Научная статья на тему 'О квазирезультатах в развитии малого бизнеса и об эвристическом потенциале институционализма'

О квазирезультатах в развитии малого бизнеса и об эвристическом потенциале институционализма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / БАРЬЕРЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ / ТЕНЕВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Анатолий Николаевич

Статья посвящена теоретико-методологическим инструментам анализа малого бизнеса. Особое внимание уделено исследованию институциональных проблем его развития в экономике России. Выделены наиболее важные компоненты институциональных основ малого бизнеса. Показана важность не только количественных, но и качественных характеристик институционального климата для данного сектора экономики. Обосновано, что одним из наиболее значимых барьеров, не позволяющих реализовать потенциал и возможности экономического развития малого бизнеса по желательному сценарию, является конфликт экономических интересов, выражающийся в противоречиях «большого» и малого бизнеса, федерального центра и субъектов федерации, реального и финансового секторов экономики, большинства населения и финансовой олигархии, демонстрирующей высоколиквидный образ жизни на фоне выживания на уровне возрастающей бедности значительной части населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О квазирезультатах в развитии малого бизнеса и об эвристическом потенциале институционализма»

О КВАЗИРЕЗУЛЬТАТАХ В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ОБ ЭВРИСТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Макаров Анатолий Николаевич

доктор экономических наук, профессор

Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики, г. Набережные Челны, Российская Федерация. E-mail: makarovfksu@yandex.ru

УДК 338.1

ОБ ЭВРИСТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И О КВАЗИРЕЗУЛЬТАТАХ В ИССЛЕДОВАНИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация: Статья посвящена теоретико-методологическим инструментам анализа малого бизнеса. Особое внимание уделено исследованию институциональных проблем его развития в экономике России. Выделены наиболее важные компоненты институциональных основ малого бизнеса. Показана важность не только количественных, но и качественных характеристик институционального климата для данного сектора экономики. Обосновано, что одним из наиболее значимых барьеров, не позволяющих реализовать потенциал и возможности экономического развития малого бизнеса по желательному сценарию, является конфликт экономических интересов, выражающийся в противоречиях «большого» и малого бизнеса, федерального центра и субъектов федерации, реального и финансового секторов экономики, большинства населения и финансовой олигархии, демонстрирующей высоколиквидный образ жизни на фоне выживания на уровне возрастающей бедности значительной части населения.

Ключевые слова: малый бизнес; барьеры; институционально-эволюционная теория; институциональный климат; теневизация.

ABOUT THE HEURISTIC POTENTIAL OF INSTITUTIONALISM AND QUASIREGULARITY IN THE STUDY OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Abstract: The article is devoted to teoretiko-methodological tools of the analysis of small business. Special attention is paid to a research of institutional problems of his development in economy of Russia. The most important components of institutional bases of small business are allocated. Importance not only quantitative, but also qualitative characteristics of institutional climate for this sector of economy is shown. It is proved that one of the most significant barriers which aren't allowing to realize potential and possibilities of economic development of small business in the desirable scenario is the conflict of economic interests which is expressed in contradictions of «big» and small business, the federal center and territorial subjects of the federation, real and financial sectors of economy, most of the population and the financial oligarchy showing a highly liquid way of life against the background of survival at the level of the increasing poverty of a considerable part of the population.

Keywords: smallbusiness; barriers; institutional-evolutionarytheory; institutionalclimate; shadowed.

Основные направления и проблемы развития малого бизнеса обусловлены той ролью, которую он призван играть во всех экономически развитых странах, являясь одним из решающих факторов инновационного обновления и стабильного развития экономики страны, основой для формирования и увеличения среднего класса. Россия в этом смысле не является исключением и именно с устойчивым развитием малого предпринимательства связывается выполнение ряда задач, связанных с модернизацией и развитием инноваций [1, с. 249], противодействием монополизму, увеличением потребительского спроса, поддержанием оптимальной конкурентной среды и преодолением кризиса

в экономике. Поэтому на всех уровнях власти развитию малого бизнеса в настоящее время уделяется значительное внимание, что актуализирует наличие адекватных теоретико- методологических инструментов его анализа. Однако сегодня ни за рубежом, ни в России общепризнанной экономической теории предпринимательства нет, хотя потребность в ней, несомненно, очень велика, в том числе и для государства.

1. О формах поддержки и барьерах развития малого бизнеса

Следует отметить, что формальные рамки функционирования субъектов малого предпринимательства, содержащие практически все необходимые «правила игры» для малого бизнеса и сопровождающие его развитие, были созданы еще за годы рыночного институционального строительства с 90-х годов прошлого столетия, точкой отсчета которых стали законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987 г.) и «О кооперации» (май 1988 г.). Однако формальные институты, в том числе, принимаемые законы, постановления, программы по развитию и поддержке малого бизнеса, не изменили институциональный климат в благоприятную сторону для эффективной реализации потенциала малого бизнеса, который продолжает оставаться рисковым и сопровождается ростом трансакционных издержек, теневизации [2, с. 5-21]. Хотя некоторые из многочисленных мешающих развитию малого бизнеса барьеров формировались в течение продолжительного периода времени (например, связанные с областью социальной психологии), однако большинство барьеров возникло в процессе перехода к рынку и обладает институциональным характером, в числе которых можно выделить [2, с. 5-21]; [3, с. 152-156]: отставание реформы правовой системы от реформы экономики; правовой вакуум в области защиты прав собственности, создавший условия для развития криминала; нестабильность организационно-правовых форм (например, относительно ТОО, кооперативов); «вымывание» из федерального законодательства системы льгот и преференций для малых предприятий (которая была практически разрушена в 2004 г. с отменой ускоренной амортизации) и др. К сожалению, и Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [4], (формально создавший все необходимые институциональные условия, в том числе институциональную среду, - для реализации потенциала малого бизнеса была сформирована институциональная среда для малого бизнеса, соответствующая, по сути, уровню развитых стран [5]), не выполнялся с момента его принятия (так, из 23 статей этого закона по 17 статьям должно было нести обязательства федеральное правительство (в том числе 15 статей были связаны с предоставлением прямой имущественной поддержки), но ни одно из них не выполнялось в полном объеме [6]). Парадоксально, но сегодня проблемы формирования и реализации потенциала малого бизнеса в России, по сути, остались неизменными, как и четверть века назад; далеки от уровня развитых стран количественные показатели реализации его потенциала: 1) на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС - не менее 30 [7, с. 6]. К тому же и динамика их количества за последние годы является нестабильной; 2) доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП России, составляющая на данный момент около 21%, также значительно отстает от уровня западных стран: в США, Бразилии, Франции, Англии, Китае, Японии на его долю приходится от 30% до 60%, а в Италии до 80% [8]; 3) в Евросоюзе малый и средний бизнес обеспечивает около 67,4% рабочих мест, в то время как в России эта цифра равна 27% [9].

В этой связи общепринятой и аксиоматичной стала позиция о том, что, поскольку инновационный бизнес связан с высокими рисками, то со стороны государства требуются особо тщательные и разнообразные меры по его стимулированию, отсюда важность найти наиболее адекватные интересам формы и эффективные меры поддержки малого бизнеса со стороны государства. В то же время опыт многих стран показывает, что прямая адресная поддержка со стороны государства отдельных фирм, в силу свойственных ему, как общественному институту, изъянов («провалов государства»), не всегда оказывается эффективной. Нужны более гибкие формы

государственно-частного партнерства, в частности, связанные с созданием фондов, агентств и других институтов развития, которые в статусе частных неприбыльных корпораций трансформировали бы функции прямой финансовой государственной поддержки и разнообразные услуги (юридические, информационные, образовательные, рекламные, по трансферу технологий, сертификации, содействие в участии в выставках, обмен опытом, организация сотрудничества с научно-исследовательскими университетами и т.д.), направленные на поддержку и сопровождение бизнеса. В этой связи государством принято несколько важных решений, направленных на налоговую отрасль, трудовые взаимоотношения, страхование бизнеса и работу кредитных организаций. Большое значение имеют также расширение и модернизация экономического и управленческого образования с целью подготовки современных управленческих кадров. Кроме того, с учетом сложившейся экономической ситуации в стране, государство вынуждено удерживать мелких предпринимателей гарантированным спросом на их товары и услуги на основе законодательно установленного для представителей малого бизнеса определенного процента закупки государственными учреждениями их товаров. В соответствии с указом президента с 2016 года сформирована государственная корпорация по развитию малого бизнеса, главная задача которой сводится к формированию стабильного и долгосрочного спроса на товары, предлагаемые субъектами данного класса предпринимательства. С выполнением этой новой сложной функции государство должно сопрягать политику развития банковской системы и финансовых институтов и рынков.

Складывается тенденция увеличения государственных программ, направленных на поддержку малого предпринимательства, признаваемого российским правительством наиболее приоритетной областью экономики. Одним из государственных инструментов создания благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив является реализуемая Минэкономразвития России с 2005 года федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства. В этой связи в 2016 году в рамках оказания государственной поддержки бюджетам субъектов РФ распределено 9,6 млрд. рублей на предоставление субсидий малому и среднему бизнесу, наиболее востребованными со стороны регионов оказались мероприятия по модернизации производства (29 % от общего объема), поддержке муниципальных программ, в том числе моногородов (17%), созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (16%), в том числе осуществляющего свою деятельность в области инноваций и промышленного производства (12 % от общего объема средств) [10]. Возможно, что именно благодаря этим мероприятиям, несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку и на несовершенство политики по поддержке малого бизнеса, все же наблюдается тенденция роста количества малых предприятий1 [8] (см.: табл.1. Составлена по: [1]; [8]). Так, если в 2000 г. насчитывалось 879, 3 тыс. малых предприятий, то на 10.09.2016 (по данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства, начавшего свою работу с 2016 года), общее количество предприятий в России (включая юридически лица и индивидуальных предпринимателей) превысило 5 671, 9 тыс. (в том числе: 94,87% - микропредприятия, 4,77% - малые, 0,36% - средние предприятия). (С учетом в рамках данного реестра соответствующих критериев малых, средних и микропредприятий. См: табл. 2 [8]). Однако следует отметить, что изменение с 2015 г. критериев отнесения предприятий к категории малого бизнеса (в частности, увеличение годового дохода микропредприятий с 60 млн до 120 млн рублей, малых предприятий - с 400 млн до 800 млн рублей), очевидно, затруднит в будущем сопоставление данных о малом бизнесе в динамике.

1 В то же время парадоксальными выглядят расхождения с данными Росстата: в 2016 году число малых предприятий в России резко сократилось (на 69,8 тыс.). В этой связи оценить реальную картину динамики развития малых предприятий на основании статистики сейчас практически невозможно в силу отсутствия статистических данных о количестве закрытых и вновь появившихся предприятиях, потому что чуть больше года назад постановлением правительства РФ классификация была изменена, и значительная часть предприятий малого бизнеса попала в разряд микробизнеса, а часть среднего бизнеса была отнесена к малому (см.: табл. 2). И лишь через год, возможно, станет понятно, как бизнес пережил сокращение господдержки на фоне сложной экономической ситуации в стране [11]

Таблица 1 - Количество малых предп

риятий

Годы 2000 2005 2010 2015 2016 (на 10.09)

Количество малых предприятий (тыс. ед) 879,3 979,3 1644,3 2159,6 5 671,9

Таблица 2 - Критерии малых, средних и микропредприятий

Категория субъектов МСП Количество сотрудников Доход предприятия (за год)

Микропредприятие < 15 человек < 120 млн руб.

Малое предприятие 16 — 100 человек < 800 млн руб.

Среднее предприятие 101 — 250 человек < 2 млрд руб.

В теории предпринимательства одновременное значительное увеличение численности новых предприятий объясняется возникновением в обществе ситуации стечения социально-экономических, политических и идеологических условий, вызывающей так называемый предпринимательский бум. Можно выделить три теоретические модели в трактовке количественного роста и развития малого бизнеса: 1) модель экономического спада в качестве основного фактора роста численности малых предприятий рассматривает безработицу; 2) модель роста выручки увеличение числа малых предприятий трактует как реакцию на рост спроса на товары и услуги; 3) инновационная модель увеличение количества малых предприятий связывает с возникновением и развитием новых технологий [12, с. 97].

Однако представленные количественные показатели (табл. 1) не сопровождаются соответствующими качественными характеристиками развития малого бизнеса, экономического роста. Колоссальный объем выделяемых ресурсов на поддержку предпринимательства и принятых законодательных актов так и не вызвал в России перехода количественных изменений в качественные, связанные с формированием инновационной экономики. Более того, в большинстве российских регионов отсутствует и количественный прирост, то есть превышение закрываемости («смертности») новых бизнесов над рождаемостью. В самом массовом секторе (индивидуальном предпринимательстве) за последние четыре года число индивидуальных предприятий по стране сократилось с четырех до трех миллионов. Лишь в двух регионах России (Московском и Ленинградском регионах, включая две столицы) имеется определенный экономический рост, благодаря концентрации там капитала и объемов рынка торговли и услуг. Разумеется, с падением за последние два года покупательной способности населения до 15%, и, учитывая, что большая часть бизнеса работает в сфере торговли и услуг, предприятиям малого бизнеса трудно рассчитывать на рост. В регионах, особенно, в дотационных, имеют место и более мощные кризисные явления, новым вызовом для малого предпринимательства могут стать проблемы дефицита бюджета и ухудшение внешних факторов. За период с 2010 по 2015 год более 20% малых предприятий в России были убыточными [13], что свидетельствует о неблагоприятном климате в сфере малого предпринимательства. К тому же заработная плата работников малых предприятий почти в два раза меньше, чем в среднем по экономике, а покупательная способность последней значительно ниже по сравнению с покупательной способностью средней заработной платы в развитых странах. Уровень заработной платы в малом бизнесе может свидетельствовать также и о том, что: 1) занятость в малом бизнесе для значительной части предпринимателей и работников является вынужденной в связи с невозможностью трудоустроиться в сфере крупного бизнеса (как частного, так и государственного), и важным стимулом к участию в малом бизнесе является угроза полной потери источника дохода и безработицы; 2) в деятельности малого бизнеса высока доля теневой составляющей, не учитываемой

государственной статистикой [12, с. 97-99]. При этом исследования показывают, что малый бизнес в России не выполняет в достаточной мере те экономические функции, которые приписываются ему экономической теорией: весьма скромен его вклад в развитие инноваций, а также его роль в противостоянии монополизму; наиболее явно проявляющейся и востребованной экономической функцией малого бизнеса в России является обеспечение самозанятости населения и удовлетворение спроса на локальных рынках (что особенно важно в условиях импортозамещения) [14], однако заметная роль малого бизнеса в создании рабочих мест не сопровождается существенным ростом доходов и улучшением показателей эффективности бизнеса в целом [12, с. 101-102].

В этом плане «...мантра про то, что малый и средний бизнес вытащит страну, совершенно беспочвенна. Малый и средний бизнес у нас очень активен и хорошо работает там, где есть спрос - в сфере строительства, общественного питания, торговли, сфере услуг и немного в финансовом секторе. И все. А почему его нет в промышленности? Потому что там нет нашего большого бизнеса» [15]. В России наблюдается прямая зависимость роста числа предприятий малого бизнеса от роста и расширения инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства. Соответственно недостаточное развитие объектов инфраструктуры, недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг, неравномерность распределения (размещения) объектов инфраструктуры поддержки является одним из значительных барьеров в развитии малого бизнеса, в выполнении целей и задач государственной политики в области развития малого бизнеса [1]. И все же в числе традиционных факторов исследователи отмечают, что малый бизнес закрывается в основном из-за высокой налоговой нагрузки, сложной экономической ситуации в стране, постоянно меняющегося законодательства, несовершенной нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы, а также в связи с нехваткой собственных средств [16].

2. Об эвристических возможностях институционально-эволюционной теории

Разумеется, для анализа и обобщения этих количественных явлений, сложившегося многообразия барьеров и обоснования путей развития малого бизнеса нужны адекватные теоретико-методологические инструменты. Становится все более очевидным, что реформы в экономике России не привели к предсказываемым новейшими версиями «мейнстрима» неоклассики результатам: сегодняшняя реальность такова, что экономика страны проявляет устойчивую невосприимчивость к инновациям, которые составляют основу и содержание модернизации, являющейся сегодня вызовом времени [17, с. 16-17]. Есть достаточные основания полагать об ограниченности методологических и теоретических возможностей неоклассической теории для объяснения рыночных преобразований и путях дальнейшего развития России, находящейся в конце XIX и начале ХХ веков состоянии стихийно-революционной институциональной трансформации, обусловливающей высокие трансакционные и трансформационные издержки [18, с. 43-75], имеющие особое значение для развития малого бизнеса.

Как отмечают исследователи, любая социально- экономическая система нелинейна и для нее характерны неравновесные процессы, а экономические агенты (фирмы, индивиды) не ведут себя рационально, и не способны принять оптимальное решение в условиях высокой неопределенности [19]. Изменения в теоретико-методологических подходах к анализу экономических отношений, связанные с изменением акцента от равновесных к неравновесным системам, обусловливают применение методов институционального анализа к изучению хозяйственной деятельности экономических агентов, в том числе, и малого бизнеса [18, с. 43-75]. «Необходимость неоинституционального анализа современной экономической деятельности хозяйствующих субъектов является необходимой нормой развития рыночной экономики» [20]. Институциональный подход, отрицая способность рыночной экономики к саморегулированию и поддерживая идею государственного регулирования, выступает за изучение всего комплекса факторов, влияющих на экономические отношения (правовых, политических, психологических, социальных); считает рынок не универсальным механизмом, который к тому же

ориентирован на поддержку и усиление крупного капитала. Отсюда именно институционализм, претендующий на преодоление ограниченности характерных для неоклассической экономической теории предпосылок (полной рациональности, абсолютной информированности, совершенной конкуренции, установление равновесия на основе ценового механизма и др.), обладает значительным эвристическим потенциалом, является влиятельным направлением экономической теории, имея важное теоретическое значение и в исследовании развития малого бизнеса, механизма формирования и реализации его потенциала. В настоящее время о значительном эвристическом потенциале институционально-эволюционной теории свидетельствует и все большее распространение ее в нашей стране, которая значительно шире, чем неоклассическая, и по объекту анализа (социально-экономические и социально-психологическая), и по методологии (изучение институтов в процессе их эволюционного развития), в рамках которой значительное место уделяется процессу формирования среды деятельности хозяйствующих субъектов, подразделяемой применительно к малому бизнесу на внутреннюю среду (микроэкономический подход2) и внешнюю среду (макроэкономический подход3), оказывающих огромное влияние на состояние и развитие сферы малого бизнеса, а также на поведение отдельных хозяйствующих субъектов. Социальные условия внешней среды представляют собой сложившиеся нормы поведения, культуру и национальные традиции предпринимательства, его престижность, сформировавшееся у населения отношение к бизнесу вообще и к малому, в частности. В отличие от принимаемых государством нормативно-законодательных актов, носящих директивный характер, в процессе длительной повседневной государственной политики государства по отношению к малому бизнесу формируется общественное мнение о нем, что имеет огромное значение.

Под институциональной составляющей внешней среды по отношению к малому бизнесу понимается совокупность основополагающих политических, социальных и юридических норм и правил, регулирующих процессы производства, обмена и распределения. При этом нормы и правила, определяющие структуру стимулов для хозяйствующих субъектов, традиционно различаются на: 1) формальные, включающие в себя «правовое поле» деятельности и «правила игры» на нем для малого бизнеса, определяемые и устанавливаемые законодательством и другими нормативными актами данной страны (которые, с одной стороны, обеспечивают субъектам малого бизнеса экономическую свободу, права, гарантии, позволяя им осуществлять хозяйственную деятельность, с другой стороны - определяют меру их ответственности перед государством, партнерами, потребителями); и 2) неформальные, представленные социальной и психологической средой (в которой возникают, формируются и функционируют, реализуют свой социально-экономический потенциал субъекты малого бизнеса), сложившимися в обществе традициями и обычаями, отношением к бизнесу, менталитетом данного социума и его крупных слоев и формирований.

3. Об институциональном климате и конфликте интересов

В этой связи одним из существенных парадоксальных квазирезультатов трансформации российской экономики в рыночную является институциональная среда, которая не только способствует эффективному развитию малого сектора экономики, но и конфликтует с принципами свободного рынка, институциональный климат, который неблагоприятен для воспроизводства малого бизнеса, не способствует ему реализовать свой потенциал, тем самым не позволяет ему стать ключевым фактором экономического роста.

2 На микроуровне представителями институционально-эволюционной теории разработан ряд моделей, характеризующих развитие организации как результата ее инновационно-производственной деятельности, и восходящих к идеям Й. Шумпетера.

3 Под внешней средой малого бизнеса понимаются общие и специфические условия экономической, институциональной, социальной и политической реальности, оказывающие влияние на поведение всех экономических агентов, вынужденных приспосабливаться к ним.

Одним из наиболее значимых барьеров, не позволяющих реализовать потенциал и возможности экономическогоразвитиямалогобизнесапожелательномусценарию,являетсяконфликтэкономических интересов, выражающийся в противоречиях «большого» и малого бизнеса, федерального центра и субъектов федерации, реального и финансового секторов экономики, большинства населения и финансовой олигархии, демонстрирующей высоколиквидный образ жизни на фоне выживания на уровне возрастающей бедности значительной части населения (уровень жизни российских граждан продолжает снижаться [21, с. 16]: по данным Росстата, в числе бедных в 2016 году оказалось более трети населения страны [22, с. 26-27]. Кроме того, уникальным российским явлением называют «бедность работающего населения»: по экспертным оценкам за 2017 год каждый четвертый работник, т.е. почти 5 млн человек в России работают, оставаясь за чертой бедности; если же прожиточный минимум работающего рассчитывать с учетом того, чтобы он мог прокормить одного ребенка, то за чертой бедности окажется порядка 25 % всего работающего населения [23, с. 4]).

Разумеется, малый бизнес в России не существует в вакууме [24], а современная институциональная структура Российской Федерации, формировавшаяся с 90-х годов ХХ века, характеризуется специфическими проблемами роста институтов отечественного рынка (возникшими в связи с их функциональной и структурной неопределенностью, незавершенностью инфраструктуры рынка, отсутствием эффективных механизмов согласования экономических интересов основных субъектов рынка), институциональным вакуумом (возникшим в процессе трансформации посткоммунистического общества в связи с неоднозначной определенностью побудительных мотивов и прав собственности в широком смысле слова [25, с. 6], деформацией институтов (ставшей результатом их использования, в процессе которого формальные нормы и правила, конфликтуя с неформальными формами поведения, превращаются в устойчивые и воспроизводимые институты), наличием комплекса институциональных противоречий и ловушек4 [26]. Оказавшись в «институциональной ловушке», система попадает в неэффективную траекторию, и дальнейшее ее развитие зависит от того, как быстро удастся найти выход из нее. В частности, в сфере малого предпринимательства можно отметить актуальность и наиболее типичность таких «институциональных ловушек», как эксплуатация информационной асимметрии, манипулирование институтами, использование институтов в качестве прикрытия, подчинение института, присвоение институтов, институциональные мутации [27], государственная поддержка, административный произвол чиновников, теневизация [2, с. 5-21; 3, с. 152-156], бартерные сделки, неплатежи, уклонение от налогов, коррупция, теневая экономика, самореализующиеся пессимистические ожидания [28, с. 37]. Можно полагать, что наличие и разнообразие форм институциональных «ловушек» является свидетельством того, что институциональный климат формируется разными группами участников, обладающими неодинаковой степенью влияния на институты [6] и различиями интересов. В контексте формирования и реализации потенциала развития малого бизнеса, речь идет о конфликте интересов (между предпринимателями данного сектора экономики, государством как «поставщиком» формальных правил, крупным бизнесом, способным влиять на установленные государством «правила игры», и исполнителями государственной воли - бюрократией), влияющем на реальной экономической практике на формирование институционального климата для каждого участника рынка. Тем самым, предложенная государством институциональная среда и реальный «институциональный» климат» представляют разные условия мотивации деятельности представителей малого бизнеса. При этом опасность состоит в том, что «единожды попав в институциональную ловушку, система выбирает неэффективный путь развития, причем со временем переход на эффективную траекторию может уже оказаться нерациональным» [28, с. 38], а сдерживающим фактором выхода из институциональной

4 Воспользоваться конструкцией «институциональной ловушки» (являющееся неэффективным институтом, возникающим в связи с тем, что в одних и тех же условиях могут появиться разные институты) полезно также для объяснения причин менее успешного развития малого бизнеса в России по сравнению с другими странами.

ловушки могут быть такие силы, как влиятельные группы интересов, государственные структуры и другие экономические агенты.

В числе наиболее распространенных и обременительных для развития малого бизнеса явлением институциональной ловушки в России выделяется коррупция, в исследованиях проблем российского варианта которой отмечается, что на сегодняшний день в России не существует зон, свободных от коррупции, практически за каждый продукт или услугу мы платим «коррупционные налоги» [29, с. 141], соответственно, бизнес, по сути, стал неосуществим без присутствия на «коррупционном рынке», так как коррупция стала клановой, а попадание в клан - это особые трансакционные издержки, так же, как теневая и официальная экономики малого предпринимательства имеют одну и ту же общую рыночную основу, и теневой сектор представляет собой неотъемлемую часть официальной экономики [2, с. 7]. В современной России хищения и растраты государственных средств являются одним из распределительных механизмов, тем самым коррупция подрывает эффективность как государственного управления, так и работы коммерческих предприятий, так «из 6 трлн. руб., выделенных на госзакупки в 2010 г., 1 трлн. бесследно исчез» [30, с. 46-47], по данным Минфина доходная часть бюджета России 2008-2010 гг. составила почти 7 трлн. рублей, расходная - около 10 трлн. [31], т.е. значительная часть расходов госбюджета тратится чиновниками на непроизводительные нужды, не создавая никакой стоимости. Анализ широких масштабов теневой деятельности малого предпринимательства с позиций современных неоклассической, а также неоинституциональной теорий показывает, что сфера малого бизнеса в силу ряда объективных причин действительно характеризуется более высоким уровнем экономической «теневизации», чем дру-гие сферы хозяйственной деятельности5 [2, с. 5-21]. Дело в том, что в рамках существующего институционального климата, каким-то образом сопряженного с интересами субъектов малого бизнеса, проблемы малого предприятия, связанные с землей и недвижимостью, кредитными ресурсами, рынками сбыта, инфраструктурными объектами и т.д. заставляют предпринимателей искать главного партнера, способного не только доступно и внятно определить условия его деятельности, но и специфицировать и защитить права собственности. Очевидно, что главным партнером малого бизнеса должно было бы стать государство, обладающее бесспорной властью, однако трансформация использования формальных институтов бюрократией и крупным бизнесом заставляют представителей малого бизнеса вносить свою лепту в создание институционального климата, создавая институты адаптации, которые позволяют им в какой-то мере реализовать свои интересы [32, с. 1-10]. К тому же ряд экзогенных факторов, например, недостаточность собственного капитала и другие проблемы, ставят малый бизнес в зависимость от определенного главного партнера, кто бы им при этом ни являлся. При этом установки представителей малого бизнеса относительно условий их существования объясняются тем, что предлагаемые государством формальные правила неэффективны практически по всем стадиям движения малого капитала, формальные же правила, не «устраивающие» предпринимателей, замещаются альтернативными правилами игры вплоть до тех, которые им предлагаются теневыми структурами, поскольку оказывается, что «издержки внелегальности», нередко меньше, по сравнению с «издержками легальности», возможно, этим и объясняется наличие в российском малом бизнесе значительной устойчивой теневой составляющей [2; 26].

Таким образом, несмотря на то, что более двадцати пяти лет в России идет формирование институционального каркаса воспроизводства малых предприятий, призванных способствовать

5 Из-за отсутствия зон, свободных от коррупционных сетей, в российской экономике подавляется значительная часть прогрессивных начинаний, особенно вложения в развитие науки и инновационная деятельность малого бизнеса. Специфика научных разработок, особенно в сфере нанотехнологий, имеющих короткий жизненный цикл и требующих огромных финансовых вложений, сталкивается с тем, что когда наряду с государственными финансовыми институтами действует институт коррупции, большая доля выделяемых средств в рамках различных программ и проектов по поддержке малого бизнеса распределяется не по адресу. [29, с. 144]

обеспечению социально-экономической устойчивости национальной экономической системы, снижая риски рыночной стихии и провалы государственного регулирования, малый бизнес и по сегодняшний день еще не стал значимым фактором динамики экономического развития, «драйвером» экономического роста, на долю которого (как уже было отмечено) приходится около 20 % ВВП России, что, по сравнению с другими странами, несопоставимо мало. Одним из важных причин этого является то, что занимающийся малым бизнесом российский предприниматель вынужден преодолеть многочисленные институциональные барьеры и «ловушки», начиная с существующих в обществе стереотипов и собственного сознания и кончая бюрократическими проблемами, сопротивлением чиновников из различных государственных структур, которые нередко чрезмерно усердно регулируют и проверяют его деятельность. Можно было бы сделать определенную сноску на то, что рыночная экономика в нашей стране, соответственно и ее институциональная составляющая в контексте малого бизнеса, еще молода, прошла не столь долгий путь и малоопытна, но в данном контексте речь идет не о количественных параметрах, а о качественном содержании институционального климата для данного сектора экономики, характерными признаками которого являются «институциональные ловушки», определяющие его дальнейшую неэффективную траекторию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Плотникова Т.А. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России // Бизнес в законе. -2011. - №4. - С.249-252.

2. Макаров А.Н. О «теневизации» в сфере малого предпринимательства России: особенности, оценка, причины // Региональный экономический журнал. - 2015. - №3-4 (11-12). - С.5-21.

3. Макаров А.Н. Причины и особенности «теневизации» в сфере малого предпринимательства России / Материалы XIV Международной научно-практической конференции «Современные финансово-экономические инструменты развития экономики регионов» (24 ноября 2016г., Уфа): / отв. ред. Г. А. Галимова. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С.152-156. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// inefb.ru/images/ konferencii/cbornik.pdf

4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.).

5. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом / Под ред. А.В. Рунова. М.: Уникум Пресс, 2008. - С. 432.

6. Тореев В.Б. Барьеры на пути малого бизнеса // Экономическая наука современной России. -2008.- №4.- С.76-85.

7. Павлов К.В. Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт / К.В. Павлов. - М.: Экономист, 2011. - 211 с.

8. Сколько предприятий в России? [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://bolshefaktov.ru/v-mire/biznes/skolko-predpriyatiy-v-rossii-2889

9. Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта. [Электрон. ресурс]. -Режимдоступа: https://www.mspbank.ru/ userfiles/files/ researches/ analiz-may-2013.pdf

10. В 2016 году распределено 9,6 млрд. рублей на предоставление субсидий малому и среднему бизнесу и государственных капитальных вложений на 1,51 млрд. рублей. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://решение-верное.рф/news/minec-itogi-msp-may-2016

11. В России сократилось количество малых предприятий на 70 тысяч. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.podatinet.net/2016100544814/stati/inye-voprosy/v-rossii-sokratilos-

kolichestvo-malyh-predpriyatii-na-70-tysyach.html

12. Гузикова Л.А., Колесников А.М. Социальный портрет и экономические результаты российского малого бизнеса // Экономическое возрождение России. - 2016.- №4 (50).- С.94-104.

13. Статистика МСП. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://rcsme.ru/ru/statistics

14. Колесников А.М. Малый бизнес в экономике современной России / А.М. Колесников, А.В. Видякина // Финансовые решения XXI века: теория и практика: сб. науч. тр. 16-й Междунар. науч.-практ. конф./СПбПУ Петра Великого. - СПб, 2015.- С. 395-400.

15. Гринберг Р. У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://me-forum.ru/media/news/4220/.- Дата обращения: 4.10.2017

16. Чухнова Е.В., Кернякевич П.С. Состояние предпринимательства в Российской Федерации. Почему закрывается малый бизнес? [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://edrj.ru/article/08-04-16

17. Макаров А.Н., Хубиев К.А. Реформа образования в контексте инновационного развития и конкурентоспособности российской экономики // Региональный экономический журнал. - 2014.- № 2(6). - С.16-23.

18. Макаров А.Н. Теоретико-методологическая рефлексия в экономической теории и эвристические возможности институционализма / Материалы всероссийской научно-практической конференции «Институционализация социально-экономического развития региона».10-11 ноября 2006 г. - М., Набережные Челны, ТЕИС, 2007. - 170 с.

19. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: к новой теории передаточного механизма в макроэкономике. - М.: Экономика, 2007. -516 с.

20. Богомолов О.Т. Российской нормой должна стать социально-ориентированная рыночная экономика // Экономическая наука современной России. - 2000.- №5.- С.37-40.

21. Ермаков Д. Мы рискуем вернуться в 90-е // Профиль. - 2016.- №8 (7 марта).- С. 16-17.

22. Обухова Е. Бедняк, бедняк // Эксперт. - 2016.-№ 3 (18-24 января). - С.26-27.

23. Кувшинова О. Бедность работающего населения // Ведомости. - 2017.- 15 марта.- С.4.

24. Макаров А.Н., Максютина Е.В., Будахина А.Ю., Макаров Э.А. О «теневой экономике» в сфере малого предпринимательства России: особенности, методы исследования, причины // В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). - Красноярск: Научно-инновационный центр. -2015.- №11(71).- С. 361-371.

25. Зиберт X. Эффект кобры. Как можно избежать заблуждений в экономической политике: пер. с нем. / Под ред. П. И. Гребенникова. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003. - 244 с.

26. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов / В.М. Полтерович // Экон. наука соврем. России. - 2008. - № 3. - С. 24-50.

27. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2012. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.opora.ru.

28. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. - 2008. - № 3. - С. 24-50.

29. Лемешонок О.Б. Коррупция как сдерживающий фактор на пути реиндустриализации экономики России // Экономическое возрождение России. - 2015.- № 1(43).- С. 141.

30. Красникова Е.В. Социально-экономический портрет российской модели капитализма. - М.: ТиРУ, 2012. - 239 с.

31. Бюджет на 2008-2010 гг. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/budget/ federal_budget/08-10/

32. Бондаренко С.В., Бондаренко Т.И. Институциональный климат малого бизнеса России // Научный журнал КубГАУ - 2014. - № 101(07). - С.1-10. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/89.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.