Научная статья на тему 'О мошенничестве в сфере платежных карт'

О мошенничестве в сфере платежных карт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ / НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ СПИСАНИЕ / НУЛЕВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОШЕННИЧЕСТВО / ФРОНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басов И. А.

Важной задачей, стоящей в области формирования национальной платежной системы, является задача разработки эффективного механизма защиты клиентов операторов от мошенничества. В статье проанализированы проблемы, возникающие при применении ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Разработаны рекомендации, которые могут быть учтены при совершенствовании действующего законодательства и элементы стратегии банков по снижению рисков мошенничества при использовании платежных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мошенничестве в сфере платежных карт»

О МОШЕННИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

© Басов И.А.*

Ассоциация «Национальный платежный совет», г. Москва Российский университет дружбы народов, г. Москва

Важной задачей, стоящей в области формирования национальной платежной системы, является задача разработки эффективного механизма защиты клиентов операторов от мошенничества. В статье проанализированы проблемы, возникающие при применении ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Разработаны рекомендации, которые могут быть учтены при совершенствовании действующего законодательства и элементы стратегии банков по снижению рисков мошенничества при использовании платежных карт.

Ключевые слова: безналичные расчеты, несанкционированное списание, нулевая ответственность, мошенничество, фронд.

В свете ускоренного развития национальных платежных систем в последние годы повышается актуальность разработки и принятия законодательства, регулирующего безналичные розничные платежи. Наличие специального регулирования становится необходимым условием модернизации платежной инфраструктуры по мере увеличения рисков информационной безопасности. Рост количества платежных агентов, многие из которых не имеют серьезного опыта в предоставлении платежных услуг, и их клиентов -держателей пластиковых карт [8] обусловливает необходимость определения круга лиц и случаев возникновения ответственности в сфере оказания платежных услуг [4]. Процессинг розничных безналичных платежей в сущности своей довольно сложен и предполагает многочисленные пункты доступа к платежной системе, которые могут стать объектом манипуляции правонарушителей с целью совершения мошеннических действий. В этой связи важно определить какое именно звено в цепочке участников платежной системы несет ответственность за причинение ущерба клиенту в случае неправомерных (несанкционированных) списаний. Особую актуальность, таким образом, приобретает проблема распределения ответственности в случае совершения несанкционированных операций, совершенных с использованием платежных карт [5, с. 63-65]. От успешности решения данной проблемы в первую очередь зависит уровень доверия граждан к существующей платежной инфраструктуре.

Взаимодействие клиентов с платежными агентами, прежде всего банками, зачастую носят конфликтный характер. Несомненно, во многом этому

* Заместитель исполнительного директора по общим вопросам Ассоциации «Национальный платежный совет».

100 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

способствуют сформировавшаяся в современной России законодательная база, регулирующая расчетные правоотношения и сложившаяся платежная практика, упорядочению и изменению которой, по мнению законодателя, должен был послужить Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон 161-ФЗ). Закон 161-ФЗ частично скорректировал правила осуществления безналичных расчетов, в т.ч. была предпринята попытка устранить пробельность нормативного регулирования эмиссии и использования электронных денег.

Статья 9, вступившая в силу с 01.01.2014 г. стала одним из наиболее противоречивых нововведений Закона 161-ФЗ. Главной целью внесенных изменений стала защита держателей платежных карт от мошенничества.

Существует три вида платежных карт: кредитные карты; дебетовые карты, которые привязаны к отдельному депозиту; предоплаченные карты -анонимные, доступные для общего пользования карты, где стоимость хранится на отдельном для каждой карты депозите у эмитента, или привязанные к закрытой системе (например, подарочные карты конкретных ритейлеров). Дебетовые и предоплаченные карты часто предполагают возможность использования ПИН-кода для проверки подлинности пользователя, а в кредитных картах для этих целей в основном используется магнитная полоса. Платежные карты в силу объективных причин восприимчивы к различным мошенническим атакам. С позиции широкого подхода мошенничество в сфере платежных карт может быть определено как любая деятельность, в которой используется личная конфиденциальная (финансовая) информация для незаконных целей, включая инициацию незаконных транзакций без авторизации плательщика [6]. Чаще всего данная деятельность включает подделку платежных инструментов, перехват данных и др. Распространено мошенничество посредством банкоматного скимминга и операции без присутствия карты (саМ not present) - конфиденциальную информацию похищают при оплате покупок в сети Интернет. Последние тенденции на мировом платежном рынке свидетельствуют о том, что происходит миграция мошенничества из «банкоматного сектора» в сектор интернет-торговли [7]. В табл. 1 приведены основные виды мошенничества с платежными картами, встречающиеся в платежной практике, а также некоторые возможные стратегии его предотвращения и смягчения негативных последствий посредством управления рисками. Согласно исследованию, проведенному аналитической компании Fair Isaac Corporation, по итогам 2014 года Россия стала одним из лидеров среди стран Европы по темпам увеличения случаев мошеннических действий с банковскими картами [2]. Динамика роста случаев мошенничества с банковскими картами и электронными деньгами, отслеживаемая Банком России, подтверждает, что количество инцидентов, связанных с нарушением требований безопасности при переводе денежных средств, в 2012 г. составило 1562, а по итогам первого полугодия 2013 года -2484 подобных случая (прирост составил 59 %) [2].

Финансы и налоговая политика

101

Таблица 1

Мошенничество с использованием платежных карт

Вид мошенничества Стратегии предотвращения

Использование эмитированных банковских карт для совершения незаконных сделок Мониторинг «подозрительных операций» и немедленное уведомление держателей карт для проверки законности сделки

Разъяснение клиентам их прав и обязанностей, объяснение важности сотрудничества при проведении мониторинга

Использование незаконно скопированной с банковской карты информации для создания поддельных платежных карт Мониторинг «подозрительных операций»

Мониторинг банкоматов и терминалов с целью недопущения установки (защиты от) скимминг-устройств1

Разъяснение клиентам их прав и обязанностей

В настоящий момент трудно спрогнозировать насколько изменится платежная практика с введением в действие ст. 9 Закона 161-ФЗ. Представляется, что доработка ст. 9 законодателем продолжится. Однако вне зависимости от корректировки правовых норм, устанавливающих распределение ответственности банка и клиента в случае несанкционированных списаний денежных средств, уже сегодня российские банки предрекают рост случаев мошенничества. По мнению некоторых специалистов сегодня закон «стимулирует» некоторых клиентов к недобросовестному поведению. Здесь речь идет, прежде всего, о так называемом «дружеском фронде» [3]. Как показывает опыт ЕС, до 60 % объема мошеннических транзакций в денежном выражении приходится на CNP-транзакции (операции, произведенные без физического присутствия карты). Этот сегмент мошенничества стал наиболее быстроразвивающимся [1].

У банков в случае фрод-инцидента существует два сценария поведения:

1) признание банком фронда и возврат клиенту денежных средств; 2) квалификация совершенной операции как мошенничества со стороны клиента. Правом банка в данном случае является обращение в правоохранительные органы. Факт мошенничества должен быть доказан в суде. Последний подход, представляется, наиболее логичным, т.к. перекладывание бремени доказывания невиновности на физическое лицо, являющееся априори слабой стороной в расчетных правоотношениях, в данном случае нецелесообразно. Кроме того, законом предусмотрен инструмент «контроля» - проведение банком формальных проверок, предусмотренное ч. 15 ст. 9. В таком случае итогом расследования, проводимого по итогам фронд-мониторинга и установившего правильность введения ПИН-кода, является признание клиента ответственным за осуществленную операцию. В любом случае, вне зависимости от роста рисков мошенничества, очевидно, что одним из наиболее важных позитивных последствий «адаптации» законодателем принципа «ну-

1 Скимминг-устройство устанавливается в банкомате или платежном терминале, чтобы скопировать данные с магнитной полосы пластиковой карты. URL: www.spamlaws.com/online-credit-card-fraud .html.

102 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

левой ответственности» в том виде, в котором он закреплен в ст. 9, для развития платежной инфраструктуры в России состоит в «вынужденной» идеологической и технологической модернизации платежных систем, расширению внедрения платежными операторами новых технологий. Так, проблема ским-минга может быть частично решена посредством стимулирования эмиссии EMV-продуктов, массового перевода крупными банками-эмитентами своего карточного портфеля на чип. В целом если говорить о дальнейшем совершенствовании положений ст. 9 Закона 161-ФЗ, следует указать, что баланс интересов при распределении ответственности за несанкционированное списание денежных средств возможно обеспечить только с учетом индивидуальных рисков участников расчетных правоотношений, а также их собственной способности (возможности) этот риск снизить. Стратегии снижения рисков мошенничества в рассматриваемом случае должны включать перераспределение рисков между участниками платежной системы и их страхование. Застраховать себя от мошенничества со стороны клиентов банки могут несколькими путями:

1) установление штрафов для клиентов на случай доказанного мошенничества держателя карты;

2) регулирование сроков возврата денежных средств - незамедлительный возврат клиенту минимальной суммы, при условии компенсации оставшейся части списанных средств после проведения расследования;

3) подробная регламентация в договорах с клиентами процедуры возмещения несанкционированно списанных денежных средств в части неурегулированной ст. 9 Закона 161 -ФЗ;

4) совершенствование методик оценки рисков мошенничества и разработка программ по повышению осведомленности клиентов.

Список литературы:

1. Главной угрозой остается CNP-фрод [Электронный ресурс] // ПЛАС-журнал. - 30.04.2014. - Режим доступа: http://www.plusworld.ru/journal/onli-ne/art170778/.

2. Горовцова М. Возврат денег по несанкционированным транзакциям: что изменится с 1 января 2014 года [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ -26.11.2013. - Режим доступа: www.garant.ru/article/507445/#ixzz3cr32JJNs.

3. Есаков П., Чернышев А. Банковская отрасль на пороге выхода из «SMS-тупика»? [Электронный ресурс] // Computel. ПЛАС. - 2014. -№ 4 [203]: апрель. - Режим доступа: http://computel.ru/upload/Computel_newpix_ caps2.pdf.

4. Никулина О.В., Иванова Н.В. Развитие инновационных технологий в банковской деятельности // Экономика: теория и практика. - 2013. - № 4 (32). -С. 20-26.

Финансы и налоговая политика

103

5. Чирков А.В. Проблемы реализации законодательства о национальной платежной системе в части ответственности банков в расчетных правоотношениях // Банковское право. - М.: Юрист, 2013. - № 5. - С. 63-68.

6. Dhameja S., Jacob K., Porter R.D. Clarifying liability for twenty-first-century payment fraud. - Federal Reserve Bank of Chicago, 2013. - URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/3q2013-part2-dhameja-jacob-porter-pdf.pdf.

7. FICO. Evolution of card fraud in Europe - 2013. - URL: http://www.fico. com/landing/fraudeurope2013.

8. Panin A. Russia's $740Bln Plastic Card Market a Sweet Pie for Major Banks. April, 2014. - URL: http://www.themoscowtimes.com/article/497474.html.

РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Бричеев В.А.* *, Бричеева Ю.В.*

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)

РГЭУ (РИНХ), г. Таганрог

Инженерно-технологическая академия ЮФУ, г. Таганрог

Предлагается методика формирования финансовой стратегии предприятия по наиболее уязвимым направлениям его деятельности. На примере действующего предприятия металлургической отрасли показано, что при использовании матричных методов формирования финансовых стратегий наилучший результат может быть получен при дополнительном учете «кризисных ловушек» характерных текущему этапу жизненного цикла предприятия.

Ключевые слова матрица финансовых стратегий, денежный поток, жизненный цикл предприятия, кризисная ловушка.

В основу предлагаемой методики положена матрица финансовых стратегий Франшона и Романе [1], которая использует основополагающие категории финансового менеджмента, расшифровка и способ расчета которых приведены в табл. 1.

По горизонтали матрицы откладываются результаты финансовой деятельности (РФД), по вертикали - результаты хозяйственной деятельности (РХД), а каждый из девяти квадрантов соответствует соответствующему обобщенному результату финансово-хозяйственной деятельности (РФХД), характеризующему текущую финансовую стратегию фирмы (см. рис. 1).

* Доцент кафедры Экономики и предпринимательства Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), кандидат экономических наук, доцент.

* Магистрант кафедры Менеджмента ИУЭС Инженерно-технологической академии ЮФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.