Научная статья на тему 'О механизмах реализации государственной научно-технической и инновационной политики'

О механизмах реализации государственной научно-технической и инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О механизмах реализации государственной научно-технической и инновационной политики»

О механизмах реализации

государственной научно-технической

и инновационном политики

1

А. В. Хлунов,

директор Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 г. разработана Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., направленная на формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 15 февраля 2006 г., протокол № 1, далее — Стратегия) в качестве основной своей цели определяет формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Основными принципами Стратегии являются:

★ концентрация ресурсов федерального бюджета, предназначенных для финансирования НИОКР;

★ расширение частно-государственного партнерства в сфере исследований и разработок и технологической модернизации экономики. Основными задачами достижения стратегической цели являются:

★ создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;

★ создание эффективной национальной инновационной системы;

★ модернизация экономики на основе технологических инноваций.

В целях реализации Стратегии разработан план мероприятий первого этапа (2006-2008 гг.).

1 Статья подготовлена на основе доклада на собрании научнопедагогической общественности, которое состоялось в Санкт-Петербурге 26 октября 2006 г.

Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-576) предусмотрено формирование и реализация Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации, а также периодичность их корректировки. Ожидаемые результаты реализации Стратегии:

★ создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке;

★ создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран;

★ технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.

Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки вырастет с 10% в 2007 г/ до 20% в 2015 г.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в научно-технологической сфере, включая консолидацию государственно-частных ресурсов в интересах построения инновационной экономики, проведена корректировка Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации (утверждены Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-843 и № Пр-842).

Работа по формированию и корректировке Приоритетных направлений и перечня критических технологий осуществляется в форме комплексного проекта, включая проведение научно-технологического прогноза, на регулярной основе с периодичностью один раз в четыре года (поручение Президента Рос-

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

сийской Федерации Поручение Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № Пр-655).

Согласно поручению Президента Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № Пр-1184 в I квартале 2007 г. будет разработан с участием представителей научного и предпринимательского сообщества долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г. с учетом тенденций развития мировой экономики.

В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. № 2473п — П7), определено, что политика Российской Федерации в области развития инновационной системы — составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках.

Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:

★ создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;

★ формирование инфраструктуры инновационной системы;

★ создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. № 1993-р утвержден План мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на

2005-2006 гг.

Сформулированы концептуальные подходы к решению системных проблем в области развития государственного сектора российской науки, определены цель, задачи, важнейшие направления государственной политики, и основные меры по их реализации.

Определены основные направления реформирования государственного сектора науки:

★ структурное (оптимизация имущественных комплексов организаций и инфраструктуры, оптимизация параметров организаций по структуре и численности, акционирование и приватизация организаций);

★ институциональное (реструктуризация количества государственных учреждений госсектора науки, применение новых организационно-правовых форм, формирование организаций со смешанной формой собственности);

★ финансовое (совершенствование программно-целевого подхода функционирования госсектора науки, оптимизация соотношений между базовым и программным финансированием);

★ управленческое (формирование целевых программ развития науки, технологий и техники, развитие системы мониторинга и контроля за результативностью деятельности госсектора науки, развитие системы статистической отчетности).

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина Минобрнауки России была разработана Программа модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки, одобренная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике.

Основными направлениями данной программы являются:

★ модернизация организационной структуры и системы управления академического сектора науки;

★ повышение бюджетной обеспеченности академического сектора науки;

★ модернизация механизмов финансирования академического сектора науки;

★ развитие механизмов управления государственным имуществом в академическом секторе науки. В рамках реализации указанной программы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 г. № 236 «О реализации в

2006-2008 гг. пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук». В результате реализации пилотного проекта оплата труда научных сотрудников к 2008 г. будет увеличена до 30 тыс. руб. при 20% сокращении их численности с учетом эффективности работы научных учреждений.

Разработаны виды, порядок и условия применения стимулирующих выплат, обеспечивающих повышение результативности деятельности научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук.

К основным видам надбавок относятся.

1. Надбавки стимулирующего характера научным работникам научных учреждений и научных центров Российской академии наук:

♦ по индивидуальным показателям результативности научной деятельности (ПРНД);

♦ за выполнение исследований по результатам конкурсов в рамках ведомственных целевых программ.

2. Надбавки стимулирующего характера руководителям научных учреждений.

3. Премиальные выплаты.

Индивидуальный ПРНД научных работников является суммой баллов:

★ за публикации в рецензируемых периодических журналах;

★ за монографии;

★ за участие в конференциях;

★ за разработку научно-образовательных курсов;

★ за патенты;

★ за руководство соискателями ученой степени и дипломниками.

Основным инструментом реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. является Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» (далее — Программа).

Основная цель Программы — развитие и реализация научно-технического потенциала Российской Федерации в соответствии с Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Программа утверждена Правительством Российской Федерации (постановление от 17 октября 2006 г. № 613).

Государственным заказчиком-координатором Программы утверждены Минобрнауки России, государственными заказчиками Программы — Роснаука, Рособразование и МГУ им. М. В. Ломоносова.

Объем финансирования мероприятий Программы за 2007-2012 гг. составит около 194,89 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе: объем средств федерального бюджета — 133,83 млрд руб. (НИОКР — 128,39 млрд руб., капитальные вложения — 5,44 млрд руб.); объем средств из внебюджетных источников — 61,06 млрд руб.

Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:

★ комплексность, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса;

★ концентрация ресурсов на критически значимых направлениях, включая развитие технологий, признанных наиболее перспективными;

★ последовательность и поддержка полного инновационного цикла, включая формирование непрерывного процесса (генерация знаний — трансформация знаний в опытные разработки — коммерциализация технологий);

★ софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий, которые могут иметь коммерческую направленность;

★ распределение бюджетных средств на конкурсной основе.

Структурообразующими функциональными элементами Программы являются следующие блоки мероприятий:

★ «Генерация знаний» (НИР с перспективой перехода в НИОКР).

★ «Разработка технологий» (НИОКР с перспективой коммерциализации полученных результатов).

★ «Коммерциализация технологий» (доведение до освоения промышленного производства новой и

усовершенствованной высокотехнологичной продукции, в том числе ВИП-проекты).

★ «Институциональная база исследований и разработок» (государственные капитальные вложения).

★ «Инфраструктура инновационной системы» (развитие инфраструктуры хранения и передачи новых знаний; развитие сети центров коллективного пользования; система демонстрации новых достижений).

Программой предусмотрено поисковое и нормативное средне- и долгосрочное прогнозирование развития научно-технической сферы, включающее в себя:

★ разработку и совершенствование методологии средне- и долгосрочного прогнозирования развития научно-технической сферы;

★ формирование и корректировку с помощью разработанного методического инструментария средне- и долгосрочного прогноза научно-технической сферы;

★ оценку соответствия уровня и результатов реализуемых проблемно-ориентированных поисковых исследований прогнозу развития научно-технической сферы.

В рамках Программы планируется проведение исследований по приоритетным направлениям, соответствующим Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:

★ живые системы;

★ индустрия наносистем и материалов;

★ информационно-телекоммуникационные системы;

★ рациональное природопользование;

★ энергетика и энергосбережение.

При реализации мероприятий блока «Разработка технологий» предусмотрено выполнение комплексных проектов, которые включают в себя опытно-конструкторские и опытно-технологические работы и должны обеспечивать эффективное использование результатов исследований при разработке передовых технологий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования.

Срок реализации комплексного проекта составит 2-3 года с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета 50-100 млн руб. в год, при этом доля внебюджетных источников составит не менее 25% от объема средств, затраченных на реализацию проекта.

В рамках государственных контрактов на выполнение комплексных проектов будут фиксироваться обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследования в хозяйственный оборот, могут быть предусмотрены расходы на патентование, а при возможности коммерциализации полученных результатов могут предусматриваться расходы на разработку соответствующих бизнес-планов, а также на услуги центров трансфера технологий.

Также планируется выполнение важнейших инновационных проектов государственного значения, формируемых на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и распределения между ними

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

рисков по их реализации. Проекты предусматривают реализацию цикла работ от создания нового инновационного продукта, до освоения промышленного производства и начала успешной реализации на рынке новой высокотехнологичной продукции. При этом будет обеспечено 5-кратное превышение объемов продаж созданной продукции относительно затраченных на каждый проект бюджетных средств.

Реализация Программы будет способствовать снижению доли сырьевого сектора в экономике страны; улучшению структуры экспорта за счет роста в нем доли высокотехнологичной продукции и повышению удельного веса высокотехнологичной продукции России на мировом рынке.

В частности, будут обеспечены: ежегодный вклад Программы в прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018-0,023 процентных пунктов, дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142150 млрд руб. за счет коммерциализации созданных передовых технологий, дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39-44 млрд руб., разработка 127-136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации.

Выполнение программных мероприятий внесет существенный вклад в развитие научной приборной базы научных организаций.

Средний возраст машин и оборудования организаций научной сферы, участвующих в реализации мероприятий программы снизится до 19 лет. Ввод нового оборудования в 2012 г. составит около 5%.

Будут вновь созданы 6-12 новых организаций обладающих приборной научной базой мирового уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, реализация Программы позволит создать новые рабочие места для 36,5-41 тыс. высококвалифицированных работников, а также привлечь к выполнению исследований и разработок 20-23,5 тыс. молодых специалистов.

В результате реализации Программы будут:

★ созданы основы для качественного изменения структуры российской экономики и перехода к модели устойчивого инновационного роста;

★ обеспечено ускоренное формирование научнотехнического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;

★ реализованы отдельные прорывные направления технологического развития;

★ обеспечен импульс к консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях технологического развития;

★ реализован потенциал отечественной науки, укреплен мировой статус Российской Федерации как научной державы;

★ оказано содействие формированию конкурентоспособного «ядра» сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня.

Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в образовании и науке является одним из ключевых направлений деятельности министерства. Основные цели и задачи, стоящие перед министерством в этой области, определены соответствующими положениями национальных стратегий развития образовательного и научно-технического комплексов России, внешнеполитическими установками руководства страны, касающимися отношений с соответствующими зарубежными странами, регионами и международными организациями, и вытекают из приоритетных стратегических целей деятельности министерства, одобренных Правительством Российской Федерации.

Это предполагает максимальное задействование потенциала и каналов международного сотрудничества в интересах реализации приоритетных направлений развития отечественной науки, технологий, повышения качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы, ускоренной генерации знаний, реализации национальных приоритетов в области науки, техники и важнейших инновационных проектов.

Одним из основных приоритетов многостороннего сотрудничества на современном этапе следует считать развитие контактов на европейском пространстве и, прежде всего, с Европейским Союзом.

Основные усилия в деятельности Министерства в этой части направляются на проработку вопросов, связанных с формированием общего пространства России и ЕС в сфере образования и науки в рамках утвержденной на высшем уровне в ходе саммита Россия-ЕС в мае 2005 г., так называемой, «дорожной карты» по формированию четвертого Общего пространства.

Важное значение в рамках этой стратегии придается обеспечению участия России в реализации принципов и положений Болонской декларации, предусматривающей создание Европейского пространства высшего образования.

Ключевыми вопросами развития сотрудничества России и ЕС в области науки и технологий на ближайшую перспективу определены предметное и конструктивное взаимодействие с Комиссией ЕС по обеспечению условий для полноформатного участия российских организаций в совместных технологических инициативах и технологических платформах в перспективных конкурентоспособных областях.

Это требует разработки и согласования с ЕС адекватных инструментов поддержки международного сотрудничества в новой седьмой Рамочной программе по исследованиям и технологическому развитию на 2007-2013 гг. с бюджетом 51 млрд евро, соответствующих идеологии формируемого четвертого Общего пространства.

Эти инструменты должны предполагать совместные объявления скоординированных конкурсов на реализацию исследовательских проектов в областях совпадения приоритетов, а также проведение совместной экспертизы и отбора проектов.

Важным вопросом обеспечения условий повышения эффективности взаимодействия по различным

областям НТС является формирование рабочих групп по приоритетных направлениям. Деятельность этих групп должна стать весомым дополнением к реализации идеи четвертого Общего пространства, поскольку посредством использования данного инструмента будет обеспечиваться учет взаимных приоритетов России и ЕС в деятельности программных комитетов по приоритетным направлениям 7РП и ФЦНТП, и, соответственно, в ежегодных соответствующих рабочих программах и публикуемых конкурсах.

В настоящий момент под эгидой Минобрнауки России созданы 4 рабочие группы в тех областях, где эта потребность реально назрела, в частности: по нанотехнологиям, пищевым биотехнологиям, здравоохранению, неядерной энергетики.

В рамках этих рабочих групп ведется активная проработка вопросов, связанных с возможностью объявления специализированных международных конкурсов по поддержке сотрудничества России и ЕС (как в 7РП, так и в российской федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.») уже начиная с 2007 г.

В рамках европейской программы поддержки международной мобильности научных и академических кадров («Программа Марии Кюри») Россия на сегодняшний день занимает второе (после Китая) место среди внешних к ЕС стран. В то же время поток ученых из государств ЕС для работы в наших научных центрах обоюдно признан явно не соответствующим имеющемуся потенциалу взаимодействия в этой сфере. В этой связи с Евросоюзом обсуждается комплекс мер по усилению мотивационной составляющей для европейских ученых ехать для научноисследовательской работы в Россию.

Минобрнауки России распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 1188-р поручена координация работ по созданию и развитию научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, а также соответствующих мероприятий федеральных органов исполнительной власти и организаций в интересах ускоренного формирования наноиндустрии в Российской Федерации.

Обеспечение мероприятий по развитию наноиндустрии показано на рис. 1.

В настоящее время разработана федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 20072010 гг. (далее — Программа наноиндустрии), финансирование программных мероприятий которой предусмотрено с 2007 г.

Реализация Программы наноиндустрии позволит за четыре года заложить отвечающую современным требованиям материально-техническую базу и обеспечить функционирование составляющих инфраструктуры национальной нанотехнологической сети на основе ускоренного технического перевооружения ведущих научно-промышленных организаций в области нанотехнологий и наноматериалов. Важней-

шим мероприятием Программы наноиндустрии является поставка ряду ведущих вузов современного нанотехнологического научного оборудования российского производства с целью повышения уровня подготовки кадров для российской наноиндустрии.

Вопросы развития нанотехнологий в Российской Федерации рассмотрены на заседании Правительства Российской Федерации 7 сентября 2006 г. Одобрена позиция Минобрнауки России, в соответствии с которой выполнение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ финансируется в рамках федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.», «Национально-технологическая база» на

2007-2011 гг.

Ускоренное развитие работ в области нанотехнологий и наноматериалов обеспечит реализацию стратегических приоритетов Российской Федерации, изложенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.

Важнейшим направлением инновационного развития экономики России является государственночастное партнерство, в основе которого лежат принципиально новые отношения между бизнесом и государством, когда государственная власть и бизнес выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняя друг друга.

Ключевым фактором для развития государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях является создание мотивации у бизнеса вкладывать средства в проведение исследований и разработок, модернизацию существующих и создание новых производств, основанных на конкурентоспособных инновационных решениях, а также создание стимулов у научных организаций к поиску путей партнерства с корпоративным сектором экономики. Этого можно добиться только при экономической заинтересованности всех участников партнерства.

Важнейшим условием технологической модернизации является формирование спроса на новые технологии в российском корпоративном секторе и сти-

Наноиндустрия

Программа ФЦП «Исследо- ФЦП ФЦП

координации вания и разра- «Национальная «Развитие

работ ботки технологическая инфра-

в области по приоритетным база» на 2007- структуры

нано- направлениям 2011 гг. нано-

технологий развития научно- индустрии

и нано- техноло ги ческо го Реформиро- в Российской

материалов комплекса вание оборонно- Федерации»

в Российской России промышленного на 2007-

Федерации на 2007-2012 гг.» комплекса 2010 гг.

Рис. 1. Обеспечение мероприятий по развитию наноиндустрии

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

мулирование технологического экспорта. Корпоративный сектор играет ключевую роль в конкретизации приоритетов технологического развития и в формировании проектов и программ их реализации.

В целях развития механизмов обеспечения комплексности и целенаправленности усилий государства и частного бизнеса по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу, поддержку совместных исследований на доконкурентной стадии, стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР, развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития Минобрнауки России разработало и представило в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке координации научных исследований и разработок гражданского назначения, финансируемых за счет средств федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в федеральной собственности, направленных на реализацию Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также критических технологий Российской Федерации».

Вузовская наука

Вопросы модернизации системы высшего образования, повышения эффективности интеграционных процессов в научно-образовательном комплексе России требуют особого внимания к проблемам вузовской науки, являющейся органичной частью национального научного потенциала, базой подготовки специалистов для высокотехнологичных секторов экономики. Наука высшей школы может стать мощным инновационным ресурсом развития страны. Она должна обеспечить взаимосвязь ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого реагирования на потребности в кадрах по актуальным для страны научным направлениям, наукоемким технологиям и производствам; развитие интеллектуальных способностей будущих специалистов и ученых; воспроизводство научных школ.

Учитывая как мировой опыт, так и особенности организации науки и образования в России, решение данной задачи потребует реализации комплекса многоуровневых программных и институциональных мероприятий. Конечной целью этих инициатив является обеспечение высокого уровня и опережающего характера подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по приоритетным направлениям науки, технологий и техники, а также повышение эффективности научных исследований.

Конечной целью развития вузовской науки является обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной инновационной системы России на основе эффективного использования

научного потенциала вузов для подготовки высококвалифицированных специалистов, развития фундаментальных исследований и создания перспективных инноваций.

Меры по развитию вузовской науки должны обеспечивать:

★ повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке кадров;

★ активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, а также передачи технологий в реальный сектор экономики; привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образовании;

★ повышение качества образования и подготовки научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий, практическим опытом участия в научных исследованиях, полученным в процессе обучения.

Финансирование научной деятельности высшей школы из средств федерального бюджета в настоящее время идет в основном по трем направлениям: в виде ассигнований на содержание подведомственных учреждений, по государственным контрактам на исследования и разработки от министерств и организаций, в виде грантов государственных бюджетных фондов. Предполагаемые изменения принципов финансирования, в основном, касаются сметного финансирования вузовской науки. В частности, должна быть преодолена наметившаяся в последние годы тенденция уменьшения доли финансирования высшей школы в средствах федерального бюджета на науку гражданского назначения. Кроме того, в соответствии с бюджетным Посланием Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в

2005 г.» следует усилить использование программноцелевого метода, в том числе — при проведении исследований за счет ассигнований на содержание подведомственных учреждений. Данный подход полностью согласуется с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.», одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249.

Меры государственной поддержки развития вузовской науки должны быть сосредоточены на следующих направлениях:

1. Формирование сбалансированной структуры бюджетных средств с использованием следующих инструментов:

♦ введение системы средне- и долгосрочного бюджетного планирования научных исследований при одновременном усилении роли и совершенствовании процедур конкурсного отбора научно-исследовательских программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

♦ формирование системы финансирования, состоящей из двух частей: базовой и проектной. Базовое финансирование — это часть ассигнований на содержание подведомственных учреждений, выделяемых всем имеющим на то право получателям на внеконкурсной основе, предназначенная обеспечивать зарплату основного персонала (профессорско-преподавательского состава, участвующего в выполнении НИР, научных сотрудников и иного персонала, состоящего в штате учреждений), а также приобретение оборудования, поддержку уникальных инфраструктурных объектов высшей школы и дальнейшее развитие инфраструктуры вузов для выполнения ими своих основных функций по проведению исследований, подготовке кадров высшей квалификации, переподготовке специалистов. Объемы базового финансирования должны основываться на периодической оценке результатов исследований и могут корректироваться раз в 3-5 лет, например, в рамках трехлетнего цикла бюджетного планирования или на очередных этапах реализации отраслевой стратегии развития науки и инноваций. Целесообразно производить выделение базового финансирования в основном на проведение фундаментальных исследований.

Проектное финансирование включает в себя оставшуюся часть ассигнований на содержание подведомственных учреждений, выделяемую на конкурсной основе в рамках программно-целевого подхода, и рассматривается как основа селективной поддержки исследований, осуществляемых наиболее дееспособными коллективами и отдельными учеными. При финансировании научных проектов необходимо обеспечить концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях науки, техники и технологий, укрупнение тематики исследований и разработок и переход к формированию комплексных проектов. Такой подход должен ощутимо изменить структуру и механизмы бюджетной поддержки науки в пользу конкурсного, целевого и адресного финансирования, когда значительная часть средств бюджета, как это принято в мировой практике, выделяется на конкурсной основе. Конкурсные процедуры необходимо осуществлять, принимая во внимание сроки утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.

Предполагается, что доля проектной части ассигнований на содержание подведомственных учреждений год от года будет увеличиваться. Кроме этого, необходимо активизировать участие организаций высшей школы в выполнении на конкурсной основе государственных контрактов на исследования и разработки от министерств и организаций, а также грантов государственных и международных фондов. Проектная часть, выполняемая подведомственными учреждениями вне рамок федеральных целевых программ и грантов, должна финансироваться вышестоящей организацией на основе сметы доходов и расходов.

2. Увеличение абсолютных и относительных объемов финансирования вузовской науки на основе конкурсного отбора и внешней экспертизы. В рамках базового финансирования предполагает-

ся предусмотреть последовательное увеличение финансирования фундаментальных исследований высшей школы, опережающее финансирование исследований, проводимых в научно-образовательных центрах, необходимость развития которых поставлена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. в качестве приоритетной задачи, а также проектов молодых преподавателей, ученых и аспирантов. Кроме того, нужно обеспечить приоритетное финансирование научных проектов, направленных на совершенствование образовательного процесса.

3. Финансирование необходимой для развития вузовской науки инфраструктуры из средств федеральных и ведомственных целевых программ. Для этого предлагается предусмотреть следующие мероприятия:

♦ оснащение научным и учебно-лабораторным оборудованием;

♦ строительство библиотек, учебно-лабораторных корпусов, аспирантских и стажерских кампусов для иногородних молодых аспирантов, преподавателей и ученых;

♦ совершенствование информационной базы вузовской науки и обеспечение доступа к современным сетевым ресурсам.

На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшемся 17 октября 2006 г. в Зеленограде, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил необходимость разработки системы мер, направленных на расширение научно-исследовательской деятельности в университетах и университетских центрах, в высших учебных заведениях, на развитие их материально-технической базы, на привлечение иностранных специалистов высокой квалификации, на развитие преподавательской и исследовательской деятельности на основе долгосрочных контрактов.

Подготовка специалистов является основным видом деятельности вузов и представляет собой сложный процесс, включающий в себя, в том числе и проведение научных исследований.

В настоящее время растет спрос на специалистов, не требующих дополнительной подготовки к выполнению своих профессиональных обязанностей. Более плодотворно такая подготовка может осуществляться в случае ее проведения совместно с бизнес-структурами, в рамках конкретного заказа на специалистов. Вместе с тем более высокие научные результаты в вузах имеет сегодня совместное с бизнес-сообществом финансирование научных исследований.

Это обстоятельство планируется учитывать при изменении существующей ранее системы распределения финансовых средств на научные исследования в вузах. В первую очередь преимущество будут иметь вузы, активно проводящие научные исследования и имеющие определенные положительные результаты, активно привлекающие к их финансированию бизнес-структуры, а также готовые использовать полученные результаты научных исследований для внедрения в производство.

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 г.)» сформирована с целью реализации единой научно-технической политики Минобрнауки России, развития научного потенциала высшей школы и обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета.

Программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 г.)» разработана в соответствии с «Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239.

Реализация программы «Развития научного потенциала высшей школы (2006-2008 г.)» предусмотрена предложениями Минобрнауки России «Об изменениях принципов финансирования научных исследований в высшей школе Федерации» (отправлено в Правительство Российской Федерации 22 марта 2005 г. № МОН-П-336) и осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки России от 26 августа 2005 г. № 223.

Программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 г.)» включена в доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минобрнауки России на 2006-2008 г. и направлена на решение тактической задачи «Интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров».

В программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 г.)» реализуются проекты, направленные:

★ на проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук;

★ содействие программной и институциональной интеграции науки и высшей школы; поддержку инфраструктурных преобразований в высшей школе;

★ развитие международного научно-образовательного сотрудничества;

★ поддержку прикладных исследований в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования;

★ поддержку стажировок аспирантов, молодых ученых и преподавателей в ведущих российских и зарубежных научных центрах в рамках международных программ.

Программа «Развитие научного потенциала высшей школы (20062008 г.)» структурно состоит из следующих мероприятий:

★ Мероприятие 1. «Проведение фундаментальных исследований в рамках тематических планов».

★ Мероприятие 2. «Проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук. Научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры вузовской

науки».

★ Мероприятие 3. «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования».

В 2006 и 2007 гг. будет проведен мониторинг выполнения проектов, выполняемых в рамках программных мероприятий. К его проведению будет привлечено около 500 экспертов, большую часть из которых составят эксперты Российской академии наук.

Финансирование научно-исследовательских работ вузовского сектора науки

В 2005 г. вузы и научные организации выполнили 47249 научных работ на общую сумму 15,19 млрд руб., из которых 31,0% составили средства федерального бюджета, 65,2% — внебюджетные средства; 3,8% — средства субъектов федерации, местных бюджетов.

Анализ распределения объемов научных исследований и разработок по источникам финансирования в 2005 г. (рис. 2) показывает, что почти 52% (51,6%) работ выполнялось из средств российских хозяйствующих субъектов, 31,1% из средств федерального бюджета, а 3,8% из средств субъектов федерации и местных бюджетов. При этом 15,3 % средств выделено Рособразованием, 8,2% — Роснаукой, 3,9% — министерствами, другими агентствами, службами, РАН, отраслевыми академиями, 3,7% — РФФИ и РГНФ.

Распределение объемов финансирования исследований по источникам получения средств за последние 6 лет иллюстрирует рис. 3. Здесь можно отметить стабильный достаточно высокий процент (свыше 51%) финансовой поддержки хозяйствующих субъектов, произошел незначительный рост привлечения финансовых средств за счет других источников. Объем финансирования научных исследований и разработок вузов и научных организаций из федерального бюджета за прошедшие шесть лет увеличился в 3,4 раза. Но если эти объемы сопоставить с общим финансированием вузов из федерального бюджета, то полученные проценты свидетельствуют о том, что идет постоянное снижение объемов финансирования науки (рис. 4).

Рис. 2. Распределение объемов научных исследований и разработок по источникам финансирования в 2005 г.

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рособразование (Минбразования) ^^Роснаука (Минпромнауки) Субъекты федерации, ^ Хозяйствующие Другие источники

местный бюджет субъекты

Рис. 3. Распределение объемов научных исследований и разработок по источникам получения средств

Доля средств, выделенных из федерального бюджета Рособразованием (Минобразованием) в общем объеме финансирования исследований и разработок, в 2000-2005 гг. составляла от 15,3 до 23,5%, доля средств по договорам с хозяйствующими субъектами в 2000-2005 гг. составляла от 46,5 до 51,6%. Доля средств субъектов федерации, местных бюджетов за период 2000-2005 гг. колебалась от 2,3 до 4,3%. Доля средств, выделенных Рособразованием (Минобразованием), в общем объеме выполненных исследований уменьшалась на 8,1% при увеличении абсолютных объемов финансирования Рособразованием (Минобразованием) в 2,1 раза.

Доля средств, выделенных из федерального бюджета Роснаукой (Минпромнаукой) в общем объеме финансирования исследований и разработок в 20002005 гг. составляла от 7,8 до 8,2%, причем с 2001 г. по 2004 г. произошло уменьшение финансирования практически в 2 раза. И только в 2005 г. Роснаука увеличила финансирование в 2,3 раза. Соотношение долевого участия в финансировании научных исследований и разработок Рособразованием (Минобразованием) и Роснаукой (Минпромнаукой) показано на рис. 5.

За 2005 г. вузы и научные организации выполнили 26336 работ по договорам из средств российских хозяйствующих субъектов на сумму в 7,9 млрд руб. Среднегодовой объем финансирования одной НИР — 297,9 тыс. руб., который вырос по сравнению с 2000 г. в 2,8 раза.

Показатели, характеризующие распределение объема финансирования научных исследований и разработок вузов и научных организаций из средств хозяйствующих субъектов по годам показаны на рис. 6.

Анализ приведенных данных показывает, что если характер исследований и разработок, выполненных за счет средств федерального бюджета достаточно полно отражает соотношение средств, выделенных Рособразованию по подразделам Бюджетной классификации 01 11 — фундаментальные исследования и 07 08 — прикладные исследования, то в характере исследований и разработок по договорам из средств хозяйствующих субъектов наметилась тенденция на увеличение доли объемов финансирования экспериментальных разработок, что может свидетельствовать о стремлении хозяйствующих субъектов все больше выделять средства на получение научной продукции.

Частно-государственное партнерство

Развитие кооперационных связей вузовского сектора науки и сектора прикладной науки, а также реального сектора экономики позволили целому ряду технических вузов Российской Федерации активизировать деловое взаимодействие с бизнесом, процессы коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, а также передачу технологий в реальный сектор экономики. Это, в свою очередь, привело к значительному увеличению доли внебюджетных средств в общем финансировании вузов. На рис. 7 показаны 10 вузов России, у кото-

Рис. 4. Распределение объемов научных исследований и разработок вузов из федерального бюджета по годам

Рис. 5. Финансирование научных исследований и разработок

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

Наименование вуза Общий объем финансирования Объем внебюджетного финансирования %

Казанский государственный технологический университет 299581,70 285517,30 95,31

Московский авиационный институт (государственный технический университет) 355583,40 253076,30 71,17

Южно- Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) 238607,20 193048,80 80,91

Тюменский государственный университет 190788,20 184427,20 96,67

Саратовский государственный технический университет 205630,00 180628,90 87,84

Таганрогский государственный радиотехнический университет 182025,90 148779,70 81,74

Рис. 6. Распределение объема финансирования научных исследований и разработок вузов и научных организаций из средств хозяйствующих субъектов по годам

рых привлеченные (внебюджетные) средства составили 50-90% от общего финансирования научно-исследовательских работ. Среди них следует отметить особо шесть вузов, которые привлекают 70-90% внебюджетных средств от общего объема финансирования (табл. 1).

Сегодня экономическая ситуация в России принципиально иная, чем была еще несколько лет назад. У нас появились сильные конкурентоспособные предприятия и финансовые группы мирового уровня. По объему инвестиций Россия выходит на одно из ведущих мест в мире.

В настоящее время прорабатывается целый ряд крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов. Реализуются программы технико-технологического перевооружения предприятий — и прежде всего в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на транспорте, в оборонно-промышленных отраслях.

Сегодня очень важно партнерство науки, образования и бизнеса. Одним из механизмов такого партнерства могут быть совместные межгосударственные

Таблица 1

Вузы, у которых привлеченные (внебюджетные) средства составили 70-90% от общего объема финансирования НИР

Рис. 7. Десять вузов с наибольшими объемами финансирования НИР

исследовательские центры и проблемные лаборатории, которые нацелены на решение конкретных задач. Такая система исследовательских центров и проблемных лабораторий, нацеленная на решение совершенно конкретных задач, может быть вполне эффективной, обеспечивая тесное взаимодействие университетов, академических институтов, частного бизнеса и государственных научных центров.

Необходимы эффективные механизмы софинан-сирования бизнесом и государством новых проблемных лабораторий и исследовательских центров, работающих на ключевых направлениях технологического развития. Следует расширять возможности частного финансирования деятельности центров и лабораторий с использованием средств, выделяемых в рамках действующих федеральных целевых программ.

Нужны налоговые преференции для участников инновационной цепочки. Необходимы такие подходы в налоговой политике, которые бы в целом стимулировали инновационную деятельность.

При подготовке к заседанию Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. Минобрнауки России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России были поддержаны следующие изменения:

1. Увеличение норматива отчислений налогоплательщиков с 0,5 до 1,5% на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (262 НК РФ).

2. Внесение дополнений в статью 251 НК РФ, в части установления порядка, при котором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается целевое финансирование в виде средств, полученных из различных фондов поддержки научных исследований. При этом перечень таких фондов, порядок регистрации и критерии будет устанавливаться постановлением Правительства Российской Федерации.

3. Введение коэффициента ускоренной амортизации для научных, образовательных и инновационных организаций (статья 259 НК).

4. Расширение перечня расходов, которые налогоплательщики, применяющие упрощенную систе-

му налогообложения, могут принимать к вычету при исчислении единого налога (статья 346.16 НК РФ). В частности, расходы на патентование и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

5. Предлагается расширить круг субъектов использующих льготы по налогу на добавленную стоимость, включив любые организации выполняющие НИОКР, при этом только для указанных организаций уточнив перечень видов деятельности входящих в состав НИОКР (статья 149 НК). На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 17 октября 2006 г. были рассмотрены актуальные вопросы реализации курса государства на технологическую модернизацию наукоемких отраслей экономики и развитие производства конкурентоспособной инновационной продукции и стимулирования для этого различных форм интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности предприятий и организаций государственного и предпринимательского секторов. Президент Российской Федерации В. В. Путин, подводя итоги заседания Совета отметил, что для успешного взаимодействия необходимо разработать комплекс мер, направленных на формирование и развитие партнерства государства и бизнеса в области науки, образования и технологий.

В этой ситуации необходимо создать все возможные политические, экономические и административные условия, чтобы такой громадный инновационный, инвестиционный потенциал в конечном итоге конвертировался в технологическое обновление отечественной промышленности.

Чтобы мотивировать бизнес к инновациям, необходимо создавать адекватные правовые, экономические, налоговые механизмы, всячески содействовать развитию инновационной инфраструктуры.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров

Важнейшим направлением современной государственной политики в сфере науки и технологий является интеграция высшего образования, науки и наукоемкого производства с целью приоритетного развития научных исследований и инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанных на знаниях. В связи с этим первоочередными проблемами, на решение которых должна быть направлена совместная деятельность высшей школы, академической и отраслевой науки, становятся проблемы воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации.

Аспирантура и докторантура, являясь основой воспроизводства и наращивания интеллектуального потенциала страны, ее научной элиты, функционирует в 640 высших учебных заведениях и 833 научных организациях, число которых неуклонно растет (рис. 8). В настоящее время в аспирантуре и докто-

1332 1334 1323 1332 1338 1357 1362 1393 1416 1441 1452 1473 І________________________________________I ^1-*• ♦ ‘

477

506

522

527

538

553

565

587

598

614

621

64С

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 □ Высшие учебные □ Научно-исследовательские —♦— Всего заведения институты

Рис. 8. Число организаций, ведущих подготовку аспирантов

Рис. 9. Численность аспирантов, человек

рантуре проходят подготовку более 142, 8 тыс. аспирантов и около 4,3 тыс. докторантов.

Анализ состояния системы подготовки научнопедагогических и научных кадров позволяет констатировать, что, наряду с значительным ростом контингента аспирантов и докторантов (рис. 9) (за последние десять лет контингент аспирантов в государственных вузах и организациях увеличился почти в 2,3 раза), в последние годы отмечается ряд негативных тенденций:

★ результаты диссертационных исследований к защите представляют в среднем по стране 30% выпускников аспирантуры и докторантуры;

★ высока доля аспирантов, выбывающих до окончания срока обучения без представления диссертации (до 30% от приема);

★ объемы и структура подготовки научных кадров не отвечают задачам политики страны в области науки, технологий и техники.

В существующем виде система подготовки научных кадров не справляется со своей основной функцией кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей научно-технической сферы и высшей школы. В период 1995-2005 гг. численность пер-

Рис. 10. Персонал, занятый исследованиями и разработками

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

Рис. 11. Структура распределения контингента аспирантов по научным отраслям в 1995 и 2005 гг.

сонала, занятого исследованиями и разработками в научных организациях Российской Федерации, сократилась на 22,7%, а исследователей — на 24% (рис. 10). Полностью укомплектованы исследовательскими кадрами 48,7% (1733) организаций, то есть каждая вторая организация в академической, отраслевой и вузовской науке. В научных организациях России, выполняющих исследования и разработки, сегодня не хватает примерно 175,2 тыс. человек, то есть 21,3% от общей численности персонала, занятого в 2005 г. исследованиями и разработками.

Налицо значительное старение научных кадров, причем как в научных организациях, так и в вузовском секторе науки, которые за последние годы смогли успешно осуществлять свою деятельность в рыночных условиях (здесь средний возраст исследователей — 46,7 лет), так и в тех организациях, чья научная работа полностью зависит от ассигнований из государственного бюджета (средний возраст исследователей — 49,5 лет).

Если такая тенденция старения кадров сохранится, то к 2015 г. средний возраст российских докторов наук составит 70 лет, а кандидатов наук — 56 лет.

За последние годы заметно изменилось распределение аспирантов и докторантов по отраслям наук — за последние годы значительно более высокими темпами растет контингент по социально-гуманитарным дисциплинам (рис. 11).

Можно констатировать, что выделяемые за счет средств федерального бюджета места для подготовки научных и научно-педагогических кадров не соотносятся с прогнозируемыми потребностями науч-

Рис. 13. Распределение лицензированных образовательных программ ППО по отраслям наук (2002-2005 гг.)

Рис. 12. Распределение численности исследователей и контингента аспирантов по отраслям наук

ной, инновационной и образовательной сферы государственного подчинения (рис. 12), а также с реальными возможностями трудоустройства выпускников в соответствии с полученной квалификацией.

Государство за счет средств налогоплательщиков через институт аспирантуры часто поддерживает имитацию научной деятельности во многих вузах и научных организаций. Наличие аспирантуры для многих из них становится едва ли не единственным фактором демонстрации научной активности. Политика значительного числа вузов в сфере ППО нацелена на умножение перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка аспирантов, в том числе, специальностей, далеко отстоящих от основного профиля научной деятельности вуза. Особенно активно открываются аспирантуры по специальностям социально-гуманитарного профиля, пользующихся спросом на рынке образовательных услуг (рис. 13). Во многих технических и технологических университетах количество аспирантов — гуманитариев составляет около 30%. Этот факт сам по себе не является констатацией низкого или высокого качества подготовки аспирантов по непрофильным для вуза специальностям, однако наводит на мысль о необходимости диагностики и мониторинга научного потенциала вуза и потенциала подготовки кадров высшей квалификации по конкретным научным направлениям.

Основные средства федерального бюджета на подготовку научных кадров должны выделяться ведущим исследовательским университетам, научным коллективам и отдельным ученым по результатам мониторинга научного потенциала и качества подготовки научных кадров. При этом функционирование аспирантуры должно быть «привязано» к финансированию науки. С учетом укрупнения тем и объемов НИР это позволит постепенно избавиться от балласта и сконцентрировать ресурсы на поддержке аспирантур в творчески активных научных коллективах.

Существенным фактором, снижающим качество подготовки аспирантов, является снижение уровня подготовки выпускников высшей школы, пополняющих ряды аспирантов. По-видимому, данную проблему нельзя решить лишь с помощью сокращения числа бюджетных мест и усиления конкурсного отбора.

Проблема, несомненно, глубже и связана она, в том числе с отсутствием преемственности образовательных программ высшей школы и аспирантуры.

В целях сохранения и развития конкурентоспособной системы воспроизводства знаний как предпосылки ускоренного развития российской экономики в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 января 2005 г. Пр-27 (п. 3) Минобрнауки России совместно с РАН подготовило предложения по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации. В качестве первоочередных мер по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации было предложено осуществить приведение нормативной правовой базы ВАК в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, Регламентом Правительства Российской Федерации, обеспечить повышение требований, предъявляемых при защите результатов диссертационных исследований и повышение уровня открытости информации о выносимых на защиту диссертационных исследованиях, провести реструктуризацию сети диссертационных советов и аспирантур.

В настоящее время вышли постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 227 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ян-

варя 2002 г. № 74» и № 228 «О внесении изменений в Положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 194». Минобрнауки России издало приказы № 177 от 3 июля

2006 г. «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки» (зарегистрирован в Минюсте России 10 августа 2006 г. № 8142) и № 226 от 13 сентября 2006 г. «Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации».

В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации по докладу Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию о воспроизводстве кадров в научно-образовательной сфере от 4 августа 2006 г. (№ Пр-1321) распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2006 г. № 1303-р утвержден состав Межведомственной рабочей группы, на первом заседании которой 16 октября 2006 г. был утвержден План мероприятий по вопросам эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров, межведомственной координации мер государственной поддержки и социальной защиты кадров государственного сектора науки и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.