Научная статья на тему 'О мотивах совершения преступлений лицами, получающими общее или среднее профессиональное образование'

О мотивах совершения преступлений лицами, получающими общее или среднее профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
644
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME MOTIVES / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME PREVENTION / MINORS'' CRIME / ILLEGAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиниятуллина Екатерина Закариевна

В статье рассматривается проблема установления мотивов совершения преступлений, имеющих место в нашей стране, такой категорией граждан, как несовершеннолетние обучающиеся. Изучение мотивов совершения обучающимися противоправных деяний позволяет в дальнейшем разрабатывать комплексные программы по предупреждению преступлений, совершаемых представителями обучающейся молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гиниятуллина Екатерина Закариевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MOTIVES OF CRIME COMMITMENT BY PEOPLE GETTING GENERAL OR VOCATIONAL EDUCATION

The article touches upon the problem of setting motives of committing crimes that are perpetrated in our country by such a category citizenry as under age students. The research of the students' motive commitment of illegal actions allows further elaboration of complex programmes concerning the prevention of crimes committed by some students.

Текст научной работы на тему «О мотивах совершения преступлений лицами, получающими общее или среднее профессиональное образование»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (05). Июнь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 343.918.2 ББК 67.518.0 Г492

Е. З. Гиниятуллина Иркутск, Россия

О МОТИВАХ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЛИЦАМИ, ПОЛУЧАЮЩИМИ ОБЩЕЕ ИЛИ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье рассматривается проблема установления мотивов совершения преступлений, имеющих место в нашей стране, такой категорией граждан, как несовершеннолетние обучающиеся. Изучение мотивов совершения обучающимися противоправных деяний позволяет в дальнейшем разрабатывать комплексные программы по предупреждению преступлений, совершаемых представителями обучающейся молодёжи.

Ключевые слова: преступность, преступность несовершеннолетних, мотивы преступления, обучающиеся, противоправные деяния, профилактика преступности

E. Z. Giniyatullina Irkutsk, Russia

ABOUT MOTIVES OF CRIME COMMITMENT BY PEOPLE GETTING GENERAL OR VOCATIONAL EDUCATION

The article touches upon the problem of setting motives of committing crimes that are perpetrated in our country by such a category citizenry as under age students. The research of the students' motive commitment of illegal actions allows further elaboration of complex programmes concerning the prevention of crimes committed by some students.

© Гиниятуллина Е. З., 2015

Key words: crime, minors' crime, crime motives, students, illegal actions, crime prevention.

В настоящее время российским законодателем чётко намечена тенденция к изменению системы образования, в том числе системы общего и среднего профессионального образования. Такие изменения не могут не сказаться на структуре и динамике преступности среди обучающейся молодёжи. В связи с этим обратимся к исследованию одного из аспектов преступности среди лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование, а именно к мотивационной сфере названного вида преступности.

Не вдаваясь в научную дискуссию о том, что следует понимать под термином «мотивы преступления», отметим, что нами под указанным понятием подразумеваются определенные обстоятельства, факторы, которые выступают в качестве определенного внутреннего источника преступного поведения.

В научной литературе немало работ посвящено изучению вопроса о мотивах совершения преступлений. Однако наше исследование, в контексте современных политических и экономических реалий, имеющих место в нашей стране, направлено на изучение мотивов совершения преступлений именно такой категорией граждан, как обучающиеся.

В ходе научного исследования представлялось интересным узнать мнение самих обучающихся о том, под влиянием каких факторов обучающиеся совершают преступления. Для этого были опрошены 300 человек из учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ Иркутской области и студентов техникумов, училищ и колледжей Иркутской области.

Результаты ответов были следующие:

- 33 % опрошенных считают, что обучающиеся совершают преступления под влиянием алкоголя и наркотиков;

- 22 % - под влиянием сверстников;

- 20 % - под влиянием средств массовой информации;

- 13 % - под влиянием низкого экономического положения;

- 6 % - под влиянием этнических, религиозных причин;

- 4 % - под влиянием родителей (акт «бунтарства»);

- 2 % - под влиянием иных факторов.

Мотивы совершения обучающимися противоправных деяний представляют огромный научный интерес, поскольку их изучение позволяет в дальнейшем разрабатывать комплексные программы по предупреждению преступлений, совершаемых представителями обучающейся молодежи. В этой связи необходимо сделать определенные выводы из полученных результатов опроса.

Во-первых, огромную роль при принятии обучающимся решения, совершать преступление или нет, играет употребление молодым человеком спиртных напитков или наркотических средств. Учёными-медиками давно доказано, что алкоголь значительно раскрепощает человека, начинают проявляться его реальные эмоции, появляются резкое возбуждение и быстрое торможение процессов мышления, человек перестает себя контролировать. [Берзин, 2008, с. 43]. Именно поэтому огромнейшее значение в профилактике преступности обучающихся имеет недопущение (или сведение к минимуму) употребления молодыми людьми алкоголя, табака, наркотиков. Кроме этого, не стоит забывать и о пагубном влиянии родителей и других родственников, употребляющих алкоголь, на развитие ребенка-обучающегося. Члены семьи, регулярно употребляющие спиртные напитки, не только своим примером негативно воздействуют на молодого человека (поскольку дети во многом берут пример со взрослых), но и могут в состоянии алкогольного опьянения причинить вред ребенку (физическое или психологическое насилие в семье над подростком-обучающимся).

Во-вторых, огромное влияние сверстников в преступной мотивационной сфере свидетельствует о возрастных и психологических особенностях личности несовершеннолетних школьников, о чем неоднократно говорили большинство психологов и педагогов, ведь именно в подростковом и юношеском возрасте преступления зачастую совершаются в группе [Кон, 1979, с. 111].

Общение обучающихся со сверстниками выступает для них в качестве специфического эмоционального источника. Принадлежность к какой-либо группе, осознание того, что молодой человек является ее частью, наличие в молодежных группах товарищеской взаимопомощи и солидарности не только облегчает подростку-обучающемуся автономию от взрослых (родителей, педагогов, воспитателей), но и помогает ему ощутить определенную эмоциональную устойчивость и благополучие. Именно поэтому для молодого человека крайне важным является фактор, сумел ли он заслужить уважение среди своих сверстников - одноклассников и одногруппников. Отсюда стремление обучающихся проявить и доказать свои силу, лидерские качества, умения и способности, ради чего подростки-обучающиеся идут на совершение противоправных деяний (в группе такие преступления обучающиеся совершают либо для того, чтобы не выглядеть в глазах сверстников трусом и слабаком, либо для того, чтобы показать свою силу на глазах у других).

В-третьих, ожидаемыми являются ответы респондентов о том, что обучающиеся совершают (или могут совершить) преступления под влиянием средств массовой информации, а также вследствие жестоких компьютерных игр.

На наш взгляд, средства массовой информации могут, как способствовать ухудшению криминогенной ситуации в стране, так и вызывать позитивные для общества изменения в отношении криминогенной ситуации, т. е. оказывать профилактическое влияние.

Особенно остро СМИ воздействуют на преступность несовершеннолетних. [Токарев, 2011, с. 320]. Средства массовой информации (пресса, телевидение, Интернет) на молодых обучающихся часто воздействуют импульсивно, поскольку представители молодого поколения, в силу психологических возрастных особенностей, хуже, чем взрослые, осуществляют самоконтроль. Продукция СМИ иногда действует на подсознание человека как «спусковой крючок» (так называемый триггер) [Барихин, 2007, с. 709], воспринимаемая

иногда как агрессивный и жёсткий призыв к совершению противоправного деяния.

Через средства массовой информации, прежде всего путем распространения на телевидении, в молодежную культуру проникает преступная идеология, что, несомненно, усугубляет страх перед преступностью. Практически ежедневно репортеры и журналисты информируют нас о десятках совершенных преступлений, нередко демонстрируя кадры криминальной хроники и в подробностях сообщая о совершенных убийствах, грабежах и изнасилованиях. Приукрашивая реальность и стремясь сделать сюжет более «ярким», никто не задумывается над этическими нормами и эмоциональным состоянием тех, кто воспринимает представленную жестокую информацию.

На наш взгляд, через кинематограф, телевидение, прессу, компьютерные социальные сети, распространяющие ту или иную информацию, в том числе криминального характера, нередко пропагандируют совсем не те моральные и духовные ценности, которые позволят школьникам и студентам стать членами взрослого законопослушного общества.

Исключением не становится и большинство современных компьютерных игр, которые являются частью общей информатизации и компьютеризации и становятся все более заметным феноменом современного общества. В совокупности с другими компьютерными технологиями они, несомненно, оказывают влияние на личность обучающихся.

На наш взгляд, проблема осложняется тем, что на рынке игровой компьютерной продукции в основной своей массе присутствуют образцы игр деструктивного содержания, т. е. с элементами насилия, агрессии, порнографии, сквернословия и асоциального поведения. Такие компьютерные игры причиняют психическому развитию обучающихся не меньший вред, чем трансляция насилия по телевидению, порождая тем самым склонность к жестокости. В играх типа «action» (так называемые «стрелялки», «бродилки») свыше 90 % времени уходит на насилие, и в большинстве случаев это насилие приводит к смерти противника. Хотя насилие и убийства являются

виртуальными, в сознании игрока виртуальная реальность начинает смешиваться с настоящей жизнью.

Американские психологи, основываясь на проведенных исследованиях, сделали вывод о том, что компьютерные игры, показывающие сцены насилия, негативно влияют на молодежь, провоцируют агрессию в поведении и чувствах. Иными словами, жестокие компьютерные игры учат молодых людей, обучающихся тому, что насилие может выступать в качестве эффективного средства урегулирования социального конфликта. «Наигравшись» в насилие, школьник может захотеть применить агрессию в реальной жизни.

Данное явление очень характерно для американского общества, средства массовой информации регулярно сообщают нам о преступлениях, совершаемых американскими школьниками [Поножовщина в школе - Американский школьник напал с ножом на учащихся [электронный ресурс] // URL: http://sotobis.ru/blogs/pervyi-blog/ponozhovschina-v-shkole-amerikanskii-shk.htmll. При этом в последнее время не становятся исключением и российские школьники. В частности, отличным примером негативной тенденции влияния компьютерных игр на психику обучающихся является ситуация, о которой сообщают средства массовой информации: 16-летний девятиклассник Волгоградской области в апреле 2011 года убил свою маму, которая отругала сына за долгое времяпрепровождение за компьютером и за то, что впоследствии компьютер перестал функционировать [В Волгоградской области подросток убил мать из-за компьютера [электронный ресурс] // URL: http://vg-news.ru/news-v-volgogradskoi-oblasti-podrostok-ubil-mat-iz-za-kompyuteral.

Или другой не менее жизненный пример: в 2012 году в Санкт-Петербурге 17-летний подросток нанес несколько ножевых ранений своей маме в связи с тем, что она мешала ему играть на компьютере [Григорьев, 2012]. При этом средства массовой информации прямо указывают, что этот подросток нигде не учился и нигде не работал. Это ещё раз подтверждает тот факт, насколько для человека, а особенного человека молодого, с еще не сформировавшейся психикой, важно заниматься полезным делом (учиться, работать, творчески или

физически развиваться и т. п.), а не тратить свое время на сплошные развлечения в виде компьютерных игр.

Разумеется, компьютерная зависимость молодых ребят негативно сказывается на их социализации, физическом и интеллектуальном развитии. Однако не стоит забывать о том, что окружающий нас мир не стоит на месте, всё развивается и совершенствуется, исключением не становятся и компьютерные технологии. В этой связи не просто трудно, а скорее, невозможно представить современную реальность без компьютеров и компьютерных игр. Именно поэтому родителям и педагогам следует помогать молодым обучающимся делать выбор в пользу «позитивных» и интеллектуальных компьютерных игр, без сцен насилия, развивать их способности критически относиться к компьютерным играм.

Стоит заметить, что в настоящее время в ряде экономически развитых стран (таких, как США, Великобритания, Франция) установлен достаточно жёсткий правовой механизм, который помогает осуществлять контроль за информацией, которая может стать доступной для детей (некий «фильтр», создающий определенные препятствия для получения детьми таких сведений, которые даже теоретически могли бы нанести непоправимый вред становлению и развитию личности школьника). Кроме этого, в целях воспитания и развития личности представителей молодого поколения, указанный механизм четко обеспечивает взаимодействие государственных органов и общественных объединений с теми, кто занимается продвижением и развитием информационной индустрии, в том числе индустрии компьютерных игр. На государственном уровне названный правовой механизм реализуется с помощью издания государственными органами нормативно-правовых актов, которые регулируют указанные общественные отношения. На наш взгляд, такой подход государства к решению вопроса о контроле в сфере распространения информации является разумным и обоснованным, цензура в сфере названных общественных отношений, обеспеченная правовыми рамками и основаниями, необходима и способна дать положительные результаты.

Говоря о мерах предупреждения криминогенного воздействия средств массовой информации и агрессивных компьютерных игр на сознание подрастающих школьников и студентов, было бы целесообразным, на наш взгляд, законодательно определить комплекс определенных ограничительных мер. Данный комплекс должен содержать соответствующие требования нормативного ограничения демонстрации на телевидении, рекламных баннерах, в газетах, журналах и компьютерных играх актов насилия, сцен эротического содержания, асоциальных форм поведения и т. п. Иными словами, должны предусматриваться ограничительные меры, которым следует быть разумными и достаточными (например, в отношении вопроса о времени показа тех или иных телепередач, о местах распространения печатной продукции, о возрасте лиц, которые имели бы право приобретать компьютерные игры, содержащие акты насилия, и т. д.).

Отчасти указанные профилактические меры применяются и сейчас. Например, согласно статье 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124 -1 «О средствах массовой информации» предусмотрено, что не допускается использование средств массовой информации, в частности, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань [О средствах массовой информации: закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1]. Основываясь на данном законе, а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Пресненский суд Москвы вынес решение о запрете трансляции скандально известной российской телепередачи «Дом-2» с четырех часов утра и до одиннадцати часов вечера по московскому времени. [Время показа «Дома-2» пересмотрят еще раз [электронный ресурс] // URL: http://www.interfax.ru/russia/2779201. Это связано с тем, что названная телепередача, по мнению многих членов нашего общества, содержит элементы эротики, жестокости, ненормативной лексики, демонстрации вредных привычек и провоцирующего поведения, что может разрушительно повлиять не только на детскую, но и на взрослую психику. И если взрослый человек может

самостоятельно сделать выбор, смотреть подобные телепередачи или нет, то школьники, студенты и иные категории молодых людей не всегда могут принять правильное решение, посвящать ли свое свободное время просмотру подобных телевизионных программ.

При реализации на потребительском рынке телевизионной и компьютерной продукции самой уязвленной остается такая социальная группа, как дети и молодежь, в том числе обучающиеся. Например, если ребёнку позволить выбрать любое блюдо, он, вероятнее всего, выберет какую-нибудь сладость или фаст-фуд, однако такой выбор будет не самым правильным, поскольку вполне может закончиться проблемами с пищеварением. Подобная ситуация имеет место и в сфере выбора продукции средств массовой информации. В настоящее время большая ответственность за выбор компьютерных игр, телевизионных передач и газетных статей, которые оказываются у школьников и студентов, лежит на родителях и педагогах. На наш взгляд, общество, и, в частности, наши законодательные и правотворческие органы, должно уделять особое внимание восполнению пробелов и преодолению правовых коллизий, имеющих место в действующем законодательстве в области защиты современной молодёжи от вредоносной информационной продукции. Определенные шаги в данном направлении уже сделаны, например, с 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», обязывающий производителей информационной продукции (фильмов, телепередач, рекламы и т. п.) или специальных экспертов сопровождать её (информационную продукцию) специальным графическим знаком «категория возраста +» («0+», «6+», «12+», «16+», «18+») [О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 (в ред. от 14 октября 2014 г.)]. За нарушение установленных названным законом требований распространения среди детей информационной продукции, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (до 200 тысяч рублей), конфискации информационной продукции или административное

приостановление коммер-ческой деятельности на срок до 90 суток [Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 24 ноября 2014 г.)].

В-четвертых, оправданным является результат проведенного анкетирования среди школьников, показывающий, что важную нишу в преступной мотивационной сфере занимает экономическое положение. В данном случае речь идет о двух явлениях: либо о корыстной мотивации (когда обучающийся совершает преступление ради обогащения, материальной выгоды, независимо от того, какое материальное положение он занимает), либо о мотивации «бедности». Еще в древности великий философ Аристотель сказал: «Бедность порождает бунт и преступления» [Душенко, 2006, с. 35]. Обучающийся, не имеющий высокого материального достатка, видящий богатство одноклассников, одногруппников, окружающих людей испытывает огромное неудовлетворение своей жизнью и своим финансовым положением. Если родители не могут обеспечить ребенка необходимым, ему, как он считает, ничего не остается, как пойти на совершение преступлений (сначала это мелкие кражи, грабежи, а потом и более серьёзные преступления, например, производство и сбыт наркотических средств).

Названным обстоятельствам совершения обучающимися противоправных деяний в огромной мере способствует слишком большой разрыв в показателях уровня жизни среди бедных и богатых людей (1:15 или даже 1:20) [Хмелев, http://izvestia.ru/news/321328 (дата обращения 12.11.2014)]. При этом преступления совершаются как бедными (что обусловлено отсутствием средств к существованию и низким культурным уровнем), так и богатыми (что порождено неограниченными возможностями, богатством и способностью уйти от ответственности).

В-пятых, у названной проблемы есть и другая сторона. Она проявляется в том, что экономическое благосостояние родителей обучающихся детей нередко пагубно влияет на становление личности молодого человека. В этом случае интересным является один из предложенных опрашиваемыми школьниками

ответов о том, что обучающиеся подростки совершают преступления вследствие уверенности в своей безнаказанности в силу материальной обеспеченности родителей («синдром богатых родителей»). Нередко преступления совершаются не детьми из неблагополучных семей, а именно избалованными детьми из обеспеченных семей, предоставленным самим себе. Однако самое страшное, на наш взгляд, заключается в том, что после совершения обучающимся преступления его «сердобольные» родители отказываются признать, что их ребенок мог совершить такое деяние, поощряют непризнание им вины, всевозможными способами помогают избежать справедливой ответственности, чем создается почва для совершения новых преступлений.

Богатые родители стремятся обеспечить своего ребенка (школьника, студента) всем, однако при этом нередко бездумно дают ему всё, что он ни пожелает, и даже сверх того, в чем ребенок на самом деле не нуждается. На наш взгляд, долг родителей заключается не в том, чтобы приучить подростка к потреблению и наслаждению, а помочь ему реализовать себя и свой творческий потенциал.

Однако бывает и наоборот. Богатые родители слишком большие надежды возлагают на своих детей. Нередко жизненные ошибки подростка-обучающегося жестоко критикуются, ему постоянно напоминают, сколько денег и времени в него вложили, его постоянно контролируют и запрещают заниматься любимыми увлечениями, запрещают общаться с теми, кого он сам выбрал в друзья. И тогда подросток может психологически «сломаться», может начать проявлять агрессию по отношению к родителям, бунтовать, совершать противоправные деяния, употреблять наркотические средства и алкоголь. При этом важно заметить, что именно среди обеспеченных правонарушителей много наркоманов, поскольку малообеспеченные редко употребляют дорогие наркотические средства.

В-шестых, небольшая категория опрошенных школьников и студентов придерживается мнения о том, что обучающиеся совершают преступления под

влиянием сложившейся жизненной ситуации, либо определенный доминирующий мотивационный фактор отсутствует.

С данным ответом в определенной мере следует согласиться. Иногда преступления совершаются под влиянием определенной ситуации, которая возникла не из-за правонарушителя, а по объективным причинам. Отвечая подобным образом на поставленный вопрос, опрашиваемые, вероятнее всего, подразумевали случайный или ситуативный типы личности обучающихся, совершивших преступление.

В криминологической литературе под термином «ситуация» понимается совокупность обстоятельств, влияющих на поведение человека в конкретный момент времени и либо способствующих, либо препятствующих совершению преступления, либо нейтральных [Антонян, 1981, с. 77].

По сути ситуация до совершения преступления выступает рядовой жизненной ситуацией, однако одновременно с этим она является ситуацией морального выбора, тесно переплетённого с культурным развитием человека, его духовными и нравственными установками, моральными и физическими ценностями. В то же время, главенствующее место в механизме преступного поведения занимает не ситуация, а индивидуально принятое решение. Человек самостоятельно решает, совершать ему преступление или нет, но на выбор соответствующего решения могут повлиять как объективные факторы (воздействие окружающей обстановки, условия формирования личности правонарушителя), так и субъективные факторы (накопленный индивидуальный жизненный опыт, культурное и нравственное развитие, личные склонности, цели, мотивы) [Дубовик, 1977, с. 28].

Важно заметить, что в результате той или иной ситуации наступает совершение преступления только тогда, когда человек (впоследствии правонарушитель) преломил ее через собственную психику, соотнёс со своими личностными качествами и учел собственные потребности и мотивы. Никакие обстоятельства, никакая жизненная ситуация не выступает в качестве непосредственной причины преступления. Если человек совершил

преступление (как умышленно, так и по неосторожности), значит, ситуация дала ему возможность выбора модели собственного поведения. Он совершил преступление не потому, что так сложились обстоятельства, а потому, что в силу объективных и субъективных факторов он выбрал из числа возможных именно преступный путь разрешения возникшего социального конфликта. В этой связи конкретная ситуация может быть отнесена лишь к условию, способствовавшему совершению противоправного деяния, а не к его непосредственной причине.

Разумеется, значение «ситуации» в каждом случае индивидуально: иногда жизненная ситуация коренным образом влияет на выбор в пользу совершения или несовершения преступления, а иногда конкретные жизненные условия, конкретная ситуация не имеют сколько-нибудь существенного значения.

Таким образом, можно констатировать наличие целой плеяды особенностей детерминации и причинности преступности обучающихся. В то же время основные причины преступности указанной категории лиц по-прежнему коренятся в сфере формирования личности, в семье, образовательной организации, трудовой и досуговой деятельности. В научной литературе отмечается, что у молодых людей наблюдается хаотичность, несформированность собственной системы взглядов на те или иные жизненные позиции и ценности; повышенная эмоциональная зависимость от одобрения со стороны друзей и одноклассников; критичность суждений и неспособность аналитически подходить к оценке собственных поступков и поступков других людей [Роща, 1970, с. 27]. В то же время перечисленные особенности личности не становятся автоматическим элементом механизма преступного поведения, а являются таковыми при возникновении социальных конфликтов, проявляющихся в семье, в учебном коллективе, среди друзей, при неисполнении соответствующих обязанностей со стороны родителей и законных представителей и в других ситуациях.

Библиографический список

1. Антонян Ю. М. Механизм преступного поведения / Ю. М. Антонян, Н. А. Барановский, П. С. Дагель и др. / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1981. 248 с.

2. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь: 2-е изд. М.: Книжный мир, 2007. 792 с.

3. Берзин В. А. Алкоголь и школа: зарубежные законы и документы о некоторых направлениях профилактики употребления алкоголя детьми // Право и образование. 2008. № 12. С. 42-47.

4. В Волгоградской области подросток убил мать из-за компьютера [электронный ресурс] // Агентство информационных сообщений. Категория: криминал. URL: http://vg-news.ru/news-v-volgogradskoi-oblasti-podrostok-ubil-mat-iz-za-kompyutera (дата обращения 12.11.2014).

5. Время показа «Дом-2» пересмотрят еще раз [электронный ресурс] // Интерфакс (Мобильная версия). URL: http://www.interfax.ru/russia/277920 (дата обращения 1 декабря 2014 г.).

6. Григорьев Д. В Петербурге юноша зарезал мать, мешавшую ему играть на компьютере [электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/06/09/reg-szfo/gamer-anons.html (дата обращения 20.11.2014).

7. Душенко К. В. Большой словарь цитат и крылатых выражений. М.: Эксмо, 2006. 194 с.

8. Дубовик О. Л. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений: учеб. пособие / О. Л. Дубовик. М.: РИО Акад. МВД СССР, 1977. 76 с.

9. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 24 ноября 2014 г.) // Российская газета. 2001. № 256.

11. О средствах массовой информации: закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. от 2 июля 2013 г., с изм. от 14 октября 2014 г.) // Российская газета. 1992. № 32.

12. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 (в ред. от 14 октября 2014 г.) // Российская газета. 2010. № 297.

13. Поножовщина в школе - Американский школьник напал с ножом на учащихся [электронный ресурс] // Sotobis.ru. URL: http://sotobis.ru/blogs/pervyi-blos/ponozhovschina-v-shkole-amerikanskii-shk.html (дата обращения 09.11.2014).

14. Роща А. Н. Использование данных социальной психологии при профилактике групповых правонарушений несовершеннолетних // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних: сб. тр.. М.: «СПАРК», 1970. Ч. 2. С. 26-30.

15. Токарев А. А. Роль СМИ в предупреждении преступности несовершеннолетних // Научное обеспечение реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: сб. науч. тр. докторантов, адъюнктов и соискателей. Рязань: Акад. ФСИН России, 2011. С. 320-324.

16. Хмелев М. Богатые становятся все богаче, а бедные... [электронный ресурс] / Известия. URL: http://izvestia.ru/news/321328 (дата обращения 12.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.