Научная статья на тему 'О МАЛОИЗВЕСТНОМ СОЧИНЕНИИ ДЬЯКОНА ФЕДОРА ИВАНОВА «О ВОПРОШЕНИИ НЕЧЕСТИВЫХ ВЛАСТЕЙ» И ЕГО ИСТОЧНИКАХ'

О МАЛОИЗВЕСТНОМ СОЧИНЕНИИ ДЬЯКОНА ФЕДОРА ИВАНОВА «О ВОПРОШЕНИИ НЕЧЕСТИВЫХ ВЛАСТЕЙ» И ЕГО ИСТОЧНИКАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старообрядческое послание / дьякон Федор / эсхатология / инок Авраамий / «Христианоопасный щит веры» / Спиридон Потемкин / публикация текста / Old Believer epistle / deacon Fedor / eschatology / monk Avraamii / “The Crhistian’s Secure Shield of Faith” (“Khristianoopasnyi shchit very”) / Spiridon Potemkin / publication of text

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Любовь Васильевна Титова

Полемико-догматические сочинения первого поколения противников церковной реформы, начатой патриархом Никоном, заложили фундамент идеологии общественно-религиозного движения, получившего название старообрядчества. Уже на начальном этапе противостояния защитники «старой веры» попытались сформулировать свое отношение к текущему моменту как времени, приближающему приход в мир антихриста. При этом они апеллировали не только к Священному Писанию и святоотеческому преданию, но и к сочинениям Спиридона Потемкина, который был одним из первых выступивших против церковной реформы. Он представил учение об антихристе и охарактеризовал текущий момент как исполнение предсказанного в Апокалипсисе наступления «последнего времени». Эта идея была поддержана и принята большинством противников церковных новшеств. Эсхатологическое учение старообрядцев во многом базировалось на эсхатологических построениях Спиридона Потемкина. Взгляды Спиридона Потемкина оказали огромное влияние на воззрения дьякона Федора. Вскоре после Собора на основе «Моления со вопросцом…» дьякон Федор написал послание «О вопрошении нечестивых властей», адресовав его своим единомышленникам. Оно было помещено иноком Авраамием в «Христианоопасном щите веры» в качестве 21-й главы. Представляется актуальным прояснить связь двух текстов и опубликовать малоизвестное сочинение дьякона Федора «О вопрошении нечестивых властей», поскольку в нем более четко проступает не только взгляд автора на переживаемое время, но уже в названии послания видна антиправительственная направленность. В предисловии к публикации дан сопоставительный анализ текстов и сделан вывод о большой текстуальной их близости, фрагментами дословном включении в послание текста «Моления со вопросцем…». Отмечено, что существенное отличие заключается в том, что автор указал на важнейшие изменения, внесенные реформаторами в богослужебную практику и обряд, а также в завершающем послание смелом упреке в адрес властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Любовь Васильевна Титова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LITTLE-KNOWN WORK OF DEACON FYODOR IVANOV “ON THE QUESTIONING OF THE WICKED AUTHORITIES” AND ITS SOURCES

Polemical and dogmatic writings of the first generation of opponents of church reform, begun by Patriarch Nikon, laid the foundation for the ideology of the socio-religious movement, called the Old Believers. Already at the initial stage of the confrontation, the defenders of the “old faith” tried to formulate their attitude to the current moment, as a time bringing the arrival of the antichrist in the world. At the same time, they appealed not only to the Holy Scriptures and patristic tradition, but also to the writings of Spiridon Potemkin, who was one of the first to oppose church reform. He introduced the doctrine of the antichrist and described the current moment as the fulfillment of the “last time” coming of the Apocalypse prophecy. This idea was supported and accepted by most opponents of church innovations. The eschatological teaching of the Old Believers was largely based on the eschatological constructions of Spiridon Potemkin. He introduced the doctrine of the antichrist and described the current moment as the fulfillment of the Apocalypse prophecy of the “last time” coming. This idea was supported and accepted by most opponents of church innovations. The eschatological teaching of the Old Believers was largely based on the eschatological constructions of Spiridon Potemkin. The views of Spiridon Potemkin had a huge impact on the views of Deacon. Soon after the Council, on the basis of “Prayer with a Question...” Deacon Fedor wrote the message “On the Questioning of the Wicked Authorities”, addressing it to his like-minded people. It was placed by the monk Avraamii in the “Christian Secure Shield of Faith” as the 21st chapter. It seems relevant to clarify the connection between the two texts and publish a little-known essay by Deacon Fedor “On the Questioning of the Wicked Authorities,” since it shows more clearly not only the author’s view of the time being experienced, but already in the title of the message an anti-government orientation is visible. In the preface to the publication, a comparative analysis of the texts was given and a conclusion was made about their great textual proximity, fragments of the literal inclusion in the message of the text “Prayers with a question...”. It is noted that a significant difference lies in the fact that the author pointed out the most important changes made by the reformers in liturgical practice and rite, as well as in the final message of a bold rebuke to the authorities.

Текст научной работы на тему «О МАЛОИЗВЕСТНОМ СОЧИНЕНИИ ДЬЯКОНА ФЕДОРА ИВАНОВА «О ВОПРОШЕНИИ НЕЧЕСТИВЫХ ВЛАСТЕЙ» И ЕГО ИСТОЧНИКАХ»

Л.В. Титова* О МАЛОИЗВЕСТНОМ СОЧИНЕНИИ

ДЬЯКОНА ФЕДОРА ИВАНОВА «О ВОПРОШЕНИИ НЕЧЕСТИВЫХ ВЛАСТЕЙ» И ЕГО ИСТОЧНИКАХ**

Выходные данные для цитирования:

Титова Л.В. О малоизвестном сочинении дьякона Федора Иванова «О вопрошении нечестивых властей» и его источниках // Исторический курьер. 2024. № 2 (34). С. 269-275. URL: http://istkurier.ru/data/2024/ISTKURIER-2024-2-19.pdf

L.V. Titova* ON THE LITTLE-KNOWN WORK OF

DEACON FYODOR IVANOV "ON THE QUESTIONING OF THE WICKED AUTHORITIES" AND ITS SOURCES

doi:10.31518/2618-9100-2024-2-19 How to cite:

Titova L.V. On the Little-Known Work of Deacon Fyodor Ivanov "On the Questioning of the Wicked Authorities " and Its Sources // Historical Courier, 2024, No. 2 (34), pp. 269-275. [Available online: http://istkurier.ru/data/2024/ISTKURIER-2024-2-19.pdf]

Abstract. Polemical and dogmatic writings of the first generation of opponents of church reform, begun by Patriarch Nikon, laid the foundation for the ideology of the socio-religious movement, called the Old Believers. Already at the initial stage of the confrontation, the defenders of the "old faith" tried to formulate their attitude to the current moment, as a time bringing the arrival of the antichrist in the world. At the same time, they appealed not only to the Holy Scriptures and patristic tradition, but also to the writings of Spiridon Potemkin, who was one of the first to oppose church reform. He introduced the doctrine of the antichrist and described the current moment as the fulfillment of the "last time" coming of the Apocalypse prophecy. This idea was supported and accepted by most opponents of church innovations. The eschatological teaching of the Old Believers was largely based on the eschatological constructions of Spiridon Potemkin. He introduced the doctrine of the antichrist and described the current moment as the fulfillment of the Apocalypse prophecy of the "last time" coming. This idea was supported and accepted by most opponents of church innovations. The eschatological teaching of the Old Believers was largely based on the eschatological constructions of Spiridon Potemkin. The views of Spiridon Potemkin had a huge impact on the views of Deacon. Soon after the Council, on the basis of "Prayer with a Question..." Deacon Fedor wrote the message "On the Questioning of the Wicked Authorities", addressing it to his like-minded people. It was placed by the monk Avraamii in the "Christian Secure Shield of Faith" as the 21st chapter. It seems relevant to clarify the connection between the two texts and publish a little-known essay by Deacon Fedor "On the Questioning of the Wicked Authorities," since it shows more clearly not only the author's view of the time being experienced, but already in the title of the message an anti-government orientation is visible. In the preface to the publication, a comparative analysis of the texts was given and a conclusion was made about their great textual proximity, fragments of the literal inclusion in the message of the text "Prayers with a question...". It is noted that a significant difference lies in the fact that the author pointed out the most important changes made by the reformers in liturgical practice and rite, as well as in the final message of a bold rebuke to the authorities.

* Любовь Васильевна Титова, кандидат филологических наук, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, e-mail: titova_istochnik@mail.ru

Lubov Vasil'yevna Titova, Candidate of Philological Sciences, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, e-mail: titova_istochnik@mail.ru

** Статья выполнена по теме госзадания «Прошлое в письменных источниках XVI-XX вв.: сохранение и развитие традиций» (FWZM-2024-0006).

The article was made on the topic of the state assignment "The Past in Manuscript Sources of the 16th-20th Centuries: Preservation and Development of Traditions" (FWZM-2024-0006).

doi:10.31518/2618-9100-2024-2-19 УДК 94(47)"16"+281(93)

Keywords: Old Believer epistle, deacon Fedor, eschatology, monk Avraamii, "The Crhistian's Secure Shield of Faith" ("Khris-tianoopasnyi shchit very"), Spiridon Potemkin, publication of text.

The article has been received by the editor on 14.01.2024. Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. Полемико-догматические сочинения первого поколения противников церковной реформы, начатой патриархом Никоном, заложили фундамент идеологии общественно-религиозного движения, получившего название старообрядчества. Уже на начальном этапе противостояния защитники «старой веры» попытались сформулировать свое отношение к текущему моменту как времени, приближающему приход в мир антихриста. При этом они апеллировали не только к Священному Писанию и святоотеческому преданию, но и к сочинениям Спиридона Потемкина, который был одним из первых выступивших против церковной реформы. Он представил учение об антихристе и охарактеризовал текущий момент как исполнение предсказанного в Апокалипсисе наступления «последнего времени». Эта идея была поддержана и принята большинством противников церковных новшеств. Эсхатологическое учение старообрядцев во многом базировалось на эсхатологических построениях Спиридона Потемкина. Взгляды Спиридона Потемкина оказали огромное влияние на воззрения дьякона Федора. Вскоре после Собора на основе «Моления со вопросцом...» дьякон Федор написал послание «О вопрошении нечестивых властей», адресовав его своим единомышленникам. Оно было помещено иноком Авраамием в «Христианоопасном щите веры» в качестве 21-й главы. Представляется актуальным прояснить связь двух текстов и опубликовать малоизвестное сочинение дьякона Федора «О вопрошении нечестивых властей», поскольку в нем более четко проступает не только взгляд автора на переживаемое время, но уже в названии послания видна антиправительственная направленность. В предисловии к публикации дан сопоставительный анализ текстов и сделан вывод о большой текстуальной их близости, фрагментами дословном включении в послание текста «Моления со вопросцем...». Отмечено, что существенное отличие заключается в том, что автор указал на важнейшие изменения, внесенные реформаторами в богослужебную практику и обряд, а также в завершающем послание смелом упреке в адрес властей.

Ключевые слова: старообрядческое послание, дьякон Федор, эсхатология, инок Авраамий, «Христианоопасный щит веры», Спиридон Потемкин, публикация текста.

Статья поступила в редакцию 14.01.2024 г.

Послание дьякона Федора «О вопрошении священнодиякона Феодора нечестивых властей» было включено иноком Авраамием в его «Христианоопасный щит веры» в качестве 21-й главы1. Этот текст не был опубликован Н.И. Субботиным в VI томе «Материалов для истории раскола...», который полностью посвящен творческому наследию Федора Иванова2, хотя послание несомненно представляет интерес для изучения старообрядческой публицистики. Обращение к его содержанию позволит прояснить процесс создания яркого произведения, обращенного к единоверцам и способного агитировать в пользу отстаиваемой точки зрения на новшества, введенные в обряд и богослужебную практику в результате церковной реформы.

1 Материалы для истории раскола за первое время его существования. М.,1885. Т. 7. С. 181-183.

2 Материалы для истории раскола. М., 1881. Т. 6.

Прежде всего следует охарактеризовать источники, которые использовал дьякон Федор при написании послания. Основанием для автора, как удалось обнаружить, послужило «Моление со вопросцом благовещенскаго диакона, убогаго Феодора, ко всеосвященному собору, всем всякаго чина». Этот текст является первой частью его «Письма, поданного собору российских архипастырей на допросе 11 мая 1666 г.»3. Совершенно очевидно, что дьякон Федор ориентировался на небольшой фрагмент «Объяснительной записки»4, в которой он сообщал об изъятии после ареста библиотеки и перечислял вывезенные сочинения, особо отметив Слова Спиридона Потемкина. В послании «О вопрошении...» он использовал эту информацию о произведениях своего учителя, придав им еще большее значение для аргументации своей точки зрения на обсуждаемые проблемы переживаемого времени.

При написании послания «О вопрошении.» дьякон Федор фрагментами дословно включил текст «Моления со вопросцом.». Внесенные изменения связаны с функциональным назначением текстов. «Моление со вопросцом.» адресовано архипастырям собора, поэтому в названии был сделан соответствующий акцент, а вступление-обращение звучит витиевато и высокопарно, для себя же он традиционно включил самоуничижительную характеристику: «Молю вас, честнии отцы и братия о Христе, всякаго коегождо по сану и по имени, скажите мне, Господа ради, и научите, аще можете, в правду, о нем же вопрошу аз, грешный паче всех и неразумный и не школный человек, вас мудрых и разумных, и прилежащих философии, и глаголющих, яко ныне взыскахом веру праву и ныне обретохом истинну, и ко книжному исправлению умудрихомся добре.»5.

В послании «О вопрошении.», адресованном единомышленникам, уже в названии он высказал свое негативное отношение к власть предержащим. При этом он отмечает, что обращается с посланием, поскольку на соборе архиереи не ответили на его насущные вопросы. Федор предваряет свой рассказ утверждением о невозможности исправлений, внесенных в обряд и богослужебную практику Русской церкви: «Ведомо вам буди, братие, и о сем, - вопрашивах аз нынешних властей темных века сего писанием руки своея: Скажите мне, честнии отцы, и научите в правду: всегда вы глаголете исправляти веру и догматы церковныя правы нашли, а старыя, якобы непотребны церкви, вон изнесли и смело глаголете, яко церковь Христова поблудила в церковных догматех, а Христос глаголет: «"Церкви моея врата адова не одолеют во веки."» (л. 134)6.

Автор, опираясь на евангельский текст, сформулировал мысль, что Христос создал Церковь и дал ей крепость, и «врата адова не одолеют ее» (Мф. 16:18). Именно эта фраза стала для Федора основой рассуждений об истинной вере, нерушимости, непоколебимости Церкви Христовой, которую силы зла, даже если будут нападать на нее, испытывая верных, никогда не смогут разрушить. Далее, опираясь на текст «Моления со вопросцом.», автор разворачивает основную тему. Приведем один из фрагментов, ярко демонстрирующий сходство текстов, а именно текст «о связании сатаны и разрешении»:

3 Материалы для истории раскола. М., 1881. Т. 6. С. 1-21. Это то самое сочинение, о котором упоминается в одной официальной записи, где говорится, что дьякон Федор на соборе 1666 г., отвечая на вопрос, признает ли православными российских архиереев, в доказательство неправославного их учения «о Символе, о аллилуиа и о сложении перстов» тут же на допросе «подал письмо». (Материалы для истории раскола. Т. 1. М., 1874. С. 413). Подлинник этого письма, как указывает Н.И. Субботин, весь собственноручно писаный дьяконом Федором на 12-ти столбцах и составляющий целый свиток, находится в Синодальной библиотеке (см.: ГИМ, Синод. собр., № 1135): по этому подлинному списку оно и было издано Н.И. Субботиным. «Письмо» состоит из трех отдельных статей. Первая озаглавлена: «Моление со вопросцом благовещенскаго диакона, убогаго Феодора ко всеосвященному собору, всем всякаго чина», написана на двух столбцах.

4 Текст опубликован: Титова Л.В. Объяснительная записка дьякона Федора по поводу изъявленного им повиновения собору // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 217-219.

5 Здесь и далее «Моление со вопросцом.» цитируется по свитку из Синодального собрания, № 1135 (в дальнейшем ссылки на столбцы даются в тексте статьи в круглых скобках).

6 Здесь и далее цитирую текст «О вопрошении.» по издаваемому списку (ГИМ, Синодальное собр., № 641, л. 134-135 об.).

«Моление со вопросцом...»

...что писано во Откровении святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во главе 20-й, сице: «Прииде Ангел с небесе, имеяй ключь бездны, и ят змия, змию древнюю, иже сатана и диавол, и вверже его в безну, и заключи его и запечатле над ним, да не изыдет оттуду, дондеже скончается 1 000 лет, понеже связа его на 1 000 лет, да не лстит к тому народы. И по 1 000 лет паки подобает ему разрешенну быти на мало время, да лстит к тому народы...»

(ГИМ, Синод. собр., № 1135, стб. 1)

«О вопрошении нечестивых властей.»

Рассудите, что Дух Святый глаголет в Откровении Богословле, глава 20: «Прииде ангел с небесе, имеяй ключ бездны, и ят змия, змию древнюю, иже есть сатана и диявол, и связа его на 1 000 лет и в бездну вверже, дондеже скончается 1 000 лет; и по сем паки подобает ему развязану быти на мало время, да лстит народы .»

(ГИМ, Синодальное собр., № 641, л. 135)

Как видно из сопоставления текстов, небольшие переработки дьяконом Федором «Моления со вопросцом.» касаются отдельных фраз, перестановки слов и не имеют принципиального значения, тема «связания и разрешения» сатаны, как и вся теория о четырех отступлениях от веры, представленная в «Молении со вопросцом.», повторена в его послании «О вопрошении.», которое совершенно очевидно базируется на его тексте.

Заметим, что эта эсхатологическая проблема уже в начальный период противостояния официальной церкви и сторонников «старой веры» стала одной из главных, которую и хотел донести до властей дьякон Федор на соборе 1666 г., пытаясь сформулировать свое отношение к текущему моменту как времени, приближающему приход в мир антихриста. При этом он апеллировал не только к Священному Писанию, но и к Словам Спиридона Потемкина, своего духовного отца и учителя, который один из первых противников реформы церкви представил учение об антихристе и охарактеризовал текущий момент как исполнение предсказанного в Апокалипсисе наступления «последнего времени»7.

Эсхатологическое учение старообрядцев во многом базировалось на эсхатологических построениях Спиридона Потемкина, взгляды которого оказали огромное влияние на воззрения дьякона Федора, развившего идеи учителя и сформулировавшего вариант теории о четырех отступлениях от веры. В дальнейшем защитники старого обряда широко использовали эту теорию при оформлении идеологии согласий.

Как уже было отмечено ранее, текст послания «О вопрошении.» во второй его части неслучайно дополнен очень важными сведениями о творениях Спиридона Потемкина. Дьякон Федор в своем послании указал конкретные Слова о крестном знамении, изъятии слова «истинный» из Символа веры, а главное - о «развязании сатаны», причем каждое слово пронумеровано им и снабжено подробным названием-аннотацией. Так, к примеру, Слово четвертое озаглавлено: «Четвертое, странноудивительная догмата всему исполнению церковному о связании сатаны и разрешении» (л. 135). Вполне вероятно, что оно послужило основой для написания «Моления со вопросцом.».

Перечислив Слова Спиридона Потемкина, дьякон Федор логично завершает свое послание «О вопрошении.» дерзким упреком в адрес властей, не понимающих смысла и важности писаний «богомудрого» старца Спиридония: «И противу тех словес богомудрых не отвещаша ни единаго слова к нам, взявши их к себе: жестоко бо им противу рожну прати. Аминь» (л. 135 об.). Выразительная фраза, которой многозначительно завершает свое послание «О вопрошении.» дьякон Федор, вошла в русскую речь из славянского перевода

7 Подробнее об этом см.: Опарина Т.А. Число 1666 в русской книжности середины - третьей четверти XVII в. // Человек между Царством и Империей. М., 2003. С. 287-317; Титова Л.В. Интеллектуальные связи первых идеологов и лидеров старообрядчества (Спиридон Потемкин, дьякон Федор, Никита Добрынин, игумен Феоктист) // Исторический курьер. 2019. № 2 (4). Статья 6. URL: http://istkurier.ru/data/2019/ISTKURIER-2019-2-06.pdf (дата обращения: 15.12.2023).

Деяний апостолов (9:5; 26:14): «Жестоко ти есть противу рожна прати», т.е. трудно тебе идти против рожна, трудно бороться с сильными.

Обращение к малоизвестному сочинению дьякона Федора Иванова, посланию единомышленникам «О вопрошении нечестивых властей», и сопоставление его текста с «Молением со вопросцом.» показали, что послание «О вопрошении.» составлено на основе «Моления со вопросцом.», причем небольшие переработки касаются лишь отдельных фраз, перестановки слов и не имеют принципиального значения. Существенное отличие послания «О вопрошении.» от его источника - это заключительная часть послания, перечисление Слов Спиридона Потемкина, в названиях-аннотациях которых он указывает на важнейшие изменения, внесенные реформаторами в богослужебную практику и обряд, а именно -

0 крестном знамении, об изъятии слова «истинный» из Символа веры, а главное - о «развя-зании сатаны».

Послание «О вопрошении.» публикуется по списку «Христианоопасного щита веры» (ГИМ, Синодальное собр. № 641, л. 134-135 об.)8 с подведением вариантов по известным в настоящее время спискам «Христианоопасного щита веры»: Уваровского (ГИМ, собрание Уварова, № 805: л. 188 об.-189 об.) и Мазуринского списка (РГАДА. Ф. 196 (собрание Мазурина), оп. 1, № 532, л. 110-112). При издании текста следуем традиционным правилам ТОДРЛ.

* * *

«Оа1 вопрошении священнодиякона Феодора нечестивых властей»а2

(л. 134) Ведомо вам буди, братие, и о сем, - вопрашивах аз нынешних властей темных века сего писанием руки своея: «Скажите мне, честнии отцы, и научите в правду: всегда вы глаголете исправляти веру и догматы церковныя правы нашли, а старыя якобы непотребны церкви, вон изнесли и смело глаголете, яко церковь Христова поблудила в церковных догматех, а Христос глаголет: "Церкви моея врата адова не одолеют во веки"*, и се явна стала ваша ложь на церковь Христову, да по словеси вашему буди так. То перво.

Скажите же, аще вы мнитеся мудрее быти паче отец святых своих, что они уставиша, а вы все3 превращаете, а называете // (л. 134 об.) исправлением свое отступление. И о сем научите4 мя5 воистину и в правду. Рассудите, что Дух Святый глаголет во Откровениив Бого-словле, глава6 20: "Прииде ангел с небесе, имеяй7 ключ бездны, и ят змия, змию древнюю, иже есть сатана и диявол, и связа его на 1 0008 лет и в бездну вверже, дондеже скончается

1 000 лет; и по сем паки подобает ему развязану быти на мало время, да лстит9 народы на 4-х углех земли". Скажите мне: для чего связан был сатана на 1 000 лет? и что Христос в то время в церкви сотворил, покамест10 враг церкви11 лежал связан в бездне? и для чего развязан на мало время, да льстит народы?г12 и что виде Богослов змия, отторгша хоботом своим третию часть звезд небесных и вергша на землю? Скажите, что змий и хобот его, и что

8 Н.И. Субботиным издание осуществлено по этому списку, но, к сожалению, не лишено досадных ошибок. 1-2 нет в Увар.

"-б в ркп. название написано на правом поле;

3 в Маз. же;

4 в Маз. научитеся;

5 нет в Маз.;

в на левом поле тем же почерком Апок[алипсис];

6 в Маз. доб. в главе; в Увар. на правом поле тем же почерком Апок[алипсис];

7 в Маз. имея;

8 в Маз. тысящу;

9 в Маз. льстит; 10-11 в Маз. дондеже;

г на левом поле тем же почерком «Апок[алипсис];

12 в Увар. на правом поле тем же почерком «Апок[алипсис]; в Маз. доб. на 4-х углех земли;

звезды его13?* Там же написанод14: "Имеяй ум, да почтет число зверя, число15 бо человеческо есть, число его16 666"*. Скажите: что зверь, и что число его?» И власти противу17 сих моих вопросов ни единаго слова не отвещали и по се время, заградишася хулная уста их, глаголющая неправду на церковь Христову. Или ложна и та тайны Духа Святаго мнят быти? А мы хотели им, помраченным // (л. 135), то утаенное от них писание открыти, благодатию Божиею, данною своим его рабом.

И егда, по отъятии священнаго сана, послаша нас заточити в темницы, тогда и дом мой отняша и запечаташа, и взяша в дому в то время много святых писм, собранных от святых книг на отступников. Тут же были Слова богомудраго старца Спиридония, на них же, противников церковных, писаны небесною философиею, зело полезны церкви. Первое слово о святолепном изображении крестном святаго18 Мелетия, патриарха Антиохийскаго, ему же начало: «Арианом тогда хулящим».

Второе слово на изметающих из Символа истиннаго меч духовный, ему же начало: «О христолюбцы, взыщите истинны Бога ради истиннаго». Третие слово вопросителное19 друг к другу о избрании святых и на прелагающих церковные догматы: ему же начало: «Суть ли между теми, иже видят!» Четвертое20, страшноудивительная догмата всему исполнению церковному о связании сатаны и разрешении. Пятое слово ответное от лица протопопа Аввакума на послание Андрея Плещеева*, ему же начало: «Правду рекл еси, яко любовь, иже по Христе!»

И противу тех словес богомудрых не отвещаша ни единаго // (л. 135 об.) слова к нам, взявши их к себе: жестоко бо им противу рожну прати*. Аминь.

ГИМ, Синодальное собр. № 641, л. 134-135 об.

Комментарии

л. 134 - церкви моея ... не одолеют во веки - Мф. 16:18;

л. 134 об. - Прииде ангел с небесе.. .и что звезды его - ср.: Откр. 20:1-3;

л. 134 об. - имеяй ум. число его 666 - Откр. 13:18;

л. 135 - Пятое слово ответное от лица протопопа Аввакума на послание Андрея Плещеева, - здесь дьякон называет часто встречающееся среди Слов Спиридона Потемкина послание Аввакума Андрею Плещееву (см.: Титова Л.В. Послания Андрея Плещеева и протопопа Аввакума в «Книге» Спиридона Потемкина (текст и контекст) // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 113-123. URL: http://istkurier.ru/data/2019/ISTKURIER-2019-2-06.pdf (дата обращения: 15.12.2023)).

л. 135 об. - Жестоко бо им противу рожну прати - поговорка, вошедшая в русскую речь из славянского перевода Деяний апостолов (см.: 9:5; 26:14).

Литература

Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. Субботина. М.: тип. Т. Рис., 1874. Т. 1. 492+I-VI с. 1881. Т. 6. I+XXVIII+335 с. 1885. Т. 7. 434 с.

Титова Л.В. Объяснительная записка дьякона Федора по поводу изъявленного им повиновения собору // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 211-219.

Титова Л.В. Интеллектуальные связи первых идеологов и лидеров старообрядчества (Спиридон Потемкин, дьякон Федор, Никита Добрынин, игумен Феоктист) // Исторический

13 нет Маз.;

д на левом поле тем же почерком Апок[алипсис], гл[ава] 13;

14 в Увар. и Маз. на правом поле тем же почерком Апок[алипсис], гл[ава] 13;

15 -16 нет в Маз.;

17 в Маз. против;

18 в Увар. обрыв листа, видимо, недостает одного листа;

19 в Маз. вопросительное;

20 в Маз. доб. слово.

курьер. 2019. № 2 (4). URL: http://istkurier.ru/data/2019/ISTKURIER-2019-2-06.pdf (дата обращения: 12.01.2024).

Титова Л.В. Послания Андрея Плещеева и протопопа Аввакума в «Книге» Спиридона Потемкина (текст и контекст) // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 113-123. URL: http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER-2020-2-08.pdf (дата обращения: 12.01.2024).

Опарина Т.А. Число 1666 в русской книжности середины - третьей четверти XVII в. // Человек между Царством и Империей. М., 2003. С. 287-317.

References

Oparina, T.A. (2003). Chislo 1666 v russkoy knizhnosti serediny - tret'ey chetverti XVII v. [The Number 1666 in Russian Literature from the mid-third quarter of the 17th Century]. In Chelovek mezhdu Tsarstvom i Imperiey. Moscow, pp. 287-317.

Subbotin, N.I. (Ed.). (1874-1885). Materialy dlya istorii raskola za pervoe vremya ego sushchestvovaniya [Materials for the History of the Schism for the First Time of Its Existence]. Moscow, type. T. Fig., 1874. T. 1. Moscow. Vol. 1. 492+I-VI p. 457, VIII p. 1874. Т.1. Moscow. Vol. 6. XXVIII, 335 p., Vol. 7. 433 p.

Titova, L.V. (1990). Ob'yasnitel'naya zapiska d'yakona Fedora po povodu iz"yavlennogo im povinoveniya soboru [Explanatory Note by Deacon Fyodor Regarding His Expressed Obedience to the Council]. In Obshchestvennoe soznanie, knizhnost', literatura perioda feodalizma. Novosibirsk, pp. 211-219.

Titova, L.V. (2019). Intellektualnye svyazi pervykh ideologov i liderov staroobryadchestva (Spiridon Potemkin, Dyacon Fedor, Nikita Dobrynin, Hegumen Feoktist) [Intellectual Comnections of the First Ideologistsand Leaders of the Old Believers (Spiridon Potemkin, Deacon Fedor, Nikita Dobrynin, Hegumen Feoktist)]. In Istoricheskiy kurier. 2019. No. 2 (4). Available at: URL: http:// istkurier.ru/data/2019/ISTKURIER-2019-2-06.pdf (date of accessed 12.01.2024).

Titova, L.V. (2020). Poslaniya Andreya Pleshcheeva i protopopa Avvakuma v "Knige" Spiri-dona Potemkina (tekst i content) [Messages of Andrey Pleshcheev and the Protopope Avvakum in the "Book" of Spiridon Potemkin (Text and Context)]. In Istoricheskiy kurier. 2020. No. 2 (10), pp. 113-123. Available at: URL: http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER-2020-20-2.pdf (date of accessed 12.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.