Научная статья на тему 'О крупном деятеле народного образования юга России Александре Федоровиче Комарове (1842 1918)'

О крупном деятеле народного образования юга России Александре Федоровиче Комарове (1842 1918) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ШКОЛА / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТИНГЕНТ / КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Московкин В. М.

Развитие и совершенствование профессиональной компетентности учителя-словесника полиэтнической школы обязательное условие его эффективной деятельности. Обучение русскому языку многонационального контингента класса имеет свои особенности и требует от учителя специфического содержания конкретных (педагогической, этнокультурной и коммуникативной) компетенций. Выделенные критерии и уровни сформированности этих компетенции позволяют определить подходы и принципы к отбору содержания программ повышения квалификации и построить технологическую модель развития указанных компетенций учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О крупном деятеле народного образования юга России Александре Федоровиче Комарове (1842 1918)»

УДК 929

О КРУПНОМ ДЕЯТЕЛЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮГА РОССИИ АЛЕКСАНДРЕ ФЕДОРОВИЧЕ КОМАРОВЕ (1842 - 1918)

Развитие и совершенствование профессиональной компетентности учителя-словесника полиэтнической школы - обязательное условие его эффективной деятельности. Обучение русскому языку многонационального контингента класса имеет свои особенности и требует от учителя специфического содержания конкретных (педагогической, этнокультурной и коммуникативной) компетенций. Выделенные критерии и уровни сформированности этих компетенции позволяют определить подходы и принципы к отбору содержания программ повышения квалификации и построить технологическую модель развития указанных компетенций учителя.

Ключевые слова: полиэтническая школа, многонациональный контингент, компетенции учителя, технологическая модель.

Введение

В истории развития Белгородского учительского института (БУИ) отсутствует имя третьего по счету его директора - Комарова Александра Федоровича (1842-1918), хотя он внес большой вклад в развитие народного образования Воронежской, Курской и Харьковской губерний, являлся активным популяризатором общеполезных знаний, известным украинским публицистом (писал свои труды под псевдонимом О.Степовик) и общественным деятелем конца XIV - начала XX веков. Эти пробелы мы решили восполнить в этой статье, для чего привлекли в помощь ряд дореволюционных официальных документов, а так же воспользовались инструментами глубокого поиска в Google.

Результаты и обсуждения

Изучая историю создания и развития БУИ, мы обратились к первому основополагающему документу, опубликованному в Журнале Министерства народного просвещения (ЖМНП) в 1877 г. «Об открытии учительского института в Белгороде» [1]. В нем указано, что учителем естественных наук и физики в этом институте был назначен г. Комаров, кандидат Императорского Харьковского университета (ИХУ). Отметим, что этот документ в 2002 г. изучался белгородским историком А. М. Болговой [2], но в ее статье закрались досадные ошибки, которые дезориентировали дальнейших исследователей. Действительно, учитель Комаров назван в этой статье, как Комар, а также даны ошибочные постраничные ссылки на ЖМНП, который вышел не в год основания БУИ (1876 г.), а на следующий год (1877 г.). Любопытно, что М.Комар являлся псевдонимом его брата Михаила Федоровича Комарова (1844 - 1913), известного библиографа, литературного критика, лексикографа, переводчика и общественного деятеля [3].

Узнав, что некто г. Комаров был выпускником ИХУ, мы обратились к спискам студентов и вольнослушателей этого университета, которые сейчас находятся в открытом доступе DSpace-OA-репозитария ХНУ имени В. Н. Каразина в коллекции «Alma Mater». В результате нашего поиска выпускников по фамилии Комаров за 1860 - 1970-ые гг. XIX в. мы обнаружили, что Александр Комаров в 1868 - 1869 гг. являлся студентом 4 курса отделения естественных наук физико-математического факультета. Дополнительно, выяснилось, что он первоначальное воспитание и образование получил в родительском доме, и в ИХУ находился на содержании Педагогической стипендии Министерства народного просвещения. Социальный статус - из купцов, дата поступления в ИХУ - 8 сентября 1865 г.

В. М. Московкин

Белгородский

государственный

университет

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

moskovkin@bsu.edu.ru

Зная, что достаточно детальные сведения о директорах и преподавателях учебных заведений Российской империи публиковались в «Списках лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения» (или по учебным округам), мы изучили все такие издания, хранящиеся в библиотеках Харькова (ХГНБ им. В. Г. Короленко, ХНУ им. В. Н. Каразина). Только в одном из таких изданий за 1904 г. удалось найти сведения об А. Комарове [4]: Александр Федорович Комаров, директор Белгородского учительского института, действительный статский советник, православный, из купцов, родился в 1854 г., место воспитания - Императорский Харьковский университет, в службе и ведомстве - с 1870 г., в настоящем чине - с 1 января 1902 г., в настоящей должности - с 1 июля 1902 г., класс должности - V, последняя награда - 1 января 1902 г., чин действительного статского советника, женат, имеет двух дочерей 1870 и 1876 годов рождения, награжден орденами Св. Анны 2 ст., Св. Станислава 2 ст. и медалью в память царствования Имп. Александра III, жалование - 1200 р., столовые - 800 р., пенсия - 1080 р., всего 3080 р., проживает в казенной квартире.

Дополнительно, в августовском Циркуляре по Харьковскому учебному округу за 1902 г. мы обнаружили "Высочайший приказ по гражданскому ведомству" (от 1 июля 1902 г., N 56), в котором указано, что директор народных училищ Воронежской губернии, д.с.с. Комаров назначен директором БУИ, согласно прошению [5].

Сравнивая эти сведения с данными о студенте А. Комарове в списках студентов и вольнослушателей ИХУ за 1868 -1869 гг. и упоминанием об учителе естественных наук и физики БУИ г. Комарове в ЖМНП за 1877 г., мы видим, что директор БУИ

A. Ф. Комаров, студент ИХУ А. Комаров и преподаватель БУИ г. Комаров это одно и то же лицо.

Обращает на себя внимание ранний возраст поступления А. Ф. Комарова в ИХУ (11 лет) и вхождения его в трудовую деятельность в качестве преподавателя (16 лет), что говорит об ошибке в дате его рождения в рассмотренном официальном документе [4].

Из вышеизложенного следует довольно существенная ревизия исторической хронологии директоров БУИ.

Ранее, считалось, что директора БУИ Д. Н. Ларионова (1878 - 1906 гг.) сменил на его посту в 1906 г. А. К. Димитриу [2, 6, 7], но новые приведенные нами данные говорят о том, что директором БУИ в период с 1902 по 1906 год был А. Ф. Комаров. Более того, мы обнаружили, что согласно «Высочайшего приказа по гражданскому ведомству» (от 2 сентября 1906 г., № 68) директор БУИ Пактовский был назначен директором Харьковской второй гимназии [8]. Следовательно, в этом пятилетнем периоде работали два неизвестных историкам БУИ/БелГУ директора БУИ, причем Федор Евгеньевич Пактовский (1856 - 1922) являлся крупным деятелем народного образования и исследователем творчества А. К. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Н. В. Гоголя,

B. С. Гаршина и Л. Н. Толстого. В последнем можно убедиться, если просмотреть названия трудов Ф. Е. Пактовского в электронном каталоге РГБ.

Из РНБ (С. Петербург) нам удалось получить копию из «Списка лиц, служащих по Харьковскому учебному округу» за 1903 г. в отношении БУИ [9], в котором приведены все преподаватели этого института. С целью изучения профессионального окружения А. Ф. Комарова, мы приведем полные данные по преподавателям БУИ с сохранением всех сокращений и пунктуации (таблица).

Таблица

Штат БУИ, 1903 г.

Общие сведения В службе и ведомстве В долж. и в завед. и класс должн. В настоящ. чине Последняя награда

Поч. поп. - поч. гр. Ал-др Ив. Иост Орд. Св. Ан. 3 ст. 1 3 окт . 1 894 г. 27 дек. 1900г., V 30 янв. 1808 г. 3 февр. 1895 г. Орд. Св. Ан. 3 ст.

Дир.- д. с. с. Ал-др Фед. Комаров, И.Х.У., канд. физ.-мат. ф., отд. ест.н. (он же предс. пед. сов. и непр. чл. попеч. сов. Белг. ж. гимн.), в пр. Орд.: Св. Ан. 2 ст. и Ст. 2 ст. Жалов. 1200 р., стол. 800 р., пенс. 1080 р. (с 26 мар. 1900 г. - 26 мар. 1905), итого 3080 р. и каз. кв. 26 марта 1870 г. 1 июля 1902 г., V 1 янв. 1902 г. 1 янв. 1902 г. ч. д. с. с.

Законоуч.-свящ. Евг. Нкл. Попов, М. Дух. Ак., канд. богосл. Имеет скуфию и набедр. Жалов. 650 р., стол. 550 р. и за соверш. Богосл. 120 р., итого 1320 р. 1 окт. 1895 г. 1 сент. 1900 г. 1 окт. 1895 г. 9 апр. 1900 г. скуфия

Русск. и церк. слав. яз. - с. с. Викент. Нкл. Шамраев, Н.Ф.И. кн. Безбор., по разр. рус. сл., с зв. уч. гимн. и прав. канд. ун. (он же преп. Белг. ж. гимн.), в пр. Орд.: Св. Ст. 2 ст. и Св. Ан. 3 ст. Жалов. 650 р., стол. 550 р., итого 1200 р. 1 июля 1880 г. 1 авг. 1902 г., VIII 1 июля 1892 г. 1 янв. 1900 г. Орд. Св. Ст. 2 ст.

Математ. - с. с. Ив. Дм. Штукарёв, И.Х.У., канд. физ.-мат. ф., отд. мат.н., в пр. Орд.: Св. Ст. 2 ст. и Св. Ан. 3 ст. Жалов. 650 р., стол. 550 р., итого 1200 р. с 1 авг. 1878 г. по 31 дек. 1899 г. и с 1 5 июля 1900 г. 15 июля 1900 г., VIII 23 мая 1892 г. 1 янв. 1903 г. Орд. Св. Ст. 2 ст.

Ест. ист. и физ. - к. сов. Вас. Павл. Ильинский, И.Х.У., по физ.-мат. ф., отд. ест. н., дип. 1 ст. (он же секр. пед. сов. инст. и преп. м. и ж. гимн.), в пр. Орд. Св. Ст. 3 ст. Жалов. 650 р., стол. 550 р., итого 1200 р. 26 авг. 1894 г. 26 авг. 1894 г., VIII 26 авг. 1902 г. 1 янв. 1900 г. Орд. Св. Ст. 3 ст.

Ист. и геогр. - н. с. Дм. Ив. Войнилович, И.Х.У., ист.-фил. ф., по отд. ист. н., дипл. 1 ст. (он же библ. инст. и преп. Белг. ж. гимн.), в пр. Орд. Св. Ст. 3 ст. Жа-лов. 650 р., стол. 550 р., итого 1200 р. 21 сент. 1894 г. 3 окт. 1895 г., VIII 3 окт. 1899 г. 1 янв. 1900 г. Орд. Св. Ст. 3 ст.

Рис., черч. и чист. и об. -н. ч. Мих. Вас. Игумнов, Ак. худ., пед. кур., в пр. Жалов. 300 р., стол. 200 р. и за ур. чист. 500 р., итого 1000 р. 2 окт. 1902 г. 7 окт. 1902 г., VIII

Преподаватели по найму: Пения - свящ. Ал-др Мих. Нездоймишев, Ка- луж. дух. с. Имеет набедр. Жалов. 500 р. Врач - к. сов. Арк. Ив. Кравцов, И.Х.У., в пр. Орд. Св. Ан. 3 ст. Жа-лов. 300 р. 28 февр. 1899 г. 22 апр. 1884 г. 1 окт. 1902 г., 18 сент. 1899 г., VIII 28 февр. 1899 г. 22 апр. 1895 г. 6 янв. 1900 г. набедрен. 10 июня 1894 г. Орд. Св. Ан. 3 ст.

Служащие по найму: Эконом. - н. ч. Вас. Фом. Гончаров, об. в Чугуев. воен. центр. уч., в пр. Золот. шейн. мед. на Алекс. л. Жалов. 400 р. Письмовод. и. д. - н. ч. Мих. Ив. Лебединский, об. в Рыльск. дух. уч., в пр. Жалов. 300 р. 12 янв. 1876 г. 29 янв. 1869 г. 1 авг. 1900 г. 1 авг. 1880 г. - 14 мая 1896 г. зол. шейн. мед. на Алекс. л.

Как видим, большинство основных учебных дисциплин в БУИ вели выпускники Императорского Харьковского университета. Из первых преподавателей БУИ [l] через 27 лет не осталось ни одного, за исключением А. Ф. Комарова, который в 1902 г. был назначен директором БУИ [5]. Отметим, что в первом составе БУИ он проработал недолго, так как в ближайшем доступном для нас списке преподавателей БУИ 1886 г. его имя отсутствовало [10]. Наш анализ списка преподавателей БУИ за 1903 год показал, что наилучшую карьеру из них сделал В. Н. Шамраев, который 1 августа 1906 г. (высочайший приказ № 69 от 8 сентября 1906 г. по гражданскому ведомству) был назначен директором Омской учительской семинарии [11].

Теперь, изучим вопрос о том, какие труды после себя оставил А. Ф. Комаров. Наш интернет - мониторинг с помощью Googte показал, что основным его трудом являлась книга «Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах», которая выдержала много изданий. Самое раннее - воронежское издание датировано 1885 г. [12]. В нем А.Ф. Комаров отмечен, как инспектор народных училищ Воронежской губернии. Отметим, что должности инспекторов и директоров народных училищ российских губерний введены в 1874 г.

В поиске через Googte Books мы обнаружили следующую выдержку из ЖМНП (1904, Том 356, С. 171): «...книга - о народных училищах. Составил А.Ф. Комаров, директор Белгородского учительского института. Изд. 8-е. М. 1904, стр. 108+11, ц. 40 коп. Книжка расходится довольно бойко: 1-е изд. ее появилось в 1889 г., а в 1904 г. понадобилось уже 8-е издание. Такой успех нельзя объяснить одним служебным положением автора, который был.».

Ссылки в сети Интернет на 3-е (1899) [13], 4-е (1906) [14] и 5-е (1914) [15] московские издания К.И. Тихомирова говорят о том, что эта книга переиздавалась в Москве двумя разными издательствами. Кроме того, экземпляр 2-го издания К. И. Тихомирова этой книги 1895 г. хранится в ХГНБ им. В. Г. Короленко [16]. Отметим, что многие современные авторы цитируют эту книгу неправильно, называя ее «Руководством для учащихся в начальных училищах».

Помимо воронежского и двух московских изданий этой книги, существовало и С.Петербургское издание 1906 г. [17].

Используя Googte Books мы выяснили, что этот труд А. Ф. Комарова был известен и за рубежом. Три ссылки на этот труд (на стр. 18, 25 и 37) были сделаны в мик-рофишевой коллекции редких книг 19 - начала 20 века по российской истории и культуре библиотеки Хельсинского университета [18].

Основные ссылки современных отечественных авторов на труд А.Ф. Комарова «Народная школа» идут в контексте религиозного воспитания молодежи. Так, С. П. Синельников цитирует следующую мысль А. Ф. Комарова: «Главнейшими качествами, которыми должен обладать учитель вообще и законоучитель в частности, есть религиозность, честность, любовь к делу и детям, терпение, твердость воли и настойчивость, самообладание, бдительность, аккуратность, справедливость». И на первом месте далеко не случайно, отмечает С. П. Синельников, стоит религиозность [19, 20]. Этим же вопросам, со ссылками на вышеуказанный труд А. Ф. Комарова, посвящены кандидатские диссертации Р. В. Ященко «Развитие церковно-приходских школ России. Вторая половина XIX - начало XX века» [21], Р. Г. Прокопенко «Церковноприходские школы в системе начального народного образования в России в XIX -начале XX века (на примере Ставропольской губернии)» [22], А. В. Суворова «Развитие системы начального образования в Оренбургской и Уфимской губерниях (начало XX в. - 1914 г.)» [23].

В то же время, исследователи творчества А. Ф. Комарова не обратили внимание на главы в его книге «Народная школа», посвященные методико-дидактическим аспектам преподавания математики в начальной школе. А это очень поучительные, на наш взгляд, главы. Этим вопросам посвящено также множество специальных учебных пособий, опубликованных А. Ф. Комаровым, которые мы идентифицировали с помо-

щью Google и Google Books. Так, в 1895 и 1899 гг. в Воронеже вышли два выпуска «Арифметического задачника для начальных городских и сельских школ» [24; 25].

Ранее, в Воронеже в 1889 г. вышло пособие А.Ф. Комарова «Методическое решение типических арифметических задач в начальных училищах» [26], а в 1893 г. -«Арифметический задачник для начальных городских и сельских училищ» [27]. В них А. Ф. Комаров подчеркивал, что лучше встречать однородные задачи в разное время курса. Отметим, что первое пособие, которое вышло в 7-м издании К.И.Тихомирова (Москва, 1902 г.), было рекомендовано Министерством народного просвещения для учительских библиотек низших учебных заведений в январе 1903 г. [28].

При поиске трудов А. Ф. Комарова через Googte Books, мы также встретили краткое упоминание в журнале «Русская школа» за 1908 г. о пособии А. Ф. Комарова «Общепонятная арифметика для самообразования».

Наше прочтение арифметических разделов главного труда А. Ф. Комарова «Народная школа» [15], с учетом большого количества, опубликованных им пособий и задачников по арифметике, убеждает нас в том, что их автор относится к той плеяде российских педагогов, которые сформировали в дореволюционной России ту культуру устного счета и обращения с дробями, которую до сих пор у нас не удалось истребить неолиберальными реформами в образовании, и которая уже давно уничтожена во всем западном «цивилизованном» мире.

В августовском Циркуляре по Харьковскому учебному округу за 1903 г. нами было обнаружено, что книга «Комарова А. Графическая грамотность. Руководство для преподавателей и самообразования. СПб. 1902. стр.44. Цена 30 коп.» была рекомендована Министерством народного просвещения для учительских библиотек низших учебных заведений, а также для ученических библиотек учительских семинарий и бесплатных народных читален и библиотек [29].

Любопытно, что А. Ф. Комаров как выпускник отделения естественных наук физико-математического факультета ИХУ попробовал свои силы в изучении и популяризации растениеводческих практик, опубликовав в 1885 г. «Простые рассказы о садоводстве, огородничестве и полеводстве» [30]. Это было третье издание, которое вышло тиражом в 1500 экз. и продавалось по цене 45 коп.

При поиске через Googte Books мы обнаружили, что А. Ф. Комаров во втором десятилетии 20 в. являлся председателем Общества попечения о нуждающихся учащихся в низших учебных заведениях. Эти сведения были опубликованы в Сборнике Харьковского историко-филологического общества за 1913 г. (Том 19). В Интернете мы обнаружили подборку перепечаток из харьковских газет «Утро» и «Южный Край» за 28 - 29 апреля 1908 г., в связи со смертью профессора ИХУ Е. К. Редина. В одной из них мы почерпнули следующее сообщение: «29 апреля после заупокойной литургии в университетской церкви состоялось погребение профессора историко-филологического факультета Е. К. Редина. Заупокойную литургию совершал приват-доцент университета о. Иоанн Филевский. На заупокойной литургии и панихиде присутствовали городской голова А. К. Погорелко, ..., председатель Общества попечения о нуждающихся учащихся в низших учебных заведениях А. Ф. Комаров, ...» Отсюда следует, что в 1908 г. А. Ф. Комаров уже работал в Харькове, хотя в Памятной книге Воронежа за этот же год мы обнаружили, что он состоял действительным членом Губернской ученой архивной комиссии. Таким образом, после ухода из Белгородского учительского института в 1906 г., А. Ф. Комаров был сильно интегрирован в общественную жизнь Харькова и Воронежа.

В отличие от профессиональной жизни А. Ф. Комарова, мы не обнаружили какие-либо подробности об его частной жизни. Исключения составляют две работы воронежских исследователей [31; 32]. В. И. Неелов [31] отмечает, что в воронежском доме Растроповичей по ул. Нееловской с 1899 по 1902 год квартировал известный украинский публицист Александр Федорович Комаров. Этот дом по ул. Пятницкая 54 (ранее Нееловская 3) сохранился до нашего времени.

Приведем теперь биографические данные о А. Ф. Комарове из статьи о нем, опубликованной в Воронежской историко-культурной энциклопедии [3]: «А. Ф. Комаров (псевдоним О. Степовик) родился в 1842 г. в с. Дмитровка Павлоград-ского уезда Екатеринославской губернии, умер в 1918 г. Являлся публицистом, педагогом и пропагандистом общеполезных знаний. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета. Учительствовал в Ровно. С 1880-х гг. занимался педагогической деятельностью в Воронеже. Инспектор (с 1883 г.), директор (с 1898 по 1902 г.) народных училищ Воронежской губернии. Член ВГСК (Воронежский губернский статистический комитет, прим. автора статьи). С 1902 г. - директор Белгородского учительского института. Автор многих неоднократно переиздававшихся книг о садоводстве, огородничестве, полеводстве и т. п., школьных учебников по арифметике, различных учебных пособий».

Наш интернет - поиск показал, что А. Ф. Комаров возглавлял украинскую секцию Благотворительного общества по изданию общеполезных и дешевых книг для народа, являлся членом ВГСК (Воронежский губернский статистический комитет), его «Арифметический задачник для начальной школы» (Харьков, 1918) относят к первым советским математическим пособиям на украинском языке, в украиноязычных статьях Википедии он представлен как основатель жанра украинской научно-художественной литературы (на наш взгляд, правильнее написать - научно-популярной литературы) и как видный деятель украинского либерально-демократического движения.

Очень часто в сети Интернет идут ссылки на его труд «Оповщання про комах...», изданный в 1882 г. в Воронеже объемом в 240 страниц. Полагаем, что вся научно-просветительная и общественная деятельность А.Ф.Комарова, направленная на развитие украинского просвещения и культуры, требует отдельного исследования.

На полученном нами объеме знаний о А. Ф. Комарове, мы можем предположить следующую схему профессиональной миграции А.Ф. Комарова: Харьков (обучение в ИХУ: 1865 - 1869; работа в Ровно: 1870 - 1876?) -> Белгород (работа учителем в БУИ: 1876 - 1883?) -> Воронеж (работа инспектором и директором народных училищ Воронежской губернии: 1883? -1902) -> Белгород (работа директором БУИ: 1902 - 1905?) -> Харьков (1905 - 1918?). Дальнейшие исследования помогут уточнить эту схему.

Заключение

Все выше изложенное говорит о том, что А. Ф. Комаров был очень заметной фигурой на поприще народного образования трех российских губерний - Харьковской, Курской и Воронежской в конце XIX - начале XX века, причем не только как администратор (директор БУИ), чиновник (инспектор и директор народных училищ Воронежской губернии) и общественный деятель (председатель Харьковского общества попечения о нуждающихся учащихся в низших учебных заведениях, действительный член Губернской ученой архивной комиссии в Воронеже и др.), но и как прекрасный педагог-методист и популяризатор знаний. Это убеждает нас в том, что имя А. Ф. Комарова должно быть увековечено в городах, где он активно работал - в Ровно, Воронеже, Белгороде и Харькове. Краеведы и местные власти этих городов могут внести достойный вклад в это дело.

Его имя необходимо увековечить в НИУ «БелГУ», как первого преподавателя естествознания и физики БУИ и третьего по счету директора этого института, внесшего весомый вклад в развитие народного образования юга России и просветительскую деятельность. Это можно сделать с помощью организации регулярных чтений, посвященных его памяти и открытия именной аудитории в Педагогическом институте НИУ «БелГУ». В случае, если встанет вопрос присвоения НИУ «БелГУ» имени какого-либо выдающегося деятеля народного образования, связанного с его становлением, то имя А.Ф. Комарова может рассматриваться как одним из первых.

Автор благодарит к. х. н., доцента Наталию Николаевну Скворцову из С.Петербурга за оцифрованные в РНБ копии списков директоров и преподавателей БУИ за 1903, 1910 гг., к. и. н. Акиньшина Александра Николаевича из Воронежа за присланную статью О. Г. Ласунского из "Воронежской историко-культурной энциклопедии", к.и.н., директора музея НИУ «БелГУ» И. В. Денисову за ссылку на Ф. Е. Патковского, как директора БУИ.

Список литературы

1. Об открытии учительского института в Белгороде // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1877. - Часть 189, Отд. 4. - С. 65 - 67.

2. Болгова А. М. К истории учреждения Белгородского учительского института // Научные ведомости БелГУ. Сер. Педагогика. - 2002. - № 2 (17). - С. 239 - 249.

3. Ласунский О. Г. Комаровы, деятели украинской культуры и литературы / Воронежская историко-культурная энциклопедия. - 2 - е изд. - Воронеж, 2009. - C. 253.

4. Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1904 год. - С.-Петербург, 1904. - С. 689.

5. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. - 1902. - № 8. - С. 17.

6. История вуза страницы листая... / Сост. Н. И. Руднева; отв. ред. Н. В. Камышанченко. - Изд-во БелГУ, 1999. - 246 с.

7. Нерубенко М. В учительстве всех начал: К 135-летию Белгородского учительского института // Наш Белгород. - 2011. - 10 дек.

8. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. - 1906. - № 10. - С. 8.

9. Список лицам, служащим по Харьковскому учебному округу. 1903. Вып. 1. - Харьков: Тип. «Печатное дело», 1903. - С. 216 - 218.

10. Список чиновников и преподавателей Харьковского учебного округа. 1886. - Харьков: Университетская типография, 1886. - С. 321 - 325.

11. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. - 1906. - № 10. - С. 9.

12. Комаров А. Ф. Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах. -Воронеж, 1885.

13. Комаров А. Ф. Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах. - 3-е изд. - М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1899.

14. Комаров А.Ф. Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах. - 4-е изд. - М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1906.

15. Комаров А. Ф. Народная школа. Главнейшие педагогические, дидактические и методические основания школьного дела: Руководство для учащих в начальных училищах. - 5-е изд. - М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1914. - 192 с.

16. Комаров А. Ф. Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах. - 2-е изд. - М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1895.

17. Комаров А. Ф. Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах. -СПб., 1906. - 192 с.

18. Russian History and Culture: A Microfiche Collection of Scarce Books on 19 th and Early 20 th Century Russia from the Helsinki University Library: a Cumulative Index to Units 1 (Vol. 3). -University Microfilms International, 1996.

19. Синельников С.П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года (www.bogoslov.ru/text/453126.html (26 авг. 2009 г.)).

20. Синельников С.П. Роль законоучителя в религиозном образовании и воспитании детей в дореволюционной школе (по материалам журнальной периодики) // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 3. - С. 257 - 267.

21. Ященко Р. В. Развитие церковноприходских школ России: Вторая половина XIX -начало XX века. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Дис. ... на соиск. уч. ст. к.п.н., Волгоград, 2005. - 181 с.

22.Прокопенко Р. Г. Церковно-приходские школы в системе начального народного образования в России в XIX - начало XX века (на примере Ставропольской губернии). 07.00.02 «Отечественная история». Автореф. дис. ... на соиск. уч. ст. к.и.н., Пятигорск, 2011. - 27 с.

23. Суворова А. В. Развитие системы начального образования в Оренбургской и Уфимской губерниях (начало ХХ в. - 1914 г.). 07.00.02 «Отечественная история». Автореф. дис. ... на соиск. уч. ст. к.и.н., Челябинск, 2012. - 29 с.

24. Комаров А. Ф. Арифметический задачник: для начальных городских и сельских школ. - Воронеж, 1895. Вып. 1. - 118 с.

25. Комаров А. Ф. Арифметический задачник: для начальных городских и сельских школ. - Воронеж, 1899. Вып. 2. - 121 с.

26. Комаров А. Ф. Методическое решение типических арифметических задач в начальных училищах. - Воронеж, 1889.

27. Комаров А. Ф. Арифметический задачник для начальных городских и сельских училищ. - 2-е изд. - Воронеж, 1893.

28. Циркуляр по Харьковскому учебному округу. - 1903. - № 1. - С. 41.

29.Циркуляр по Харьковскому учебному округу. - 1903. - № 8. - C. 86.

30. Комаров А. Ф. Простые рассказы о садоводстве, огородничестве и полеводстве. -Воронеж, 1885.

31. Неелов В. И. Нееловщина. Том 1: Материалы к истории рода Нееловых. Часть 2. -Ярославль: ООО «Издательско-полиграфический комплекс «Индиго», 2013. - 600 с.

32.Акиньшин А. Н. Воронежские корни Растроповичей (http://www.main.vsu.ru/~cdh/ Articles/02-06a.htm).

ALEXANDER FEDOROVICH KOMAROV (1842-1918) AS AN OUTSTANDING FIGURE OF PUBLIC EDUCATION OF SOUTH OF RUSSIA

The role of Alexander Fedorovich Komarov in the development of education in southern Russia and the promotion of knowledge was presented. The evolution of his career and identifiсаtion of his main works were shown. For the first time was found that A.F. Komarov was the first teacher of natural history and physics of Belgorod Teacher Institute and the third its director. The measures to perpetuate his name were proposed.

Keywords: Komarov A.F., public schools, public education, Public School, Belgorod Teacher Institute, Voronezh Province, Imperial Kharkov University, Google, Google Books.

V. M. Moskovkin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Belgorod State Research University

e-mail:

moskovkin@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.