Научная статья на тему 'О МЕХАНИЗМАХ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МОНГОЛИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУ ХОВД АЙМАКОМ МОНГОЛИИ И АЛТАЙСКИМ КРАЕМ РФ)'

О МЕХАНИЗМАХ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МОНГОЛИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУ ХОВД АЙМАКОМ МОНГОЛИИ И АЛТАЙСКИМ КРАЕМ РФ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА / РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дэлэгням Нямаа

В статье рассмотрены особенности приграничного сотрудничества России и Монголии в сфере повышения интереса к русскому языку и российскому образованию на примере Ховд аймака Монголии и Алтайского края России. Автор останавливается на основных направлениях, способствующих повышению интереса монгольских учащихся к русскому языку с использованием механизмов в рамках деятельности Центра русского языка при Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Ховд аймаке Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MECHANISMS OF INCREASING INTEREST IN RUSSIAN LANGUAGE IN MONGOLIA (ON THE EXAMPLE BETWEEN THE KHOVD AIMAG OF MONGOLIA AND THE ALTAI TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article examines the features of cross-border cooperation between Russia and Mongolia in order to increase interest in the Russian language and Russian education using the Khovd aimag of Mongolia and the Altai Territory of Russia as examples. The author emphasizes the main directions that contribute to increasing the interest of Mongolian students in the Russian language using mechanisms within the framework of the activities of the Russian Language Center at the Russian Centre of Science and Culture (RCSC) in the Khovd aimag of Mongolia.

Текст научной работы на тему «О МЕХАНИЗМАХ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МОНГОЛИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУ ХОВД АЙМАКОМ МОНГОЛИИ И АЛТАЙСКИМ КРАЕМ РФ)»

Теория и методика профессионального образования Theory and methodology of professional education

Научная статья

УДК 37.

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-70-78

О МЕХАНИЗМАХ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МОНГОЛИИ (на примере между Ховд аймаком Монголии и Алтайским краем РФ)

Нямаа Дэлэгням

Алтайский государственный университет; Центра русского языка при Российском центре науки и культуры (РЦНК)

в Ховд аймаке Монголии г.Улан-Батор, Монголия dpo18@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности приграничного сотрудничества России и Монголии в сфере повышения интереса к русскому языку и российскому образованию на примере Ховд аймака Монголии и Алтайского края России. Автор останавливается на основных направлениях, способствующих повышению интереса монгольских учащихся к русскому языку с использованием механизмов в рамках деятельности Центра русского языка при Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Ховд аймаке Монголии.

Ключевые слова: сотрудничество, образование, русский язык, Центра русского языка, Российский центр науки и культуры.

Для цитирования: Нямаа Дэлэгням. О механизмах повышения интереса к русскому языку в Монголии (на примере между Ховд аймаком Монголии и Алтайским краем РФ). Педагогика: история, перспективы. 2021. Том.4 № 1. с. 70-78 DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-70-78

Original article

ON MECHANISMS OF INCREASING INTEREST IN RUSSIAN LANGUAGE IN MONGOLIA (on the example between the Khovd aimag of Mongolia and the Altai Territory

of the Russian Federation)

Delegnam Nyamaa

Altai State University; Russian Center for Science and Culture (RCSC) in the Khovd Aimag of Mongolia

Ulaan-Baatar, Mongolia dpo18@yandex.ru

Annotation: The article examines the features of cross-border cooperation between Russia and Mongolia in order to increase interest in the Russian language and Russian education using the Khovd aimag of Mongolia and the Altai Territory of Russia as examples. The author emphasizes the main directions that contribute to increasing the interest of Mongolian students in the Russian language using mechanisms within the framework of the activities of the Russian Language Center at the Russian Centre of Science and Culture (RCSC) in the Khovd aimag of Mongolia.

Keywords: cross-border cooperation, education, Russian language, Russian Language Center, Russian Centre of Science and Culture.

For citation: Delegnam Nyamaa. On mechanisms of increasing interest in Russian language in mongolia (on the example between the Khovd aimag of Mongolia and the Altai Territory of the Russian Federation). Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4 no. 1. PP. 70-78 (In Russ.).

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-70-78

В даной статье нами были рассмотрены примеры приграничного сотрудничества России и Монголии в сфере образования на примере Ховд аймака Монголии и Алтайского края РФ, основные направления, способствующие механизму повышения интереса учащихся к русскому языку и мероприятия разного рода их формы, оказавшие и оказывающие положительные влияния в изучений русского языка» в рамках деятельности Центра русского языка при РЦНК в Ховд аймаке.

Приграничное сотрудничество является самой неотъемлемой частью и одной из приоритетных направлений социалььно-экономического развития и наиболее результативной формой реализации двусторонних отношений. Монголии и Российской Федерации.

Общая протяженность границ Российской Федерации с Монголией составляет 3485 км. Приграничными с Монголией регионами являются Республики Алтай, Тыва, Бурятия и Забайкальский край1.

С правовой точки зрения основа приграничных отношений России и Монголии базируется на «Соглашение о сотрудничестве приграничных аймаков Монголии и Республик, областей, краев Российской Федерации» (2000г.)

На наш взгляд в расширении приграничного сотрудничества для Ховд аймака большую роль играет Международный координационный совет «Наш общий дом - Алтай», вернее «Большой Алтай». Это первый проект по трансграничному региональному сотрудничеству. Соглашение о создании МКС «Наш общий дом - Алтай» было подписано в 2003 году.

С российской стороны в них вовлечены Алтайский край и Республика Алтай, с казахской - Восточно-Казахстанская область, с монгольской - Баян-Ульгэй и Ховд аймаки, с китайской - Алтайский округ СУАР, КНР2.

В приветственном слове официального сайта «Алтай трансграничный»: его секретарь Б.В.Ларин отметил, что МКС «Наш общий дом - Алтай» - это уникальная межрегиональная организация, которая не имеет аналогов в Центральной Азии3...

Между Алтайским краем РФ и Ховд аймаком Монголии можно привести довольно яркие примеры сотрудничества последних 15 лет, которому дал сильнейший толчок официальный визит в Алтайский край в 2005 году бывшего Губернатора Г.Нямдаваа (губернаторство его было с 2004-2012гг), во время которого был подписан Протокол намерений о сотрудничестве между Алтайским краем РФ и Ховд аймаком Монголии.

Для Западного региона Монголии одним из запомнивщихся событий стала первая "Региональная олимпиада по русскому языку" в г.Ховде, проведенная в 2009 году по инициативе Губернатора при поддержке Посольства РФ в Монголии, СМОД, Монгольской ассоциации МАПРЯЛ и с участием делегации с кафедры русского языка и восточного языкознания ФМКФиП Алтайского государственного университета. Именно во время данного авторитетного мероприятия был создан первый кабинет русского языка в общеобразовательной средней школе №6, в рамках проекта фонда Русский мир.

Автору очень приятно, что победителем данной олимпиады стала ученица из Увс аймака Ч.Будьханд, возглавляющая сейчас Центр русского языка при РЦНК. Сегодня она тоже присутствует на этом форуме и энергично работает в родном аймаке по продвижению русского языка и российского образования.

Характерно, что в последние 15 лет заметно восстанавливаются не только экономические, образовательные, культурные и туристические контакты в рамках МКС «Наш общий дом - Алтай», но и все теснее становится личное общение русских и монголов, напрямую, между приграничныим регионами такие как Республика Алтай и Алтайский края РФ через Чуйский тракт - самую живописную трассу России.

Главную роль в приграничном сотрудничестве в области высшего образования играют ведущие вузы АлтГУ, АлтГТУ, Институт культуры и дизайна края, ГАГУ Республики Алтай, чьи плоды дали заметные результаты в подготовке монгольских кадров.

Мы бы хотели в кратце остановиться на примере сотрудничества Алтайского государственного университета с Ховд аймаком в области образования и преподавания русского языка в монгольской аудитории. Началось оно в 2007 году.

На базе данного университета за последние больше 10 лет неоднократно проводились Курсы повышения квалификации и страноведческая практика студентов - филологов ХоГУ и обучающие семинары для учителей русского языка Западной Монголии, которые показали эффективность работы с преподавателями русского языка и литературы и позволяет шире распространить культурное и образовательное влияние на учащихся, на молодежь.

Кроме того, с 2010 года было реализовано несколько проектов в рамках международного Фонда «Русский мир»; РГНФ, ФЦП и Государственной программы, проведены полевые и лингвокультурологические исследования и международная олимпиада по русскому языку и литературе «Изучаем русский - узнаем Россию» среди учеников средних школ и студентов вузов в регионе Большого Алтая.

Реализация данных проектов вызывает большой интерес у учашихся, молодёжи и учителей Ховд аймака и сыграла важную роль для повышения интереса к русскому языку. Это свидетельствует то, что количество участников проекта 4 раза увеличилось, по сравнению с запрошлыми годами.

Самым последним ярким примером можно считать проект Лингвокульту-рологический онлайн-кластер «Русские на страницах мировой истории и культуры», который реализуют АлтГУ совместно с Центром РЯ при РЦНК в Ховд аймаке, участинками которого являются учащиеся общеобразовательных средних школ г.Ховд, учителя русского языка аймака, студенты ХоГУ.

Данный проект осуществляется по трем смысловым блокам:

1. Технические, научные, экономические достижения России в мире

Лекции преподавателей Алтайского государственного университета; Великий русский изобретатель Иван Ползунов, Михаил Калашников: человек и автомат, Герман Титов: второй космонавт мира.

2. Культурные достижения России.

Лекции преподавателей Алтайского государственного университета: История Алтайского края: Русский «магнат» Акинфий Демидов, Колывань камнерезная, Царица ваз (Большая Колыванская ваза), Старообрядчество на Алтае, Словарь национальностей Алтайского региона, Барнаульская история: пожар 1917г и др.

3. «Славные люди России».

Выдающиеся деятели культуры Алтайского края (лекции преподавателей Алтайского государственного университета; иллюстративные фото-, аудио- и видеоматериалы): Василий Шукшин: биография, фото, рассказы, фильмы, Валерий Золотухин: биография, фото, фильмы, Николай Рерих: биография, фото, картины.

Роберт Рождественский: биография, фото, стихи, Михаил Калашников: биография, фото. Планируются мероприятия: очный и/или дистанционный тест «Знаю и люблю русский народ», дистанционная викторина-игра, дистанционный лингвистический квест «Алтайский край - это родина всемирно известных людей»4.

В настоящее время, огорчает тот факт, что молодежь приграничных государств несмотря на исторические контакты, часто не располагает достаточнои информациеи о России. Так как данный проект будет играть большую роль в

знаний русского языка и культуры русского народа не только учащихся, молодёжи, но и учителей русского языка.

Необходимо отметить, что на разных площадках Ховд аймака было организовано множество мероприятий разной формы с совместно с ведущими вузами такие как АлтГУ, АлтТГУ Алтайского края и ГАГУ Республики Алтай по продвижению русского языка и русской культуры в рамках проектов ФЦП РФ.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что у нас очень хороший опыт работы по обучению в ВУЗах и ССУЗах Алтайского края. По общему количеству в последние годы обучаются студенты из ХоГУ в Техническом университете им Ползунова по программе 2+2, два студента в АГУ и Институет культуры и дизайна окончил один студент, которые получили право на бесплатное обучение от Правительтва РФ.

Согласно протоколу намерений между Алтайским краем и Ховд аймаком видное место занимало обучение учащихся в Средних специальных учебных заведениях края из Ховд аймака. Студенты окончили по специальностям бухгалтерии, дошкольного образования, туризму и по строительству. А один из выпускников в настоящее время обучается в Казаньском архитектурном университете по квоту Правительства РФ.

Сегодня русский язык является родным для 170 млн. человек. На нём говорят более 160 народов и национальностей России. Родным он также является для 30 млн. человек, проживающих вне России. В мире 180 млн. человек изучают русский язык, что свидетельствует о его непреходящей значимости для мировой ци-вилизации5.

Видный политический деятель, экс министр образования Великобритании Жастинг Грининг о российском образовании отметил в интервью ВВС ТУ: «Давно реализована образовательная система советского времени в общеобразовательную программу Западных стран. и наши учащиеся, занимающиеся лучшими учебниками российских известных авторов учатся успешно и качество образования в Англии повысилось в два раза»6.

В последние годы не только в Монголии, но в Ховд аимаке заметно вырос интерес к русскому языку. О роли русского языка на современном этапе на разных заседаниях не только регионального, но и международного уровня как XII заседании МКС «Наш общии дом-Алтаи» в г.Белокурихе с участием Госдумы РФ и «Рос-сииско-Монгольскии форум-2016» в г.Новосибирске.

Прежде чем, как в кратце остановиться на основных механизмах, способствующих интересу к русскому языку в Ховд аймаке, хочу напомнить, что как раз в эти дни с 25 ноября по 10 декабря на базе Российского центра науки и культуры (РЦНК), прилагающий большие усилия по повышению интереса к русскому языку у молодёжи и продвижению русского языка в Монголии, проводится Национальная Выставка-презентация образовательных услуг «РОССИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА-2020» в столице нашей страны.

Каждый год из 168 стран 300 тыс молодых людей приезжают учиться в 766 вузы России. А для нашей страны в 2021-2022 учебном году выделяются 550 квот на бесплатное обучение в российских престижных вузах.

После подписания Договора об открытии филиала Центра русского языка при РЦНК в Ховд аймаке 29 мая 2017 года прошло немного времени. За это время было проделано немало работы в филиале Центра русского языка при РЦНК в Ховд аймаке.

Уровень знания русского языка в аймаке Ховд было намного ниже среднего уровня по стране. А с открытием центра интерес к русскому языку заметно повышен. Самое главное важнейшим преимуществом данного центра является то, что учащиеся не только имеют возможность повысить уровень знания русского языка, но и то что для них открывается хорошая возможность бесплатного обучения в России и получения мирового образования. Это доказано тем, что в прошлом году право на бесплатное обучение в Российских престижных вузах получили четыре учащихся из Ховд аймака, которые прошли курсы по русскому языку в у нас в Центре.

В ноябре 2017 года организованы Дни российско-монгольской дружбы в Ховд аймаке. В рамках дней Центр русского языка при РЦНК в Ховд аймаке совместно с Департаментом по образованию, культуре и искусству аймака и Алтайским государственным университетом, вернее с кафедрой РКИ провел ряд мероприятий по популяризации русского языка и российского образования в регионе.

Особой популярностью пользовались конкурсы среди учащихся школ аймака "Кто лучше поет по-русски" и "Лучший чтец". Филиалом и Алтайским университетом проведена олимпиада по русскому языку среди старшеклассников.

В работе Дней активно участвовали не только средние школы города Ховд, но и Ховдский университет, который успешно организует "Круглый стол для русистов" и "Неделю русского языка", ставшие уже традицией.

В рамках Дней одна из ведущих специалистов по древним языкам Сибири Алтайского госуниверситета Т.И.Злобина провела мастер-класс «На чём писали славяне» с учителями русского языка и старшеклассниками по древнерусской культуре и фрагментам фольклора с объяснением фразеологизмов в русских мультипликационных фильмах.

В ноябре 2018 года в Ховд аймаке с участием Посольства РФ в Монголии СМОД, Института комплексных исследований Алтая, были подведены итоги Дней российско-монгольской дружбы и сотрудничества -2018, праздника русского языка и русской культуры с участием аймаков Баян-блгий, Увс, Гоби-Алтай, Завхан. а также представители ведущих вузов Алтайского края, как Алтайского государственного университета и Алтайского государственного технического университета.

В течение 2-х дней в школе-лаборатории №2 аймака были проведены зональная олимпиада по русскому языку среди выпускников общеобразовательных школ, конкурс "Лучший русист" среди преподавателей русского языка пяти аймаков, смотр-конкурс исполнителей стихов и песен на русском языке, а также Фестиваль выпускников советских/российских вузов.

В рамках мероприятий Дружбы состоялась торжественная церемония подписания и.о. руководителя представительства Россотрудничества в Монголии Т. Будаевой и менеджером школы-лаборатории №2 Намсрай Сэрээнэндорж Договора дарения с передачей школе учебной и учебно-методической литературы, аудиоматериалов, таблиц и портретов русских писателей и поэтов.

После Дней российско-монгольской дружбы и сотрудничества -2018 и Праздника русского языка и русской культуры директора школы № 6 и «Цаст Алтай» проводившие большие работы с учащимися старших классов и с их родителями по организации курсов изучения русского языка, побывали с официальным визитом в Российском центре науки и культуры для подписания Договора дарения и передачи учебно-методической литературы в данные школы.

11-12 марта 2019 года по инициативе Центра русского языка при РЦНК в Ховд аймаке совместно с Департаментом по образованию и культуре аймака при поддержке Губернатора Ховд аймака впервые в истории приграничного сотрудничества Монголии и России успешно прошла «Российская образовательная выставка-2019». Для участников Выставки свои образовательные программы представили ведущие вузы и ссузы Алтайского края, Республики Алтай и Республики Тыва: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет имени Ползунова», Алтайский институт культуры, «Горно - Алтайский государственный университет» из, ФГБОУ ВО «Тывинский государственный университет», «Кызыльский педагогический колледж».

В рамках Выставки-ярмарки были организованы также встречи на других площадках, заложившие фундамент дальнейшего их сотрудничества, были подписаны Договора о сотрудничестве между Комплексной школой «Цаст Алтай» г. Ховда и Алтайским государственным институтом культуры, общеобразовательной средней школой с. Буянт и ТывГУ, проведены переговоры между Ховдским политехническим колледжем и АлтТГУ и АГАУ, встреча представителей Алтайского государственного института культуры с молодым коллективом Музыкально-драматического театра Ховд аймака по вопросам дальнейшего сотрудничества.

В этом году она была запланированная второй раз у нас в Ховд аймаке. Но очень жаль, что, препятствует глобальная пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, стремительно распространяющаяся на все континенты планеты.

Кроме того Филиал филиале Центра русского языка при РЦНК в Ховд аймаке активно занимается организацией других значимых мероприятий в г.Барнаул, г.Горно-Алтайск и г.Новосибирск, такие как отдых детей в Детские оздоровительные лагеря Алтайского края, участие молодёжи в научных конференциях, обмен делегациями и установка контактов между общеобразовательными средними школами. повышение квалификации учителей русского языка и страноведческую практику студентв ХоГУ на базе АлтГУ и АлтТГУ.

Филиалом Центр русского языка проведена большая организационная работа по информированию о запуске с 20 марта 2020 года Российским центром науки и культуры (РЦНК) в Улан-Баторе с монгольским телеканалом UBS ТВ масштабного телевизионного конкурса русской песни «Наша песня» и направлена видеоматериалы участников школ Цаст Алтай и школы №2 г. Ховд. Исполнители заняли песнями военной тематики7.

В рамке 75 летнего юбилея Победы Великой отечественной войны наш Центр подготовил видеоматериал 1997г, празднования Дня Победы -театрализированное представление студентов - филологов Ховдского государственного университета совместно с Ховд ТВ.

В конце хотим подчеркуть, что 2020 год был особым годом для нашего Центра РЯ при РЦНК. Торжественно вручая, диплом за I место в конкурсе среди Центров РЯ при РЦНК, вымпел, комплект учебно-методической литературы и аудиовизуальных пособий, а также денежное вознаграждение от спонсора-компании «Жи энд Эй Майнинг», руководитель представительства Россотрудничества в Монголии Амгалан Базархандаев отметил нашу высокую работоспособность и профессионализм8.

А так же за успешные результаты по упрочению роли и важности изучения русского языка за последние три года начальник Департамента по образованию, культуре и искусству Ховд аймака рекомендовала дать финансовые расходы на проведение крупных мероприятий по линии ЦРЯ при РЦНК для внесения в бюджет Департамента по образованию, культуре и искусству Ховд -аймака на 2021 год.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. StudentBooks URL: www.studentbooks.net (дата обращения: 05.12.20).

2. Барабанов О. Большой Алтай: проект трансграничного регионального сотрудничества на стыке Центральной Азии и Сибири // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 5 (23). - С. 78

3. Altaiinter URL: http://www.altaiinter.info (дата обращения: 01.12.20)

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»; ведомственная целевая программа Министерства просвещения РФ «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации», подпрограмма «Совершенствование управления системой образования». Лот 2.9. «Формирование интереса к изучению русского языка посредством знакомства с жизнью и достижениями величайших деятелей науки и культуры России». Проект:Лингвокультурологический онлайн-кластер «Русские на страницах мировой истории и культуры». Соглашение № 073-15-2020-2590, 23 ноября 2020 г.

5. Русский язык в зарубежной России. М., 2007. С. 5.

6. Edurussia URL: www.edurussia.mn (дата обращения: 05.12.2020)

7. Российский центр науки и культуры в Улан-Баторе URL: www.mng.rs.gov.ru (дата обращения: 05.12.2020)

REFERENCES

1. StudentBooks. Available at: URL: www.studentbooks.net (accessed: 05.12.20).

2. Barabanov O. Bolshoy Altay: the project of cross-border regional cooperation at the junction of Central Asia and Siberia / / Central Asia and the Caucasus. - 2002. № 5 (23). P. 78. (in Russian)

3. Altaiinter. Available at: URL: http://www.altaiinter.info (accessed: 01.12.20)

4. State program of the Russian Federation "Development of education"; departmental target program of the Ministry of education of the Russian Federation "Sci-

entific-methodological, methodical and staffing of teaching the Russian language and the languages of the peoples of the Russian Federation" sub "management education". Lot 2.9. "Formation of interest in the study of the Russian language through acquaintance with the life and achievements of the greatest figures of science and culture of Russia". Project:Linguoculturological online cluster "Russians on the pages of world history and culture".(in Russian) Agreement No. 073-152020-2590, November 23, 2020

5. Russian language in foreign Russia. Moscow, 2007. p. 5. (in Russian)

6. Edurussia. Available at: URL: www.edurussia.mn (accessed: 05.12.2020)

7. Russian Center of Science and Culture in Ulaanbaatar. Available at: URL: www.mng.rs.gov.ru (accessed: 05.12.2020) (in Russian)

Информация об авторе: Дэлэгням НямаА доктор (Ph.D), доцент, Алтайский государственный университет; Директор Центра русского языка при Российском центре науки и культуры (РЦНК) в Ховд аимаке Монголии г. Улан-Батор, Монголия dpo18@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Delegnam Nyamaa, Doctor (Ph. D), Associate Professor at Altai State University, Director of the Russian Language Center at the Russian Center for Science and Culture (RCSC) in the Khovd Aimag of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia dpo18@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 05.12.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 17.02.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.02.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.