разрыва и индексом человеческого капитала: большая часть стран, которые лидируют по показателям индекса человеческого капитала, а также уровню ВВП на душу населения относятся к тем, кому удалось значительно сократить гендерные разрывы3.
Одним из показателей гендерного неравенства является различная оплата труда женщин и мужчин. На существенный разрыв по уровню зарплат между мужчинами и женщинами в России обращают внимание общественность, СМИ и государственные структуры. Признание дискриминации по уровню зарплат прозвучало в в интервью ТАСС вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец в ходе Инвестфорума в Сочи 27 февраля 2017 года.
Актуальной проблемой для современного российского социума является демографическая ситуация, которая оценивается исследователями как «депопуляция». Взаимосвязь гендерного равноправия и уровня рождаемости становится предметом гендерных исследований, которые свидетельствуют о том, что средний уровень гендерного равенства в каждой конкретной стране показывает положительную корреляцию с числом детей. Соответственно, женщины в странах, где уровень гендерного равенства в среднем выше, имеют в среднем больше детей, чем женщины в странах с относительно низким уровнем гендерного равенства [1]. Таким образом, идеология гендерного равенства становится важным аспектом социальной жизни и, несмотря на опасения традиционалистов, может положительно отразиться на росте рождаемости [2].
В России в марте 2017 года принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, в которой определены основные направления государственной политики в отношении женщин. Стратегия нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (National Action Strategy)4. Однако не всегда декларируемые цели соответствуют действиям, предпринимаемым государством в настоящий момент. Возникают вопросы о действенности предпринимаемых мер по преодолению проявлений гендерной дискриминации в российском социуме, о понимании самой проблемы гендерной дискриминации.
Для поиска ответа на данные вопросы проведено социологическое исследование проблем в области дискриминации женщин и направлений государственной политики по решению гендерного неравенства в России. Цель исследования — выявить соотношение между проблемами в области дискриминации женщин и направлениями формирования национальной политики по противодействию гендерной дискриминации в стране.
Предпринят системный анализ нормативно-правового корпуса источников, статистических первичных и вторичных данных, данных социологических исследований, поисковых запросов браузера «Яндекс» за 2015-2017 гг. Выводы базируются на результатах собственного исследования, проведенного в марте 2017 года на основе неструктурированного интервью жителей города Тюмени в возрасте 18-65 лет.
2 Альтернативный отчет Антидискриминационного центра «Мемориал» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://adcmemorial.org/wp-content/uploads/cedaw_RU_ADCfinal-1.pdf.
3 http: //reports. weforum. org/global-gender-gap-report-2015/economies/#economy=RUS.
4 Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/njlkIvH7WCvOIY.
В соответствии с результатами исследования реальными достижениями в области борьбы с тендерной дискриминацией можно считать запрещение на государственном уровне публикации объявлений о трудовых вакансиях, содержащих требования о поле, возрасте и семейном положении, а также государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение положения женщин, семьи и детей.
Вместе с тем необходимо отметить, что, начиная с 2015 года, в России наметился определенный сдвиг по осмыслению гендерного неравенства на государственном уровне: проведены исследования, учтены рекомендации ООН, разработана концепция стратегического развития в области поддержки женщин. В настоящее время идет процесс информационно-аналитического, правового и кадрового обеспечения государственной политики в интересах женщин. Провозглашены следующие положения формирующейся государственной политики:
• Создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов.
• Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния.
• Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин.
• Расширение участия женщин в общественно-политической жизни .
Однако обращает на себя внимание тот факт, что разрабатываемые механизмы, улучшающие положение женщин, изначально не декларируют искоренения гендерного неравенства. Поэтому можно отметить, что целенаправленной политики по противодействию гендерной дискриминации нет.
В некоторых регионах не соблюдаются нормы российского законодательства в сфере уже закрепленных конституционно прав женщин (практика ранних браков, заключение брака без согласия женщин, практика варварских традиций женского обрезания). Одновременно не преодолеваются, а порой усугубляются гендерные неравенства в экономической (прежде всего оплата труда) и политической (представительство в органах власти) сферах. В большинстве стран, добившихся результатов в гендерном равенстве, существуют различные структуры на уровне правительства, при этом блок управления реализации антидискриминационной стратегии координации должен быть расположен на самом высоком правительственном уровне, подпадающем под ответственность президента, премьер-министра или кабинета министров. Для лучшего взаимодействия национальный механизм должен иметь подразделения на уровне регионов и муниципалитетов. Финансирование национального механизма, как правило, предполагает осуществление посредством национального бюджета [3].
Результаты интервьюирования показали, что в обществе укоренилось мнение о женском движении как о воинственном феминизме, преследующем цели доминирования над мужчинами (не как равенство, а как превосходство). Вследствие этого очень важно изменение отношения к женскому движению, как непременному фактору, влияющему на развитие политики гендерного равенства [6].
Результаты исследования, проведенного в марте 2017 года, показали, что среди проблем, волнующих на данный момент граждан, проблема неравенства женщин не считается значимой. Без наводящего вопроса интервьюера эту проблему респонденты сами не называли. А в списке различных 15 проблем ставили ее в среднем на 13-е место. Возможно, поэтому построение политики в этой сфере идет вертикально сверху вниз, а влияние гражданского общества по решению проблем в сфере гендерного неравества концентрируется в узкой области (права сексуальных меньшинств, ущемление гражданских прав женщин на Кавказе, урегулирование профессиональных стандартов, ограничи-
5 http://government.ru/media/files/njlkIvH7WCvOIY.
вающих права женщин). Однако только немногочисленные общественные организации поднимают такую острую проблему, как бытовое неравноправие женщин и мужчин, доминантное положение мужчины, которое нередко усугубляется бытовым насилием.
Таким образом, проведенное исследование показало, что существует асимметрия между направлениями, определяемыми государством как приоритетные в вопросах достижения равноправия женщин и мужчин, и болевыми точками, требующими немедленного решения. Российский социум существующую гендерную дискриминацию не считает серьезной проблемой, относится к проявлениям неравенства как к естественно сложившейся ситуации.
Необходимо на различных уровнях власти совместно с некомерческими общественными организациями, женскими организациями вести работу по освещению в СМИ гендерных проблем. К сожалению, отсутствие системного видения взимосвязей между экономическими и политическими свободами женщины в решении гендерных вопросов в России приводит к нивелированию возможных позитивных эффектов от реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин.
Библиографический список_
1. Айвазова С. Г. Контракт «работающей матери»: нарушения или расторжение? (К вопросу об особенностях тендерной политики в современной России) // Женщина в российском обществе. - 2011. - № 3. - С. 13-22.
2. Аймалетдинов Т. А., Итушкина О. Н. Рождаемость в контексте изменения установок тендерного равенства и общественного мнения о системе здравоохранения в стране. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2015/125 /2015_125_4.
3. Базуева Е. В. Институциональная среда современной России: тендерный критерий эффективности // Вестник Пермското университета. Серия: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 48-60.
4. Ильин С. В. Дискриминация по тендерному признаку в сфере трудовых отношений // Права человека — индикатор современното развития России: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под общей редакцией Т. А. Сошниковой. - 2015. - С. 307-312.
5. Ильятуев Д. М. Противоречие действующето законодательства и Конституции Российской Федерации: вопросы воинской обязанности и утоловной ответственности или тендерный иммунитет // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 3. - С. 37-42.
6. Кашина М. А. О научном подходе в дискуссии о значении тендерных исследований и тендерното законодательства для России // Власть. - 2016. - № 6. - С. 138-144.
7. Поленина С. В. Правовая политика Российской Федерации в сфере тендерных отношений // Труды Института тосударства и права Российской академии наук. - 2016. - № 1 (53). - С. 62-80.
8. Швец Л. Г., Шепелева Ю. Л. Гендерный аспект властных отношений: проблемы и направления развития: монотр. - М.: КРЕДО, 2015. - 148 с._
Сведения об авторах Кабеева Наталья Викторовна,
к. социол. н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89220085352, e-mail: kabeeva@mail.ru
Толмачева Светлана Владимировна, д. социол. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89123825381, e-mail: svtolm@gmail.com
Information about the authors Kabeeva N. V., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 89220085352, e-mail: kabeeva@mail.ru
Tolmacheva S. V., Doctor of Sociology, Professor at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 89123825381, e-mail: svtolm@gmail.com