Научная статья на тему 'О месте рождения отца М. Ю. Лермонтова: источниковедческая критика легенды'

О месте рождения отца М. Ю. Лермонтова: источниковедческая критика легенды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
387
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / SOURCE STUDY / ГЕНЕАЛОГИЯ / GENEALOGY / М.Ю. ЛЕРМОНТОВ / MIKHAIL LERMONTOV / УСАДЬБА НИКОЛЬСКОЕ / КОСТРОМСКОЙ КРАЙ / KOSTROMA LAND / NIKOL'SKOE ESTATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев Виталий Юрьевич

Статья посвящена проблемам источниковедческой критики генеалогической информации на примере изучения места рождения отца М.Ю. Лермонтова в Костромском крае в условиях смены топонимов, изменения административно-территориальной принадлежности мест проживания представителей лермонтовского рода в конце XVIII века. В краеведении и генеалогической литературе утвердилась ошибочная точка зрения относительно места рождения отца поэта, которая при некритическом прочтении документов не учитывала реалий исторической эпохи. Вырванная из контекста и включенная в другой функциональный контекст генеалогическая информация о месте рождения отца поэта была неправильно интерпретирована. Результатом этого стал ошибочный «перенос» предков поэта в чуждые для них места, где силами краеведов-энтузиастов был поставлен памятный знак с надписью о событии, которого в тех краях никогда не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the birthplace of the father of Mikhail Lermontov: source study criticism of the myth

The article is devoted to the problems of the source study of genealogical information on the example of studying the birthplace of Mikhail Lermontov’s father in Kostroma land under the conditions of changing toponyms, changes in the administrative and territorial belonging of the places of residence of representatives of the Lermontovs in the late 18th century. In the localhistorical and genealogical literature, the erroneous point of view concerning the place of birth of the poet’s father has been established, which, when the documents were not critically examined, did not take into account the realities of the historical epoch. The genealogical information about the birthplace of the poet’s father, lifted out of context and included in another functional context, was misinterpreted. The result was an erroneous “transfer” of the poet’s ancestors to places alien to them, where a memorable sign was erected by enthusiastic local historians, with an inscription about an event that never happened in those corners of the world.

Текст научной работы на тему «О месте рождения отца М. Ю. Лермонтова: источниковедческая критика легенды»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(470.317) ; 929.52 Лермонтов

Яковлев Виталий Юрьевич

доктор философских наук, профессор Костромской государственный университет [email protected]

О МЕСТЕ РОЖДЕНИЯ ОТЦА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ КРИТИКА ЛЕГЕНДЫ

Статья посвящена проблемам источниковедческой критики генеалогической информации на примере изучения места рождения отца М.Ю. Лермонтова в Костромском крае в условиях смены топонимов, изменения административно-территориальной принадлежности мест проживания представителей лермонтовского рода в конце XVIII века. В краеведении и генеалогической литературе утвердилась ошибочная точка зрения относительно места рождения отца поэта, которая при некритическом прочтении документов не учитывала реалий исторической эпохи. Вырванная из контекста и включенная в другой функциональный контекст генеалогическая информация о месте рождения отца поэта была неправильно интерпретирована. Результатом этого стал ошибочный «перенос» предков поэта в чуждые для них места, где силами краеведов-энтузиастов был поставлен памятный знак с надписью о событии, которого в тех краях никогда не было.

Ключевые слова: источниковедение, генеалогия, М.Ю. Лермонтов, усадьба Никольское, Костромской край.

С 1621 года род Лермонтовых тесно связан с Костромским краем, на просторах которого располагались вотчины и усадьбы, принадлежащие потомкам выходца из Шотландии Георга Лермонта, перешедшего на русскую службу. Здесь же родился дед, а также отец поэта.

В краеведческой литературе утвердилась точка зрения, что отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), родился в Галичском уезде Костромской губернии. Костромской краевед, историк-генеалог А. А. Григоров, много сделавший для изучения дворянских родов Костромского края, привел документ (далее Свидетельство), на который традиционно ссылаются многие исследователи: «1798 года генваря 16 дня. Мы, нижеподписавшиеся, сим свидетельствуем в том, что артиллерии поручика Петра Юрьева сына Лермонтова сын Юрий точно из дворян, родился 1787 года декабря 26 числа. В веру греческого исповедания крещен Галицкого уезда, села Никольского, церкви Николая Чудотворца священником Иоанном Алексеевым. Восприемниками были малолетний дворянин Павел Логгинов сын Витовтов и майорша Анна Ивановна Лермонтова.

Правящий должность губернского предводителя Егор Крюков

Тайный советник Александр Иванович Лопухин Коллежский советник Василий Васильев сын Рыкачев» (цит. по: [3, с. 130]).

По мнению А.А. Григорова, этот документ однозначно убеждает, что отец поэта родился в Га-личском уезде Костромской губернии, где был крещен в Никольском храме. В селе Никольское Галичского уезда Костромской губернии (в настоящее время - деревня в Степановском сельском поселении Галичского района Костромской области) действительно стоит Никольская церковь, построенная в 1820 г. на средства прихожан на месте, где ранее стояла деревянная Николаевская церковь.

Мемориальная деревянная доска, установленная рядом с ней, гласит: «Здесь в храме Николая Чудотворца 26 декабря 1787 г. был крещен Юрий Петрович Лермонтов, отец великого русского поэта». Казалось бы, этим все сказано.

Однако вопросы о действительных местах упоминаемого события остаются открытыми, так как большинству краеведов и лермонтоведов, затрагивающих эту тему, присуще буквальное прочтение Свидетельства и полное безразличие к вопросам его источниковедческой критики. Исследователи не учитывают исторические обстоятельства составления документа в условиях смены топонимов, изменения административно-территориальной принадлежности населенных мест, упоминаемых в нем.

Результатом этого является «перенос» предков поэта в чуждые для них места. К сожалению, именно так получилось с отцом М.Ю. Лермонтова, который, по мнению краеведов и лермонтоведов, был рожден и крещен не там, где это произошло на самом деле, а в совершенно другом месте. В довершении всего силами энтузиастов в ошибочном месте поставлен памятный знак с надписью о событии, которого здесь никогда не было.

Аналогичная ситуация произошла с родовой усадьбой Измайлово прямых предков поэта в Костромском крае. Она «перекочевала» по воле краеведов из Чухломского уезда, где стояла, в Со-лигаличский район Костромской области, где также силами энтузиастов в одноименной деревне Измайлово под Судаем установлен большой мемориальный камень. На нем начертано, что в этом месте якобы находилась родовая вотчина Лермонтовых (подробнее см.: [16]).

Однако деревня Измайлово Солигалическо-го уезда, в которой никогда не было ни двора, ни усадьбы помещика-землевладельца, (дача № 498, по сведениям Алфавита «Планов дач генерального и специального межевания», находилась в 1779 г. во

© Яковлев В.Ю., 2018

Вестник КГУ^ № 1. 2018

141

владении «секунд-майора князя Ивана Мосальско-го и князя Ванбальского» [12, л. 29 об.], не имевших к Лермонтовым никакого отношения. Такое положение дел продолжится и далее, если исследователи будут проходить мимо источниковедческой критики используемых документов, повторяя на разные лады одни и те же ошибки и упущения.

Внимательное ознакомление с текстом Свидетельства обращает внимание исследователя на явное несоответствие между местом, временем крещения и тем, когда и кем оно удостоверялось. Обряд состоялся в 1787 г. в Костромской губернии, а документ составлен через 11 лет в Тульской губернии и заверен лицами, которые имеют к записи крещения лишь косвенное отношение. Люди, подписавшие Свидетельство: исполняющий обязанности тульского губернского предводителя дворянства Егор Крюков; тайный советник Александр Иванович Лопухин - родственник Арсеньевых, соседей Лермонтовых по тульскому поместью; Василий Васильевич Рыкачев - дядя новорожденного. Дело касается важнейшего христианского таинства, но среди лиц, подписавших документ, нет подписи священника. Пояснение фактического автора Свидетельства - деда поэта, что «священник и отец его крестный померли», ничего не проясняет, так как их подписи могли быть удостоверены выпиской из метрической книги Галичской духовной консистории.

Фактически целью Свидетельства было не рутинное удостоверение факта рождения и крещения, а подтверждение сословного статуса Юрия Петровича (отца поэта) накануне его поступления в Санкт-Петербургский кадетский корпус, где могли обучаться только дети дворянского сословия. Согласно правилам кадетского корпуса, «свидетельство о благородном происхождении» должно подтверждаться или официальным документом, или «тремя благородными особами». С учетом данного требования отец Юрия Петровича представил поручительство трех титулованных свидетелей, показавших, что «сын Юрий точно из дворян...». Это главное в Свидетельстве, все остальное в его содержании факультативно. Удостоверение места рождения и крещения не входило в компетенцию лиц, его подписавших, так как юридически значимым документом в установлении этих фактов являлась копия свидетельства о рождении из метрической книги.

Где же располагалось село Никольское, о котором говорится в Свидетельстве? Известный краевед Д.Ф. Белоруков отмечал: «Село Никольское, что в Пемском стану на Затоке, находилось на большой дороге из Галича в Чухлому... (выделено мной. -В.Я.) принадлежало Александру Петровичу Лермонтову» [1, с. 63], который приходился братом Юрию Петровичу Лермонтову - прадеду поэта.

Д.Ф. Белоруков, проживая в Москве, выявил в Российском государственном архиве древних ак-

тов (РГАДА) большое количество документов, не известных до него костромским историкам. Однако , публикуя уникальные сведения из центральных архивов, он не всегда владел местным материалом, допуская иногда элементарные ошибки. В частности, он ошибочно «поместил» село Никольское, находившееся на речке Затока в юго-восточной части Чухломского уезда, на место одноименного села на реке Едомша в Галичском уезде. Последнее действительно находилось «на большой дороге из Галича в Чухлому», и в нем имелась Николаевская церковь, построенная в 1820 г. на старом церковном месте, где некогда стоял деревянный храм с тем же названием. Однако село Никольское (на Едомше) Галичского уезда Лермонтовым никогда не принадлежало, и сведения Д.Ф. Белорукова по этому поводу являются ошибочными.

Почему же село Никольское, тем не менее, упоминается в тексте Свидетельства именно «в Галиц-ком уезде»? Отвечая на этот вопрос, следует учесть что, «Галицким уездом» называли различные административно-территориальные образования. А именно, в XVIII в. Галицкий уезд - известный с допетровских времен старинный административный округ, включавший Усольскую, Чухломскую, Судайскую, Парфентьевскую, Кологривскую и Ун -женскую осады (волости).

Позднее была образована галичская провинция в составе Архангелогородской губернии, включавшую города Галич, Солигалич, Чухлому, Унжу, посады Парфентьев, Судай и Кологрив.

Галицким уездом называли также административно-территориальную единицу в составе Костромского наместничества, которое в 1796 г. было преобразовано в Костромскую губернию.

Родовая вотчина Измайлово артиллерии поручика Петра Юрьевича Лермонтова (деда поэта) в ревизской сказке 1782 года была записана в составе «Пемского стана Чухломской округи (то есть уезда. - В.Я.) Костромского наместничества» [2, л. 21]. Однако в документах, представленных Юрием Петровичем Лермонтовым (отцом поэта) в 1829 г. в Тульское дворянское собрание для доказательства дворянства и внесения его и сына Михаила в дворянскую книгу, дед поэта указан как владелец поместья в Галичском уезде Костромской губернии [4, с. 88-89].

В полученной справке со «скрепою» (печатью) Вотчинного департамента отец и дед поэта упоминаются как владельцы вотчины Измайлово « в Галич-ском уезде», хотя по новому распределению уездов и по документам генерального межевания родовая вотчина Измайлово с деревнями (дача № 996) официально относилась с 1778 г. к Чухломскому уезду Костромского наместничества.

Анализ Свидетельства и документов Тульского дворянского собрания, составленных на основе сведений Вотчинного департамента для внесения

Лермонтовых в родословную книгу Тульской губернии, показывает, что «Галицким уездом» названа в них не административно-территориальная единица Костромской губернии в границах 1796 г., как полагал А. А. Григоров и повторяют вслед за ним его бесчисленные последователи, а обширная территория, включавшая с допетровских времен кроме собственно Галичского уезда Усольскую, Чухломскую, Судайскую, Парфеньевскую, Кологривскую и Унжгнскую осады (волости), в которых Лермонтовы владели различными поместьями и деревнями. «Ввозной грамотой на Галицкое поместье о деревнях и пустошах в Чухломской осаде Галицкого уезда Заболоцкой волости» (1621 г.) царем Михаилом Федоровичем Романовым поручик Юрий Лермонт был пожалован поместьем. Поэтому, несмотря на то, что в новом административном делении Костромской губернии в конце XVIII в. термин «Галицкий уезд» лишился старого референтного значения, для доказательства дворянской родословной деда поэта он сохранял важное практическое значение.

Согласно «Планам генерального межевания Костромской губернии 1796 г.» (далее III М), родовая вотчина Лермонтовых Измайлово (дача № 971) непосредственно граничила с селом Никольское (дача № 969) на Затоке, но не в Галичском, как полагали А.А. Григоров и Д.Ф. Белоруков, а в Чухломского уезде [9, ч. 3, л. 1], на юго-восточной его границе.

При этом рубежи данных уездов определились лишь после завершения генерального межевания, материалы которого (полевые записки, планы дач, экономические примечания) в связи с новым распределением уездов были сданы в Межевую канцелярию с большим опозданием.

Затянувшиеся сроки межевания этих уездов были обусловлены тем, что, начатое до образования Костромского наместничества, оно подверглось впоследствии реорганизации, проводившейся в соответствии с указом Екатерины II 1778 г. «Об учреждении Костромского наместничества». Территория Галицкой провинции, входившая ранее в состав Архангелогородской губернии, была «вновь назначенной к межеванию» и завершилась позднее других. Л.В. Милов в специальной монографии по этому поводу писал: «Окончание уже сделанных межевых работ и завершение генеральных планов и примечаний в связи с указом 1778 г. затянулось» [8, с. 151] на долгий срок.

Практическое завершение работ по генеральному межеванию в Костромской губернии, согласно протоколам Оренбургской межевой конторы, проводившей эти работы, произошло лишь в 1800 г. Поэтому принадлежность Никольского села в новом расписании уездов была неизвестна Петру Юрьевичу Лермонтову (деду поэта), который за несколько лет до составления Свидетельства продал свои Костромские владения и приобрел в 1791 г. поместье Кропотово в Тульской губернии.

Упоминаемое в Свидетельстве село Никольское исторически имело два названия: от имени церкви в честь св. Николая Чудотворца, давшей название селу, и мирское - Затока - от речки, на которой стояло. Первые документальные упоминания о Никольской церкви относятся к 1628 г. По книгам Патриаршего казенного приказа храм назывался «Церковь Николы Чудотворца в Пемском стану в Затоке» [15, с. 54-55]. В 1653 г. у церкви числились «2 двора поповых, в приходе 191 двор...». К 1730 г. церковь обветшала, и священнослужители с прихожанами обратились в св. Синод за разрешением о постройке нового храма.

Примечательным является перечень лиц, ходатайствующих о строительстве: «Попы: Кирилло Иванов, Василий Силин, да церковной староста Никитина крестьянин Афонасьева сына Арсенье-ва Гаврило Федосеев деревни Фалдина и все той церкви приходские розных поместей и вотчин старосты и крестьяне» [15, с. 54-55]. Упоминаемые в документе деревни входили в состав лермонтовской вотчины Измайлово в Чухломском уезде. Из документов следует, что строительство новой церкви Николая Чудотворца велось в 1730 г. на средства Лермонтовых - прямых предков поэта, поддерживавших живую связь с этим храмом, для которых эта церковь была приходской.

Путаница с отождествлением Никольского (на Затоке) с одноименным селом (на Едомше), где находились церкви с одинаковым названием, свойственна не только современным исследователям, но и составителями документов Патриаршего приказа братьям В.И. и Г.И. Холмогоровым, книги которых стали ценным источником по истории церквей.

Некоторые выписки из книг Патриаршего казенного приказа были идентифицированы этими авторами с ошибками. В частности, в записях о церкви Николая Чудотворца села Никольского (на Едомше) приводятся указы, относящиеся к строительству одноименной церкви в Затоке: «1730 г. декабря 3 запечатан указ о строении церкви по челобитью Пемскаго стану церкви Николая чуд. Попов Кирилы Иванова, Василья Силина (выделено мной. - В.Я.) с прихожаны, велено им вместо той Николаевской ветхой церкви на том же церковном месте построить вновь церковь во имя тот же престол...» [15, с. 32]. Данный указ относился не к церкви (на Едомше), где он помещен составителем, а к одноименной церкви (в Затоке), где служили упоминаемые в указе священники «Кирилло Иванов и Василий Силин» [15, с. 54-55], ходатайствующие с прихожанами лермонтовской вотчины Измайлово о строительстве нового храма.

Важными источниками, позволяющими уточнить историческое название села в изучаемый период, наряду с картами ПГМ являются картографические документы ХУШ-ХХХ вв., которые могут восстановить топонимику утраченных селений.

1. На карте Костромского наместничества «Российского атласа...» 1792 г., составленной в Географическом департаменте под руководством А. Вильбрехта [6], в юго-западной части Чухломского уезда на границе с Галичским указано с. Никольское. Оно показано напротив д. Фофа-ново Галичского уезда Костромского наместничества. На современной карте расстояние между урочищем Затока, где находилось с. Никольское, и д. Фофаново составляет 4 км, что верифицирует сведения исторической карты с ее относительно примитивными средствами топографии.

2. «Атлас Российской империи, изданный для употребления юношества» [5], опубликованный в 1794 г. в Санкт-Петербурге, также показывает с. Никольское Чухломского уезда на юго-западной границе с Галичским уездом Костромского наместничества.

3. «Российский атлас из сорока трех карт состоящих и на сорок одну губернию Империю разделяющий» [7] (1800 г.) зафиксировал административное деление Российского государства на губернии и более точно отразил положение отдельных географических объектов. При этом на пограничной территории юго-западной части Чухломского уезда также указано с. Никольское. Оно показано напротив д. Фофаново Галичского уезда, что согласуется с атласом 1792 г.

4. «Специальная карта западной части Российской империи» [14] генерал-лейтенанта Шуберта 1832 г., зафиксировавшая результаты труда Военно-топографического депо, может быть использована как ценный исторический источник по топонимике Костромского края, так как многие населенные пункты, обозначенные на карте, сегодня утрачены. На территории Чухломского уезда (20-й л. карты), в смежных границах c Галичским уездом, севернее Галичского озера указан погост Никольской. Северо-восточнее от него показано сельцо Измайлово и Халинино с деревнями Бакунино и Жеребцово, входившими в состав вотчины Лермонтовых [1, с. 64]. На смежной территории от Никольского в Галичском уезде указана д. Федосеево, принадлежавшая в 1779 г. Петру Юрьевичу (деду поэта).

5. «Подробный атлас Российской империи с планами главных городов» [10] (1876 г.), изданный А.А. Ильиным, показывает селение Никольское в границах Чухломского уезда на смежной территории с Галичским уездом. Интересно отметить, что рядом с этим селом отмечено с. Измайлово - родовое поместье Лермонтовых (координаты усадьбы в информационной картографической системе «Яндекс.Карты»: 58°32'31"N, 42°26'18"E).

Изучение исторических карт доказывает, что общепризнанным названием села на Затоке в Чухломском уезде Костромской губернии в изучаемый период было «село Никольское». В соответствии с «Алфавитом карт генерального межевания Чух-

ломского уезда Костромской губернии» сельцо Никольское (дача № 969), а также деревни Мерли-но (№ 996), Якшино (№2 994), пустошь Харламо-во (№ 966) принадлежали в 1779 г. капитану Александру Юрьевичу Лермонтову - брату прадеда поэта [13, л. 49 об., 56, 89, 99]. В древнем Никольском погосте (дача № 970) [13, л. 86], расположенном на речке Затока в Чухломском уезде, в церкви Николая Чудотворца был крещен в 1787 г. Юрий Петрович Лермонтов, уроженец усадьбы Измайлово - отец великого поэта.

Сельцо Измайлово и Халинино с деревнями (дача № 996), как следует из «Алфавита карт генерального межевания Чухломского уезда Костромской губернии» [13, л. 30 об.], а также деревня Федосеево (дача № 406) в Галичском уезде [11, л. 105 об.], располагавшиеся по соседству с Никольской усадьбой, принадлежали секунд-майору Юрию Петровичу Лермонтову (прадеду поэта), а после него - его деду.

На старом Никольском кладбище (ныне урочище Затока; географические координаты в информационной картографической системе «Яндекс. Карты»: 58031'33"М, 42°23'0"Е) нашли упокоение бренные останки нескольких поколений прямых предков поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, для которых церковь в селе Никольском была родовым приходским храмом. Лермонтовы, являясь владельцами нескольких больших сел и деревень в округе, щедро выделяли средства на строительство и содержание этого храма. Рядом с церковью, за каменной оградой с железными воротами находились могилы прихожан, среди которых были и надгробья измайловской ветви рода Лермонтовых, из которой происходит поэт.

Возможно, мы когда-нибудь дойдем до понимания того, что храм Николая Чудотворца должен быть восстановлен. Однако сегодня в тех местах ничто, к сожалению, не напоминает нам о предках великого поэта. Каменная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1809 г. на месте деревянного храма, вместе с Преображенской церковью, построенной в том же селе, были закрыты в 1930-х годах и заброшены. Но память о лермонтовских местах в Костромском крае должна жить и сохраняться для наших потомков.

Библиографический список

1. Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. - Кострома: Эврика-М, 2000. - 536 с.

2. Государственный архив Костромской области (ГАКО). - Ф. 200. - Оп. б/ш. - Д. 712.

3. Григоров А.А. Из истории костромского дворянства / сост., вступит. ст. и примеч. Н. А. Зонтико-ва. - Кострома, 1993. - 472 с.

4. К столетию со дня рождения М. Ю. Лермонтова: 1814 - 2 окт. 1914: Документы к родословной

Лермонтовых и родственных им семейств Виолевых и Арсеньевых / собрал В. С. Арсеньев // Тр. Тул. губ. учен. архив. комиссии. - 1915. - Кн. 1. -С. 79-108.

5. Карта Костромского и Вятского наместни-честв // Атлас Российской империи, изданный для употребления юношества в 1794 [году] в Санкт-Петербурге. - СПб.: Изд. Геогр. департамента Кабинета Е. И. В., 1794. - [2] с.; 17 л. к.

6. Карта Костромского наместничества / сост. А.М. Вильбрехт, грав. А. Савинков // Российский атлас, из сорока четырех карт состоящий и на сорок два наместничества империю разделяющий / Географический департамент Кабинета Е. И. В. -СПб.: Тип. Горного училища, 1792. - 6 с.; 44 л. к.

7. Карта Костромской губернии / сост. А.М. Вильбрехт // Российский атлас, из 43 карт состоящий и на 41 губернию Империю разделяющий. - СПб.: [изд. при Географ. департаменте], 1800. - [3] с.; 43 л. к.

8. Милов Л.В. Исследование об «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1965. - 310 с.

9. Планы дач генерального и специального межевания: Костромская губерния. Чухломской уезд. Ч. 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yadi.sk/dZ13iXjxf-ZhsHQ (дата обращения: 02.04.2016).

10. Подробный атлас Российской империи с планами главных городов / сост. А. Ильин. -1876, СПб.: Картографическое заведение А. Ильина. - 6 с., 72 л. карт.

11. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 1354. - Оп. 184. - Д. 4841. - Ч. 1.

12. РГАДА. - Ф. 1354. - Оп. 93. -Д. 4158. - Ч. 1.

13. РГАДА. - Ф. 1354. - Оп. 194. - Д. 3213. - Ч. 1.

14. Специальная карта западной части Российской империи, составленная и гравированная при Военно-топографическом депо, во время управления генерал-квартирмейстера Нейдгарта под руководством генерал-лейтенанта Шуберта. - СПб.: Военное Депо карт, 1832. - [1] с.; 62 л. к.

15. Холмогоров В.И. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 1. Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Коло-гривом, Парфеньевым и Чухломой жилых данных церквей. 1628-1710 и 1722-1746 гг. Отд. 1. / сост. и публ. свящ. В. и Г. Холмогоровы. - Кострома: Губ. тип., 1895. - 404 с.

16. Яковлев В.Ю. Родовое поместье прямых предков М.Ю. Лермонтова в Костромском крае // Костромской гуманитарный вестник. - Кострома: КГТУ 2015. - № 1 (8). - 36-41.

References

1. Belorukov D.F. Derevni, sela i goroda kostromskogo kraya: mate-rialy dlya istorii. -Kostroma: EHvrika-M, 2000. - 536 s.

2. Gosudarstvennyj arhiv Kostromskoj oblasti (GAKO). - F. 200. - Op. b/sh. - D. 712.

3. Grigorov A.A. Iz istorii kostromskogo dvoryanstva / sost., vstu-pit. st. i primech. N.A. Zontikova. - Kostroma, 1993. - 472 s.

4. K stoletiyu so dnya rozhdeniya M.YU. Lermontova: 1814 - 2 okt. 1914: Dokumenty k rodoslovnoj Lermontovyh i rodstvennyh im semejstv Violevyh i Arsen'evyh / sobral V S. Arsen'ev // Tr. Tul. gub. uchen. arhiv. komissii. - 1915. - Kn. 1. -S. 79-108.

5. Karta Kostromskogo i Vyatskogo namestnichestv // Atlas Rossij-skoj imperii, izdannyj dlya upotrebleniya yunoshestva v 1794 [godu] v Sankt-Peterburge. - SPb.: Izd. Geogr. departamenta Kabineta E. I. V., 1794. - [2] c.; 17 l. k.

6. Karta Kostromskogo namestnichestva / sost. A.M. Vil'brekht, grav. A. Savinkov // Rossijskij atlas, iz soroka chetyrekh kart sostoyashchij i na sorok dva namestnichestva imperiyu razdelyayushchij / Geograficheskij departament Kabineta E. I. V. - SPb.: Tip. Gornogo uchilishcha, 1792. - 6 s.; 44 l. k.

7. Karta Kostromskoj gubernii / sost. A.M. Vil'brekht//Rossij-skij atlas, iz 43 kart sostoyashchij i na 41 guberniyu Imperiyu razdelyayushchij. - SPb.: [izd. pri Geograf. departamente], 1800. - [3] s.; 43 l. k.

8. Milov L.V Issledovanie ob «EHkonomicheskih primechaniyah» k General'nomu mezhevaniyu. - M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1965. - 310 s.

9. Plany dach general'nogo i special'nogo mezhevaniya: Kostromskaya guberniya. CHuhlomskoj uezd. CH. 3 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://yadi.sk/dZ13iXjxf-ZhsHQ (data obrashcheniya: 02.04.2016).

10. Podrobnyj atlas Rossijskoj imperii s planami glavnyh gorodov / sost. A. Il'in. - 1876, SPb.: Kartograficheskoe zavedenie A. Il'ina. - 6 s., 72 l. kart.

11. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov (RGADA). - F. 1354. - Op. 184. - D. 4841. - CH. 1.

12. RGADA. - F. 1354. - Op. 93. -D. 4158. - CH. 1.

13. RGADA. - F. 1354. - Op. 194. - D. 3213. - CH. 1.

14. Special'naya karta zapadnoj chasti Rossijskoj imperii, sostavlennaya i gravirovannaya pri Voenno-topograficheskom depo, vo vremya upravleniya general-kvartirmejstera Nejdgarta pod rukovodstvom general-lejtenanta SHuberta. - SPb.: Voennoe Depo kart, 1832. - [1] s.; 62 l. k.

15. Holmogorov V.I. Materialy dlya istorii Kostromskoj eparhii. Vyp. 1. Galichskaya desyatina s prigorody Soligalichem, Sudaem, Unzheyu, Kologrivom, Parfen'evym i CHuhlomoj zhilyh dannyh cerkvej. 1628-1710 i 1722-1746 gg. Otd. 1. / sost. i publ. svyashch. V. i G. Holmogorovy. - Kostroma: Gub. tip., 1895. - 404 s.

16. YAkovlev VYU. Rodovoe pomest'e pryamyh predkov M.YU. Lermontova v Kostromskom krae // Kostromskoj gumanitarnyj vestnik. - Kostroma: KGTU, 2015. - № 1 (8). - 36-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.