Научная статья на тему 'О культурной деятельности окружения патриарха Адриана'

О культурной деятельности окружения патриарха Адриана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII В / РУССКИЕ МОНАСТЫРИ / ПАТРИАРХ АДРИАН / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORY OF RUSSIA / SOURCE STUDY / RUSSIAN CULTURE OF THE 17-TH CENTURY / RUSSIAN CLOISTERS / PATRIARCH ADRIAN / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сиренов Алексей Владимирович

Статья посвящена культурной деятельности окружения патриарха Адриана: казначеев Паисия Сийского и Тихона Макарьевского, ризничего Боголепа Яковлева, иеродиакона Стефана Сахарова. Автор рассматривает их вклады в монастыри.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cultural Activity of the Patriarch Adrian’s Milieu

The article covers the cultural activity of the patriarch Adrian’s environment: the bursars Paisij Sijsky and Tikhon Makarievsky, the sacristan Bogolep Jakovlev, the hierodeacon Stefan Sakharov. The author considers their donations to the cloisters.

Текст научной работы на тему «О культурной деятельности окружения патриарха Адриана»

А. В. Сиренов

О КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОКРУЖЕНИЯ ПАТРИАРХА АДРИАНА1

Деятельность последнего русского патриарха средневековой России вызывает интерес еще и с точки зрении его вклада в историю русской культуры. В этом отношении имеет смысл обратиться к окружению патриарха Адриана, к тем людям, которых патриарх приблизил к своей особе. Первое место среди них занимал патриарший казначей. Ему был подведомственен Патриарший казенный приказ. До 1695 г. казначеем был Паисий Сийский, постриженик Антониево-Сийского монастыря, а после его кончины — Тихон Макарьевский, выходец из Макарьева Желтоводского монастыря.

Паисий Сийский был любителем книжности и постоянным радетелем своего монастыря, с которым был связан с юности2. Став патриаршим казначеем еще при патриархе Иоакиме в 1676 г., Паисий в течение многих лет, вплоть до кончины, всячески способствовал процветанию Антониево-Сийского монастыря. На его средства в монастыре широко развернулось каменное строительство, появился 300-пудовый котолокол, наконец, при содействии Паисия в 1692 г. в Антониево-Сийском монастыре была учреждена архимандрития. Архимандритом стал монастырский казначей Никодим, бывший, как и Паисий, учеником самого выдающегося книжника Сийской обители Феодосия. Кроме того, как показано Е. К. Братчиковой, на рубеже 80-90-х гг. XVII в., т. е. накануне учреждения архимандритии, Никодим с группой монастырских иконописцев трудился на Патриаршем дворе в Москве над созданием Сийского иконописного подлинника3.

1 Статья подготовлена в рамках выполнения работ по соглашению, заключенному с Министерством образования и науки РФ по заявке № 2012-1.4-12-000-3001-005, «Актуальные вопросы истории Российской государственности: 1Х-ХХ вв.», мероприятия 1.4 ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

2 О связях Паисия с Антониево-Сийским монастырем см.: Братчикова Е. К. К истории создания Сийского евангелия XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб., 2003. — Т. 53. — С. 603-604. Эта статья представляет собой расширенный вариант более ранней одноименной работы: Братчикова Е. К. К истории создания Сийского евангелия // Вестник Ленинградского университета. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. — 1988. — Вып. 1 (№ 2). — 2. — С. 94-96.

3 Братчикова Е. К. К истории создания Сийского евангелия XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб., 2003. — Т. 53. — С. 611-612.

30

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 3

Паисий вложил в Антониево-Сийский монастырь несколько рукописей, среди которых выделяется так называемое Сийское Евангелие (ныне БАН, собр. Археогр. ком. 339) — искусно украшенная многочисленными миниатюрами рукопись конца XVII в., один из ярких образцов книжного письма и миниатюры своего времени. Паисию Сийскому принадлежало два списка Степенной книги: БАН, Арханг. С. 131 и ГИМ, Синод. 277. Первый из них он вложил в Антониево-Сийский монастырь, а на втором после смерти казначея патриарх сделал запись о передаче рукописи в патриаршую ризницу. Факт принадлежности одному лицу двух списков Степенной книги заслуживает внимания, характеризуя Паисия Сийского как любителя русской истории.

Преемник Паисия Тихон Макарьевский получил известность как деятель культуры задолго до своего назначения патриаршим казначеем. Еще в 70-е гг. XVII в. он составил новую редакцию Степенной книги — так называемую Латухинскую Степенную книгу. В ней он выполнил главную задачу, которую пытались решить русские книжники XVII в. в отношении Степенной книги, а именно продолжить повествование Степенной книги и довести его до современности. Беловой украшенный полихромными заставками список Латухинской Степенной книги Тихон вложил в 1678 г. в Желтоводский монастырь (ныне эта рукопись хранится в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке, Ц-2658/2). В это же время Тихон написал руководство по переводу знаменной нотации в пятилинейную4. Свой справочник Тихон назвал «Ключ разумения», заимствовав название из репертуара украинской печатной книги. Именно так назывался популярный во второй половине XVII в. сборник проповедей ректора Киево-Могилянской академии Иоанникия Голятовского (эта книга в 1659-1665 гг. выдержала четыре издания). Свои труды Тихон Макарьевский сопроводил стихами собственного сочинения: и Латухинская Степенная, и «Ключ разумения» начинаются со стихотворного предисловия. Кроме того, в прозаическом тексте Латухинской Степенной встречаются зарифмованные строки, что свидетельствует о появлении поэтического дара ее автора. Так, рассказывая о Борисе Годунове, Тихон перешел на вирши: «И таковое царево хотение тем пресечеся, / и в дело желание его отнюд не приведеся. / Дщерь же свою хотя дати за иноземнаго господарича / за датскаго королевича, / но и то его хотение / отлучило злое сомнение» (Нижегородская государственная областная научная универсальная библиотека, Ц-2658/2, л. 937). После смерти патриарха Адриана в 1701 г. Тихон Ма-карьевский был назначен его душеприказчиком. Вклады на помин души покойного патриарха в различные монастыри и храмы делал, по всей видимости, именно Тихон. Однако и после этого он не остался без дела. В июне 1703 г. согласно царской грамоте в Монастырский приказ, в ведении которого состоял и Печатный двор, было прислано несколько летописей, которые были собраны в различных монастырях5. Среди них, например, список Оболенского Никоновской летописи, списки Новгородской IV и Новгородской Уваровской летописей. Присланные рукописи предназначались

4 Мосягина Н. В. 1) «Ключ разумения» Тихона Макарьевского — «словарь» знаменного распева второй половины 17 века // Музыкальное наследие России: истоки и традиции: Сб. ст. — СПб., 2001. — С. 148-156; 2) «Теоретические статьи» в «Ключе разумения» монаха Тихона Макарьевского // Древнерусское песнопение пути во времени (По материалам научной конференции «Бражниковские чтения — 2002»). — СПб., 2004. — С. 150-156.

5 Публикацию текста грамоты см.: Грамота 1703 года царя Петра Алексеевича о присылке в Москву из архиерейских домов и монастырей книг для исправления Нового летописца // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. — М., 1897. — Ч. 2.

для «исправления нового печатного летописца», под которым, по всей видимости, подразумевалось сочинение по всеобщей истории «Введение краткое во всякую историю». Этот действительно краткий справочник был издан И. Ф. Копиевским в его русской типографии в Амстердаме в 1699 г. и представляет собой хронологический перечень основных событий мировой истории6. Тихон Макарьевский возглавил работы по «исправлению» труда, изданного Копиевским. Есть основания полагать, что труд Тихона предполагалось опубликовать. Д. О. Серов выявил в архиве Посольского приказа памяти 1705, 1707 и 1709 гг., в которых содержались просьбы о присылке материалов по истории внешней политики России для «издания летописца печатного»7. Тихон привез в Москву из Желтоводского монастыря беловой список Латухинской Степенной книги и широко пользовался им при составлении нового сочинения о русской истории. Создаваемый им труд имел мало общего с книгой Копиевского. В нем Тихон отдал дань своему увлечению поэзией, в качестве основного источника по библейской истории использовав стихи, написанные поэтом московской приказной школы Мардарием Хоныковым для знаменитого в XVII в. иллюстрированного издания Библии голландца Я. Пискатора. К гравюрам Пискатора Хоныков написал небольшие стихотворные тексты, которые помогали русским читателям знакомиться с этим изданием. Кроме этих виршей Тихон Макарьевский привлек стихотворное предисловие к третьему изданию труда по русской истории, Синопсиса, выпущенному в Киеве в 1680 г. Правда, в этом тексте он сделал одну замену. В подлиннике стихотворение посвящено царю Федору Алексеевичу, о котором говорится: «Феодор, Божий дар, ныне царствует», т. е. имя царя «Феодор» переводится на русский язык как «Божий дар». Тихон Макарьевский этим стихотворением начал раздел, посвященный царствованию Ивана Грозного, заменив имя «Феодор» на «Иоанн», но оставив наименование «Божий дар» и указание на то, что герой стихотворения «ныне царствует». Свой историографический труд Тихон завещал в родной Желтоводский монастырь (ныне эта рукопись с завещательной записью Тихона хранится в Государственном архиве Ярославской области, № 20 (53)), куда удалился и сам около 1707 г. и где вскоре скончался8. По его завещанию была заново отстроена и украшена утварью Воскресенская церковь в Нижнем Новгороде, прихожанином которой Тихон был еще до пострижения в монахи9.

Еще одним приближенным патриарха Адриана, оставившим след в истории русской культуры, был патриарший ризничий Боголеп Яковлев. Объект его благотворительной деятельности — владимирский Рождественский монастырь, постри-женником которого он был. Помимо отдельных вкладов в монастырь Боголеп в 1697 г. организовал переложение в новую позолоченную раку мощей Александра Невского, являвшихся главной святыней монастыря. Раку Боголеп заказал в Москве на свои средства. Через четверть века именно в этой раке по распоряжению Петра I мощи Александра Невского были перевезены в Петербург. При посредстве Боголепа патри-

6 Описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689 — январь 1725 г. / Сост. Т. А. Быкова и М. М. Гуревич. — М.; Л., 1958. — С. 278-279.

7 Серов Д. О. Степенная книга редакции Ивана Юрьева (1716-1718 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. — Л., 1991. — С. 84.

8 Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль ХУІ-ХУІІІ вв. — М.; СПб., 2010. — С. 359-360.

9 Храмцовский Н. И. Краткий очерк и описание Нижнего Новгорода. — Нижний Новгород, 1859. — С. 77.

арх стал вкладчиком Рождественского монастыря и даже адресовал его настоятелю учительное послание10. Впоследствии Боголеп стал архимандритом владимирского Рождественского монастыря.

Наконец, четвертый человек из ближайшего окружения патриарха Адриана, иеродиакон Стефан Сахаров, также отличался радением к родному монастырю. Иеродиакон Стефан делал многочисленные книжные вклады в тихвинский Успенский монастырь, сопровождая каждую вложенную книгу литографированным экслибрисом, что было уникальным явлением для России того времени. Мать Стефана Еуропия в 90-е гг. XVII в. была игуменьей тихвинского Введенского монастыря, из чего можно предположить, что сам Стефан был уроженцем Тихвина и постриженником Успенского монастыря11.

Таким образом, мы можем проследить определенную тенденцию в деятельности лиц, составлявших непосредственное окружение патриарха Адриана. Разумеется, забота о своем родном монастыре не была чем-то исключительным для высокопоставленных деятелей русской Церкви эпохи Средневековья. Вклады в «свой» монастырь имели и вполне прагматичную цель: таким образом иерархи готовили себе место для проживания после ухода «на покой». Но в данном случае забота о родном монастыре в окружении патриарха Адриана отличается, на наш взгляд, некоторой нарочитостью, которая проявляется во внимании к культурной составляющей монастырской жизни. Можно думать, что образцом подобной деятельности стали активные и постоянные действия Паисия Сийского, направленные на благоустройство Антониево-Сийского монастыря. Они были, вне всякого сомнения, сочувственно встречены патриархом Адрианом — не случайно такое важное изменение в статусе опекаемого Паисием монастыря, как учреждение архимандритии, состоялось в 1692 г., менее чем через два года после поставления Адриана в патриархи. Не будучи инициатором подобных инициатив у лиц своего окружения, патриарх Адриан, по-видимому, их всячески поддерживал. Подтверждением этому может служить история взаимоотношения властей владимирского Рождественского монастыря с патриаршей администрацией: в 80-е гг. XVII в. тянулась тяжба монастырских за мельницу в патриаршем селе По-рецком, а в 90-е гг. патриарх стал вкладчиком монастыря и обратился к его настоятелю с учительным посланием. Переломом в отношениях, судя по всему, стала ктиторская деятельность патриаршего ризохранителя Боголепа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова Л. Б. Гравированный «экслибрис» иеродиакона Стефана Сахарова 1691 г. на старопечатных служебных минеях // Книга в России. — М., 2006. — Сб. 1. — С. 60-71.

2. Братчикова Е. К. К истории создания Сийского евангелия // Вестник Ленинградского университета. — Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. — 1988. — Вып. 1 (№ 2). — С. 94-96.

10 См. об этом: Сиренов А. В. Патриарший ризохранитель Боголеп и два памятника монастырской книжности конца XVII в. // Очерки феодальной России. — М., 2003. — Вып. 7. — С. 238-255.

11 Белова Л. Б. Гравированный «экслибрис» иеродиакона Стефана Сахарова 1691 г. на старопечатных служебных минеях // Книга в России. — М., 2006. — Сб. 1. — С. 60-71.

3. Братчикова Е. К. К истории создания Сийского евангелия XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб., 2003. — Т. 53. — С. 603-604.

4. Грамота 1703 года царя Петра Алексеевича о присылке в Москву из архиерейских домов и монастырей книг для исправления Нового летописца // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. — М., 1897. — Ч. 2.

5. Мосягина Н. В. «Ключ разумения» Тихона Макарьевского — «словарь» знаменного распева второй половины 17 века // Музыкальное наследие России: истоки и традиции: Сб. ст. — СПб., 2001. — С. 148-156.

6. Мосягина Н. В. «Теоретические статьи» в «Ключе разумения» монаха Тихона Макарьевского // Древнерусское песнопение пути во времени (По материалам научной конференции «Бражниковские чтения — 2002»). — СПб., 2004. — С. 150-156;

7. Описание изданий, напечатанных кириллицей. 1689 — январь 1725 г. / Сост. Т. А. Быкова и М. М. Гуревич. — М.-Л., 1958.

8. Серов Д. О. Степенная книга редакции Ивана Юрьева (1716-1718 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. — Л., 1991.

9. Сиренов А. В. Патриарший ризохранитель Боголеп и два памятника монастырской книжности конца XVII в. // Очерки феодальной России. — М., 2003. — Вып. 7. — С. 238-255.

10. Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI-XVIII вв. — М.; СПб., 2010.

11. Храмцовский Н. И. Краткий очерк и описание Нижнего Новгорода. — Нижний Новгород, 1859.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.