Научная статья на тему 'О методах научного познания естественно-технических проблем'

О методах научного познания естественно-технических проблем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
206
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / теоретический / эмпирический / дедуктивный / индуктивный / method / theoretical / empirical / deductive / inductive

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахымбеков А. Ж., Жаскиленова А. Е.

Рассмотрены основные методы научного познания проблем естественнотехнического направления, систематизированы эмпирические и теоретические проблемы исследования на примере закона Ньтона о всемирном тяготении земли. Выведены структурные схемы познания на этом примере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT METHODS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE OF NATURAL-TECHNICAL PROBLEMS

The main methods of scientific knowledge of problems of the natural technical direction are Considered, the empirical and theoretical problems of research are systematized on the example of the Newtonian law on the world gravitation of the earth. Structural schemes of cognition are derived from this example.

Текст научной работы на тему «О методах научного познания естественно-технических проблем»

PHYSICS AND MATHEMATICS / «Ш11ШетиМ~^®иГМа1>#4116)),2©2©

УДК 504.03

Рахымбеков А.Ж1.

профессор, кандидат физико-математических наук, доцент Жетысуский государственный университет имени Ильяса Жансугурова

ЖаскиленоваА.Е2. заведующая кафедрой, к.т.н. Таразский государственный педагогический университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11351 О МЕТОДАХ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Rakhymbekov A.J1.

Professor, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor Zhetysu State University named after Ilyas Zhansugurov

Zhaskilenova A.E2. Head of the Department, Ph.D. Taraz State Pedagogical University

ABOUT METHODS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE OF NATURAL-TECHNICAL PROBLEMS

Аннотация

Рассмотрены основные методы научного познания проблем естественно- технического направления, систематизированы эмпирические и теоретические проблемы исследования на примере закона Ньтона о всемирном тяготении земли. Выведены структурные схемы познания на этом примере. Abstract

The main methods of scientific knowledge of problems of the natural - technical direction are Considered, the empirical and theoretical problems of research are systematized on the example of the Newtonian law on the world gravitation of the earth. Structural schemes of cognition are derived from this example.

Ключевые слова: метод, теоретический, эмпирический, дедуктивный, индуктивный Keywords: method, theoretical, empirical, deductive, inductive

В современной науке наблюдается тенденция сближения методологии естественных и других наук друг к другу, но все еще сохраняются их основные и принципиальные различия. Научные методы подразделяются на эмпирические и теоретические методы. Эмпирические методы, отнесенные в нижеследующем:

1)контроль - специальное принятие объективной действительности;

2)описание - закрепление сведений об объектах с помощью естественного и искусственного языка;

3)измерение - сравнение объектов по аналогичным свойствам или признакам;

4)опыт - наблюдение за изменениями, связанными с повторением необходимых условий при явлении, через специально подготовленные места.

К научным методам теоретического уровня исследований относятся:

1)формализация - создание абстрактно - математических моделей, раскрывающих сущность исследуемых реальных процессов;

2) аксиомализация - это аксиомы, не требующие доказательства, т. е. создание теории на основе выводов, не требующих доказательства;

3) гипотетически - дедуктивный метод - создание системы гипотез, в результате которой формулируются эмпирические факты, которые находятся в дедуктивной связи друг с другом.

Даже, когда классификация методов исследования была сложной проблемой, традиционно принято разделять их на три группы: общенаучные,

научные и индивидуальные научные методы. Общие научные методы объединяют логические методы, характерные для всех отраслей науки и используемые в объединяющем их объекте исследования: контроль и опыт, анализ и синтез, предположения и гипотеза, индукция и дедукция, аналогия, классификация и систематизация, генетический метод и др.

К научным методам относятся: экстраполяция, интерполяция, моделирование, ретроспекция, экспертная оценка и др. Существует множество научных групп отдельных научных методов.

Среди общих научных методов можно выделить::

- анализ - разделение целого вещества на составные части (стороны, признаки, свойства и т. п.) с целью всестороннего исследования;

- синтез - объединение компонентов вещества в единое вещество;

- абстракция - выделение свойств и отношений, которые необходимо исследовать из ненужных свойств и отношений исследуемого явления;

- обобщение - метод мышления, позволяющий выявить общие признаки и свойства объектов;

- индукция - метод исследования и обсуждения, позволяющий сделать общие выводы на основе индивидуальных обобщений;

- дедукция - метод обсуждения, позволяющий сделать отдельные выводы из общей формулировки;

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#4I16),2©2© / PHYSICS AND MATHEMATICS

- аналогия - метод познания, позволяющий говорить об их аналогии на основе идентичности признаков объектов, иначе говоря, аналогия - транспозиция отношений в одной области науки, ее второй области, например: историческая аналогия, пространственная аналогия и т. д.

- классификация - разделение исследуемой дисциплины на различные группы по важным признакам, необходимым исследователям (особенно различные разделы биологии, геологии, географии, кристаллографии и др.).

Наука - эмпирическое исследование или как наиболее рациональный метод познания мира, основанный на математических доказательствах. А. Горелов [1], открывший легендарный Ньютон, оригинально проанализировал структуру научного познания на примере открытия закона о всеобщем притяжении. По этой легенде, считается, что на голову Ньютона внезапно выпали яблоки, и в тот момент в игре Ньютона появляется одна невероятная мысль, которая придумала закон о силе притяжения во всем мире. Здесь следует указать, сколько яблок до Ньютона попадает в голову многих людей, не было никаких мыслей о них.

В некоторых областях естествознания он является единственным эмпирическим методом исследования. Например, в астрономии. Однако нет необходимости ждать самопроизвольного падения яблок. Вместо этого можно встряхнуть яблочное дерево, то есть провести опыт и контролировать реакцию объекта исследования.

В ходе проведения эксперимента мы задаем вопрос природе и ждем от него понятного ответа. Одна из особенностей научного эксперимента - это то, что исследователь может проводить в любое время. В результате такого простого эксперимента, как увидеть яблочное дерево, мы видим, что все яблоки одинаковы. Но для того, чтобы раскрыть физическую закономерность, только яблок недостаточно. Для этого нам необходимо рассмотреть другие тела и чем больше их не похожи друг на друга, тем полезнее для практики [2].

Если посмотреть, то все тело падает на Землю, чтобы на них повлияли неизвестные силы. Но на Землю не все тела опускаются. К примеру, ситуация в отношении небесных тел, наиболее крупных и больших массивов, далеких от Луны, Солнца и других мест, совсем другая. То есть мы здесь четко видим особенности различных тел друг от друга, это, конечно, ситуация, которую мы думаем. Существуют ли взаимные признаки тела, которые выглядят абсолютно раздельно, чем снаружи? Подобие различных видов -это обязательный этап научного исследования. Но экспериментировать со всеми телами невозможно.

Формирование понятий - относится к следующему теоретическому уровню исследования, который является не эмпирическим, а теоретическим. В науке особую роль играют понятия и термины.

Объяснение термина (определение понятий другим словом) - позволяет глубокому пониманию сущности рассматриваемого предмета. Научные термины и обозначения - это те понятия, которые имеют очень большое место в полном использовании, поэтому условно сокращенные.

Принцип фальсификации научных правил - это то, что они проверяются и опровергаются на практике, то, что в науке принимаются без возражений. Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области познания, называется теорией. Доказанная на практике теория считается доказательством до появления новой теории, которая объясняет известные эмпирические факты по этому вопросу на более высоком уровне, чем старой теории, а также до появления новых эмпирических фактов, опровергающих эту теорию[3].

Можно дать следующие структурные схемы научного познания: эмпирический факт, научный факт, контроля, реального опыта, модельный опыт, опыт по данной тематике, утверждении результатов исследования на эмпирическом уровне, обобщение эмпирических, применения имеющихся теоретических знаний, гипотеза создания, проверки его через опыт, формирование новых понятии, терминов и обозначений введения, определение их сущности, законодательной, придумать теории выпуска, проверки его на практике, в случае необходимости дополнительных гипотез, создание[4].

В результате вышеизложенного мы придем к выводу, что структура научного исследования очень сложна. В науке не может быть никаких явлений с помощью силы, соответственно, между падением яблок на голову Ньютона и открытием им всенародного закона притяжения. Эта дистанция может быть освоена только путем длительного наблюдения за явлениями, происходящими в природе, проведения экспериментов, осмысления, связанных с происходящими процессами, разработки новых понятий и т. д. Но, когда ученый погружается в сложную мысль и сопоставляет подобные процессы, он может повлиять на падение яблок на его голову, появление научной новизны[5].

Литература

1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Москва: Центр, 1997, 208 б.

2.Концепции современного естествознания: Учебник для вузов, под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. П.Ратникова. -М.: Культура и спорт, ЮНЙТИ, 1997, -271 б.

3.Мукашев З.А. Концепции современного естествознания: курс лекций. Алматы: ВШП Эдшет, 1998, 150 б.

4.Потеев М.И. Концепции современного естествознания - СПб. изд-во «Питер, 1999. -352 б.

5.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999, -288 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.