Научная статья на тему 'О КУЛЬТУРЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА'

О КУЛЬТУРЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

105
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слуховое восприятие / культура / музыкальный слух / интонация / внимание / память / воображение. / auditory perception / culture / musical ear / intonation / attention / memory / imagination.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарафетдинова Эльвира Рашитовна

в статье рассматриваются основы слухового восприятия музыканта-исполнителя, дается анализ концепций, и делается вывод о компонентах культуры слухового восприятия студента, вырабатываемой в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CULTURE OF AUDITORY PERCEPTION OF A STUDENT-MUSICIAN

the article discusses the basics of auditory perception of a musicianperformer, analyzes the concepts, and concludes about the components of a student’s auditory perception culture developed in the learning process

Текст научной работы на тему «О КУЛЬТУРЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

УДК 37

Шарафетдинова Эльвира Рашитовна Sharafetdinova Elvira Rashitovna

Аспирант Graduate student Казанский институт культуры Kazan State Institute of Culture

О КУЛЬТУРЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА

ABOUT THE CULTURE OF AUDITORY PERCEPTION OF A STUDENT-MUSICIAN

Аннотация, в статье рассматриваются основы слухового восприятия музыканта-исполнителя, дается анализ концепций, и делается вывод о компонентах культуры слухового восприятия студента, вырабатываемой в процессе обучения.

Abstract, the article discusses the basics of auditory perception of a musician-performer, analyzes the concepts, and concludes about the components of a student's auditory perception culture developed in the learning process.

Ключевые слова, слуховое восприятие, культура, музыкальный слух, интонация, внимание, память, воображение.

Key words, auditory perception, culture, musical ear, intonation, attention, memory, imagination.

Цель данного сообщения - дать описание основ культуры слухового восприятия, формирование которой у обучающегося по специальности «Инструментальное исполнительство» осуществляется в учебной деятельности.

Общеизвестно, что слуховое восприятие - это и способность воспринимать звуковые колебания органами слуха, и процесс, включающий выработку поведения человека на акустические стимулы, тона, музыку, речь и шум.

XIVМеждународная научно-практическая конференция

Слуховое восприятие представляется сложным видом

восприятия, включающего в себя несколько этапов от обнаружения звука до реагирования субъекта на него. Оно создается аппаратом, состоящим из органов слуха и коры головного мозга и являющимся единым в функциональном отношении звуковым анализатором, который позволяет вычленять в звуковом потоке неречевой, речевой и музыкальный материал.

Выделение звуковысотных отношений, обеспечивающих сложение звуков в ряды, и ритмических, или просодических отношений, синтез их в мелодии, выражающих эмоциональное состояние, реализуется музыкальным слухом.

Музыкальным слухом называют совокупность способностей, которые обеспечивают активное восприятие музыки, ее исполнение и сочинение. Он предполагает чуткость и легкость восприятия музыкальных звуков или их качеств (высоты, громкости, тембра), связей между ними в музыкальном тексте (ладовое чувство, чувство ритма).

Теоретическая база музыкально-слухового восприятия достаточно обширна. Рассмотрим концепции, анализирующие музыку как текст, в котором выделяются музыкально-речевые единицы, выражающие значение. Это теория интонации Б.В. Асафьева, теории выразительных музыкальных средств Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, В.В. Медушевского, теория музыкального знака М.Г. Арановского, В.Н. Холоповой, Л.Н. Шаймухаметовой, психология восприятия музыкального смысла Е.В. Назайкинского.

Б.В. Асафьев в работах «Речевая интонация» (1925), «Глинка» (1947) и других писал об интонации как факте мышления, звуковой семантике и слуховом опыте, необходимости взаимодействия абсолютного и относительного слуха, анализировал особенности слуха выдающихся музыкантов, рассказывал о собственной практике

«Инновационные аспекты развития науки и техники» слуховой работы, направленной на воспитание в себе активности

слухового внимания, интонационно-тембрового слышания.

В течение всего XX века музыковеды сохраняли интерес к музыкальному слуху, вызванный дидактическими задачами. Так, С.М. Майкапар в работе «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития» (1900) поставил вопрос о необходимости развития внутреннего слуха для музыкантов и конкретно указал на возможность его развития через работу над восприятием внешних впечатлений и внутренним представлением музыкального произведения. Н.М. Ладухин, будучи педагогом и музыкальным теоретиком, в работах («Краткая энциклопедия теории музыки» (1897), «Курс гармонии в задачах, образцах и примерах» (1913), сборниках сольфеджио и др.) также обращался к музыкальному слуху и давал конструктивный материал для его развития.

Труды С.Н. Беляевой-Экземплярской «О психологии восприятия музыки» (1923), «Музыкальное восприятие в дошкольном возрасте» (1926) и др. были посвящены изучению восприятия в связи со средствами музыкального языка, возрастными и социально-психологическими чертами развития слушателей, специфики взаимосвязи между такими психическими феноменами, как эмоция и образ.

Б.М. Теплов в работах «Психология музыкальных способностей» (1947), «Психологические вопросы художественного восприятия» (1946) и др. развивал тему индивидуальных способностей человека в музыкальной деятельности и представлял зрительные и слуховые ощущения как частные проявления чувствительности в его психике.

В.П. Морозов в работе «Вокальный слух и голос» (1965) писал о том, что интонация, сила и звонкость голоса зависит от слуха воспринимающего его человека. В труде А. А. Володина «Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков» (1972)

XIVМеждународная научно-практическая конференция утверждается, что восприятие музыкального ритма, метра, мелодики

профессиональных музыкантов и не музыкантов малоразличимы.

В 70-80-е гг. Е.В. Назайкинский опубликовал исследования «О психологии музыкального восприятия» (1972), «Логика музыкальной композиции» (1982) и «Звуковой мир музыки» (1988). В них он рассматривает закономерности психологии музыкального восприятия в связи с содержанием, структурой и жанром музыкальных произведений, указывает на общие правила временного развертывания музыкальной композиции на материале инструментальной музыки, анализирует свойства музыкальных звуков, отличных от звуков речи и природы, особенности совершенствования музыкального слуха.

В последней четверти ХХ века в теоретических исследованиях проявился интерес к слуху в различных его аспектах. Это: «слуховая оценка времени и пространства, оценочная деятельность, роль установок для формирования слуховых представлений, комплексная природа слуховой способности, соотношение слуха и мышления, слуха и деятельности исполнителя» [3].

Значение для теории слухового восприятия имели также работы Л.М. Масленковой («Интенсивный курс сольфеджио», 2003), И.Е. Тихоновой («Хрестоматия по сольфеджио: хоровая музыка русских композиторов», 2002), М.В. Карасевой («Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха», 1999, 2002) о методике работы над развитием музыкального слуха.

М.С. Старчеус в труде «Слух музыканта» (2005) описывает феномены слуха музыкантов на основе исследований представителей российской и зарубежной музыкальной психологии и педагогики, наблюдений музыкантов, выявляет факторы, влияющие на становление профессионального слуха музыкантов, проблемы его воспитания. Автор раскрывает такие исторически сложившиеся формы музыкального слуха, как ладовое чувство и чувство ритма, которые

«Инновационные аспекты развития науки и техники» являются механизмами восприятия, и делает вывод о том, что

«музыкальные свойства звучания возникают из единства звука и

смысла» [2], выражаемого интонацией в процессе интонирования.

Под интонацией понимают высотную организацию музыкальных

звуков - тонов, в их последовательности, иногда в одновременности.

К интонации относятся: сопряжение тонов в музыкальном

высказывании; частица мелодии, организуемая средствами гармонии,

ритмом, тембром, ладом, метром; интервальная напряженность;

гармонические связи (тяготения, устойчивость-неустойчивость,

диссонансы-консонансы); тональные связи; ритмо-интонационные

формы (расположение длительностей и акцентов).

«Вне интонирования и без интонирования музыки нет», -утверждал Б.В. Асафьев. Интонирование характеризуется им как «точное (чистое) воспроизведение тона голосом или инструментом» [1, с. 54].

Воспроизведение музыкального произведения осуществляется музыкантом-исполнителем с целью восприятия слушателем. Соответственно исполнитель должен обладать набором умений и навыков в интонировании, и прежде всего в слуховом различении «всевозможных характеристик и градаций звучания тонов, интервалов и созвучий (акустических, ладовысотных, ладоинтонационных, тембровых, временных, эмоциональных, смысловых)», и как относительно независимых друг от друга, так и связанных в целое [2]. Важными характеристиками слуха музыканта являются: -слуховое внимание, состоящее в умении не только слушать, но и «слышать» себя, осуществлять контроль, что проявляется в точном исполнении произведения;

-слуховая память, которая способна посредством слуховых и двигательных представлений сохранять произведение и передавать

XIVМеждународная научно-практическая конференция ассоциации и эмоции человека во время прослушивания или

проигрывания музыки;

-слуховое воображение, помогающее представлять мелодические построения, вызывать в сознании образы и даже формировать их «внутренний слуховой поток» [2].

Как видим, освоение и исполнение непростого и глубокого произведения связано с развитием мышления, пониманием содержания текста, с восприятием слухом его музыкально-речевых единиц и соответствием им двигательных ощущений, что подразумевает значимость для студента музыкальной практики, которая вырабатывает, вместе с обучением, культуру слухового восприятия.

Компонентами культуры слухового восприятия музыканта-исполнителя, на наш взгляд, являются: сформированность навыков интонирования; активность исполнительского внимания, памяти и воображения; развитие умений слухового наблюдения и контроля; координированность слуха, мышления и моторики.

Таким образом, мы определили исходные основы слухового восприятия студента, обучающегося исполнительству, и установили состав элементов, формирующих его слуховую культуру и подлежащих включению в систему его подготовки.

Библиографический список:

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. Кн. 1-2. 376 с.

2. Старчеус М.С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2005. 59 с. // Наука / Педагогика. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-sluh-muzykanta-psihologo-pedagogicheskie-problemy-stanovleniya-i-sovershenstvovaniya (дата обращения: 23.04.2021).

«Инновационные аспекты развития науки и техники» 3. Тараева Г.Р. Сольфеджио и развитие слуха - проблема музыкально-речевых единиц // Бюллетень международного центра «Искусство и образование». 2015. № 1. С. 7-26. URL: http://www.art-in-school.ru/bul/1_2015_Taraeva.pdf (дата обращения: 19.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.