О МОТИВАЦИЯХ К МИССИИ И ПРОБЛЕМЕ ЯЗЫКА ПРОПОВЕДИ
Диакон Александр Сергеев
сотрудник миссионерского отдела МДА
УДК 291.71
Аннотация
В настоящей статье рассматривается две актуальные проблемы православной миссии - проблема мотивации и проблема языка проповеди.
Ключевые слова
миссиология, мотивация, язык проповеди
Для цитирования: Сергеев А., диак. О мотивациях к миссии и проблеме языка проповеди //Духовные ласточки. 2020. Т. 3. С. 125-150.
Введение
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Архиерейского Собора 2016 весьма хвалил работу епархиальных миссионерских отделов, но, тем не менее, задавался вопросом, «насколько ясно руководители и сотрудники этих отделов представляют себе, чем должна быть миссионерская деятельность в епархиях?» При этом Святейший считал очень важным услышать в будущем «предложения о том, что следует исправить в этом направлении»1.
Из слов Святейшего Патриарха можно заключить, что первой проблемой, которая видится, является, конечно же, то, что именно подразумевают в России под словом «миссия» сами занимающиеся проповедью миссионеры, а второй проблемой -какие методы при этом они используют
Определение слова миссия
Миссия - это ревность христиан об исполнении одной из заповедей Христовых, которая заключается в том, чтобы, сражаясь с дьяволом за души людей, с любовью и добрыми чувствами возвещать неповрежденное Евангелие всем народам находящимся за пределами Православной Церкви, без различия национальности, при этом, идя самим к людям, с целью заинтересовать их истиной, и, ведя в ходе проповеди диалог, а не монолог, дабы выслушав тех, кому проповедуем, донести до них слово Божие.
Под внешней миссией следует понимать проповедь Святого Евангелия за территорией России всем другим народам, которые не слышали благовестия и находятся вне Церкви
Под внутренней миссией понимается проповедь Святого Евангелия на территории России всем, находящимся вне Церкви, (или бывшим в ее лоне, но отпавшим по каким-либо причинам)
МОТИВАЦИИ К МИССИИ
Мотивация первая
Для определения правильных мотиваций к миссионерскому служению необходимо обратиться к шестнадцатой главе Евангелия от Марка к событию Воскресения Христова, в которой сказа-
1 См. Предстоятель Русской Церкви призвал внести коррективы в епархиальную миссионерскую деятельность http://www.patriarchia.ru/db/ text/4365977.html
но: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 15-18). Реакция же учеников на эти слова Христовы была необычной. Они просто, без раздумий и рассуждений исполнили повеление Божие, как свидетельствует об этом Евангелие: «а они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20).
Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя это место, замечает одну очень важную деталь: «не сказал: проповедуйте только послушным, но всей твари - будут ли слушать, или нет»1. Это замечание блаженного Феофилакта сразуже разрушает замыслы тех, которые не видят смысла в проповеди, по причине не слушания их теми, кому они проповедуют. И по мысли блаженного Феофилакта заповедь Божия не может быть не исполняема, если нас даже и не будут слушать.
Стоит отметить, что многие люди говорят о том, что сейчас мало чудес совершается в Русской Православной Церкви, что вера оскудела, и христиане стали совсем немощными и грешными. Возможно, что это происходит оттого, что Русской Церковью не исполняется в полной мере прямая заповедь Господа о проповеди Святого Евангелия всей твари. И вполне вероятно, что если бы эта заповедь исполнялась с особым тщанием, то Господь бы подкрепил все слова проповедников последующими знамениями. Как известно, больше всего чудес Бог творит там, где проповедуют Его слово и исполняют на деле. Эту мысль, что Бог может вновь излить с избытком чудеса в Русской Церкви, ес-
1 Святое Евангелие с толкованием Феофилакта, Архиепископа Болгарского, Свято-Успенская Почаевская Лавра 2009, с.324.
ли мы будем проповедовать с усердием Святое Евангелие, подтверждает и блаженный. Феофилакт. Продолжая толкование на шестнадцатую главу Евангелия от Марка, он пишет: «Видишь ли? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует»1.
Таким образом, мы видим, что Господь на реакцию сомневающихся учеников ответил как бы так: вы сомневаетесь? Но идите и говорите то, в чем вы сомневаетесь - всем людям, тогда и сами уверуете и убедитесь в истинности Евангелия, а Я, видя ваше усердие, подкреплю все ваши слова чудесами и знамениями.
Из всего этого можно заключить, что первым побудительным мотивом к миссии является исполнение заповеди Божией, причем для того, чтобы нам не быть осужденными, ведь «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2,10). А вследствие исполнения этой заповеди о проповеди Евангелия всем народам, является помощь Божия и укрепление веры посредством чудес и знамений, как в самих проповедниках и тех, кому они проповедуют, так и во всей Церкви Христовой.
Мотивация вторая
Второй мотивацией к православной миссии является, конечно же, любовь и жалость миссионеров к заблудшим людям, и именно поэтому миссионерство является одновременно является исполнением другой заповеди Божией: «возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22,39). И это высшее проявлением любви, когда кто-то имеет желание спасти душу ближнего, вырвав ее из когтей дьявола. И даже раздача милостыню и забота
1 Святое Евангелие с толкованием Феофилакт, Архиепископа Болгарского, Свято-Успенская Почаевская Лавра 2009, С.324.
о телесных нуждах является не самым высоким проявление любви к ближним.
Господь говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит: «хотя бы ты владел и целым миром, хотя бы ты был царем вселенной, - однако и всю вселенную отдав, и за всю вселенную не выкупишь ни одной души»1. Преподобный Иустин Попович в толковании на Евангелие от Матфея подтверждает эту же мысль: «мир со всеми своими галактиками - несопоставимо меньшая ценность, нежели человеческая душа, ибо она богоподобна, ибо исполнена она бессмертных божественных сил, бессмертных божественных достоинств»2.
Таким образом, мы видим, что нельзя оценить что-либо в человеке выше, чем его душу. Богу совершенно неинтересна ни политика, ни государство, ни патриотизм, и ждет он от миссионеров ни того, чтобы они проповедовали так, чтобы ничего не задевать из вышеперечисленных сфер, но чтобы они пренебрегали ими ради спасения даже одной души.
Из этого можно заключить, что второй мотивацией к миссии является проявление любви к ближним, причем в высшей степени, то есть, заботясь о спасении их душ. У этой мотивации, как и у предыдущей также есть благое последствие, приносящее пользу самим проповедникам. Об этом пишет святой апостол Иаков в соборном послании: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,19-20).
1 Иоанн Златоуст., свт. Полное собрание творений в двенадцати томах, том 7, Харвест,2005. С.270.
2 Иустин Попович., преп. Собрание творений: Т.5: Толкование на Евангелие от Матфея. Святосавье как философия жизни/пер. С. Фонова. -М.: Паломник, 2014, с.341.
Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, сравнивает обращение заблудших к истине с тем, как земледелец засеивает землю семенами, ухаживая за ней согласно словам святителя, долг миссионеров - только проповедовать заблудшим и бросать семена Слова Божьего, а все остальное возлагать на Господа Бога1.
Святитель Иларий Арльский, объясняя слова апостола Иакова замечает следующее: «Тот, кто возвещает грешникам, чтобы отвратить их от грехов, пусть они и не обратились, спасает душу свою от смерти»2.
Другой святитель Григорий Великий обращает внимания в этих словах на особую награду тем, кто проповедует заблудшим: «Освободи душу от смерти, ведь если стоит большой награды выхватить у смерти плоть, когда ей предстоит умереть, сколь великого вознаграждения стоит освободить душу от смерти, чтобы она жила в небесном отечестве без конца»3.
А святой Беда Достопочтенный раскрывает в этих словах причину, по которой следует обращать заблудших: «Действия из любви и ради спасения Выше блаженный Иаков призывал отстранить от учительства несовершенных в этом деле и ищущих его из тщеславия. Теперь же он учит выходящих на проповедь, что они должны действовать только из братской любви и ради спасения ближнего».4
1 Иоанн Златоуст., свт. Полное собрание творений в двенадцати томах, том 12, Харвест,2005, С.1599.
2 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Новый Завет. Том XI. Русское издание под редакцией Д. А. Федчука и Г. И. Беневича. - Тверь: Герменевтика, 2008.С. 77.
3 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Новый Завет. Том XI. Русское издание под редакцией Д. А. Федчука и Г. И. Беневича. - Тверь: Герменевтика, 2008.С. 77.Там же. С.77 -78
4 Там же. С. 78.
И, наконец, преподобный Симеон Новый Богослов сравнивает людей обращающих заблудших с Врачам и Пастырена-чальником Христом Спасителем: «Врач и пастырь Как врач, ты исцеляешь страсти и болезни болеющих душою; как пастырь, возвращаешь назад заблудившихся»1. А подражание в этом деле Господу Иисусу Христу является неотъемлемым качеством православного христианина, который, по словам преподобного Иоанна Лествичника, «сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу»2.
Таким образом, те, кто обращают заблудших на путь спасения, должны действовать по любви и жалости к ним, ожидая за это награду от Бога, помня, что совершаемое ими всего лишь признак того, что они суть истинные христиане, подражающие Господу и помнящие, что они и рабы ничего не стоящие, и исполняющие то, что должны (ср. Лк. 17,10).
Очень многие люди, слыша это увещание святого апостола Иакова, начинают возмущаться и говорят, что нельзя говорить ближнему о его заблуждении, нельзя проповедовать ему и показывать путь спасения, ибо, таким образом, мы будто бы обидим человека. Однако такие слова очень бессердечны. Святитель Димитрий Ростовский говорит по этому вопросу следующее: «Христианин по Божией заповеди должен любить ближнего, как самого себя. Если же любит, как себя, то должен желать и спасения ему так же, как себе. Не заботящийся же о спасении ближнего, не любит его как самого себя, и не имеет истинной любви к Богу»3.
А святитель Иоанн Златоуст, он говорит, что для исправления брата следует проливать слезы, увещевать его наедине, угова-
1 Там же. С. 78.
2 Иоанн Лествичник., преп. Лествица. - М.:Благовест, 2013. С.26.
3 Цит. по: Георгий Максимов.,диак. Святоотеческое понимание миссии. М.: Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Коже-озерского, 2014. С.15-16.
ривать и делать все для его спасения, хотя бы он и унижал, оскорблял, поносил бы нас. Кроме того, по словам святителя, умереть за вразумление брата равночесто мученичеству, и спасение брата по его не может сравниться даже с тем, если кто раздаст бедным большое количество денег, но зато может приравнять нас к апостолам Петру и Павлу, как подражающих им в ревности о спасении ближних1.
Таким образом, можно сказать, что когда мы по любви и жалости к людям возвещаем им путь спасения, то следствием этому будет спасение наших душ и покрытие множества грехов, а также получение великих благ от Бога, кроме этого миссионеры становятся подобными апостолам Петру и Павлу. И это поистине высшее благо.
Мотивация третья.
Стоит рассмотреть еще одну, уже третью мотивацию к миссионерской деятельности. И она, на наш взгляд, самая привлекательная и удобоприемлемая для современных миссионеров. Это мотивацией является, конечно же, стремление к получению больной награды в Царствии Небесном!
Сейчас, среди современных православных христиан ходят слухи, что будто бы христианин должен быть неким аморфным существом, ничего не хотеть и не желать и ни к чему не стремиться, что будто бы это является грехом.
Но если внимательно всмотреться в Святое Евангелие и вслушаться в Животворящие Слова Спасителя, то мы можем увидеть, что Господь нигде не запрещает желать славы и награды, но Он только подчеркивает, что искать нужно не земной славы и награды, но вечной славы в небесах, Источником которой является Бог.
Касательно тридцатикратного, шестидесятикратного и стократного плода стоит отметить, что именно такое традиционное
1 Иоанн Златоуст., свт. Полное собрание творений в двенадцати томах, Харвест,2005, С.1205-1206.
святоотеческое толкование этого места Евангелия в притче о Сеятеле, где говорится о том, какой плод могут принести слушающие и исполняющие слово Божие1.
Относительно такой великой награды для миссионеров стоит отметить, что их награда действительно больше ста крат, по крайней мере, не меньше, так как известно, что по высоте святости Апостолы, Благовестники и Равноапостольные стоят даже выше святителей и преподобных, как это можно увидеть в древнем памятнике церкви «Чудное видение Григория, ученика преподобного Василия Нового о Страшном Суде Христовом и будущей вечной жизни», где говорится о том, в каком порядке будут идти во Христу Его угодники. Обратим на это внимание: «впереди всех шла Пресвятая Богородица, после Пресвятой Богородицы пошли святой Иоанн Предтеча и двенадцать святых апостолов, за апостолами шли семьдесят учеников Христовых, за ними святые мученики и мученицы, проливавшие за имя Христово кровь свою, потом были исповедавшие святую веру... За исповедниками приблизились к городу благовестники; после благовестников прошло архиереи и святители, затем. воздерж-ницы и постники, а после них множество иноков, очистившихся истинным покаянием. Господь и им повелел войти. Поднявши руки кверху, они прославили в Троице Единого Бога.2
Тоже самое можно подтвердить и текстом из Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста, который является авторитетной частью Священного Предания, а значит и учения Церкви, а говорится в нем следующее: «Еще приносим ти словесную сию службу, о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех,
1 См. Святое Евангелие с толкованием Святых Отцов. Религиозное издание. ООО «Синтагма», М.2010, С. 269
2 Страшный Суд Божий чудное видение Григория. Ученика преп. Василия, о страшном суде, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Петро-Павлов-ское подворье 2010, С.29-31.
исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся»1.
В своем труде «Закон Божий» в объяснении седьмой заповеди блаженств иерей Даниил Сысоев пишет следующее: «Счастливы те, кто, не терпя злобы и ненависти, примиряет враждующих между собой. Особая награда предназначена для тех, кто примиряет нечестивцев с Богом, своим учением обращая ко Христу врагов Божиих. Такие становятся сынами Бога, потому что действуют подобно Сыну Божию, примирившему Бога и людей, соединившему человечество и Ангелов»2.
Стоим отметить, что высказывание отца Даниила подтверждается и святыми отцами Церкви. Преподобный Исидор Пелу-сиот говорит следующее: «Хорошо также сказано, что миротворцы сынове Божии нарекутся; и такая награда назначена за сей подвиг. Поскольку Сам Он, как Истинный Сын, умиротворил все, соделав тело орудием добродетели, людей двоякого рода, то есть уверовавших из Иудеев и уверовавших из язычников, сотворив одним новым человеком, небесное соединив с земным, то справедливо сказал, что делающие по возможности то же самое, будут удостоены того же наименования и возведены в достоинство сыноположения, которое и есть самый высший предел блаженства».3
Наконец, заметим, что обещание высочайшей награды миротворцам является учением Церкви. Для подтверждения этого, приведем, слова святителя Филарета Московского из православного катехизиса, который является официальным вероучитель-ным документом Русской Церкви. Говорится в нем следующее:
120Служебник. - Изд 8-е - М.: Издательство Московской патриархии Русской Православной церкви, 2015, С.150.
2 Даниил Сысоев.,иер. Закон Божий, Миссионерский центр имение иерея Даниила Сысоева, М.2014, С.59.
3 Исидор Пелусиот., преп. Письма. Книга III. Письмо епископу Исидору. На слова: блажени миротворцы (Мф.5:9).
«Желающие блаженства должны быть миротворцы. Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими. Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они своим подвигом подражают единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства»1.
Эта мотивация (миссионерство ради награды в небесах), может показаться на первый взгляд чем-то новым, однако нам известно, что желание славы и исполнение заповедей ради награды в небесах является второй ступенькой близости христианина к Богу.
Согласно учению Церкви, человек постепенно движется к Богу. Сначала он для Бога, как раб, который служит Ему, боясь наказания, затем, как наемник, трудящийся ради награды (вспомним притчу Спасителя о работниках в винограднике), и, наконец, высшая ступень - это, когда человек служит Богу, как Его сын, ради одной любви к Нему, а не из-за страха наказания или награды. Это, как мы знаем, самое высокое состояние, которого достигали немногие, в основном, монахи.
Миссионерам же предлагается стоять на второй ступени. Причем, получение награды от Бога является для них изначальной мотивацией, но это, совсем не потолок, и чем больше миссионер будет совершенствоваться, тем выше будет подниматься, и соответственно, он имеет все возможности встать с помощью Божией на эту третью, высочайшую ступеньку отношений между Богом и человеком. Такую иерархию постепенного восхождения к Богу подтверждают и великие отцы Церкви, приведем высказывания нескольких из них.
1 Пространный православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви/Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. - М.: Сибирская Благозвонница, 2014, С. 119-120.
Святитель Григорий Богослов, в сороковом слове о крещении говорит: «Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду - получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить отцу само по себе награда»1.
Преподобный Авва Дорофей в душеполезных поучениях говорит следующее: «кто уклоняется от зла, по страху наказания как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало помалу начинает, как наемник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо, когда он постоянно будет избегать зла, как мы сказали, из страха, подобно рабу, и делать благое в надежде награды, подобно наемнику; то пребывая, по благодати Божией, во благом, и соразмерно сему соединяясь с Богом, он получает вкус благого, и начинает понимать в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? как сказал Апостол (Рим. 8, 35). Тогда достигает он в достоинство сына, и любит добро ради самого добра и боится, потому что любит. Сей то есть великий и совершенный страх2».
Далее, следует отметить, какие благие последствия могут получить проповедники, от «миссионерства ради награды». Все плюсы такого миссионерства очень подробно описывает священник Даниил Сысоев далее в своей книге: «Когда человек за-
1 Григорий Богослов.,свт. Творения: в 2 т. Том первый: Слова. Прил: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова. -М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 466.
2 Авва Дорофей преп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные вопросы Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. - М.: ООО «Духовное Преображение», 2015. С. 82-83.
нимается православной миссией, сражается с дьяволом, он становится сильнее и сильнее. Кто лучше знает учение Церкви? Миссионер или обычный человек? Очевидно, миссионер, потому что ему все время приходится в этом поле работать. Миссионеру жить не очень удобно. Вот захочется нарушить какую-то заповедь Божию, только собрался - а тут ему проповедовать нужно, и Бог обязательно устроит так, что нужно будет говорить именно об этой заповеди, которую он нарушить собрался. Господь делает так, что через обращаемых миссионер учится и сам. Таким образом, Бог будет поднимать его выше и выше. Поэтому миссионерство есть путь к святости, к которой мы все призваны.... Если ты будешь миссионером, ты будешь одновременно и помогать несчастным. Кстати, и сердце будет смягчаться. Сердце от миссии смягчается больше, чем даже от дел благотворительности, так как миссионер вынужден вступить в личный контакт с человеком. Ведь разве можно так основательно помочь другому человеку, помогая только внешне, не касаясь его душой?»1. (Заметим, что все эти положительные стороны миссии описываются отцом Даниилом в главе «награда миссионера»).
Таким образом, из всего вышесказанного в этой главе можно выделить три основные мотивации к миссии, а также и положительные последствия от них как для самих проповедников, так и для всей Церкви Христовой.
Первая мотивация - исполнение заповеди Божией, и как следствие - помощь Божия, укрепление веры посредством знамений и чудес в самих миссионерах и во всей Церкви.
Вторая мотивация - любовь и жалость к людям незнающим Бога, и как следствие - спасение наших душ (соответственно и душ тех, которые примут проповедь и обратятся к Богу), и прощение множества грехов.
1 Даниил Сысоев., иер. Инструкция для ловца человеков. - М.: благотворительный фонд «миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. С.19-20.
Третья мотивация - желание получить как можно больше награды и вечной славы от Бога в Царствии Небесном. Причем от этой мотивации гораздо более хороших последствий для миссионеров: у них появляется огромное количество друзей на небе, (потому что чем больше он проповедует, тем больше нуждается в помощи своих предшественников-проповедников, как словом, так и жизнью), далее, миссионер становится духовно все более сильнее и сильнее, он со временем все лучше и лучше узнает учение Церкви, Бог помогает ему не нарушать заповеди, миссионер начинает больше молиться и привыкает постоянно полагаться на Бога, и начинает стремиться к святости, которую легко может достигнуть (естественно с помощью Божи-ей). Кроме этого, проповедник получает возможность помогать несчастным, сердце его смягчается, да и сам он становится более сострадательным. Одним словом, жизнь его становится предельно насыщенной и яркой, и он восходит к небесам все выше и выше, научаясь самой высшей форме отношений с Богом -усыновлению.
ФОРМА ПРОПОВЕДИ
Относительно формы проповеди можно сказать только одно, что форма должна меняться зависимости от того, с каким типом людей ведется диалог, и, конечно же, она должна быть на понятном для слушателей языке. Ведь, по слову апостола Павла «если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1 Кор.14:23-25).
Таким образом, мы можем приложить эти слова апостола к современному миссионерству. И действительно, те, люди, которым мы проповедуем, если мы будем говорить с ними
на непонятном языке, пропитанном разными церковными терминами, то нас могут посчитать сумасшедшими, но, если истина будет доноситься людям на понятном языке, то она будет восприниматься, как некое пророчество, призыв человека Богом на путь спасения. И в таком случае человеческое сердце признает, что воистину этим проповедники от Бога, и скажет, что истинно с ними Бог.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ
Для того чтобы проповедь действовала на сердца людей спасительно, ее содержание должно быть наполнено спасительными догматами веры, преимущественно же касающееся домостроительства спасения рода человеческого. К этому относятся: Боговоплощение, крестная смерть и воскресение Христа, возможность получения прощения грехов и личной встречи с Богом, страшный суд с воздаянием каждому по его делам, и вечная участь праведников и грешников.
Из всего этого следует особо обратить внимание на слово о крестной смерти Спасителя, так как весть о том, что Бог умер на кресте за грехи людей до сих является скандальной для человечества и никого не оставляет равнодушной.
Святой апостол Павел говорит об этом следующее: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия (1 Кор. 1,17-18).
Святитель Феофан Затворник, толкуя эти слова, пишет: «Евангелие есть истинная мудрость; но оно является в совершенно простой форме. Но с такою простотой проповеди мы только сначала являемся, чтобы сами собою, без всякого участия человеческих усилий, обнаружились и отделились те, которые способны, или Богом избраны, быть учениками мудрости Божи-ей. Когда же кто уверует и пойдет путем Евангелия, тогда мы раскрываем ему полнее истинную мудрость Божию, которая об-
нимает и небо, и землю, и безначальное, и бесконечное. И не мы только, но паче благодать Святого Духа, исполняющая искренно верующих и право живущих по вере».1
По мысли святителя, проповедь апостолов отличалась особой простотой, и ее сердцевиной было слово о Распятом Христе, но это простота только в начале, дальше же, когда человек приходит в Церковь, начинается более глубокая проповедь, в некотором смысле катехизация, которую проводят уже на приходах.
Также и святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о содержании проповеди апостолов, говорит следующее: «Ведь проповедь предлагается для всех вообще; она не знает ни различия в достоинстве, ни преимущества народа и ничего тому подобного. Она требует одной веры, а не рассудочных доказательств. Потому она особенно и достойна удивления, что не только полезна и спасительна, но и удобна, весьма легка и для всех доступна»2.
Теперь следует посмотреть, что пишет апостол о том, как воспринимают люди такую проповедь, он пишет: «Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор, 1, 21-25).
Святитель Феофан Затворник объясняет это место следующим образом: «проповедь, какую он и другие Апостолы ведут по Божию повелению, точно есть буйство, и что, однако ж несмотря на это, она спасает. Бог нас избрал и послал проповедать спасе-
1 Феофан Затворник, свт., Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого» изд-во «Правило веры», Москва, 2006 г., стр.73-74.
2 Иоанн Златоуст., свт. Полное собрание творений в двенадцати томах, том 9, Харвест,2005. С. 1151.
ние и иудеям и эллинам. Что же именно проповедать? - Веруйте во Христа Распятого и спасетесь. Смотря на нас, не должен ли всякий сказать: не безумие ли вести такую проповедь? Какого успеха можете вы ожидать от такой проповеди? Вы говорите: веруйте в Распятаго, и спасетесь. Но для иудея это соблазн, а для эллина - безумие. Кто вас станет слушать и веровать? Иудею дай знамение, эллину представь какую-нибудь мудрую систему философскую и предложи ее в привлекательной форме».1
В своих толкованиях святитель Феофан подчеркивает, что истинных проповедников Евангелия будут считать сумасшедшими, так как их проповедь является для внешних людей мира сего совершенным безумием.
Поэтому православным христианам не следует ожидать того, что все будут ими восхищаться и хвалить их, но наоборот, ожидать, что их будут считать буйно помешанными.
Известный миссионер протоирей Олег Стеняев говорит об этом следующее: «Если вы беретесь за миссионерскую работу, ставьте крест на своей репутации»2.
И кроме этого, Господь Иисус Христос предупреждает своих учеников в Евангелии о том, что: «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо3 так4 поступали5 с лжепророками отцы6 их7» (Лк.6,26).
1 Феофан Затворник, свт., Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого» изд-во «Правило веры», Москва, 2006 г., С.92.
2 См. Интервью с прот. Олегом Стеняевым «Спасение - это дело всей жизни» [Электронный ресурс]. // URL: http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao. xn--p1ai/-public_page_19424 (дата обращения 17.04.2017)
3 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%E8%E1%EE&perevod=st_ text
4 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%F2%E0%EA&perevod=st_ text
5 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%EF%EE%F1%F2%F3%EF%E0 %EB%E8&perevod=st_text
Толкуя это место, святитель Феофан Затворник говорит: «Потому так сказал, что истинному верующему нельзя сего достигнуть. О таких сказал Господь: избрал из мира. сего ради ненавидит вас мир. (Ин. 15:198) Чтоб все говорили хорошо, нельзя без человекоугодия и поблажек»9. Отсюда следует, что совершенно запрещается в проповеди человекоугодие и подстраива-ние под ложные мнения людей.
Из всего вышесказанного можно заключить, что главное содержание православной проповеди - это слово крестное, которое обладает колоссальной силой и сразу же выделяет из людей тех, кто принимает, и тех, кто отвергает его. Но может возникнуть вопрос, а можно ли к этому слову примешать что-нибудь высокое, красивое и возвышенное? Ведь, как думают многие, проповедь следует как-то приукрасить, поговорить о каких-то обычных вещах, завязать разговор, чтобы расположить к себе человека. Однако такой подход противоречит Святому Евангелию. Когда Господь Иисус Христос отправлял учеников на проповедь, то заповедовал им: «Идите10! Я посылаю11 вас12, как13 агнцев14 среди15 волков16. Не17 берите18 ни19 мешка20,
6 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%EE%F2%F6%FB&perevod= st_text
7 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%E8%F5&perevod=st_text
8 http://ekzegetm/toLk.php?kn_ms=%C8%ED&gL=15&st=19&toLk=%D4 %E5%EE%F4%E0%ED%20%C7%E0%F2%E2%EE%F0%ED%E8%EA%20%F1 %E2%F2.
9 Феофан Затворник.,свт. Наставления в духовной жизни,. Издательство «Отчий дом». Москва, 1997. С.40.
10 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%C8%E4%E8%F2%E5& perevod=st_text
11 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%EF%EE%F1%FB%EB%E0 %FE&perevod=st_text
12 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%E2%E0%F1&perevod=st_
text
ни21сумы22, ни23 обуви24, и никого25 на26 дороге27 не28 приветствуйте29» (Лк.10,3-4).
Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет это место следующим образом: «Так заповедует им для того, чтобы они не занимались людскими приветствиями и ласками и чрез то не полагали бы препятствия делу проповеди. Ибо, вероятно,
13 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%EA%E0%EA&perevod=st_ text
14 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%E0%E3%ED%F6%E5%E2& perevod=st_text
15 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%F1%F0%E5%E4%E8& perevod=st_text
16 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%E2%EE%EB%EA%EE%E2& perevod=st_text
17 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%CD%E5&perevod=st_text
18 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%E1%E5%F0%E8%F2%E5& perevod=st_text
19 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%ED%E8&perevod=st_text
20 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%EC%E5%F8%EA%E0& perevod=st_text
21 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%ED%E8&perevod=st_text
22 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%F1%F3%EC%FB&perevod= st_text
23 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%ED%E8&perevod=st_text
24 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%EE%E1%F3%E2%E8& perevod=st_text
25 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%ED%E8%EA%EE%E3%EE& perevod=st_text
26 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%ED%E0&perevod=st_text
27 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%E4%EE%F0%EE%E3%E5& perevod=st_text
28 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%ED%E5&perevod=st_text
29 http://ekzeget.ru/search_stih.php?search=%EF%F0%E8%E2%E5%F2%F1 %F2%E2%F3%E9%F2%E5&perevod=st_text
получивший приветствие ответил бы и сам приветствием, а может быть, вступил бы в продолжительный разговор, как обыкновенно делают спутники, а потом, как бы уже подружившись, заговорился бы о чем-нибудь еще более, и таким образом апостол ниспал бы в обычные людские отношения, а о слове воз-нерадел бы. По указанной причине Господь и запрещает ученикам приветствовать кого-нибудь на дороге»1.
Таким образом, говорить прямо, без всяких подстраиваний и приветствий, вполне согласно не только с Евангельским духом, но и со святоотческими мыслями великого аскета святителя Феофана Затворника, который размышляя об этом, пишет следующее: «Вообще проповедь святых апостолов, а по их следам и всех проповедников Евангелия, состояла в простом, без умствований, представлении истины. И это, можно сказать, есте-ственнейший способ действования чрез слово - изображать истину как она есть, не заграждая ее умственными соображениями и особенно предположениями о вероятностях. Мы только, говорит, о том заботимся, чтоб чистую истину представить совести каждого, чистую как пред Богом, а она уже сама сделает свое дело, лишь бы только была воспринята. Чтоб истина благовестия сохранилась чистою, мы избегаем всего худого в намерениях своих, в образе своих действий и в самом представлении истины».2
Кроме того, святитель Иоанн Златоуст, объясняя слова апостола Павла к римлянам, о том, что их вера «возвещается во всем мире» (Римл. 1, 8), говорит: «хорошо апостол сказал: возвещается, показывая, что ничего не должно ни прибавлять
1 Феофилакт Болгарский., блж. Толкование на Святое Евангелие в двух томах. Т. II. Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна.: Сибирская Благозвонница; Москва; 2010. С.60-61.
2 «Принципы миссионерской деятельности в работах святителя Феофана Затворника» Автор-составитель: Дулевич А. Миссионерский Отдел Кызыльской епархии, 2015. С. 7.
к сказанному, ни убавлять, так как дело вестника передать только то, что ему было сказано»1.
Приукрашивать истину чем-либо свойственно падшему человеческом естеству, о чем свидетельствует апостол Иаков. Рассуждая о языке человеческом он пишет: «язык - огонь, прикраса неправды». (Иак.3,6). Преподобный Исидор Пелусиот так объясняет эти слова апостола: «даром слова надлежит пользоваться не для того, чтобы украшать порок, но чтобы величать добродетель, которая и без слов блистательнее все-го»2.
Священник Иоанн Кибалчич дополняет объяснение этого места: «Не является ли все злое разукрашенным, много обещающим, много льстящим для привлечения неопытных, не могущих видеть корня, а только ветви? Не есть ли прикраса отличительный признак зла, не могущаго являться лицем, но в оболочке для неопытного глаза. Напротив, истина никогда не нуждалась в прикрасе. Она сама собой прекрасна. Это и есть отличительное ея достоинство»3.
Подводя вывод всему вышесказанному, следует отметить, что Слово Божие следует доносить до людей прямо, без всяких подстраиваний и человекоугодия, не приукрашая при этом проповедь красноречием или человеческими размышлениями. Так как украшается обычно зло и порок, а не истина, которая совершенно не нуждается в этом.
1 Иоанн Златоуст., свт. Полное собрание творений в двенадцати томах, том 9, Харвест,2005, С.1148.
2 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Новый Завет. Том XI. Русское издание под редакцией Д. А. Федчука и Г. И. Беневича. - Тверь: Герменевтика, 2008.С.49.
3 Иоанн Кибалчич., свящ. Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова, с объяснением всего послания. 1873. Чернигов, земская типография, электр. вариант книги выполненный в Перервенской духовной семинарии, Москва, 2004. С.101.
Таким образом, содержание православной проповеди должно иметь своей сердцевиной слово о Распятом Христе, так как в таком случае проповедь может разделить людей и понять, кто принимает истину, а кто нет. Но на этом проповедь не заканчивается, ибо надлежит более глубоко раскрыть истину перед теми, кто принял слово крестное, и это уже, безусловно, дело катехизации, которая проходит уже непосредственно на церковных приходах и приводит человека к Богу и дает ему более полное и развернутое познание истины.
ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ
Разговор с людьми на понятном для них языке.
За две тысячи лет своего существования Православной Церкви, у нее накопился очень большой «багаж» терминологии. Благочестивые христиане, ознакомленные с православным катехизисом, привыкают использовать в христианской среде богословские термины. Если же им предоставляется возможность донести истину православия до людей неверующих, то они, нисколько не сомневаясь, говорят с ними на языке богословских терминов.
Естественно, что люди, слушающие их, совершенно ничего не понимают, а благочестивые христиане-миссионеры могут говорить с ними о Боге часами, не подозревая, что все их слова совершенно не воспринимаются слушателями. При этом у проповедника может возникнуть и горделивая мысль - «как у меня хорошо получилось», и некое моральное самоудовлетворение. Насколько же удивляются миссионеры и недоумевают, когда видят, что толку от такой их проповеди нет, но наоборот, наблюдается даже вред. Как же этого возможно избежать?
Для того, чтобы этого избежать, необходимо говорить с людьми на понятном для них языке, кроме этого, говорить желательно немного, но по существу. Господь Бог увещевает через царя Соломона: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен» (Притч.10, 19). При этом жела-
тельно помнить, что меняя форму проповеди, нельзя нисколько менять ее содержание.
Говорить с людьми на понятном для них языке, конечно же, дело трудное и требует немалых усилий и смекалки от миссионеров, а также минимальное знание «жаргонов речи» свойственных определенному типу людей. Примером для нас в этом является святой апостол Павел, который говорит о своем методе проповеди следующее: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзако-нен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор.9, 20-22).
Многие люди, ссылаясь на эти слова апостола говорят, что это подталкивает нас к тому, чтобы подстраиваться под людей и заниматься в Церкви тем же, чем люди занимаются в мире, то есть устраивать рок-концерты, тусовки, православные клубы по интересам и другие подобные этому вещи. Этот новый ложный миссионерский подход предлагает Церкви угождать людям, надевать маски, меняться самим миссионерам, становиться на время любителями рок-музыки и других суетных дел мира сего. Также следует заметить, что такой метод часто прикрывается благовидным предлогом «не обидеть», то есть предлагается в чистом виде человекоугодие, прикрываемое лозунгом «ведь мы хотим через это людей в Церковь привести!».
Однако утверждающие такое понимание метода проповеди апостола не читают в контексте его слов, а вернее, не дочитывают их до конца. А, между прочим, апостол далее раскрывает цель того, для чего он сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Он говорит: «сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор.9,23). А для того, чтобы узнать истинный смысл слов апостола посмотрим, как их понимали святые отцы Церкви.
Блаженный Феодорит Кирский так объясняет это место: «Надлежит же нам до точности уразуметь сказанное. Ибо божественный Апостол не менялся, соображаясь с временем, как утверждали некоторые, клевеща на него, но употреблял всякие средства ради пользы других»1.
Святитель Феофан Затворник говорит следующее: «Апостол говорит, что снисходил к немощи ума таких и, понижаясь до уровня ума их, все употреблял, чтоб возвести их к познанию, в чем дело о Христе»2.
Блаженный Феофилакт Болгарский разъясняет поведение апостола следующим образом: «Я не только не брал, хотя имел власть, но и, будучи свободен, не будучи никому подчинен, без постороннего побуждения, сам поработил себя всем, не одному и не двум, но вселенной, не для того, чтобы угождать всем лестью, но чтобы больше приобрести верующих; ибо приобрести всех невозможно»3.
А святитель Иоанн Златоуст замечает следующее: «Он делал все по ревности, усердию и любви ко Христу, и имел ненасытное желание спасения человеческого»4.
Рассмотрев то, как понимают данные слова апостола святые отцы Церкви, можно сделать и соответствующий вывод: святой апостол Павел не менялся сам со временем и не становился
1 Феодорит блж., епископ Кирский. Толкование на четырнадцать послание святого апостола. - М.: Сибирская благозвонница, 2013. С. 243.
2 Феофан Затворник, свт., Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого» изд-во «Правило веры», Москва, 2006. С. 430.
3 Феофилакт Болгарский,.блж. Толкование на деяния и послания святых апостолов в трех томах, Т. II.: толкование на послания апостола Павла, часть первая. М.: Сибирская благозвонница, 2014. С.309.
4 Иоанн Златоуст., свт. Полное собрание творений в двенадцати томах, том 10, Харвест, 2005. С.105.
другим, и не угождал лестью людям, но нисходил к немощи их ума, делая все не ради людей, из человекоугодия, но ради Евангелия и по причине его пламенной любви ко Христу.
Именно поэтому современным миссионерам следует подражать святому апостолу Павлу, и не становиться на время любителями «православного рока» и других мирских вещей, чтобы не стать льстецами и человекоугодниками, ибо такие пороки несовместимы с христианством.
Литература
1. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Новый Завет. Том XI. Русское издание под редакцией Д. А. Федчука и Г. И. Беневича. Тверь: Герменевтика, 2008.
2. Дулевич А. Принципы миссионерской деятельности в работах святителя Феофана Затворника» Кызыл: Миссионерский Отдел Кызыльской епархии, 2015. С. 7.
3. Иоанн Златоуст., свт. Полное собрание творений в двенадцати томах, том 7. Харвест, 2005.
4. Иоанн Лествичник., преп. Лествица. М.: Благовест, 2013.
5. Иустин Попович., преп. Собрание творений: Т.5: Толкование на Евангелие от Матфея. Святосавье как философия жизни/ пер. С. Фонова. М.: Паломник, 2014
6. Максимов Г.,диак. Святоотеческое понимание миссии. М.: Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Ко-жеозерского, 2014.
7. Святое Евангелие с толкованием Святых Отцов. Религиозное издание. М.: Синтагма, 2010.
8. Святое Евангелие с толкованием Феофилакта, Архиепископа Болгарского. Почаев: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2009
9. Служебник. М.: Издательство Московской патриархии Русской Православной церкви, 2015
10. Страшный Суд Божий чудное видение Григория. Ученика преп. Василия, о страшном суде. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Петро-Павловское подворье, 2010.
11. Сысоев Д.,иер. Закон Божий. М.: Миссионерский центр имение иерея Даниила Сысоева, 2014.
ON MISSION MOTIVATION AND THE PROBLEM OF PREACHING LANGUAGE.
Deacon Alexander Sergeev
Abstract
This article deals with two topical problems of the Orthodox mission - the problem of motivation and the problem of the language of preaching.
Keywords
missiology, motivation, preaching language