УДК 37.012
С. М. Окулов, О. В. Сизихина
О МОДЕЛЯХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье рассматривается проблема корректного употребления модели и моделирования в современных педагогических исследованиях.
In this article the authors discuss the problem of correct use of model and modeling in contemporary pedagogical investigations.
Ключевые слова: модель, моделирование.
Keywords: model, modeling.
Проблема моделирования - одна из важнейших методологических проблем, выдвинутых развитием наук XX в., в особенности физики, химии, кибернетики. Интерес к моделям и моделированию стал всеобщим, и нет, пожалуй, ни одной науки, где бы не использовался метод моделирования как специфический метод познания. Научное обоснование и подробный анализ этого метода приводятся в трудах В. А. Штоффа, И. Б. Новика, В. А. Веникова, Б. А. Глинского и др.
Нашел свое применение метод моделирования и в педагогических исследованиях. Вопросами применения моделей в педагогике занимались такие ученые, как Л. Б. Ительсон, Г. П. Щед-ровицкий, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Конаржевский, Г. В. Суходольский и др. Известен опыт создания моделей обучаемости (Р. Буш и Ф. Мостел-лер). Но, так или иначе, исследуя модели, например, овладения знаниями, ученые пытаются найти закономерности процесса научения знанию.
Долгое время в науке не было единого понимания, общего определения понятия «модель». В каждой науке, отдельной отрасли знания в это понятие вкладывались разные (а порой и противоположные) смыслы. На вопрос о том, что же такое есть модель, «десять конструкторов моделей дадут по крайней мере пять явно различных ответов» [1]. Все ученые признавали неприемлемость такого положения и предлагали разнообразные способы решения возникшей проблемы.
Задавшись вопросом строгого определения модели, В. А. Штофф в своей работе «Моделирование и философия» приводит два прямо противоположных варианта употребления этого термина:
• модель как некоторая теория;
• модель как предмет некоторой теории, как то, «к чему теория относится, т. е. что она описывает и отражает» [2].
© Окулов С. М., Сизихина О. В., 2009
Первый вариант употребления имеет место, когда разрабатываемая теория недостаточно обоснована, содержит много допущений и упрощений, когда автор стремится избежать ответственности, связанной с защитой теории. В этом случае уместнее использовать такие термины, как гипотеза, идеализация... Конечно, модель и теория имеют некоторые общие гносеологические свойства и функции, но отождествлять эти понятия все же недопустимо. Модель и теория представляют собой качественно различные способы упрощения, схематизации реальных объектов. И, как отмечает В. А. Штофф, главным признаком, отличающим модель от теории, «является не уровень упрощения. не степень абстрактности. а способ выражения этих абстракций, упрощений и отвлечений, характерный для модели» [3]. Теория - это совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Основной функцией теории является описание некоторых объектов, областей действительности; объяснение известных фактов, указание на существенные связи, которые лежат в их основе; предсказание новых, еще неизвестных явлений, эффектов, свойств объектов. А модель же призвана наглядно отобразить, сконструировать систему идеализированных объектов, структур, в которых эти отношения и связи присутствуют в чистом виде. Кроме того, особенно заметно отличие модели от теории в случае материальных (вещественных) моделей, которые являются практически-предметной реализацией теории.
Второй вариант употребления термина «модель» (как предмет некоторой теории) также неуместен, поскольку теория изучает не модели, а объекты реальности посредством моделей.
И обобщая свой опыт и опыт коллег-ученых, В. А. Штофф формулирует следующее определение модели: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте» [4].
Не менее точное определение этому же понятию дал И. Б. Новик: «Модель - это искусственный или естественный объект (представляющий собой вещественный агрегат или знаковую систему), находящийся в некотором объективном соответствии с исследуемым объектом, способный замещать его на определенных этапах познания, дающий в процессе исследования некоторую допускающую опытную проверку информацию, переводимую по установленным правилам в информацию о самом исследуемом объекте» [5].
Несмотря на некоторое различие в формулировке, оба этих определения указывают на две основные функции моделей:
• иллюстративная функция - модель позволяет наглядно, в упрощенной форме представить изучаемый объект;
• трансляционная функция - модель позволяет перенести (транслировать) информацию из одной относительно изученной сферы действительности в другую, менее изученную.
Кроме названных функций теоретики в области моделирования (как метода познания) считают, что модели выполняют еще две гносеологические задачи: объяснительную и предсказательную.
Однако в современной науке снова наметилась тенденция к различным подходам в трактовке понятия «модель». Каждый исследователь, стремясь изобрести что-то свое, наполняет модель своим новым смыслом. Особенно хорошо это видно в гуманитарных науках.
Кроме уже названных В. А. Штоффом примеров некорректного использования этого понятия, появляется еще одно - инверсия понятий. В работах многих молодых ученых модель становится первичной по отношению к объекту, процессу, явлению реальности. Именно на основе модели они создают и изменяют реальность (причем именно создают и изменяют, а не познают). Выдвигаются гипотезы, что «формирование готовности к трудовой деятельности у воспитанников школы-интерната будет успешным, если... учебно-воспитательный процесс строится на основе разработанной модели формирования готовности к труду» [6], «профессиональная самодостаточность педагогов в образовательном учреждении развивается успешно, если управление ее развитием осуществляется. в соответствии с предлагаемой моделью.» [7].
Часто термином «модель» подменяются другие понятия (подобно тому, как модель использовали в качестве синонима слов гипотеза, абстракция, отвлечение.). В частности, модель отождествляется с методикой, технологией. Так, в диссертационном исследовании [8] автор проектирует модель использования средств современных информационных технологий при изучении семейной экономики. Эта модель включает в себя содержание, формы (индивидуальная, групповая, домашняя работа.), средства (карточки-задания, инструкционно-технологические карты, демонстрационные файлы, программные средства.), приемы (создание эмоционального фона, поддержка мотивации.) обучения. Таким образом, по сути, разрабатывается методика проведения цикла занятий с использованием информационных технологий. В работе [9] разработана и внедрена педагогическая модель (как можно внедрить мо-
дель?) подготовки выпускной квалификационной работы на основе целенаправленной системной организации самостоятельной работы студентов. В педагогической модели выделены следующие компоненты: цели, взаимодействующие субъекты, принципы, содержание, этапы, технологии, результат. И, хотя технология и модель в работе разделяются, по сути, этими разными понятиями называет одно и то же - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, то есть технологию. Аналогичная трактовка понятия «модель» и в работе [10]. Разработана модель формирования ценностных ори-ентаций подростков в медиакультурном пространстве. При этом модель понималась как «совокупность цели, задач, содержания, форм, методов и принципов осуществления этого процесса», а вся эта совокупность уже давно называется технологией. Нередки отождествления модели с такими понятиями, как алгоритм, система, концепция: «модель управления развитием профессиональной самодостаточности педагогов образовательного учреждения» [11], «модель организации социально-педагогической деятельности студентов в условиях вуза» [12], «условия эффективного функционирования модели» [13], «модель содержания общеобразовательного курса информатики» [14].
Другой пример подмены понятий - именование моделью ожидаемого результата деятельности. «Модель специалиста - это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает» [15]. В классической педагогике это называется содержанием образования.
Еще один вариант употребления термина «модель» в педагогике заимствован из психологии, где под моделью понимается тип, стиль (поведения, взаимодействия, общения и т. д.), а под моделированием - «имитация естественных ситуаций, при которой человек в идеале должен вести себя так, как если бы это была естественная ситуация» [16]. В современных учебниках по педагогике и переизданиях классических даже такие общепринятые понятия, как стиль педагогического общения, превращаются в модель педагогического общения, методы и технологии обучения - модель обучения (объяснительно-иллюстративная, проблемная, программированная) [17], воспитательная система - в воспитательную модель [18]. На наш взгляд, такое безоговорочное следование моде на использование понятий «модель» и «моделирование» бессодержательно и просто вносит путаницу в уже устоявшуюся терминологию.
Часто один автор (даже в рамках одной работы) понимает модель в нескольких совершенно разных смыслах. В диссертационном исследова-
нии [19] разрабатывается и апробируется модель стимулирования социальной активности подростков в процессе взаимодействия семьи и школы Понятие «модель» употребляется и в смысле технологии, и как стиль (тип) взаимодействия семьи и школы в формировании социальной активности у подростков. При этом утверждается, что «разработанная. модель взаимодействия. представляет собой воспитательную систему, которая состоит из целевого, содержательного инструментального и оценочно-результативного компонентов» [20]. Видим, что моделью называется то, что уже имеет свое название.
Очень популярным становится такое понятие, как педагогическая модель, которое каждый автор определяет по-своему. Педагогическая модель понимается как «обобщенный мысленный образ, заменяющий и отображающий структуру и функции (взятые в динамическом единстве, в широком социокультурном аспекте) конкретного типологически воспроизводимого способа осуществления образовательного процесса» [21], «система элементов, воспроизводящая связи и отношения между субъектами подготовки к трудовой деятельности (воспитанниками и воспитателями), целевым, содержательным, технологическим, деятельностно-практическим и результативным компонентами, а также факторами, влияющими на подготовку воспитанников к трудовой деятельности (СМИ, учреждениями сферы обслуживания, производственными предприятиями, учебными заведениями)» [22].
Педагогическая деятельность действительно сложна и многогранна, и исследование её путем создания и разработки моделей действительно имеет право на существование, но, конечно, не путем простой замены устоявшихся понятий, например вместо педагогического проектирования использовать разработку педагогической модели.
Примечание. Педагогическое проектирование - это построение развивающейся образовательной практики, образовательных технологий, способов и средств педагогической деятельности [23].
Кроме некорректного (на наш взгляд) использования понятия «модель» в педагогических исследованиях имеет место своеобразное толкование метода моделирования. Под моделированием в науке (в упрощенной формулировке) понимают процесс создания моделей и их исследования. Он включает в себя несколько этапов:
1. Построение модели. Некоторые авторы моделирование сводят только к построению модели изучаемого объекта и на этом останавливаются. Однако этот подход противоречит основной функции модели - на основании полученных при исследовании модели знаний делаются
выводы о свойствах реального объекта или явления.
2. Исследование модели. Это исключительно важный этап в процессе моделирования. Здесь модель предстает как некоторый самостоятельный, не зависящий от познаваемого объекта, объект изучения - «квазиобъект» [24].
3. Экстраполяция информации, полученной при изучении модели (модельной реальности), на познаваемый объект.
4. Практическая проверка произведенной экстраполяции.
В современных работах моделирование трактуется не как метод познания, метод получения новой информации, метод исследования, а как метод представления изучаемого объекта наглядно-образно в виде схем, чертежей, словесных характеристик. Имеем: нечто (какое-то содержание) описали или представили наглядно-образно и получили модель этого нечто, а сам процесс описания назвали моделированием. А где этапы 2-4?
Вывод однозначный. Современные исследователи-педагоги должны более тщательно следовать общенаучным методологическим принципам.
Примечания
1. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 1966. С. 5-6.
2. Там же. С. 6-7.
3. Там же. С. 15
4. Там же. С. 19
5. Новик И. Б. О моделировании сложных систем (философский очерк). М., 1965. С. 42
6. Мясникова Е. Ю. Формирование готовности к трудовой деятельности у воспитанников школы-интерната: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 22 с.
7. Крошихин А. Г. Управление развитием профессиональной самодостаточности педагогов в условиях образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2008. 16 с.
8. Андрейчук С. С. Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 18 с.
9. Слесарева Г. Д. Выпускная квалификационная работа как результат организации самостоятельной работы студентов в условиях реформирования высшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2008. 23 с.
10. Кортиева Д. В. Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе медиаобразования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 11 с.
11. Крошихин А. Г. Указ. соч.
12. Митичева Т. И. Социально-педагогическая деятельность студентов как средство повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Киров, 2008. 19 с.
13. Пономаренко Л. Н. Формирование дискурсивной компетенции у студентов педагогических специальностей в процессе межкультурного диалога: авто-реф. дис. . канд. пед. наук. Киров, 2009. 18 с.
14. Шутикова М. И. Построение содержания общеобразовательного курса информатики на основе развития концепции коммуникативной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 44 с.
15. Машарова Т. В., Сырцова Е. Л. Интеллигентность как ведущее качество будущего специалиста: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. 99 с.
16. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. С. 411.
17. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Высшее образование, 2008. С. 153.
18. Сорокоумова Е. А. Педагогическая психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2009. С. 58.
19. Керкис С. С. Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной активности подростков: автореф. дис. . канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 11 с.
20. Там же. С. 6.
21. Машарова Т. В., Сырцова Е. Л. Указ. соч. С. 52.
22. Мясникова Е. Ю. Указ. соч. С. 13.
23. Словарь-справочник по педагогике: учеб. пособие / науч. ред. Н. М. Капустина. Киров, 2000. 52 с.
24. Новик И. Б. Указ. соч. С. 35.
УДК 7.01
Е. М. Рендакоба ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ПРИНЦИПЫ
В статье раскрываются основные принципы творческого процесса: пассионарность, знаковость, асимметричность, диалоговость, рефлексивность, открытость.
In this article are examined the basic principles of the creative process: «passionarnost'», symbolism, dextrality, dialogue, reflexive property, openess.
Ключевые слова: творческий процесс, пассио-нарность, знаковость, асимметричность, диалого-вость, рефлексивность, открытость.
Keywords: creative process, «passionarnost'», symbolism, dextrality, dialogue, reflexive property, openess.
Сегодняшний мир, его хрупкое равновесие зависит от многих составляющих, среди которых весьма значимой является обращение человека к своему природному естеству, к возможности жить среди людей созидающих, творящих.
Сегодня, как никогда, важно понять, что мы можем изменить в мире в лучшую сторону, как мы можем измениться сами. В связи с этим одна из главных проблем - это проблема самоопределения человека, проблема возможности движения в творчестве. Отсюда важно осознать процессуальную сторону творчества, а также то, что является его первоосновой.
Творческий процесс - это переход от одной творческой сущности к другой, от одного состо-
© Рендакова Е. М., 2009
яния к другому; это движение в творческом пространстве мыследеятельности, способствующее развитию личности.
Творческий процесс - это процесс преобразования, созидания, позитивного изменения человека и человечества.
Среди принципов, которые являются первоосновой творческого процесса, мы выделяем следующие.
Принцип пассионарности
Л. Н. Гумилёв считал, что открытие биохимической энергии живого вещества, сделанное В. И. Вернадским, можно распространить и на людей, которые тоже являются частью биосферы. Исследователь пишет о том, что схема этногенеза как дискретного процесса предполагает внезапное возникновение группы пассионарных этносов внутри того или иного региона, последующее их распространение за их пределы, потерю сложности этнической системой и либо распыление особей, её составляющих, либо превращение их в реликт.
Чтобы интерпретировать данное положение, Л. Н. Гумилёв использует следующее сравнение: «Вообразим шар, получивший внезапный толчок. Энергия толчка затрачивается сначала на преодоление инерции покоя, а затем на движение шара, которое будет медленно затухать вследствие сопротивления среды, пока шар не остановится; путь же этого шара будет зависеть от того, покатится ли он по ровному месту или наткнётся на препятствия, или свалится в яму и т. д., но сколько бы раз мы ни повторили эту операцию, принцип движения один - инерция толчка, т. е. растрата энергии полученного импульса» [1].
Обращая внимание на то, что в биосфере явления такого порядка именуются сукцессиями, и говоря о том, что они весьма разнообразны и по продолжительности, и по характеру, и по последствиям, учёный обращает внимание на то, что все они имеют обозначенную черту сходства -инерционность, которая у человека проявляется как растрата пассионарного импульса, что роднит человечество с прочими явлениями биосферы, тогда как социальные и культурные структуры, свойственные только человеку, имеют иной характер движения.
Принимая за объект исследования единицу высшего порядка - этнос, где неизбежные погрешности анализа взаимно компенсируются, понимая, как трудно подсчитать пассионарность людей эпох минувших, Л. Н. Гумилёв предлагает использовать обратный ход мысли, а именно: «Работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения. Следовательно, подсчитывая число событий в истории этноса, пусть даже с боль-