Научная статья на тему 'О круглом столе «Национальная идея/идентичность «западного» востока: Япония»'

О круглом столе «Национальная идея/идентичность «западного» востока: Япония» Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О круглом столе «Национальная идея/идентичность «западного» востока: Япония»»

Никипорец-Такигава Г. Ю., Гасымова Н. Р.

О круглом столе «Национальная идея/идентичность «западного» востока: Япония»

26 апреля 2023 г. на Факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялся Круглый стол по результатам исследовательского проекта «Национальная идея/идентичность «западного» востока: Япония» (руководитель Г. Ю. Никипорец-Такигава).

На открытии Круглого стола с приветственным словом выступил д.и.н., Председатель Ассоциации японоведов, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО, руководитель лаборатории «Центр японских, корейских и монгольских исследований» Дмитрий Викторович Стрельцов. Он отметил актуальность проблематики данного проекта, так как интерес к идентичности в мире растет в последние годы в разных странах. Связано это с тем, что национальная идентичность является составным элементом внешней политики. Проведение внешнеполитического курса с опорой на инструментарий идентичности сейчас привлекает к себе внимание, так как в международных отношениях наблюдается отход от глобалистской повестки и поворот в сторону национально ориентированной внешней политики.

Если говорить об идентичности японцев, то она сыграла особую роль в истории страны. В домэйдзийский период они скорее ощущали себя представителями локальных провинциальных сообществ. Создание же нации как политического субъекта началось в Японии во 2-й половине XIX в. Именно в период Мэйдзи было сформировано единое представление общества о себе, и японцы стали ощущать себя единой нацией. Это было особенно важно, поскольку в то время страна проходила период кардинальных реформ, требующих мобилизации и единения. Эта же сплоченность помогла Японии преодолеть трудности и другого периода трансформации - годы оккупации после Второй мировой войны. Страна смогла пережить трудности этих лет именно в сплочении.

Д. В. Стрельцов заметил также, что присутствие в программе круглого стола докладов по мягкой силе очень интересно, так как эта стратегия выходит на передний план во внешней политике многих государств.

Вслед за Д. В. Стрельцовым на открытии также выступила доктор политических наук, профессор департамента зарубежного регионо-ведения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель проекта Галина Юрьевна Никипорец-Такигава. Она ввела слушателей в проблемное поле проекта, напомнив, что его название объединяет официальный дискурс (так как конструирование национальной идеи является его задачей и частью национальной, внешней, информационной политик) и индивидуальный дискурс, так как носителем национальной идентичности является каждый гражданин той или иной страны.

Задачей государства является достижение тождества национальной идеи и национальной идентичности или, по крайней мере, их гармоничного сосуществования. Но национальная идентичность складывается под влиянием общей истории, коллективной памяти, единого языка.

Современные практики национального строительства, особенно в новых государствах, сталкиваются с проблемой отсутствия всего перечисленного у граждан одной и той же страны. Когда граждане одной страны оказываются разделенными интерпретациями и оценкой событий национальной истории, языком и культурным кодом или его нюансами, это приводит к столкновению национальных идентичностей внутри одного государства, и из этого проистекает невозможность успешного продвижения национальной идеи. Когда же национальная идентичность внутри одной страны оказывается разной, государственный проект по конструированию единой национальной идеи для всех граждан страны оказывается не очень успешным.

Россия полиэтнична, но на протяжении имперской, советской и постсоветской истории достаточно успешно решала задачу национального строительства. Япония моноэтнична и, казалось бы, не должна была столкнуться с подобными задачами, однако все равно возникали ситуации, в которой ей приходилось такие задачи решать.

Географически расположенная в Азии, Япония геополитически и не вполне добровольно оказалась частью западного мира. Японское общество в результате переработки национальной идентичности посредством системы образования и массмедиа в послевоенный период оказалось разделенным отношением к трагедии Хиросима, к роли США в развитии Японии, отношением к ближайшим соседям по Азиатско-Тихоокеанскому региону. То есть Япония является «западной» страной востока, при этом подобная дуальность весьма противоречива и рискованна, учитывая современный передел мирового порядка, в котором мировое большинство становится центральным политическим субъектом, а место его проживания - центром нового мирового порядка.

Г. Ю. Никипорец-Такигава завершила свое выступление тем, что рассуждения на вышеприведенные темы призваны внести уточнения в результаты исследовательского проекта, представляемого на данном Круглом столе. Проект студенческий, направленный на развитие молодой науки, все его участники учатся на факультете ФМЭиМП в программе «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии».

Н. Р. Гасымова в своём докладе «Участие в международных организациях как один из способов выражения японской национальной идентичности» проследила историю участия Японии в международных организациях, инициативы Японии в части создания международных организаций, а также отметила, что посредством подобных инициатив и деятельности Япония выражает свою национальную идентичность, которая проявляется через уважение к международным нормам и правилам, поддержку мирового порядка и мирного разрешения конфликтов.

После доклада состоялось обсуждение вопроса о существовании периода в истории Японии, когда ее национальная идентичность препятствовала участию в международных организациях и когда Япония отказывалась от лидерства в регионе.

Ю. А. Шурыгина в докладе «Эволюция национальной идентичности в зеркале электорального поведения» сделала вывод, что «потребительский индивидуализм» является одной из составляющих японской национальной идентичности и отражается на политическом поведении, в частности, в абсентеизме. Эта черта национального характера проявляется и сегодня, так как несмотря на крайне низкий

экономический рост, серьезные проблемы в демографической сфере и на внешнеполитической арене, возможность достижения уровня жизни типичного представителя среднего класса по-прежнему остается доступной.

Д. В. Стрельцов, комментируя доклад, отметил абсентеизм японской молодежи. С его точки зрения, молодежь не интересуется политикой, поскольку не считает, что через политику можно что-то изменить. Кроме того, политика не интересна для молодежи, так как в Японии очень слабая оппозиция. Протестные голоса не добавляются к голосам за оппозицию, так как она дискредитировала себя в период смены власти в 2009-2012 гг. Молодежь поддерживает ЛДП.

А. И. Собакина в докладе «Туризм как мягкая сила и саморепрезентация Японии в мире туризма» отметила, что в условиях трансформации современного общества особое значение имеет формирование позитивного государственного имиджа в международном пространстве. Обозначая важность туризма как инструмента мягкой силы, следует подчеркнуть его исключительные возможности, которые состоят в проведении политики доверия, в расширении коммуникативного и информационного взаимодействия как в традиционной, так и в цифровой реальности.

Доклад вызвал обсуждение новых видов туризма, в том числе гастротуризма и анимэ-туризма. Кроме того, было поставлено под сомнение утверждение, что политика мягкой силы становится недостижимым идеалом там, где сталкиваются различные идентичности, идеологии, взгляды.

М. А. Бутримова в докладе «Национальный бренд как инструмент мягкой силы в российско-японских отношениях» продолжила рассуждения о мягкой силе, рассмотрев российско-японские отношения через призму национальной идентичности. И пришла к выводу, что идеи противопоставления себя «Западу» и идеи т. н. инклюзивного национализма были актуальны для обеих стран. Принимая это во внимание, стоит перейти к вопросу продвижения национального бренда. В этой связи очень полезным представляется концепция мягкой силы, поскольку позволяет определить основные направления, по которым страна осуществляет свою политику, а также главных реципиентов таких мер.

Обсуждение доклада касалось выработки практических рекомендаций как для России, так и для Японии по созданию национальных брендов. Участники Круглого стола также обсудили количество мероприятий, проведенных во время перекрестного года России-Японии, и отметили их неравнозначное количество (609 мероприятий, проведенных Японией в России, и 47, проведенных Россией в Японии).

Дао Куинь Чанг в своем докладе «Роль медиа в конструировании национальной идентичности» отметила, что медиа играет значимую роль в конструировании понимания и восприятия происходящих в стране событий, а также образа и ценностей самой страны в целом. Выстраивается образ пути, по которому нация будет следовать в дальнейшем, а именно принятия опыта прошлого и стремление к будущему.

Материалы студенческих докладов и дискуссии стали основой для статей, которые готовятся к публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.