Научная статья на тему 'О методах исследования рынка продукции птицеводства'

О методах исследования рынка продукции птицеводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислова Е. Н., Кузьмицкая А. А., Кислов Н. А.

В статье рассмотрены методы исследования рынка продукции птицеводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the given article the methods of poultry farming market research is surveyed.

Текст научной работы на тему «О методах исследования рынка продукции птицеводства»

УДК 338.439

О МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА

Е.Н. КИСЛОВА, А.А. КУЗЬМИЦКАЯ

Брянская государственная сельскохозяйственная академия

НА. КИСЛОВ

Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», г. Брянск

В статье рассмотрены методы исследования рынка продукции птицеводства.

В настоящее время в России остро стоит вопрос продовольственной безопасности населения.

На отечественные продовольственные рынки поступает значительное количество импортной, не всегда качественной продукции, в т.ч. продукции птицеводства. Птицеводческим предприятиям России становится все труднее удерживать завоеванные позиции на рынке продукции птицеводства. Изучение и использование инструментов маркетинга, позволяющих исследовать рынок продукции птицеводства, становится особенно актуальным.

Существенное воздействие на эффективность деятельности птицеводческих предприятий является выбор методов получения и обработки маркетинговой информации. Необходимо отметить, что методы проведения маркетинговых исследований неразрывно связаны с методологическими основами маркетинга, которые в свою очередь опираются на общенаучные, аналитико-прогностические методы, а также методические подходы и приемы, заимствованные из многих отраслей знаний: планирования, теории вероятности, экономико-математического моделирования, социологии, психологии и т.д. Остановимся на них более подробно.

На наш взгляд, при изучении современного состояния и перспектив развития отрасли птицеводства целесообразно использовать следующие методы: исторический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, абстрактнологический, программно-целевой, социологический, экологический, метод моделирования, картографический, а также методы маркетинговых исследований: антропологии, экспертных оценок, функционально-стоимостного анализа (ФСА), системный анализ, метод сетевого планирования и др.

Исторический метод предполагает ретроспективный анализ изучаемых явлений и процессов с целью выявления сложившихcя прогрессивных и тупиковых явлений. Это позволяет избежать многих старых ошибок. Например, изучение состояния птицеводства в

России, начиная с XIX века, может способствовать поиску путей выхода из кризисной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие в Брянской области, а изучение современного состояния птицеводства в Брянской области в начале ХХ века позволяет выделить гусеводство и утководство как приоритетные перспективные направления развития животноводства в личных подсобных хозяйствах населения Брянской области.

Монографический метод предполагает обследование объекта с точки зрения типичности явления, выявление эффективных, рациональных способов ведения хозяйства, накопления опыта и экономических знаний в области производства и сбыта продукции птицеводства. Например, изучение опыта расширения ассортимента и формирования покупательского спроса на продукцию птицеводства в объединении «Саратовптица», показавшего хорошие результаты, позволяют обосновать отдельные решения в маркетинговой деятельности птицеводческих предприятий других областей России, в т.ч. Брянской области. Считаем, что особенно важным является изучение опыта зарубежных стран в области государственной поддержки производителей продукции птицеводства, т.к. он позволяет разработать предложения по эффективному сбыту птицеводческой продукции на отечественном и зарубежных рынках.

Экономико-статистический метод целесообразно применять при изучении массовых явлений и процессов в птицепродуктовом подкомплексе с помощью массового наблюдения, экономических группировок, индексов и корреляции, аналитических показателей, графического изображения, теоретического обобщения.

Использование расчетно-конструктивного метода связано с определением перспектив развития птицеводства в Брянской области. К элементам данного метода относятся: изучение объективной реальности, выявление закономерностей, составление эффективных вариантов решения задачи, социально-экономическая и технико-технологическая оценка вариантов, разработка мер по освоению эффективного проекта (или программы).

Абстрактно-логический метод включает систематизированное изучение явлений с точным исследованием поставленной цели, логический анализ составных частей, формулирование существенных признаков экономических категорий, логический синтез элементов и частей. Данный метод целесообразно использовать при построении рабочей гипотезы, для разработки логической схемы развития птицеводства в области.

Программно-целевой подход предполагает обоснование иерархически упорядоченной системы мероприятий для достижения конкретных социально-экономических, политических и иных целей. Любая цель, например эффективный сбыт продукции птицеводства, может быть реализована только посредством разработки и освоения какой-то комплексной программы.

Социологический метод предусматривает изучение влияния внешних и внутренних факторов и экстремальных изменений в экономике на социальное поведение потребителей и производителей продукции птицеводства. Данный подход предусматривает особое значение в условиях рыночной экономики, т.к. позволяет получить объективную информацию об уровне жизни населения, динамике доходов и потребностях людей, степени их социальной защищенности, выявлять отношение потребителей к новой продукции птицеводства.

Выяснение вопросов и выявление сущности происходящих изменений осуществляется путем анкетирования, социометрического опроса, интервьюирования, социологического эксперимента (в логической и моделирующей форме), теоретико-логической интерпретации категорий и понятий.

Экологический метод предполагает переход к производству экологически чистых продуктов питания.

Использование методов моделирования необходимо для разработки моделей выпуска и реализации продукции птицеводства. Они, как правило, обеспечивают высокий уровень достоверности результатов. Например, обосновав модель безотходной переработки продукции птицеводства в конкретном птицеводческом хозяйстве, можно принять решение по программе выпуска продукции птицеводства в целом на данном предприятии.

Картографический метод используется для характеристики природноклиматических условий регионов. Он может быть использован для обоснования перспектив развития птицеводства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах Брянской области. Данный метод также целесообразно применять для анализа региональной конкурентоспособности отдельных видов продукции птицеводства. Основное его преимущество - наглядность информации об изучаемых процессах.

На наш взгляд, наиболее подробно следует остановиться на методах маркетинговых исследований. Необходимо отметить, что в ходе эволюции маркетинговых исследований они достаточно усложнились. Так, если до 1910 года применялись лишь непосредственные наблюдения и простые опросы, то к 1920 году уже производился анализ продаж и затрат на производство продукции. В последующие десять лет стали применяться анкеты, а перед второй мировой войной использовались уже методы частичного наблюдения, простого корреляционного и дистрибутивного анализов, метод оценки торговых точек. К пятидесятым годам ХХ века стали применяться такие методы исследования, как регрессивные, теории вероятности, потребительские и торговые панели.

Следующий этап (1959-1960 гг.) ознаменован исследованием мотивов и операций, применением методов многофакторной регрессии и корреляции, проведением экспериментальных исследований.

С 1960 по 1970 гг. развитие методов маркетинговых исследований вступило в новую фазу. Стали широко применять факторный и дискриминантный анализы, математические модели, теории принятия решений и масштабирование, статистический анализ, компьютеризация анализа и обработка данных, маркетинговое моделирование.

С 1970 г. в маркетинговых исследованиях уже широко использовались такие новые методы, как эконометрические модели и модели планирования маркетинга, лабораторное тестирование и численное мультидименсиональное шкалирование.

Таким образом, методы маркетинговых исследований предусматривают систематический сбор, обработку и анализ данных для принятия эффективных решений по продвижению товара на рынок. Результаты таких исследований также целесообразно использовать для совершенствования маркетинговой деятельности предприятия, сегментации рынков, выбора целевых рынков и рыночных ниш.

В маркетинговых исследованиях нашли применение и методы антропологии, что позволяет лучше изучить рыночную среду с учетом национальных традиций в питании населения, уровней жизни.

Таким образом, не претендуя на законченность в рассмотрении данного вопроса, можем отметить, что проведение маркетинговых исследований рынка продукции птицеводства с применением вышеперечисленных методов, позволяет отечественным производителям данного вида продукции стать более конкурентоспособными и успешнее противостоять импортной экспансии продукции птицеводства в Россию наметить пути развития птицеводства на перспективу.

THE METHODS OF POULTRY FARMING MARKET RESEARCH

E.N. KISLOVA, A.A. KUZMITSKAYA The Bryansk state agricultural academy N.A. KISLOV Federal State Union Enterprise «Security», Bryansk SUMMARY

In the given article the methods of poultry farming market research is surveyed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.