Компетентность / Competency (Russia) 7/2021 DOI: 10.24412/1993-8780-2021-7-21-25
МЕТРОЛОГИЯ 21
О метрологическом обеспечении средств измерений в авиационной промышленности
Особенностью деятельности метрологических служб на предприятиях авиационной промышленности является обслуживание не только средств измерений общего назначения, но и огромного класса специальных отраслевых средств измерений. Рассматриваются основные проблемы, связанные с метрологическим обеспечением таких средств измерений
Г.И. Бурмистрова1, 2
АО «Уральский завод гражданской авиации», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
техник по метрологии, г. Екатеринбург, Россия 2 студент, г. Екатеринбург, Россия
Для цитирования: Бурмистрова Г.И. О метрологическом обеспечении средств измерений в авиационной промышленности // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 7. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-7-21-25
ключевые слова
обеспечение единства измерений, поверка, калибровка, метрологическое обслуживание, авиационное оборудование
рудно переоценить роль метрологической деятельности при техническом обслуживании авиационной техники для обеспечения безопасности полетов — одной из основных задач гражданской авиации [1].
Средства измерений, применяемые в авиационной промышленности, удивительно разнообразны: начиная от средств измерений общего назначения (штангенциркули, манометры, термометры сопротивления, мультиметры и т.д.) и заканчивая широким спектром специального отраслевого измерительного оборудования (навигационные тестеры, системы для проверки воздушных сигналов, контрольно-проверочная аппаратура бортового радиоэлектронного оборудования и др.).
Для правильного выполнения своей измерительной функции необходимо, чтобы заявляемая точность средств измерений соответствовала фактической. Решить вопросы точности измерения, метрологического обеспечения средств измерений и т.п. призвана деятельность по обеспечению единства измерений. И если с метрологическим обслуживанием средств измерений общего назначения, применяемых в авиационной промышленности, трудностей не возникает, то при обслуживании специальных отраслевых средств измерений существуют определенные проблемы.
Деятельность по обеспечению единства измерений (далее — ОЕИ) регламентируется Федеральным законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [2]. В сфере государственного регулирования ОЕИ допускается использовать только средства измерений утвержденного типа (внесенные в Федеральный информационный фонд по ОЕИ) и прошедшие поверку.
При этом результатами поверки являются сведения, включенные в Федеральный информационной фонд.
Для утверждения типа средств измерений (как одной из форм государственного регулирования ОЕИ) необходимо провести испытания средств измерений в целях утверждения типа. Нередко процедуре утверждения типа и испытаниям подвергаются средства измерений иностранного производства, в том числе специальные авиационные средства измерений. Проблема заключается в том, что испытания специальных средств измерений в целях утверждения типа проводят лишь несколько метрологических организаций, среди которых Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ФГУП «ВНИИФТРИ»), Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве (ФБУ «Ростест-Москва»), Главный научный метрологический центр Министерства обороны Российской Федерации (ГНМЦ Минобороны России). Автор считает, что это связано с тем, что рабочие экземпляры измерительного оборудования иностранного производства имеют очень высокие точностные характеристики и найти в России эталонную базу для достоверного определения действительных метрологических характеристик этого оборудования и последующего утверждения типа не так просто [1].
Средства измерений утвержденного типа подлежат еще одной форме государственного регулирования ОЕИ — поверке. Именно поверка обеспечивает, что декларируемая точность средств измерений будет гарантированно соответствовать фактической, а значение погрешности не будет пре-
22 МЕТРОЛОГИЯ
Компетентность / Сотре!епсу (Russia) 7/2021 DOI: 10.24412/1993-8780-2021-7-21-25
От редакции. Редакция журнала обратилась в ФБУ «Ростест-Москва» с просьбой прокомментировать ситуацию с метрологическим обеспечением специальных средств измерений на предприятиях авиационной промышленности. Мы благодарны руководству и специалистам Ростеста за профессиональный комментарий по вопросам, рассматриваемым в статье автора.
Метрологический контроль авиационного оборудования
Метрология, стандартизация и сертификация - три важных инструмента для оценки качества продукции посредством проведения измерений
Гражданская авиация (ГА) используется для обеспечения потребностей граждан и экономики (перевозка населения и грузов и пр.). Соблюдение качественного и безопасного транспортирования регламентируется стандартами, в том числе ГОСТ Р 55867-2013 «Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения» с датой введения в действие 1.01.2015. Анализ требований ГОСТ Р 55867-2013 и многочисленных запросов руководителей предприятий по применению требований стандарта в гражданской авиации свидетельствует, что в целом данный ГОСТ удовлетворяет требованиям Федерального закона ФЗ-102 «Об обеспечении единства измерений». В то же время ГОСТ Р 55867-2013 не введен в обязательное применение в гражданской авиации РФ, поскольку для его применения в соответствии с п. 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» для введения обязательного применения национального стандарта предусмотрено издание организационно-распорядительного документа органа власти (Минтранса России), которое в настоящее время отсутствует. Существующий парк измерительной техники, применяемой в авиационной промышленности, большей частью произведен во времена СССР или импортного производства. Единственным документом, определяющим перечень специальных средств измерений (ССИ) и контрольно-проверочной аппаратуры (КПА), периодичность их метрологического обслуживания, до сих пор является «Перечень специальных средств измерений, подлежащих калибровке в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденный распоряжением министра транспорта Российской Федерации от 25.12.2000 № 143-3. Указанный документ устарел и ни разу не актуализировался ни по содержанию перечня, ни по срокам проведения калибровки. В Перечне не упоминается термин «поверка», отсутствуют ссылки на документы, определяющие методики проведения калибровки (поверки). Методики и указания, определяющие порядок и объем работ при проведении калибровки (поверки) ССИ и СИ контроля параметров авиационной техники структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации в части гражданской авиации, не разрабатывались и не утверждались.
Если говорить о ССИ и КПА зарубежного производства, ввезенных на территорию страны по заявке авиационных организаций или поставленных совместно с авиационной техникой, то ввиду отсутствия специальных разработанных и утвержденных методик калибровка ССИ импортного производства проходит за рубежом, что значительно увеличивает сроки, финансовые затраты, а также юридическое правоприменение сертификата при обеспечении единства измерений на территории РФ. Однако есть и исключения. Так, специалисты ФБУ «Ростест-Москва», специализирующиеся на метрологическом обслуживании специальной техники, в части практической метрологии разработали и утвердили методики калибровки на тестеры навигационные IFR-4000 и пульты для наземных испытаний IFR-6000 производства АегоАех. При этом разработка методики калибровки адаптировалась к заводской калибровке, то есть проверка и юстировка метрологических параметров сравнима с оригинальной. В настоящее время метрологическое обеспечение гражданской авиации (в том числе ведомственной) в действительности не имеет организационного органа и не подкреплено необходимой законодательной и технической базой. Технически реализация метрологического обеспечения ГА осуществляется различными коммерческими организациями с учетом лишь определенных коммерческих интересов. Таким образом, для выполнения требований ФЗ-102 «Об обеспечении единства измерений» и введения в действие ГОСТ Р 55867-2013 на воздушном транспорте необходимо:
► издать организационно-распорядительный документ органа власти (Минтранса России);
► составить перечень метрологических характеристик с указанием измеряемых величин для средств измерений, применяемых в гражданской авиации;
► составить перечень средств измерений и контроля, применяемых в гражданской авиации, с указанием межповерочных интервалов и методик поверки ССИ и КПА;
► внести поправки в ГОСТ Р 55867-2013 в части оптимизации организационно-штатной структуры метрологической службы ГА, определения основных направлений деятельности базовой организации
ГА для выполнения задач по метрологическому обслуживанию объектов гражданской авиации.
Голышак С.Н.,
начальник лаборатории ФБУ «Ростест-Москва»
Компетентность / Сотрв1впсу (Russia) 7/2021 DOl: 10.24412/1993-8780-2021-7-21-25
МЕТРОЛОГИЯ 23
вышать установленных в документации значений.
На предприятиях авиационной промышленности неуклонно возрастает доля импортных средств измерений не утвержденного в России типа. Решение о закупке такого измерительного оборудования зачастую принимается руководством предприятий без участия лиц, ответственных за метрологическое обеспечение производства. Это обстоятельство в свою очередь создает определенные трудности, поскольку данные средства измерений не подлежат поверке, а могут только калиброваться.
Вне сферы государственного регулирования ОЕИ (и при отсутствии сведений в Федеральном информационном фонде) средства измерений могут в добровольном порядке подвергаться калибровке. При калибровке определяются действительные значения метрологических характеристик средств измерений, тогда как при поверке — их соответствие определенным требованиям. В данном смысле калибровка является более информативной операцией. При этом в соответствии со статьей 18 [2] результаты калибровки средств измерений могут быть использованы при поверке этого же средства измерений, при условии, что калибровку выполняло лицо, аккредитованное в национальной системе аккредитации.
Кроме того, имеется распоряжение Минтранса России от 25.12.2000 № 143-р «Об утверждении «Перечня специальных средств измерений, под-
лежащих калибровке в гражданской авиации» [3]. Это один из действующих в сфере метрологического обеспечения гражданской авиации документов, регулирующих метрологическое обслуживание поступающих в эксплуатацию на авиапредприятие специальных средств измерений.
Поверка и калибровка специальных средств измерений, применяемых в авиационной промышленности, осуществляется в таких организациях, как ФБУ «Ростест-Москва», Центр Авиаметрология и сертификация, НПК «Авиаприбор», территориально расположенных в Москве и Санкт-Петербурге. При отправке средств измерений для поверки (калибровки) от удаленных авиапредприятий в эти организации возможен простой производства, поскольку получение поверенных (откалиброванных) средств измерений может занять продолжительное время: в среднем приборы проходят поверку от 2-х до 4-х недель (в зависимости от загруженности лабораторий), а также временные затраты на транспортировку приборов до организации и обратно. Производство в этом случае нуждается в замене средства измерения, однако это не всегда можно сделать и отдельный участок закрывают на период поверки или калибровки.
В лабораториях Ростест-Москва проводится поверка и калибровка авиационного измерительного оборудования. Поверяются распространенные приборы для проверки систем воздушных сигналов ADTS, применяемые для проверки систем измере-
Из Рекомендаций Федерального агентства воздушного транспорта от 10.03.2015 Рекомендации
№ 4.03-184: Росавиации
► для выполнения калибровки средств измерений, специальных средств измерений оформление Аттестата предоставления полномочий на проведение калибровочных работ или сертификата соответствия в системе добровольной сертификации объектов гражданской авиации (далее — СДС ФГУП ГосНИИ ГА) не требуется;
► сертификации средств измерений и сертификации специальных средств измерений, применяемых при техническом обслуживании и ремонте (ТОиР) авиационной техники
в системе СДС ФГУП ГосНИИ ГА и внесение в Перечень ССИ, допущенных к применению на воздушном транспорте, не требуется;
► сертификации лабораторий (подразделений), изготавливающих стандартные образцы и средства диагностирования для авиационной техники, лабораторий диагностики
и неразрушающего контроля авиационной техники в СДС ФГУП ГосНИИ ГА, не требуется.
24 МЕТРОЛО1—ИЯ Компетентность / Competency (Russia) 7/2021
DOI: 10.24412/1993-8780-2021-7-21-25
Статья поступила в редакцию 5.07.2021
ния высотно-скоростных параметров самолетов, КС тестеры Т-406Н для контроля технических характеристик радиосигналов, излучаемых аварийными радиомаяками. Калибровку проходят тестеры навигационные АегоАех IFR 4000, пульты для наземных испытаний АегоАех IFR 6000, предназначенные для тестирования инструментальных систем посадки, всенаправленных радиомаяков УКВ-диапазона, маркерных радиоприемников и авиационных электронных систем связи диапазонов СВЧ и УВЧ, транспондеров в определенных режимах. Помимо этого, проводится калибровка контрольно-проверочной аппаратуры (КПА), применяемой при техническом обслуживании и ремонте авиационного и радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов, например КПА радиооборудования (связного, локационного, навигационного), электрооборудования, автоматизированных бортовых систем управления и др. Специалистами Ростеста разработаны методики калибровки на данное оборудование, имеется возможность коррекции и точной настройки всех параметров в случае их выхода за пределы допустимых значений [4].
Центр Авиаметрология и сертификация выполняет работы с авиационными предприятиями по метрологическому обслуживанию импортных средств измерений, не утвержденных как тип, рекомендованных предприятиями-изготовителями к применению на определенных типах воздушных судов. Центр осуществляет калибровку таких специальных средств измерений, как калибраторы воздушных данных MPS43, тестеры воздушных данных ВагАеЫ 1811 и др. [1, 5].
В сферу деятельности НПК «Авиаприбор» входят работы по поверке (калибровке) таких авиационных средств измерений, как установка для проверки гироскопических приборов УПГ-8 и кронштейн-поворотный КП-8 (для создания углов наклона вокруг продольной оси (угол крена) и поперечной оси (угол тангажа) проверяемого оборудования), приборы специальные ПС04-315И (для проведения предполетной проверки бортового радиоэлектронного оборудования всех типов летательных аппаратов) и ПС16-521М (для проверки работоспособности, поиска неисправности, контроля частоты и ответной информации самолетных ответчиков) и т.д. [6].
Итак, автор считает, что для улучшения ситуации необходимо:
► постоянно развивать и совершенствовать средства и методы метрологического обеспечения специальных средств измерений, применяемых в гражданской авиации;
► иметь возможность работать с эталонами, сравнимыми по точности с эталонами, применяемыми за рубежом;
► разрабатывать собственные высокоточные эталоны для достоверного определения метрологических характеристик средств измерений.
Кроме того, обращаю внимание руководителей авиапредприятий на обязательность участия представителей метрологических служб или других лиц, ответственных за метрологическое обеспечение производства, при решении вопросов, связанных с приобретением измерительного оборудования, начиная с момента формирования планируемого перечня оборудования и согласования контрактов на поставку. ■
Список литературы
1. Теплов И.Е. Метрологическое обеспечение авиационного комплекса // Мир измерений. — 2012. — № 8.
2. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»; http://docs.cntd.ru/ document/902107146 (дата обращения: 25.06.2021).
3. Распоряжение Минтранса РФ от 25.12.2000 № 143-р «Об утверждении «Перечня специальных средств измерений, подлежащих калибровке в гражданской авиации»; http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=491664#Q TyIibS4SYGYCjI81 (дата обращения: 26.06.2021).
4. Поверка СИ специального назначения. — М.: ФБУ «Ростест-Москва», 2021; http://www.rostest.ru/services/metrology/ laboratory/poverka-si-spetsialnogo-naznacheniya.php (дата обращения: 27.06.2021).
5. ООО «Центр Авиаметрология и сертификация»; http://aviametrolog.ru/ (дата обращения: 28.06.2021).
6. НПК «Авиаприбор»; https://npkaviapribor.ru/ (дата обращения: 29.06.2021).
Kompetentnost / Competency (Russia) 7/2021
ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-7-21-25
METROLOGY 25
On Measuring Instruments' Metrological Ensuring in Aviation Industry
G.I. Burmistrova1, 2, JSC Ural Civil Aviation Plant, Russia First President B.N. El'tsin Ural Federal University (UrFU)
1 Metrology Technician, Ekaterinburg, Russia
2 Student, Ekaterinburg, Russia
Citation: Burmistrova G.I. On Measuring Instruments' Metrological Ensuring in Aviation Industry, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 7, pp. 21-25. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-7-21-25
One of the main tasks of civil aviation is to ensure flight safety. To solve it, the role of metrological activity in the maintenance of aviation equipment can hardly be overestimated.
The measuring instruments used in the aviation industry are surprisingly diverse. At the aviation enterprises, the share of imported measuring instruments of the type unapproved in Russia is steadily increasing. This circumstance leads to certain difficulties, since these measuring instruments are not subject to verification, but can only be calibrated.
I consider it necessary to involve representatives of metrological services or other persons responsible for metrological ensuring of production in resolving issues related to the acquisition of measuring equipment, starting from the moment the planned list of equipment is formed and the supply contracts are agreed.
1. Teplov I.E. Metrologicheskoe obespechenie aviatsionnogo kompleksa [Metrological support of the aviation complex], Mir izmereniy, 2012, no. 8, pp. 3-8.
2. RF Federal Law of 26.06.2008 N 102-FZ On ensuring the uniformity of measurements; http://docs.cntd.ru/document/902107146 (app: 25.06.2021).
3. RF Ministry of Transport Order of 25/12/2000 N 143-r On approval of the List of special measuring instruments subject to calibration in civil aviation; http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=491664#QTyIibS4SYGYCjI81 (app: 26.06.2021).
4. Poverka SI spetsial'nogo naznacheniya [Verification of measuring instruments for special purposes], Moscow, FBI Rostest-Moskva, 2021; http://www.rostest.ru/services/metrology/laboratory/ poverka-si-spetsialnogo-naznacheniya.php (app: 27.06.2021).
5. JSC Center Aviametrology and Certification; http://aviametrolog.ru/ (app: 28.06.2021).
6. SIC Aviapribor; https://npkaviapribor.ru/ (app: 29.06.2021).
key words
ensuring uniformity of measurements, verification, calibration, metrological services, aviation equipment
References
СОБЫТИЯ
Международный форум «MetrolExpo-2021»
8-10 сентября 2021 года в Москве на ВДНХ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии проводит крупнейшее отраслевое мероприятие, посвященное метрологии
Среди основных тем деловой программы — современное импортонезависимое приборостроение на основе отечественной компонентной базы, производство средств измерений, эталонов и стандартных образцов. Эти и другие актуальные вопросы эксперты обсудят в формате дискуссий и круглых столов. На выставке будут представлены новейшие разработки и оборудование, технологии и сервисы в сфере измерений, производителями которых выступают ведущие российские приборостроители, научные метрологические институты. Мероприятие призвано стать площадкой для взаимодействия потребителей и производителей
измерительного, испытательного, лабораторного и метрологического оборудования, эталонов и стандартных образцов.
10 сентября в рамках Программы состоится семинар «Взаимодействие ФГАОУ ДПО АСМС с производителями метрологического оборудования: практическое применение метрологического оборудования в процессе подготовки кадров». Модератор мероприятия — ректор ФГАОУ ДПО АСМС доктор психологических наук, профессор Воронин Владимир Николаевич. Среди участников дискуссионной сессии ведущие представители важнейших российских приборостроителей, научных метрологических институтов, филиалов Академии, метрологического сообщества, специалисты.
По материалам www.asms.ru