Вступительная статья О МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
А.А. Костригин, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Москва, Россия).
И.В. Калинин, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Москва, Россия).
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы международного научного сотрудничества. В частности, рассматривается официальный документ, регламентирующий научное взаимодействие России и Болгарии. Представляется содержание статей нового номера журнала.
Ключевые слова: научное сотрудничество, международная наука, Россия, Болгария, научный коллектив, статьи.
ON INTERNATIONAL SCIENTIFIC COOPERATION
Kostrigin A.A., Russian State University A.N. Kosygin (Technology, Design, Art) (Moscow, Russia).
Kalinin I.V., Russian State University A.N. Kosygin (Technology, Design, Art) (Moscow, Russia).
Abstract. The article discusses the issues of international scientific cooperation. In particular, an official document regulating scientific cooperation between Russia and Bulgaria is being considered. The contents of the articles of the new issue of the journal are presented.
Keywords: scientific cooperation, international science, Russia, Bulgaria, scientific collective, articles.
Выдающиеся научные достижения всегда добывались силами ученых из разных стран, именно в совместном диалоге и исследованиях. В более яркой форме это можно наблюдать в современности, когда международные научные коллективы создаются каждый год во всех сферах науки.
Одной из форм научного взаимодействия является совместные публикации и просто обмен публикациями ученых из разных стран. В данном номере журнала присутствуют работы как российских, так и болгарских коллег (что становится уже доброй традицией для Объединенной редакции научных журналов [1; 3; 4]).
Следуя случаю объединения под обложкой одного журнала исследователей из этих двух замечательных стран, вспомним официальные документы, регламентирующие данное научное взаимодействие. «Соглашение между Министерством науки и технической политики Российской Федерации и Министерством образования, науки и технологий Республики Болгарии о научно-техническом сотрудничестве» было заключено 19 мая 1995 г. В его положения входит следующее:
«Статья 1
Научно-техническое сотрудничество в рамках настоящего Соглашения включает в себя:
• совместные исследования на основе конкретных проектов во взаимосогласованных приоритетных областях науки и техники;
• обмен учеными и специалистами;
• обмен научно-технической информацией, документацией и проведение научных и технологических экспертиз;
• передачу во временное пользование или обмен оборудованием, инструментарием и материалами, необходимыми для осуществления сотрудничества;
• организацию научно-технических конференций, симпозиумов, семинаров и выставок;
• сотрудничество между соответствующими фондами министерств по поддержке исследований;
• другие формы научно-технического сотрудничества, которые могут определяться Сторонами.
Статья 2
Стороны будут способствовать развитию сотрудничества, включая прямые контакты и обмен технологиями между российскими и болгарскими научно-исследовательскими центрами, институтами, научными обществами, высшими заведениями и другими организациями.
В рамках настоящего Соглашения указанные организации могут заключать соглашения и договоры о реализации сотрудничества в конкретных областях науки и техники» [2, с. 107].
Не претендуя на выполнение «плана работ» государственных органов, но имея своим приоритетом вести международное научное сотрудничество, в частности, с болгарскими специалистами, мы представляем новый номер журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»!
Номер состоит из четырех разделов: медицинские, педагогические, психологические науки, научная жизнь.
Актуальные проблемы медицинской науки отражены в работах:
• Н. Градинарова обсуждает природу и характеристики консорциумов научно-исследовательской инфраструктуры в условиях Республики Болгарии;
• Е.Д. Муханова анализирует правовое обеспечение лечения пациентов, больных ВИЧ-заболеваниями;
• Д.А. Сиджимова, Г.И. Павлова описывают степень удовлетворенности медицинских специалистов Болгарии национальной системой медицинского страхования;
• С. Гаров анализирует процесс коммуникации между пациентом и медицинским специалистом в области онкологии, обсуждает управление эмоциями пациентов и способы установления эффективной коммуникации.
В разделе «Педагогические науки» можно ознакомиться со следующими материалами:
• М.А. Полушкин, М.Е. Репин рассматривает дисциплину «Физическая подготовка» в системе подготовки курсантов высших учебных заведений к будущей профессиональной деятельности в правоохранительных органах и отмечает роль данной дисциплины для профилактики и снижения риска возникновения профессиональных заболеваний в период оперативно-служебной деятельности.
• Б.Б. Тодорова представляет анализ онлайн-обучения иностранным языкам, уделяя особое внимание платформе BABBEL и её возможностям при изучении языка без участия преподавателя.
Психологическая проблематика анализируется в следующих статьях:
• А.В. Мантикова представляет результаты исследования субъектов судебно-психологической экспертизы, применяя новые методы;
• А. Трендафилова с соавторами рассматривает понятие «личность пациента» в сфере медицинских услуг, анализирует здоровье как ценность для пациента и детерминанту его поведения и влияние его психологического состояния на соматическое здоровье.
• Г.Й. Гунова, Я.П. Проданова, М.Н. Самунева представляют результаты исследования характера работы специалистов медико-санитарной помощи, имеющих сменный график работы, в ходе которого выявили негативные последствия такого рабочего режима для здоровья, семьи и общественной деятельности человека.
В рубрике «Научная жизнь» С.Т. Кохан подводит итоги VIII Международной Интернет-конференции «Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты», проходившей с 13 по 17 февраля 2017 г. в городе Улан-Батор (Монголия).
Благодарим авторов за интересные материалы!
Приятного чтения!
Литература:
1. Бухаркина О.Г., Ропотько Н.В., Фаустов А.А., Щукин А.С. Болгарские ученые и специалисты - участники научно-практических мероприятий Южной Сибири // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 1. С. 1529.
2. Действующие международные соглашения о научно-техническом сотрудничестве. М., 2009. URL: https://goo.gl/wEGvzg (дата обращения: 06.03.2017)
3. Кохан С.Т. Колонка выпускающего редактора // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 1. С. 12-14.
4. Чупров Л.Ф. Слово главного редактора // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 1. С. 8-11.
References:
1. Buharkina O.G., Ropot'ko N.V., Faustov A.A., Shhukin A.S. Bolgarskie uchenye i specialisty - uchastniki nauchno-prakticheskih meroprijatij Juzhnoj Sibiri // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 1. S. 15-29.
2. Dejstvujushhie mezhdunarodnye soglashenija o nauchno-tehnicheskom sotrudnichestve. M., 2009. URL: https://goo.gl/wEGvzg (data obrashhenija: 06.03.2017)
3. Kohan S.T. Kolonka vypuskajushhego redaktora // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 1. S. 12-14.
4. Chuprov L.F. Slovo glavnogo redaktora // PEM: Psychology.
Educology. Medicine. 2016. № 1. S. 8-11.
— • —
Сведения об авторах
Артем Андреевич Костригин, преподаватель кафедры психологии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Москва, Россия).
Игорь Викторович Калинин, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Российский государственный университет
им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Москва, Россия).
— • —