УДК 004.3
о методологических проблемах информационных наук
В.П. Седякин, Н.В. Гришина, С.В. Булгаков
Аннотация. В статье рассмотрены основные методологические проблемы информационных наук.
ключевые слова: проблемы, информационные науки, определение, понятие.
Abstract. An the article consider the methodological problems of information sciences.
Keywords: problems, information sciences, definition, concept.
Известный английский философ и социолог Л. Флориди сформулировал в 2004 г. восемнадцать проблем философии информации [1], которые он разделил на пять групп: анализ концепции информации; семантика; изучение разумности; отношение между информацией и природой и исследование ценностей. Не касаясь здесь размытости и нечеткости некоторых формулировок проблем, отметим лишь то важное значение философских и методологических проблем информационных наук, затронутых в этой статье
Актуальность рассматриваемой в статье темы подтверждается деятельностью совместного научно-методологического семинара ИНИОН РАН и ИПИ РАН, посвященного методологическим проблемам информационных наук и активно работающим в течение последних трех лет [2]. Деятельность семинара началась в связи с непрекращающимися дискуссиями на эту тему, которые ведутся в научно-образовательных кругах. Ниже приведена выдержка из проекта заключения «О разработке требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы в части раздела Информатика (Информационные технологии) для непрофильных специальностей и направлений», который был разработан Советом Учебно-методического объединения классических университетов России по прикладной математике, информатике и информационным технологиям (ИТ). «Термин «информатика» используется на протяжении последних трех десятилетий (в
основном в нашей стране) для ссылки на область, включающую как научные аспекты теории информации, так и прикладные направления, связанные с передачей и обработкой (в широком смысле) информации посредством использования ЭВМ. Данный термин не вполне удачен для применения его в образовательных стандартах ввиду того, что он: не имеет конкретного определения, за ним не стоит конкретная научная область или образовательная дисциплина с общепринятым объемом знаний, т.е. информатика как конкретная научная область не сложилась» [3]. В.Г. Горохов в учебнике для аспирантов под редакцией В.В. Миронова [4] дает следующее определение информатики. «Информатика является междисциплинарным направлением современной науки и техники и образует целое семейство дисциплин от когнитивных наук с преимущественной психологической ориентацией до системно ориентированной кибернетики, от наук о мозге и нейронауки до разного рода технических наук, связанных с решением задач автоматизации и созданием вычислительных комплексов, от различных абстрактных информационных теорий до библиотечной науки, а также все виды информационной техники и технологии». По этому пространному определению можно лишь признать верность вышеприведенного заключения. Столь широкому направлению не может отвечать конкретная научная область или образовательная дисциплина. Здесь необходимо указать на связь науки и той технологии, которую она порождает. Химические технологии позволяют создавать химические продукты, они являются способами переработки веществ, в основе которых лежат методы химии. Биотехнологии позволяют получать биологические продукты и основываются на методах биологии как науки. Информационные технологии также позволяют получать некие информационные продукты, но связать с этими технологиями методы одной науки в действительности не удается. Казалось бы, парадоксальная ситуация - информационные технологии есть, а отвечающей им информационной науки с единым предметом и методом исследования, которые необходимы для научной дисциплины, нет. Однако, если взглянуть на историю науки и техники, то это вовсе не парадокс, а свидетельство того, что наука еще не сложилась.
Обсуждение методологических проблем информационных наук на семинаре «Методологические проблемы информационных наук» выявило характерную тенденцию. Большая часть выступлений, по существу, сводится к обсуждению философских проблем информации,
знаний и их взаимосвязи в современном обществе. Эти философские проблемы можно отнести к разряду непреходящих и актуальных для философии. Наряду с философскими проблемами информационных наук в настоящее время можно выделить сугубо методологические проблемы, которые в отличие от философских проблем можно полагать более конкретными и насущными для информационных наук. Несмотря на все трудности непроизвольного разделения философских и методологических проблем информационных наук [5], это можно сделать, опираясь на соответствие проблемы содержанию методологии информационных наук. Актуальность методологических проблем определяется необходимостью установления общности информационных наук и возможностей определения единой методологической основы для них или для их значительной части.
Методология науки тесно связана с философией науки, их связь отражается в т.ч. и в названии важной для высшего образования дисциплины. И это, как полагали основатели «логического позитивизма» [6], создает трудности для изучения самой науки. Недоопределенность философского языка полезна для философского жанра, что находит свое отражение в популярности у философов, например, термина «интенция» (направленность мысли). В то время как в конкретных науках использование этого термина - большая редкость. Конкретность самих этих наук требует значительно большей определенности в языке. Противоречие между многозначным литературно-недоопределенным языком философии и устремленным к однозначности конкретно-научным языком, который необходим информационным наукам не в меньшей мере, чем другим конкретным наукам, по-видимому, должно сниматься при помощи методологии информационных наук. Отмеченное противоречие для информационных наук оказывается особенно важным, т.к. оно связано с проблемой многозначности понятия информации и сложности его определения. Само понятие получило статус общенаучного, что само по себе требует многозначности, но одновременно - это же понятие применительно к разным информационным наукам является конкретно-научным, что требует достижения конкретных определений этого понятия [7]. В силу этого возникает проблема связного определения некоего множества информационных понятий, которая рассмотрена для «информационных терминосистем» [8].
Попытаемся здесь кратко определить методологию науки как научную дисциплину. Традиционно за ней оставляют изучение объекта
и предмета науки, а также методов и структуры науки, ее терминологии и научного языка [9]. Методология наук разделяется на общенаучную, междисциплинарную и методологию конкретных наук. Важной особенностью общенаучной методологии, кроме ее тесной связи с философией науки, необходимо признать включение в нее особо значимого направления, которое тесно связано с эпистемологией и науковедением. Это направление - анализ научности используемого научного метода и, соответственно, квалификация рассматриваемой науки как лженауки, паранауки или подлинной науки. Основоположники этого направления - К. Поппер с его работами по фальсифицируемости в качестве демаркации науки и не-науки и его ученик И. Лакатош с его работой по фальсификации и методологии научно-исследовательских программ [6]. Особое место методологии информационных наук по сравнению с методологиями многих других наук состоит в том, что некоторые информационные науки еще находятся на этапе начального развития. Кроме того, существует обширная своеобразная «информационная» мифология, включающая в себя откровенные псевдонауки (например, информа-циологию и разные учения о биоэнергетическом взаимодействии). В силу этого проблема демаркации науки, паранауки и не-науки и методы ее разрешения оказываются весьма актуальными для методологии информационных наук как междисциплинарной науки. В связи с очень большим количеством разных информационных наук сохраняет свою актуальность проблема научно обоснованной классификации информационных наук [10].
Важной задачей методологии информационных наук представляется изучение научного языка информатики, который уникален по сравнению с языками любых других наук тем, что включает в себя сугубо философские термины. Например, термины «сущность» и «связь», используемые в реляционных базах данных, или термин «онтология», используемый при проектировании информационных систем. Особое значение имеют метафоры понятия информации, которые были рассмотрены в недавних работах применительно к использованию понятия в информационной биологии и эволюционной биологии [11; 12]. Метафоры - неизбежная часть научного языка, особенно на этапе ее становления, когда собственная терминологическая основа новой науки только складывается. Однако метафоры понятия информации, рассматриваемые в упомянутых работах, выделяются тем, что используются в науках, уже давно
ушедших от паранаучного этапа. Есть и более давний и фундаментальный пример метафоры в классической термодинамике. Это знаменитый парадокс с «демоном Максвелла», который подсчитывает молекулы с фиксированными скоростями в замкнутом объеме идеального газа и открывает либо закрывает этот объем молекулам с нужными скоростями. В этом мысленном эксперименте энтропия газа связывается с «информацией», которой обладает «демон» - наблюдатель. Очевидно, что и в этом случае речь идет не об информации в ее исходном антропоморфном значении, а именно об особой метафоре понятия информации, которая связана с очень важным для классической термодинамики понятием энтропии. Интересно, что энтропию как меру неупорядоченности (хаоса) можно определить также и как меру «динамического» многообразия, что дает возможность связать энтропию с системным пониманием информации в теории систем.
Рассматривая возможности разделения методологических и философских проблем информационных наук воспользуемся сформулированными Л. Флориди восемнадцатью проблемами. Отметим лишь те из них, которые, на наш взгляд, можно отнести к методологическим в соответствии с тем пониманием содержания методологии информационных наук, которое было рассмотрено. Те проблемы, которые выходят за рамки принятого выше содержания, следует считать неметодологическими.
Раздел первый «Анализ концепции информации»
Что такое информация?
Возможна ли большая объединенная теория информации?
Раздел второй «Семантика»
Может ли информация эксплицировать значение?
Раздел третий «Изучение разумности»
Может ли когниция (ее формы) К быть полностью и удовлетворительно проанализирована в терминах (формах) обработки информации (ОИ) на некотором уровне абстракции (УА)?
Может ли природный разум ПР (его формы) быть полностью и удовлетворительно проанализирован в терминах обработки информации Ои (ее формах) на некотором уровне абстракции УА? И как можно интерпретировать триаду ПР - ОИ - УА?
Может ли природный разум быть воплощен не биологически (проблема Тьюринга)?
Может ли информационный подход решить проблему отношения ума и тела, духовного и материального?
Раздел четвертый «Отношение между информацией и природой»
Каков онтологический статус информации (проблема Винера)?
Таким образом, почти половину проблем Л. Флориди можно отнести к методологическим. К этим проблемам можно добавить уже описанные выше проблемы научно обоснованной классификации информационных наук и их отношения к информационным технологиям, а также проблемы научного языка и терминологии информационных наук, включая проблему метафор информации. Особую методологическую проблему информатики представляет использование в ней методов, заимствованных из других наук (математики, социологии и др.), при наличии собственного метода - инфологического моделирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хлебников Г.В. Философия информации Лучано Флориди // Метафизика. 2013. №4 (10).
2. [Электронный ресурс] URL: http://www.inion.ru/seminars.mpni
3. [Электронный ресурс] URL: http://www.edu-it.ru/inf_vuz
4. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. д-ра философ. наук, проф. В В. Миронова. - М., 2007.
5. Седякин В.П. Философские проблемы информатики и информационных технологий // Идеи и идеалы. 2014. №2 (20).
6. Лакатош И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995.
7. Седякин В.П., Корнюшко В.Ф., Филоретова О.А. Проблема Л. Флориди и классификация информационных наук // Прикладная информатика. Научно-практ. журнал. 2012. №3 (39).
8. Зацман И.М. Построение системы терминов информационно-компьютерной науки: проблемно-ориентированный подход // Метафизика. 2013. №4.
9. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: 7-е изд. Учебник. -М., 2007.
10. Черный Ю.Ю. Информатика в СССР и России (1966-2010) // Доклад в Центре документации и информации Китайской академии общественных наук 26 октября 2010 г. / Библиография «Информатика» на
сайте семинара МПНИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.inion. ru/seminars.mpni.
11. Каменская М.А. Понятие «информация» в представлении биолога. Доклад на 19-м заседании семинара «Методологические проблемы наук об информации». - М., 2014.
12. Седякин В.П. Понятие информации и его метафора в биофизике // Математика, информатика, естествознание в экономике и обществе (МИЭСКО 2014). Труды Всероссийской научной конференции / Отв. ред. Байков А.Ю. - М., 2014.
B.П. Седякин,
канд. техн. наук, профессор,
Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: svp134@mail.ru
Н.В. Гришина,
канд. техн. наук, доцент, заведующая кафедрой защиты информации, Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: Grishina.N@mfua.ru
C.В. Булгаков,
канд. техн. наук, доцент , ученый секретарь МИРЭА E-mail:svp134@mail.ru