Научная статья на тему 'О. Кучерява синяя Борода'

О. Кучерява синяя Борода Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
352
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галинская И. Л.

Кучерява О. Синяя Борода // Всесвіт. Київ, 2005. № 1/2. С. 138-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О. Кучерява синяя Борода»

О.Кучерява

СИНЯЯ БОРОДА*

В статье анализируется образ Синей Бороды в сказке Шарля Перро, рассказе Анатоля Франса и в пьесе Мориса Метерлинка.

В народной французской сказке о Синей Бороде, ужасающем монстре, рассказывается, что он «был богат как Море, но никогда не подавал милостыню бедным. В церковь он не ступал и ногой» (с. 13S). Синяя Борода был шести футов роста и имел синюю бороду до пояса. Прототипом Синей Бороды считается маршал Франции Жиль де Ре.

Слово «bleu» («синий») во французском языке иногда имеет оттенок наибольшей интенсивности. Так, «la peur blue» означает «наибольший страх, ужас», а выражение «steak en bleu» означает «бифштекс с кровью». Слово «Barbe!» («борода») во Франции равнозначно нашему ругательству «Чёрт!».

Литературная обработка Шарля Перро (162S-1703) этой народной сказки появилась в 1660 г. и изображает, конечно, не маршала Франции, а обычного дворянина, у которого, к несчастью, была синяя борода, т. е. ее густая чернота отдавала синевой, отчего вид у этого дворянина был довольно-таки страшный. Замок Синей Бороды имел волшебную комнату, в которой находилось несколько его мертвых жен. В народной сказке этих жен семь, а та, о которой идет речь, должна стать восьмой (у Франса всех их было семь, а у Метерлинка - пять). У Шарля Перро - их «несколько».

Анатоль Франс (1S44-1924) в рассказе «Семь жен Синей Бороды» пытается реабилитировать главного героя. «Слишком уж стремились заставить меня поверить в жестокость этого дворянина,

* Кучерява О. Синяя Борода // Всесвгг. - Кив, 2005. - № 1/2. - С. Ш-142.

1DS

Синяя Борода

чтобы у меня не появились сомнения», пишет Франс. Далее писатель предлагает своеобразный исторический обзор выдумок относительно образа Синей Бороды. Одна из школ сравнительной мифологии утверждает, что Синяя Борода - это олицетворение Солнца, а семь его жен - это утренние звезды. Что касается образа героя сказки Перро, то Франс подозревает, что автор сказки имел какое-то предубеждение по отношению к прототипу сказки.

Далее Франс рассказывает, что он нашел у какого-то каменщика в Сен-Жан-де-Буа дневник ежедневных записей о событиях в семье маршала Жиля де Ре, а также последующую анонимную жалобу на его убийц. Это дало Франсу возможность допустить, что Синяя Борода был человеком добрым и несчастным, а память о нем осталась только в виде громадного числа клеветнических измышлений.

Что же касается волшебной комнаты, которую называли «кабинетом несчастных принцесс», то Анатоль Франс пишет, что название связано с тем, что на ее стенах неизвестный флорентийский художник изобразил три трагические истории: о дочери Солнца Дирке, привязанной сыновьями Антиопы к рогам быка, которые ее разорвали; о Ниобе, рыдающей на горе Сипил по своим детям, и о Прокриде, подставляющей грудь под копье Кефала, сына Гермеса.

Дворянину Бернару де Монрагу, герою рассказа Франса, не везло с женами: две из них удрали от него; одна в пьяном виде утопилась в пруду; следующую убил один из ее любовников; одна умерла от болезни; с одной он сам развелся, а последняя жена и ее любовник убили самого Синюю Бороду - Бернара де Монрагу. Словом, в рассказе Анатоля Франса мы имеем ироническую переработку сказки Шарля Перро «в духе последующих приемов Ум-берто Эко» (с. 140).

Морис Метерлинк (1862-1949) написал в 1896 г. пьесу-сказку «Ариана и Синяя Борода, или напрасное освобождение», которая была опубликована в 1899 г. Эта пьеса, как и большинство пьес Метерлинка, ставилась до 1918 г. в русских театрах. Синяя Борода, герой, имя которого вынесено в название пьесы, в тексте почти не фигурирует: у него имеется восемь реплик в конце первого действия, а в финале крестьяне приносят его связанного. Синяя Борода у Метерлинка является Хранителем Тайны, которую и раскрывает Ариана. Она проникает в подземелье, где томятся в темноте ее предшественницы, жены Синей Бороды.

109

О.Кучерява

Фатум в «Ариане» символизирует синяя борода - старинный символ силы и власти. Когда крестьяне вносят связанного хозяина в замок, одна из жен произносит ключевые слова пьесы: «Он обстриг бороду... Он уже не такой страшный, как раньше...» (с. 142). Он лежит у ног своих жен, и освобождает его от пут именно Ариана.

Ариана уходит из замка, куда она ехала, чтобы освободить жен Синей Бороды. Она зовет их с собой, но свобода им не нужна, они ее не принимают, они не хотят покидать сладкую неволю и богатство. Крестьяне связывают Синюю Бороду в состоянии алкогольного опьянения. Они чуть не убили его, но так и не сделали этого, ибо разгневаны, но нерешительны. Строгая, спокойная и величественная Ариана противопоставляется в пьесе аффектированной, дионисийской, шаткой крестьянской массе.

Жены, которых освобождает Ариана, носят имена героинь предыдущих пьес Метерлинка. Ариана стремится их спасти, но это уже невозможно: ни свобода, ни истина им не нужны. Они стремятся быть рабынями своего таинственного хозяина.

У Метерлинка мы видим значительные отступления от сюжета сказки. Он и использует ее с собственной целью, а именно для освещения своей философской концепции. Беря главных героев и основную коллизию сказки, драматург наращивает на это основание «совсем другие реплики, другой смысл, другой финал» (с. 142).

Сказка - это произведение, которое читали почти все. Поэтому было бы наивностью полагать, что в литературных произведениях на эту тему имеются какие-либо типологические совпадения с народной сказкой о Синей Бороде.

И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.