ственная мотивация как образовательных институтов, так и профессорско-преподавательского состава. Как один из вариантов решения можно рассматривать снижение значения субъективного влияния на процесс выдачи сигнальной атрибутики (снижение субъективной составляющей при определении объективных фактов и результатов).
Литература
1. Трубникова Е.И. Рекурсивный контроль и
его влияние на величину трансакционных издержек предприятия // Экономические науки. 2009. № 12. С. 432-437.
2. Мониторинг экономики образования. Средние расходы времени в неделю пре-
подавателей УВПО / Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ. URL: http://education-monitoring.hse.ru/ ind/ 7/ mon4_006.html
3. Жураковский В., Сазонова З. Подготовка
преподавателя высшей школы - стратегическая задача // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 38-44.
4. Жураковский В.М, Сазонова З.С. Повы-
шение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 27-31.
5. Назарова И. Трудовые нагрузки: усилия и ре-
зультаты (преподаватели вузов) // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 37-41.
6. http://decifrare.org/dilemma-zaklyuchennogo.html
TRUBNIKOVA E. TRANSACTION COSTS OF AN EMPLOYEES OF HIGHER EDUCATION
This article analyzes the transaction costs in research and teaching activities of an employee of higher education. Particular attention is paid to the problems of informal contracts and the subjective components of decision-making and allocation of specific resources in the system of science and education. The article analyzes the causes of transaction costs of university teachers in Russian Federation. The gifts exchange theory tools and the game theory tools were applied.
Keywords: transaction costs, gifts exchange, game theory, formal and informal contract externalities.
л.а. федоськина, доцент О методике процесса
Н.А. новокрещенова, исследования
магистрант
Мордовский государственный удовлетворенности
университет им. Н.П. Огарева преподавателей вуза
Исследование удовлетворенности персонала - это важная сторона деятельности любой организации. Авторы статьи проанализировали данный процесс применительно к вузу и представили его общую модель. В статье также рассмотрены основные требования к проведению данного исследования в вузе и некоторые его особенности.
Ключевые слова: персонал университета, оценка удовлетворенности персонала, мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон, университет.
Сложным феноменом, влияющим на место в деятельности любой организации.
эффективность деятельности любой орга- Не является исключением и сфера высше-
низации, является удовлетворенность пер- го образования: развитие персонала и его
сонала [1-3]. Поэтому исследование удов- вовлеченность в процессы организации -
летворенности персонала занимает важное главный ресурс повышения уровня удовлет-
воренности всех других заинтересованных сторон и качества предоставляемых образовательных услуг [4, 5].
Работы многих отечественных и зарубежных ученых посвящены изучению особенностей преподавательского труда, однако вопросы определения мотивов и стимулов труда преподавателей проработаны недостаточно. В российских вузах процессу оценки удовлетворенности преподавателей своей деятельностью не уделяется должного внимания, а во многих он практически отсутствует. Одна из причин - отсутствие необходимых моделей и методов, которые позволили бы проводить подобные исследования в соответствии со спецификой вуза. В связи с этим высока потребность в разработке таких подходов и актуальность подобных исследований для отечественных вузов [6].
Процесс исследования удовлетворенности преподавателей должен отвечать ряду обязательных требований, основными из которых выступают следующие.
1. Информационная открытость. Результаты исследований должны быть доступны для руководителей, преподавателей и всех сотрудников вуза. Это требование соблюдается достаточно часто. Выводы исследования собираются в специальные отчеты, публикуются, размещаются на официальных сайтах вузов. Но необходимо также оповещение персонала вуза о том, что такая информация существует и где можно с ней ознакомиться. Кроме того, данная информация должна адресно доводиться до каждого структурного подразделения и его руководителя.
2. Удобство восприятия. Информация должна быть представлена в форме, удобной для тех, кто проводит исследования удовлетворенности персонала. Все расчеты и формулы необходимо сопровождать подробными комментариями, для того чтобы был понятен общий ход исследования и алгоритм получения выводов. Информация должна также быть сгруппирована в фор-
ме, позволяющей использовать ее для принятия управленческих решений, для разработки корректирующих и предупреждающих действий.
3. Комплексность. Исследование целесообразно проводить не только по тем факторам, которые, по мнению руководства вуза, в наибольшей степени влияют на эффективную работу и удовлетворенность преподавателей, - при проведении исследования должны учитываться все факторы, имеющие прямое или косвенное влияние на удовлетворенность сотрудников, и рассматриваться все категории преподавателей вуза.
4. Системность. Данное требование может быть удовлетворено при условии, что исследуемые факторы в своей совокупности и взаимосвязи позволяют достигать целей проведения исследования удовлетворенности сотрудников и обеспечивают возможность получения достоверного результата.
5. Оперативность. Реализация этого требования находит выражение в двух аспектах: техническом (оперативность в обработке информации и представлении полученных результатов) и организационном (оперативность при принятии решений по результатам проведенного исследования).
6. Экономичность. Изучение удовлетворенности - задача, связанная с большими затратами временных и трудовых ресурсов. Система мониторинга должна включать современные инструменты и технологии, позволяющие минимизировать стоимость проведения исследований. Например, мониторинг может быть осуществлен с помощью официального сайта вуза. В таком случае удастся избежать значительных затрат на размножение и распространение опросных анкет. Кроме того, это позволит сократить время на обработку результатов, так как они уже будут представлены в удобной для этого форме.
7. Командный подход. Работа по проведению исследования не должна и не может
осуществляться силами одного подразделения вуза. На время исследования возникает необходимость создания команды, в состав которой следует включать представителей различных направлений деятельности организации. Это могут быть менеджеры по качеству как представители различных факультетов вуза, сотрудники кадровой службы и сотрудники подразделения, которое ранее уже имело опыт проведения подобных исследований. К работе могут также привлекаться социологи и специалисты по обработке информации. Численность команды зависит от разных факторов: бюджета исследования, планов и намерений руководства, а также от масштабов исследования и предполагаемого объема информации.
8. Дифференциация. При исследовании уровня удовлетворенности сложность состоит в сравнимости получаемых оценок между отдельными группами работников. Межгрупповое сравнение предполагает, что удовлетворенность работой должна измеряться для различных групп по единой шкале. Возможны два направления решения этой проблемы:
• проведение дифференцированных исследований отдельно по каждой группе преподавателей, различающихся между собой возрастом, семейным положением, стажем работы, учеными степенями и званиями, а затем расчет общей оценки исходя из полученных данных и доли каждой группы в общем числе опрошенных;
• использование межвременного сравнения. Здесь важным является предположение о стабильности индивидуальных предпочтений одних и тех же групп работников и о неизменности применяемых к ним параметров оценивания во времени.
Соответствие вышеизложенным требованиям позволит достичь цели данного исследования, т.е. получить достоверную и полную оценку удовлетворенности преподавателей вуза, а также разработать на этой основе рекомендации по повышению уров-
ня удовлетворенности преподавателей на перспективу.
Процесс исследования удовлетворенности преподавателей вуза, на наш взгляд, включает следующие этапы.
Актуализация методики и инструментов исследования. Данный этап предполагает актуализацию анкет, а также обновление существующей и уже применяемой в вузе методики исследования удовлетворенности сотрудников. Так как для сферы высшего образования в специальной литературе еще не предложено общепризнанной модели, на данном этапе необходимо провести:
- анализ подходов и методик, применяемых различными организациями;
- изучение опыта других российских вузов;
- выбор необходимых методик, их анализ, адаптацию к деятельности вуза;
- обновление существующей методики исследования;
- актуализацию анкеты прошлого исследования в соответствии с обновленной методикой.
Сбор информации. Данный этап должен включать в себя:
- проведение анкетирования;
- проведение экспертных интервью с общим руководством вуза, а также с сотрудниками и руководителями различных подразделений, например, выполняющих функции в области управления персоналом;
- получение и обработку вторичной информации, анализ внутривузовских документов. Этот момент, зачастую игнорируемый при проведении подобных исследований, очень важен, поскольку нельзя получить точное представление о степени удовлетворенности преподавателей только благодаря результатам анкетирования. Это связано с тем, что, во-первых, нельзя опросить сразу всех сотрудников, а во-вторых, мнение опрошенных субъективно, так как их ответы зависят от разных факторов, в том числе от таких, как размер
анкеты, время для заполнения, период проведения опроса и т.п. В такой ситуации анализ информации, полученной из различных документов, становится насущно необходимым.
Так как основным элементом этого этапа является проведение анкетирования, то остановимся более подробно на тех факторах, от которых зависит уровень удовлетворенности персонала вуза и которые, следовательно, должны быть включены в вопросы анкеты.
В российских вузах, осуществляющих исследование удовлетворенности преподавателей, в основном учитывают три составляющие, а именно: удовлетворенность профессиональной деятельностью, материальным положением, состоянием социальной сферы.
Эти факторы оказывают наибольшее влияние на удовлетворенность преподавателей работой в вузе в целом. Но для того чтобы получить достоверные результаты, которые в дальнейшем могли бы быть использованы для принятия важных управленческих решений, изучения только этих аспектов недостаточно. Более глубокое исследование можно провести, используя показатели, характеризующие критерий «Оценка удовлетворенности преподавателей и сотрудников » при самооценке конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». Это позволит оценить удовлетворенность преподавателей не только по вышеназванным аспектам, но также и по таким, как доступность информации; отношение со стороны руководства; принципы, цели, задачи и политика вуза; ценности, миссия, видение, стратегия вуза; роль образовательного учреждения в обществе и в соответствующей профессиональной области и др.
Для более целостного представления полученных в результате анкетирования персонала данных в отчетах о проведении мониторинга удовлетворенности персона-
ла вуза они также могут быть подкреплены следующими общими по вузу данными:
• численность преподавателей и её изменение в динамике, в том числе в процентах к общему числу персонала;
• количество преподавателей, работающих по совместительству;
• процент штатных преподавателей;
• доля научных сотрудников и иных штатных работников, занятых в научно-исследовательском секторе;
• издание учебно-методической литературы, публикации;
• доля преподавателей, имеющих ученые степени, в том числе в динамике и в процентах к общей численности и т.п.
В совокупности такое общее представление сведений позволит дать наиболее целостную характеристику удовлетворенности ППС и приведет к динамической сопоставимости представляемых данных в разрезе различных временных периодов.
Обработка полученной информации. На данном этапе осуществляется обработка заполненных анкет, а также информации, полученной в ходе различных интервью и изучения вторичной информации. Обработанная информация представляется в форме, удобной для последующего анализа, - в виде графиков, таблиц, диаграмм. Этот этап имеет особую важность, поскольку корректность и грамотность подходов к обработке информации позволяют сделать обоснованные выводы, выявить причинно-следственные связи и предоставить достоверные сведения для проведения глубокого анализа на следующем этапе рассматриваемого процесса.
Анализ и оценка результатов. Анализ результатов, полученныхи сгруппированных на предыдущем этапе, должен проводиться в соответствии с разработанной ранее методикой исследования и может включать в себя:
- расчет индекса удовлетворенности;
- сравнение параметров, исходя из критериев «важность» и «исполнение»;
- количественный и качественный анализ;
- анализ данных с помощью диаграммы Парето;
- сопоставимый анализ и оценку уровня удовлетворенности преподавателей вуза в динамике за ряд лет. Для этого на данном этапе необходимо изучение данных, полученных в результате предыдущих исследований.
Оформление результатов. Составляется сводный отчет, содержащий как общие выводы, так и результаты отдельных направлений исследования. Здесь же решаются вопросы относительно формы и места размещения полученных результатов.
Разработка рекомендаций по повышению удовлетворенности персонала. Результатом этого этапа должны стать рекомендации по использованию результатов исследования в практической деятельности руководства вуза - при принятии управленческих решений. Также должны быть намечены возможные корректирующие действия, эффективнось которых будет проверена в следующем исследовании. Управленческие решения, а также стратегические и оперативные планы должны опираться на преобладающую позицию преподавателей по соответствующим вопросам, чтобы они видели конкретную отдачу от своего участия, поэтому данный этап имеет исключительную важность.
Исследование удовлетворенности персонала требует достаточных временных и трудовых затрат. В целом стоимость процесса будет складываться из следующих статей затрат:
■ на оплату труда членов команды на время проведения исследования;
■ на приобретение стандартов и других необходимых нормативно-справочных документов;
■ на тиражирование документов (например, бланков анкет, планов исследований и составленных отчетов);
■ на информирование персонала о результатах проверки;
■ на возмещение упущенной выгоды в связи с отвлечением персонала от выполнения основных обязанностей.
Экономическим результатом деятельности по проведению оценки удовлетворенности преподавателей будет суммарная выгода от улучшения процессов (регулярный мониторинг поможет сократить непроизводительные затраты временных и интеллектуальных ресурсов) и повышения качества работы преподавателей за счет более полного учета их мнения в процессе принятия и реализации управленческих решений. Качество образовательных услуг во многом зависит от качества работы преподавателей. А качество труда преподавателей определяется степенью их удовлетворенности условиями труда, уровнем оплаты труда, политикой руководства и другими факторами. Повышение качества труда преподавателей положительно отразится как на качестве подготовки выпускаемых специалистов, так и на положении вуза на рынке образовательных услуг, т.е. на улучшении его имиджа и повышении конкурентоспособности в целом. Поэтому при грамотном осуществлении процесса исследования и оценки удовлетворенности преподавателей своим трудом и эффективном использовании полученных результатов вуз получит ряд преимуществ, позволяющих значительно улучшить его деятельность.
Это возможно только в случае проведения постоянного мониторинга удовлетворенности преподавателей. Он может быть осуществлен на основе использования надежной, апробированной методики исследования, в которую будут вноситься коррективы на первом этапе каждого нового исследования. Это будет происходить вследствие появления новых методик и инструментов оценки, позволяющих получать более точные результаты. Такой мониторинг позволит сравнивать результаты, полученные в разные периоды, и оценить эффективность реализуемой политики. Сравнительное представление данных по ре-
зультатам проводимых исследований создаст необходимые условия для разработки эффективных мер по повышению уровня удовлетворенности персонала. А именно это и является целью осуществления процесса исследования удовлетворенности преподавателей современного вуза.
Литература
1. Верников Г. Основные методологии обсле-
дования организаций. Стандарт IDEF0 // Практический маркетинг. 2006. № 11. С. 16-17.
2. Лебединцева Е. Уровень удовлетворенно-
сти работников // Управление персоналом. 2007. № 9. С. 75-78.
3. Смирных Л.И. Удовлетворенность рабо-
той. Кто выигрывает: стабильные или мо-
бильные работники? М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2008. 52 с.
4. Лебедева Е.А, Скок Г.Б. Управление каче-
ством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг // Управление качеством высшего образования. 2005. № 1. С. 104-108.
5. Резник Г., Савенкова Ю. Формирование
программы лояльности как фактор конкурентоспособности вуза // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 2. С. 83-92.
6. Соколова Л.И., Мищенко Е.С, Пономарёв
С.В. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворённости и вовлечённости персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2009. 124 с.
FEDOSKINA L, NOVOKRESHCHENOVA N. MODELING THE PROCESS OF UNIVERSITY PERSONNEL SATISFACTION ESTIMATION
The study of personnel satisfaction is the important process for any organization. The authors have analyzed this process for universities and presented its general model. The article also discusses the basic requirements and features of this study at the university.
Keywords: university staff, personnel satisfaction estimation, monitoring of stakeholder satisfaction.
Г.А. ИВАХНЕНКО, ст. научный сотрудник
Институт социологии РАН
Поведенческие риски современных студентов
В статье проводится социологический анализ данных о распространенности поведенческих рисков в среде российских и белорусских студентов и рассматривается влияние этих негативных форм поведения на здоровье учащихся вузов. К рискам в статье относятся чрезмерное употребление алкоголя, табакокурение и пристрастие к наркотическим веществам.
Ключевые слова: здоровье студента, алкоголь, табакокурение, наркотики.
Высокая распространенность различных форм негативного поведения в среде студенческой молодежи за последние 10-15 лет стала одной из основных причин ухудшения юношеского здоровья. К таким формам традиционно относят чрезмерное употребление алкоголя, табакокурение и наркоманию. В связи с этим вопросы охраны здоровья студенчества в рамках образовательно-
го процесса высшей школы приобрели для общества особую актуальность. Тема распространения и употребления психоактивных веществ в студенческой среде и факторов, влияющих на формирование здоровья учащихся высшей школы, начала изучаться и научным сообществом. В последние годы появилось значительное количество исследований по этой проблематике.