тельной программы представляются объектами образовательного выбора студента. Студент осваивает образовательные программы посредством индивидуального образовательного маршрута, который представляет собой путь освоения образовательной программы.
После такого терминологического пояснения перейдем непосредственно к обобщению содержания понятия «образовательный выбор». Учитывая приведенное выше понимание выбора как действия человека по предпочтению одного набора альтернатив другому и понимание образовательной программы как пространства образовательного выбора, дадим определение образовательному выбору студента — это действие студента по предпочтению предлагаемой образовательной программой университета квалификации, содержания и технологий его освоения, форм и методов самостоятельной работы, способов аутентичной оценки результатов-компетенций, что позволяет построить его индивидуальный образовательный маршрут.
Итак, анализ философской, психологической, педагогической научной литературы позволяет характеризовать выбор как междисциплинарный феномен, отражающий практику реализации академических свобод студента университета. В практике современного университета образовательный выбор студента осуществляется в рамках образовательной программы. Объектами образовательного выбора студента университета являются: квалификация, результаты-компетенции, учебные программы, формы и методы самостоятельной работы, способы аутентичной оценки результатов обучения.
1 Альтбах Ф. Г. Академическая свобода: реалистическая оценка [Электронный ресурс] : URL: http://ihe.nkaoko.kz/ archive/ihe57/1.
2 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000. С. 142
3 Философский энциклопедический словарь. М., 2000. С. 136.
4 Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм. М., 2000. С 62.
5 Франкл В. Воля к смыслу : пер. с англ. М., 2000. С 144.
6 Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000. 512 с. ; Плаус С. Психология оценки и принятия решений : пер. с англ. М., 1998. 368 с.
7 Бражник Е. И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании : монография. СПб., 2001. С 64.
8 Фрумин И. Д. Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе // Проблемы самоопределения молодежи. Красноярск, 1987. С. 52-54.
9 Бессонова Е. А. Сравнительный анализ педагогических условий образовательного выбора в школах Европы : дис ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 56
10 An Introduction to Tuning Educational Structures in Europe Universities’ contribution to the Bologna Process) : перевод итогового издания по международному проекту «Настройка образовательных структур в Европе — вклад университетов в Болонский процесс» : [Электронный ресурс] : URL: http://www.iori.hse.ru/tuning/analytical.shtm.
11 Там же.
12 Papers on Higher Education Quality Assurance and Accreditation: A Glossary of Basic Terms and Definitions /
prepared by Lazar Vlasceanu, Laura Grunberg, and Dan Parlea. Bucharest, 2004. С. 21.
13 Там же. С. 22.
УДК 159.9:005
О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ СПОРТСМЕНА ЭКСТРА-КЛАССА
О. Л. Трещева, С. А. Карпеева
«Завоевывает талант — удерживает личность»
Р. М. Загайнов
В статье представлены теоретические и эмпирические исследования личностных качеств спортсмена экстракласса, проявляющихся и формирующихся в условиях напряженной тренировочной и соревновательной деятельности. Результаты представленных исследований могут экстраполироваться на различные виды экстремальной человеческой деятельности, ориентированных на результат в непредсказуемых и сверхсложных условиях проявления личностных качеств человека (на сферу деятельности работников МВД, МЧС, вооруженных сил).
Ключевые слова: личность, спортсмен экстра-класса, чемпион, экстремальная деятельность, личностные качества (фундаментальные, ситуативные), победа, мотивация, воля, саморегуляция, эмоциональная устойчивость.
Во всех сферах материального и духовного производства постоянно возрастает роль человеческого фактора, актуализируются проблемы, связанные с такими условиями выполняемой человеком деятельности, как исключительная значимость ее результатов, сопутствующие деятельности переживания ответственности, риска и опасности, различных кризисных ситуаций. Как модель такой деятельности вполне может рассматриваться деятельность спортивная, в частности, спорт высших достижений, успех в котором во многом зависит от умения спортсмена эффективно выполнять тренировочную и соревновательную деятельность, преодолевать кризисные ситуации, особенно в экстремальных условиях официальных соревнований высшего ранга1.
Наша статья вначале называлась «Психологический портрет чемпиона». Мы ставили цель — создать собирательный образ, портрет спортсмена-чемпиона, способного побеждать в соревнованиях самого высшего уровня (Олимпийские игры, чемпионаты Мира, Европы и т. п.). Подобный портрет призван показать, в первую очередь, глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий. Однако аналитический обзор литературы, научных изданий по психологии спорта, многолетние наблюдения за спортсменами, опрос ведущих тренеров и спортсменов-олимпийцев, заслуженных мастеров спорта, рекордсменов и чемпионов Мира и Европы привели нас к мнению, что невозможно создать идеальный портрет спортсмена-победителя. Потому что каждый чемпион обладает присущими только ему одному уникальными личностными качествами, в индивидуальном их сочетании и иерархии.
В связи с этим мы решили отразить лишь ведущие личностные качества спортсмена экстракласса, которые, на наш взгляд, присущи большинству победителей, но проявляются динамично во времени и пространстве в зависимости от индивидуальных особенностей, внешних и внутренних факторов спортивной деятельности. Наши изыскания изложены на основе собственного спортивного опыта (один из авторов этой статьи — участница Олимпийских игр, чемпионка и рекордсменка России, победитель этапов Кубка Мира), наблюдений и бесед с ведущими российскими тренерами и спортсменами, а также под влиянием трудов Р. Загайнова, Г. Горбунова, Ю. Власова, А. Алексеева и других авторов.
Наши представления о личности опираются на фундаментальные исследования С. Л. Рубинштейна 2, который при трактовке понятия «личность» опирается на концепцию субъектности, раскрывая понимание субъекта как активности и дополняя его определениями самодетерминации, саморазвития и самосовершенствования. Субъектность предполагает позицию творца собственного пути, инициирует все виды человеческой деятельности и способствует ее результативности.
Данные представления в полной мере входят в концепцию наших исследований о личности спортсмена-чемпиона, который реализует себя в сфере спорта высших достижений. Спортивная деятельность является яркой моделью деятельности, ориентированной главным образом на результат. От результата (победа или поражение) фактически зависят жизнь и судьба спортсмена. Но так как результат деятельности является личностно значимым для спортсмена, значит всегда и самым прямым образом влияет на личность, ее конструкцию, динамику ее развития. Проблему исследования личности «большого» спортсмена, спортсмена-чемпиона, спортсмена экстракласса следует определить как одну из сложных и актуальных в современной науке.
Признавая человека как биосоциальное существо, в котором биологическое и социальное взаимосвязаны и представляют собой определенное единство, где биологические особенности участвуют в структуре личности и преломляются в социально-психологических чертах, мы абстрагируемся в определенной степени от биологических конструкций личности, ее физических возможностей и заостряем свое внимание на социально-психологических характеристиках личности спортсмена-чемпиона, априори признавая всех чемпионов безусловно талантливыми и физически одаренными людьми.
Итак, в чем секрет психологии победителя? Возможно ли ее взрастить, сформировать, или она дается от рождения отдельным счастливчикам? Что отличает чемпиона от обычного спортсмена?
М. Китаева3 модель мастерства представляет в виде двух ступенек, нижняя из которых содержит знания, умения и навыки, необходимые для овладения определенным видом деятельности, верхняя ступенька — это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника. Для того чтобы быть спортсменом, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками,
свойственными данному виду спорта, надо развиваться интеллектуально, физически, поддерживать свое тело в хорошем физическом состоянии. Но этого явно недостаточно для высших спортивных достижений.
В процессе соревнований и подготовки к ним перед спортсменом стоят как минимум две задачи: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.
И все же, что помогает спортсмену добиваться высочайших и стабильных результатов в своей карьере? За счет каких личностных качеств, социально-психологических особенностей, внутренних и внешних факторов спортсмен-чемпион добивается высшей степени реализации своих возможностей, получая в награду долгожданную победу?
На наш взгляд, личностные качества, внешние и внутренние факторы, обеспечивающие «большому» спортсмену победу, условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся фундаментальные (базовые), глубоко внутренние свойства и направленность личности победителя, присущие в той или иной мере практически всем чемпионам.
Вторая группа в большей мере относится к ситуативным признакам, имеющим более выраженной индивидуальный характер, вариативность и динамичность, раскрывает характерологические черты и признаки личности в условиях соревновательной борьбы.
По нашему мнению, основными фундаментальными (базовыми) качествами личности спортсмена-чемпиона являются:
1. Постоянная мотивация на успех, победу. Доминирующая в сознании мысль о победе является опорой для всех форм деятельности спортсмена. Эта стойкая, доминирующая мысль направляет всю деятельность личности и саму личность на один путь — к победе! Главной жизненной установкой спортсмена-чемпиона, стремящегося к Олимпу, является побеждать и быть высоко оцененным в обществе. При этом в стремлении к победе жизнью спортсмена должна руководить какая-то сверхидея — или заложенная в личности от рождения, или воспитанная в процессе формирования ее творческой стороны, когда человек находит радость в постоянной борьбе (в том числе и с самим собой) и в самом процессе совершенствования своих отдельных качеств и личности в целом, а также в стремлении к славе, известности. Это и есть тот самый высший (по А. Маслоу 4) мотив человеческой деятельности — самоактуализация и самореализация личности в сфере спорта высших достижений. При этом следует отметить, что источником мотивации всегда является внутренний мир человека. Именно во внутреннем мире спортсмен находит те духовные силы, которые позволяют ему мобилизовываться на любое сверхусилие и преодоление себя.
2. Профессионализм и самостоятельность, выражающиеся в полной концентрации и самодисциплине, направленных на подчинение всего образа жизни, основ-
ной и дополнительной деятельности — деятельности ради победы; на принятие самостоятельных решений и развитие способности спортсмена брать на себя ответственность за результат своих действий.
3. Вера в себя, способность полностью осознавать и в каждом соревновании проявлять свой потенциал.
4. Наличие сильной воли, умение «победить себя», победить свои слабости, сомнения. Победа воли над сознанием лежит в основе подвига спортсмена. И лишь единицы — «цвет человечества» наделены этим качеством (волей) сполна, и именно воля превращает человека в победителя! Спортсмен экстракласса всегда сильнейшая личность — и по вере в себя, и по практическому интеллекту, и по целеустремленности, и, в чем он очевидно превосходит всех, — по способности к волевым усилиям и сверхусилиям! «Магия сплошного преодоления — преодоления себя, своей безумной усталости, состояния на грани жизни и смерти. Может, человек идет на все это ради только одного — выдержать, преодолеть, победить, улыбнуться самому себе и еще более высоко оценить себя — человека!» ( Р. Загайнов).
5. Психологическое мастерство и эмоциональная устойчивость, выражающиеся в способности спортсмена сохранять позитивный подход к себе и своему выступлению, не сдаваться ни при каких обстоятельствах и не терять надежды, владеть своими чувствами и эмоциями, сохранять уверенное спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты тренировочной и соревновательной деятельности, уметь «держать стресс», т. е. не ухудшать качество своей деятельности в условиях предельного нервного напряжения, проявлять готовность вести бой до конца с полной отдачей сил, сохранять образ «непобедимого», оказывая тем самым позитивное воздействие на самого себя и психологическое влияние на соперников.
6. Умение конструктивно преодолевать поражения и адекватно воспринимать победу. Спортсмен-чемпион при эпизодических проигрышах расценивает отсутствие выигрыша не как проигрыш, а как сигнал того, что в процессе подготовки к соревнованию что-то необходимо изменить: «Кто осознал поражение, того не разбили!». «Победа показывает, что ты можешь, а поражение — чего ты стоишь!». В то же время «большая» победа или серии побед оказывают сильное воздействие на личность спортсмена, который не всегда морально подготовлен к факту резкого повышения самооценки и общественной оценки. Кроме того, в условиях длительных соревнований первоначальная победа может, с одной стороны, оптимизировать состояние спортсмена, а с другой — вызвать чрезмерные эмоции (эйфорию), которые могут помешать спортсмену в достижении последующих побед. «Каждая победа — не итог, а начало новых усилий!», «Путь от победы к победе — это умение низвергать себя после победы!».
7. Высокий уровень саморегуляции, выражающийся, как правило, в так называемой «закрытости». Известный спортсмен со временем вырабатывает у себя специфический внешний образ, обеспечивающий чувство
дистанции, недоступность, своего рода отдаленность от основной массы людей как защиту от необязательного и всегда нагрузочного общения, от вторжений со стороны незнакомых и малознакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность (особенно в условиях ответственных соревнований). И совершенно обязателен подобный образ в ходе соревновательной деятельности, в процессе общения с соперниками и их тренерами как защита от различных психологических воздействий с их стороны, а также со стороны судей, зрителей, прессы. Наблюдения показывают, что «закрытость» присуща большинству спортсменов (особенно из России и стран Востока), хотя среди великих чемпионов есть и такие, кто демонстрируют свою открытость, экстраверсию как на соревнованиях, так и в процессе подготовки к ним. Как правило, в немногочисленную группу таких спортсменов входят некоторые представители стран Запада, американских и африканские атлетов.
Рассматривая вторую группу характерологических черт (качеств) личности, проявляющихся у спортсменов-чемпионов в условиях конкретной соревновательной борьбы и отнесенных нами к ситуативным признакам, следует отметить, что их проявление во многом чрезвычайно индивидуально, а также детерминировано уровнем подготовленности спортсмена и соперников, рангом и условиями соревнований. Данные признаки характеризуют внутренний мир спортсмена и проявляются в эмоционально-чувственной сфере и внешних атрибутах его деятельности.
Описательно в большинстве случаев психологический портрет чемпиона, настроенного на победу, находящегося в оптимальном предстартовом состоянии, можно представить следующим образом. Спортсмен-чемпион (здесь и сейчас) проявляет уверенное спокойствие; желание соревноваться, характеризующееся управляемым волнением и психологической выносливостью; сконцентрированное состояние, экономное поведение, отсутствие реакции на все постороннее. В его образе можно увидеть лицо бойца, принявшего непоколебимое решение: гордо поднятая голова, стальной взгляд, спокойствие в голосе, уверенные жесты, наполненность энергией, собранность, чувство собственного достоинства, лицо, полное воинственной отваги. Как правило и особенно в условиях самых значимых соревнований, это спортсмен, абсолютно закрывшийся, малословный, оберегающий все то, что собрал в себе в дни «великой» работы.
Как мы указывали выше, попытка представить портрет чемпиона может лишь с некоторой долей условности характеризовать Великого спортсмена, обладающего своим набором и степенью проявления свойств и качеств личности.
Р. Загайнов в своих работах приводит разные характеристики личности чемпиона, и это величайшие спортсмены современности. Вот некоторые из них: В. Санеев — «спокойная уверенность, холодная голова и горячее сердце»; В. Борзов — «„багровая ярость, не терпится начинать“, веселая злость»; А. Ягудин — «жестокая
отрешенность и воля в жестко сомкнутых губах и застывшие внутри глаз ожидание, молчание».
Личностные качества спортсмена экстракласса в большинстве своем формируются в условиях длительной, напряженной, экстремальной тренировочной и соревновательной деятельности. Наибольшее влияние (по мнению самих чемпионов) на формирование личности спортсме-на-победителя оказывают воспитание в семье, самовоспитание спортсмена, воспитательные мероприятия тренера, а также спортивная среда, в которой спортсмен находится долгие годы, оттачивая психологическое мастерство и совершенствуя себя как личность. Основные положения данной статьи могут экстраполироваться и на другие виды человеческой деятельности (например, на сферу МЧС, МВД, Вооруженных Сил), успешность в которых зависит не только от условий, в которых она протекает, но и от самого деятеля: его состояния в момент выполнения работы, уровня готовности к ней, а также способности в разнообразных и часто непредсказуемых условиях оптимально управлять своим поведением в целях эффективного решения поставленных задач.
Закончим эту статью словами четырехкратного Олимпийского чемпиона Е. Гришина: «Каждый чемпион имеет свой секрет, как призвать на помощь весь мир в тот миг, когда он бьет мировой рекорд».
1 Загайнов Р. М. Ради чего? Записки спортивного психолога. М., 2005. 256 с. ; Он же. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления : монография. М., 2010. 252 с.
2 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.
3 Китаева М. В. Психология победы в спорте. Ростов н/Д, 2006. 208 с.
4 Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. N.-Y., 1967.
УДК 340.63
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧИХ-МИГРАНТОВ
В. Л. Цветков, Д. Н. Старостин
Раскрываются выявленные в ходе экспериментального исследования особенности мотивов профессиональной деятельности рабочих-мигрантов строительных специальностей, которые сравниваются с результатами изучения их ценностных ориентаций. На основе сделанного анализа авторы делают определенный психологический прогноз.
Ключевые слова: кризис труда и трудовые мигранты; мотив; мотивационная сфера; особенности мотивов профессиональной деятельности; ценностные ориентации личности; принимаемые и отвергаемые ценности-цели.
В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалифика-
ции работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации. Человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.
Ситуация обостряется еще и тем, что многие работодатели в силу разных причин предпочитают труд рабочих мигрантов. По данным «Новой газеты», на сегодняшний день в России находится 7 108 538 иностранных граждан (по другим оценкам, около 10 млн.). Миграционный прирост составляет 250-260 тыс. человек1.
Такой социальный феномен изучается недостаточно, особенно в психологическом контексте. Для общества, в том числе и правоохранительных структур, весьма ценно иметь не только общие представления о тех людях, которые приезжают к нам и работать, и просто жить, но и прогнозировать их поведение. Так, за 10 месяцев 2010 г. иностранными гражданами совершено 43 431 преступление. Именно в этом контексте важна проблема изучения мотиваций, лежащих в основе их поступков.
Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Для того чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были решены, недостаточно набрать квалифицированные кадры и выстроить эффективную структуру их взаимодействия. Продуктивная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания трудиться. В связи с возрастающим пониманием необходимости учета психологических особенностей человека для эффективной деятельности организаций основу современного управления составляет изучение не только управленческих, но и психологических аспектов трудовой мотивации персонала.
По мнению А. А. Реана, одной из наиболее запутанных, сложных не только для исследовательской, но и для систематизаторской работы, областей психологического знания является психология мотивации человека 2.
В своем исследовании мы исходили из того, что мотив — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, за которыми также стоят потребности личности во всем их многообразии (от биологических до социальных). Базируясь на этом и исходя из современных психологических представлений по поводу категории «мотивация» 3 (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев и др.), мы понимаем под мотивационной сферой личности совокупность стойких структурированных мотивов, выражающую направленность личности.
Для изучения особенностей мотивов профессиональной деятельности нами использовалась экспресс-диагностическая методика. Изучению подвергались 200 человек (в основном рабочие-мигранты из бывших союзных республик возрастной категории 25-50 лет, 15% из них имеют высшее образование; около 60% — среднетехническое и среднеспециальное, остальные — сред-