Научная статья на тему 'О математике и информатике для гуманитариев'

О математике и информатике для гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахманов Б.Т., Фандюшин В.И.

Целью данной статьи является показать необходимость изучения новой дисциплины математики и информатики.Берілген мақаланың басты мақсаты математика және информатика жаңа пәндерінің оқу қажеттілігін көрсету болып табылады.The aim of this article is to show necessity of learning of the new subject mathematics and informatics (computer).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрахманов Б.Т., Фандюшин В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О математике и информатике для гуманитариев»

Np3, 2003 г.

19

УДК 51+681.3.01

О МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ

Б.Т. Абдрахманов, В.И. Фандюшин

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

■ * у I

Бсриген мак^алаиыц басты мсщсаты математика жопе информатика жаца попдерииц ок,у цажетттгш корсету болып табылады.

Целью данной статьи является показать необходимость изучения повой дисциплины математики и информатики.

The aim of this article is to show necessity of learning of the new• subject mathematics and informatics (computer).

В настоящее время всё шире стали проникать элементы математики и компьютерных технологий в гуманитарные сферы. Математические методы находят применение в таких областях, как психология, социология, лингвистика, педагогика, история. Невозможно обработать большие массивы данных без использования компьютеров. Всемирная компьютерная сеть Интернет предоставляет почти неограниченный доступ к информационным ресурсам. Перед высшим образованием стали новые задачи, которые необходимо решить. Студенты не должны попасть в трудное положение, когда им придётся применять математические и компьютерные методы в научной работе. Они должны получить хорошее базовое образование по математике и информатике. Поэтому для студентов первого и второго курса гуманитарных отделений вузов стало целесообразным введение нового, единого курса «Математика и информатика». Сегодня курс «Математика и информатика» для гуманитариев официально введён в образовательные стандарты казахстанских и российских университетов.

Эксперимент по введению новой дисциплины Уральский государственный университет начал в 1992 г. на отделении психологии. С самого начала преподавание математики и информатики для студентов-психологов взял

на себя В.Я. Турецкий. Доцент В.Я. Турецкий - специалист в области математической теории управления и дифференциальных игр, автор многих статей и докладов, в том числе на международных научных конференциях. Им разработан курс лекций, который и лёг в основу учебника «Математика и информатика». Здесь доступно излагается то, что недосказано на лекциях. Философия предмета столь же увлекательна, как и сам предмет, а лекции просто не оставляют на это времени. Личные мотивы автора в написании учебника заключаются в нехватке учебной литературы в университетах, отсутствие адекватного математического курса для студентов гуманитарных специальностей.

Учебник В.Я. Турецкого представляет собой базовый курс математики и информатики для студентов гуманитарных направлений и специальностей на уровне бакалавриата. Содержание математической части учебника, выбор тем и разделов обусловлены двойственным взглядом на математику в системе гуманитарного образования. Во-первых, это фундаментальные математические понятия как часть общего культурного наследия. Во-вторых, это разделы, необходимые для овладения прикладными математическими методами. В связи с этим курс математики в учебнике разбит на пять частей:

1. Основания математики.

2. Основы алгебры и аналитической геометрии.

3. Основы математического анализа.

4. Основы теории вероятностей.

5. Элементы математической статистики

Курс математики построен по принципу пирамиды: прикладные математические методы невозможно освоить без знания математической статистики. Статистика, в свою очередь, опирается на теорию вероятностей. В теории вероятностей используются результаты математического анализа, основу которого составляют фундаментальные понятия множества и функции. Алгебраические и геометрические представления составляют неотъемлемую часть общематематической культуры, поэтому без них трудно представить себе сколь бы то ни было связный математический курс. Автор существенно опирается на школьные знания. Ведь программа средней школы даёт весьма полное представление о структура ^ основных подходах математики. Одна из задач учебна - систематизировать известные по школе результаты, ввести и* * общематематический контекст, проследить связи и зависимости между ними. Но изучение математики не должно заканчиваться на этом базовом курсе. Оно может быть естественным об-

№3, 2003 г.

21

разом продолжено на старших курсах изучением специфических математических методов в конкретных областях гуманитарных знаний: «Математические методы в психологии», «Математические методы в лингвистике» и т.д. Этим завершается формирование целостного представления у студента-гуманитария о роли и значении математики в современном мире. Изложение информатики в учебнике подчинено тем же общим принципам, что и изложение математики. С одной стороны, вводятся основные компьютерные понятия и термины, без которых невозможно даже самое непрофессиональное пользование компьютером. С другой стороны, обзор программного обеспечения даёт возможность сориентироваться, выбрать подходящий для себя программный,продукт, зная и понимая характерные черты различных программ.

Цель учебника - ввести студента в мир компьютера, подсказать пути использования компьютера в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Задачи в учебнике могут быть использованы на практических и семинарских занятиях, сопровождающих курс математики и информатики.

Обучение работе на компьютере сейчас мало кем оспаривается. О необходимости изучения математики уже было сказано. Тут есть ещё один фактор. Университетское, а тем более гуманитарное, образование подразумевает освоение базовых фундаментальных достижений человеческой культуры. То, над чем столетиями бились лучшие умы, достойно как минимум уважения, и интеллигентный человек, безусловно, должен иметь представление об этих достижениях. Математике по праву отводится важное место в общечеловеческой культуре. Как способ описания действительности математика занимает промежуточное положение между точными науками (физика, химия, механика и т.д.) и искусством. Математическое мышление сочетает в себе рационализм и эстетические качества, красоту. С одной стороны, математика отталкивается от реальности, её результаты могут быть применены и применяются на практике. С другой стороны, она развивается по своим внутренним законам, очень близким к законам красоты и соразмерности. Математические методы ценны сами по себе, безотносительно к возможности их практического использования. Они могут доставлять наслаждение так же, как архитектурный ансамбль, картина, музыкальное или литературное произведение. Недаром существуют выражения «красивое доказательство», «красивый результат». По существу, математика представляет собой ту связь между естественными и гуманитарными науками, без которой картина мира распадается на отдельные части. С этой

точки зрения качественное гуманитарное образование должно включать в себя основательное изучение математики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Турецкий В.Я. Математика и информатика - М: Москва ннфра, 2002 - 557 с.

2. Симонович СВ. Информатика для юристов и экономистов - Питер, 2000.--687 с.

3. Фигурнов BE. IBM PC для пользователя - М.: Финансы и статистика, 1994-487 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.