Научная статья на тему '«О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» КИМ ЧЕН ИРА – МУЗЫКАЛЬНАЯ ДОКТРИНА'

«О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» КИМ ЧЕН ИРА – МУЗЫКАЛЬНАЯ ДОКТРИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / чучхе / Ким Чен Ир / Море крови / музыкальное искусство / music / Juche / Kim Jong Il / Sea of Blood / musical art

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чаморов Никита Михайлович

Статья посвящена изучению музыковедческого труда товарища Ким Чен Ира, как основополагающего документа по развитию музыкального искусства в КНДР. Целью статьи является изучение развития музыкального искусства в эпоху развития идей чучхе. В ходе написания статьи были изучены главы, касающиеся как оперного, вокального так и инструментального искусства. Были прослушаны музыкальные композиции различных cеверокорейских музыкальных коллективов, размещенные в социальных сетях, а также на видеохостинге YouTube. Выбранная тема является малоизученной исследователями. Данная статья позволяет более детально изучить музыкальные традиции, сложившиеся в КНДР после конца Корейской войны (1950-1953 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KIM JONG-IL'S “ON THE ART OF MUSIC” – MUSICAL DOCTRINE OF THE DPRK

The article is devoted to the study of the musicological work of comrade Kim Jong Il as a fundamental document on the development of musical art in the DPRK. The purpose of the article is to study the development of musical art in the era of the development of Juche ideas. In the course of writing the paper, chapters on both opera, vocal and instrumental arts were studied. Musical compositions of various North Korean musical groups posted on social media as well as on YouTube video hosting were listened to. The chosen topic is an understudied one by researchers. This paper provides a more detailed examination of the musical traditions that developed in the DPRK after the end of the Korean War (1950-1953).

Текст научной работы на тему ««О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» КИМ ЧЕН ИРА – МУЗЫКАЛЬНАЯ ДОКТРИНА»

Введение

Музыка всегда была неотъемлемой частью любого народа. Дискуссии о воздействии музыкального искусства на внутренний мир человека не прекращалась на протяжении многих веков. Основной вопрос заключается в том, какая все-таки должна быть настоящая музыка.

Музыка может как поднять человека в бой, так и уничтожить его. Музыкальное искусство одно из самых мощнейших инструментариев воздействия на психологическую составляющую человека

Товарищ Ким Чен Ир в своем труде решил описать как должно развиваться музыкальное искусство в эпоху рассвета революционных идей чучхе. Исследование сущности природы музыки, ее роли и миссии, содержания и формы занимают главную часть данного труда.

Результаты исследования

Так как музыка отражает эпоху, то она должна прежде всего основываться на идеологических принципах чучхе, а именно опоры на собственные силы. В музыке внутренний настрой человека должен отражаться в гаммах чувств и эмоций, переживаемых в жизни и борьбе. Главная цель музыкального произведения прежде всего заключается в раскрытии эмоционально- психологического мира человека [1, С. 4].

В приоритете у любой музыкальной формы должно быть содержание, способное взрастить в гражданине КНДР пламенный революционный дух. Музыка должна рождать чувства. Настоящая музыка прежде всего должна быть посвящена человеку, стремящемуся к самостоятельности, верности общественно-политическому коллективу и бессмертности в жизни социально-политического организма.

Музыка должна быть понятна прежде всего трудящимся массам, а не кучке профессионалов. Музыка должна отражать современные тенденции, служить идейно-эмоциональному воспитанию людей и призывать их к борьбе. Музыка – это прежде всего вливание свежей струи в будничные дни трудового народа. Музыка – это результат острой классовой борьбы между народными массами. Музыкальное искусство должно служить интересам революции, и особенно важно, чтобы у любой мелодии был национальный окрас, который бы выделял ее из музыкальных произведений других народов. Лишь национальная музыка будет понятна широким народным массам.

Необходимо поощрять создание музыкальных произведений с корейским национальным окрасом. Для повышения ощущения темпераментности музыки советуется использовать чанго (двухсторонний корейский барабан) и другие ударные инструменты. Музыка, сочиненная в угоду эксплуататорскому классу, недостойна унаследования ее народом. Необходимость унаследования мелодий разных провинций КНДР является важной задачей. В пример ставится ансамбль электронной музыки «Почхонбо», исполняющий мягкие и нежные мелодии сочетая наследие южных, где еще используют трехстишие сичжо, и западных провинций в соответствии с эстетическим вкусом народа [1, С. 23]. Необходимо по возможности использовать все жанры корейской музыки: санджо (инстурментальные композиции с ускоряющимся темпом), пхансори (сольное исполнение с сопровождением ударных инструментов), мине (народные крестьянские песни) и нонак (сельская ударная музыка, исполняемая 20-30 участниками).

Музыка по своей сути обязана нести воспитательный и поучительный характер. Все слова в мелодии должны быть понятны простому корейцу и желательно, чтобы слова имели смысловую нагрузку для слушателя. Принцип современности и историзма должен сочетаться в мелодиях. Музыка должна развиваться во всех направлениях будь-то современные мелодии, оперное творчество, музыкально-хореографический сводный оркестр и т. д.

Идея лежит в основе любой замечательной музыки нашей эпохи. Музыка и композиторы в своих произведениях должны воспевать революцию, партию и незабвенные заслуги товарища Ким Ир Сена перед корейским народом [2, С. 126].

Музыка прежде всего должна нести черты корейских народных песен в современной обработке как вокальной, так и инструментальной. Музыка – ключ к душе народа. Трудовые массы должны активно участвовать в музыкально-творческой деятельности для поднятия своего культурного уровня. Кружки для самодеятельности должны быть расположены как на производственных предприятиях, так и по жилым массивам и учебным заведениям.

Традиции выступлений антияпонских партизан с простыми народными инструментами должны перейти в современность. Артисты художественных коллективов и агитбригад должны быть в гуще масс. Музыка – одно из важнейших средств партийно-политической работы с населением. Образование людей в сфере культуры должно выйти по всей стране на новый уровень. Важно уделять внимание мелодическому рисунку, так как он отражает настроение музыкального произведения. Модернизм и авангардизм по словам Ким Чен Ира считают понятие мелодии второсортным и полностью отбрасывают ее. Партия же отдает приоритет мелодии, а ей должно быть подчинено все остальное: гармония, ритм, строй.

Чтобы мелодия проявляла свои яркие оттенки необходимо применение полифонии. Средства полифонии прежде всего должны быть понятны слушателю, а также четко отражать национальный колорит, преумножать ценность художественного звучания.

Товарищ Ким Чен Ир в пример лучших национальных песен ставит «Песню о верности» и «Ариран». Отмечается, что в данных мелодиях можно прочувствовать историю корейского народа, полную национальных бедствий, но пропитанной любовью к родному краю. Корейская мелодика издревле была нежна и мягка. Литературный текст песни четко должен ложиться на мелодию. Одна нота – один слог [1, С. 55]. Главное убрать в старой музыке упаднические настрои времен, когда корейский народ был под властью японских феодалов и буржуазии. Музыкальный лад корейской песни четко должен выделять ее из других мелодий. Песни необходимо начинать с полного такта, а не затакта.

Это необходимо для восприятия мелодии корейским человеком, так для него исторически непривычно начинать мелодию с затакта. Для правильного понимания народом мелодии необходимо думать композиторам о построении правильного ладового строя.

Чтобы мелодическая линия была ярко выражена, необходимо продумано применять корейскую ритмическую фигуру. Для увеличения яркости мелодии необходима полифония. Куплетная форма, по мнению Ким Чен Ира, является самой лучшей мелодией песенного творчества. Мелодия должна иметь свои «ростки» и «плоды». Иначе мелодия не может считаться полноправным участником музыкального произведения и не будет иметь своей целостности.

Необходимо уделять внимание правильной подборке музыкальных инструментов. Инструментальный состав играет огромную роль в выявлении национальных тембровых окрасов музыки. Для развития разножанровых ансамблевых форм нужно сочетать народные и европейские инструменты. Из-за оккупации Кореи японскими империалистами корейцам пришлось использовать инструменты феодальных времен. На тот момент оркестр был лишь орудием феодалов для внедрения массам идеи покорности своим хозяевам. Что касается музыкальных инструментов европейского происхождения, то их нужно не искоренять, а дорабатывать для исполнения на них традиционной корейской музыки [3].

Аранжировка тоже должна играть особо важную роль в композиционной структуре. Для сохранения мелодического рисунка нельзя расчленять при аранжировке его тематическую линию. В мелодии должна чувствоваться целостность композиции. Ее ни в коем случае нельзя дробить на более мелкие куски. Примером удачной аранжировки композиции является «На равнине Чхонсан выдался богатый урожай» и в 3-й части знаменитой симфонии «Море крови» композитора Ким Вон Гюна под заглавным названием «Знамя революции». Художественное произведение должно быть оригинальным, а не подражать другим.

Для сочинения инструментальных мелодий необходимо брать материал из народных песен, которым можно было дать дальнейшее развитие. Так песнь «Перевал Мунген» и «А снег всю ночь идет» дают полноценный музыкальный эффект. Главный упор при аранжировке нужно делать на глубокое раскрытие тематической мысли оригинала. Главная задача состоит в том, чтобы каждая из частей мелодии четко выполняла свою выразительную задачу и четко прослеживалась тема мелодии.

Перед тем как начать мелодию, необходимо определиться, какой инструмент должен исполнять первую тематическую мелодию, какие должны определять аккомпанирующий фон и аккордовые партии, какими необходимо определить темп и динамику. У произведения должен чувствоваться свой неповторимый характер. Так, в мелодии, для ее яркой динамичности должно быть отражено три стадии напряжение, разрядка и снова напряжение. По такому принципу построена симфония «Море крови» в которой активно применяется панчанг (закулисный хор). Вступление должно иметь музыкально-интонационную связь с другими частями симфонии.

Хорошая мелодия может как поднять на бой товарищей, так и пронзить сердце любого врага. Лучше всего для таких целей подходит музыка маршевого характера. Она прежде всего должна отличаться особой торжественностью, мелодичностью и чувственностью исполнения. Примером таких мелодий являются «Партизанский марш», «Песня о решающей битве» и «Гимн революции».

Если говорить о лирических песнях, то ярчайшими произведениями в данном жанре являются «Перевал Мунген», «Моя песня в окопе» и «Мой родной домик». Короткая лирическая песня отличается своей простотой и высокой художественной образностью.

Затрагивая тематику инструментальной музыки КНДР, нужно подчеркнуть, что в ней обязательно должны присутствовать музыкальные инструменты с национальным звучанием. Так советуется применять в своих выступлениях бамбуковые духовые, тансо, готтэ, корейскую флейту пхири. Музыка для инструментального соло должна быть одновременно уютной и полноценно разнообразной.

Ким Чен Ир утверждает, что развитие хорового пения без инструментального сопровождения лишь повысит уровень певческих навыков у артистов. Исполнение «а капелла» позволит лучше узнать вокальный уровень коллектива и устранить существующие недочеты в пении. Для сольного исполнения в ансамбле предлагается привлекать к выступлениям каягымисток.

В музыке должен присутствовать курс на самобытность от других культур. Так следует развивать легкодоступную, но полноценную музыку корейского стиля.

Хорово-оркестровая композиция должна быть одной из главенствующих форм. «Песня о товариществе» является типичным произведением хорово-оркестровой формы. В пример можно также поставить такие хорово-оркестровые произведения как «Навеки одной дорогой», «В далекий путь мы с вождем, партией».

Если коснуться темы оперного искусства, то товарищ Ким Чен Ир советует черпать свое вдохновение в теме борьбы рабочего класса и партии за светлое революционное будущее, где человек будет сам распоряжаться своей жизнью и опираться только на собственные силы.

Для того, чтобы опера была запоминающейся, она должна иметь тематическую и ряд опорных песен для развития сюжета. Одна и та же песня может звучать как весело, так и грустно, как например песня «Где наш Полководец» из революционной оперы «Верная дочь партии».

Опера «Море крови» является образцом для создания других произведений оперного жанра. При создании оперы подобного типа следует умело применять методы повторения тематической мелодии с использованием как тематической, так и опорной мелодий. Примером этого может послужить опера «Цветочница» [4] с тематической песней «В горах и на полях весною» или в опере «Море крови» с опорной песней «Не плачь Ыль Нам».

Главное, что отличает новые оперные постановки от старых – это накопление актерами душевных переживаний в форме куплетных песен и взрыв аккумулированных чувств в опорных и других песенных номерах. В оперном творчестве стиля «Море крови» советуется усилить роль панчхан.

Оркестр же должен соединять воедино все песни куплетной формы в одну общую нить повествования. Это необходимо для того, чтобы ярко и рельефно раскрыть тематическую мысль оперы [5].

Немаловажным в создании музыкальной мелодии является исполнительство. Оно имеет свои выразительные приемы: тембровка, агоика, фразировка, артикуляция. Одна и та же мелодия может звучать по-разному исходя из динамики, темпа, музыкальных инструментов.

Чтобы музыкальный образ считался оконченным, необходимо пройти три этапа: интерпретация произведения, совершенствование исполнительских навыков и выражения эмоциональности данного произведения. Музыкант, прежде чем играть новое произведение, должен полностью проникнуться его духом. Лишь только тогда музыка будет полноценной и глубоко впечатляющей.

Для того, чтобы исполнитель смог красиво петь песни на корейском языке необходима правильная постановка голоса артисту. В пении должны прослеживаться четкие, мягкие и открытые звуки присущие всему корейскому народу в течении долгих тысячелетий.

Голос должен быть свободен и красив. Для этого певец в полной мере должен обладать техникой перехода голоса. Голос должен звучать непринужденно, а также передавать эмоциональные краски мелодии слушателю [6].

Манера пения должна соответствовать национальным настроениям народа и вкусам современности. Нужно отметить, что старинная манера оперного пения пхансори не отвечает действительности сегодняшнего дня, так как она является империалистическим пережитком прошлого. Пхансори обычно исполняется вдвоем вместе с соррикуном (певцом или певицей) и косу (барабанщиком). Допускается использование европейских музыкальных инструментов при сохранении традиционного корейского ритмического рисунка [7].

В песнях должна чувствоваться корейская национальная самобытность, как например в революционных песнях «Все поднимайтесь» и «За свободу женщин».

Если песня «Это счастливый край социализма» может быть исполнена только лишь при очень высоком уровне владения артиста своим голосом, то «Землю мы пашем весной» можно исполнить в популярной народной манере.

Исполнительская техника должна быть разной в сольном и ансамблевом исполнении. При этом ансамбль делится на технический и сценический. Если задача технического ансамбля заключается в акустическом единстве всех музыкальных инструментов, то сценический должен согласовать все движения артистов на сцене.

Нельзя просто слепо подражать музыкальным произведениям европейской музыкальной школы. Схематизм и трафарет в музыке – это явная гибель для искусства [1, С. 144]. В любом музыкальном произведении должен чувствоваться темперамент, так как горячая страсть является источником динамики и свежести музыкального образа.

Дирижер должен выступать в роли командующего оркестром. Главное в дирижировании задать правильный темп для музыкального коллектива и не сбавлять его.

Музыкантов жизненно важно подготавливать в идейно-художественном отношении в соответствии с принципами чучхе. Для этого необходимо развивать музыкальные учреждения по всей стране и готовить необходимые для музыкального искусства кадры с самого раннего возраста. На сегодняшний день главной кузницей музыкальных кадров на территории КНДР является Музыкальный университета имени Ким Вон Гюна основанный в 1949 году (38 год чучхе).

В системе университета находятся 7 факультетов, в том числе факультет национальной инструментальной музыки, композиторский, вокальный, пианистический и другие, более 50 кафедр и 2 музыкальных училища.

Будущие музыкальные деятели обязаны проходить систематический курс специального образования и быть ответственными за дальнейшее развитие музыкального искусства в КНДР.

Если посмотреть, как эта формула работает при Ким Чен Ыне, то можно увидеть, что музыкальная деятельность в КНДР как и прежде направлена на привитие ценностей чучхе народу и лояльности руководству страны. По словам корееведа Андрея Ланькова в своей массе народ больше всего предпочитает слушать лирические произведения, а не музыку маршевого типа [8].

В Пхеньяне для больших массовых музыкальных выступлений артистов используются различные концертные площадки, прежде всего такие как старейший в КНДР театр Моранбон (모란봉극장) и Большой театр Восточного Пхеньяна(동평양대극장), который на сегодняшний день является базой Государственного симфонического оркестра Северной Кореи, Народный театр Мансудэ (만수대예술극장) и другие.

На сегодняшний день в КНДР активно выступают военные ансамбли песни и пляски, а также вокально-инструментальные ансамбли такие как «Моранбон», «Чхонбон», «Почхонбо», музыкальные коллективы под руководством труппы «Мансудэ», ансамбль «Ванчжэсан».

Активно применяются в деятельности музыкальных ансамблей как духовые, ударные так и всевозможные электронные инструменты для игры (электрофортепиано, электрогитара, электронные ударные установки, синтезаторы). Также активно создаются различные аранжировки народных песен. Так, например, мелодию «Мы будем следовать только за вами» (우리는 당신밖에 모른다), которую опубликовали по Корейскому центральному телевидению сразу после ареста заведующего организационным комитетом Трудовой партии Кореи Чан Сон Тхэка можно услышать, как в исполнении музыкального коллектива «Моранбон», так и в исполнении военного духового оркестра КНДР.

Работают фабрики по производству музыкальных и звукозаписывающих инструментов среди которых акустическая компания «Меари», Пхеньянская фабрика музыкальных инструментов известная внутри страны и за рубежом высококачественными баянами и аккордеонами под маркой «Ынбанъуль» [9] и Пхеньянская фабрика национальных музыкальных инструментов [10] где есть цеха по изготовлению окрюгым (струнная щипковая гитара), оынгым (струнно-щипковый плекторный инструмент), чансэнап (улучшенный корейский кларнет), чоттэ (корейская большая флейта), барабан и чанго (большой корейский барабан).

Очень часто музыка используется партийными агитаторами на собраниях, а также для пропаганды решений Трудовой партии Кореи в музыкальной форме для народных масс. Так, например, после наводнений в КНДР в 2020 году художественные агитбригады активно использовали силу музыки для поднятия силы духа корейцев, которые попали в беду [11]. Артисты ансамблей, члены военного оркестра и агитбригады частей КНА разными песнями, включая «Шаги», «Песня Корейской Народной Армии», «Песня бойца береговой батареи» и «Наступательный бой» подбадривали солдат из стройбатов. Во времена Ким Чен Ира и Ким Ир Сена в агитбригадах в рамках движения «Чхоллима» для развития народного хозяйства активно использовали песню «Мчится конь Чхоллима» (천리마 달린다) которую использовали для побуждения рабочих на совершение новых трудовых подвигов.

Заключение

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что музыкальное искусство в Корейской Народно-Демократической Республике является одним из мощнейших и наиболее эффективных инструментов политической пропаганды, с помощью которой в человеке и гражданине воспитывают чувство гордости за свою страну и ее правительство. Музыка должна напоминать старые мелодии времен партизанской войны под командованием Ким Ир Сена, под которым Корея обрела свободу.

В музыкальных произведениях должен обязательно прослеживаться мажорные мотивы для построения социалистического будущего. Минор же должен использоваться, лишь при повествовании о трагических временах правления администрации оккупационной Японии. Приветствуются создание танцевальных мотивов для того, чтобы люди в форме танца могли проявлять свои накопившиеся чувства и эмоции, свойственные корейскому народу. Песни в лирической форме должны воплощать всю нежность и мягкость корейского голоса и повествовать о природных красотах своей необъятной родины как например в популярной песне «Счастливая Пхеньянская ночь» (행복한 평양의 밤이여).

Музыка должна быть объединяющим фактором, с помощью которого у людей будет пробуждаться революционный дух, для будущих свершений ради своей Родины и родной партии-матери, которая образует одно целое с народом КНДР.

В ходе анализа литературных источников можно увидеть, что товарищ Ким Чен Ир имел глубокое представление о музыкальном искусстве в КНДР и проделывал активную работу для улучшения теоретических и практических навыков музыкальных коллективов в плане соответствия музыкального репертуара современным революционным условиям. Активно настаивал на том, чтобы в ходе выступлений инструментальная и вокальная части активно дополняли друг друга и подчеркивали идеологическую нагрузку в каждой мелодии. Где все-таки необходимо подчеркнуть вокальную линию артиста, инструментальная часть должна использоваться по минимуму и наоборот. Музыка периода эпохи чучхе – музыка с корейскими национальными нотами, ведущими народ к общей и безоговорочной победе социалистического строя.

Список литературы

1. Ким, Чен Ир. «О музыкальном искусстве» / Ир К.Ч. – Текст: электронный // Печатные издания КНДР: сайт. – 1991. – 17 июля. – URL: http://www.korean-books.com.kp/KBMbooks/ru/work/leader2/00000493.pdf (дата обращения: 09.07.2023).

2. О, Мен Гым, Ким, Ген Су. «Ким Чен Ир и музыка» / Гым О.М., Су Г.М. – Пхеньян. Издательство литературы на иностранных языках, 2023. – 147 с. – ISBN: 978-9946-0-2250-5. – Текст: непосредственный.

3. Зингер, Г. За железным занавесом: музыкальное искусство Северной Кореи. / Г. Зингер. – Текст: электронный // Underrated: cайт. – 2022. – 15 марта. – URL: https://underrated.ru/stati/za-zheleznym-zanavesom-muzykalnaya-kultura-north-korea/ (дата обращения: 15.07.2023).

4. Вдовенко, А. Цветочница в море крови. Какие оперы ставил корейский диктатор Ким Чен Ир, он же Светлая звезда над горой Пэкту. / А. Вдовенко. – Текст: электронный // Нож: cайт. – 2022. – 15 мая – URL: https://knife.media/kim-jong-il/(дата обращения: 17.07.2023).

5. Медалье, М. Неведомый мир музыки Северной Кореи. / М. Медалье. – Текст: электронный // Звук: cайт. – 2022. – 04 апреля – URL: https://go.zvuk.com/persons/nevedomyi-mir-muzyki-severnoi-korei.htm (дата обращения: 18.07.2023).

6. Стадневская, А. Музыка в Северной Корее. / А. Стадневская. – Текст: электронный // Северная Корея – новости, аналитика, культура и политика: cайт. – 2019. – 19 июля – URL: https://koreya24.ru/kultura/muzyka-v-severnoi-koree (дата обращения: 19.07.2023).

7. Яковлев, М.М. Корейская музыка. / Яковлев. М. М. – Текст: электронный // Belcanto.ru : cайт. – URL: https://www.belcanto.ru/koreyskaya.html (дата обращения: 07.08.2023)

8. Ланьков, А. Северная Корея: Вчера и сегодня / Ланьков. А. // Библиотека Максима Мошкова: cайт. – 2000. – 3 июля – URL: http://lib.ru/EMIGRATION/LANKOV/n-korea.txt (дата обращения:10.08.2023).

9. Корейское искусство. Пхеньянская фабрика музыкальных инструментов/ Министерство культуры КНДР. – Текст: электронный // Корейское искусство: сайт. – URL: http://www.korart.sca.kp/index.php/trade/organ_detail?id=306&language=russian (дата обращения: 20.08.2023).

10. Корейское искусство. Пхеньянская фабрика национальных музыкальных инструментов/ Министерство культуры КНДР. – Текст: электронный // Корейское искусство: сайт. – URL: http://www.korart.sca.kp/index.php/trade/organ_detail?id=305&language=russian (дата обращения: 20.08.2023).

11. ЦТАК. Усиливают агитационно-пропагандистскую деятельность, призывающую на созидание новой пхеньянской скорости/ – Текст: электронный // Центральное телеграфное агентство Кореи: сайт. – 2021. – 4 апреля. – URL:http://www.kcna.kp/ru/article/q/f49525effcae161584b638f6df333fa2.kcmsf (дата обращения: 23.08.2023).

References

1. Kim, Chen Ir. «O muzykal'nom iskusstve» / Ir K.Ch. – Tekst: jelektronnyj // Pechatnye izdanija KNDR: sajt. – 1991. – 17 ijulja. – URL: http://shhshhshh.korean-books.com.kp/KBMbooks/ru/shhork/leader2/00000493.pdf (data obrashhenija: 09.07.2023).

2. O, Men Gym, Kim, Gen Su. «Kim Chen Ir i muzyka» / Gym O.M., Su G.M. – Phen'jan. Izdatel'stvo literatury na inostrannyh jazykah, 2023. – 147 s. – ISBN: 978-9946-0-2250-5. – Tekst: neposredstvennyj.

3. Zinger, G. Za zheleznym zanavesom: muzykal'noe iskusstvo Severnoj Korei. / G. Zinger. – Tekst: jelektronnyj // Underrated: cajt – 2022. – 15 marta. – URL: https://underrated.ru/stati/za-zheleznym-zanavesom-muzykalnaya-kultura-north-korea/ (data obrashhenija: 15.07.2023).

4. Vdovenko, A. Cvetochnica v more krovi. Kakie opery stavil korejskij diktator Kim Chen Ir, on zhe Svetlaja zvezda nad goroj Pjektu. / A. Vdovenko. – Tekst: jelektronnyj // Nozh: cajt. – 2022. – 15 maja – URL: https://knife.media/kim-jong-il/ (data obrashhenija: 17.07.2023).

5. Medal'e, M. Nevedomyj mir muzyki Severnoj Korei. / M. Medal'e. – Tekst: jelektronnyj // Zvuk: cajt. – 2022. – 04 aprelja – URL: https://go.zvuk.com/persons/nevedomyi-mir-muzyki-severnoi-korei.htm (data obrashhenija:18.07.2023).

6. Stadnevskaja, A. Muzyka v Severnoj Koree. / A. Stadnevskaja. – Tekst: jelektronnyj // Severnaja Koreja – novosti, analitika, kul'tura i politika: cajt. – 2019. – 19 ijulja – URL: https://koreya24.ru/kultura/muzyka-v-severnoi-koree (data obrashhenija: 19.07.2023).

7. Jakovlev, M.M. Korejskaja muzyka. / Jakovlev. M. M. – Tekst: jelektronnyj // Belcanto.ru : cajt. – URL: https://www.belcanto.ru/koreyskaya.html (data obrashhenija: 07.08.2023).

8. Lan'kov, A. Severnaja Koreja: Vchera i segodnja / Lan'kov. A. // Biblioteka Maksima Moshkova: cajt. – 2000. – 3 ijulja – URL: http://lib.ru/EMIGRATION/LANKOV/n-korea.txt (data obrashhenija: 10.08.2023).

9. Korejskoe iskusstvo. Phen'janskaja fabrika muzykal'nyh instrumentov/ Ministerstvo kul'tury KNDR. – Tekst: jelektronnyj // Korejskoe iskusstvo: sajt. – URL: http://www.korart.sca.kp/index.php/trade/organ_detail?id=306&language=russian (data obrashhenija: 20.08.2023).

10. Korejskoe iskusstvo. Phen'janskaja fabrika nacional'nyh muzykal'nyh instrumentov/ Ministerstvo kul'tury KNDR. – Tekst: jelektronnyj // Korejskoe iskusstvo: sajt. – URL: http://www.korart.sca.kp/index.php/trade/organ_detail?id=305&language=russian (data obrashhenija: 20.08.2023).

11. CTAK. Usilivajut agitacionno-propagandistskuju dejatel'nost', prizyvajushhuju na sozidanie novoj phen'janskoj skorosti/ – Tekst: jelektronnyj // Central'noe telegrafnoe agentstvo Korei: sajt. – 2021 – 4 aprelja – URL:http://www.kcna.kp/ru/article/q/f49525effcae161584b638f6df333fa2.kcmsf (data obrashhenija:23.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.