Научная статья на тему 'О лихорадке в "Каноне врачебной науки" Абуали ибн Сино'

О лихорадке в "Каноне врачебной науки" Абуали ибн Сино Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБУАЛИ ИБН СИНО / "КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ" / ЛИХОРАДКА / ABUALI IBN SINA / CANON OF MEDICINE / FEVER / АБУАЛИ ИБН СИНО. КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ // ТАШКЕНТ: МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ИМ. АБУ АЛИ ИБН СИНО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзуллоев Н. Ф., Ходжаева Н. М.

В статье, посвященной дню рождения Абуали ибн Сино, отражены взгляды гениального ученого-энциклопедиста на лихорадочные состояния, изложенные в «Каноне врачебной науки». Констатирована огромная ценность его суждений о лихорадке и их актуальность с позиций современной научной и прикладной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUTE FEVER IN THE "CANON OF MEDICINE" OF ABUALI IBN SINA

In the article devoted to the birthday of Abuali ibn Sina, the views of the brilliant scientist and encyclopaedist about febrile illness set forth in "Canon of medicine" was reflected. Huge value of his judgment about fever and its relevance to contemporary scientific and applied medicine position was observed.

Текст научной работы на тему «О лихорадке в "Каноне врачебной науки" Абуали ибн Сино»

КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ АБУАЛИ ИБН СИНО

УДК 614.78 doi: 10.31712/2221-7355-2018-8-2-286-290

О ЛИХОРАДКЕ В «КАНОНЕ ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ» АБУАЛИ ИБН СИНО

1ФАЙЗУЛЛОЕВ Н.Ф., 2ХОДЖАЕВА Н.М.

ТУ «Академия медицинских наук» МЗиСЗН РТ 2ТГМУ им. Абуали ибн Сино

В статье, посвященной дню рождения Абуали ибн Сино, отражены взгляды гениального ученого-энциклопедиста на лихорадочные состояния, изложенные в «Каноне врачебной науки». Констатирована огромная ценность его суждений о лихорадке и их актуальность с позиций современной научной и прикладной медицины. Ключевые слова: Абуали ибн Сино, «Канон врачебной науки», лихорадка

ABOUTE FEVER IN THE "CANON OF MEDICINE" OF ABUALI IBN SINA

1FAYSULLOEV N. F., 2KHOJAEVA N. M.

XSI «Academy of Medical Sciences» of the MHSP RT

2Department of Children's Infectious Diseases of the Avicenna Tajik State Medical University

In the article devoted to the birthday of Abuali ibn Sina, the views of the brilliant scientist and encyclopaedist about febrile illness set forth in "Canon of medicine" was reflected. Huge value of his judgment about fever and its relevance to contemporary scientific and applied medicine position was observed. Key words. Abuali ibn Sina, Canon of medicine, fever

Несмотря на то, что изучению лихорадки уделено достаточно внимания еще Гиппократом, а в последующем Галеном и Авиценной, тем не менее, многие её аспекты до сих пор остаются ещё полностью не раскрытыми. Справедливости ради следует отметить, что среди огромного количества научных публикаций, посвященных данному вопросу, о вкладе Абуали ибн Сино говорится крайне скудно или в большинстве работ не упоминается вовсе. Так, например, в объёмной (376 страниц) монографии П.Н. Веселкина «Лихорадка» [2] о заслугах Авиценны по изучению данного вопроса не сказано ни слова, несмотря на то, что в его фундаментальном труде - «Каноне врачебной науки» - лихорадкам посвящено 67 параграфов [1].

Данное обстоятельство послужило основанием в канун дня рождения нашего гениального соотечественника, ученого-энциклопедиста Абуали ибн Сино представить современному медицинскому сообществу краткий экскурс его научных взглядов о лихорадке.

«Лихорадка, подчеркивает Абуали ибн Сино, - это постоянная теплота, которая вспыхивает в сердце и распространяется из него по всему телу, через посредство пнев-мы и крови по артериям и венам. Она до того разогревается в теле, что нарушаются его естественные действия...» Последнее касается гипертермических состояний, когда вследствие энергетического истощения, внутрисосудистого свертывания крови и отека мозга могут возникнуть в организме тяжелые, необратимые состояния. «Некоторые люди разделяют её на две первоначальные разновидности - на лихорадку, как симптом, и относят лихорадку при опухолях к роду лихорадок - симптомов» (Т. 8, С. 7). Абуали ибн Сино, соглашаясь с этим утверждением, в тоже время считает эту классификацию лихорадок условной, приводя пример лихорадки «с гнилостью, заключающейся в опухоли». Он также приводит другие классификации лихорадок. «говорят, что есть лихорадки острые и не острые, есть хронические и не хронические, есть ночные и дневные, есть безопасные, благополучные, есть и (тяжелые) с

дурными симптомами; есть прерывающиеся, есть и неотлучные... Есть (лихорадки) горячие, есть и холодные, с ознобом и «гусиной кожей», есть простые, а есть и сложные».

Говоря о периодах заболевания, ученый пишет: «Лихорадкам, как и прочим болезням, присущи периоды - начало, подъем, остановка у предела и спад; периоды эти бывают общие, а бывают и частные - по отношению к каждому припадку (Т. 8, С. 9). Далее он подробно излагает каждый период, подчеркивая, что при разных болезнях они различны. Он также обращает внимание на тот факт, что по продолжительности периодов лихорадки также различаются: «при некоторых долго длится усиление, при других долго длится спад» (Т. 8, С. 10).

Абуали ибн Сино подробно останавливается на гнилостных (инфекционных, прим. Н.Ф. Файзуллоева) лихорадках. Наиболее частой причиной гнилостных лихорадок, по его мнению, является употребление недоброкачественной пищи. «Гнилостность возникает, например, от плохих питательных веществ, когда то, что из них рождается, предрасположено к загниванию из-за плохого качества своей субстанции или способности быстро подвергаться порче, если субстанция (вещество) хороша, (как бывает), например, с молоком (Т. 8, С. 35). Как видно, ученый обращает внимание на то, что инфицирование пищевых продуктов возникает из-за плохого качества, в первую очередь таких быстро портящихся, каким является молоко. Кроме того, он считает, что лихорадки могут иметь место, если нарушены правила приготовления и хранения пищи, о чем свидетельствуют следующие высказывания ученого: «Возникает гнилостность также из-за дурного приготовления яств или нарушения времени и порядка их приема.» (Т. 8, С. 35).

Говоря о гнойно-воспалительном процессе, как причине лихорадки, Ибн Сино классифицирует его как локальный и генерализованный. «Гнилостность иногда охватывает все тело, а иногда имеет место в одном органе...» (Т. 8, С. 36). Характеризуя септический процесс, ученый справедливо подчеркивает непрерывный характер лихорадки с периодическими обострениями. «Если же (соки) загнивают внутри сосудов, то это обусловливает неотлучность лихорадки, которая тогда не проходит и не близка к проходящей, а неотлучна и постоянна, но отличается обострениями, по коим узнается свойственный ей приступ (Т. 8, С. 36). Когда внутренняя гнилостность охватывает все сосуды или большинство сосудов, находящихся возле сердца,

то обострения или ослабления (лихорадки) почти не проявляются; в противном случае такие изменения проявляются отчетливо (Т. 8, С. 36-37). Последним высказыванием Ибн Сино исключает возникновение обострений и послаблений, если лихорадка обусловлена тяжелой септицемией. Изложенная им клиническая картина лихорадочного приступа выглядит вполне современно «Приступы прекращающейся (перемежающейся) лихорадки в большинстве случаев начинаются с «гусиной кожи» или ощущения холода, или потрясающего озноба, а разрешается испариной» (Т. 8, С. 38).

Говоря о взаимосвязи лихорадки и возраста, автор считает, что «у стариков, вследствие холодности их натуры и скудности мяса, редко бывает сильная лихорадка» (Т. 8, С. 39).

Ибн Сино септическую и септикопиеми-ческую лихорадку считает самой тяжелой: «Худшая лихорадка - неотлучная, при которой гниение (материи) происходит внутри сосудов, затем - перемежающаяся, при которой происходит гниение во всем теле или в области сердца» (возможно, имеется в виду септический эндокардит или более тяжелое поражение сердца -панкардит; прим. Н.Ф. Файзуллоева). Ученый обращает внимание на взаимосвязь пульса и лихорадки: «Что касается пульса, то при гнилостных лихорадках качества его различны в зависимости от различия лихорадки по роду или соответственно различию одной и той же разновидности по силе и слабости, по значительности или незначительности проявлений» (Т. 8, С. 39). При гнилостной лихорадке пульс учащается и это связано не с экзогенными факторами, а именно с повышением температуры: «В пульсе возникает учащение, происходящее не от внешней причины - утомления, гнева или чего другого.». Ученый также дает описание состояния больных с гнилостной лихорадкой: «Далее (гнилостная лихорадка) бывает перемежающаяся, которая начинается с потрясающего озноба или с «гусиной кожи», разрешается в большинстве случаев испариной или увлажнением тела.». «Большинство гнилостных лихорадок сопровождается многими явлениями: жаждой, головной болью, почернением языка, особенно в периоде предела; усиливается беспокойство, тоска и сильное волнение, обусловленные борьбой материи и (естественной) силы». Последним утверждением Ибн Сино подчеркивает, что лихорадка - это естественная реакция организма на патологический процесс, симптом борьбы макроорганизма с микроорганизмом, поскольку речь идет об инфекционных

лихорадках. И в этой борьбе исход заболевания может быть разным. «Иногда одолевает материя, а иногда одолевает сила.». Он также подчеркивает, что длительная лихорадка нередко сопровождается изменениями со стороны органов и систем организма. «Знай, что от длительных, острых, губительных лихорадок редко избавляются без расстройства того или иного органа» (Т. 8, С. 41).

Ибн Сино большое внимание уделяет гнилостным лихорадкам. Говоря о трехдневной гнилостной лихорадке, считает её более безопасной по сравнению с постоянной, поскольку в промежутках между приступами организм имеет возможность восстанавливать свой потенциал. «. но эта лихорадка безопасна, ибо желтая желчь легка для естества и (болезнь) дает отдых, а не терзает постоянно» (Т. 8, С. 41). По его мнению, приступы трехдневной лихорадки при адекватном лечении не могут повторяться более девяти раз. «... редко переходит за девять приступов - разве только от ошибки (в лечении)» (Т. 8, С. 41).

При характеристике лихорадок он обращает внимание на наличие целого ряда факторов, раскрывающих причину их возникновения, течение и последствия. «Знай, что источниками для заключений о лихорадках служат предшествующий режим, каков он был, обстоятельства и симптомы в данное время, о которых мы скажем, а также местность, время года, возраст, натура, пульс, моча, рвота, испражнения, кровотечения из носа, качество лихорадки в отношении озноба и испарины, характер жара и приступов, уровень аппетита и жажды, состояние дыхания, а также сопутствующие явления, например, головная боль, бессонница, бред, беспокойство и прочее. Указывают симптомы и на род лихорадки, как, скажем, симптомы, присущие трехдневной, - например, начало приступа с покалывания и «гусиной кожи» и жгучесть жара, тогда как другие симптомы - беспокойство, бред, бессонница - свидетельствуют о ее злокачественности. Облик (больного) тоже дает (основание) для многих суждений, например, когда цвет лица переходит в свинцовый с белым или синеватым отливом, это указывает на холодность соков и скудность прирожденной теплоты или же на отек и вздутие, как бывает у тех, у кого причиной лихорадки является несварение желудка» (Т. 8, С. 43). Отдельный параграф в «Каноне.» посвящен рассуждению автора о таких проявлениях лихорадки, как озноб, холод, «гусиная кожа» и разбитость. По его определению, «гусиная кожа» - это такое со-

стояние, когда попеременно ощущают холод и покалывание в коже и мышцах. Что касается холода, то при этом (больной) ощущает в своих органах и в веществе мышц чистый холод, а озноб состоит в том, что человек не может удержать свои члены от возникающей в них дрожи, содрогания и непроизвольных движений (Т. 8, С. 44). Он также излагает свою позицию о причинах возникновения озноба и холода при лихорадочных состояниях: «холод и озноб иногда появляются вследствте ухода теплоты в глубь.».

В своих указаниях об общих способах лечения лихорадок, вызванных гнилостными заболеваниями, ученый справедливо считает, что их следует лечить с учетом причины возникновения, за исключением опасных для жизни гипертермий. «Знай, что ты можешь лечить лихорадку лишь после того, как распознаешь её разновидность». «Знай, что иногда лихорадка столь сильна и остра, что не позволяет лечить её причину, а наоборот, требует действенного охлаждения, особенно, если (естественная) сила не оказывается мощной противоборствующей и стойкой» (Т. 8, С. 47). Как следует из его высказываний, в лечении лихорадок важное значение имеет оценка состояния больного, его резервные возможности. В тех случаях, когда организм истощен или ослаблен, то он рекомендует предпринять усилия, направленные на восстановление возможностей больного самому бороться с патологией. «А если ты найдешь силу недостаточной, то займись изменением натуры, ей противоположной, охлади (натуру) и оживи силу питанием; когда же укрепишь силу, оживив её и подавив то, что ей противоборствует, возвратись к лечению болезни» (Т. 8, С. 47).

Большое внимание автор уделяет питанию лихорадящих больных в зависимости от возраста, сезона года, периода лихорадочного приступа, натуры и состояния больного. «Знай, что самая подходящая пища влажная (жидкая; прим. Н.Ф. Файзуллоева), особенно для детей и для людей, живущих спокойной жизнью, у которых натура влажная». Что касается питания больных в зависимости от периода лихорадочного приступа, то он считает необходимым возобновить прием пищи после окончания кризиса. «... следует откладывать кормление до периода спада и дольше, и, если случится, что время спада совпадает с обычным временем приема пищи, то это лучше всего, что может быть» (Т. 8, С. 54).

Ибн Сино считает, что лихорадящих больных в летнее время следует кормить усиленно

и дробно, зимой - умеренно, а осенью (по его утверждению - «дурное время для лихорадящего») - необходимо принимать пищу частями, мало-помалу. Ученый в борьбе с заболеваниями и лихорадочными состояниями ключевое значение придает естественным силам макроорганизма. «... ибо целитель, как ты знаешь - это (естественная) сила, не врач, а врач - лишь слуга, доставляющий силу орудия (лечения) (Т. 8, С. 56).

Особое внимание ученый придает режиму питания при лихорадке, предпочитая щадящую диету. При подборе режима питания следует учитывать тип лихорадки, её длительность, состояние больного, период болезни, переносимость питательного продукта. По его утверждению, грубая питательная пища при переваривании отвлекает естественные силы организма от борьбы с болезнью. В то же время при длительной лихорадке или при небольших повышениях температуры тела, когда организм не ослаблен, не следует увлекаться щадящей диетой. «.если болезнь очень обострилась, - это бывает когда период предела близок, -и ты полагаешь, что сила не падает в промежутке между началом и пределом (болезни), то облегчи силе ее дело и дай ей власть над материей, не отвлекая её (перевариванием) плотного питательного вещества. Наоборот, облегчай режим вплоть до полного прекращения питания, особенно, в день кризиса. Если же ты видишь, что болезнь острая, но острая вообще, а не очень, то не следует облегчать режим до крайности, кроме как в периоде предела и, особенно, в день кризиса, если нет (для этого) важной причины. А если ты видишь, что болезнь затяжная или близкая к ней, то не облегчай режим: при облегчении режима силы не сохраняются до периода предела. Наряду с этим, при всех разновидностях (лихорадки), для тебя обязательно назначат в начале более грубый режим, а в конце, когда (время) подходит к периоду предела, - режим полегче; в промежутке ты действуешь постепенно, чтобы сберечь силы до времени, близкого к пределу, когда ты пошлешь их против материи, не отвлекая ничем другим» (Т. 8, С. 56). По его мнению, в тех случаях, когда не известна причина болезни, следует одать предпочтение щадящей диете. «Если положение для тебя неясное, и ты не знаешь какова болезнь, то, право, лучше отклониться в сторону облегчения режима, чем отклониться в сторону усиления питания. Учитывая, однако, состояние сил и переносимость этого» (Т. 8, С. 57). Дискутируя с теми, кто против со-

блюдения режима щадящего питания, Ибн Сино считает эту позицию ошибочной, в то же время рекомендует во всех случаях поступать индивидуально. «А если кто утверждает, будто питание и укрепление сил при острых болезнях предпочтительней, так как нет смысла (ждать), пока материя созреет, и опорожнение, если захочешь в твоих руках, произвело ли его естество или не произвело, то мы показали тебе, что он ошибается. Но, действительно, если ты опасаешься упадка сил, то кормить предпочтительней» (Т. 8, С. 57).

По его мнению, при назначении режима питания лихорадящим больным необходимо учитывать не только состояние организма, но и возраст, поскольку ошибки могут отрицательно повлиять на течение и исход заболевания. «Старики, слабые и дети относятся к разряду людей, не выносящих голода. Что же касается зрелых мужчин, то они очень (к нему) терпеливы; за ними следуют юноши, особенно (юноши) с крепко сбитыми членами и широкими сосудами, (пребывающие) на холодном воздухе» (Т. 8, С. 58).

Далее Сино излагает свои рассуждения и сопоставляет их с мнениями других ученых о лихорадках при отдельных заболеваниях (кори, оспе, сухотке и др.).

Прошло более 1000 лет со дня выхода в свет фундаментального труда Абуали ибн Сино - «Канона врачебной науки», в котором детально изложены его взгляды по важному разделу патологии человека - лихорадке, тем не менее, многие аспекты данной проблематики (классификация, клинические проявления и лечение в зависимости от причины, возраста, сезона года, преморбидного фона) до сих пор остаются полностью не раскрытыми.

Среди тысяч публикаций, касающихся лихорадки, труды Ибн Сино по данному важному, сложному и до сих пор всесторонне не расшифрованному вопросу, занимают особое место, так как благодаря его гениальному таланту удалось оставить последующему поколению врачей ключи к разгадке многих тайн этого синдрома. Вне сомнения, наступит день, когда будут изучены все аспекты лихорадки и тогда медицинская общественность с благодарностью вспомнит тех, кто заложил фундамент этого научного достижения - Гиппократа, Галена и, конечно, Абуали ибн Сино.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

ЛИТЕРАТУРА

1. Абуали ибн Сино. Канон врачебной науки // Ташкент: Медицинская литература им. Абу Али ибн Сино, 1966. - Т.8.

2. Веселкин П.Н. Лихорадка.- М.: Медлит, 1963.

REFERENCIES

1. Abuali ibn Sino. Kanon vrachebnoj nauki [Canon of Medicine]. Tashkent: Medicinskaja literatura im. Abu Ali ibn Sino (Medical literature named after Abuali ibn Sino), 1966; 8.

2. Veselkin P.N. Lihoradka [Fever]; M.: Medlit, 1963.

Сведения об авторах: Файзуллоев Нусратуло Файзуллоевич -д.м.н., профессор

Ходжаева Нигина Мурадовна - профессор кафедры детских инфекционных болезней ТГМУ им. Абуали ибн Сино; г.Душанбе, пр. Ру-даки 139; e-mail: [email protected]

Information about authors: Fayzulloev Nusratulo Faizulloev - Doctor of Medicine, Professor

Khodzhaeva Nigina Muradovna - Professor of the Department of Children's Infectious Diseases of TSMU named after Abuali ibn Sino; Dushanbe city, 139 Rudaki Ave.; e-mail: [email protected]

ОИД БА ДАРОРАТБАЛАНДЙ ДАР «КОНУНИ ТИБ»-И АБУАЛЙ ИБНИ СИНО

1ФАЙЗУЛЛОЕВ Н.Ф., 2ХОЧ,АЕВА Н.М.

1МД «Академияи илмдои тибби» ВТ ва Х,ИА Ч,Т

2Кафедраи беморидои сироятии кудаконаи ДДТТ ба номи Абуалй ибни Сино

Ма^ола ба зодрузи олими барчаста Абуалй ибни Сино бахшида шуда, фикру андешацои уро оид ба царорат-баландй, ки дар «Конуни тиб» инъикос ёфтаанд, дар бар гирифтааст. Кайд гардидааст, ки а^идацои Абуалй ибни Сино дар бораи аломати мазкур дар тибби илмию амалй то цол муциму бебацо мебошанд. Калимщои acacü: Абуалй ибни Сино, Конуни тиб, цароратбаландй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.