Для каждого этапа i имитируются температура и осадки tik и dik. Tik и dik уточняют к - ю ситуацию. Нами разработан алгоритм преобразования получаемых из датчика случайных чисел равномерно распределенных значений в интервале от 0 до 1 в характеристики погодных условий (температуру и количество осадков) с использованием функций распределения этих характеристик для каждого этапа имитаций применительно к специфике нашей информации.
Tk = {ak } ; Tk = fk (tik,dik)
На основе выбора конкретной технологии выращивания культуры с учетом погодной ситуации рассчитываются соответствующие нормы выработки в к-й экономической ситуации Sk :
Sk = fk (Tk, tik, dik)
Для каждого этапа i в к-й ситуации определяются с учетом имеющихся ресурсов Rlи R затраты Zik на проведение технологических мероприятий Dk:
Zik = f3 (Tk, Sk, tik, dik, Rl, R2) Dik = f4 (Tk, Sk, tik, dik, Rl, Rl)
В результате имитации всего комплекса работ в к-й ситуации имеем массивы выходной информации Ck, Wk:
Ck = fk (Tk, Sk, tik, dik, Rl, Rl) Wk = fk (Tk, tk, dk, Rl, Rl)
Возможными критериями оптимальности выступают максимум валового сбора продукции W либо оптимальное соотношение площадей сортов выращиваемой культуры.
В нашем комплексе моделей модель 1 генерирует метеорологическую информацию на каждый день периода с апреля по сентябрь. Модель 1 определяет информационный вход моделей 2-4. Модель 2 в процессе функционирования имитирует технологический процесс выращивания культуры для случая, когда весна и лето сухие, является недетерминированной. Модель 3 имитирует технологический процесс возделывания культуры для случая, когда весна и лето имеют среднемного-летние метеохарактеристики. Модель 3 также является стохастической. Модель 4 в ходе эксперимента имитирует технологический процесс выращивания культуры для случая, когда весна и лето влажные, является недетерминированной. Модель 5 в процессе функционирования позволяет определить урожайность с учетом гидротермического коэффициента. В расчетном блоке происходит определение результативных экономических показателей.
Считаем, что предложенный комплекс моделей может быть использован при разработке рекомендаций по формированию стратегии стимулирования инновационной деятельности Брянского региона и мероприятий по оптимизации структуры регионального инновационного потенциала.
Innovative development of the Russian Federation due to the activities of the regions. The region is a complex dynamic stochastic system in which circulating flow processes. In modern conditions integrator ways and means of reducing risks in the management of innovative development of the region and act as information technology. System dynamics is an effective tool of management of innovative development of economy of the region through the use of simulation systems. Keywords: innovation; region, system dynamics; simulation
Список литературы
1. Инновационная Россия - 2020.-М.: Минэкономразвития России, 2010
Об авторе
Погонышева Д.А. - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой автоматизированных информационных систем и технологий Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
УДК 330.342.3
О МЕРАХ ПО СОКРАЩЕНИЮ ДЕФИЦИТА МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ
С.П. Прудников, И.Н. Прудникова, Е.П Прудникова
В статье сформулированы мероприятия по обеспечению финансовой стабилизации местных бюджетов на основе управления бюджетным дефицитом. Затрагиваются актуальные задачи, которые необходимо решить на уровне муниципалитетов с целью обеспечения первоочередных расходов местных бюджетов без наращивания дефицита бюджета
Ключевые слова: бюджетная политика, дефицит местных бюджетов, финансовая стабилизация
Одним из показателей исполнения соответствующего уровня бюджета является финансовый результат: дефицит, профицит или сбалансированность бюджета. В условиях замедления темпов экономического роста, сокращения ожидаемых бюджетных поступлений остро стоит вопрос безусловного исполнения социальных обязательств бюджетного характера, а также достижения тех параметров развития, которые установлены в основных направлениях бюджетной политики субъекта Российской Федерации и основных планах социально-экономического развития его территорий.
Экономика
371
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации трактует бюджетный дефицит как превышение расходов бюджета над его доходами. На практике бюджетный дефицит, как правило, это состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов, и ведущее к образованию отрицательного сальдо.
Одной из причин возникновения дефицита бюджета является недопоступление доходных источников в бюджет при необходимости планирования и безусловного исполнения расходных обязательств приоритетного характера. Поскольку исполнение социальных обязательств по-прежнему является безусловным приоритетом всех уровней бюджетов для обеспечения данного вида расходных обязательств, в том числе и органы местного самоуправления муниципальных образований, вынуждены идти на увеличение объема дефицита с последующим направлением на его финансирование источников средств.
Итоги 2014 финансового года показали, что исполнение консолидированного бюджета Брянской области по налоговым и неналоговым доходам к уточнённому плану составило 98,5 процента, таким образом, недопоступление платежей в бюджеты оценивается в сумме 415 млн.рублей (таблица 1).
Таблица 1
Основные характеристики исполнения консолидированного бюджета области в 2014 году, млн.рублей
Наименование показателя Исполнено в 2013 году Уточненный план на 2014 год Исполнено в 2014 году % исполнения Темп %
Доходы 44 916,9 49 244,2 46 899,2 95,2% 104,4%
в т.ч. налоговые и неналоговые 24 896,1 26 874,2 26 459,2 98,5% 106,3%
безвозмездные поступления 20 020,8 22 370,0 20 439,9 91,4% 102,1%
Расходы 48 678,5 51 317,9 47 731,6 93,0% 98,1%
Дефицит (-) Профицит (+) -3 761,6 -2 073,7 -832,4 40,1% 22,1%
Что касается исполнения местных бюджетов, то по итогам 2014 года также, по большинству муниципальных образований не удалось достигнуть исполнения бюджетных назначений. План бюджетов муниципальных образований по налоговым и неналоговым доходам исполнен на 98,6 процента или 6,9 млрд. рублей. К аналогичному периоду прошлого года темп составил 83,1% или в 2014 году поступило на 1,4 млрд. рублей меньше, чем в 2013 году, что обусловлено изменением состава и нормативов доходов в связи с переходом расходов в сфере дошкольного образования на региональный уровень.
Таблица 2
Информация о дефиците местных бюджетов (по плану) в 2013-2014 гг._
Наименование 2013 год (по плану) 2014 год (по плану) Увеличение дефицита в 2014 г. в % к 2013 г.
муниципального Дефицит бюджета, Процент дефицита, Дефицит бюджета, Процент дефицита,
образования тыс.руб. % тыс.руб. %
1. г.Брянск -465 577 -11,6% -625 760 -22,9% 134,4
2. Дятьковский р-н -25 439 -7,0% -762 -0,3% 3,0
3. г.Клинцы -83 893 -18,1% -80 482 -19,8% 95,9
4. г.Новозыбков -12 821 -4,1% -22 437 -8,6% 175,0
5. г. Сельцо -10 956 -11,7% -6 617 -8,6% 60,4
6. Брасовский р-н -2 121 -2,3% -2 556 -3,0% 120,5
7. Брянский р-н -72 797 -17,2% -53 606 -13,4% 73,6
8. Выгоничский р-н -3 043 -2,8% 2 534 2,0% -83,3
9. Гордеевский р-н -2 016 -3,8% -5 083 -8,9% 252,1
10. Дубровский р-н -569 -0,5% -7 754 -8,7% 1362,7
11. Жирятинский р-н -2 931 -7,0% -2 742 -6,8% 93,6
12. Жуковский р-н -21 411 -11,3% -9 322 -5,5% 43,5
13. Злынковский р-н -2 598 -4,0% -3 525 -6,0% 135,7
14. Карачевский р-н -9 430 -4,9% -10 337 -6,1% 109,6
15. Клетнянский р-н -1 398 -2,1% -3 608 -5,1% 258,1
16. Климовский р-н -6 745 -4,5% -4 168 -3,2% 61,8
17. Клинцовский р-н -10 932 -17,5% -7 544 -11,5% 69,0
18. Комаричский р-н -5 156 -6,4% -2 972 -4,0% 57,6
19. Красногорский р-н -4 694 -8,8% -1 804 -2,9% 38,4
20. Мглинский р-н -19 322 -31,3% -21 116 -25,1% 109,3
21. Навлинский р-н -6 985 -5,4% -13 425 -11,6% 192,2
22. Новозыбковский р-н -2 518 -6,8% -1 155 -3,7% 45,9
23. Погарский р-н -2 566 -1,5% -9 089 -6,0% 354,2
24. Почепский р-н -27 912 -10,3% -33 375 -15,5% 119,6
25. Рогнединский р-н -947 -2,6% -1 751 -4,5% 184,9
26. Севский р-н -11 529 -14,8% 7 572 7,7% -65,7
27. Стародубский р-н -3 217 -4,0% -8 139 -8,3% 253,0
28. Суземский р-н -6 230 -6,8% -1 564 -1,8% 25,1
29. Суражский р-н -3 020 -2,2% 649 0,6% -21,5
30. Трубчевский р-н -25 258 -14,3% -13 272 -9,1% 52,5
31. Унечский р-н -14 438 -6,2% -8 638 -3,9% 59,8
34. г.Фокино -3 574 -3,9% -1 497 -1,8% 41,9
36. г.Стародуб -10 335 -7,9% -20 236 -19,2% 195,8
Итого: -465 577 -11,6% -882 376 -10, % 189,5
Меньше 100 процентов сложилось исполнение плана налоговых и неналоговых доходов в 11 муниципальных образованиях области: в городах Брянске (97,8%) и Стародубе (92,7%), Дятьковском (99,9%), Брянском (95,7%), Дубровском (98,3%), Жуковском (98%), Мглинском (95%), Новозыбковском (98,7%), Погарском (99,2%), Почепском (94,8%), Суземском
(99,1%) районах.
Данные обстоятельства не могли не сказаться на увеличении дефицита местных бюджетов (таблица 2). Рост дефицита влечет за собой привлечение дополнительных источников заемных средств на погашение дефицитов бюджетов. Покрытие дефицитов бюджетов обеспечивается привлечением кредитов коммерческих банков, бюджетными кредитами и остатками средств на счетах.
Таким образом, в качестве исчерпывающих мер по сокращению дефицита бюджетов местных бюджетов в 2015 году и на последующие годы можно предложить следующие:
1. Меры организационно-управленческого характера.
Взаимодействие органов исполнительной власти Брянской области и органов местного самоуправления муниципальных образований на предмет рассмотрения вопросов исполнения местных бюджетов на протяжении финансового года с целью обеспечения сокращения дефицитов местных бюджетов. В ходе такого взаимодействия предлагается реализация на муниципальном уровне следующей системы мероприятий:
- проведение корректировки планов мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов;
- рассмотрение возможности выявления дополнительных источников доходов и имеющихся внутренних резервов местных бюджетов в части:
- инвентаризации муниципального имущества, земельных участков, выявления невостребованных участков, неиспользуемого имущества с целью их дальнейшей реализации;
- погашения задолженности по налогам, зачисляемым в местные бюджеты;
- усиления работы комиссии по налоговой базе и недоимке, проведения заседаний не менее 2 раз в месяц, в том числе с рассмотрением организаций и физических лиц, неуплачивающих полностью или частично налог на доходы физических лиц, осуществляющих незарегистрированную предпринимательскую деятельность, выплачивающих заработную плату работникам ниже среднеотраслевого уровня;
- увеличения ставок и отмены льгот по земельному налогу, уплачиваемому организациями, начиная с 2016 года.
2. Меры административно-директивного характера.
- разработка мероприятий по сокращению кредиторской задолженности местных бюджетов, недопущению образования «несанкционированной» кредиторской задолженности;
- проведение работы по оптимизации расходов местных бюджетов и реализации мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, с последующим внесением изменений в нормативные правовые акты о местных бюджетах.
3. Меры контроля.
- усиление контроля по недопущению принятия органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетных обязательств, необеспеченных назначениями, предусмотренными решениями о местном бюджете.
Дополнительными мерами по обеспечению сокращения дефицита местных бюджетов в ходе оказания дополнительной финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из областного бюджета должны стать:
- включение в текст соглашений, заключаемых между областным бюджетом и местными бюджетами, пунктов по сокращению дефицитов местных бюджетов;
- представление органами местного самоуправления муниципальных образований на согласование в органы исполнительной власти Брянской области проектов решений о внесении изменений в решения о бюджетах муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, выработанные меры по управлению бюджетным дефицитом в условиях необходимости финансовой стабилизации территорий позволят обеспечить сбалансированность бюджетов и умеренную долговой нагрузку с решением задачи постепенного выхода на бездефицитные бюджеты муниципальных образований.
Необходимо продолжить курс проведения бюджетной политики, выстроенной на принципах ответственности и предсказуемости, подходить к планированию бюджетных ассигнований на основе безусловного исполнения действующих расходных обязательств, исключая необоснованное принятие новых расходных обязательств. А также последовательное сокращение дефицита местных бюджетов, в том числе за счет оптимизации бюджетных расходов. Данные меры обеспечат сокращение количества кассовых разрывов местных бюджетов, в том числе обусловленных цикличными экономическими спадами.
The article sets out measures to ensure the financial stability of local budgets on the basis of control budget deficit. Topical tasks that need to be addressed at the municipal level to ensure priority expenditures of local budgets without increasing the budget deficit Keywords: fiscal policy, the deficit of local budgets, financial stabilization
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Прудников С.П., Прудникова Е.П. Межбюджетные отношения на субрегиональном уровне. Монография. - Брянск: ООО Ладомир, 2012. - 136 с.
Об авторах
Прудников С.П. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Прудникова И.Н. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,
irina060689@yandex. ru
Прудникова Е.П. - аспирант кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]