Научная статья на тему 'О моделях в педагогических исследованиях'

О моделях в педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2384
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODEL / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окулов С. М., Сизихина О. В.

В статье рассматривается проблема корректного употребления модели и моделирования в современных педагогических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Models in Pedagogical Research

In this article the authors discuss the problem of correct use of model and modeling in contemporary pedagogical investigations.

Текст научной работы на тему «О моделях в педагогических исследованиях»

УДК 37.012

С. М. Окулов, О. В. Сизихина

О МОДЕЛЯХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В статье рассматривается проблема корректного употребления модели и моделирования в современных педагогических исследованиях.

In this article the authors discuss the problem of correct use of model and modeling in contemporary pedagogical investigations.

Ключевые слова: модель, моделирование.

Keywords: model, modeling.

Проблема моделирования - одна из важнейших методологических проблем, выдвинутых развитием наук XX в., в особенности физики, химии, кибернетики. Интерес к моделям и моделированию стал всеобщим, и нет, пожалуй, ни одной науки, где бы не использовался метод моделирования как специфический метод познания. Научное обоснование и подробный анализ этого метода приводятся в трудах В. А. Штоффа, И. Б. Новика, В. А. Веникова, Б. А. Глинского и др.

Нашел свое применение метод моделирования и в педагогических исследованиях. Вопросами применения моделей в педагогике занимались такие ученые, как Л. Б. Ительсон, Г. П. Щед-ровицкий, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Конаржевский, Г. В. Суходольский и др. Известен опыт создания моделей обучаемости (Р. Буш и Ф. Мостел-лер). Но, так или иначе, исследуя модели, например, овладения знаниями, ученые пытаются найти закономерности процесса научения знанию.

Долгое время в науке не было единого понимания, общего определения понятия «модель». В каждой науке, отдельной отрасли знания в это понятие вкладывались разные (а порой и противоположные) смыслы. На вопрос о том, что же такое есть модель, «десять конструкторов моделей дадут по крайней мере пять явно различных ответов» [1]. Все ученые признавали неприемлемость такого положения и предлагали разнообразные способы решения возникшей проблемы.

Задавшись вопросом строгого определения модели, В. А. Штофф в своей работе «Моделирование и философия» приводит два прямо противоположных варианта употребления этого термина:

• модель как некоторая теория;

• модель как предмет некоторой теории, как то, «к чему теория относится, т. е. что она описывает и отражает» [2].

© Окулов С. М., Сизихина О. В., 2009

Первый вариант употребления имеет место, когда разрабатываемая теория недостаточно обоснована, содержит много допущений и упрощений, когда автор стремится избежать ответственности, связанной с защитой теории. В этом случае уместнее использовать такие термины, как гипотеза, идеализация... Конечно, модель и теория имеют некоторые общие гносеологические свойства и функции, но отождествлять эти понятия все же недопустимо. Модель и теория представляют собой качественно различные способы упрощения, схематизации реальных объектов. И, как отмечает В. А. Штофф, главным признаком, отличающим модель от теории, «является не уровень упрощения. не степень абстрактности. а способ выражения этих абстракций, упрощений и отвлечений, характерный для модели» [3]. Теория - это совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Основной функцией теории является описание некоторых объектов, областей действительности; объяснение известных фактов, указание на существенные связи, которые лежат в их основе; предсказание новых, еще неизвестных явлений, эффектов, свойств объектов. А модель же призвана наглядно отобразить, сконструировать систему идеализированных объектов, структур, в которых эти отношения и связи присутствуют в чистом виде. Кроме того, особенно заметно отличие модели от теории в случае материальных (вещественных) моделей, которые являются практически-предметной реализацией теории.

Второй вариант употребления термина «модель» (как предмет некоторой теории) также неуместен, поскольку теория изучает не модели, а объекты реальности посредством моделей.

И обобщая свой опыт и опыт коллег-ученых, В. А. Штофф формулирует следующее определение модели: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [4].

Не менее точное определение этому же понятию дал И. Б. Новик: «Модель - это искусственный или естественный объект (представляющий собой вещественный агрегат или знаковую систему), находящийся в некотором объективном соответствии с исследуемым объектом, способный замещать его на определенных этапах познания, дающий в процессе исследования некоторую допускающую опытную проверку информацию, переводимую по установленным правилам в информацию о самом исследуемом объекте» [5].

Несмотря на некоторое различие в формулировке, оба этих определения указывают на две основные функции моделей:

• иллюстративная функция - модель позволяет наглядно, в упрощенной форме представить изучаемый объект;

• трансляционная функция - модель позволяет перенести (транслировать) информацию из одной относительно изученной сферы действительности в другую, менее изученную.

Кроме названных функций теоретики в области моделирования (как метода познания) считают, что модели выполняют еще две гносеологические задачи: объяснительную и предсказательную.

Однако в современной науке снова наметилась тенденция к различным подходам в трактовке понятия «модель». Каждый исследователь, стремясь изобрести что-то свое, наполняет модель своим новым смыслом. Особенно хорошо это видно в гуманитарных науках.

Кроме уже названных В. А. Штоффом примеров некорректного использования этого понятия, появляется еще одно - инверсия понятий. В работах многих молодых ученых модель становится первичной по отношению к объекту, процессу, явлению реальности. Именно на основе модели они создают и изменяют реальность (причем именно создают и изменяют, а не познают). Выдвигаются гипотезы, что «формирование готовности к трудовой деятельности у воспитанников школы-интерната будет успешным, если... учебно-воспитательный процесс строится на основе разработанной модели формирования готовности к труду» [6], «профессиональная самодостаточность педагогов в образовательном учреждении развивается успешно, если управление ее развитием осуществляется. в соответствии с предлагаемой моделью.» [7].

Часто термином «модель» подменяются другие понятия (подобно тому, как модель использовали в качестве синонима слов гипотеза, абстракция, отвлечение.). В частности, модель отождествляется с методикой, технологией. Так, в диссертационном исследовании [8] автор проектирует модель использования средств современных информационных технологий при изучении семейной экономики. Эта модель включает в себя содержание, формы (индивидуальная, групповая, домашняя работа.), средства (карточки-задания, инструкционно-технологические карты, демонстрационные файлы, программные средства.), приемы (создание эмоционального фона, поддержка мотивации.) обучения. Таким образом, по сути, разрабатывается методика проведения цикла занятий с использованием информационных технологий. В работе [9] разработана и внедрена педагогическая модель (как можно внедрить мо-

дель?) подготовки выпускной квалификационной работы на основе целенаправленной системной организации самостоятельной работы студентов. В педагогической модели выделены следующие компоненты: цели, взаимодействующие субъекты, принципы, содержание, этапы, технологии, результат. И, хотя технология и модель в работе разделяются, по сути, этими разными понятиями называет одно и то же - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, то есть технологию. Аналогичная трактовка понятия «модель» и в работе [10]. Разработана модель формирования ценностных ори-ентаций подростков в медиакультурном пространстве. При этом модель понималась как «совокупность цели, задач, содержания, форм, методов и принципов осуществления этого процесса», а вся эта совокупность уже давно называется технологией. Нередки отождествления модели с такими понятиями, как алгоритм, система, концепция: «модель управления развитием профессиональной самодостаточности педагогов образовательного учреждения» [11], «модель организации социально-педагогической деятельности студентов в условиях вуза» [12], «условия эффективного функционирования модели» [13], «модель содержания общеобразовательного курса информатики» [14].

Другой пример подмены понятий - именование моделью ожидаемого результата деятельности. «Модель специалиста - это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает» [15]. В классической педагогике это называется содержанием образования.

Еще один вариант употребления термина «модель» в педагогике заимствован из психологии, где под моделью понимается тип, стиль (поведения, взаимодействия, общения и т. д.), а под моделированием - «имитация естественных ситуаций, при которой человек в идеале должен вести себя так, как если бы это была естественная ситуация» [16]. В современных учебниках по педагогике и переизданиях классических даже такие общепринятые понятия, как стиль педагогического общения, превращаются в модель педагогического общения, методы и технологии обучения - модель обучения (объяснительно-иллюстративная, проблемная, программированная) [17], воспитательная система - в воспитательную модель [18]. На наш взгляд, такое безоговорочное следование моде на использование понятий «модель» и «моделирование» бессодержательно и просто вносит путаницу в уже устоявшуюся терминологию.

Часто один автор (даже в рамках одной работы) понимает модель в нескольких совершенно разных смыслах. В диссертационном исследова-

нии [19] разрабатывается и апробируется модель стимулирования социальной активности подростков в процессе взаимодействия семьи и школы Понятие «модель» употребляется и в смысле технологии, и как стиль (тип) взаимодействия семьи и школы в формировании социальной активности у подростков. При этом утверждается, что «разработанная. модель взаимодействия. представляет собой воспитательную систему, которая состоит из целевого, содержательного инструментального и оценочно-результативного компонентов» [20]. Видим, что моделью называется то, что уже имеет свое название.

Очень популярным становится такое понятие, как педагогическая модель, которое каждый автор определяет по-своему. Педагогическая модель понимается как «обобщенный мысленный образ, заменяющий и отображающий структуру и функции (взятые в динамическом единстве, в широком социокультурном аспекте) конкретного типологически воспроизводимого способа осуществления образовательного процесса» [21], «система элементов, воспроизводящая связи и отношения между субъектами подготовки к трудовой деятельности (воспитанниками и воспитателями), целевым, содержательным, технологическим, деятельностно-практическим и результативным компонентами, а также факторами, влияющими на подготовку воспитанников к трудовой деятельности (СМИ, учреждениями сферы обслуживания, производственными предприятиями, учебными заведениями)» [22].

Педагогическая деятельность действительно сложна и многогранна, и исследование её путем создания и разработки моделей действительно имеет право на существование, но, конечно, не путем простой замены устоявшихся понятий, например вместо педагогического проектирования использовать разработку педагогической модели.

Примечание. Педагогическое проектирование - это построение развивающейся образовательной практики, образовательных технологий, способов и средств педагогической деятельности [23].

Кроме некорректного (на наш взгляд) использования понятия «модель» в педагогических исследованиях имеет место своеобразное толкование метода моделирования. Под моделированием в науке (в упрощенной формулировке) понимают процесс создания моделей и их исследования. Он включает в себя несколько этапов:

1. Построение модели. Некоторые авторы моделирование сводят только к построению модели изучаемого объекта и на этом останавливаются. Однако этот подход противоречит основной функции модели - на основании полученных при исследовании модели знаний делаются

выводы о свойствах реального объекта или явления.

2. Исследование модели. Это исключительно важный этап в процессе моделирования. Здесь модель предстает как некоторый самостоятельный, не зависящий от познаваемого объекта, объект изучения - «квазиобъект» [24].

3. Экстраполяция информации, полученной при изучении модели (модельной реальности), на познаваемый объект.

4. Практическая проверка произведенной экстраполяции.

В современных работах моделирование трактуется не как метод познания, метод получения новой информации, метод исследования, а как метод представления изучаемого объекта наглядно-образно в виде схем, чертежей, словесных характеристик. Имеем: нечто (какое-то содержание) описали или представили наглядно-образно и получили модель этого нечто, а сам процесс описания назвали моделированием. А где этапы 2-4?

Вывод однозначный. Современные исследователи-педагоги должны более тщательно следовать общенаучным методологическим принципам.

Примечания

1. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 1966. С. 5-6.

2. Там же. С. 6-7.

3. Там же. С. 15

4. Там же. С. 19

5. Новик И. Б. О моделировании сложных систем (философский очерк). М., 1965. С. 42

6. Мясникова Е. Ю. Формирование готовности к трудовой деятельности у воспитанников школы-интерната: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 22 с.

7. Крошихин А. Г. Управление развитием профессиональной самодостаточности педагогов в условиях образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2008. 16 с.

8. Андрейчук С. С. Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 18 с.

9. Слесарева Г. Д. Выпускная квалификационная работа как результат организации самостоятельной работы студентов в условиях реформирования высшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2008. 23 с.

10. Кортиева Д. В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 11 с.

11. Крошихин А. Г. Указ. соч.

12. Митичева Т. И. Социально-педагогическая деятельность студентов как средство повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Киров, 2008. 19 с.

13. Пономаренко Л. Н. Формирование дискурсивной компетенции у студентов педагогических специальностей в процессе межкультурного диалога: авто-реф. дис. . канд. пед. наук. Киров, 2009. 18 с.

14. Шутикова М. И. Построение содержания общеобразовательного курса информатики на основе развития концепции коммуникативной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 44 с.

15. Машарова Т. В., Сырцова Е. Л. Интеллигентность как ведущее качество будущего специалиста: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. 99 с.

16. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. С. 411.

17. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Высшее образование, 2008. С. 153.

18. Сорокоумова Е. А. Педагогическая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2009. С. 58.

19. Керкис С. С. Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной активности подростков: автореф. дис. . канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 11 с.

20. Там же. С. 6.

21. Машарова Т. В., Сырцова Е. Л. Указ. соч. С. 52.

22. Мясникова Е. Ю. Указ. соч. С. 13.

23. Словарь-справочник по педагогике: учеб. пособие / науч. ред. Н. М. Капустина. Киров, 2000. 52 с.

24. Новик И. Б. Указ. соч. С. 35.

УДК 7.01

Е. М. Рендакоба ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ПРИНЦИПЫ

В статье раскрываются основные принципы творческого процесса: пассионарность, знаковость, асимметричность, диалоговость, рефлексивность, открытость.

In this article are examined the basic principles of the creative process: «passionarnost'», symbolism, dextrality, dialogue, reflexive property, openess.

Ключевые слова: творческий процесс, пассио-нарность, знаковость, асимметричность, диалого-вость, рефлексивность, открытость.

Keywords: creative process, «passionarnost'», symbolism, dextrality, dialogue, reflexive property, openess.

Сегодняшний мир, его хрупкое равновесие зависит от многих составляющих, среди которых весьма значимой является обращение человека к своему природному естеству, к возможности жить среди людей созидающих, творящих.

Сегодня, как никогда, важно понять, что мы можем изменить в мире в лучшую сторону, как мы можем измениться сами. В связи с этим одна из главных проблем - это проблема самоопределения человека, проблема возможности движения в творчестве. Отсюда важно осознать процессуальную сторону творчества, а также то, что является его первоосновой.

Творческий процесс - это переход от одной творческой сущности к другой, от одного состо-

© Рендакова Е. М., 2009

яния к другому; это движение в творческом пространстве мыследеятельности, способствующее развитию личности.

Творческий процесс - это процесс преобразования, созидания, позитивного изменения человека и человечества.

Среди принципов, которые являются первоосновой творческого процесса, мы выделяем следующие.

Принцип пассионарности

Л. Н. Гумилёв считал, что открытие биохимической энергии живого вещества, сделанное В. И. Вернадским, можно распространить и на людей, которые тоже являются частью биосферы. Исследователь пишет о том, что схема этногенеза как дискретного процесса предполагает внезапное возникновение группы пассионарных этносов внутри того или иного региона, последующее их распространение за их пределы, потерю сложности этнической системой и либо распыление особей, её составляющих, либо превращение их в реликт.

Чтобы интерпретировать данное положение, Л. Н. Гумилёв использует следующее сравнение: «Вообразим шар, получивший внезапный толчок. Энергия толчка затрачивается сначала на преодоление инерции покоя, а затем на движение шара, которое будет медленно затухать вследствие сопротивления среды, пока шар не остановится; путь же этого шара будет зависеть от того, покатится ли он по ровному месту или наткнётся на препятствия, или свалится в яму и т. д., но сколько бы раз мы ни повторили эту операцию, принцип движения один - инерция толчка, т. е. растрата энергии полученного импульса» [1].

Обращая внимание на то, что в биосфере явления такого порядка именуются сукцессиями, и говоря о том, что они весьма разнообразны и по продолжительности, и по характеру, и по последствиям, учёный обращает внимание на то, что все они имеют обозначенную черту сходства -инерционность, которая у человека проявляется как растрата пассионарного импульса, что роднит человечество с прочими явлениями биосферы, тогда как социальные и культурные структуры, свойственные только человеку, имеют иной характер движения.

Принимая за объект исследования единицу высшего порядка - этнос, где неизбежные погрешности анализа взаимно компенсируются, понимая, как трудно подсчитать пассионарность людей эпох минувших, Л. Н. Гумилёв предлагает использовать обратный ход мысли, а именно: «Работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения. Следовательно, подсчитывая число событий в истории этноса, пусть даже с боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.