Научная статья на тему 'О находках пролётных птиц в Ленинграде'

О находках пролётных птиц в Ленинграде Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
94
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Олег Петрович

Второе издание. Первая публикация: Смирнов О.П. 1983. О находках пролётных птиц в Ленинграде // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 14: 130-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О находках пролётных птиц в Ленинграде»

Geyr von Schweppenburg H. 196Э. Zur Terminologie und Theorie der Leitlinie // J.

Ornithol. 104, 2: 191-204. Kessler K. 185Э. Einige Beiträge zur Wanderungsgeschichte der Zugvögel // Bull. de

la Soc. imp. des Nat. de Moscou 26, 1: 165-204. Malmberg T. 1955. Topographical concentration of flight-lines // Acta 11th Congr. Inter. Ornithol.: 161-166. Menzbier M.A. 1886. Die Zugstrassen der Vögel im Europäischen Russland // Bull. de

la Soc. imp. des Nat. de Moscou 61, 2: 291-Э69. Palmén J.A. 1876. Ueber die Zugstrassen der Vögel. Leipzig: I-VI, 1-29Э. Schmidt G.A.J. 1976. The overland migration of waterfowl over Schleswig-Holstein //

Bird Migration. Tallinn: 87-99. Williamson K. 1962. The nature of «leading line» behaviour // Bird Migration 2, Э: 176-182.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 656: 962-967

О находках пролётных птиц в Ленинграде

О. П. Смирнов

Второе издание. Первая публикация в 1983*

Город Ленинград, расположенный на путях пролёта птиц, представляет собой существенную экологическую преграду для нормального протекания миграции многих видов. Поэтому большинство птиц облетает его стороной и лишь некоторые летят непосредственно через Ленинград. Однако, попадая в несвойственную для них экологическую обстановку, не все особи выходят из неё благополучно. Частота и причины гибели бывают при этом различными у птиц разных экологических групп. Сбор сведений о птицах, потерявших способность к полёту и доставленных в таком состоянии в Ленинградский зоопарк, позволяет судить о частоте и масштабах этого явления у разных видов. Регистрация и учёт всех принесённых в зоопарк птиц, а также мест и обстоятельств их обнаружения проводились с 197Э года. Эти данные дополнены наблюдениями за пролётом птиц в центральных районах города.

Большинство ночных мигрантов летит через город, по-видимому, на достаточно большой высоте и при ясной погоде, поэтому он не оказывает сильного влияния на их миграционное поведение. Но застигнутые над городом рассветом или неблагоприятной погодой некоторые из них снижаются и часто разбиваются о провода, антенны и высокие

* Смирнов О.П. 1983. О находках пролётных птиц в Ленинграде // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 14: 130-137.

здания. Повреждённых таким образом птиц доставляется в зоопарк больше всего. Наиболее многочисленны среди них кулики. Так, за пятилетний период наблюдений в черте города было найдено 8 вальдшнепов Scolopax rusticola, 4 турухтана Philomachus pugnax, 2 золотистые ржанки Pluvialis apricaria. С такими же травмами доставляются кукушки Cuculus canorus, козодои Caprimulgus europaea, стрижи Apus apus и другие птицы. Натыкаться на различного рода сооружения могут, по-видимому, и крупные хищники с маломаневренным полётом. С такими травмами в зоопарк приносили канюков Buteo buteo, осоедов Pernis apivorus и даже двух беркутов Aquila chrysaetos и одного малого подорлика Aquila pomarina.

Мелкие насекомоядные птицы: серые мухоловки Muscicapa striata, горихвостки Phoenicurus phoenicurus, веснички Phylloscopus trochilus, теньковки Phylloscopus collybita, корольки Regulus regulus, московки Parus ater, пищухи Certhia familiaris, - в периоды миграций регулярно встречаются в центральный частях города. Они пытаются собирать насекомых в садах, парках и придорожных посадках деревьев, но не находя себе там достаточного количества корма, быстро теряют осторожность и погибают от кошек, собак или просто от истощения. Пытаясь ловить мух, она нередко залетают в открытые форточки и окна и, не найдя выхода из застеклённого помещения, гибнут внутри зданий. Только за осень 1974 года, например, нам было известно 8 случаев попадания корольков в форточки между оконными рамами. Во всех этих случаях они не могли найти выхода и их пришлось отлавливать, чтобы выпустить на свободу.

Основная масса водоплавающих птиц (гагары, поганки, пластинчатоклювые) летят через город на большой высоте или облетают его, останавливаясь на отдых на Финском заливе и Ладожском озере (Носков и др. 1965, 1974). Лишь некоторые виды в периоды пролёта останавливаются отдыхать на водных бассейнах самого города. Так, например, из года в год турпаны Melanitta fusca и синьги Melanitta nigra осенью останавливаются на мелководном участке Невы вблизи Петропавловской крепости. Некоторые из них загрязняют своё оперение нефтепродуктами и, намокнув, уже не могут улететь с этой стоянки. Так, только в ноябре 1973 года в Ленинградский зоопарк было доставлено 8 синьг и 2 турпана, оперение которых было испачкано нефтью настолько, что спасти их не удалось. В последние годы число находок загрязнённых пролётных нырковых уток в городе уменьшилось. В

1974 году, например, в зоопарк была доставлена только одна синьга, в

1975 - две, в 1976 - ни одной, а в 1977 - один турпан. Это, по-видимому, связано не столько с улучшением состояния самих стоянок, сколько с уменьшением общей численности водоплавающих птиц на пролёте над Ленинградом. Жертвами загрязнения нефтепродуктами

становятся и другие связанные с водой птицы. Кроме турпанов и синьги, за пятилетний период наблюдений из разных частей города и его пригородов в зоопарк были принесены 1 чернозобая гагара Gavia arctica, 8 чомг Podiceps cristatus, более 20 крякв Anas platyrhynchos, 1 морянка Clangula hyemalis, несколько сизых Larus canus, серебристых L. argentatus и озёрных L. ridibundus чаек. Эти факты свидетельствуют о том, что гибель птиц от загрязнения нефтепродуктами может считаться довольно частым явлением в Ленинграде.

Известно, что козодои и стрижи способны впадать в торпидное состояние, сопровождающееся понижением температуры тела и замедлением всех жизненных процессов (Jaeger 1949; Кеспайк, Давыдов 1966). За пятилетний период наблюдений в зоопарк неоднократно приносили стрижей в состоянии гипотермии. Судя по срокам их доставки, это явление в Ленинградской области наблюдается довольно часто весной и очень редко осенью. Найденные стрижи лежали обычно во дворах и на улицах города неподвижно с закрытыми глазами. Большинство таких птиц, несомненно, гибнет под колёсами транспорта и от кошек. Доставленные в зоопарк птицы никогда не выходили из состояния гипотермии и, как правило, погибали, несмотря на искусственное кормление. Причиной этого, по-видимому, было их истощение. А.Д.Слоним (1971) отмечает, что важнейшим условием выхода птиц из торпидного состояния является высокая степень их упитанности. При длительном же голодании птицы из состояния холодового оцепенения как правило не выходят.

Некоторые особи пугливых и осторожных видов птиц, попав в условия шумного многолюдного города, впадают, по-видимому, в состояние шока и без видимых физических повреждений на некоторое время теряют способность к полёту. Так, 20 сентября 1976 в Удельном парке был отловлен самец глухаря Tetrao urogallus, сидевший на дереве на высоте 4 м от земли. Он дал взять себя в руки, но уже через несколько часов после поимки был способен летать, и его выпустили на свободу. По сообщению Г.А.Носкова, затаившийся вальдшнеп был найден на набережной Невы. Он также дал взять себя в руки и не делал попыток сдвинуться с места или взлететь, когда легавая собака после стойки начала его трогать и даже переворачивать носом. После 2-3-часового спокойного лежания на полу в комнате он взлетел и быстрым ровным полётом вылетел в окно.

В городе нередко находят и птиц-подранков, подстреленных где-то за его пределами. Так, в прибрежной части города в ноябре 1976 года, примерно в 2 км от залива, был отловлен гусь-гуменник Anser fabalis с повреждённым крылом. Доставившие его жители видели, как гусь отделился от стаи и плавно опустился на газон среди домов, где и был пойман. Видимо, раненая птица выбилась из сил и вынуждена была

приземлиться. В районе аэродрома «Ржевка» был найден малый лебедь Cygnus bewickii с перебитым крылом. Известны случаи находок раненых вальдшнепов, чибисов Vanellus vanellus, морянок и крякв.

Птицы некоторых видов, пролетая через город, находят благоприятные кормовые условия и на некоторое время задерживаются в нём и даже остаются зимовать. Так, в городских садах, парках, скверах, около свалок мусора, в зоопарке, в районе мясокомбината и во многих других «кормных» местах Ленинграда на пролёте и зимовке можно встретить большие скопления серых ворон ^пш cornix, грачей C. frugilegus, галок C. monedula, свиристелей BombycШa garrulus, снегирей Pyrrhula pyrrhula, многих дневных хищников и сов. Между ними в условиях своеобразной городской среды возникают весьма необычные биоцено-тические отношения, которые часто приводят к гибели птиц.

Так, в отличие от большинства ночных мигрантов, совы, попадая в город, продолжают полёт, совмещая его с охотой на мышей, крыс и спящих дневных птиц. Застигнутые же рассветом среди жилых кварталов или заводских корпусов, они вынуждены бывают искать укрытия на чердаках, в подвалах, в кронах густых деревьев в садах и скверах. Иногда в поисках укрытий они влетают в раскрытые окна квартир или цеховых помещений. Не нашедшие в городе надёжного укрытия совы нередко становятся жертвами серых ворон. Заметив сову, вороны поднимают крик и, собравшись в стаю, начинают активно нападать на неё. Более смелые подбираются к сове сбоку и сзади и пытаются ухватить или дёрнуть её за перья. Некоторые вороны пикируют на сову сверху, стараясь клюнуть её в голову. Как правило, сова не выдерживает такого натиска и взлетает. Тогда вороны начинают бить её налету. Преследование совы продолжается до тех пор, пока она не спрячется в не доступное для ворон укрытие. Так, мы наблюдали, как серая неясыть Strix aluco, спасаясь от ворон, забралась в дымоходную трубу на крыше двухэтажного здания. Сова была настолько напугана, что дала взять себя в руки.

Если сове не удаётся быстро найти надёжного укрытия, то вороны часто забивают её насмерть. На территории зоопарка, например, вороны забили и почти полностью съели ушастую сову Asio otus. Случаи нападения ворон на пролётных сов нередко отмечали приносившие в зоопарк сов жители города (см. таблицу). Следует отметить, что в противоположность пролётным, постоянно живущие в городе совы умело избегают встреч с воронами.

Пролёт и зимовка в условиях городской среды ястребов — тетеревятников Accipiter gentШs и перепелятников A. nisus — стали обычным и довольно массовым явлением. Их пребывание в городе стало возможным благодаря возросшей численности ворон, голубей, синиц, снегирей и других зимующих в Ленинграде птиц. Ястребов приносят в

Находки пролётных сов в Ленинграде за период с 1973 по 1977 год

Обстоятельства находки птицы Strix aluco Strix nebulosa Strix uralensis Asio otus Surnia ulula Aegolius funereus Glaucidium passerinum Всего

Влетела в окно — — — 1 — 3 2 6

Спряталась в подвале, на чердаке 2 — 1 — — 2 — 5

Отбита у серых ворон 3 1 1 1 — — — 6

Имеет повреждение и не способна летать 3 — 1 2 3 1 1 11

Всего: 8 1 3 4 3 6 3 28

зоопарк в течение всего осенне-зимнего периода. За пять лет наблюдений было доставлено 13 тетеревятников и 7 перепелятников. Эти птицы, увлёкшись охотой за голубями или воробьями, влетали в цеховые помещения, на голубятни или в другие помещения и попадали таким образом в руки жителей города. В подобных случаях ястреба обычно отлавливались неповреждёнными, и мы, окольцевав их, отпускали на волю. Анализ находок хищных птиц на территории Ленинграда показывает, что эти птицы не только приспособились к успешному существованию в городской среде, но и зимуют в этом городе. Кроме ястребов, в Ленинграде на пролёте и зимовке известны встречи дербника Falco columbarius и пустельги F. tinnunculus.

Приведённые сведения о находках птиц во время миграций на территории Ленинграда не могут, конечно, с достаточной полнотой охарактеризовать масштабы их гибели в городской среде во время миграций. Истинная гибель птиц в черте города значительно больше, а причины, вызывающие её, гораздо разнообразнее. Следует хотя бы иметь в виду то, что в зоопарк попадают только живые птицы, потерявшие способность к полёту, в то время как более частые случаи находок мёртвых особей не поддаются учёту таким способом. Тем не менее, полученный материал даёт представление об основных причинах гибели птиц в городской среде.

Регистрация находок птиц в городских условиях позволяет получать дополнительные сведения об окольцованных особях. Так, за пятилетний период наблюдений были встречены с финскими кольцами два беркута, тетеревятник, скворец Sturnus vulgaris, большая синица Parus major и много повторных находок птиц, окольцованных в городе и на прилегающих к нему территориях.

Литература

Кеспайк Ю., Давыдов А.Ф. 1966. Теплообмен и поведение птиц в гнездовой период развития // Изв. АН ЭССР. Сер. биол. 15, 1:99-110. Носков Г.А., Гагинская Е.Р., Каменев В.М., Хааре А.О., Большаков К.В. 1965. Миграция птиц в восточной части Финского залива // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 3: 3-53. Носков Г.А., Зимин В.Б., Резвый С.П. 1974. Миграции птиц на Ладожском озере // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 8: 3-50. Слоним А.М. 1978. Экологическая физиология животных. М.: 1-448. Jaeger E.S. 1949. Further observations of the hibernation of the poorwill // Condor 51: 105.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 656: 967

Встреча бородатой неясыти Strix nebulosa в центре Санкт-Петербурга

А. А. Бардин

Александр Александрович Бардин. ООО «Хема».

Ул. Коллонтай, д. 19, корп. 1, кв. 48, Санкт-Петербург, Россия

Поступила в редакцию 2 мая 2011

Бородатая неясыть Strix nebulosa была обнаружена в середине дня 18 апреля 2011 в самом центре Санкт-Петербурга — во дворе дома № 6 по Кирочной улице, недалеко от станции метро «Чернышевская». Сова сидела высоко на дереве у ствола. К ней проявляли тревожно-агрессивный интерес несколько серых ворон Corvus cornix, расположившихся на соседних ветках и громко каркавших. Есть фотографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.