Научная статья на тему 'О мерах по внедрению цифровизациина предприятиях цементной промышленности'

О мерах по внедрению цифровизациина предприятиях цементной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИНДУСТРИЯ4.0 / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕМЕНТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЦИФРОВОЙ ЗАВОД / GROWTH STRATEGY / INDUSTRY 4.0 / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / CEMENT INDUSTRY / DIGITAL FACTORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Е.В.

Oписываются важнейшие этапы и элементы, необходимые для комплексного и долгосрочного внедрения концепции «Индустрия 4.0» ключевой составляющей повышения технико-экономической эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Особое место уделяется новой стратегии развития цементных производств. Статья относится к тематике 05.02.22 Организация производств (по отраслям)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Measures to Introduce Digitalization Implementing in the Cement Enterprises

I describe the most important stages and elements necessary for the comprehensive and long-term implementation of the Industry 4.0 concept. It’s a key component in improving the efficiency of industrial production and an increase in the competitiveness of products. Industry 4.0 assumes the integration of modern information and communication technologies with production and automation equipment aimed at organizing and controlling the entire value chain throughout the entire production cycle of the product and services.I have considered five central levels of management for the full implementation of this concept and devoted a special place in the article to a methodological approach to implementing measures to introduce Industry 4.0. as a fundamentally new strategy for the development of cement production.

Текст научной работы на тему «О мерах по внедрению цифровизациина предприятиях цементной промышленности»

О мерах по внедрению цифровизации на предприятиях цементной промышленности

Описываются важнейшие этапы и элементы, необходимые для комплексного и долгосрочного внедрения концепции «Индустрия 4.0» — ключевой составляющей повышения технико-экономической эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Особое место уделяется новой стратегии развития цементных производств. Статья относится к тематике 05.02.22 Организация производств (по отраслям)

Е.В. Зайцева1

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», канд. техн. наук, доцент, zaytsevaEV11@yandeх.ru

ринципиально новым словом в области стратегического развития цементного предприятия стала концепция цифрового завода. Процедура разработки стратегии внедрения концепции Индустрия 4.0 включает в себя, как правило, три этапа: анализ фактического положения компании с точки зрения Индустрии 4.0 (стратегический уровень рассмотрения), постановка целей (тактический уровень) и реализация мероприятий по внедрению данной концепции (оперативный уровень рассмотрения). Третий этап является решающим при внедрении Индустрии 4.0. Так, многие компании достаточно легко находят области, которые можно оптимизировать, и намечают стратегические пути своего развития, но реализации поставленных целей не происходит. Это связано с тем, что возникают трудности выбора такого проекта из абстрактно сформулированных, который будет наиболее эффективным. Полноценная реализация данных целей связана с принятием соответствующих

мер на различных уровнях управления (рис. 1), что является достаточно сложной задачей [1].

Первый уровень — управление проектами. Объединяет все установленные и предпринимаемые меры в сфере процессов, ИТ-технологий, организации и персонала, этому уровню подчиняются остальные уровни. В данном случае под проектом понимается временная совместная работа специалистов компании, представляющих собой команду, направленную на достижение общих целей [2]. Причем команда должна быть кросс-функциональной, то есть должна состоять из ключевых экспертов разных функциональных областей. Наличие такой команды чрезвычайно важно при внедрении Индустрии 4.0, поскольку она обеспечивает:

► организацию и межотраслевую координацию постановки проблемы с учетом управления процессами, информационными технологиями, организацией и персоналом;

4.G, инновационные технологии, цементная промышленность, цифровой завод

Уровни управления, необходимые для полноценного внедрения Индустрии 4.0 [Management levels required for the full implementation of Industry 4.0]

► формулировку проблемы и определение ее границ;

► планирование сроков решения проблемы;

► контроль за решением проблемы и степенью достижения поставленных целей;

► проведение оценки технических рисков;

► проведение оценки результатов с точки зрения соотношения затрат и пользы.

Второй уровень — управление процессами связано с анализом бизнес-процессов, который позволит составить четкую картину того, какие процессы на предприятии требуют оптимизации.

Что касается предприятий цементной промышленности, то применение такой концепции должно охватывать всю производственную цепочку предприятия: добычу, переработку, производство, продажу и отгрузку. Без интегрированного подхода к производству предприятия могут упустить возможность повышения эффективности, производительности, доходности и быстрой адаптации к рынку.

Целью данного уровня является оптимизация режимов работы оборудования, оптимизация загрузки оборудования, логистическая оптимизация, повышение производительности и безопасности труда, улучшение прогнозирования спроса, повышение качества продукции и сокращение сроков вывода продукции на рынок. На этом этапе ранее сформированная кросс-функциональная команда совместно выделяет и приоритизирует направления деятельности, в которых целесообразно и наиболее выгодно произвести цифровые трансформации, направленные не только на совершенствование ИТ, но и на технологическое и организационное развитие. Управление процессами играет важную роль при внедрении Индустрии 4.0, так как представляет собой основу реализации стратегии концепции и обеспечивает четкое понимание целей, слабых сторон и взаимосвязей для всех участников.

Третий уровень связан с выбором, планированием и внедрением соответствующих технологий Индустрии 4.0 с целью создания так называемого цифрового двойника. Это преобразование осуществляется за счет использования киберфизических производственных систем, которое характеризуется и горизонтальным объединением различных информационных систем, и вертикальным объединением производственных систем на всех уровнях автоматизации, выходящим за границы предприятия [3]. Здесь важно из множества вариантов выбрать те инновационные технологии, которые являются оптимальными именно для конкретного предприятия и вида производства. Так, например, для цементной промышленности [4] — см. таблицу.

В настоящее время некоторые задачи уже успешно решаются за счет трансформаций процессов, модернизации и внедрения новых, поддерживающих их, программных продуктов. Например, в АО «Евроцемент груп» — это проведение мобильного мониторинга оборудования и внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами — CRM (Customer

Таблица

Основные этапы формирования цифрового цементного предприятия [Main stages of digital cement enterprise formation]

Основные этапы [Main stages] Ключевые результаты [Key results]

Организация автоматизированного (с участием человека) контроля и управления технологическими процессами производства (АСУ ТП) Управление основными операциями технологического процесса

Организация онлайн-мониторинга и диспетчеризация работы всех (критичных) производственных объектов (оборудование, рабочие места основных рабочих, сервисные службы и т.д.) Управление производством в реальном времени через стандартные рабочие процессы

Создание единого цифрового информационного пространства предприятия по всем производственным процессам — комплексная автоматизация всех сквозных цепочек бизнес-процессов (интеграция всех систем, хранение данных с разным уровнем детализации и дискретности, использование прогнозной аналитики, оперативное управление производством и т.д.) Управление цепями поставок

Внедрение новых моделей управления, основанных на поддержке жизненных циклов процессов Управление сервисом как неотъемлемой частью производства

42 АКТУАЛЫ_1АЯ Т1— МД Компетентность / Competency (Russia) 1/2020

DOI: 10.2441 1/1993-8780-2020-1-0107

Relationship Management). Мобильный мониторинг инспекций оборудования первого и второго уровня — это мировой тренд. Абсолютно все крупные компании, обладающие разветвленной системой производственных мощностей, успешно контролируют их состояние с использованием автоматизации и цифровизации. Причина тому — необходимость вдумчивого бережливого отношения к агрегатам и оборудованию, а также потребность в эффективном планировании ремонтов и снижении затрат на них в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке и общей нестабильности мировой экономики. Ни на одном российском предприятии цементной отрасли нет аналогов данной системы мобильного мониторинга оборудования, так как не все компании проводят настолько системные инспекции оборудования, а, кроме того, специальное программное обеспечение, используемое в компании, для ремонтных инспекторов является на сегодняшний день передовым. CRM позволяет собрать воедино все знания об уже существующих клиентах, чтобы выйти на качественно новый уровень взаимодействия с ними и выстраивать отношения с контрагентами.

Следует отметить, что экологический мониторинг является важной составляющей цифрового завода, поскольку наибольшей проблемой для цементного завода будущего может стать большой объем выбросов CO2, например при производстве [5] портландцемента. Уже сейчас организация «Инициатива по устойчивому развитию цементной промышленности» (Cement Sustainability Initiative, CSI) совместно с Международным энергетическим агентством (International Energy Agency, IEA) установили в качестве приемлемого целевого показателя на 2050 год выбросы в размере 370 кг СО2 на 1 т портландцемента [6]. Эта цель соответствует сценарию повышения температуры окружающей среды во всемирном масштабе к 2100 году на 2 °С. IEA и CSI согласны в том, что для ее достижения недостаточно

традиционных средств и потребуются специальные меры, позволяющие улавливать С02 из продуктов горения.

На этом этапе задачами кросс-функциональной команды являются составление детального переченя необходимых преобразований по каждому направлению, экспертное определение сроков внедрения изменений и необходимые ресурсы.

Четвертый уровень. На этом уровне речь идет об изменении иерархической структуры предприятия в связи с внедрением Индустрии 4.0. Организационная структура предприятия состоит из нескольких подразделений, при этом каждое отвечает за свое направление деятельности, например, маркетинг, развитие, производство и продажа. Такая структура характеризуется глубокой иерархией и большой ролью социального статуса для человека.

Несомненно, что с внедрением Индустрии 4.0 необходимо переосмыслить организационную структуру предприятия. В этом случае появляется новая структура — горизонтальная организация, плоская иерархия, а также ориентация на потребителя и бизнес-процессы [7]. Преимущества такой организации заключаются в оптимизации способов коммуникации, гибком учете важных для конкурентоспособности аспектов, а также совместном решении проблем.

Пятый уровень — оптимальное управление персоналом в контексте внедрения Индустрии 4.0. Производительность и успешность компании в значительной степени определяются работоспособностью ее сотрудников, следовательно, меры, направленные на повышение работоспособности и развития креативности персонала, имеют огромное значение [8].

Увеличение гибкости производства влечет за собой изменения в сфере управления персоналом, в частности изменения касаются:

► функций и обязанностей (изменение перечня должностных обязанностей);

► требований к компетенциям сотрудников. Как результат, значимость умственного труда выросла в разы и опла-

чивается по более высоким ставкам. Такое явление называют смещением технического прогресса в сторону тех, кто умеет работать с новыми технологиями;

► политики конфиденциальности, которая связана со свободным обменом информацией между информационными системами;

► графика работы вследствие изменений в производственном процессе.

Очевидно, что с приходом Индустрии 4.0 происходят изменения, нарушающие привычные, устоявшиеся процессы и формы организации. Именно такие изменения вызывают у сотрудников недоверие, а отчасти демотиви-руют их. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться специальной схемой управления изменениями, которая позволит эффективно решить вышеописанные трудности.

Одним из важных элементов цифро-визации должна стать единая база данных персонала. То есть нужно создать единую, сквозную «умную» базу данных, дающую максимальное представление о том, чем человек уже занимался, что он умеет, на каких проектах достиг

Список литературы

1. Внедрение и развитие Индустрии 4.0. Основы, моделирование и примеры из практики / под ред. Армина Рота. — М.: ТЕХНОСФЕРА, 2017.

2. Roth A. Konzeptions eines ganzheitlichen und langfristigen Performance Management: 5 Teildisziplinen als systematisierender Rahmen. Roth A. (Hrsg.): Ganzheitliches Performance Management: Unterneh-menserfolg durch Perspektiven i ntegration in ein Management Cockpit. Haufe-Lexware: München. — 2014. ISBN: 978-3-648-04935-8.

3. Merz S., Siepmann D. Industrie 4.0 — Vorgehensmodell für die Einführung; https://link.springer. com/chapter/ 10.1007/978-3-662-48505-7_3.

4. Zaytseva E., Agafonov V. The concept of establishing a digital industrial enterprise in the cement industry / International Conference Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. — Beijing. — 2019. — Part 2.

5. Клайн Дж. Проектирование цементного завода будущего. Часть 1 // Цемент и его применение. — 2018. — № 6.

6. Merz S. Die vierte industrielle Revolution kommt in der Wirklichkeit an. / Computerwoch, München: IDGB Business Media GmbH. — 2015. — 12.

7. CSI Roadmap; URL: https://www.wbcs dcemenl.org/index.php/publications.

8. Houlder D., Nicholson N. Strategy: how to shape the future of the business, Norwich: Format Publishing Ltd. — 2004. ISBN: 978-1903091-37-1.

наилучших результатов. Это позволит сформировать кросс-функциональные и кросс-площадочные группы в нестандартном карьерном планировании. В итоге будет разработан «цифровой портрет» всех сотрудников, чтобы принимать осознанные долгосрочные карьерные решения.

Таким образом, структурированное внедрение Индустрии 4.0 на предприятиях цементной промышленности возможно при соблюдении стратегических, тактических и оперативных аспектов. А для полноценной реализации цифрового предприятия необходимо сформировать специальные уровни управления, такие как: управление проектами, процессами, ИТ-технологиями, организацией и персоналом. Предприятия, которые изменят подход к производству и реализуют принципы Индустрии 4.0, значительно сэкономят материальные средства и повысят эффективность производства цементной продукции. В то же время цифровая трансформация позволяет скорректировать стратегии предприятия в соответствии с новыми реалиями и расширить ассортимент продукции и услуг. ■

Статья поступила в редакцию 20.12.2019

Компетентность

44 ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС ПО КАТАЛОГУ АГЕНТСТВА «РОСПЕЧАТЬ» 72 ПО ОБЪЕДИНЕННОМУ КАТАЛОГУ «ПРЕССА РОССИИ»

Kompetentnost / Competency (Russia) 1/2020 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-1-0107

On Measures to Introduce Digitalization Implementing in the Cement Enterprises

E.V. Zaytseva1, NUST MISIS, Assoc. Prof. Dr., zaytsevaEV11@yandex.ru

1 Associate Professor, Moscow, Russia

Citation: Zaytseva E.V. On Measures to Introduce Digitalization Implementing in the Cement Enterprises, Kompetentnost / Competency (Russia), 2020, no. 1, pp. 40-44. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-1-0107

key words

growth strategy, Industry 4.0, innovative technologies, cement industry, digital factory

Referenœs

I describe the most important stages and elements necessary for the comprehensive and long-term implementation of the Industry 4.0 concept. It's a key component in improving the efficiency of industrial production and an increase in the competitiveness of products. Industry 4.0 assumes the integration of modern information and communication technologies with production and automation equipment aimed at organizing and controlling the entire value chain throughout the entire production cycle of the product and services.

I have considered five central levels of management for the full implementation of this concept and devoted a special place in the article to a methodological approach to implementing measures to introduce Industry 4.0. as a fundamentally new strategy for the development of cement production.

1. Introduction and development of Industry 4.0. Fundamentals, modeling and examples from practice, ed. Armin Roth, Moscow, TECHNOSPHERE, 2017, 294 P.

2. Roth A. Konzeptions eines ganzheitlichen und langfristigen Performance Management: 5 Teildisziplinen als systematisierender Rahmen / Roth A. (Hrsg.), Ganzheitliches Performance Management: Unterneh-menserfolg durch Perspektivenintegration in ein Management Cockpit. Haufe-Lexware, München, 2014, pp. 29-48. ISBN: 978-3-648-04935-8.

3. Merz S., Siepmann D. Industrie 4.0 — Vorgehensmodell für die Einführung; https://link.springer. com/ chapter/10.1007/978-3-662-48505-7_3.

4. Zaytseva E., Agafonov V. The concept of establishing a digital industrial enterprise in the cement industry, Beijing, 2019, Part 2, pp. 12-18.

5. Kline J. Designing the cement plant of the future. Part 1, Cement and its application, 2018, no. 6, pp. 42-47.

6. Merz S. Die vierte industrielle Revolution kommt in der Wirklichkeit an., Computerwoch, IDGB Business Media GmbH, München, 2015, no. 12, pp. 30-33.

7. CSI Roadmap; https://www.wbcs dcemenl.org/index.php/publications.

8. Houlder D., Nicholson N. Strategy: how to shape the future of the business, Norwich, Format Publishing Ltd, 2004. ISBN: 978-1-903091-37-1.

НОВАЯ КНИГА

Зубков Ю.П., Новиков В.А.

Менеджмент качества и фундаментальные концепции совершенства модели EFQM

Конспект лекций. — М.: АСМС, 2019

Рассмотрена современная терминология в области качества, а также вопросы развития менеджмента качества за рубежом и в нашей стране. Проводится анализ этапов развития науки о качестве. Особое внимание уделено изложению принципов и методов менеджмента качества, принципам TQM, путям реализации процессного подхода и системных методов управления, а также постоянного улучшения деятельности на основе современных способов анализа и принятия решений.

В конспекте приведены особенности модели премий Правительства РФ в области качества и модели совершенства EFQM. В приложении проанализированы краткие исторические справки, описывающие практический вклад основоположников научного менеджмента качества.

По вопросам приобретения обращайтесь по адресу:

Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: info@asms.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.