Г.М. Булякова
УДК 821.512.141.09-1
О МОНОГРАФИИ Г.Х. САМИРХАНОВОЙ «БАШТОРТ МЭдЭЛДЭРЕНЕЦ ПОЭТИКАЬЫ» - Сибай: БДУ РНЦ, 2014. - 318 бит («ПОЭТИКА БАШКИРСКИХ БАСЕН» )
Целью рецензируемой монографии является изучение поэтики басни в башкирской литературе. Башкирская басня в ряде с другими жанрами рассматривается в трудах таких башкирских ученых как А.И. Харисов, К.А. Ахмедья-нов, Г.С. Кунафин, Г.Б. Хусаинов, но отдельных научных трудов, посвященных изучению специфики данного жанра, нет. Поэтому монография «Поэтика башкирских басен» и целый ряд научно-исследовательских материалов кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры башкирской филологии Сибайского института (филиала) БашГУ Самирхановой Г.Х. в этом плане весьма своевременны.
Основным материалом исследования являются произведения башкирских писателей и поэтов с начала XX века по современность.
Первая глава «Формирование и традиции жанра басни в башкирской литературе» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Теория, генезис и идейно-эстетические источники басен в башкирской литературе» анализируются разные точки зрения исследователей о понятии и определении жанра, изучаются жанровые признаки, рассматривается его своеобразное развитие в башкирской литературе. Изучая наименование жанра, автор монографии основывается на трудах известных литературоведов и подчеркивает древность его происхождения. В башкирском литературоведении разных лет для обозначения аллегорических произведений небольшого объема остро сатирического характера использовались такие термины как «мэдэл», «эмдэл» и
шг
«тэмдил». Все три термина вошли в башкирское литературоведение через арабский язык и связаны с глаголом «мэдэлэ» («представить, являться, становиться; представляться; походить») и переводятся как «образец, пример, идеал, сравнение» или «пословица, поговорка, басня». Наименование «эмдэл» переводится как «самый достойный, превосходный, отличный; идеальный, достойный подражания» и является формой множественного числа слова «мэдэл», а «тэмдил» - «сравнение».
Изучая истоки жанра басни и ее генезис, исследователь основывается на научных трудах Г.С. Кунафина и пишет следующее: «Жанр басни в башкирской литературе, зрея внутри фольклорных произведений, приобретает свои собственно жанровые признаки в первой половине XIX века. Первоначально это были произведения дидактического, нравоучительного характера небольшого объема. С переходом от старых феодальных к новым капиталистическим отношениям наблюдается усиление реалистических тенденций в башкирской литературе. Жанр басни постепенно отделяется от сказок о животных, наделяясь своеобразным содержанием и фабулярной формой, чистого вида нравоучения отходят на второй план, вводятся элементы сатиры, повествование приобретает социальную окраску» (с. 23).
Параграф «Особенности сюжета башкирских басен» первой главы посвящен изучению сюжетного состава башкирских басен. Автор в сюжетном составе башкирских басен выделяет собственно башкирские и заимствованные сюжеты, связанные с литературными памятниками
Булякова Гадиля Мударисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирской филологии Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета, e-mail: [email protected]
Gadilya M. Bulyakova, Cand. Sc. (Philology), Associate Professor of Sibay Institute (branch) of the Bashkir State University, e-mail: [email protected]
© Булякова Г.М., 2015
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/3 (69)
О МОНОГРАФИИ Г.Х. САМИРХАНОВОЙ «БАШКОРТ МОСОЛДОРЕНЕН ПОЭТИКАКЫ»
95
басенного творчества - с эзоповскими баснями, древнеиндийскими сборниками «Панчатантра», «Калила и Димна» и др.
По мнению Г.Х. Самирхановой, собственно башкирские сюжеты басен неразрывно связаны с бытом народа. Автор выделяет несколько признаков для их определения: 1) в сюжетах находит отражение историческая действительность из жизни башкирского народа; 2) используются мотивы, связанные с древней башкирской мифологией и демонологией; 3) находят отражение религиозные воззрения, традиции и обычаи башкирского народа; 4) есть указание на традиционное хозяйство башкир; 5) для создания национального пространства используется этно-культурологическая лексика.
Текстуально изучив басни конкретных авторов, исследователь приходит к выводу, что «древний жанр сатирической поэзии басня получает своеобразное развитие в творчестве башкирских поэтов. В своих произведениях они наряду с общечеловеческой моралью сумели передать и национальное своеобразие» ( с. 34).
Как известно, заимствованные сюжеты пересекаются на новой почве с традициями местной литературы и фольклора, придавая художественным контактам творческий характер, а произведению - национальный колорит. В этом отношении автор выделяет четыре типа сюжетосложения:
1. Сюжеты переводятся на башкирский язык без всяких изменений с сохранением идеи, мотива, сюжетной линии и образной системы.
2. Известные сюжеты творчески перерабатываются с сохранением сюжетной линии и мотива, но заменой образной системы элементами башкирской действительности.
3. Известные сюжеты творчески перерабатываются с сохранением главной идеи и сюжетной линии, но полной заменой образной системы.
4. Известные сюжеты творчески перерабатываются с изменением сюжетной линии и наделением образной системы новой идеей.
Своеобразие каждого типа подтверждается фактическим материалом - баснями башкирских авторов разных лет.
Композиция любого произведения неразрывно связана с понятием конфликта. Именно развитие конфликта, столкновения интересов героев определяют структуру произведения. В параграфе «Композиционные особенности башкирских басен» автор выделяет два типа конфликта: столкновение положительного явления с отрицательным и отрицательного с отрицательным.
В монографии также исследуются сюжетные части башкирских басен. С выделением основных жанровых признаков (экспозиционная часть, сведенная до минимума, динамичное развитие действия и острая кульминация), присущих всем басням, Г.Х. Самирхановой отмечаются и отдельные черты, характерные для башкирских басен, рассматриваются басни и цепной композиции.
Во второй главе монографии рассматриваются состав и особенности образной системы башкирских басен, раскрываются особенности эволюции басенных образов, их трансформация под влиянием общественно-социальной среды. Анализ образной системы башкирских басен позволяет автору выделить следующие группы персонажей: дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые, земноводные и водоплавающие, деревья и растения, неодушевленные предметы, абстрактные понятия, человек и части его тела, в особую группу выделены такие мифологические образы как Акбузат, Юха йылан, Ен-пари и др.
В данной главе также рассматриваются вопросы сохранения «закона постоянства состава» басенного образа, по которому каждый герой выступает только в своей собственной роли и чаще в паре с определенным персонажем. Но, как отмечает автор, в башкирских баснях наблюдается и трансформация образа, которая «может происходить в двух направлениях: от отрицательного к положительному и наоборот».
В последней главе («Языковые и стилевые особенности башкирских басен») изучаются изменения лексического состава басен, дается речевая характеристика персонажей. Рассматриваются вопросы определения пространства и времени в башкирских баснях, подробно изучаются художественные средства, виды рифмы.
Таким образом, монография Г.Х. Самирха-новой «Поэтика башкирских басен» имеет важное теоретическое и практическое значение для башкирского литературоведения. Идеи и выводы, содержащиеся в работе, могут стать теоретической основой для дальнейших исследований по данной теме. Результаты исследования автора используются в процессе чтения спецкурсов, лекций по курсу «История башкирской литературы ХХ в.», при выполнении студентами данного вуза курсовых и выпускных квалификационных работ. Основные положения монографии могут быть использованы при написании учебных пособий по истории современной башкирской литературы.
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/3 (69)