Научная статья на тему 'О КВАЛИФИКАЦИЯХ В ПЕРЕЧНЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О КВАЛИФИКАЦИЯХ В ПЕРЕЧНЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / БАКАЛАВР / СПЕЦИАЛИСТ / МАГИСТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодров Андрей Вениаминович

В статье анализируется проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования » на предмет приведённых в них наименований квалификаций. Предлагается унификация наименований квалификаций, присваиваемых после завершения магистратуры, а также даются предложения по квалификациям после освоения программ специалитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бодров Андрей Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT QUALIFICATIONS IN THE LIST OF SPECIALTIES AND AREAS OF PREPARATION FOR HIGHER EDUCATION

The article analyzes the draft order of the Ministry of Science and Higher Education of Russia «On the approval of the list of specialties and areas of training for higher education» for the names of qualifications given in the list of specialties and areas of training for higher education. The author proposes to unify the names of qualifications assigned after the completion of postgraduate studies; proposals for qualifications are also given after the completion of specialty programs.

Текст научной работы на тему «О КВАЛИФИКАЦИЯХ В ПЕРЕЧНЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

О квалификациях в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-72-80

Бодров Андрей Вениаминович - канд. хим. наук, начальник учебно-методического управления, ст. преподаватель кафедры общей и органической химии, avbodroff@gmail.com Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия Адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49

Аннотация. В статье анализируется проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» на предмет приведённых в них наименований квалификаций. Предлагается унификация наименований квалификаций, присваиваемых после завершения магистратуры, а также даются предложения по квалификациям после освоения программ специалитета.

Ключевые слова: квалификация, перечень специальностей, бакалавр, специалист, магистр

Для цитирования:Бодров А.В. О квалификациях в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 72-80. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-72-80

About Qualifications in the List of Specialties and Areas of Preparation for Higher Education

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-72-80

AndreiV.Bodrov - Cand. Sci. (Chemistry), Head of the Department of Education and Methodology, Senior Lecturer of the Department of General and Organic Chemistry, avbodroff@gmail.com Kazan State Medical University, Kazan, Russia Address: 49, Butlerov str., Kazan, 420012, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the draft order of the Ministry of Science and Higher Education of Russia «On the approval of the list of specialties and areas of training for higher education» for the names of qualifications given in the list of specialties and areas of training for higher education. The author proposes to unify the names of qualifications assigned after the completion of postgraduate studies; proposals for qualifications are also given after the completion of specialty programs.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Бодров А.В., 2021.

И]

Keywords: qualification, list of specialties, bachelor, specialist, master

Cite as: Bodrov, A.V. (2021). About Qualifications in the List of Specialties and Areas of Preparation for Higher Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 7, pp. 72-80, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-72-80 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

12 Мая 2021 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещён проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»1. В пояснительной записке к проекту приказа Минобрнауки России отмечается только, что он подготовлен в соответствии с ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 4.2.1 п. 4.2 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682.

Проектом приказа Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» предусматривается утверждение перечней: специальностей и направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры (приложение № 1); специальностей и направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры, по которым осуществляется подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (приложение № 2); специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (приложение № 3); специальностей высшего образования - кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки (приложение № 4), который, в свою очередь, запланирован к вступлению в силу с 1 сентября 2024 г.

1 URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa= 115846 (дата обращения: 21.06.2021).

Действующие перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 10612. Как видно из проекта приказа Минобрнауки России, в нём отсутствуют перечни направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и адъюнктуре, что связано с реформированием института аспирантуры в России, а именно с переходом на федеральные государственные требования с 1 сентября 2021 г., в соответствии с которыми обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) будет осуществляться по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени3.

Целью статьи является обсуждение наименований квалификаций, приведённых в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, специ-алитета, магистратуры - по проекту приказа Минобрнауки России. Необходимость обсуждения связана с тем, что в действующих перечнях направлений подготовки высшего образования - бакалавриата и магистратуры - наименования квалификаций имеют вид «Бакалавр» и «Магистр», за небольшим ис-

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

3 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ключением (например, по укрупнённой группе направлений подготовки 53.00.00 «Музыкальное искусство» в бакалавриате).

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под квалификацией понимается уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности. Необходимо также отметить, что в соответствии с ч. 8 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определённой профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

В свою очередь, в трудовом законодательстве под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 1951 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ).

Проблематика в отношении квалификаций рассматривалась в ряде работ [1-9]. Например, в статье [2] приведена следующая дифференциация понятия «квалификация»: для сферы труда - профессиональная квалификация (или профессиональная квалификация работника, физического лица, соискателя); для сферы профессионального образования - квалификация по образованию (или образовательная квалификация; или квалификация выпускника образовательной программы). В свою очередь, для сферы профессионального образования применимо также понятие «университетская квалифи-

кация» (university qualification), приведённое в Европейской Конвенции об академическом признании университетских квалификаций ETS № 032.4 Авторы статьи [4] предлагали присваивать выпускникам бакалавриата и магистратуры не квалификации, а академические степени бакалавра и магистра соответственно. В основном в статьях рассматривается проблематика взаимодействия федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в контексте гармонизации образовательных и профессиональных квалификаций [8]. Как справедливо отмечено автором статьи [9], перечни являются важнейшими документами, определяющими структуру подготовки кадров для рынка труда. Задача актуализации перечней обусловливается становлением новой системы квалификаций Российской Федерации. Особое место в данной работе занимает обсуждение перспективы внедрения общероссийского классификатора образовательных программ.

Непосредственного обсуждения проблематики вокруг наименований присваиваемых квалификаций (их редакций) по образовательным программам высшего образования в литературе не проводилось.

Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования: квалификации

Для иллюстрации приведём выборочно наименования квалификаций в рамках укрупнённых групп направлений подготовки 01.00.00 «Математика и механика», 03.00.00 «Физика и астрономия» в бакалавриате, магистратуре и специалитете по действующему перечню - и для сравнения - по проектному перечню.

4 European Convention on the Academic Recogni-

tion of University Qualifications. Council of Europe // European Treaty Series - No. 32. Paris, 14.XII.1959. URL: https://rm.coe.int/CoERM-PublicCommonSearchServices/DisplayDCTM-Content?documentId=09000016800656d0 (дата обращения: 21.06.2021).

Таблица 1

Наименования квалификаций

Table 1

Names of qualifications

Наименования направлении подготовки Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 Проект

Квалификация Квалис жкация5

Бакалавриат Магистратура Бакалавриат Магистратура

Прикладная математика Бакалавр Магистр Бакалавр математики Магистр математических наук

Статистика Бакалавр Магистр Бакалавр. Инженер-системотехник Магистр. Инженер-системотехник

Прикладные математика и физика Бакалавр Магистр Бакалавр прикладной математики и физики Магистр прикладной математики и физики

Физика Бакалавр Магистр Бакалавр физики Магистр физики

Радиофизика Бакалавр Магистр Бакалавр радиофизики Магистр радиофизики

Наименования специальностей Специалитет Специалитет

Астрономия Астроном. Преподаватель Специалист. Астроном. Преподаватель

Фундаментальная и прикладная физика Физик. Преподаватель Специалист. Физик. Преподаватель

Как видно из таблицы 1, текущие (действующие) наименования квалификаций по программам бакалавриата и магистратуры имеют единый стандартизированный вид «Бакалавр» и «Магистр» соответственно. В проектном перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования наименования квалификаций по приведённым программам имеют расширенный, детализированный на предметную область знаний вид. По программам специалитета в первом приближении изменений практически нет, за исключением добавления слова «Специалист» в наименовании квалификации. Последнее обстоятельство, по нашему мнению, является избыточным и не несущим функционального значения. В свою очередь, детализация квалификаций в бакалавриате и магистратуре является позитивным измене-

5 По решению образовательной организации в квалификацию после точки включается квалификация по профилю/специализации освоенной образовательной программы (например: Бакалавр математики. Указание квалификации по профилю; Магистр физики. Указание квалификации по профилю).

нием в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования. Необходимо признать, что в некоторых случаях наименования квалификаций в магистратуре оставляют место для дискуссии, которая будет рассмотрена ниже.

Нельзя не обратиться к опыту прошлого в части приведения наименований квалификаций по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 00920036. Из таблицы 2 видно, что в прошлом наименования квалификаций по программам бакалавриата и магистратуры в части предметной области имели одинаковые наименования.

Наименования квалификаций: дискуссия

При анализе проектного перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата и магистратуры мы видим, что по ряду направлений подготовки наименования квалифика-

6 Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 (Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2007-ст отменён с 1 июля 2017 г.).

Таблица 2

Наименования квалификаций по ОК 009-2003

Table 2

Names of qualifications according to OK 009-2003

Наименования направлений подготовки и специальностей Квалификация

Математика. Прикладная математика Бакалавр математики

Математика. Прикладная математика Магистр математики

Прикладные математика и физика Бакалавр прикладных математики и физики

Прикладные математика и физика Магистр прикладных математики и физики

Физика Бакалавр физики

Физика Магистр физики

Физика Физик

Астрономия Астроном

Радиофизика Бакалавр радиофизики

Радиофизика Магистр радиофизики

Таблица 3

Наименования квалификаций в бакалавриате и магистратуре (в проекте)

Table 3

The names of qualifications for bachelors and masters (in the project)

Наименования направлений подготовки Квалификация в бакалавриате Квалификация в магистратуре

Прикладная математика Бакалавр математики Магистр математических наук

Химия Бакалавр химии Магистр химических наук

Биология Бакалавр биологии Магистр биологических наук

Философия Бакалавр философии Магистр философских наук

Педагогическое образование Бакалавр образования Магистр педагогических наук

Политология Бакалавр политологии Магистр политических наук

Юриспруденция Бакалавр юриспруденции Магистр юридических наук

Агрономия и агропочвоведение Бакалавр сельского хозяйства Магистр сельскохозяйственных наук

Социальная работа Бакалавр социальной работы Магистр социальных наук

ций в части предметной области имеют различающиеся редакции. Приведённые в таблице 3 различия в предметных областях вызывают или могут вызвать некоторые вопросы. Квалификация, приведённая в дипломе магистра, например «магистр химических наук», может создать некоторую путаницу с учёной степенью кандидата или доктора химических наук - это один, возможно, и несущественный аспект. Второй аспект - это различие в подходе к терминологии по университетским квалификациям уровня магистратуры. Если есть, например, магистр математических наук, то почему нет магистра физических

наук (см. табл. 1). Возможным возражением может быть отсылка к номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, в которой, в свою очередь, указаны наименования отраслей науки, по которым присуждаются учёные степени. Но данная отсылка к номенклатуре научных специальностей не представляется возможной, так как математических наук нет - есть физико-математическая отрасль науки. Также в номенклатуре научных специальностей нет и социальных наук.

По большинству направлений подготовки в проекте перечня специальностей и на-

Таблица 4

Наименования квалификаций в бакалавриате и магистратуре (в проекте)

Table 4

The names of qualifications for bachelors and masters (in the project)

Наименования направлений подготовки Квалификация в бакалавриате Квалификация в магистратуре

Физика Бакалавр физики Магистр физики

Почвоведение Бакалавр почвоведения Магистр почвоведения

Геология Бакалавр геологии Магистр геологии

География Бакалавр географии Магистр географии

Языкознание и литературоведение Бакалавр филологии Бакалавр лингвистики Бакалавр фундаментальной лингвистики Магистр филологии Магистр лингвистики Магистр фундаментальной лингвистики

Экономика Бакалавр экономики Магистр экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социология Бакалавр социологии Магистр социологии

Психология Бакалавр психологии Магистр психологии

Строительство Бакалавр техники и технологии Магистр техники и технологии

Таблица 5

Наименования квалификаций по ОК 009-2003

Table 5

Names of qualifications according to OK 009-2003

Наименования направлений подготовки Квалификация в бакалавриате Квалификация в магистратуре

Химия Бакалавр химии Магистр химии

Биология Бакалавр биологии Магистр биологии

Философия Бакалавр философии Магистр философии

Политология Бакалавр политологии Магистр политологии

Юриспруденция Бакалавр юриспруденции Магистр юриспруденции

Социальная работа Бакалавр социальной работы Магистр социальной работы

Педагогика Бакалавр педагогики Магистр педагогики

Агрономия Бакалавр сельского хозяйства Магистр сельского хозяйства

Строительство Бакалавр техники и технологии Магистр техники и технологии

правлений подготовки высшего образования наименования квалификаций в части предметной области имеют одинаковые редакции (Табл. 4).

Возвращаясь к вышеописанному подходу в терминологии по магистерским квалификациям в контексте информации из таблицы 4, можно было бы предложить по предметным областям по географии, филологии, экономике, социологии и психологии соответствующие наименования от-

раслей науки, приведённые в номенклатуре научных специальностей. Но проектом перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования подобные «магистры наук» не предусматриваются, что, на наш взгляд, является нелогичным в реализации подхода к терминологии наименований квалификаций, которые будут присваиваться выпускникам магистратуры в контексте квалификаций, приведённых в таблице 3.

Стоит заново обратиться к наименованиям квалификаций по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009-2003 для обсуждения квалификаций, приведённых в таблицах 3 и 4. Из таблицы 5 следует, что наименования квалификаций в бакалавриате и магистратуре по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009-2003 в части предметной области были идентичными.

Заключение

В заключение хочется отметить, что процесс дифференциации наименований квалификаций, присваиваемых после освоения программ бакалавриата и магистратуры, предусмотренный в проекте перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, по нашему мнению, надо считать положительным. Наименования квалификаций находят отражение во многих сферах деятельности (документы о высшем образовании и о квалификации7; информация о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации на официальном сайте образовательной организации8), поэтому более детальное описание квалификации помогает её функционализиро-вать, тогда как наименования квалификаций «Бакалавр» и «Магистр» не несут в себе содержательной (профессиональной) части. При дифференциации предметных областей в наименованиях квалификаций, в особенности уровня магистратуры, на наш взгляд,

7 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним».

8 Постановление Правительства Российской

Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

следует ориентироваться на прошлый опыт, а именно на Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 0092003. В квалификациях уровня специалитета в таких случаях, как, например, «Специалист. Астроном. Преподаватель» (см. табл. 1), слово «Специалист» считаем излишним -достаточно наименования «Астроном. Преподаватель». Напротив, в квалификациях типа «Специалист. Физико-химическая инженерия»9 слово «Специалист» нужно, но предметная область должна быть сопряжена с ним - «Специалист по физико-химической инженерии».

Учитывая обширность исследуемого вопроса, невозможно отразить все недочёты и (или) вопросы по проекту перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования - это, безусловно, в компетенции соответствующего профессионального сообщества. Тем не менее по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» хотелось бы выделить следующие вопросы. В проекте перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры для направления подготовки «Сестринская деятельность» предлагается квалификация «Академическая медицинская сестра (Академический медицинский брат). Преподаватель». Для приведённого случая, применяя принцип аналогии к наименованиям квалификаций бакалавров (по проекту), можно было бы предложить квалификацию «Бакалавр сестринской деятельности» или «Бакалавр сестринского дела». По специальности «Фармация» проектом предлагается четыре квалификации: «Провизор-технолог», «Провизор-аналитик», «Провизор-менеджер», «Провизор-радиолог». Здесь необходимо отметить, что данные квалифи-

9 См. укрупнённую группу специальностей и направлений подготовки 02 «Естественные науки» в проекте перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования (специальность 0607.2 «Фундаментальная физико-химическая инженерия»).

кации предусмотрены действующим перечнем специальностей высшего образования -подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Управление и экономика фармации» и «Радиофармацевтика» соответственно. Неизвестно, в проекте допущена неточность или предполагается какая-то новация? Но и в проекте перечня специальностей высшего образования -подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры все приведённые выше четыре специальности имеются с аналогичными же квалификациями. По действующему перечню специальностей высшего образования - специалитета при завершении освоения программы специалитета по специальности «Фармация» присваивается квалификация «Провизор».

По проекту перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры хотелось бы отметить следующее. В проекте приведены специальности «Диа-бетология» и «Косметология», по которым Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»10 обучение в ординатуре не предусмотрено. Отсюда, по всей видимости, следует, что указанные специальности из перечня специальностей высшего образования -подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры должны быть исключены.

Литература

10 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"».

1. Бодров А.В. О наименованиях квалификаций, присваиваемых выпускникам ординатуры // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 2. С. 100-111. DOI: https://doi.org/l0.2441 1/2220-8453-2019-12006

2. Новиков П.Н. Национальная система квалификаций: проблемы понятийного аппарата (квалификация) // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 6. С. 194-201. URL: https://readera.org/143166403 (дата обращения: 21.06.2021).

3. Волошина И.А, Новиков П.Н. Квалификация и её уровни - важные элементы сопряжения сфер труда и профессионального образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. Т. 11. № 48. С. 53-64.

4. Соловьев В.П, Перескокова Т.А. Эволюция уровней образования и квалификаций выпускников организаций высшего образования // Экономика в промышленности. 2018. Т. 11. № 1. С. 70-80. DOI: https://doi. org/10.17073/2072-1633-2018-1-70-80

5. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 5-12.

6. Сатдыков А.И, Сазонов Б.А. Признание квалификаций, полученных в результате неформального и информального обучения: зарубежный опыт и перспективы российской практики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 98-111. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-98-111

7. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 44-52.

8. Шехонин А.А, Тарлыков В.А, Вознесенская А.О, Бахолдин А.В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и в сфере труда // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 5-11.

9. Сазонов Б.А. Классификация профессиональных образовательных программ в Российской Федерации: проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 20-30.

Статья поступила в редакцию 15.05.21 После доработки 18.06.21 Принята к публикации 25.06.21

References

1. Bodrov, A.V. (2019). About the Names of Qualifications Assigned to Residency Graduates. Med-itsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye = Medical Education and Professional Development. Vol. 10, no. 2, pp. 100-111, doi: https://doi.org/l0.2441 1/2220-8453-2019-12006 (In Russ., abstract in Eng.).

2. Novikov, P.N. (2018). National System of Qualifications: Problems of the Conceptual Apparatus (Qualification). Aktual'nye voprosy sovremennoy ekonomiki = Actual Problems of Modern Economics. No. 6, pp. 194-201. Available at: https://readera.org/143166403 (accessed 21.06.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

3. Voloshina, I.A., Novikov, P.N. (2015). Qualification and Its Levels Are Important Aspects of a Correlation between Employment Areas and Professional Education. Natsional'nye inter-esy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security. Vol. 11, no. 48, pp. 53-64. (In Russ., abstract in Eng.).

4. Solov'ev, V.P., Pereskokova, T.A. (2018). Evolution of Educational Levels and Qualifications of Graduates of Higher Education Institutions. Ekonomika v Promyshlennosti = Russian Journal of Industrial Economics. Vol. 11, no. 1, pp. 70-80, doi: https://doi.org/10.17073/2072-1633-2018-1-70-80 (In Russ., abstract in Eng.).

5. Karavaeva, E.V. (2017). Qualifications of Higher Education and Professional Qualifications: Harmonization with Efforts. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12 (218), pp. 5-12. (In Russ., abstract in Eng.).

6. Satdykov, A.I., Sazonov, B.A. (2020). Recognition of Qualifications Obtained as a Result of Non-Formal and Informal Learning: Foreign Experience and Prospects for Russian Practice. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 11, pp. 98-111, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-98-111 (In Russ., abstract in Eng.).

7. Bednyi, B.I. (2016). On the Issue of the Goal of Postgraduate Training (Dissertation vs Qualification). Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3 (199), pp. 44-52. (In Russ., abstract in Eng.).

8. Shekhonin, A.A., Tarlykov, V.A., Voznesenskaya, A.O., Bakholdin, A.V. (2017). Harmonization of Qualifications in Higher Education and in the Job Market. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11 (217), pp. 5-11. (In Russ., abstract in Eng.).

9. Sazonov, B.A. (2017). Classification of Professional Educational Programs in the Russian Federation: Problems and Possible Solutions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11 (217), pp. 20-30. (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 15.05.21 Received after reworking 18.06.21 Accepted for publication 25.06.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.