Новый университет
Экономика и право 2015. № 7 (53)
ISSN 2221-7347
УДК 341
*
И.Ю. Пащенко
О МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения международной информационной безопасности. Без комплексного подхода к обеспечению международной информационной безопасности невозможно обеспечить национальные интересы и поддерживать национальную безопасность во многих странах мира. Обеспечение национальной информационной безопасности - комплексная проблема, ибо создать её надёжные гарантии вне рамок международно-правового регулирования невозможно.
Ключевые слова: безопасность, международная безопасность, национальная безопасность, информационная безопасность, информация, информационная война, информационное оружие.
Известное выражение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» получило свой особый смысл и актуальность в начале нынешнего столетия [1]. Современное общество находится в настолько плотном информационном поле, что «отсеивать» правдоподобную информацию от вымышленной становится все сложнее из-за стремительного развития современных технологий и новых методов воздействия на людей. Многие эксперты уже называют наше время «веком информационных войн» [2, с. 97].
Последние события на международной политической арене являются подтверждением того, что информация, неважно из какого источника она появилась, подлинная или вымышленная, способна воздействовать на сознание всех людей, включая и руководителей крупнейших государств, и провоцировать конфликты. В этой связи актуализируется задача совершенствования правовых основ обеспечения информационной безопасности.
В действующей в России «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» говорится, что усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социальноэкономическому развитию и демократическим институтам» [3]. В настоящее время реально воздействующее оружие - это не ядерное вооружение, сдерживающее особо пылкие умы в руководстве некоторых государств, это информация, способная причинить существенный вред любому обществу, любому государству. На протяжении всей истории происходили случаи, когда целые народы развязывали войны и начинали революции из-за одной лишь неправильно истолкованной или преподнесённой в искажённом виде информации.
Усиление глобального информационного противоборства происходит и сейчас, ярким примером этого служат события на Украине. Невозможно отрицать тот факт, что развернувшееся вооружённое противостояние, которое средства массовой информации на данный момент окрестили «гражданской войной», было следствием множества причин. Особо просматривается информационная политика западных стран, которая направлена не на прекращение самого кризиса, а на усиление конфронтации с Россией, сопровождающейся санкциями и вы-
© Пащенко И.Ю., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.7
Пащенко Илья Юрьевич - магистрант юридического факультета, Кубанский государственный университет.
Научный руководитель: Малиновский Олег Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, Кубанский государственный университет.
106
New university
Economics & Law 2015. № 7 (53)
ISSN 2221-7347
мышленными обвинениями в её адрес. Подобные обвинения провоцируют и другие государства разворачивать информационное противостояние ввиду событий на Украине. Как результат, государства, косвенно задействованные в данной ситуации, вводят эмбарго, чем наносится ущерб международной экономической интеграции. Информационная политика самой нынешней украинской власти также направлена против российского государства и заключается в первую очередь в информационном воздействии на собственных граждан.
В свою очередь «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» формулирует понятие информационной безопасности и выделяет ее как элемент национальной безопасности. В ней, в частности, говорится: «Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать» [4]. Доктрина под информационной безопасностью понимает такое состояние защищённости национальных интересов государства в информационной сфере, которое определяется совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и самого государства. Особо примечательно то, что информационная безопасность как элемент общей национальной безопасности граждан и государства выделяется в приоритетном порядке.
Национальная безопасность - это состояние государства, при котором сохраняется его целостность и возможность быть самостоятельным субъектом системы международных отношений [5, с. 131]. Россия, как весомый участник международных отношений, в большей степени использует инструментарий «мягкой силы», о чем неоднократно упоминается в Концепции внешней политики Российской Федерации. «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» — комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационнокоммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии» [6]. Таким образом, информационное влияние является одним из средств, обеспечивающих национальную безопасность.
В «Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года», утверждённых Президентом Российской Федерации, говорится о системе международной информационной безопасности [7]. Определены четыре группы угроз в области международной информационной безопасности: а) в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву; б) в террористических целях; в) для вмешательства во внутренние дела суверенных государств; г) для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации.
Приходится констатировать, что в международно-правовом регулировании информационной безопасности все ещё существуют очевидные пробелы.
На данный момент в виду последних событий особо актуален вопрос выработки под эгидой ООН универсальных правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности. Россия неоднократно ставила вопрос о необходимости создания подобных правил как на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, так и на заседаниях других международных организаций. Цели, которые преследовал бы данный международный акт, должны были заключаться в обеспечении как национальной, так и международной информационной безопасности, и стабильности во всем мире. Таким образом, по мере развития информатизации и глобализации роль информационной безопасности усиливается, и ее правовое обеспечение должно занять подобающее место в политике государств.
В 2012 году Россия предложила принять Конвенцию ООН об обеспечении международной информационной безопасности, которая могла бы стать основным международным актом в данной области [8]. Этот акт стал бы уникальным по своей правовой характеристике и закрепил бы на международном уровне ряд таких понятий, как информационная война, информационная безопасность, информационное оружие, информационное пространство, терроризм в информационном пространстве, угроза в информационном пространстве. Указанные термины в настоящее время фигурируют в основном в научных работах и учебной юридической литературе, оставаясь за рамками международного права. В проекте особое внимание уделяется вопросам сохранения суверенитета государств над их информационным пространством. Особо хотелось бы
107
Новый университет
Экономика и право 2015. № 7 (53)
ISSN 2221-7347
обратить внимание на п. 6 ст. 4 данного проекта, который гласит, что трансграничное распространение информации, противоречащей принципам и нормам международного права, а также национальным законодательствам государств, является угрозой в информационном пространстве. Изучение концепции Конвенции приводит к выводу, что она могла бы стать краеугольным камнем в современной информационной политике международного сообщества.
Подводя итоги, отметим, что международная информационная безопасность должна стать наднациональной гарантией обеспечения безопасности всех государств. Целенаправленное распространение ложной или вредоносной информации способно подорвать стабильность и правопорядок в любом государстве. Информация - это не просто неотъемлемая часть жизни общества, это сильнейшее орудие в руках определённых лиц, умеющих с ней виртуозно обращаться, способное ею управлять. В данный период, как никогда раньше, мы можем говорить о реальности существования такого опасного явления, как «информационные войны».
В целях решения проблемы обеспечения информационной безопасности необходимо выработать чёткую позицию международного сообщества, которая закреплялась бы в соответствующем международном договоре. Также необходимо развивать национальное правовое регулирование в данной сфере так, как оно — одно из наиболее актуальных направлений деятельности государства.
Обеспечение национальной информационной безопасности — комплексная проблема, ибо создать её надёжные гарантии вне рамок международно-правового регулирования невозможно. Решение данной проблемы - чрезвычайно важная задача.
Библиографический список
[1] Разные источники приписывают данное высказывание Ф. Бекону, Н. Ротшильду, У.Черчиллю.
[2] Фёдоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: МОО "Информация для всех", 2010. С. 97.
[3] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.
[4] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент. № 187.
[5] Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб.: Северная звезда, 2004. С.131.
[6] Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. // URL:http: // base.garant.ru/
[7] Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года // URL:http: // base.garant.ru.
[8] Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) // URL: http: // www.scrf.gov.ru/
UDC 341
I. Yu. Pashchenko
ON THE INTERNATIONAL AND NATIONAL LEGAL ASPECTS OF INFORMATION SECURITY
The article deals with topical issues of international information security. Without an integrated approach to ensuring international information security is impossible to ensure national interests and to maintain national security in many countries. Ensuring national security information - a complex problem, for it to create a reliable guarantee outside of international legal regulation is impossible.
Keywords: security, international security, national security, information security, information, information warfare, information weapons.
108