Научная статья на тему 'О куликах широтного отрезка Оби и бассейна реки большой Юган'

О куликах широтного отрезка Оби и бассейна реки большой Юган Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
122
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Стрельников Евгений Григорьевич

Второе издание. Первая публикация: Стрельников Е.Г. 2004. О куликах широтного отрезка Оби и бассейна реки Большой Юган // Кулики Восточной Европы и Северной Азии: изучение и охрана: Материалы 6-го совещ. по вопросам изучения и охраны куликов. Екатеринбург: 186-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О куликах широтного отрезка Оби и бассейна реки большой Юган»

Софронов Ю.Н. 2001. Позвоночные животные Усть-Ленского заповедника: рыбы, птицы,

млекопитающие // Флора и фауна заповедников 94: 1-44. Томкович П.С., Флинт В.Е. 1974. К орнитофауне Яно-Индигирской тундры // Материалы 6-й Всесоюз. орнитол. конф. М., 1: 245-246. Успенский С.М., Бёме Р.Л., Приклонский С.Г., Вехов В.Н. 1962. Птицы северо-

востока Якутии // Орнитология 4: 64-86. Флинт В.Е., Томкович П.С. 1978. Сравнительно-экологический очерк кулика-дутыша и

острохвостого песочника // Тр. Зоол. музея Моск. ун-та 17: 73-118. Pears J.M., Esler D., Degtyarev A.G. 1998. Birds of the Indigirka river delta, Russia: historical and biogeographic comparisons // Arctic 51, 4: 361-370. Pozdnyakov V.I., Solovieva D.V. 2000. Results and prospects of birds studies in the Lena Delta // Heritage of the Russian Arctic: Research, Conservation and International cooperation. Moscow: 313-322. Syroechkovski E.E., jr., Zockler C. 2000. On the biology and distribution of the little curlew in northern Yakutia // Heritage of the Russian Arctic: Research, Conservation and International co-operation. Moscow: 452-457.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1266: 1078-1084

О куликах широтного отрезка Оби и бассейна реки Большой Юган

Е.Г.Стрельников

Второе издание. Первая публикация в 2004*

Систематическое изучение орнитофауны региона начато нами в 1985 году. Исследования 1985-1987 годов носили рекогносцировочный характер, методом экспедиционных исследований были охвачены большие территории, посещены самые отдалённые участки заповедника «Юганский». С 1986 по 1990 год в первой половине лета проводили учётные работы на участке обширного верхового болота водораздельной поверхности междуречья Негусъяха и Малого Югана, в окрестностях озера Кытнелор. Здесь заложено 3 учётных маршрута. Так как попасть на озеро можно только на вертолёте, в настоящее время работы на нём прекращены. В 2000 и 2001 годах параллельно с работой на стационаре проводили орнитологическое обследование окрестностей Сургутского аэропорта.

С 1988 года перешли к стационарным исследованиям в бассейне реки Негусъях, в среднем его течении. Этому стационару было отдано предпочтение на основании предварительных обследований в 1985-

* Стрельников Е.Г. 2004. О куликах широтного отрезка Оби и бассейна реки Большой Юган // Кулики Восточной Европы и Северной Азии: изучение и охрана: Материалы 6-го совещ. по вопросам изучения и охраны куликов. Екатеринбург: 186-189.

1987 годах. В выборе контрольного участка руководствовались его доступностью в целом и высокой биотопической мозаичностью. В непосредственной его близости заложены 3 постоянных маршрута. Четвёртый маршрут мы ежегодно проходим самосплавом по реке на лодке. Ещё один маршрут заложен в 12 км от стационара. Вся сеть учётных маршрутов проложена таким образом, чтобы пересекались наиболее характерные для данного региона местообитания. В результате выделено 15 основных местообитаний — как лесных, так и болотных.

Кроме выполнения учётных работ, на данном стационаре ведётся отлов и кольцевание птиц, что в свою очередь дополняет инвентаризационные списки. Географические координаты основных точек: стационар на реке Негусъях - 59°58' с. ш., 74°22' в. д.; озеро Кытнелор - 59° 31' с. ш., 74°50' в. д.; озеро Колынлор - 58°51' с. ш., 74°19' в. д.; селение Угут - 60°30' с.ш., 74°04' в.д.

По зональному районированию Западной Сибири широтный отрезок Оби и бассейн Большого Югана расположены в подзоне средней тайги. По орнитогеографическому районированию выделенный регион находится на Васюганском участке, в Урманном округе, Урало-Сибирской подпровинции, в провинции тайги (Гынгазов, Миловидов, 1977).

Пойма Оби, по данным И.С.Ильиной (1976), представлена несколькими рядами растительных сообществ. Наибольшую площадь занимает ряд осоковых, осоково-канареечниковых, вейниково-канареечниковых луговых участков средненизкого экологического уровня, сочетающихся с осоковыми кочковатыми лугами понижений. Второй ряд - соровых ситнягово-полевицевых, разнотравно-полевицевых, осоковых лугов, местами сочетающихся с кочковатыми лугами низкого экологического уровня. И третий ряд - ивняки паркового типа, ивово-берёзовые, кед-рово-берёзовые леса участков высокого экологического уровня поймы.

Низовья Большого Югана представлены серией лугово-ивняково-темнохвойных сообществ, преимущественно еловых и пихтовых влажных лесов. В среднем и верхнем течении Большого Югана пойма представлена сосновыми и берёзово-сосновыми долгомошно-сфагновыми лесами в сочетании с кустарничково-сфагновыми олиготрофными болотами. Основу водораздельных поверхностей составляют багульнико-во-кассандрово-сфагновые с сосной и кедром на грядах, с озерками и сфагновыми мочажинами, с периферийным рядом осоково-сфагновых мезо-евтрофных лесных ассоциаций нарымского типа.

Тулес Р1ш1аИБ вдиа1аго1а. За 20 лет работы в данном регионе ту-лес нами отмечен не был. Поскольку в конце 1970-х годов мы его регулярно встречали в Ярковском районе Тюменской области, можно сделать предположение, что тулесы, гнездящиеся на Ямале и Гыдане, преодолевают Среднее Приобье транзитом.

Бурокрылая ржанка Pluvialis fulva. Пролётный вид. В селении Угут однажды находили молодых птиц, разбившихся в ходе осенней миграции о провода.

Золотистая ржанка Pluvialis apricaria. Аналогично тулесу, преодолевает Среднее Приобье транзитом.

Галстучник Charadrius hiaticula. Редкий на пролёте вид. Периодически встречаются одиночные птицы, останавливающиеся в ходе весенней миграции на болотах переходного типа. Отлёт проходит незаметно.

Малый зуёк Charadrius dubius. Распределение в регионе неравномерное. На реках третьего порядка не встречается даже на пролёте. В бассейне Большого Югана ежегодно гнездится в его низовьях. Здесь малый зуёк может гнездиться не только в пойме реки, но и на старых буровых. В большей степени он характерен для поймы Оби.

Чибис Vanellus vanellus. Гнездящийся вид. В условиях таёжных междуречий гнездится на переходных болотах. Во время весеннего пролёта встречаются стаи по 10-15 птиц. Отлёт над таёжными междуречьями не выражен. Но в пойме Оби чибисы объединяются в большие стаи из нескольких десятков птиц. Обычно чибисы исчезают в августе.

Камнешарка Arenaria interpres. Известна одна встреча одиночной птицы в пойме Большого Югана у селения Угут в июле.

Кулик-сорока Haematopus ostralegus. На таёжных междуречьях крайне редкий на пролёте вид. Обычно в третьей декаде мая нам встречались одиночные птицы. Лишь однажды, 20 мая 1988, в окрестностях озера Кытнелор были встречены 3 птицы. Гнездование характерно для широтного отрезка Оби. Ближе к устью Иртыша его гнездовая численность начинает возрастать. Здесь он гнездится ежегодно. Осенний пролёт не выражен.

Черныш Tringa ochropus. Обычный широко распространённый вид. Гнездовыми биотопами являются пойменные леса рек второго и третьего порядка. Обширных открытых мест избегает, поэтому он не достигает высокой численности в условиях широтного отрезка Оби и обширных болотных массивов. По этой же причине к болотным озёрам вылетают лишь отдельные особи. Иногда можно встретить выводки в глубине лесного массива, где есть небольшие участки низинных болот. Весной летят по 2-3 птицы. В конце июня — начале июля начинается отлёт взрослых птиц. С подъёмом на крыло молодые птицы объединяются в небольшие группы по 3-5, и более — до 10-15 особей. Основная часть чернышей отлетает в конце июля, но отлёт может продолжаться до середины августа.

Фифи Tringa glareola. Обычный широко распространённый гнездящийся вид. Гнездовые биотопы таёжных междуречий — болота переходного типа и верховые. В пойме Оби предпочитает ивняки паркового

типа. В ходе весенней миграции это многочисленный вид, и на болотах останавливаются стаи из нескольких десятков птиц, во время отлёта основная часть фифи летит в ночное время, не образуя больших скоплений на дневных остановках. Основная часть проходит территорию транзитом.

Большой улит Tгinga nebulaгia. Обычный широко распространённый вид, предпочитающий болотные массивы ингрессионной террасы, водораздельные болотные сообщества заселяет в меньшей степени. Весенний пролёт хорошо выражен, птицы летят парами или в одиночку. Отлёт проходит незаметно. Молодые птицы исчезают одновременно со взрослыми, в конце июля - начале августа.

Щёголь Tгinga eгythгopus. Отмечен на весеннем пролёте. В 1988 году у озера Кытнелор встречали по 3-8 птиц.

Поручейник Tгinga stagnatilis. Нами не отмечен. В.К.Рябицев (2001) проводит северную границу ареала вдоль широтного отрезка Оби. Л.С.Степанян (1990) проводит её гораздо южнее, на широте Тюмени и Ишима.

Перевозчик Actitis hypoleucos. Самый обычный вид, заселяющий поймы рек и озёр. В первой половине 1990-х годов наблюдалось сокращение численности данного вида. Минимальная численность перевозчиков наблюдалась в середине 1990-х годов. Во второй половине 1990-х численность стала расти и достигать значений конца 1980-х. Весной прилетают по 2-3 птицы, а осенью отлетают как в одиночку, так и стаями по 7-9, и даже 18 птиц.

Мородунка Xenus ^ш^ш. В условиях таёжных междуречий периодически гнездящийся вид. Гнездование вдоль широтного отрезка Оби носит более регулярный характер. Ближе к устью Иртыша численность начинает возрастать, а гнездование наблюдаться более регулярно. В гнездовое время болотные сообщества не посещает. Весной появляется парами. Отлёт не выражен.

Круглоносый плавунчик Phalaгopus lobatus. Очень редкий на пролёте вид. Весенний пролёт не выражен. Иногда во второй половине лета на небольших озерках грядово-мочажинно-озерковых комплексов верховых болот встречаются одиночные особи. В условиях таёжных междуречий отлёт продолжается до середины сентября.

Турухтан Philomachus pugnax. Обычный широко распространённый вид. Весной на пролёте в конце мая на болотах переходного типа встречаются стаи по 200-300 особей. Отдельные самки остаются здесь для гнездования. В некоторые годы на болотах переходного типа это весьма обычный вид. На болотах других типов высокой численности не достигает, здесь останавливаются либо одиночки, либо небольшие группы. Отлёт растянут. В июне исчезают самцы, в июле исчезают самки, а одиночные молодые птицы встречаются ещё и в сентябре.

Кулик-воробей Calidris minuta. На весеннем пролёте может быть обычным видом. Во время отлёта, вероятно, как и большинство других арктических и субарктических видов, проходит Среднее Приобье транзитом.

Длиннопалый песочник Calidris subminuta. Обычный малочисленный, периодически гнездящийся вид. Основным гнездовым биотопом являются болота переходного типа. Гнездовые участки располагаются на большом расстоянии один от другого. В первой половине июля на обширных верховых болотах встречается стаями до 10-15 особей.

Белохвостый песочник Calidris temminckii. В конце 1980-х годов во второй половине лета был обычным видом в Угуте. По несколько десятков птиц ежегодно останавливались у водоёма в центре посёлка. После благоустройства села и углубления указанного водоёма, останавливаются только одиночные птицы.

Краснозобик Calidris ferruginea. В бассейне Большого Югана не встречен. В июле 2000 года одиночная птица останавливалась для дневного отдыха в сыром понижении Сургутского аэропорта.

Чернозобик Calidris alpina. В условиях Среднего Приобья имеется вероятность встретить данный вид в ходе сезонных миграций, но нами он встречен не был. Скорее всего, чернозобик, как и другие суб-аркты, преодолевает регион транзитом.

Гаршнеп Lymnocryptes minimus. В отдельные годы возможно гнездование на болотах переходного типа. В 1994 году 20 июля отлавливали двух птенцов, начинающих подлётывать. В тот год токование самца отмечали до 25 июля. В другие годы токовали, скорее всего, пролётные самцы, так как с завершением весенней миграции токование прекращалось. В ходе осенней миграции одиночных птиц встречали до середины сентября на верховых рямовых болотах.

Бекас Gallinago gallinago. Обычный широко распространённый вид. Предпочитает болота переходного типа. Может гнездиться в ряме. Грядово-мочажинно-озеркового комплекса верховых болот избегает. Отлёт осенью проходит незаметно. Одиночные птицы встречаются до сентября.

Лесной дупель Gallinago megala. На данном этапе мы рассматриваем данный вид как залётный. Нам известно только 2 случая токования самцов. Первая встреча состоялась в середине июня 1991 года в среднем течении реки Негусъях, а вторая — в конце мая 1999 года в окрестностях селения Угут.

Дупель Gallinago media. Крайне редкий вид. Всего однажды (июнь 1988 года) отмечали токование 7 самцов на переходном болоте. Во второй половине лета по заросшим травой берегам рек изредка встречаются одиночные птицы.

Вальдшнеп Scolopax rusticola. Редкий широко распространённый, с сокращающейся численностью вид. Так, в 1980-х годах на реке Негу-съях в вечернее время наблюдали токование 2-3 самцов. В 1990-е годы вальдшнепа здесь стали встречать не каждый год и по одному. В последние годы численность поддерживается на низком уровне, самцы продолжают токовать по одному. В окрестностях Сургута его численность ещё ниже. Тем не менее, летом в местах обитания вальдшнепа регулярно находим маховые перья линяющих птиц. Осенью у стационара заповедника на Негусъяхе регулярно появляются одиночные молодые птицы.

Большой кроншнеп Numenius arquata. Очень редкий вид. Более характерен для долины Оби. Здесь гнездование возможно, но не доказано. Таёжных междуречий избегает, хотя периодически их посещает.

Средний кроншнеп Numenius phaeopus. Обычный широко распространённый вид. Предпочитает обширные водораздельные участки грядово-мочажинно-озерковых комплексов верховых болот. Здесь он может гнездиться полуколониально. На болотах ингрессионной террасы он селится отдельными парами. Весной средние кроншнепы появляются парами или по одному. В это время часто можно слышать токование пролетающих к северу самцов. В местах гнездования самцы токуют до середины июля. Осенью исчезают в августе. Отмеченные в первой половине сентября у Сургута молодые птицы были истощены и имели оперение, испачканное нефтью.

Большой веретенник Limosa limosa. Входит в группу самых обычных гнездящихся в регионе видов. Гнездовым биотопом являются болота переходного типа. На таких болотах могут образовываться колонии по 10-20 пар. Участки грядово-мочажинно-озерковых комплексов верховых болот обычно посещают одиночные птицы, здесь гнездование не отмечено. Прилетают в места гнездования в начале или в конце мая, в зависимости от фенологического хода весны. Отлёт начинается в конце июня. Первыми улетают самки. Самцы некоторое время продолжают водить птенцов. Обычно в первой половине августа большие веретенники исчезают.

Малый веретенник Limosa lapponica. Пролётный вид. В заповеднике имеются чучела двух птиц, добытых у южной границы заповедника, в окрестностях озера Колынлор на весеннем пролёте. Утверждение Л.Г.Вартапетова (1984) о гнездовании в бассейне Большого Югана считаем ошибочным. За 20 лет работы в регионе в гнездовое время ни разу не был встречен. Но мы не отрицаем тот факт, что в ходе отлёта к местам зимовок (июль) некоторые возвращающиеся особи малых веретенников могут встречаться в зоне средней тайги. К тому же в это время ещё сохраняются признаки гнездования (наседные пятна зарастают не сразу).

Итак, на исследованной территории к гнездящимся относятся 17 видов, а к пролётным — 12. Ещё один вид пока считается залётным.

Литератур а

Гынгазов А.М., Миловидов С.П. 1977. Орнитофауна Западно-Сибирской равнины. Томск: 1-350.

Вартапетов Л.Г. 1984. Птицы таёжных междуречий Западной Сибири. Новосибирск: 1242.

Ильина И.С. и др. 1976. Карта «Растительность Западно-Сибирской равнины». М. Рябицев В.К. 2001. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. Екатеринбург: 1-608. Степанян Л.С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-728.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1266: 1084-1086

Распространение и некоторые особенности экологии беркута Aquila chrysaetos в Северной Туркмении

С.Н.Варшавский, М.Н.Шилов, И.В.Жерновов, В.П.Сосновцева, М.П.Суханов

Второе издание. Первая публикация в 1990*

Распространение и экология беркута Aquila chrysaetos на равнинах южной пустыни изучена недостаточно. Наши наблюдения начаты в 1952 году и проводились почти ежегодно в 1961-1985 годах. Исследована территория, включавшая Заунгузские Каракумы (кроме юго-восточного участка в Чарджоуской области), Сарыкамышскую депрессию и прилегающий район Южного Устюрта (примерно до 42°20' с.ш.).

Важнейшие условия обитания беркута в пустыне (как и в других местах его ареала) — отсутствие фактора беспокойства, наличие мест, удобных для гнездования и достаточно обеспеченных кормами. Поэтому, хотя беркут встречается во всех пустынных ландшафтах Северной Туркмении, пространственное распределение его популяции крайне неравномерно. Наиболее крупная популяция обитает в западной части обследованной территории. Здесь собрано более 80% наших данных. В восточной, более равнинной половине области, беркутов, очевидно, значительно меньше. Этот район изучен слабее.

* Варшавский С.Н., Шилов М.Н., Жерновов И.В., Сосновцева В.П., Суханов М.П. 1990. Распространение и некоторые особенности экологии беркута в Северной Туркмении //Редкие и малоизученные птицы Средней Азии. Материалы 3-й республ. орнитол. конф. Бухара: 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.