Научная статья на тему 'О массовых скоплениях сороки pica pica на зимних ночёвках в восточном Казахстане'

О массовых скоплениях сороки pica pica на зимних ночёвках в восточном Казахстане Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Березовиков Н. Н., Карпов Ф. Ф., Вerezоviкоv N. N.

Второе издание. Первая публикация в 1999 г. Березовиков Н.Н., Карпов Ф.Ф. 1999. О массовых скоплениях сороки на зимних ночёвках //Актуальные вопросы биоразнообразия животных в антропогенном ландшафте: Материалы 1-й научно-практ. конф. Львов; Киев: 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О массовых скоплениях сороки pica pica на зимних ночёвках в восточном Казахстане»

Зарудный Н. А. 1910. Птицы Псковской губернии // Зап. Импер. Акад. наук по

физ.-мат. отд. Сер. 8. 25, 2: 1-181. Зауэр Ф. 2002. Птицы — обитатели озёр, болот и рек. М.: 252-253. Ильинский И.В., Фетисов С.А., Головань В.И. и др. 1991. Летняя орнитофауна Себежского Поозерья // Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 1: 245-246.

Мищенко А.Л., Суханова О.В., Николаев В.И., Авданин В.О. 1991. К оценке орнитологического значения Полистово-Ловатской болотной системы // Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 2: 84-85. Никифоров М.Е., Козулин А.В., Гричик В.В., Тишечкин А.К. 1997. Птицы Беларуси на рубеже XXI века: Статус, численность, распространение. Минск: 1-188.

Николаев В.И. 1998. Птицы болотных ландшафтов национального парка «Завидово» и Верхневолжья. Тверь: 125-126. Рябицев В.К. 2001. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-

определитель. Екатеринбург: 1-608. Томялойч Л., Ян ван дер Винден. 2003. Белокрылая крачка // Атлас гнездящихся птиц Европы Европейского совета по учётам птиц. Сокр. версия текст. части на рус. языке под ред. Э.В.Рогачёвой и Е.Е.Сыроечковского. М.: 163-164. Фетисов С.А., Головань В.И., Остроумов И.Н., Леоке Д.Ю. 1998. Дополнительные материалы к орнитофауне Полистовского заповедника (Псковская область) // Рус. орнитол. журн. 7 (45): 3-17. Фетисов С.А., Ильинский И.В., Головань В.И., Фёдоров В.А. 2002. Птицы

Себежского Поозерья и национального парка «Себежский». СПб., 1: 1-152. Polma G., Leibak E. 1994. White-winged Black Tern // Birds of Estonia: Status, Distribution and Numbers / E.Leibak, V.Lilleleht, H.Veromann (eds.). Tallinn: 136.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 297: 766-768

О массовых скоплениях сороки Pica pica на зимних ночёвках в Восточном Казахстане

Н. Н. Березовиков, Ф. Ф. Карпов

Второе издание. Первая публикация в 1999*

Материалы собраны в 1972-1995 годах в Юго-Западном Алтае и прилежащих территориях востока Казахстана (Калба, Зайсанская и Алакольская котловины). В этом регионе сорока Pica pica широко распространена от степных предгорий до среднегорий (400-1500 м н.у.м)

* Березовиков Н. Н., Карпов Ф. Ф. 1999. О массовых скоплениях сороки на зимних ночёвках // Актуальные вопросы биоразнообразия животных в антропогенном ландшафте: Материалы 1-й научно-практ. конф. Львов; Киев: 58.

и отсутствует только в сплошных массивах горной тайги (Алтай), высокогорьях и совершенно безлесных районах Зайсана.

В окрестностях городов Усть-Каменогорска, Зыряновска, Ленино-горска (ныне Риддер), Шемонаихи и крупных посёлков городского типа (Белоусовка, Первомайский и др.) сорока стала одной из фоновых, местами многочисленных гнездящихся птиц. В искусственных лесонасаждениях её гнёзда нередко встречаются через каждые 50-100 м. В 1975-1980 гг. в казахстанской части Алтая сорока стала гнездиться в сельских и городских садах, парках и древесно-кустарниковых насаждениях вдоль улиц и между домами. Уже в 1980-е она стала одной из характернейших птиц селитебного ландшафта. С развитием синан-тропности численность сороки за два последних десятилетия возросла в несколько раз, особенно в степных предгорьях Алтая. С наступлением зимы сороки подкочёвывают к посёлкам и городам, где их численность может достигать 150-450 особей на 1 км2, а на крупных свинофермах и животноводческих комплексах — до 1000 особей. Одновременно формируются ночёвки, наиболее массовые в районе городов.

Места ночёвок сорок располагаются на расстоянии до 3-5 км от населённых пунктов, как правило, в лощинах соседних гор или в густых тальниковых зарослях в поймах рек. В полупустынных местностях, где ощущается недостаток древесно-кустарниковой растительности, сороки ночуют на окраинах посёлков или в непосредственной близости от них в заброшенных садах, парках или лесопосадках вдоль дорог. В окрестностях Усть-Каменогорска в 1983-1988 гг. существовало 5 мест ночёвок, на каждом из которых собиралось от 1 до 4 тыс. сорок. Находились ночёвки в 2-3 км от окраин города в логах предгорий Калбин-ского нагорья, густо заросших черёмухой, крушиной, боярышником и жимолостью татарской, а также в густых тальниках по ручьям среди подгорной равнины и в тополево-кленовых насаждениях. Эти ночёвки постоянны в течение всей зимы и на протяжении многих лет.

Первые крупные скопления сорок на ночёвках под Усть-Каменогорском можно наблюдать уже во второй декаде октября, но окончательно они формируются с установлением зимних условий, обычно в первой декаде ноября. Число птиц на них продолжает увеличиваться до декабря, что, вероятно, связано с постепенной подкочёвкой сорок из дальних окрестностей. В течение декабря-января колебаний численности не зафиксировано. С февраля, когда уже начинают проявляться элементы брачного поведения, количество птиц на ночёвках уменьшается. Большая их часть откочёвывает к местам гнездования. Однако перелёты на ночёвки сорок, гнездящихся неподалеку, наблюдаются до первой декады апреля.

Вечерний перелёт сорок к местам ночёвки начинается за 1.5-2 ч до наступления темноты, но наиболее интенсивно птицы летят в момент

заката солнца. В это время над городом можно наблюдать потоки птиц, летящих в направлениях к местам ночёвок, нередко удалённых до 10 км от мест дневной кормёжки птиц. В безветренную погоду сороки из ближних мест кормления перелетают на места ночёвок на высоте 10-15 м, часто присаживаясь для отдыха на деревья, столбы линий электропередач и на возвышения почвы (бугры, кочки и т.п.). Из отдалённых мест сороки летят на высотах 30-50 м, без промежуточных посадок. При сильных ветрах передвижение к ночёвкам идёт короткими перелётами низко над землей. Снегопады, даже очень сильные, влияния на перелёты не оказывают. Летят сороки как поодиночке или парами, так и рыхлыми стаями, собираясь перед этим в каком-то определённом месте. В местах ночлега и вблизи него сороки ведут себя тихо и неприметно. В сумерках, даже при нападениях филина Bubo bubo, криков сорок не слышно. Вся ночёвочная стая дружно снимается с кустов в полном молчании и, сделав один-два круга, снова рассаживается по местам. Вместе с сороками на ночёвках держатся обыкновенные Emberiza citrinella и красноухие E. cioides овсянки, полевые воробьи Passer montanus, урагусы Uragus sibiricus, реже — обыкновенные снегири Pyrrhula pyrrhula. Места ночёвок привлекают некоторых хищников: филина, степного хоря Mustela eversmanni, солонгоя M. altaica и лисицу Vulpes vulpes. Другие виды врановых (Corvus corone и C. cornix) на ночёвках сорок мы наблюдали лишь в Алакольской котловине, в полупустынной местности у с. Маканчи, но и там сороки образовывали обособленную стаю, размещавшуюся среди кустарников и низкорослых деревьев заброшенного сада. Ночёвок сорок в городских садах и парках не отмечено. Отлёт с ночёвок происходит ранним утром, ещё в глубоких сумерках. Зимой сороки в населённых пунктах обычно появляются уже в 7 ч 30 мин — 8 ч.

Вероятно, стайный образ жизни сороки зимой связан с усиливающейся синантропизацией вида. В результате в окрестностях крупных посёлков и городов сороки гнездятся с чрезвычайно высокой плотностью, а зимой в массе концентрируются в населённых пунктах, что свидетельствует о высоких адаптивных возможностях вида. Явление массовых ночёвок сорок в непосредственной близости от городов, несомненно, является результатом резкого скачка численности в течение двух последних десятилетий, так как ещё в середине 1970-х на местах ночлега собиралось не более 200-500 особей. Однако выбор мест ночёвки за пределами населённых пунктов до сих пор является консервативным моментом этологии этого вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.