А.Ф. Анисимов
О МЕСТЕ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Для глубокого и всестороннего понимания профессиональной правовой культуры сотрудника правоохранительных органов, связи с изменениями в общественных отношениях необходимо изменение подхода к ее структуре.
Наряду с традиционными представлениями об элементах правовой культуры сотрудника ОВД необходимо ее дополнение такими позициями, как «культура защиты прав человека», «культура властных полномочий». Профессиональная правовая культура сотрудника ОВД должна измеряться культурой защиты прав человека в качестве основного критерия.
Ключевые слова: правовая культура, культура защиты, права человека, властные полномочия.
Органы внутренних дел, хотя и не так быстро, как того ожидает российское общество, но все же меняют изначальный смысл своей деятельности. Идет естественный (к тому же болезненный) процесс переосмысления ценностной составляющей правоохранительной работы. От прежней защиты идеологической, политической, экономической незыблемости общественного строя ОВД переходят к защите прав человека как к основной своей функции. Человек, его права и свободы, честь и достоинство сегодня признаются высшей ценностью и приоритетом государственной политики, а значит, и смыслом профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Наряду с этим правовое сознание населения, правовая культура в целом переживают сегодня такие болезненные явления, как правовой нигилизм, резкая криминализация отдельных сторон жизни общества, утрата частью населения веры в право как в источник справедливости. Растет напряженность в обществе, вызванная ростом социального расслоения, политической нестабильностью, региональными конфликтами, отставанием процесса законотворчества от изменений в жизни общества.
На фоне указанных процессов особое значение приобретает профессиональная правовая культура сотрудника ОВД, что вызвано социальной значимостью его деятельности - обеспечением безопасности личности, прав и свобод человека, его чести и достоинства. В свою очередь, и общественное сознание все больше превращается в своеобразного «заказчика» на квалифицированный полицейский «сервис» по защите своих прав и свобод. Гражданин, все более осознающий себя налогоплательщиком, содержателем государства, требует и более качественной защиты своих законных интересов. Общественный интерес ожидает в будущем правоохранителя - специалиста с новыми профессиональными качествами. Эффективность деятельности сотрудников ОВД в данной сфере в значительной степени зависит от уровня их правовой культуры, равно как и сама их деятельность является материальным ее выражением, собственно профессиональной правовой культурой. Структуру правовой культуры сотрудника ОВД принято определять следующими составляющими:
1. Знание закона, правовая информированность.
2. Уважение к праву, к закону как к непреходящей ценности, продукту юридической мысли и развития общества. На современном этапе данное качество сотрудника проходит серьезные испытания. В условиях критики действующих норм, и нередко справедливой, очевидного отставания законотворческого процесса от реалий жизни, несовершенства отдельных принимаемых актов, обилия правовых коллизий, безусловное уважение к закону ставится под сомнение. Трудно уважать любой закон только за то, что он закон. Особенно сложно, если становится известно, что дни какого-либо закона сочтены, что в законодательном органе идет работа над его новой редакцией. Необходимо признать, что и сам сотрудник ОВД не лишен права критического осмысления той или иной нормы, собственного восприятия права. Живо интересуясь полемикой в прессе или науке по поводу совершенства того или иного нормативно-правового акта, он волен принимать ту или иную точку зрения. Современная наука также призывает «...стремиться избежать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств» [1, с. 473].
3. Выработанная привычка действовать по закону и соблюдать закон, соизмерять свои действия с действующими нормами права. Данное качество профессионального сознания (основополагающей части правовой культуры) также подвержено серьезному испытанию: возможности профессиональнонравственной деформации сотрудника. Она либо является продуктом длительного воздействия негативных факторов, либо это качественное состояние присутствовало изначально и не было выявлено в ходе профессионального отбора. Профессионально-нравственная деформация выражается в
опасном заблуждении о том, что сотруднику милиции можно чуть больше, чем всем остальным, что принадлежность к ОВД - это не строгие требования к поведению, а исключительность и непогрешимость, сопряженные с властными полномочиями. Политика руководства государства, в том числе и самого МВД, по чистке своих рядов в последние годы приобрела целенаправленный и решительный характер. Одновременно эта работа показала, что безусловное соблюдение закона, к сожалению, не является алгоритмом поведения для всех, без исключения, сотрудников.
4. Отношение к общественной морали как к общественной ценности и убежденность в необходимости следовать ее требованиям. Принято полагать, что общество предъявляет к моральному облику сотрудника ОВД более высокие требования, чем к некоторым иным категориям граждан. Безукоризненное поведение в быту, высокая культура общения с гражданами, ответственность за честь мундира - таково типичное представление о структуре морального облика. В действительности же место нравственной составляющей в профессиональной правовой культуре значительнее. Это находит отражение и в новых научных подходах, вводящих в терминологию понятие «нравственно-правовая культура» [2]. Следует признать, что эпоха перемен существенно испытала на прочность моральные устои общества, и, как следствие, приходится констатировать, что «происходит адаптация морали к нарушениям законности» [3, с. 19].
5. Отождествление закона и высшей справедливости, идейная убежденность. Вышеуказанные качества невозможны без идейной убежденности в правоте своей деятельности, в том, что служба в МВД есть деятельность во имя добра, справедливости, во имя человека и общественного блага. Правовая идеология есть неотъемлемая часть правового сознания (в совокупности с правовой психологией) [3, с. 124]. На современном этапе «развенчание прежних нравственных ценностей и несформирование новых, отсутствие государственной идеологии, способной увлечь людей, привели к падению общественной нравственности» [4, с. 87]. Следует признать, что правовая идеология, понятие идейности в условиях реформ не просто подверглись ревизии, но и в значительной степени лишились внимания науки. В ходе слома старых идеологических догм и затянувшегося поиска новых приходится констатировать определенную растерянность исследователей в отношении данного, несомненно, важного феномена. Достаточно сказать, что в учебнике теории государства и права под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько (одном из наиболее массовых и востребованных в системе высшего юридического образования) вопросу правовой идеологии в структуре правосознания посвящено семь строк. Для сравнения - анализу правового нигилизма посвящен отдельный параграф на двенадцати страницах [5, с. 224, 253-265]. Это, к сожалению, отражает место идеологической составляющей правового сознания в иерархии структуры правовой культуры сотрудника на современном этапе.
При конечном общественном благе действия правоохранительных органов связаны с правомерным ограничением прав и свобод граждан, что в свою очередь может породить в правовом сознании сотрудника «обвинительный уклон», подчинить его деятельность не защите прав, свобод и законных интересов людей, а выработке показателей, определяемых количеством наказанных. Этому отчасти способствует и существующая система оценки труда в МВД. К тому же жизнь многообразнее правовых норм, и вполне возможны ситуации, когда возникнут обоснованная неприязнь к потерпевшей стороне и симпатия к преступившему закон. В такой ситуации именно идейная убежденность в высшей справедливости закона может оградить сотрудника от соблазна отождествить себя и закон, подменить закон собственными субъективными представлениями о справедливости.
Психологическая надежность и устойчивость. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД сопряжена с воздействием негативных факторов, иногда длительным. Присяга предупреждает о возможных «тяготах и лишениях», связанных с исполнением служебного долга. Соприкосновение в ходе профессиональной деятельности со злом, с человеческим горем, с далеко не лучшими представителями нашего общества требует особых психологических качеств.
Готовность к действию в экстремальных ситуациях. Служба в органах внутренних дел сопряжена не только с определенными трудностями, но и с необходимостью быть готовым к действию, требующему таких высоких гражданских качеств, как мужество, героизм, способность к самопожертвованию. К этому обязывают служебный долг и присяга сотрудника.
Особенностью современного периода функционирования ОВД являются очевидные и болезненные трудности безусловного соответствия всех сотрудников всем перечисленным составляющим. Но это не дает оснований для отказа правоохранительных органов от полноценной деятельности по защите прав и свобод человека. Именно профессиональная правовая культура сотрудника органов внутренних дел способна компенсировать современные негативные общественно-правовые явления либо, наоборот, нехватка или отсутствие таковой - к ущемлению прав человека.
Под высоким уровнем правовой культуры сотрудника ОВД на современном этапе следует понимать не только знание законодательных актов и нормативных документов, непосредственно регламентирующих реализацию властных полномочий в той или иной сфере правоохранительной деятельности. Сегодня от сотрудника также требуется готовность действовать, исходя из высших
интересов общества и прав человека. Осознанию высокой общественной значимости деятельности сотрудника ОВД в значительной мере способствуют знания в области прав человека, которые, к сожалению, не всегда являются частью содержания непосредственно выполняемых обязанностей.
Труд сотрудника правоохранительных органов в значительной мере по-прежнему сконцентрирован на карательных функциях. Это объясняется и историческими традициями, и сложившимися критериями оценки деятельности МВД, где все показатели сводятся к количеству наказанных (в самом широком смысле этого слова), а нуждающийся в защите человек зачастую выпадает из сферы профессиональных интересов правоохранительных органов [6, с. 77-81]. Возникает ситуация, когда «.государство вмешивается в жизнь общества там, где не должно этого делать, а там, где должно, -бездействует» [7, с. 105].
Осознание высших целей, инициативность и готовность служить и защищать права человека в ходе реализации своих служебных полномочий сегодня также важны для сотрудника органов внутренних дел, как уважение к праву, знание конкретных норм закона и исполнительность, но данное качество в значительной степени есть вопрос личных качеств, а не прямых задач профессиональной деятельности. Апелляция к лучшим качествам сотрудника нуждается в нормативно-правовом обеспечении и, прежде всего, в документах, непосредственно регулирующих функционирование практических работников. Из основополагающих документов МВД уже сегодня следует, что первоочередной задачей являются безопасность личности, уважение прав и свобод, что принципами деятельности являются законность, гуманизм, гласность. Значительные изменения претерпел Закон Российской Федерации «О милиции» [8]. Но деятельность практических служб зачастую регламентируется инструкциями и положениями, не содержащими терминологии права прав человека.
Таким образом, на наш взгляд, уместно добавить в качестве составной части профессиональной правовой культуры такой элемент, как культура защиты прав человека. Это актуально еще и потому, что наряду с прочно вошедшим в научный обиход правом прав человека вводятся и становятся объектом исследования такие категории, как «культура прав человека», «конституционное правосознание» [9]. Усложнение общественных отношений объективно требует введения новых элементов профессиональной правовой культуры сотрудника ОВД, их дробления. Полагаем, что в дальнейшем, в рамках исследования профессиональной правовой культуры, можно говорить о «культуре принятия решения, культуре исполнительной деятельности (выбор средств, приемов, способов)» и т.д. Через идеологию защиты прав человека неизбежно предстоит выделить «культуру властных полномочий и наименьшего вреда», «правовую воспитанность» [1, с. 443] как результат целенаправленной деятельности по формированию положительного облика правоохранителя.
Литература
1. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. М., 2008.
2. Арсентьева А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1996.
3. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.
4. Курицын В.М. Права человека и статус правоохранительных органов: Матер. симпозиума в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России // Государство и право. 1994. № 11.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.
6. Есипова И.А. Бездействие власти как форма нарушения прав граждан // Право как ценность и средство государственного управления обществом: Сб. науч. трудов. Волгоград, 2005. Вып. 2.
7. Есипова И.А. О правовой защите граждан от бездействия власти // Общество. Право. Власть: Межвуз. сб. науч. трудов. Ч. 1: Современные проблемы правовой реформы. Волгоград, 1997.
8. Закон Российской Федерации от 18 февраля 1991 года № 4510-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР. 1991. № 16.
9. Павленко Е.М. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.