ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
О МОДЕЛИРОВАНИИ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПАРТИИ, ЕЁ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФИЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ Цветков Г.С.
Цветков Георгий Семёнович - доктор философии, руководитель центра, Центр социальных исследований и юридических услуг «Пардаугава», г. Рига, Латвийская Республика
Аннотация: задачи сохранения и усиления марксистских партий требуют применения современного научно-технического «инструментария» в работе партии, её партийных организаций и профильных комитетов. В качестве такого «инструментария» используется функционально-структурный подход (ФСП) к моделированию сложных социально-организованных объектов управления. Ключевые слова: системно-структурное представление объекта, функционально-структурный подход, функциональная схема, информационная база, модели работы партии, партийных организаций и её профильных комитетов.
Современные методологические исследования и разработки уже давно показали, что наука в целом и любые её относительно самостоятельные подсистемы не могут быть сведены к той или иной эпистемологической компоненте, будь то научные законы и закономерности, с одной стороны, или так называемые алгоритмы обнаружения закономерностей, с другой [1, с. 52].
Всё дело в том, что классические «естественные» науки начинали свой анализ с чётко отграниченных и материально выделенных объектов созерцания, существование и законы жизни которых не зависели от деятельности человека. Считалось, что они были именно такими, какими мы их находили и видели [1, с. 57].
Затем на этих объектах развёртывалась сложная система познавательных, в том числе, измерительных, процедур, с помощью которых субъект исследования вычленял, расчленял и анализировал, среди прочего, процессы и механизмы, а также сами организованности материала, присущие этим объектам [1, 2].
Посредством специальных знаков он описывал их и отделял от «материала» объекта, наделяя «естественными» законами жизни, независимыми от характеристик материала. Рассматриваемые далее в качестве идеальной действительности, они либо переходили в сферу собственно научной теории с её логикой и методологией, либо могли возвращаться в сферу эмпирического исследования - практического использования и употребляться в качестве рабочих моделей материальных объектов.
Однако, уже для класса задач управления, локализованного в рамках сложных организационных и, как правило, человеко-машинных или больших систем, состав и структура управляемого объекта однозначно не определимы. Их выявление не может быть произведено достаточно простыми средствами на основе непосредственного исследования (обследования) и анализа объекта, осуществляемых с использованием традиционных подходов.
В таких задачах необходимо применение специального инструмента, позволяющего построить модель сложного объекта управления, с учётом специфических особенностей моделируемой, автоматизируемой или проектируемой деятельности (в качестве такого «инструмента» в своё время в Рижском ЦНИИ систем гражданской авиации разработан аппарат функционально-структурного подхода (ФСП) к моделированию сложных объектов управления и рекомендован к применению Научным советом по кибернетике АН СССР [3-6]).
Этот подход, как уже было ранее представлено, предполагает:
• рассмотрение какой-либо определённой деятельности (например, общественно-политической или партийной) в качестве специфической системы с вычленением процессов, задающих специфику рассматриваемой деятельности;
• структурирование этих процессов, т.е., их представление множеством элементов (например, управленческих операций) с заданным на нём множеством специфических (прагматических или функциональных) отношений;
• установление информационной базы, необходимой для осуществления этих процессов, а также
• выявление состава и структуры объектных процессов, соответствующих ранее установленной информационной базе.
Суть подхода была весьма просто переформулирована и обобщена:
- рассмотреть какой-либо объект в виде сложной системы, это значит представить его последовательно в четырёх категориальных планах: (1) процессов деятельности какого-то одного вида, (2) функциональной структуры, (3) организованностей материала и (4) морфологии, раскладывая затем план морфологии по всем указанным выше планам, пока не получится необходимое нам конкретное рабочее представление объекта [1, с. 59].
Деятельность партии в аспекте данного подхода представляется в виде функциональных и объектных уровней работы. Функциональный уровень работы иллюстрируется общей функциональной схемой в виде замкнутого цикла из шести функций, воспроизводимых для конкретного уровня партийных организаций (см. сх. 1).
«Функция Ф1» в общем случае устанавливает программные для партии перспективную и текущие цели, общие методы и средства достижения целей и задач (этот процесс реализуется руководством партии с привлечение аналитиков).
«Функция Ф2» отвечает на вопрос, что из себя представляет общество как конкретный «социальный организм», развитие которого собирается осуществлять или осуществляет партия (этот процесс реализуется руководством партии с привлечением социологов).
«Функция Ф3» позволяет определить возможности развития конкретного социального организма, и, далее,
«Функция Ф4» выстраивает его программную и плановую линию развития, «Функция Ф5» воплощает эту линию в практическую политику, а «Функция Ф6» - аналитическая, научно-идеологическая работа, которая готовит партию и общество к последующим этапам деятельности и развития.
Рис. 1. Схема: Общая функциональная схема работы партии и её парторганизаций
Деятельность отдельных партийных организаций и профильных комитетов также представима в виде функциональных и объектных уровней и включает аналогичный замкнутый воспроизводящийся цикл из тех же субординированных функций, где:
«Функция Ф1» для партийных организаций устанавливает принятые задачи, а также методы и средства решения этих задач (этот процесс реализуется парторганизацией совместно с руководством партии и/или её отделения).
«Функция Ф2» отвечает на вопрос, что из себя представляет, например, административно-территориальное образование как конкретный социальный организм, развитие (или влияние на развитие которого) собирается осуществлять или
осуществляет партийная организация (этот процесс также реализуется парторганизацией совместно с руководством партии и/или её отделения).
«Функция Ф3» позволяет определить потенциал развития - новые задачи, связанные с возможностями развития конкретного социального организма, и далее, «Функция Ф4» выстраивает его программно-плановую «линию» развития, «Функция Ф5» воплощает эту «линию» в планово-производственную работу, «Функция Ф6» - «идеологическая работа парторганизации», если так можно выразиться, с учётом, отчётом и анализом результатов работы и началом нового цикла (документооборот и его совершенствование в работе партийной организации обязательны и являются предметом отдельного рассмотрения).
На сегодняшний день среди проблем жителей, например, нашего Рижского Левобережного административно-территориального образования, видное место занимают жилищно-коммунальные дела. Это и жильё, и земля, и тепло, и налоги, и вода.
В целом, модель работы такого профильного, скажем, Коммунального комитета или некоторого «Центра» может включать следующие уровни управления (см. сх. 2).
«Уровень У1» - анализ обращений, классификация ситуаций по предмету обращения и первичная относимость к группам-запросам по «жилью», «земле», «тарифам», «налогам» и др., а также
«Уровень У2» - Идентификация возможных решений и принятие предварительного решения. Здесь предполагается первичная относимость предметной ситуации к классу ситуаций - решений, т. е. , группам - заказам «техуслуги», «запроса», «претензии», «жалобы», того или иного «иска» и др.
«Уровень У3» - Уровень экстраполяции решений или оценивание возможных решений. Здесь предполагается работа по схематизации «техуслуги», «запроса», «претензии», «жалобы», «иска» или др. и установление практических предпочтений, а также «Уровень У4» - Принятие окончательного решения и его выполнение. Здесь завершается и сдаётся работа по заказам «техуслуги», «запроса», «претензии» или «жалобы», того или иного «иска» и т.д.
Вырабатываемые решения подразделяются на стандартные или традиционные решения и нестандартные, для которых не существует прототипа - образца. Стандартные решения принимаются многократно в сходных ситуациях, для них и вырабатываются прототипы-образцы, не исключающие отдельных элементов нестандартности при их применении. Нестандартные решения в дальнейшем, как правило, превращаются в модель стандартного решения или прототип - образец.
Под управленческим (или квазиуправленческим) решением понимаем полномочное указание обоснованных действий, направленных на достижение, по возможности, оптимального (с учётом выбранных критериев) функционирования и развития объекта управления.
В случае проблемной, в серьёзном эпистомологическом смысле, ситуации процесс выработки решения продолжается, уточняется сама проблема, а затем в аспекте ориентирующей цели осуществляется углублённое изучение объекта управления.
Кроме того, работа с «техническими» специалистами, экспертами и адвокатами предполагагает существенную часть оценивания и коррекции возможных решений, а также установления предпочтений и выбора в условиях, как правило, весьма ограниченных трудовых, финансовых и временных ресурсов Клиента и Исполнителя. Для Латвии, например, желательно обеспепечить льготные расценки, объявляемые клиентам при консультации и применяемые рекомендуемыми, в т. ч., сторонними исполнителями в размере не более 50 % от расценок, утверждённых в прейскурантах Кабмина ЛР.
Рис. 2. Схема: Модель работы профильного Коммунального комитета или Центра
Модель консультационно-координационной части работы такого Комитета или «Центра» представлена в первых двух уровнях схемы 2 как:
«Уровень У1» - анализ обращений, классификация ситуаций по предмету обращения и первичная относимость к группам-запросам по «жилью», «земле», «тарифам», «налогам» и др., а также
«Уровень У2/1» - идентификация возможных решений и принятие предварительного решения как относимость предметной ситуации к классу ситуаций - решений, то есть, группам - заказам «техуслуги», «запроса», «жалобы», «иска» и др., а также их возможным (со) исполнителям.
Модель производственно-исполнительной части работы такого Комитета или «Центра» на примере ЦСИ «Пардаугава», рег. № 90009899310, может быть представлена в следующих специфицированных уровнях схемы 2 как: «Уровень У2/2» - проверка первичных консультационных рекомендаций, повторная идентификация возможных решений и относимость предметной ситуации к классу ситуаций - решений, т.е., группам - заказам по вопросам «техуслуги», «запроса», «претензии», «жалобы», «иска» и др.
«Уровень У3» - Оценивание возможных решений и установление практических предпочтений. Здесь предполагается повторная работа по схематизации «техуслуги», «запроса», «претензии» или «жалобы», судебного «иска» и др. по следующим, существующим в информационной базе исполнителя прототипам - образцам: «Техуслуга У3/1» - заказ и организация его выполнения в нотариальном бюро; «Техуслуга У3/2» - заказ и организация его выполнения в стройуправе; «Техуслуга У3/3» - заказ и организация его выполнения в Земельной службе; «Техуслуга У3/4» - заказ и организация его выполнения в Земельной книге; «Техуслуга У3/5» - выполнение заключений, экспертиз и прочих услуг. Комплексными техническими услугами представляются дела, связанные с наследованием, дарением или куплей-продажей недвижимости с юридическим обслуживанием сделки. Особо сложными комплексными техническими услугами представляются дела, связаные с реновацией при частичном еврофинансировании реновации многоквартирных жилых домов с полным юридическим обслуживанием проекта - сделки. В свою очередь, существующие в информационной базе ЦСИ «Пардаугава» прототипы «иска», аналогичные судебной «жалобе», включают: «Иск У3/1» - заказ администр. жалобы и организация её выполнения в суде, «Иск У3/2» - заказ гражданского иска и организация его выполнения в суде, «Иск У3/3» - возбуждение уголовного дела и его сопровождение в суде. «Уровень У4» - Уровень принятия решения и выполнения принятых решений. Здесь завершается и сдаётся работа по заказам «техуслуги», «запроса», «претензии» или «жалобы», того или иного «иска» и др.
Организационно билингвальные консультационно - юридические услуги жителям и координация усилий в работе по «жилью», «земле», «тарифам», «налогам» и т. д. могут соответствовать структуре Комитета, включающей, по крайней мере, 3 рабочие комиссии. Это:
• комиссия по ремонтам, реновациям и инвестициям в сфере ЖКХ («жилищная комиссия») - рассматривает текущие вопросы ремонта жилых домов и систем коммуникаций, их реновации, реконструкции, модернизации, следует признать, что реновация жилфонда в настоящий момент практически не проводится и продолжается его дальнейшее ухудшение, и, как правило, повышенные платы жильцов;
• комиссия по тарифам и услугам в сфере ЖКХ («коммунальная комиссия»)-рассматривает тарифы на обхозяйствование и услуги, обоснованность тарифов, виды услуг, их объём и периодичность, поставщиков услуг и др., например, по оценке ЦСИ «Пардаугава» в Рижском Задвинье платежи за землю в среднем выше 15 евро в месяц или 180 евро в год для средней 2-х-комнатной квартиры многоквартирных жилых
домов на отчуждённой «новохозяйской» земле указывают на вероятные излишки арендуемой земли и нуждаются в ревизии и уменьшении;
• комиссия по юридически-правовым вопросам в сфере ЖКХ («юридическая комиссия»)- рассматривает соответствие законов текущей ситуации в сфере ЖКХ, а также жалобы и претензии жителей на действия или бездействие управляющих компаний - домоуправлений, кооперативов, товариществ и др. хозяйствующих юридических или физических лиц. Консультации по специфическим делам, связанным с вступившими в силу в 2014 году поправками Закона о приватизации жилых многоквартирных домов, которые облегчают возможности уменьшения площади арендуемой и оплачиваемой, но часто не используемой дорогой «новохозяйской» земли.
Функции и задачи комиссий закрепляются в Положении о Коммунальном комитете как некотором «Центре», практическую работу комиссий организует и направляет координатор Комитета. Тесное сотрудничество с юридическим комитетом и депутатами партии, организация работы с профильными депутатами Рижской думы, Сейма или, тем более, Европарламента особо необходимы в связи с планируемым Сеймом принятием закона о восстановлении нормы европейского земельного права о единой собственности строений и земли, уже на 25 лет решением парламента (временно!?) задержанной в восстановленном Гражданском законе в 1992 году -«Уровень У3/4» - законодательные предложения.
4 года назад Кабмин Латвии официально признал, что в других восточно -европейских странах, где была схожая ситуация с восстановлением имущественных прав бывших собственников земли и также существовала возможность образоваться принудительно разделённым собственностям строений и земли, уже изначально предусматривались правила достижения единой собственности, как и было определено правовое регулирование застройки земли.
В связи с этим Кабмином был подготовлен законопроект, одобренный Сеймом в 1 -м чтении, который, в принципе, мог бы покончить с принудительной арендой частной земли под многоквартирными домами, предоставив собственникам квартир право льготно выкупать землю под жилыми домами.
По словам председателя профильной комиссии Сейма от «системной оппозиции», законодатель в своё время создал в Латвии большую проблему, не особо корректно осуществляя возврат собственности законным владельцам и их наследникам. Законодателем было предусмотрено, в основном, на выбор наследников: (1) получить компенсацию за собственность 1940 года; (2) получить равноценную землю из специального фонда компенсации; либо (3) восстановить права собственности в «ценах» 1940 года, невзирая на трансформацию земли и государственные городские инвестиции.
И это ещё не всё...Решением Рижской думы в августе 1995 года была произведёна передача «новохозяину» частнику дополнительно около 150 тыс. кв. м городской в 1940 году Рижской Задвинской земли, застроенной на момент передачи жилыми домами и гаражами 4-х кооперативов самоуправления, в собственность как компенсацию за услуги Рижской думе и с учётом коррекции границ земли с грубейшим нарушением и так достаточно антисоциального «Закона о земельной реформе в городах». «Иезуитское» решение Судов, например, по гражданскому иску кооператива «Иманта» - нарушения Закона есть, но они не существенны и, какая жалость, сетует судья, «сделка» уже закреплена в городской Земельной книге (автор статьи, к слову, проживает в одном из таких домов и платит немалую принудительную аренду «одаренному» в своё время «новохозяину» земли).
Этот последний вариант компенсации как редкий прецедент в постсоветском пространстве Евросоюза сразу создал большую проблему и образовал класс владельцев земли - «национальных баронов», фактически превратившихся в класс рантье.
Сегодня это затрагивает сотни тысяч человеческих судеб, допуская, что интересы «национальных баронов» - собственников земли могут быть удовлетворены за счёт «мелких собственников» - владельцев квартир жилых многоквартирных домов и их семей в полном объёме по решению суда Сатверсме - Конституционного суда.
В рамках существующего правового поля надо всеми доступными средствами содействовать правовой помощи и социальной защите малообеспеченных жителей Риги и других городов.
В аннотации Кабмина задекларировано, что законопроект направлен на уменьшение социального напряжения между собственниками земли и квартир жилых многоквартирных домов путём устранения социальной несправедливости, созданной в своё время одновременно проводимым несогласованным процессом земельной реформы и приватизации жилых многоквартирных домов.
Истинную цену этих слов мы узнаем при окончательном установлении варианта выкупа частной земли: (1) по «кадастру» пригородных огородов и болот 1940 года; (2) по стоимости земли в 2007 году (до её 10 - кратного повышения с 2008 года); или (3) по сегодняшней рыночной стоимости, не учитывающей ни «социальности» проекта выкупа земли, ни «советских» инвестиций в городскую инфраструктуру, что может оказаться очередным «ограблением» народа.
Список литературы
1. Щедровицкий Г.П. О двух способах структурно -системного представления объекта // Машинные методы обнаружения закономерностей. Межв. сб. Рига, 1981. С. 52-61.
2. Цветков Г.С. О структурных закономерностях в проектировании управляющих систем // Машинные методы обнаружения закономерностей. Межв. сб. Рига, 1981. С. 43-51.
3. Цветков Г.С. О стратегии разработки прикладных систем знания // Комплексный подход к научному поиску: проблемы и перспективы. Ч. 2. Тез. Всес. симп. под ред. Корюкина В.И. Свердловск, 1979. С. 116-121.
4. Вишняков Н.А., Гельфандбейн Я.А., Цветков Г.С. Функционально-структурный подход к моделированию объекта управления в задачах автоматизации управленческой деятельности. НС «Кибернетика» АН СССР. М., 1978. 30 с.
5. Гельфандбейн Я.А., Цветков Г.С. Вопросы методологии проектирования ситуационных систем и язык описания в современных автоматизированных системах управления // Вопросы кибернетики. Ситуационное управление. НС «Кибернетика» АН СССР. М., 1980. С. 70-85.
6. Цветков Г.С. Принципы функционально-структурного подхода к моделированию сложных объектов управления // Психология управления и проблемы охраны соцсобственности. Препр. докл. на 5-м семинаре по психологии управления. Ч. 2. Рига, 1980. С. 85-92.
7. Цветков Г.С., Черноусов М.М. О моделировании работы современной партии и её партийных организаций // Социализация общества. Вып. 2. Социализация как процессы и модели. Рига, 2013. 24 c. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vozrozdenie.com/wp-ontent/uploads/2013/10/ (дата обращения: 27.09.2017).
8. Рожнов Владлен, Цветков Георгий. Институт совместной собственности, его смысл и значение в сфере ЖКХ // Социалист&демократ Латвии. Вып. 1. Социализация и ЖКХ. Рига, 2016. 64 c. [Электронный ресурс]. Режим доступа: email: [email protected]/ (дата обращения: 27.09.2017).