Перцев Никита Викторович, аспирант кафедры отечественной истории и документоведения Курганского государственного университета, науч. сотр. отдела археологии и этнографии ГБОУ «Музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского». Российская Федерация, 629004, г. Салехард, ул. Арктическая, дом 8.
.ги
О НАЧАЛЬНЫХ ДАТАХ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ
Московского государства в Югру Н. В. Перцев
Статья посвящена анализу начальных дат военных походов (1465, 1483 и 1499 гг.) Московского государства в Югру. В результате анализа источников автор приходит к выводу, что походы на Югру начинались в весенний период, а два из трех выпадали на празднование дня Николая Чудотворца. Автор приводит объяснения выявленным особенностям. В ходе изложения материала делается акцент на логистические особенности маршрута, по которому русские войска достигали территории Югры, что практически не учитывается исследователями данной проблематики. Климатические и природно-географические условия во многом объясняют выбор весеннего сезона для начала военных кампаний в отдаленных территориях Предуралья и Северо-Западной Сибири. Кроме того, полученные в результате наблюдения за источниками данные развивают изложенное в отечественной и зарубежной литературе положение, согласно которому в средневековом обществе важные военные операции предпочитали приурочивать ко дню поминания почитаемого святого. Особое место уделено последующему развитию культа Николая Чудотворца в литературной традиции XVI в., через которое автор раскрывает значение образа святого, в ком участники военных походов видят не только заступника и целителя, но и посредника между Богом и людьми.
Среди многочисленных проблем, относящихся к раннему этапу экспансии Московского государства в Сибирь, исследователями практически не затронута проблема организации первых походов на Югру с целью подчинения коренных народов Западной Сибири. Уточнение датировок этих походов — одна из основных задач исследователя-историка. Однако не менее важным, на наш взгляд, является систематизация полученных данных и их объяснение.
В качестве базового источника для решения поставленной нами задачи была использована Устюжская летопись (далее — УЛС), которая дополнялась данными Вологодско-Пермской летописи (далее — ВПЛ). В этих летописных памятниках события второй половины XV в. (в частности данные о походах на Югру) изложены с позиции великокняжеского летописания1. Подробность и уникальность некоторых замечаний УЛС объясняются тем, что одним из источников сведений для летописи стали известия устюжан — участников военных походов конца века, а также купцов, пользовавшихся на тот момент привилегиями вели-
1 Лурье Я. С. Общерусские летописи XГV-XV вв. Л., 1976. С. 243-244.
кого князя2. Источниками летописи, кроме того, были и устные сообщения лиц, близких к делопроизводственной документации великокняжеской канцелярии3. Чрезвычайно подробный рассказ о походе 1483 г.4 в ВПЛ (его автор — Филофей) записан на основе информации, полученной от непосредственных его участников5. Для обоснования выводов, полученных на основании изучения летописной традиции, нами были проанализированы Разрядные книги 1475—1605 и 1475-1598 гг. 6
Архангелогородский список (далее — А) и рукопись Л. С. Мациевича (далее — М), по которым было предпринято издание УЛС, дополняя друг друга, два из трех походов на Югру (1465 и 1483 гг.) датируют девятым мая7. Примечательно, что в обоих случаях летописец использует единую схему повествования. Сначала он сообщает о послании великим князем Иваном Васильевичем своих воевод в Югру; затем дает сведения о составе рати; и заканчивает рассказ припиской «А шли с Устюга майя в 9 день (курсив мой — Н. П.)». Как минимум один из списков (в данном случае М) при составлении своим источником мог иметь рассказ участников похода 1483 г., поэтому сомневаться в точности даты у нас нет оснований. Заметим также, что А, составленный не ранее второй половины XVII в.8, датирует начало этого похода не 9, а 2 мая, что вполне объясняется опиской при позднем формировании источника, которая, вероятно, явилась следствием похожего написания букв «фита» и «веди», соответствующих приведенным выше цифрам. Кроме того, следует оговориться, что, согласно ВПЛ, этот поход начался не в мае, а в апреле (25 апреля), правда и начальным пунктом похода источник назначает не Устюг, а Вологду.
При этом начальный маршрут, описанный ВПЛ, повторяет путь московских купцов, которые, согласно С. Герберштейну, зимним путем на санях доставляют свои товары на Вологду, дожидаются освобождения рек и лишь затем пускаются речными путями в далекие северо-западные земли9. Впрочем, данные ВПЛ позволяют утверждать, что местом сбора воевод (Иван Иванович Салтык и князь Федор Курбский) и войск (в число рати вошли вологжане, устюжане, вычегжа-не, сысоличи, а также великопермцы) стал именно Устюг (ВПЛ, к примеру, говорит об отплытии на судах из Вологды только И. И. Салтыка с вологжанами, остальные же отряды выдвинулись с Ф. Курбским из Устюга).
Заметим также, что о первостепенном значении Устюга в этом походе говорит и текст крайне своеобразной Вычегодско-Вымской летописи10. Косвенно это
2 Хорошкевич А. Л. О некоторых источниках Устюжского летописного свода // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского севера. М., 1989. С. 360.
3 Там же. С. 363.
4 ПСРЛ. Т. XXVI: Вологодско-пермская летопись / Под ред. М. Н. Тихомирова. М., 1959. С. 275-276.
5 Буганов В. И. Отечественная историография русского летописания (обзор советской литературы). М., 1975. С. 280-281.
6 Разрядная книга 1475-1605 гг.: В 3 т. Т. 1. Ч. 1. М., 1977. С. 7-8. См. также: Буганов В. И. Разрядная книга 1475-1498 гг. М., 1966. С. 6.
7 ПСРЛ. Т. XXXVII: Устюжские и Вологодские летописи ХШ-ХШП вв. Л., 1982. С. 49, 91.
8 Там же. С. 5.
9 ПлигузовА. И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М., 1993. С. 20.
10 Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись (электронный вариант).
можно подтвердить и тем, что именно устюжане во главе с Василием Скрябой, ввиду того что имели большой опыт общения с народами северо-восточной Европы и, вероятно, с Югрой11, были посланы из Устюга на Югру в 1465 г.12 Таким образом, из Вологды 25 апреля выдвинулся только один отряд, что и отразила ВПЛ, а непосредственно поход соединенного русского войска начался 9 мая. При анализе этих дат предшествующими исследователями данные положения не были учтены13.
УЛС не датирует самый поздний из походов 1499 г., в то время как ВПЛ его начало относит к 12 марта14. Замечание, что устюжская рать вышла в поход на лыжах15, позволяет признать дату достоверной.
Таким образом, понятно, что все три похода в Югру были организованы в весенний период. Выбор весеннего сезона для рассматриваемых походов объясним: несмотря на довольно сложное положение, связанное с нехваткой припасов в этот период, на первый план в югорских походах выступают проблемы, связанные с логистикой, а именно зависимость русских войск от речных систем16, являющихся главными и единственными путями на данном направлении. Не стоит забывать, что речь идет о военных действиях в период окончания климатического оптимума УШ—ХШ вв. и наступления малого ледникового периода17, когда за короткий летний период (ледоход на Предуральских реках в среднем начинается 5—10 мая, ледостав — 5—10 ноября) войску предстояло проделать путь по рекам Вологда — Сухона — Сев. Двина — Вычегда — Печора и только оттуда с помощью небольшого волока перейти в Западно-Сибирские реки18. Указанные выше
11 Вероятно, на начальном этапе русско-угорских отношений именно Устюг, построенный на перекрестке путей из Руси в Предуралье, конкурировал с Новгородом за контроль над транзитной торговлей пушниной.
12 ПСРЛ. Т. XXXVII. С. 91.
13 Плигузов. Указ. соч. С. 48; Траектории проектов в высоких широтах / Под ред. Ю. В. Неёлова, А. В. Артеева, В. А. Ламина, С. Е. Алексеева, В. Ю. Малова. Новосибирск, 2011. С. 18.
14 ПСРЛ. Т. XXVI. С. 291.
15 Там же; Т. XXXVII. С. 51; Т. XII Летописный сборник, именуемый Патриаршей, или Никоновской, летописью. СПб., 1901. С. 249.
16 О значении речного транспорта для передвижения русских войск см.: Пенской В. В. «...И запас пасли на всю зиму до весны»: Логистика в войнах Русского государства эпохи позднего Средневековья — раннего Нового времени. URL: http://www.milhist.info/2016/03/31/ penskoy_8 (дата обращения 31.03.2016) // История военного дела: Исследования и источники. Т. VIII. 2016. С. 98; Клюкин П. В. А что нам скажет начальник транспортного цеха? К вопросу о снабжении войск в новгородской кампании 1471 года. (Отзыв на работы Пенского В. В. «".И запас пасли на всю зиму до весны": Логистика в войнах Русского государства эпохи позднего Средневековья — раннего Нового времени» и Несина М. А. «Из истории логистики русских войск в XV — начале XVI в.»). URL: http://www.milhist.info/2016/07/01/klykin(дата обращения 01.07.2016) // История военного дела: Исследования и источники. Т. VIII. 2016. С. 349-353.
17 Жилина Т. Н. Малый ледниковый период как одно из колебаний климата в голоцене и его последствия в Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. Серия: Геология. Томск, 2010. № 340. С. 206.
18 Плигузов. Указ. соч. С. 19-22. О волоковых путях XIV-XV вв. в Сибирь см.: Бахрушин С. В. Исторический очерк заселения Сибири до половины XIX века // Очерки по истории колонизации Севера и Сибири. Вып. 2. Петроград, 1922. С. 18-20.
даты возможного начала похода подтверждаются и летописными сообщениями о возвращении войск в 1483/84 г. (в Вологду, согласно ВПЛ, русские войска вернулись 9 ноября, в Устюг, согласно А — на Покров Пресвятой Богородицы, 1 октября). Важно также заметить, что отличительной чертой югорских походов было отсутствие в войске конных отрядов, которые совершенно бесполезны в условиях захвата аборигенных городков в зоне западносибирской тайги19 и уж тем более при последующих действиях в более отдаленных районах северной тайги и лесотундры20. Если лошади и использовались, то только в качестве тягловой силы во время волока (хотя даже здесь их использование для перехода через Урал вызывает сомнения), что заметно снижало расход продовольствия в войске. Между прочим, в 1499 г. русские войска после перехода через Урал были встречены союзным угорским населением и снабжены повозками, запряженными собаками и оленями21.
Из вышеизложенного, нам кажется, вполне закономерно вытекает вопрос о значении даты «9 мая» в русской календарной традиции. Этот день выпадает на празднование дня Святого Николая (Вешнего) — одного из наиболее почитаемых на Руси святых. Приурочивание начала военной кампании к церковному празднику нам кажется вполне уместным, ввиду особого восприятия окружающего мира средневековым человеком22. Так, современный специалист С. В. Цыб считает, что «календарный перечень христианских святых, мучеников и угодников представлял собой, по сути, список начальных ориентиров относительного дневного счета...»23, а привязка какого-либо события к определенному дню из церковного календаря существенно конкретизировала изложенную в источниках информацию24. Связь ряда военных походов с датой памяти того или иного святого была проанализирована А. В. Лаушкиным25. Особое внимание этот автор уделяет часто повторяющемуся в источниках упоминанию в данном контексте святых Бориса и Глеба. В. В. Пенской доказал, что сбор основных сил к битве
19 Подробнее о маршруте похода 1483 г. в Западной Сибири см.: Маслюженко Д. Н., Ряби-нина Е. А. Поход 1483 г. и его место в истории русско-сибирских отношений // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень. 2010. №1 (24). С. 120-122.
20 Видный российский историк и археолог А. Н. Кирпичников по этому поводу пишет следующее: «В лесистой пересеченной местности пехотинец вел себя с большей свободой, чем всадник, которому были необходимы открытые пространства» (см.: Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Свод археологических источников. Вып. 3: Доспех, комплекс боевых средств IX—XШ вв. Л., 1971. С. 56). Добавим, что с началом освоения рассматриваемых территорий русскими лошади использовались крайне редко даже в качестве тягловой силы, причем их распространение едва заходило севернее Березова.
21 Перевалова Е. В. Шерть, «медвежья присяга» и пляска с саблями // Уральский исторический вестник. Екатеринбург. 2013. № 4(41). С. 121.
22 О призвании святых на помощь в военных начинаниях как одной из форм проявления их почитания см.: Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII—XVII вв. Дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2003. С. 6-8.
23 Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул, 1995. С. 64.
24 Там же. С. 8-9.
25 Лаушкин А. В. «Видя бъду страшьну и грозну»: еще раз о днях отъезда русских князей в Орду // Исторический вестник. Т. Х (157): Монгольские завоевания и Русь. / Под общ. ред. А. А. Горского. М., 2014. С. 121-122.
при Судбищах 1555 г. был приурочен к празднованию Николы Вешнего26. Проблему временных ограничений военных действий в связи с церковными праздниками поднимает в своих исследованиях А. Б. Грачев27.
Кроме того, мы можем привести еще некоторые доводы, объясняющие возможность проведения военных операций в данный период. Во-первых, в православной традиции ко дню Николы Вешнего должен закончиться Великий пост (последний день которого не выходил за пределы 7 мая), что крайне важно для участников военной операции. Во-вторых, к этому времени оттаивают реки, являющиеся основными путями передвижения русских войск в северо-восточном направлении и в частности в Югру (о чем уже говорилось выше).
Важность весеннего Николиного дня с военной точки зрения показывают данные разрядных книг, в которых даны погодные росписи воевод, и, что еще более важно, даты их назначения на указанные места. В XVI в. мы можем наблюдать тенденцию назначения от «9мая», близкой к этому дню дате (до 11 мая), или с припиской «на Николу Вешнего». К таковым относятся наряды от 1501, 151928, 1530, 1549, 155029, 1553, 1554, 1555 гг.30 Особенно обращает на себя внимание при-урочивание к этому дню назначение воевод в Казань. Здесь следует заметить, что часть войск, направленная Иваном Васильевичем во второй поход к Свияжску «для казанского дела», выдвинулась из Мурома именно 9 мая 1552 г.31
Огромное влияние, которое оказывал образ святого Николая на русских людей, естественно выражался и в книжной традиции, которая, правда, является более поздней по отношению к изучаемым нами событиям. Так, в описании взятия Казани в Степенной книге наше внимание привлекли рассказы, записанные в титлах 22 и 23 главы 10 семнадцатой степени (о явлении святого Николая стоящим под стенами города русским). В первом из них говорится о явлении трех святых, среди которых был и Николай, богобоязненному человеку Тихону: «Великий во светителехъ чюдотворный Николай по воздуху ходяху, неизреченным светом осияеми. На земле же виде, яко Казанстии людие, полки скачюще и выспрьзряще, вопияху ко святому Николе: "О Николае! Помози намъ на брань на руское воинство!" Святой же Николае обратился ко святым апостолам и к прочим съ ними святымъ и глагола сице: "Преблагий Богъ, Иже хотяй всемъ
26 Пенской В. В. Сражение при Судбищах 3-4 июня 1555 г. — эпизод русско-крымского противостояния // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Белгород. 2009. № 7 (62). С. 90.
27 Грачев А. Ю. «Заповедные лета»: временные ограничения военных действий в Древней Руси // Журнал «Научное мнение» (Исторические, социологические и экономические науки). СПб., 2015. № 2. С. 87- 90. Нечто подобное мы можем видеть и в истории западноевропейских народов, где особое отношение ко времени (точнее сразу к нескольким временным системам, в которых находился человек) провоцировали особые модели поведения. Важность религиозного или церковного времени подмечена выдающимся медиевистом Ж. Ле Гоффом, который ставит вопрос о связи обрядов Иванова дня с боевыми действиями Карла Великого в молодости (см.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. Общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1992. С. 166-170.
28 Разрядная книга 1475-1605 гг.: В 3 т. Т. 1. Ч. 1. М., 1977. С. 66-67, 169.
29 Там же. Ч. 2. С. 240, 360, 389.
30 Там же. Т. 3. Ч. 2. М., С. 474-476, 490-491; Буганов. Разрядная книга. С. 143, 147, 153.
31 Буганов . Разрядная книга. С. 133.
человекомъ спастися и въразумъ истинны прийти, благоволи и зде православию быти. Не медлите убо, но вскоре благословите и освятите место сие, яко же по-велъ вам Господь". Они же абие благословиша градъ Казань и светомъ к высоте взыдоша и невидими быша»32. После этого Тихон очнулся от сна и был исцелен от своих болезней. Примечательно, что именно Николай благословил русское воинство и просил у остальных святых последовать ему. В свете эсхатологических представлений крайне важными являются слова святого о необходимости распространения православия в Казани, которые напрямую отсылают нас к стремлениям русского царя.
Второй раз святитель Николай уже один является некоему нижегородцу, имя которого в рассказе упущено: «И слыша некоего, повелевающего ему вос-тати <...>. И абие ясно видитъ святого Николу, глаголюща ему: "Иди, ръцы великому князю Ивану, да повелить воинство свое осенити честнымъ крестом и священною водою окропити: се бо предаетъ Богъ градъ сей Казань въ руце его". Он же скоро тече и поведа сие царю великому князю Ивану. И бысть, яко же повеле святый Николае»33. Являясь заступником и целителем, Николай в обоих случаях выступает так же, как посредник между Богом и людьми, что еще более усиливает его значимость в военных операциях.
Вторым, не менее значимым событием эпохи Ивана Грозного, осмыслявшимся в литературной традиции, стало начало завоевания Сибири Ермаком. Мы не станем вторгаться в полемику относительно точных датировок похода Ермака, обратимся лишь к некоторым замечаниям, касающимся нашей проблемы. Еще Г. Ф. Миллер в ходе работы над «Историей Сибири» обращает внимание на совпадение дат основных событий «взятия» с празднованием дня святого Николая. Со ссылкой на Ремезовскую летопись, например, исследователь пишет, что после зимовки в Тюмени казаки отправляются в поход именно 9 мая34. Святой Николай часто являлся казакам, которые считали его своим покровителем, и ободрял их35. Вылазка Ермака из осажденного Карачеем Искера произошла также в ночь на 9 мая 1584 г.36 Не пытаясь провести критику данных событий (это выходит за рамки настоящего исследования), обратим внимание на то, что источники связывают важные моменты «взятия» именно с этой датой. Непосредственно обращаясь к творчеству С. У. Ремезова, следует отметить, что тобольский картограф, оставивший богатейшее наследие, точно подметил дату начала весны в Сибири, определив «весеннюю теплоту майя 9 числа»37. В этом же труде мы находим информацию о грамоте царя Бориса Федоровича с велением начать поход в степь тарскому воеводе Ивану Масальскому 9 мая 1598 г.38
Подводя итоги, остановимся на следующих положениях:
32 ПСРЛ. Т. XXI. Книга степенная царского родословия. Ч. 2. СПб., 1913. С. 644.
33 Там же. С. 644—645.
34 Миллер Г. Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. Т. I. М., 1999. С. 218.
35 Там же. С. 221.
36 Там же. С. 250.
37 Ремезов С. У. и сыновья. Служебная чертежная книга: рукопись конца XVII — начала XVIII в. Эрмитажного собрания № 237 Российской национальной библиотеки. Тобольск, 2006. Л. 12.
38 Там же. Л. 16.
во-первых, все рассматриваемые походы московских войск в Югру были организованы в весенний период, что объясняется логистическими особенностями выбранного театра действий;
во-вторых, в походах прослеживается традиция, связанная с приурочивани-ем начала военных действий ко дню Святого Николая Чудотворца. Более раннее начало операции 1499 г. объясняется самим его характером (в отличие от предыдущих речных походов, войско передвигалось лыжными путями);
в-третьих, анализ различных источников показал большое значение образа Николая Чудотворца в сознании русских людей (и особенно у участников военных походов) в исследуемый период.
Ключевые слова: Московское государство, Югра, походы, Святой Николай, заступничество, летопись.
Список литературы
Анисимова Е. Е. Образ святителя Николая Чудотворца в житийном и искусствоведческом дискурсах (к проблеме взаимодействия вербального и невербального) // Вестник МГУ. Вып. 18 (704). М., 2014. С. 11-23. Бахрушин С. В. Исторический очерк заселения Сибири до половины XIX века // Очерки
по истории колонизации Севера и Сибири. Вып. 2. Петроград, 1922. С. 18-79. Буганов В. И. Разрядная книга 1475-1498 гг. М., 1966.
Буганов В. И. Отечественная историография русского летописания (обзор советской литературы). М., 1975.
Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись. URL: http://Kominarod.ru./
cataloques/biblio/papers_267.html (дата обращения: 16. 10. 2015). Грачев А. Ю. «Заповедные лета»: временные ограничения военных действий в Древней Руси // Журнал «Научное мнение» (Исторические, социологические и экономические науки). 2015. № 2. С. 87-90. Жилина Т. Н. Малый ледниковый период как одно из колебаний климата в голоцене и его последствия в Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. Серия: Геология. 2010. № 340. С. 206-211. Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Свод археологических источников. Вып. 3: До-
спех, комплекс боевых средств IX-XIII вв. Л., 1971. Клюкин П. В. А что нам скажет начальник транспортного цеха? К вопросу о снабжении войск в новгородской кампании 1471 года. (Отзыв на работы Пенского В. В. «"...И запас пасли на всю зиму до весны": логистика в войнах Русского государства эпохи позднего Средневековья — раннего Нового времени» и Несина М. А. «Из истории логистики русских войск в XV — начале XVI в.») // История военного дела: Исследования и источники. Т. VIII. 2016. URL: http://www.milhist.info/2016/07/01/klykin(дата обращения 01.07.2016). Лаушкин А. В. «Видя бъду страшьну и грозну»: еще раз о днях отъезда русских князей в Орду // Исторический вестник. Монгольские завоевания и Русь. Т. X (157) / А. А. Горский, общ. ред. М., 2014. С. 110-127. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ю. Л. Бессмертный, пер. с фр., общ. ред. М., 1992.
Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976.
Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А. Поход 1483 г. и его место в истории русско-сибирских отношений // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. №1 (24). С. 115-123.
Менщиков В. В., Перцев Н. В. О локализации летописной Югры // Сибирский сборник: Сб. статей. Вып. 3 / Д. Н. Маслюженко, З. А. Тычинских, отв. ред. Курган, 2015. С. 6171.
Миллер Г. Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. Т. I. М., 1999.
Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв. Дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2003.
Михайлова И. Б. «Казанское взятие» и эсхатологические представления Ивана Грозного // Труды исторического факультета Санкт-Петербурского университета. Вып. 12. СПб., 2013. С. 206-218.
Пенской В. В. Сражение при Судбищах 3-4 июня 1555 г. — эпизод русско-крымского противостояния // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2009. № 7 (62). С. 87-95.
Пенской В. В. «.И запас пасли на всю зиму до весны»: логистика в войнах Русского государства эпохи позднего Средневековья — раннего Нового времени // История военного дела: Исследования и источники. Т. VIII. 2016. URL: http://www. milhist. info/2016/03/31/penskoy_8 (дата обращения 31.03.2016).
Перевалова Е. В. Шерть, «меджья присяга» и пляска с саблями // Уральский исторический вестник. 2013. № 4(41). С. 120-131.
Плигузов А. И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М., 1993.
Траектории проектов в высоких широтах / Ю. В. Неёлова, А. В. Артееа, В. А. Ламина, С. Е. Алексеева, В. Ю. Малова, ред. Новосибирск, 2011.
Хорошкевич А. Л. О некоторых источниках Устюжского летописного свода // Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989. С. 357-368.
ХрусталевД. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002.
Царевская Т. Ю. Целительный аспект почитания св. Николая Чудотворца и его проявление в новгородском искусстве XIII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 1 (4). М., 2011. С. 26-41.
Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул, 1995.
St. Tikhons University Review. Pertsev Nikita Viktorovich,
Series II: History. Russian Church History. Post Graduate student of the department of Russian history
2017. Vol. 77. P. 56—65 and records management at Kurgan State University,
Research Fellow at the Department of archaeology and Ethnography in «Museum and exhibition complex of I. S. Shemanovsky» Arctic street 8, Salekhard 629004, Russian Federation pertsevl991@list .ru
On the Initial Dates of Military Campaigns of Moscow State in Yugra
N. Pertsev
This article examines the initial dates of military campaigns of the Moscow State in Yugra (1465, 1483 and 1499). Based on the analysis of relevant sources, we come to a conclusion that Yugra expeditions started in spring, and two out of three fell on Nicholas the Wonderworker's commemoration day. The paper pays special attention to the
logistic features of the route of Russian troops to Yugra, as this aspect was not studied properly in previous research. Climatic and geographical conditions largely explain the choice ofthe spring period for the beginning of military campaigns in remote regions the Urals and North-Western Siberia. Besides, the carried-out study allows us to develop the point of view according to which important military operations in medieval society tended to be bound to the commemoration day of a much revered saint. Particular attention is paid to the subsequent development of Nicholas the Wonderworker's cult in the literary tradition of the 16th century, which helps us to reveal the significance of the image of the saint, who was regarded by participants of the campaigns not only as the patron and healer, but also as the intermediary between God and people.
Keywords: Moscow State, Yugra, military campaign, St. Nicholas, chronicle, logistics, Western Siberia, Ob River.
References
Anisimova E. E., "Obraz svjatitelja Nikolaja Chudotvorca v zhitijnom I iskusstvoved-cheskom diskursah (k probleme vzaimo-dejstvij a verbal'nogo I neverbal'nogo)", in: VestnikMGU, 8 (704), 2014, 11-23.
Buganov V. I., Razrjadnaja kniga 1475-1498gg., Moscow, 1966.
Buganov V. I., Otechestvennaja istoriografija russkogo letopisanija (obzor sovetskoj litera-tury), Moscow, 1975.
Vychegda-Vymsky (Misa-Evtihievskaya) Chronicle, available at: http://Kominarod.ru./ cataloques/biblio/papers_267.html (16. 10. 2015)
Grachev A. Ju., "«Zapovednye leta»: vremen-nye ogranichenija voennyh dejstvij v Drevnej Rusi", in: Zhurnal "Nauchnoe mnenie': Is-toricheskie, sociologicheskie ijekonomicheskie nauki, St. Petersburg, 2015, 87-90.
Zhilina T. N., "Malyj lednikovyj period kak odno iz kolebanij klimata v golocene i ego posledstvija v Zapadnoj Sibiri", Vestnik Tom-skogo gosudarstvennogo universiteta, Serija Geologja, Tomsk, 340, 2010, 206-211.
Kirpichnikov A. N., Drevnerusskoe oruzhie: Svod arheologicheskih istochnikov. Vypusk tretij : dospehi, kompleks boevyh sredstv IX-XIIIvv., Leningrad, 1971.
Kljukin P. V., "A chto nam skazhet nachal'nik transportnogo ceha? K voprosu o snabzhenii vojsk v novgorodskoj kampanii 1471 goda (Otzyv na raboty Penskogo V. V., "«...I zapas pasli na vsju zimu do vesny»: logistika v
vojnah Russkogo gosudarstva jepohi pozd-nego Srednevekov'ja - rannego Novogo vremeni" i Nesina M. A., «Iz istorii logistiki russkih vojsk v XV — nachale XVI v.), in: Is-torja voennogo dela: issledovanja i istochniki, in: The history of military affairs: studies and sources), VIII, available at: http://www.mil-hist.info/2016/07/01/klykin (01.07.2016).
Laushkin A. V., «Vidja bedu strash'nu i groznu»: eshhe raz o dnjah ot'ezda russkih knjazej v Ordu", in: Istoricheskij vestnik: Mongol'skie zavoevanija i Rus', Moscow, 2014, X (157), 10—127.
Jacques Le Goff, Civilizacja srednevekovogo Zapada, Moscow, 1992.
Lurie Y. S., Obshhe russkie letopisiXIV—XVvv., Leningrad, 1976.
Maslyuzhenko D. N., Ryabinin E. A., Pohod 1483 g. i ego mesto v istorii russko-sibir-skih otnoshenij , in: Vestnik arheologii, an-tropologii i jetnografii, 24, 2010, 115—123.
Menshikov V. V., Pertsev N. V., "O lokalizacii letopisnoj Jugry", in: Sibirskj sbornik, Kurgan, 3, 2015, 61—71.
Miller G. F., Istorija Sibiri, Izdanie vtoroe, do-polnennoe. Moscow, 1999.
Mikhailov I. B., "«Kazanskoe vzjatie» I jesha-tologicheskie predstavleni a Ivana Grozno-go", in: Trudy istoricheskogo fakul'teta Sankt-Peterburskogo universiteta, 2013, 206—218.
Penskoj V. V., "Srazhenie pri Sudbishhah 3—4 ijunja 1555 g.— jepizod russko-krym-skogo protivostojanij a", in: Nauchnye ve-
domosti Belgorodskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, Serija Istorja. Politologija, 7 (62), 2009, 87-95.
Penskoj V. V., "«...I zapas pasli na vsju zimu do vesny»: logistika v vojnah Russkogo gosu-darstva jepohi pozdnego Srednevekov'ja -rannego Novogo vremeni, Istorija voennogo dela: issledovanija i istochniki, VIII, available at: http://www.milhist.info/2016/03/31/ penskoy_8 (31.03.2016).
Perevalova E. V., "Shert', «medvezh'ja pris-jaga» i pljaska s sabljami", in: Ural'skj is-toricheskj vestnik, (41), 2013, 20-131.
Pliguzov A. I., Tekst-Kentavr o sibirskikh Samoyedah, Moscow, 1993.
YU. V. Neyolova, A.V. Arteea, V. A. Lamina, S. E. Alekseeva, V. YU. Malova, red., Traektorii proektov v vysokih shirotah, Novosibirsk, 2011.
Usachev A. S., "Stepennaja kniga kak pamjat-nik obshhestvennoj mysli serediny XVI v. v
svete mezhdisciplinarnogo issledovanija", in: Drevnjaja Rus'. Voprosy medievistiki, 4 (14), 2003, 73-74.
Horoshkevich A. L., "O nekotoryh istoch-nikah Ustjuzhskogo letopisnogo svoda. Drevnerusskoe iskusstvo", in: Hudozhest-vennye pamjatniki russkogo Severa, Moscow, 1989, 357-368.
Khrustalev D. G., Razyskaniya o Efreme Pereyaslavskom, St. Petersburg, 2002.
Tsarevskaya T. Y., "Celitel'nyj aspect pochi-tanij a sv. Nikolaja Chudotvorca i ego pro-javlenie v novgorodskom iskusstve XIII v.", in: Vestnik PSTGU, Serija V: Voprosy istorii I teorii hristianskogo iskusstva, 1 (4), 2011, 26-41.
Cyb S. V., Drevnerusskoe vremjaischislenie v "Povesti vremennyh let", Barnaul, 1995.