Научная статья на тему 'О НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В РОССИИ'

О НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕРАВЕНСТВУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабеева Наталья Викторовна, Толмачева Светлана Владимировна

В статье раскрываются вопросы формирования государственной политики противодействия гендерной дискриминации в России. Дается оценка сложившейся в стране ситуации в области равноправия женщин и мужчин со стороны международных организаций, общественных деятелей, ученых, общественных организаций. Представлены результаты исследования, посвященного определению соотношения между проблемами в области дискриминации женщин и направлениями формирующейся национальной политики по противодействию гендерной дискриминации. Выявлены достижения в области борьбы с гендерной дискриминацией со стороны российского государства за последние годы. Рассмотрен вопрос о понимании в социуме проблемы существующей гендерной дискриминации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DIRECTIONS OF STATE POLICY ON COUNTERACTIONOF GENDER DISCRIMINATION IN RUSSIA

The paper reveals the issues of forming a state policy to counteract gender discrimination in Russia. An assessment is given of the current situation in the country in the sphere of equality of women and men by international organizations, public figures, scientists, public organizations. The results of a study on the determining the interrelations between problems in the field of discrimination against women and the trends of the emerging national policy on counteracting of gender discrimination are presented. The achievements in the field of counteracting of gender discrimination by the Russian state in recent years have been revealed. The issue of understanding in the society of the problem of existing gender discrimination in Russia is considered.

Текст научной работы на тему «О НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В РОССИИ»

УДК 316.47

О НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В РОССИИ

ON THE DIRECTIONS OF STATE POLICY ON COUNTERACTION OF GENDER DISCRIMINATION IN RUSSIA

Формирование государственной политики по противодействию тендерной дискриминации находится в России на стадии становления, несмотря на то что тендерное равенство является одним из важных показателей среди 17 целей устойчивого развития, принятых ООН в 2015 году. Оценкой тендерной дискриминации занимаются различные международные организации, научно-исследовательские центры, общественные организации. Комплексную оценку степени гендерного неравенства формирует индекс гендерного разрыва — The Global Gender Gap Index (GGGI), рассчитываемый неправительственной организацией The World Economic Forum (WEF) с 2006 года. Методология расчета основывается на учете четырнадцати различных показателей. На протяжении всего времени исследований Россия занимает невысокое положение в рейтинге, но в рамках средних значений по уровню всех стран. В 2016 году Россия занимала 75-е место из 144 стран, вслед за такими государствами как Таиланд, Македония и Венесуэла1.

В рамках преодоления гендерного неравенства Россия декларирует следование Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Каирской программе действий, Пекинской платформе действий и Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Однако, по мнению ряда исследователей, в российском обществе, начиная с 2008 года, отмечается тревожная тенденция ухудшения отношения со стороны государства и общества к необходимости принятия действенных мер по снижению дискриминационного положения женщин в стране [4, 5, 7]. Одновременно не признается сам факт существования дискриминации, что приводит к повышению в некоторых регионах страны степени неравного отношения к женщинам по признаку пола. На этом фоне российский социум разворачивается в сторону консервативных гендер-ных ценностей: закрываются региональные центры, из вузов исчезают гендерные курсы [8]. Ярким доказательством данного положения служат и дискуссии по поводу вывода медицинских абортов за рамки обязательного медицинского страхования, что является попыткой ограничить права женщин на контроль рождаемости, обсуждение и введение в некоторых школах раздельного обучения мальчиков и девочек, декриминализация побоев в семье.

Фактологический материал представлен в альтернативном отчете Антидискриминационного центра «Мемориал» в ООН, где отмечаются факты наличия открытой дискриминации женщин в вопросе выбора профессии и трудоустройства, традиционные практики дискриминации девушек и женщин на Северном Кавказе, недоступность обра-

1 The Global Gender Gap Report 2015. - Available at: http: //reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2015/economies/#economy=RUS.

Н. В. Кабеева, С. В. Толмачева

N. V. Kabeeva, S. V. Tolmacheva

Ключевые слова:

гендерная дискриминация; государственная политика; противодействие неравенству

Key words:

gender discrimination; public policy; counteracting inequality

зования для цыганских девочек — жительниц компактных поселений, нарушение прав женщин на выражение своего мнения и самоидентификацию2.

Мы постоянно слышим, что Россия нуждается в повышении качества жизни, улучшении качества человеческого капитала. Однако специалистами The World Economic Forum выявлена интересная взаимосвязь между индексом тендерного разрыва и индексом человеческого капитала: большая часть стран, которые лидируют по показателям индекса человеческого капитала, а также уровню ВВП на душу населения относятся к тем, кому удалось значительно сократить гендерные разрывы3.

Одним из показателей гендерного неравенства является различная оплата труда женщин и мужчин. На существенный разрыв по уровню зарплат между мужчинами и женщинами в России обращают внимание общественность, СМИ и государственные структуры. Признание дискриминации по уровню зарплат прозвучало в в интервью ТАСС вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец в ходе Инвестфорума в Сочи 27 февраля 2017 года.

Актуальной проблемой для современного российского социума является демографическая ситуация, которая оценивается исследователями как «депопуляция». Взаимосвязь гендерного равноправия и уровня рождаемости становится предметом гендерных исследований, которые свидетельствуют о том, что средний уровень гендерного равенства в каждой конкретной стране показывает положительную корреляцию с числом детей. Соответственно, женщины в странах, где уровень гендерного равенства в среднем выше, имеют в среднем больше детей, чем женщины в странах с относительно низким уровнем гендерного равенства [1]. Таким образом, идеология гендерного равенства становится важным аспектом социальной жизни и, несмотря на опасения традиционалистов, может положительно отразиться на росте рождаемости [2].

В России в марте 2017 года принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, в которой определены основные направления государственной политики в отношении женщин. Стратегия нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (National Action Strategy)4. Однако не всегда декларируемые цели соответствуют действиям, предпринимаемым государством в настоящий момент. Возникают вопросы о действенности предпринимаемых мер по преодолению проявлений гендерной дискриминации в российском социуме, о понимании самой проблемы гендерной дискриминации.

Для поиска ответа на данные вопросы проведено социологическое исследование проблем в области дискриминации женщин и направлений государственной политики по решению гендерного неравенства в России. Цель исследования — выявить соотношение между проблемами в области дискриминации женщин и направлениями формирования национальной политики по противодействию гендерной дискриминации в стране.

Предпринят системный анализ нормативно-правового корпуса источников, статистических первичных и вторичных данных, данных социологических исследований, поисковых запросов браузера «Яндекс» за 2015-2017 гг. Выводы базируются на результатах собственного исследования, проведенного в марте 2017 года на основе неструктурированного интервью жителей города Тюмени в возрасте 18-65 лет.

2 Альтернативный отчет Антидискриминационного центра «Мемориал» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://adcmemorial.org/wp-content/uploads/cedaw_RU_ADCfinal-1.pdf.

3 http: //reports. weforum. org/global-gender-gap-report-2015/economies/#economy=RUS.

4 Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/njlkIvH7WCvOIY.

В соответствии с результатами исследования реальными достижениями в области борьбы с тендерной дискриминацией можно считать запрещение на государственном уровне публикации объявлений о трудовых вакансиях, содержащих требования о поле, возрасте и семейном положении, а также государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение положения женщин, семьи и детей.

Вместе с тем необходимо отметить, что, начиная с 2015 года, в России наметился определенный сдвиг по осмыслению гендерного неравенства на государственном уровне: проведены исследования, учтены рекомендации ООН, разработана концепция стратегического развития в области поддержки женщин. В настоящее время идет процесс информационно-аналитического, правового и кадрового обеспечения государственной политики в интересах женщин. Провозглашены следующие положения формирующейся государственной политики:

• Создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов.

• Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния.

• Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин.

• Расширение участия женщин в общественно-политической жизни .

Однако обращает на себя внимание тот факт, что разрабатываемые механизмы, улучшающие положение женщин, изначально не декларируют искоренения гендерного неравенства. Поэтому можно отметить, что целенаправленной политики по противодействию гендерной дискриминации нет.

В некоторых регионах не соблюдаются нормы российского законодательства в сфере уже закрепленных конституционно прав женщин (практика ранних браков, заключение брака без согласия женщин, практика варварских традиций женского обрезания). Одновременно не преодолеваются, а порой усугубляются гендерные неравенства в экономической (прежде всего оплата труда) и политической (представительство в органах власти) сферах. В большинстве стран, добившихся результатов в гендерном равенстве, существуют различные структуры на уровне правительства, при этом блок управления реализации антидискриминационной стратегии координации должен быть расположен на самом высоком правительственном уровне, подпадающем под ответственность президента, премьер-министра или кабинета министров. Для лучшего взаимодействия национальный механизм должен иметь подразделения на уровне регионов и муниципалитетов. Финансирование национального механизма, как правило, предполагает осуществление посредством национального бюджета [3].

Результаты интервьюирования показали, что в обществе укоренилось мнение о женском движении как о воинственном феминизме, преследующем цели доминирования над мужчинами (не как равенство, а как превосходство). Вследствие этого очень важно изменение отношения к женскому движению, как непременному фактору, влияющему на развитие политики гендерного равенства [6].

Результаты исследования, проведенного в марте 2017 года, показали, что среди проблем, волнующих на данный момент граждан, проблема неравенства женщин не считается значимой. Без наводящего вопроса интервьюера эту проблему респонденты сами не называли. А в списке различных 15 проблем ставили ее в среднем на 13-е место. Возможно, поэтому построение политики в этой сфере идет вертикально сверху вниз, а влияние гражданского общества по решению проблем в сфере гендерного неравества концентрируется в узкой области (права сексуальных меньшинств, ущемление гражданских прав женщин на Кавказе, урегулирование профессиональных стандартов, ограничи-

5 http://government.ru/media/files/njlkIvH7WCvOIY.

вающих права женщин). Однако только немногочисленные общественные организации поднимают такую острую проблему, как бытовое неравноправие женщин и мужчин, доминантное положение мужчины, которое нередко усугубляется бытовым насилием.

Таким образом, проведенное исследование показало, что существует асимметрия между направлениями, определяемыми государством как приоритетные в вопросах достижения равноправия женщин и мужчин, и болевыми точками, требующими немедленного решения. Российский социум существующую гендерную дискриминацию не считает серьезной проблемой, относится к проявлениям неравенства как к естественно сложившейся ситуации.

Необходимо на различных уровнях власти совместно с некомерческими общественными организациями, женскими организациями вести работу по освещению в СМИ гендерных проблем. К сожалению, отсутствие системного видения взимосвязей между экономическими и политическими свободами женщины в решении гендерных вопросов в России приводит к нивелированию возможных позитивных эффектов от реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин.

Библиографический список_

1. Айвазова С. Г. Контракт «работающей матери»: нарушения или расторжение? (К вопросу об особенностях тендерной политики в современной России) // Женщина в российском обществе. - 2011. - № 3. - С. 13-22.

2. Аймалетдинов Т. А., Итушкина О. Н. Рождаемость в контексте изменения установок тендерного равенства и общественного мнения о системе здравоохранения в стране. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2015/125 /2015_125_4.

3. Базуева Е. В. Институциональная среда современной России: тендерный критерий эффективности // Вестник Пермското университета. Серия: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 48-60.

4. Ильин С. В. Дискриминация по тендерному признаку в сфере трудовых отношений // Права человека — индикатор современното развития России: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под общей редакцией Т. А. Сошниковой. - 2015. - С. 307-312.

5. Ильятуев Д. М. Противоречие действующето законодательства и Конституции Российской Федерации: вопросы воинской обязанности и утоловной ответственности или тендерный иммунитет // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 3. - С. 37-42.

6. Кашина М. А. О научном подходе в дискуссии о значении тендерных исследований и тендерното законодательства для России // Власть. - 2016. - № 6. - С. 138-144.

7. Поленина С. В. Правовая политика Российской Федерации в сфере тендерных отношений // Труды Института тосударства и права Российской академии наук. - 2016. - № 1 (53). - С. 62-80.

8. Швец Л. Г., Шепелева Ю. Л. Гендерный аспект властных отношений: проблемы и направления развития: монотр. - М.: КРЕДО, 2015. - 148 с._

Сведения об авторах Кабеева Наталья Викторовна,

к. социол. н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89220085352, e-mail: kabeeva@mail.ru

Толмачева Светлана Владимировна, д. социол. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89123825381, e-mail: svtolm@gmail.com

Information about the authors Kabeeva N. V., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 89220085352, e-mail: kabeeva@mail.ru

Tolmacheva S. V., Doctor of Sociology, Professor at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 89123825381, e-mail: svtolm@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.