УДК 94(470.638) Фоменко Владимир Александрович
кандидат исторических наук, доцент, заведующий сектором археологии Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований
О МАВЗОЛЕЯХ ХVШ В. В ДОЛИНЕ РЕКИ ПОДКУМОК
Аннотация:
В статье публикуются малодоступные для современного исследователя данные об адыгских и абазинских каменных мавзолеях XVIII в. в районе Пятигорья. Особое внимание уделено описанию двух мавзолеев, расположенных в долине реки Под-кумок, по рисункам, сделанным первым архитектором города Пятигорска - Джузеппе Бернар-дацци и опубликованным кавказоведом Л.И. Лавровым. Предпринята попытка связать эти памятники с существовавшими здесь в первой половине XIX в. селениями. Сделан вывод о том, что мавзолеи исследуемого периода являлись памятниками адыгской феодальной знати.
Ключевые слова:
Северный Кавказ, Пятигорье, XVIII в., адыги, абазины, мавзолеи, мусульманские кладбища, река Подкумок, Джузеппе Бернардацци, Л.И. Лавров, Ашабовы, Трамовы, Махуковы.
Fomenko Vladimir Aleksandrovich
PhD in History, Assistant Professor, Head of Archeology Sector, Kabardino-Balkarian Institute for Liberal Arts Researches
CONCERNING THE XVIII CENTURY MAUSOLEUMS IN THE PODKUMOK RIVER VALLEY
Summary:
The article deals with the data difficult of access for modern researchers concerning with Adyghe and Aba-zin stone mausoleums of the XVIII century in the vicinity of Pyatigorye. Particular attention is paid to the description of the two mausoleums, located in the valley of the river Podkumok, according to the drawings made by the first architect of the city of Pyatigorsk -Giuseppe Bernardazzi and published by the researcher of Caucasus L.I. Lavrov. The author attempts to connect these monuments with the settlements existing in that area in the first half of the XIX century. It is concluded that the mausoleums of the studied period are the monuments of Adyghe feudal lords.
Keywords:
North Caucasus, Pyatigorye, XVIII century, Adyghe, Ab-azins, mausoleums, Muslim cemeteries, Podkumok river, Giuseppe Bernardazzi, L.I. Lavrov, Ashabovs clan, Tramovs clan, Makhukovs clan.
С XVII столетия с усилением влияния Крымского ханства в Центральном Предкавказье [1, с. 220-228; 2] распространяется ислам [3, с. 171-172]. Уже в XVIII в. значительная часть населения Кабарды исповедовала эту религию. На смену языческим курганным некрополям пришли мусульманские кладбища. Адыгские и абазинские кладбища XVIII - середины XIX вв. в районе Пятигорья можно условно разделить на две группы: мавзолеи и рядовые кладбищенские поля с каменными стелами или без них [4, с. 53]. Сохранились сведения о существовании в долине реки Подкумок в окрестностях современного города Ессентуки нескольких каменных мавзолеев, построенных в XVIII столетии.
Так, в своих заметках путешественник П.С. Паллас, посетивший Пятигорье в конце XVIII в., пишет: «Дорога простиралась на юг вдоль берега Подкумка у подножия гор. Здесь мы видели несколько могил абазин и черкесов на возвышенностях вдоль долины: все они были из камня, сложенного в виде полого куба, и все они имели на каждом из углов широкие столбы, увенчанные изображением человеческой головы» [5].
Более детальная информация по двум мавзолеям XVIII в. из окрестностей Ессентуков была найдена и кратко введена в научный оборот кавказоведом Л.И. Лавровым [6; 7, с. 56-57, 79-80].
Леонид Иванович Лавров опубликовал рисунки двух мавзолеев, зафиксированных до 1829 г. первым архитектором города Пятигорска (до 1830 г. - Горячие Воды) Джузеппе Бернардацци, хранившиеся в архиве известного ученого П.И. Кеппена [8, с. 946-948].
Эти каменные постройки, находившиеся ранее в долине Подкумка между современными Ессентуками и Кисловодском, вероятно, аналогичны адыгским и абазинским намогильным памятникам, описанным П.С. Палласом.
В своде эпиграфических памятников, составленном Л.И. Лавровым, говорится, что на одном из упомянутых мавзолеев, некогда стоявшем в 6 км от города Ессентуки, по дороге в город Кисловодск, была надпись: «Умерший, получивший прошение. / Этот камень Анзура / б. Башука, да простит Аллах / их обоих! 1155. 1155 г. х. = 8.Ш.1742-24.11.1743 г.» [9, с. 56-57].
В том же своде Л.И. Лаврова сказано, что на втором упомянутом мавзолее, находившемся ранее в 6 верстах влево от дороги из Горячих Вод к Кисловодску, была надпись: «Умерший, получивший прощение, / Исмаил б. А [слева] шаба, да простит Аллах! / [справа] да сделает рай жилищем
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 17)
его! / 212». На стоящем каменном надгробии рядом с мавзолеем: «Умерший, / получивший прощение / Исмаил / б. Ашабе, / да простит Аллах / их обоих! Аминь. / 212». Дату следует считать 1212 г. х., то есть она совпадает с предыдущей [10, с. 79-80]. 1212 г. х. приходился на 1797-1798 гг.
Судя по арабским надписям, в мавзолеях были похоронены Анзор Махуков (в надписи фамилия искажена - Башук) и Исмаил Ашабов.
Махуковы - одна из дворянских фамилий Кабарды, имеющая абазинское происхождение [11, с. 33]. Махуков-аул был обозначен на карте 1842 г. между Ессентукской и Кисловодской станицами, то есть недалеко от мавзолея А. Махукова [12].
Фамилия «Ашабов», видимо, имеет абазинское происхождение (Ачба) [13, с. 10]. Территориально ближайшим к мавзолею И. Ашабова населенным пунктом в начале XIX в. был Трамов аул [14, с. 51]. Интересно, что западная часть селения Малка в Кабарде до сих пор носит название Ашабово (Ашэбей). Здесь также выделяется часть селения под названием Трамэкъуажэ, основанная выходцами из аула Трамова на Куме в 1827 г. [15, с. 70-71].
Пятигорским краеведом М.И. Рыбенко было установлено, что расположение каменных построек, зарисованных Дж. Бернардацци, совпадает с расположением в этом районе погребальных памятников золотоордынского времени (ст. Белый Уголь, ст. Скачки), исследованных А.П. Руничем в 50-60-х гг. XX в. Находки здесь керамики золотоордынского времени и особенно характерных кирпичей с синей поливой («мамайский кирпич») позволяют утверждать, что эти мавзолеи были построены в XIV в. [16, с. 262-265; 17. с. 229-239].
Это совпадение неслучайно. В исламе мавзолеи часто возводились над могилами святых. Эти памятники также являются святыми местами. Обычно вокруг могил святых образуются кладбища, так как святой может помочь тем, кто находится рядом с ним, попасть в рай [18, с. 42, 83, 200-201]. Очевидно, мусульманские святыни - мавзолеи ордынской знати, построенные в XIV в. в районе Пятигорья, продолжали использоваться как кладбища адыгской и абазинской знати в последующее время, о чем свидетельствуют надписи и постройки XVIII в., зафиксированные архитектором Дж. Бернардацци.
Наземная часть упомянутых нами мавзолеев XIV и XVIII вв. близ Махукова и Трамова аулов была разобрана казаками при строительстве станицы Ессентукской во второй половине 1820-х гг. [19, с. 238].
Мавзолеи долины реки Подкумок наиболее близки территориально и хронологически мавзолеям Кабарды. Неслучайно два описанных выше памятника известный этнограф Л.И. Лавров рассматривал вместе другими кабардинскими мавзолеями (чэшанэ) [20]. За рекой Малкой синхронные каменные постройки - мавзолеи более разнообразны. Как и прямоугольные, в плане постройки вполне обычны многогранные сооружения [21; 22].
Xотя значительная часть мавзолеев и вообще старинных кладбищ была разрушена в XX в., а камень - использован для строительных целей [23], очевидно, что мавзолеи являются памятниками сугубо адыгской феодальной знати (князей и первостепенных дворян).
Мавзолеи в окрестностях селений Чегем и Лечинкай были исследованы Кабардинской археологической экспедицией 1949 г. [24] под руководством Константина Эдуардовича Гриневича. К сожалению, материалы раскопок мавзолеев остались неопубликованными. По поводу чэшанэ К.Э. Гриневич писал в отчете: «...в эпоху укрепления в Кабарде мусульманства в связи с подчинением Крымскому ханству, здесь, по-видимому, было где-то кабардинское поселение, и это место было избрано для захоронения представителей знатных и богатых кабардинских родов. ... на самом холме и вокруг него мы имеем 13 тюрбе-мавзолеев шестигранных [25] в плане, представляющих прекрасные памятники мусульманской архитектуры в Кабарде, чрезвычайно напоминая такие же тюрбе возле Бахчисарая в так называемом Азисе. Особенно хорошо сохранился тюрбе № 1, каменное шестигранное сооружение на извести когда-то увенчивалось конусообразной крышей, ныне упавшей внутрь здания. Над окнами до сих пор сохранились мусульманские надписи арабским шрифтом» [26, с. 59-60].
Как видим, о происхождении многогранных мавзолеев в долине р. Чегем К.Э. Гриневич высказался вполне определенно. Однако с 60-х гг. прошлого века кавказоведы спорят о происхождении северокавказских мавзолеев [27, с. 85-112; 28, с. 44-52; 29, с. 100-105; 30; 31, с. 45-56]. Высказаны различные версии, иногда даже очень маловероятные [32, с. 179].
Ссылки и примечания:
1. Мальбахов Б.К., Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством (середина XVI - конец XVIII вв.). Нальчик, 1996.
2. Историческое обоснование притязаний крымского хана Шагин-Гирея на черкесов и абазинцев // Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II. Нальчик, 1998. Т. 2.
3. Калмыков Ж.А. Ислам в истории кабардинцев // Вопросы кавказской филологии и истории. Нальчик, 2004. Вып. 4.
4. Фоменко В.А. Пятигорье в XV - середине XVIII в. Пятигорск, 2002.
5. Pailas P.S. Bemerkungen aus einer Reise in die südlichen Statthalter des Russischen Reichs. Leipzig, 1803. Bd. 1. Частичный перевод см.: Гориславский И.Д. Он выполнил указ Екатерины II II Кавказский край. Пятигорск. 1992. № б (31). С. 12-13.
6. Лавров Л.И. Об арабских надписях Кабардино-Балкарии II Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Нальчик, 1960. Т. XVII (Серия историческая). С. 112-114, рис. 10 ; с. 112, 113, рис. 9, табл. 3, надписи XVII и XVIII.
7. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках (надписи X-XX вв.). M., 1980. Ч. II.
8. Кеппен Петр Иванович II Энциклопедический словарь ФА Брокгауза и И.Л. Ефрона. СПб., 189б. Т. 28 (16а). С. 946-948.
9. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа ... С. б6-57.
10. Там же. С. 79-80.
11. Aбазины. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1989.
12. Pунич A.^ Поселения прошлого века на ШВ II Кавказская здравница. Пятигорск, 1978. 22 сент.
13. Aбазины. Историко-этнографический очерк. С. 10.
14. Фоменко ВА Указ. соч. С. б1.
15. Коков Дж.Н. Кабардинские географические названия. Нальчик, 1966.
16. Pтвеладзе Э.В. Два мавзолея золотоордынского времени из района Пятигорья II Советская археология. M., 1969. № 4.
17. Палимпсестова Т.Б., Pунич АП. О ессентукских мавзолеях и ставке Узбек-хана II Там же. M., 1974. № 2.
18. Ислам. Словарь атеиста. M., 1988.
19. Палимпсестова Т.Б., Pунич АП. Указ. соч. С. 238.
20. Лавров Л.И. Об арабских надписях Кабардино-Балкарии.
21. См., например: Иессен A.A. Aрхеологические памятники Кабардино-Балкарии II Mатериалы и исследования по археологии СССP. M. ; Л., 1941. № 3.
22. Лавров Л.И. Aльбом и макеты ДА. Вырубова по этнографии и археологии Кабардино-Балкарии II Mатериальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Aзии и Казахстана. Л., 1978.
23. Б.Е. Деген-Ковалевский, проводивший археологические исследования при строительстве Баксан ГЭС в начале 30-х гг. XX в., писал, что в окрестностях селения Гунделен располагалось старинное заброшенное кладбище: «.на нем остатки группы каменных склепов, последнее время принадлежавших княжескому кабардинскому роду Aтажукиных ... В 192б г. наземные части склепов были разобраны жителями селения Гунделен в качестве строительного материала, захоронения же, по утверждению местных работников, остались в целости». См.: Деген-Ковалевский Б.Е. Отчет о работах на строительстве Баксанской гидроэлектростанции II Aрхеологические работы Aкадемии на новостройках в 19321933 гг. M. ; Л., 193б. С. 13.
24. Гриневич К.Э. Отчет о работе Кабардинской археологической экспедиции 1949 года. Нальчик, 1949. Pукопись хранится в архиве Института археологии PAK Ф. P-1. Д. 3б0.
25. Здесь и далее в цитате. В окрестностях селений Чегем и Лечинкай из многогранных мавзолеев мне известны только восьмигранные. См. также: Кармов ТМ, Николаев С.В. Объекты культурного наследия Кабардино-Балкарской Pес-публики. Нальчик, 2008. С. 189, 190.
26. Гриневич К.Э. Указ. соч. С. б9-60.
27. Нечаева Л.Г. О мавзолеях Северного Кавказа II Mатериальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Aзии и Казахстана. С. 8б-112.
28. Даутова P.A. К вопросу о происхождении мавзолеев Северного Кавказа II Новые материалы по археологии и этнографии Чечено-Ингушетии. Грозный, 1987.
29. Даутова P.A. К изучению позднесредневековых мавзолеев Северного Кавказа (об источниках и историографии) II Вестник Aкадемии наук Чеченской Pеспублики. Грозный, 2010. № 2 (13).
30. Mизиев ИМ Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая. Нальчик, 1970.
31. Батчаев ВМ Балкария в XV - начале XIX вв. M., 2006.
32. Батчаев ВМ О многоугольных склепах Северного Кавказа II Mатериалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. M. ; Ставрополь, 2008. Вып. VIII. Крупновские чтения. 1971-2006.