Научная статья на тему 'О МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА'

О МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
51
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА»

ЛИТЕРАТУРА

Барсов К. К. Микробиология, 1932, в. 4, стр. 422. — О н же. Там же, 1937, в. 6, стр. 912. — Дианова Е., Ворошилова А. Там же, 1932, в. 3, стр. 271.— Осадчих И. П. Лабор. практика, 1939, № 12, стр. П. —Разумов А. С. Микробиология, 1932, в. 2, стр. 176.— Он же. Там же, 1955, в. 2, стр. 234. — Р е з н и к Я. Б. Гиг. труда, 1937, № 2, стр. 51. —Руки на Е. А.,'Б и р ю з о в а В. И. Там же, 1952, в. 1, стр. 60.— Albrecht J., Arch. hyg. (Berl.), 1957, Bd. 141, S. 210. —Goetz A., Am. J. publ. Hlth, 1953, Bd. 43, S. 150.— Kruse H, Gesundhei. Ingr., 1948, Bd. 69,-S. 199. —Macha la O., Spumy K., Folia microbiol. (Praha), 1959, т. 4, стр. 240.— Sery V., Z оv á H. G., Csl. Epidem., 1955, т. 4, стр. 219.

Поступила 19/VI 1961 г.

ft ft ft

О МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА ГОРОДСКОГО

ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Кандидат технических наук С. Д. Ковригин

Из Московского инженерно-строительного института имени В. В. Куйбышева

До настоящего времени в нашей стране отдельные исследования и измерения шума городского пассажирского транспорта проводились по разнообразным методикам, поэтому результаты их почти не сопоставимы.

Можно установить следующие основные факторы, влияющие на показатели измерения шума, вызываемого снаружи транспортом: а) скорость движения транспорта; б) режим работы двигателя и вспомогательных электрических механизмов; в) количество пассажиров; г) наличие отражающих звук объектов; д) характер дорожного покрытия или пути; е) уровень шумовых помех; ж) положение измерительного микрофона; з) кривые коррекции частотной характеристики шумомера {шкалы шумомера С, В и А).

простотой окраски микроколоний после 4-часового роста бактерий на «микрофиле» и продолжительностью окраски всего в течение 20 минут, тогда как для окраски мембранных фильтров требуется Р/г—2 часа. При этом микроколонии на фильтрах «микрофил» яркие, контрастные, что значительно облегчает их обнаружение, хотя волокнистосетчатая и недостаточно гладкая поверхность фильтров «микрофил» иногда обусловливали распределение клеток по ходу волокон и не в одной плоскости (рис. 3).

Следовательно, и для исследования любой фазы аэрозоля фильтры типа «микрофил» вполне пригодны, особенно при необходимости получить быструю, ориентировочную оценку бактериального загрязнения воздуха.

Таким образом, проделанная работа показала возможность использования фильтров типа ФПП-5 «микрофил» из новых синтетических материалов для санитарно-

бактериологических исследований Рис- 3- Микроколония на «микрофиле». ВОДЫ, воздуха И ПОЧВЫ. Подращивание 4 часа X 100.

Для выяснения значения указанных факторов кафедра архитектуры Московского инженерно-строительного института имени В. В. Куйбышева совместно с научно-исследовательским отделом Управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома и шумометрической станцией в 1959—1960 гг. провели экспериментальные исследования шума городского пассажирского транспорта.

Место измерения выбирали с учетом небольших внешних шумовых помех и возможности сравнения полученных данных для различных типов транспорта. Этим целям удовлетворял участок недалеко от Выставки достижений народного хозяйства на травмайном кольце Бауманского депо. Наличие трамвайных и троллейбусных линий позволило зафиксировать место измерений для всех проведенных исследований.

В основу методики измерений шума были положены рекомендации Международной организации по стандартизации1.

Каждый из видов транспорта проходил без пассажиров у места измерений по 3 раза на каждой из трех скоростей: 10, 25 и 40—50 км!час. Приемный микрофон располагался на расстоянии 7,5 м от середины движущегося транспорта. При пересечении линии микрофона, перпендикулярной к дороге, автобусы двигались с полностью открытой дроссельной заслонкой, а троллейбусы и трамваи — при положении контроллера управления на последней позиции. Измерения проводили при работающих вспомогательных электрических механизмах. Запись общего и собственного (шум города) уровней звукового давления осуществляли при помощи конденсаторного микрофона, спектрометра и самописца фирмы «Брюль и Кьер». Для получения сравнительных спектров шума производили запись его на магнитофоне МАГ-8М (с заменой микрофона МД-55 на конденсаторный микрофон) с последующей расшифровкой на спектрометре.

Исследования показали, что средние значения уровней звукового давления возрастают при увеличении скорости движения: при изменении скорости с 10 до 25 км/час уровень звукового давления увеличивается на 2—3 дб, а при изменении скорости с 10 до 40—50 км/час — на 3—4 дб. При увеличении скорости движения изменяется спектр шума в сторону увеличения удельного веса высокочастотных составляющих. Особенно это хорошо заметно у трамваев и автобусов.

Как видно на рис. 1, разница между уровнями звукового давления у автобусов и троллейбусов сравнительно небольшая; несмотря на это, на слух автобусы кажутся значительно более шумными. Объясняется это тем, что в спектре шума автобусов больший удельный вес имеют высокочастотные составляющие, к которым ухо человека более чувствительно. В спектре шума трамвая средние и особенно высокие частоты еще более выражены, поэтому шум трамвая особенно неприятен для

1 Предложение рабочей группы по методу измерения шума транспорта. ИСО (ТК-43), рабочая группа 7, сентябрь 1959 г.

25

Скорость, им/чос

Рис. 1. Уровни звукового давления (дб «С») и уровни шума (дб «Л») для различных видов транспорта.

Трамваи: 1— МТВ; 2— РВЗ, 3 — «Татра-2; автобусы: 4 — ЗИЛ-155, 5 — ЗИЛ-158, 6 — ЗИУ-6; троллейбусы: 7 — МТБ-82Д,

8 — ТБЭ-С, 9 — ЗИУ-5.

человека (рис. 2). Учитывая это, скорость движения транспорта должна быть не ниже средней эксплуатационной скорости и приближаться к максимальной в городских условиях движения. Для автобусов . такой скоростью является 50 км/час, для троллейбусов и трамваев—40 км/час.

Во время измерений в автобусах должна быть полностью открыта дроссельная заслонка, а в троллейбусах и трамваях контроллер управления следует поставить на последнюю позицию. Кроме того, необходимо, чтобы работали вспомогательные электрические механизмы: мотор-компрессоры, генераторы, вентиляторы. При несоблюдении этих

ДБ

г 3 4 58 8

58 8

т

1000

3 4 56*8

• 10000.

гн

Рис

2. Средние спектры шума транспорта на расстоянии 7;5 м.

Обозначения те же, что и на рис. 1.

требований уровни звукового давления могут быть примерно на 5 дб ниже фактических. Влияние числа пассажиров на шум снаружи транспорта различно для разных видов транспорта. Однако для нормирования шума удобнее, проще и точнее производить измерения при пустом кузове.

Большое значение имеет окружающая обстановка, а именно: наличие рядом с местом измерений зданий, зеленых насаждений, общий рельеф местности. Согласно рекомендациям Международной организации по стандартизации, в радиусе 50 м от микрофона не должно быть отражающих звук объектов. Это требование практически выполнимо лишь при измерениях шума на полигоне. В условиях города этот радиус должен быть уменьшен до 20 м.

Характер дорожного покрытия или трамвайного пути для сопоставимости результатов измерений должен быть одинаков. Можно рекомендовать проводить измерения при движении транспорта по ровному участку сухой ничем не покрытой (например, снегом) асфальтированной дороги или трамвайным путям без видимого волнообразного износа рельсов. Собственный уровень шума (шум города в месте измерений) должен быть таким, чтобы уровень шума определялся исключительно шумом исследуемого транспорта. Для этого максимальный уровень шума транспорта должен быть примерно на 10 дб больше шумового фона города и длина пути транспорта, движущегося с определенной скоростью и с определенным постоянным режимом мимо микрофона, должна быть около 15—20 м.

При расположении источника и приемника шума на открытом пространстве уровень звукового давления уменьшается примерно на б дб при каждом удвоении расстояния от источника шума до микрофона. Следовательно, при измерениях необходимо точно зафиксировать расстояние микрофона от транспорта. Рекомендуется расстояние между

продольной осью транспорта и микрофоном 7,5 м при высоте расположения микрофона над землей 1,25 м. Эти величины выбраны с учетом положения пешехода, идущего по тротуару, по отношению к транспорту, движущемуся по дороге.

Выше было показано, что уровни звукового давления не могут полностью характеризовать шум транспорта с точки зрения его восприятия ухом человека. Для учета этого фактора измерения

Таблица 1

Уровень звукового давления и уровни шума снаружи

транспорта

Уровень Уровень шума

Наименование транспорта звукового

давления дб В дб А

9 (в дб)

Троллейбусы

ЗИУ-5......... 82 75 71

ТБЭ-С......... 83 76 72

МТБ-82Д........ 83 78 74

Автобусы

ЗИУ-6......... 84 82 79

ЗИЛ-158 ....... 85 83 80

ЗИЛ-155........ 85 83 81

Трамваи

«Татра»-2........ 88 86 85

РВЗ.......: . . . 88 88 88

МТБ ... •...... 90 90 90

Таблица 2

Уровни звукового давления и уровни шума внутри

транспорта

необходимо проводить на криволинейных шкалах, срезающих низкие частоты, к которым ухо человека менее чувствительно. В табл. 1 приведены уровни звукового давления и уровни шума (шкалы В и А шумоме-ра) при постоянных условиях измерений и при скорости движения 50 км/час для автобусов и 40 км/час для троллейбусов и трамваев 1.

Уровни звукового давления для троллейбусов и автобусов различаются всего лишь на 2 дб. При измерениях на шкале В разница в уровнях составляет 6 дб, а на шкале А — 7 дб. Для трамваев разница в уровнях звукового давления сравнительно небольшая: уровни же шума, измеренные на шкале А, отличаются на 3—5 дб. Здесь уже совершенно точно выявились преимущества трамвая «Татра»-2.

При изменении скорости движения изменяются и уровни шума, .и спектры. При скоростях 10 и 25 км/час уровни звукового давления для трамвая MTB составили 87 и 89 дб, т. е. сравнительно немного отличались от уровня звукового давления для скорости 40 км/час. Однако в спектре шума с уменьшением скорости уменьшается удельный вес высокочастотных составляющих. На слух шум становится менее неприятен, что фиксируется также при изменениях на шкале А. Для скоростей 10 и 25 мг!час уровни шума составили 81 и 86 дб А. Сравнение уровней звукового давления и уровней шума при различных скоростях движения показано на рис. 1.

Таким образом, шкала А позволяет лучше учесть восприятие шума ухом человека, что дает возможность производить сравнение шума, создаваемого отдельными видами транспорта.

Уровень Уровень шума

Наименование транспорта звукового

давления дб В дб А

• (в дб)

• Троллейбусы

МТБ-82Д........ 88 83 80

ЗИУ-5......... 87 82 79

А втобусы 85

ЗИЛ-158........ 91 88

ЗИЛ-155........ 92 89 86

Трамваи

MTB.......... 94 92 90

«Татра »-2........ 89 87 84

1 Шумомер или иной измерительный прибор должен удовлетворять рекоменда- * циям спецификации на шумомер Международной электротехнической комиссии (МЭК ТК-29 29(ИБ)32).

Помимо измерений наружного шума, необходимо обратить внимание и на шум внутри транспорта. При измерениях шума внутри транспорта микрофон шумомера должен располагаться в средней части кузова на уровне головы сидящего пассажира и быть направлен вдоль прохода. Измерения проводятся без пассажиров при скорости 50 км/час для автобусов и 40 км/час для троллейбусов и трамваев при закрытых оконных и дверных проемах, т. е. при тех же условиях, что и во время измерений шума снаружи транспорта. Необходимо использовать также шкалу А шумомера, что подтверждено результатами исследований (табл. 2).

Уровни звукового давления в транспорте без пассажиров при движении с различными скоростями графически представлены на рис. 3. Видно, что уровни звукового давления увеличиваются с увеличением скорости движения и зависят от дорожного покрытия. При этом громкость шума на слух увеличивается значительно больше, так как существенно изменяется спектр шума в сторону увеличения высокочастотных составляющих.

' - % Поступила 26/V 1961 г.

& &

О САНИТАРНОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ,

ГАЗИРОВАННЫМИ БРОМИСТЫМ МЕТИЛОМ

В. Д. Еременко, Ф. М. Мирочник, К. Ф. Спирина •

Из Московской городской санитарно-эпидемиологической станции и Института

народного хозяйства имени Г. В. Плеханова

Коммунистическая партия и советское правительство поставили задачу: в ближайшее время резко сократить потери пищевых продуктов путем усиления борьбы с вредителями животного и растительного происхождения. Одним из химических способов борьбы за сохранение пищевых продуктов является фумигация (газация) их бромистым метилом при определенном режиме, что предохраняет яблоки, чеснок, лук, зерно и продукты его переработки от вредителей — насекомых, клещей и фитогельминтов

Свежие яблоки газируют бромистым метилом непосредственно перед отправкой плодов со склада в магазины, овощи и зерно — при закладке на хранение. Чеснок и лук рекомендуется газировать после уборки урожая, перед транспортировкой и закладкой на хранение.

В продуктах, предназначенных для реализации, переработки и непосредственного употребления в пищу, не допускается наличия бромистого метила, так как он высокотоксичен не только для вредителей, но и для человека. Бромистый метил — яд, сильно действующий на нервную систему человека, вызывающий уже в небольших концентрациях головные боли, сонливость, судороги, потерю сознания. Эти симптомы проявляются после значительного латентного периода. При работе с ним в производственных условиях, а также при исследовании и употреблении газированных им продуктов2 требуется строгое соблюдение правил.

Для контроля полноты дегазации продуктов необходимо определять содержание в них свободного бромистого метила. Образовавшиеся в _ /

1 Инструкция «О методике фумигации чеснока и репчатого лука бромистым метилом против нематод и клещей». Утверждена Министерством торговли РСФСР 19/ХП 1960 г., № 0425.

2 «Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению ядохимикатов в сельском хозяйстве». Утверждены главным государственным санитарным инспектором СССР 18/УШ 1955 г., № 194-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.