Научная статья на тему 'О логистике въездного туризма'

О логистике въездного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
188
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистика въездного туризма / правило Парето / анализ безубыточности / рейтинг турцентра / inbound tourism logistics / Pareto rule / break-even analysis / tourist center rating

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Воскресенский Владимир Юрьевич

Логистические подходы в настоящее время активно применяются в различных отраслях экономики. Они обеспечивают непрерывность процесса производства, отсутствие срыва в поставках, ритмичность и надежность работы предприятий. Однако возможности логистики далеко не исчерпаны. Среди новых направлений, где целесообразно использование логистических технологий можно отметить въездной туризм. К проблемам российского въездного туризма могут быть отнесены проблема неравномерности распределения туристических потоков по территории страны, оптимизация размещения по территории гостиниц, объектов туристической инфраструктуры, определение приоритетов в обслуживании иностранных туристов и многие другие. Эти и аналогичные им проблемы могут быть решены с использованием логистических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inbound Tourism Logistics

Logistics approaches nowadays are used in different sectors of the economy. They ensure continuity of productive process, lack of disruption in supplies, rhythm and reliability of enterprises functioning. But there are many other opportunities for logistics technologies. Inbound tourism is the area where logistics technologies could also be implemented. The issues of inbound tourism in Russia are as follows: irregularity and unevenness of tourist flows distribution; optimization of location of hotels and other items of tourist infrastructure; determination of priorities in service of foreign tourists, and others. These and similar problems could be solved by using logistics technologies.

Текст научной работы на тему «О логистике въездного туризма»

О логистике въездного туризма

Владимир Юрьевич ВОСКРЕСЕНСКИЙ, УДК: 338.48

кандидат экономических наук, доцент, ББК: 65.433

Колледж интегрированных технологий В 764 (143002, Россия, Московская область, Одинцово,

Садовая улица, 3Б) - преподаватель географии, DOI: 10.24411/2072-8042-2021-4-114-123 экономических дисциплин, Email: vvoskresenskiy@mail.ru

Аннотация

Логистические подходы в настоящее время активно применяются в различных отраслях экономики. Они обеспечивают непрерывность процесса производства, отсутствие срыва в поставках, ритмичность и надежность работы предприятий. Однако возможности логистики далеко не исчерпаны. Среди новых направлений, где целесообразно использование логистических технологий можно отметить въездной туризм. К проблемам российского въездного туризма могут быть отнесены проблема неравномерности распределения туристических потоков по территории страны, оптимизация размещения по территории гостиниц, объектов туристической инфраструктуры, определение приоритетов в обслуживании иностранных туристов и многие другие. Эти и аналогичные им проблемы могут быть решены с использованием логистических методов.

Ключевые слова: логистика въездного туризма, правило Парето, анализ безубыточности, рейтинг турцентра.

Inbound Tourism Logistics

Vladimir Yur'evich VOSKRESENSKIY,

Candidate of Economic Science, Assistant Professor,

College of Integrated Technologies (143002 Moscow Region, Odintsovo, Sadovaya st., 3B, floor 4), teacher of geography, economic disciplines, Email: vvoskresenskiy@mail.ru

Abstract

Logistics approaches nowadays are used in different sectors of the economy. They ensure continuity of productive process, lack of disruption in supplies, rhythm and reliability of enterprises functioning. But there are many other opportunities for logistics technologies. Inbound tourism is the area where logistics technologies could also be implemented. The issues of inbound tourism in Russia are as follows: irregularity and unevenness of tourist flows distribution; optimization of location of hotels and other items of tourist infrastructure; determination of priorities in service of foreign tourists, and others. These and similar problems could be solved by using logistics technologies.

Keywords: inbound tourism logistics, Pareto rule, break-even analysis, tourist center rating.

^ 114

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

Термин логистика все прочнее входит в обиход современной хозяйственной жизни. Он происходит от греческого слова logistike, обозначавшего в Древней Гре -ции искусство рассуждений и вычислений. Согласно трудам известного немецкого математика Г. Лейбница, под термином «логистика» стали понимать особый раздел математики - математическую логику. В современную эпоху широкое распространение принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз, транспорта позволило своевременно и в нужных количествах обеспечивать армию всем необходимым, поэтому в западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики.

В современной хозяйственной жизни под термином логистика обычно понимают свод действий, правил, технологий обеспечивающих четкое взаимодействие в рамках различных экономических систем, направленных на их оптимизацию и более равномерное функционирование. В этой связи выделяют различные направления: информационную, закупочную, сбытовую логистику, логистику производственных процессов, складскую логистику, логистику запасов, транспортную логистику и т.д. Методический аппарат логистики достаточно хорошо разработан

(3).

Логистические подходы стали признаваться большинством участников снабжения во многих отраслях, где используются различные логистические технологии (5). Логистические процессы связываются с новейшими изменениями в экономике. В этой связи введено понятие «зеленой логистики» (green logistics) (7). Реализация концепции устойчивого развития предполагает обязательный переход к новой модели экономики (циркулярной экономике, зеленой экономике, биоэкономике). Такой подход требует создания специальной логистической инфраструктуры (9). Активно обсуждаются вопросы логистической деятельности в условиях цифровой экономики (4) (см. примечание 1). Анализируется опыт оптимизации логистических процессов в передовых странах (10). В современной экономике все большую роль приобретают логистические посредники и провайдеры как связующие звенья межкорпоративного взаимодействия (2).

Логистика проникает во все новые сферы общественной и хозяйственной жизни. Использование логистических методов отмечено в геоурбанистике. Появилось направление сити-логистика, то есть комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, материальных и информационных потоков, потоков транспортных средств, людей, финансов в рамках подсистем города и его инфраструктуры (1). В интермодальных коридорах, когда груз перемещается с одного вида транспорта на другой стал применяться термин политранспортная логистика, то есть синхронизация перевозок различными видами транспорта (6). Отмечено использование логисти-

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

115 Q

ческих методов в сфере электронной коммерции (e-commerce). Здесь введено понятие фулфилмента, или полного комплекса услуг, предоставляемых компаниями e-commerce одним универсальным логистическим оператором с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки (8). В хозяйственной практике стал применяться блокчейн как логистическое приложение в обеспечении надежности цепочки поставок (11).

Логистические технологии могут использоваться и на многих других направлениях. В российской экономике индустрию туризма и гостеприимства можно рассматривать как потенциальный источник валютных поступлений, альтернативный топливно-сырьевому экспорту. В этой связи особое значение имеет индустрия въездного туризма. Однако существующее положение дел и имеющиеся проблемы не позволяют вывести ее на должный уровень. К числу актуальных проблем индустрии въездного туризма можно отнести и те, которые могут быть решены с использованием логистических методик. В введенном нами понятии логистика въездного туризма при помощи соответствующего инструментария возможно обеспечить решение целого ряда задач.

Актуальным представляется расчет оптимального количества туристов на курорте, чтобы избежать эффекта «избыточного туризма», то есть повышенной нагрузки на окружающую среду и создание неудобств для местного населения. Исходя из этого, можно планировать необходимое количество средств размещения, развитие альтернативных видов туризма с целью разгрузить крупные курортные центры. Одна из ключевых проблем России в территориальном аспекте, выражающейся в высоком уровне межрегионального социально-экономического неравенства, проявляется и во въездном туризме - большинство иностранных туристов едут в Москву и Санкт-Петербург, в то время как в большинстве регионов и провинциальных городов поток иностранных туристов незначителен. В этой связи целесообразно выравнивание туристических потоков по регионам страны, чтобы избежать « овертуризма», или повышенной нагрузки на столичные города (Москва, Санкт-Петербург) и крупнейшие курортные центры. В этой связи целесообразна рейтинговая оценка привлекательности провинциальных турцентров. С использованием логистических методик возможно определение оптимального месторасположения гостиничных комплексов, других средств размещения, объектов туристической инфраструктуры при имеющейся информации о вероятном направлении туристических потоков, а также определение приоритетных групп представителей туристов различных стран для организации более качественного их обслуживания и др.

Рассмотрим конкретные условные ситуации в индустрии туризма, где возможно применение логистических методик. Так, при помощи метода центра тяжести потоков можно определить координаты местонахождения гостиничного комплекса

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

(иных средств размещения или объектов инфраструктуры), если известно вероятное направление входящих туристических потоков. В страну приезжают туристы из различных стран. В разных странах существует свой язык, свои традиции, свои нормы обслуживания и поведения. В этой связи может возникнуть проблема, на каких именно туристах сделать акцент при организации обслуживания. Для решения подобной задачи может быть использовано часто применяемое в логистике «правило Парето (20/80)». Согласно этому правилу 20% объектов, с которыми приходится иметь дело, как правило, дают 80% результатов этого дела. Следовательно, первые по весу 20% объектов, которые по частотности наиболее востребованы должны получить приоритетное внимание, а остальные могут быть обслужены по традиционным схемам. При организации обслуживания принимающей стороне целесообразно обратить особое внимание на особенности предоставления сервиса, прежде всего, для представителей тех 20% стран, которые обеспечивают более 80% международных туристических прибытий. Это может быть написание рекламных объявлений на языке соответствующих стран (в гостиницах, ресторанах, развлекательных комплексах и т.д.), показа в гостиницах телевизионных программ на языке стран и популярных в данных странах треках, приготовление соответствующих блюд национальной кухни, организации развлечений, которые востребованы в этих странах и т.п.

Одной из особенностей современных международных отношений является конфронтация России со странами Запада, которая приносит убытки обеим сторонам. Въездной туризм в данном случае может выступать в роли «мягкой силы», инструмента общественной дипломатии, сглаживающей противоречия, нормализующей отношения. Одной из разновидностей въездного туризма может быть событийный туризм, когда организуется то или иное мероприятие, имеющее международное значение в принимающей стране (чемпионат мира, международный кинофестиваль, крупный международный научный симпозиум и т.д.). Однако при организации подобных мероприятий важно учитывать и экономическую сторону вопроса, то есть важно знать, насколько доходным оно будет. В этой связи целесообразно проводить анализ безубыточности (break-even analysis) проектов.

Как отмечалось, одной из проблем въездного туризма в РФ является его сильная концентрация в столичных городах - Москве и Санкт-Петербурге - при слабых турпотоках в другие регионы. Иностранцев привлекает в столичных городах их богатое историко-культурное наследие, наличие достаточно высоких стандартов обслуживания, хорошая транспортная доступность.

Вместе с тем, внутренние регионы страны, провинциальные города обойдены вниманием туристов из-за рубежа. В этой связи актуальной представляется задача выбора значимых критериев для въездного туризма в РФ, оценка их веса, определение уровня критерия для каждого турцентра по десятибалльной шкале,

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

117 Q

оценка перспектив провинциальных турцентров во въездном туризме. Предложим решение подобной задачи, сделав выборку из 10 городов европейской и азиатской частей России.

В европейской части России выберем для оценки Тулу, Севастополь, Великий Новгород, Архангельск и Саратов. Тула известна музеем оружия, самоварами, пряниками. В недалеко расположенной от Москвы Туле, помимо достопримечательностей самого города, в Тульской области следует обратить внимание на дом-усадьбу Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», известное историческое место «Куликово Поле», музей-заповедник «Бежин Луг» (с. Тургенево), дом-музей И.С. Бунина, музей «Филимоновская игрушка» (пгт. Одоев) и др. Лечебно-оздоровительный туризм представлен санаторием «Краинка». В Тульской области имеются объекты экологического туризма.

В расположенном на берегу Черного Моря Севастополе важно отметить памятные места, связанные с ратной историей России (Крымской войной 19 века, оборона и взятие Севастополя времен Великой Отечественной войны). Великий Новгород - одно из памятных мест зарождения российского государства. Здесь, прежде всего, заслуживает внимания Новгородский Кремль, а также памятник «Тысячелетие России». Эти центры имеют хорошую доступность наземным транспортом. При отсутствии люксовых гостиниц выбор средств размещения комфортен.

Архангельск и примыкающая к нему область изобилует природными достопримечательностями, а также памятными местами, связанными с историей освоения русского севера. Вместе с тем, следует указать на суровые природно-климатические условия местности, несовершенную транспортную инфраструктуру, ограниченный набор средств размещения.

В расположенном на Волге Саратове известный философ В.В. Розанов увидел Ригу как чисто русский город, но «по-рижски» устроившийся (см. примечание 2). Общественные и исторические традиции Саратова связаны с именами Н.Г. Чернышевского, А.Н. Пыпина. В Саратовской области расположен утес Степана Разина. Этнический туризм связан с культурой немцев Поволжья. Сделаем оценку рейтинга указанных турцентров (см. таблицу 1).

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

Таблица 1

Оценка рейтинга турцентра (для въездного туризма, европейская часть РФ)

Критерий Вес критерия Оценка критерия по десятибалльной шкале ( х ) 1. 2. 3. 4. 5. Произведение веса критерия на оценку 1. 2. 3. 4. 5.

1. Уровень

сервиса 0,2 5 5 4 4 4 1,0 1,0 0,8 0,8 0,8

2. Транспортная

доступность 0,2 6 5 3 5 4 1,2 1,0 0,6 1,0 0,8

3. База средств

размещения 0,2 4 4 4 4 4 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8

4. Историко-

культурное

наследие 0,2 7 6 5 7 4 1,4 1,2 1,0 1,4 0,8

5. Уникальные

природные

достоприме-

чательности 0,1 3 2 3 3 4 0,3 0,2 0,3 0,3 0,4

6. Лечебно-

оздоровите-

льные ресурсы

(в том числе

отдых на море) 0,1 2 8 4 2 2 0,2 0,8 0,4 0,2 0,2

Итого 1,0 4,9 5,0 3,9 4,5 3,8

Примечание к таблице: (х) Цифрами обозначены: 1. Тула, Севастополь, Архангельск, Великий Новгород, Саратов.

Рассмотренные центры привлекательны для въездного туризма в следующей последовательности Севастополь (5,0), Тула (4,9), Великий Новгород (4,5), Архангельск (3,9). Саратов (3,8).

Оценим привлекательность для въездного туризма городов азиатской части России: Екатеринбург, Тюмень, Омск, Кызыл и Владивосток. Екатеринбург (бывший Свердловск) уводит путешественника в советский период истории России. Топонимика улиц и площадей города заставит вспомнить о героях революционного прошлого: В. Ленина, Р. Люксембург, В. Чапаева, К. Либхнехта и др. Под Екатеринбургом, в местечке Ганина Яма, находится место казни царя Николая Второго и членов его семьи. В память о первом президенте России в городе открыт Ельцин-центр. Екатеринбург часто называют «третьей столицей» России, «окном в Азию».

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

119 ^

Тюмень известна, прежде всего, как центр Тюменской области, крупнейшего нефтедобывающего региона России. Здесь можно совершить экскурсию «Черное золото Сибири» на местные нефтепромыслы. Экскурсионный туризм может быть также связан со знакомством с походами казаков под предводительством Ермака по колонизации Сибири. В селе Покровское расположен музей Г. Распутина, а на юге области (Ялуторовск) можно посетить место ссылки декабристов. В Тобольске сливаются две крупных сибирских реки Тобол и Ишим. Тюмень богата лечебными минеральными источниками. Здесь возможна охота и рыбалка.

Омск связан с жизнью выдающихся личностей: М. Врубеля, Ф. Достоевского, А. Колчака, Д. Карбышева, М. Ульянова. В городе расположено множество православных храмов. Омск известен своими театральными постановками. В Омской области возможен приключенческий туризм: посещение таинственного села Оку-нева (места «приземления» НЛО); поиск золота Колчака; «jail - tour» по местам каторги и ссылки известных личностей: Достоевского, Радищева, Муравьева-Апостола, Распутина. Сибирь богата дарами лесов, полей и рек: ягод, грибов, дичи и рыбы.

Столица Тувы Кызыл открывает путь для знакомства с религиозными культовыми объектами буддизма; интересными археологическими находками. Орографические природные достопримечательности республики напоминают рельеф Исландии. К своеобразным туристическим ресурсам Тувы относят разрушенные советские заводы, катание на верблюдах. Следует отметить, что транспортная инфраструктура в республике развита недостаточно. Тува считается одним из наиболее бедных и криминогенных мест в России.

Владивосток, центр Приморского края, дает возможность посещения: национальных парков «Зов тигра», «Земля леопарда», «Удэгейская легенда»; океанариума; фортификационных сооружений на острове Русский. Здесь возможно купание в Японском море, активные виды отдыха, потребление морепродуктов. В Горячих Ключах расположен центр лечебно-оздоровительного туризма. Произведем параметрическую оценку туристических ресурсов названных турцентров (см. таблицу 2).

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

Таблица 2

Оценка рейтинга турцентра (для въездного туризма, азиатская часть РФ)

Критерий Вес критерия Оценка критерия Произведение

по веса критерия

десятибалльной на оценку

шкале ( х)

1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5.

1. Уровень

сервиса 0,2 5 4 4 3 4 1,0 0,8 0,8 0,6 0,8

2. Транспортная

доступность 0,2 5 4 4 3 4 1,0 0,8 0,8 0,6 0,8

3. База средств

размещения 0,2 5 4 4 3 4 1,0 0,8 0,8 0,6 0,8

4. Историко-

культурное

наследие 0,2 4 4 5 3 4 0,8 0,8 1,0 0,6 0,8

5. Уникальные

природные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

достоприме-

чательности 0,1 3 3 3 6 6 0,3 0,3 0,3 0,6 0,6

6. Лечебно-

оздоровитель-

ные ресурсы

(в том числе

отдых на море) 0,1 2 5 2 2 4 0,2 0,5 0,2 0,2 0,4

Итого 1,0 4,3 4,0 3,9 3,2 4,2

Примечание к таблице: (х) Цифрами обозначены: 1. Екатеринбург, Тюмень, Омск, Кызыл, Владивосток.

Рассмотренные центры привлекательны для въездного туризма в следующей последовательности: Екатеринбург (4,3), Владивосток (4,2), Тюмень (4,0), Омск (3,9), Кызыл (3,2) (см. примечание 3).

Таким образом, выборочный анализ привлекательности провинциальных центров России для целей въездного туризма показал, что больший интерес представляют города европейской части России. Повышение рейтинговых показателей помимо прочих мероприятий отчасти можно достичь за счет брендинга, то есть рекламных кампаний, дающих представление о туристических ресурсах городов. Применение логистических методик для оценки туристической деятельности -новое направление, способствующее решению поставленных практических задач и требующее дальнейшей разработки.

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

121 ^

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Современная экономика представляет собой динамично развивающуюся систему, для которой характерно повсеместное применение информационно-коммуникационных технологий и цифровых решений, стимулирующих глобальные изменения. В результате формируется новая экономика, получившая название цифровой экономики, или Индустрии 4.0.

2. См. произведение В.В. Розанова «Русский Нил».

3. Расчет рейтинга турцентра является субъективной оценкой.

Для получения более точных результатов целесообразно привлекать мнение нескольких экспертов. Согласованность мнений экспертов можно оценить, используя коэффициент конкордации Кендалла (W). Если W > 0,7, то качество оценки считается высоким. При 0,4 < W < 0, 7 качество оценки признается удовлетворительным.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Беняш В.О. Сити-логистика и ее развитие в странах мира // Логистический аудит транспорта и цепей поставок: Материалы 2 Международной научно-практической конференции, Тюмень, 26 апреля, 2019, с. 125-129.

2. Березовский Э.Э., Кизим А.А., Хавкин Б.М. Роль логистических провайдеров в товарообороте // Экономика устойчивого развития. 2019, №4, с. 257-262.

3. Гаджинский А.М. Логистика.- М.: 2012. - 484 с.

4. Евтодиева Т.В., Полуботко А.А. Логистика в условиях цифровой экономики. // Вестник Ростовского государственного экономического ун-та, 2020, №1. с.35-42.

5. Курбанов А. Конвергенция как способ повышения эффективности логистических систем // Экономист. 2018.№18. с.40-45.

6. Куренков П.В., Преображенский Д.А. Полицентрическая логистика: от интер- и мультимодальности к синхро- и ко- модальности через а-модальность // Логистика: современные тенденции развития: материалы 18 Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 4,5 апр., 2019. 4.1, Государственный архитектурно-строительный Ун-т. СПб. 2019. с. 283-289.

7. Осинцев Н.А, Рахмангулов А.Н. Система методов и инструментов зеленой логистики в целях поставок // Сборник научных трудов 2 Международной научно-практической конференции «Транспорт и логистика: инновационная инфраструктура, интеллектуальные и ресурсосберегающие технологии, экономика и управление», Ростов-на-Дону, 7-8 февраля, 2018 г. с. 274-278, 521-522.

8 . Торгунаков Е.А., Торгунакова Е.В. Развитие логистики электронной коммерции // Экономика и управление (Санкт-Петербург). 2019. №11. с. 95-100.

9 . Черенков В.И., Климовец О.В., Таничев А.В., Минин Д.Л. Логистическая инфраструктура: от формирования понятия к построению исследовательской модели освоения Арктики // Фунд. Исслед. 2020. №3. с.142-151.

10. Шумаев В. А. Логистика как эффективный инструмент управления и развития экономики страны. - М.: Онто Принт. 2020, 145 с.

11. Do Hoang Thi, Hoiczyk Claudia, Uckelman Dieter. Blockchain - application in logistics and supply chain // Zwif: Z. wirt. Fabrikbetr. 2019.114. № 10. p. 617-620.

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2021

BIBLIOGRAPHY:

1. Benyash VO. Siti-logistika i ee razvitie v stranax mira // Logisticheskij audit transporta i cepej postavok: Materialy' 2 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tyumen', 26 aprelya, 2019, s. 125-129.

2. Berezovskij E'.E'., Kizim A.A., Xavkin B.M. Rol' logisticheskix provajderov v tovarooborote // E'konomika ustojchivogo razvitiya. 2019, №4, s. 257-262.

3. Gadzhinskij A.M. Logistika.- M.: 2012. - 484 s.

4. Evtodieva T.V., Polubotko A.A. Logistika v usloviyax cifrovoj e'konomiki. // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo e'konomicheskogo un-ta, 2020, №1. s.35-42.

5. Kurbanov A. Konvergenciya kak sposob povy'sheniya e'ffektivnosti logisticheskix sistem // E'konomist. 2018.№18. s.40-45.

6. Kurenkov P.V, Preobrazhenskij D.A. Policentricheskaya logistika: ot inter- i mul'timodal'nosti k sinxro- i ko- modal'nosti cherez a-modal'nost' // Logistika: sovremenny'e tendencii razvitiya: materialy' 18 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 4,5 apr., 2019. 4.1, Gosudarstvenny'j arxitekturno-stroitel'ny'j Un-t. SPb. 2019. s. 283-289.

7. Osincev N.A, Raxmangulov A.N. Sistema metodov i instrumentov zelenoj logistiki v celyax postavok // Sbornik nauchny'x trudov 2 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Transport i logistika: innovacionnaya infrastruktura, intellektual'ny'e i resursosberegayushhie texnologii, e'konomika i upravlenie», Rostov-na-Donu, 7-8 fevralya, 2018 g. s. 274-278, 521522.

8 . Torgunakov E.A., Torgunakova E.V. Razvitie logistiki e'lektronnoj kommercii // E'konomika i upravlenie (Sankt-Peterburg). 2019. №11. s. 95-100.

9 . Cherenkov V.I., Klimovecz O.V., Tanichev A.V., Minin D.L. Logisticheskaya infrastruktura: ot formirovaniya ponyatiya k postroeniyu issledovatel'skoj modeli osvoeniya Arktiki // Fund. Issled. 2020. №3. s.142-151.

10. Shumaev V.A. Logistika kak e'ffektivny'j instrument upravleniya i razvitiya e'konomiki strany'. - M.: Onto Print. 2020, 145 s.

11. Do Hoang Thi, Hoiczyk Claudia, Uckelman Dieter. Blockchain - application in logistics and supply chain // Zwif: Z. wirt. Fabrikbetr. 2019.114. № 10. p. 617-620.

4 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.