Научная статья на тему 'О любви: Айтматов и Чехов'

О любви: Айтматов и Чехов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
289
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
любовь / верность / харам / халал / семья / сердце / разум / Джамиля / Данияр / Алёхин / любовный треугольник

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — К.Носиров, М.Йулдашалиева

В данной статье представлен сравнительный анализ повести Ч.Айтматова “Джамиля” и рассказа А.Чехова “О любви” на предмет любви и преданности семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О любви: Айтматов и Чехов»

О любви: Айтматов и Чехов

К.Носиров М.Йулдашалиева Наманганский государственный университет

Аннотация: В данной статье представлен сравнительный анализ повести Ч.Айтматова "Джамиля" и рассказа А.Чехова "О любви" на предмет любви и преданности семье.

Ключевые слова: любовь, верность, харам, халал, семья, сердце, разум, Джамиля, Данияр, Алёхин, любовный треугольник

About love: Aitmatov and Chekhov

K.Nasirov M.Yuldashalieva Namangan State University

Abstract: This article presents a comparative analysis of Ch. Aytmatov's novel "Djamilya" and A. Chexov's story "About love". On the subject of love and loyalty to the family.

Keywords: love, loyality, xaram, xalal, family, heart, mind, Djamilya, Daniyar, Alyoxin, love triangle

Тема любви - актуальная тема литературы всех времен. Любовь - это такое чувство, которое никогда не выбирает время, обстоятельства и причину. В повести Куприна "Гранатовый браслет" генерал Аносов утверждал: "Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться".1

Да, настоящая трагедия, когда влюбляешься в человека, с которым тебе не суждено быть вместе, которого судьба отправила в твою жизнь поздно. Но стоит ли при этом бороться за свои чувства? Идти против всех: против семьи, против общества и против своего разума, который борется с сердцем. К примеру, возьмём Джамилю Чингиза Айтматова. Одни считают её неблагодарной изменницей, другие же считают, что она поступила правильно, борясь за свою любовь.

1 Куприн, А. Гранатовый браслет. -avidreaders.ru_granatovyy-braslet.pdf.zip

В аиле поговаривали, что однажды весной на скачках Садык будто не сумел догнать Джамилю. Кто его знает, правда ли, но говорили, что после этого, оскорблённый, он похитил её. Другие, впрочем, утверждали, что женились они по любви. Исходя из её характера, можно прийти в такое заключение, что похитили её против её воли, то есть она не любила его, потому что, если бы она любила, то никакие препятствия и причины не смогли бы её сбить с пути. Из-за таких старых обычаев, которые существуют и ныне, пострадали не мало девушек.

Как бы там ни было, а прожили они вместе всего четыре месяца. Потом началась война, и Садыка призвали в армию.

Обращаем внимание, что Джамиля, живя без мужа, работая в трудовом коллективе, где было много мужчин, не позволяет запятнать свою честь подлецам, таким как Орозмат, который пытается воспользоваться отсутствием мужа замужней женщины. Рассказчик Сеит отмечает: "Она никогда не уступала в ругани себя, даже бывали случаи, что и за волосы кое-кого таскала". Во всяком случае она не оставляла без ответа, когда её понапрасну задевали.

А когда она осознала, что она неравнодушна к Данияру, ей даже себе было больно признаваться, что влюблена. Нелегко ей было, ведь у неё муж, живой и скоро вернётся. Не оправдывая поступок Джамили, хотим сказать, что супружеская верность или не верность не всегда связано с жизненными обстоятельствами. В случае с Джамилёй, это, скорее всего, связано с характером героини. Нам думается, что она могла бы смириться, покориться своей судьбе. Нельзя не заметить, что автор «Джамили» тоже думает так. В частности, в повести описывается, как рассуждали женщины в аиле: живя в хорошей, благополучной, зажиточной семье, чему можно было позавидовать, Джамиля могла бы постараться понять и простить мужа за то, что тот в своём письме упоминал её всего лишь двумя словами, что может стало причиной разочарования им. Видно, чего-то она ожидала, чего-то большего. «На что позарилась, удивлялись? Ведь у Данияра было лишь "шинелишка да дырявые сапоги!"; "но душой он был богаче всех", - утверждает рассказчик Сеит; ведь в любви важно не богатство, а личность любимого человека. Отсюда можно сделать вывод: Джамиля бросает семью мужа не из-за каких-то особых условий, обстоятельств бытовых. Дело - в характере героини. Спустя несколько лет после Айтматова израильско-американская писательница Эйлет Уолдман тоже напишет в своём романе: "Верность - это вопрос характера, а не обстоятельств."2

2 Уолдман, Эйлет. Любовь и прочие обстоятельства. https://www.labirint.ru/books/222943/

Мы считаем, что для восточных женщин более свойственны терпение и смирение, они ставят семью превыше всего и относятся к ней как священному узу. Однако, к сожалению, современные молодые женщины с их вольным и независимым характером, не хотят мириться с жизненными несправедливостями.

В то же время, мы хотим сказать, что, с одной стороны Джамиля поступила правильно, борясь за свою любовь, чем потом остаться со жгучим раскаяньем, как герой рассказа Антона Чехова "О любви": Бедный помещик Павел Константинович Алёхин и жена его друга Анна Алексеевна много лет любили друг друга, но боялись признаться в своей любви, думая, что эта любовь не принесёт счастья. Хотя в конце он рассуждает: "Как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе".

Однако, мы считаем, что как бы не мучили эти мысли Алёхина поступок его благороден: не давая волю чувствам, которые он находил взаимными и одновременно мучавшими обоих, он спас семью. Тем временем, мы, наблюдая за поступками Анны Алексеевы, замечаем: она стала часто уезжать то к матери, то к сестре; у неё часто бывало дурное настроение, неудовлетворенность испорченной жизнью, временами не хотелось видеть ни мужа, ни детей, а при посторонних она испытывала какое-то странное раздражение против Алёхина; о чём бы он не говорил, она не соглашалась с ним, и если он спорил с кем-то, то она принимала сторону его противника. Когда он ронял что-нибудь, то она говорила холодно: "Поздравляю вас." Если, идя с ней в театр, он забывал взять бинокль, она говорила: " Я так и знала, что вы забудете." Всё это говорит о том, что она ждала первого шага от Алёхина, была готова отказаться от своей семьи ради этих чувств, но не получив желаемого, она превратилась от рассудительной, мудрой женщины в несчастную, недовольную своей жизнью.

Размышляя о любовном треугольнике в рассказе Антона Павловича Чехова, невольно думаешь: если бы муж Анны Алексеевны не был достойным её любви человеком (Он человек добродушный, которого мать Анны любила как своего сына); если бы не дети, которые счастливо живут вместе с родителями; если бы Алёхин, зная всё, поступил бы иначе, то это было бы подлостью, неблагодарностью, в отношении к своему приятелю Лугановичу, который всегда готов был помочь ему и принял его в свою семью как близкого друга.

Многие религиозные деятели, философы и писатели говорили о святости и благополучии семьи, что играет важную роль в обществе. Пользуясь случаем,

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 518 LME^^Sl

хотелось бы упомянуть слова Шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа, очень известного в мусульманском мире мыслителя. В своём трактате "Счастливая семья" он пишет: "Если в семье разрозненность, раздор, нет различий между харамом3 и халалом, то общество, частью которого является это семья, станет разрушаться, перестанет быть спокойным и в конце концов, придёт в глубокий упадок.

Именно поэтому издревле каждое общество, уделяя большое внимание вопросам семьи, принимало всевозможные меры для обеспечения её прочности и благополучия. Ибо именно этого требует чистая, естественная человеческая природа.

К величайшему сожалению, в последнее время в западном мире отдельные подстрекатели, выставляя в качестве доводов такие подложные лозунги, как "демократия" и "свобода личности", выступают с утверждениями, что "нет необходимости в семье, брак не обязателен - он ограничивает свободу человека".

К величайшему сожалению, нашлись и те, кто поверил в этот вздор, и число таких людей растёт. К настоящему времени возникло множество проблем: в тех странах, где люди стали рабами понятий, противоречащих чистой природе человека, семья перестала цениться, а внутри семьи потеряны взаимоуважение, понимание, гармония. Мужчины и женщины, вместо того, чтобы жить в мире и согласии, предались разврату и блаженствам. Забота о потомстве для них стала чуждым явлением, так же, как и рождение детей и их воспитание".4

В заключение, хотелось бы сказать, что человеку не всегда следует давать волю чувствам, ведь в жизни существуют понятия, которые должны стоять выше этого. Прислушаемся к голосу своего сердца, но будем осторожны: если оно ведёт тебя в омут, в котором ты забываешь о своих родных, отказываешься от своей семьи ради любовного влечения, то в таких случаях, необходимо одуматься, призвать на помощь разум.

Использованная литература

1. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Счастливая семья. - Ташкент "ШЫ-Nashr".

3Харам - досл. "быть запретным, заповедным", "почитать, уважать"; категорически запрещенное шариатом действие. К таковым относятся: убийство людей, употребление хамра, прелюбодеяние, воровство. Совершение запретных действий недопустимо. Того, кто их совершит, ожидают муки. Отрицающий запрет того, что шариатом определено как харам, становится кафиром. В целом, когда употребляется слово харам, то подразумевается соблюдение запретов Аллаха в знак проявления уважения и почтения к Нему и к Его повелениям.

4 См. об этом: Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Счастливая семья. - Ташкент "Hilol-Nashr", с. 5-6.

2. Уолдман, Эйлет. Любовь и прочие обстоятельства. https://www.labirint.ru/books/222943/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.