Научная статья на тему 'О модели формирования тезауруса обучаемого, направленного на активизацию его познавательной самостоятельности в образовательном процессе'

О модели формирования тезауруса обучаемого, направленного на активизацию его познавательной самостоятельности в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин О. В.

Петунин О. В. О модели формирования тезауруса обучаемого, направленного на активизацию его познавательной самостоятельности в образовательном процессе. В публикуемой статье представлена модель формирования на личностном уровне тезауруса обучаемого, направленного на активизацию его познавательной самостоятельности в образовательном процессе. Предлагаемая модель включает цели, определяет средства и этапы их достижения, содержит критерии сформированности рассматриваемого тезауруса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О модели формирования тезауруса обучаемого, направленного на активизацию его познавательной самостоятельности в образовательном процессе»

О МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕЗАУРУСА ОБУЧАЕМОГО, НАПРАВЛЕННОГО НА АКТИВИЗАЦИЮ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Петунин О. В., Кузбасский региональный ИПК и ПРО, Кемерово

В публикуемой статье представлена модель формирования на личностном уровне тезауруса обучаемого, направленного на активизацию его познавательной самостоятельности в образовательном процессе. Предлагаемая модель включает цели, определяет средства и этапы их достижения, содержит критерии сформированности рассматриваемого тезауруса.

ABOUT THE MODEL OF TEZAURUS FORMING OF A LEARNER, DIRECTED TO THE ACTIVIZATION OF KNOWING SELF-EDUCATION IN EDUCATIONAL PROCESS Petunin O. V.

The article presents the model of tezaurus forming of the learner on a personal level directed to the activization of his knowing self-education in an educational process .The presented article includes aims ,defines means and stages of their achievement ,contains criteria of formation this considered tezaurus.

Проявляемый сегодня повышенный интерес к проблемам личности, ее самостоятельности обусловлен сложными и противоречивыми процессами современного мира, ролью, которую в них играет сам человек. Модернизация отечественного образования ориентирует преподавателей на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, на формирование у них умений исследовательской деятельности. Главной целью образования сегодня становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, сообщаемых обучаемым, а их умения самостоятельно добывать, анализировать и рационально использовать информацию, эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире. В связи с этим особенно актуальной становится проблема активизации познавательной самостоятельности обучаемых в образовательном процессе.

Развитие категориально-теоретического аппарата педагогической науки в настоящее время все чаще и увереннее связывают с понятием «тезаурус» (в переводе с

греческого «тезаурус» - «богатство, сокровище», а также «мир»: мир науки, мир человека, мир искусства».

Тезаурус - сложнейшее образование, процесс его становления - многообразный, так как в нем участвует целый ряд различных социальных структур, носящих как формальный, так и неформальный характер. Термин «тезаурус» является научно актуальным, устоявшимся в педагогике, широко используется в работах, посвященных разрешению проблемы содержания образования, но, несмотря на свою фундаментальность, в настоящее время еще нет однозначного и общепринятого определения данного понятия. Анализ литературных источников, в которых встречается понятие «тезаурус» в результате позволил нам выделить три смысловые группы определений данного понятия.

В первую смысловую группу, условно называемую «словарной», вошли в качестве главных единиц-признаков следующие:

1) тезаурус - это система (специальным образом организованная система слов и выражений);

2) тезаурус - это связи (организация тезауруса предполагает наличие семантических связей - прямых и обратных между его смысловыми элементами);

3) тезаурус - то одноязычный словарь.

В этой смысловой группе тезаурус рассматривается как тип построения одноязычного словаря.

Во второй смысловой группе - «информационно-поисковой» - выделены следующие основные единицы-признаки:

1) тезаурус - это система;

2) тезаурус - это связи между лексическими единицами дескрипторного (информационно-поискового) языка;

3) тезаурус - это система связей между элементами информационно-поискового и естественного языка;

4) тезаурус - компонент информационно-педагогической среды или программного обеспечения вообще;

5) тезаурус - это одноязычный словарь.

В этой смысловой группе тезаурус представляет собой основу функционирования информационно-педагогической среды, информационно-поисковый язык.

В третьей группе определений - «знаниевой» - основные единицы-признаки представлены следующим образом:

1) тезаурус - сложная система понятий, знаний;

2) тезаурус - связи между понятиями какой-либо области знаний;

3) тезаурус - связи между различными областями знаний;

4) тезаурус - компонент представления человека;

5) тезаурус - не обязательно одноязычный словарь.

В этой группе тезаурус рассматривается как система представлений, знаний человека об окружающем мире или отдельных его областях.

Считаем, что понятие «тезаурус» требует рассмотрения и в категориях диалектики:

1) всеобщее представляет тезаурус как единое мировое богатство;

2) общее - тезаурусы наук, входящие в предметные области;

3) особенное - тезаурусы учебных дисциплин;

4) единичное - тезаурус личности (обучаемый) в образовательном процессе.

В результате исследований, проведенных В. И. Богословским, Н. В. Бордовской, В. А. Извозчиковым, Л. Ю. Монаховой, О. Н. Шиловой и другими учеными были выделены и обоснованы уровни представления понятия «тезаурус» в категориях диалектики:

1) категориальный уровень - картина мира, выраженная в понятиях и связях между ними;

2) конкретно-научный уровень - синтаксически детерминированный, открытый информационный базис определенной научной области, семантически структурированный в соответствии с имеющимися на данный момент специфическими для нее отношениями;

3) уровень учебной дисциплины - логически замкнутое подмножество соответствующего научного тезауруса, предназначенного для усвоения его студентом с целью успешного ориентирования и функционирования в рассматриваемой предметной области;

4) личностный уровень - присвоение обучаемым запаса активно используемых знаний, умений, навыков и т. п., актуализирующийся под влиянием определенных условий. При этом процесс формирования тезауруса обучаемого в любой предметной области представляет его подготовку во всей целостности.

Важное значение в процессе активизации познавательной самостоятельности обучаемых имеет, на наш взгляд, формирование у обучающихся тезаурусного поля «Активизация познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе» на личностном уровне.

Формирование личностного тезауруса обучаемого осуществляется в результате взаимодействия знания, опыта и понимания в образовательном процессе. Проявление научного мышления и сформированность личностного тезауруса по рассматриваемой проблеме выражается в следующих способностях обучающегося: анализировать закономерности формирования познавательной самостоятельности, ее ценности; использовать в самостоятельной деятельности все типы и способы мышления; эффективно применять логику фактов; владеть убедительной аргументацией; проявлять мысленную гибкость и оперативность и т. п.

Тезаурус обучаемого на личностном уровне по проблеме активизации познавательной самостоятельности в образовательном процессе характеризуется наличием интегративной системы знаний, уровни и компоненты которой могут актуализироваться под влиянием внешних стимулов и внутренних побуждений, представлений, информации, отношения к познавательной самостоятельности и ее активизации. Он определяет осуществление и реализацию индивидуальных возможностей в самосовершенствовании, саморазвитии и проявляется в различных видах учебно-познавательной деятельности.

Педагог является главным действующим лицом воспитательно-образовательного процесса. Этот процесс требует от него сегодня переориентации деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем, как формировать тезаурус активизации познавательной самостоятельности обучающихся.

Формирование тезауруса происходит на основании образовательных технологий и моделей, которые используются для развития категориального мышления,

4

методологических знаний, умений. На основании анализа психолого-педагогической литературы, характеризующей сущность, содержание и особенности формирования личностного тезауруса, нами была разработана базисная модель деятельности преподавателя по формированию тезауруса обучаемого в образовательном процессе, которая представлена на рис. 1.

I. Этап диагностики и мотивации II. Этап формирования III. Этап оценки и анализа

р

г 1 г п

Базисная модель деятельности преподавателя по формированию

в образовательном процессе

£

X

Цели и задачи этапа

Средства и методы

Результат

•изучение исходного тезауруса: знаний, информации, отношения к самостоятельности;

• определение целей, задач формирования самостоятельности;

• выявление факторов, влияющих на формирование тезауруса,

его проявление в учебно-познавательной деятельности

• анкетирование • опрос • беседы •тестирование •оценка и самооценка •представление основных понятий тезаурусного поля •проблемные и творческие задания

х

• актуализация и осмысление мотивационно-ценностных ориентаций и информационно-знаниевых потребностей в области формирования и развития познавательной самостоятельности

х

•повышение образовательно-воспитательной направленности учебного процесса;

•содержательное наполнение понятий в области активизации познавательной самостоя-

тельности; • установление связей между понятиями; • обогащение тезауруса: информацией,

знаниями, понятиями.

•педагогическая модель представления и формирования тезауруса; •предоставление свободы выбора для проектирования индивидуальных программ саморазвития и самовоспитания

х

• формирование: информационно-знаниевых потребностей; научного стиля мышления; обобщенных умений работы с понятиями;

• развитие познавательной самостоятельности

х

•диагностика уровня

сформированности личностного

тезауруса;

•прогнозирование путей

формирования личностного

тезауруса познавательной

самостоятельности в

образовательном процессе

•индивидуальная разработка

фрагментов активизации

познавательной самостоятельности, •самооценка и взаимооценка

х

• повышение уровня сформированности личностного тезауруса от ориентационного к функциональному и творческому; •формирование умения выбирать образовательный маршрут в соответствии с интересами и потребностями развития личности, •приобретение личностного опыта

х

Рис. 1 Базисная модель деятельности преподавателя по формированию тезауруса обучаемого в образовательном процессе

Под базисной моделью деятельности преподавателя по формированию личностного тезауруса у обучающихся нами понимается программа, определяющая цели, задачи, пути их достижения, имеющая структурную организацию, заданную соответствующим содержанием. Модель формирования включает содержательный, процессуально-диагностический компоненты педагогического процесса, обеспечивающие сформированность более высокого уровня личностного тезауруса у обучающихся.

Содержание и процесс формирования тезауруса обучаемого по активизации познавательной самостоятельности в образовательном процессе осуществляется поэтапно. Первый этап входной диагностики и мотивации является подготовительным, его основное назначение - личностное принятие обучающимися необходимости формирования тезаурусного поля «Активизация познавательной самостоятельности в образовательном процессе» для дальнейшего использования в деятельности. Диагностика позволяет ознакомиться со степенью сформированности тезаурусного поля, осознать необходимость ее повышения. Второй этап связан с обогащением, содержательным наполнением тезауруса. На третьем этапе диагностируется уровень сформированности тезаурусного поля, как результат процесса активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе с целью личностного совершенствования на протяжении всей дальнейшей индивидуальной жизни.

Практическая реализация модели и формирование тезауруса обучаемого по проблеме активизации познавательной самостоятельности начинается с постановки преподавателем диагностических целей описанных в терминах «знать», «понимать», «уметь», «видеть». В этом смысле речь идет о теоретической информации, знаниях в области методов овладения информацией, знаниями, понятиями, опыте творческой деятельности при реализации индивидуального образовательного маршрута в формировании и развитии познавательной самостоятельности. Далее определяются средства

эффективного достижения целей, выделяется предметное содержание, способствующее достижению целей; проектируются условия, актуализируется готовность обучаемых; определяется содержание заданий, способствующих активному использованию тезауруса и стимулированию процесса его формирования, выделяются критерии уровня сформированности личностного тезауруса; анализируются результаты диагностики; определяется уровень сформированности тезауруса обучаемых по активизации познавательной самостоятельности в реальной практике. Технологическое обеспечение базисной модели деятельности преподавателя по формированию физкультурного тезауруса основано на разработке задач, содержания, форм, средств, методов.

По уровню применения данная модель характеризуется как дидактическая, будучи направленной на освоение определенного содержания тезаурусного поля «Активизация познавательной самостоятельности обучаемых в образовательном процессе»; по своей философской основе -материалистическая, гуманистическая, диалектическая; по научной концепции усвоения опыта - рефлексивная, развивающая; по характеру содержания и структуры - обучающая, профессионально-ориентированная, гуманитарная; по ориентации на личностные структуры - информационная, операционная; по подходу к обучаемым - личностно-деятельностная, личностно-ориетированная, индивидуально-дифференцированная; по доминирующему способу обучения - диалогичная, объяснительно-иллюстративная; по типу организационных форм - индивидуальная, групповая, коллективная.

Базисная модель деятельности преподавателя по формированию тезауруса обладает свойством целостности: от постановки целей через планируемый результат до диагностики с последующей коррекцией.

Стратегией реализации базисной модели деятельности преподавателя по формированию тезауруса обучаемых по активизации у них познавательной самостоятельности в образовательном процессе является рефлексивно-

гуманистическое управление в регулировании и стимулировании

познавательных действий старших школьников.

Список литературы

1) Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации /Р. Ф. Абдеев. -М.: Книга, 1994. - 241 с.

2) Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы /Н. В. Бордовская. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. - 175 с.

3) Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка /П. Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 1967. - 247 с.

4) Губанова, М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: Монография /М. И. Губанова. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2002. - с. 207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования /М. А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

6) Шилова, О. Н. Развитие понятия «тезаурус» в профессиональной подготовке специалистов образования /О. Н. Шилова //Технологические и управленческие аспекты образования взрослых в России. - СПб.: ИОВ РАО, 2000. - С. 71-75.

Сведения об авторе

1) Петунин Олег Викторович;

2) Доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Кузбасского регионального ИПК и ПРО, лауреат Премии Президента РФ, кандидат педагогических наук, доцент;

3) 653050, Кемеровская область, город Прокопьевск, пр. Строителей, дом 17 кв. 156;

4) Дом. тел.: (3846) 65-36-36; раб. тел.: (3842) 31-15-86; сот. тел.: 8-906-98746-62.

5) E-mail: petunnin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.