Научная статья на тему 'О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козырев Евгений Вячеславович, Зенкова Ирина Федоровна, Хрыкин Евгений Александрович, Щеголева Наталья Олеговна, Виноградова Ирина Олеговна

В представленной работе проведено изучение положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих развитие и внедрение цифровизации в деятельность подразделений МЧС России. Проведено изучение изменения показателей временных затрат сотрудников лицензирующих органов МЧС России при предоставлении государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности. Приведен подход к определению актуальных затрат времени, а также предложен возможный показатель определения эффективности цифровизации процессов предоставления государственной услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козырев Евгений Вячеславович, Зенкова Ирина Федоровна, Хрыкин Евгений Александрович, Щеголева Наталья Олеговна, Виноградова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF DIGITALIZATION IN THE PROVISION OF STATE LICENSING SERVICE ACTIVITIES IN THE FIELD OF FIRE SAFETY

The presented work examined the provisions of regulatory legal acts of the Russian Federation regulating the development of digitalization and the introduction of the EMERCOM of Russia into the activities. A study was conducted of changes in the time costs of employees of licensing bodies of the Ministry of Emergencies of Russia when providing state service for licensing activities in the field of fire safety. An approach to determining current time costs is shown, and a possible indicator for determining the efficiency of digitalization of public service delivery processes is also proposed.

Текст научной работы на тему «О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 614.84

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е. В. КОЗЫРЕВ, И. Ф. ЗЕНКОВА, Е. А. ХРЫКИН, Н. О. ЩЕГОЛЕВА, И. О. ВИНОГРАДОВА

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России, Российская Федерация, г. Балашиха E-mail: vniipo.onpr@mail.ru

В представленной работе проведено изучение положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих развитие и внедрение цифровизации в деятельность подразделений МЧС России. Проведено изучение изменения показателей временных затрат сотрудников лицензирующих органов МЧС России при предоставлении государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности. Приведен подход к определению актуальных затрат времени, а также предложен возможный показатель определения эффективности цифровизации процессов предоставления государственной услуги.

Ключевые слова: пожарная безопасность, цифровизация, лицензирование, оценка, эффективность

ON CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF DIGITALIZATION IN THE PROVISION OF STATE LICENSING SERVICE ACTIVITIES IN THE FIELD OF FIRE SAFETY

E. V. KOZYREV, I. F. ZENKOVA, E. A. HRYKIN, N. O. SHCHEGOLEVA, I. O. VINOGRADOVA

Federal State Budgetary Establishment «All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,

Russian Federation, Balashikha E-mail: vniipo.onpr@mail.ru

The presented work examined the provisions of regulatory legal acts of the Russian Federation regulating the development of digitalization and the introduction of the EMERCOM of Russia into the activities. A study was conducted of changes in the time costs of employees of licensing bodies of the Ministry of Emergencies of Russia when providing state service for licensing activities in the field of fire safety. An approach to determining current time costs is shown, and a possible indicator for determining the efficiency of digitalization of public service delivery processes is also proposed.

Key words: fire safety, digitalization, licensing, evaluation, efficiency

Введение

Активное внедрение цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности направлено на обеспечение перераспределения внутренних ресурсов, что, в свою очередь, позволяет применять наиболее оптимальные управленческие приемы при организации осуществления различных видов деятельности.

© Козырев Е. В., Зенкова И. Ф., Хрыкин Е. А., Щеголева Н. О., Виноградова И. О., 2022

Принятое более десяти лет назад решение о создании федеральной государственной информационной системы1 положило начало формированию многофункционального

1

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»

механизма, обеспечивающего снижение административной, временной и финансовой нагрузок на хозяйствующие субъекты и граждан. В настоящее время, цифровая платформа единого портала государственных и муниципальных услуг позволяет решить широкий круг вопросов, связанных с необходимостью информационного и иного взаимодействия органов власти и заявителей. При этом, дальнейшее формирование цифровой трансформации общественной среды продолжает оставаться одной из ключевых целей государства.

Реализация указанного стратегического направления опирается на решение задач,

предусматривающих достижения определен-

-2

ных показателей , в том числе, достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы (здравоохранения, образования), а также государственного управления.

Анализ состояния развития цифровой экономики в России, выполненный в 2018 году [1], позволил выявить общероссийский уровень зрелости цифрового сектора, провести его сравнение с международным уровнем, а также дать оценку полученных эффектов цифровой трансформации.

Общие положения

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций госу-

3

дарства , выполнение которой напрямую зависит от соответствия принимаемых управленческих решений современному уровню развития общества.

Актуальность проводимого исследования результатов использования цифровых технологий в разрешительной деятельности обусловлена необходимостью определения показателя, характеризующего динамику изменений общих временных затрат при предоставлении государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности (далее - государственная услуга) - в целях оценки эффективности автоматизации выполняемых процедур.

Кроме того, проведенные исследования позволят предложить дополнительные условия дальнейшего совершенствования порядка предоставления государственной услуги с учетом того, что организационно-штатные структуры ГУ МЧС России по субъектам Рос-

2

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

3 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ

«О пожарной безопасности»

сийской Федерации (за исключением ГУ МЧС России по г. Москве), предусматривают наличие отдела, объединяющего, без соприкосновения по сферам регулирующего воздействия, выполнение нормативно-технической работы, а также лицензионного контроля.

При изучении проблемы использовались метод системного анализа, а также метод социологических исследований с применением общей и математической статистики.

На основании результатов анализа нормативного правового обеспечения, регламентирующего организацию и осуществление лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности, были сформулированы следующие этапы исследования:

подготовка краткого обзора отдельных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»4, а также публикаций, рассматривающих вопросы оценки эффективности циф-ровизации различных отраслей;

сравнение общих временных затрат на предоставление государственной услуги без применения и с применением автоматизации процесса;

проведение расчета эффективности первого уровня цифровизации при предоставлении государственной услуги;

формирование выводов.

Выполненный на первом этапе исследований анализ требований актуальных редакций нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - НПА), регулирующих предоставление государственной услуги, а также обзоры внесенных в НПА изменений [2,3], показал наличие устойчивой динамики внедрения цифровых технологий в управление государственными услугами в области пожарной безопасности. Так, например, еще в 2016 году на оснований анализа положений НПА и нормативных документов (далее - НД), содержащих требования и нормы по порядку лицензированию в области пожарной безопасности и обеспечению выполнения лицензионных требований, были подготовлены тестовые вопросы для внесения в базу программного модуля «Тест-Лицензирование ПБ», предназначенного для использования в качестве обучающего и проверочного материала. Данный программный модуль имеет Государственную

4 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 24.12.2018 № 16)

регистрацию программных продуктов для ЭВМ и свидетельство от 19 февраля 2016 года № 2016612153, выданное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности — ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности». Актуализированная редакция тестовых вопросов (тестовой базы данных) зарегистрирована 12 января 2022 года, свидетельство № 2022620071.

В настоящее время, законодательно установлена и технически поддержана возможность двустороннего взаимодействия между заявителями и лицензирующими органами МЧС России с применением единого портала государственных и муниципальных услуг. Для снижения временных и финансовых затрат введена в действие норма, согласно которой предоставление лицензии подтверждается внесением в реестр лицензий соответствующей записи без оформления бланка лицензии на бумажном носителе5. В ближайшее время вводится обновленный порядок предоставления государственной услуги6, в том числе, с применением дистанционных технологий при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в рамках лицензионного контроля. Разработаны и вступают в силу новые правила внесения сведений в реестр учета лицензий и присвоения лицензиям регистрационных но-меров7, согласно которым указанный реестр будет содержать данные о лицензиях, предоставленных по всем направлениям деятельности. В этом случае, код регистрационного номера лицензии будет содержать информацию о лицензируемом виде деятельности, регионе, лицензирующем органе, предоставившем лицензию, а также порядковом номере предоставленной лицензии.

Обеспечение перехода к более широкому использованию единой электронной инфраструктуры также поддерживается участием МЧС России в эксперименте по оптимизации и

5 Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности».

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2107 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1559 «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

автоматизации процессов разрешительном деятельности (лицензирования), проводимом в период с августа 2021 года по июль 2022 года, результатом которого станет оценка возможности внедрения новых подходов на постоянной основе .

Таким образом, подводя промежуточный итог, можно сделать вывод об устойчивом развитии цифровизации в управлении предоставлением государственных услуг в области пожарной безопасности для повышения качества и системности их исполнения, и, одновременно, продолжении цифровой трансформации используемых инструментов государственного управления.

Анализ изменений временных затрат при переходе к цифровым формам результатов предоставления государственной услуги

Второй этап исследования включил в себя анализ изменений результатов предоставления государственной услуги и формы их предоставления.

Исследования показали [4-11], что применение цифровых технологий в условиях единого информационного пространства позволит сократить продолжительность принятия управленческого решения и, в результате, получить дополнительный экономический эффект (прямой либо опосредованный).

Отражая специфику функционирования, для каждой системы управления могут использоваться индивидуальные критерии и методы оценки эффективности цифровизации. При этом, для каждого из этих критериев могут быть применимы общие принципы оценки эффективности цифрового представления информации. Оценку эффективности цифровой трансформации целесообразно проводить с учетом отложенного времени (переходного периода). Полная оценка эффективности должна учитывать затраты на реализацию проектов по цифровизации управленческих или экономических процессов.

Алгоритм предоставления государственной услуги включает в себя ряд процедур, каждая из которых завершается отдельным результатом. В свою очередь, процедуры представляют собой совокупность отдельных направлений деятельности, выполнение которых предполагает соответствующие временные затраты.

Постановление Правительства РФ от 30.07.2021 № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования».

Выполненный ранее анализ положений НПА, составляющих нормативное правовое регулирование предоставления государственной услуги, позволил провести систематизацию направлений деятельности сотрудников лицензирующих органов МЧС России, сформировать исчерпывающий перечень указанных направлений, а также провести социологическое исследование, направленное на получение данных о фактическом времени, затрачиваемом сотрудником для выполнения отдельных работ, составляющих единицу объема государственной услуги. В целях настоящей статьи следует указать, что редакции данных НПА, в части положений, определяющих порядок оформления бланка лицензии, дубликата (копии) лицензии, вручения бланка лицензии (дубликата, копии) лично и направления его по почте, действовали до 1 января 2021 года.

Таким образом, результаты, полученные при социологическом исследовании, можно использовать в качестве примера расчета актуальных временных затрат для оценки эффективности первого уровня цифровизации при предоставлении государственной услуги.

В качестве примера данных о временных интервалах, сформированных на основе

полученных в ходе социологического исследования данных (далее - экспериментальные данные), на рис. 1 приведена диаграмма распределения временных затрат сотрудника лицензирующего органа МЧС России при оформлении дубликата лицензии.

Для указанных показателей были определены группы с границами временных интервалов, выполнены исследование (с использованием критерия согласия Романовского) и выбор теоретического распределения, соответствующего реальному распределению полученных экспериментальных данных о затрачиваемом времени.

Распределение эмпирических и теоретических частот и вероятностей значений показателя временных затрат на оформление дубликата (копии) лицензии, представлены в табл. 1 и на рис. 2. Исследование распределения указанных частот проводилось в целях обоснования предлагаемых норм времени для выполнения сотрудником лицензирующего органа МЧС России отдельных направлений деятельности при предоставлении государственной услуги.

Рис. 1. Распределение затрат времени на оформление дубликата лицензии при предоставлении государственной услуги

Рис. 2. Эмпирическое и теоретическое распределение частот показателей, характеризующих время, затраченное на оформление дубликата (копии) лицензии

Аналогичным образом был проведен анализ всех направлений деятельности сотрудников лицензирующих органов МЧС России при предоставлении государственной услуги и получены результаты, позволяющие обосновать предлагаемые нормы времени для выполнения отдельных направлений деятельности.

Получение наиболее достоверного результата стало возможным при выборе в качестве показателя наиболее часто встречаю-

щийся вариант в каждом распределении - мода (Мо). Мода представляет собой структурную среднюю величину, характеризующую максимальную плотность, что позволило учесть влияние интервалов, смежных с модальным интервалом, значение частот которых влияет на степень отклонения от середины модального интервала.

Полученные значения моды, округленные до ближайшего большего целого числа, представлены в табл. 2.

Таблица 1. Распределение эмпирических и теоретических частот и вероятностей значений показателя временных затрат на оформление дубликата (копии) лицензии

i Границы временного интервала, мин Частота Вероятности

эмпирическая, m, теоретическая, f, эмпирическая, ш,- теоретическая, Р,

1 [0; 20) 62 66,84 0,4627 0,4988

2 [20; 40) 31 33,5 0,2313 0,25

3 [40; 60) 27 16,79 0,2015 0,1254

4 > 60 14 16,87 0,1045 0,1258

Всего, N 134 134 1 1

Тсробсл=54,37 (мин)

Критерий Романовского р = 2,62

Таблица 2. Предлагаемые нормы времени выполнения отдельных направлений деятельности, составляющих процесс предоставления государственной услуги

n Отдельные направления деятельности (Хп) Мо Норма времени, мин

k=0 k=1 k=2

1 Прием заявления - 11,25 - 12

2 Проверка соответствия 21,66 - - 22

3 Регистрация заявления 6,53 - - 7

4 Проверка полноты и достоверности (без применения системы электронного межведомственного взаимодействия - СМЭВ) 14,13 - - 15

5 Документарная проверка - 81,76 - 82

6 Оформление поручения о проведении проверки - 22,64 - 23

7 Выездная проверка соискателя лицензии - 211,4 - 212

8 Проверка при переоформлении лицензии (в течение 10 дней) - 123,32 - 124

9 Выездная проверка при переоформлении лицензии (в течение 30 дней) 156,37 - - 157

10 Оформление акта проверки соискателя лицензии 36,78 - - 37

11 Оформление приказа 37,08 - - 38

12 Оформление бланка лицензии 31,94 - - 32

13 Оформление уведомления (выписки, справки) - 21,86 - 22

14 Оформление дубликата (копии) лицензии 13,34 - - 14

15 Вручение лицензии (дубликата лицензии, копии лицензии, уведомления, выписки, копии акта, справки) лично - - 9 9

16 Направление лицензии (дубликата лицензии, копии лицензии, уведомления, выписки, копии акта, справки) по почте - 31,37 - 32

n Отдельные направления деятельности (Хп) Мо Норма времени, мин

k=0 k=1 k=2

17 Направление лицензии (дубликата лицензии, копии лицензии, уведомления, выписки, копии акта, справки) в форме электронного документа - 12,32 - 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Внесение информации в реестр лицензий - 35,02 - 35

19 Формирование и ведение лицензионного дела 64,85 - - 65

Сравнение актуальных и ранее действовавших редакций НПА позволило определить, что с 1 января 2021 года из общего перечня отдельных направлений деятельности, составляющих процесс предоставления государственной услуги, исключению подлежат следующие направления:

оформление бланка лицензии - а?; оформление дубликата (копии) лицензии - а2;

направление лицензии, дубликата (копии) лицензии по почте - а3.

вручение лицензии, дубликата (копии) лицензии лично - а4 (далее в исследовании используются данные для направления с более высоким показателем временных затрат -аз).

Данные изменения обусловлены тем, что с указанной даты предоставление или переоформление лицензии подтверждается внесением соответствующей записи в реестр лицензий без оформления лицензирующими органами подтверждающих документов на бумажных носителях.

Следует отметить, что на основании результатов социологического исследования, используя методы математической статистики, для выполнения каждого из отдельных направлений деятельности были предложены собственные нормы времени t¡, (мин).

Вопросы применения статистических методов при расчете норм времени, необходимых для предоставления государственной услуги, были подробно рассмотрены в проведенных ранее исследованиях [12, 13]. На основе полученных результатов была предложена методика определения достаточности численности сотрудников лицензирующих органов МЧС России [14], позволяющая применять гибкий подход в условиях изменения НПА и НД, регламентирующих принципы управления, в том числе организацию и осуществление лицензирования в области пожарной безопасности.

В работах кратко излагается метод обоснования расчета численности сотрудников МЧС России, приводится расчет годового времени, затрачиваемого на общий объем работ, выполняемых при предоставлении государственной услуги, а также рекомендации для индивидуального применения предлагаемой методики в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Анализ показал, что принятые на законодательном уровне изменения форм отдельных результатов предоставления государственной услуги оказали влияние на изменение общего объема времени, затрачиваемого специалистами лицензирующих органов МЧС России при предоставлении государственной услуги - уменьшение временных затрат. Их суммарное значение Т] (мин) определяется по формуле:

Т=Ъш- о

где N - количество заявлений о предоставлении государственной услуги, при рассмотрении которых выполнялись изъятые направления деятельности а; ^ - нормы времени для а.

Вычисляем, применяя предложенную математическую модель расчета годового времени, затрачиваемого на предоставление государственной услуги Тфакт (дни) [14], актуальные общие временные затраты на предоставление государственной услуги Такт (дни):

Т акт = Тфакт' ( Т - 480) (2)

При вычислении Такт не учитывается время рассмотрения заявления о предоставлении дубликата (копии) лицензии, так как в подавляющем большинстве случаев первоначальная проверка проходила с использованием СМЭВ, то есть автоматически.

Значения для определения суммарного значения Т] приведены в табл. 3.

Таблица 3. Нормы времени для исключенных направлений деятельности

j Отдельные направления деятельности (а,) Норма времени (tj), мин Nj Tj

1 Оформление бланка лицензии 32 5960 632

2 Оформление дубликата (копии) лицензии 14 7973

3 Направление лицензии (дубликата лицензии, копии лицензии, уведомления, выписки, копии акта, справки)по почте 32 29

к-1

Тфакт = 1 (LNlttSNktnkK,)• КК ] -480, (3)

i=1

где к - число групп работ с совпадающими направлениями деятельности; / - группа работ с совпадающими направлениями деятельности (определяется при анализе алгоритма достижения результата предоставления государственной услуги); N/ - количество заявлений о предоставлении государственной услуги, выбранных на основе анализа совпадений выполняемых направлений деятельности; п/ - подмножество направлений деятельности, совпадающих для различных результатов предоставления государственной услуги; ^ - норма времени tn для каждого направления деятельности, входящего в подмножество п; К1 - коэффициент, позволяющий учесть затраты времени на выездные проверки на территории всей Российской Федерации;

К2 - коэффициент, учитывающий выполняемые виды работ, не вошедшие в направления деятельности по предоставлению государственной услуги; К3 - коэффициент, учитывающий нахождение сотрудников в отпусках, на больничном, в командировках и т.д.

Используя результаты расчетов, выполненных на основании сведений статистических форм для лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности9, определяем эффективность общероссийского перехода на электронные источники информации, подтверждающие наличие лицензии на виды деятельности в области пожарной безопасности - эффективность первого уровня цифровизации Е1 (%):

(4)

Выводы

Учитывая, что результаты анализа текущего состояния развития цифровой экономики в России [1] показали необходимость выработки измеряемых показателей целей, связанных с эффективностью и результативностью цифровой трансформации при внедрении цифровизации, целесообразно изучить возможность:

- рассмотрения Такт как показателя результативности, характеризующего объем актуальных общих временных затрат на предоставление государственной услуги (вступающие в силу с 1 марта 2022 года изменения в НПА предполагают проведение лицензионного контроля в дистанционной форме, что повлечет снижение временного показателя

Такт);

- применения подхода к определению эффективности первого уровня цифровизации Е1 при оценке эффективности цифровизации

ществлением лицензирования отдельных видов деятельности».

Е = [ ^Тфакт и ' Тфакт I 100 4 % .

Проведенные исследования показали наличие положительной динамики эффективности оптимизации временных затрат сотрудников лицензирующих органов при внедрении цифровых подходов в процесс предоставления государственной услуги.

Первичный количественный показатель снижения времени оказания государственной услуги по предоставлению лицензии на деятельность в области пожарной безопасности по Российской Федерации составил 294 дня. Данный показатель рассчитан на основании данных о количестве лицензий, предоставленных и переоформленных лицензирующими органами МЧС России (соответственно 2731 и 1675 лицензий), и времени, ранее затрачиваемом на оформление бланка лицензии.

9 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30.03.2012 № 103 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения за осу-

предоставления государственной услуги в целом.

Одновременно, определение вектора изменений общих временных затрат на оказание государственной услуги в условиях активного внедрения цифровых подходов позволяет провести анализ наиболее и наименее трудо-

затратных направлений предоставления государственной услуги и, соответственно, выработать оптимальные управленческие решения (например, рабочее перераспределение сотрудников с изменением их функционала в соответствии с основным объемом и направлениями деятельности подразделения).

Список литературы

1. Анализ текущего состояния развития цифровой экономики в России. М.: Институт развития информационного общества, 2018. 166 с.

2. Зенкова И. Ф. Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности на современном этапе // Пожарная и техно-сферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 3 (7). С. 166-169.

3. Анализ изменений нормативного правового обеспечения лицензирования в области пожарной безопасности» / В. А. Сорокин, И. Ф. Зенкова, И. О. Виноградова [и др.] // Актуальные вопросы пожарной безопасности, 2021. № 3. С. 6-10.

4. Пустынникова Е. В., Баклушин-ский В. В., Платонова А. В. Эффективность цифровизации в условиях интеграционного развития // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Т. 13. № 2. С. 104-109.

5. О содержании проекта прогноза научно-технологического развития российской федерации на период до 2030 г. / В. А. Крюков,

B. И. Суслов, А. О. Баранов [и др.] // Проблемы прогнозирования. 2019. № 3 (174). С. 4049.

6. Зеленков М. Ю. Критерии и методы оценки эффективности цифровизации управления транспортно-логистическими системами // Тренды и управление. 2019. № 2. С. 76-90.

7. Трусов А. В., Трусов В. А., Бочка-рев А. С. Оценка эффективности проектов цифровой трансформации // Вестник научных конференций. 2019. № 4-1(44). С. 106-108.

8. Перевозникова Н. В., Мызнико-ва М. А. Оценка эффективности стратегии цифровой трансформации // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы V Международной научной конференции. Донецк. 2020. С. 411-414.

9. Кокуйцева Т. В., Овчинникова О. П. Методические подходы к оценке эффективности цифровой трансформации предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности // Креативная экономика. Т. 15. № 6.

C.2413-2430.

10. Карасев Е. В., Таратанов Н. А. Оценка эффективности деятельности органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы // Современные проблемы гражданской защиты.

2019. № 3 (32). С. 61-71.

11. Карасев Е. В., Таратанов Н. А., Бирюкова И. А. Оценка эффективности деятельности сотрудников и работников судебно-экспертного учреждения // Современные проблемы гражданской защиты. 2020. № 1(34). С.84-93.

12. Соколов С. В., Зенкова И. Ф. О расчёте норм времени при предоставлении государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности // Технологии техносферной безопасности. 2017. № 3 (73). С. 170-178.

13. Зенкова И. Ф. Применение статистических методов при определении норм времени, необходимых для предоставления государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности // Пожарная безопасность. 2017. № 3. С. 97-102.

14. Соколов С. В., Зенкова И. Ф. Методика определения численности сотрудников лицензирующих органов МЧС России // Пожарная безопасность. 2018. № 3. С. 68-73.

References

1. Analysis of the current state of development of the digital economy in Russia [Analysis of the current state of development of the digital economy in Russia]. M.: Institute for the Development of the Information Society, 2018, 166 p.

2. Zenkova I. F. Pravovoye regulirovaniye litsenzirovaniya otdel'nykh vidov deyatel'nosti v oblasti pozharnoy bezopasnosti na sovremennom etape [Legal regulation of licensing of certain types of activities in the field of fire safety at the present stage]. Pozharnaya i tekhnosfernaya be-zopasnost': problemy i puti sovershenstvovaniya,

2020, vol. 3(7), pp. 166-169.

3. Analiz izmeneniy normativnogo pravovogo obespecheniya litsenzirovaniya v oblasti pozharnoy bezopasnosti» [Analysis of changes in regulatory legal support for licensing in the field of fire safety] / V. A. Sorokin, I. F. Zenko-

va, I. O. Vinogradova [et al.] Aktual'nyye voprosy pozharnoy bezopasnosti, 2021, issue 3, pp. 6-10.

4. Pustynnikova E. V., Baklushinsky V. V., Platonova A. V. Effektivnost' tsifrovizatsii v uslovi-yakh integratsionnogo razvitiya [Efficiency of dig i-talization in the conditions of integration development]. Vestnik YUUrGU. Seriya «Ekonomika i menedzhment», 2019, vol. 13, issue 2, pp. 104109.

5. O soderzhanii proyekta prognoza nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya rossiyskoy federatsii na period do 2030 g. [About contents of the draft of the forecast of scientific and technological development of the Russian Federation until 2030] / V. A. Kryukov, V. I. Suslov, A. O. Baranov [et al.]. Problemy prognozirovaniya, 2019, vol. 3(174), pp. 40-49.

6. Zelenkov M. Yu. Kriterii i metody otsen-ki effektivnosti tsifrovizatsii upravleniya transportno-logisticheskimi sistemami [Criteria and methods for assessing the efficiency of digi-talization of transport and logistics systems management]. Trendy i upravleniye, 2019, issue 2, pp. 76-90.

7. Trusov A. V., Trusov V. A., Bochka-rev A. S. Otsenka effektivnosti proyektov tsifrovoy transformatsii [Evaluation of the effectiveness of digital transformation projects]. Vestnik nauchnykh konferentsiy, 2019, vol. 4-1(44), pp. 106-108.

8. Perevoznikova N. V., Myznikova M. A. Otsenka effektivnosti strategii tsifrovoy transformatsii [Evaluation of the effectiveness of the digital transformation strategy]. // Donetskiye chteniya 2020: obra-zovaniye, nauka, innovatsii, kul'tura i vyzovy sovremennosti: materialy V Mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii. Donetsk, 2020, pp. 411-414.

9. Kokuitseva T. V., Ovchinnikova O. P. Metodicheskiye podkhody k otsenke effektivnosti tsifrovoy transformatsii predpriyatiy vysokotekhno-logichnykh otrasley promyshlennosti [Methodological approaches to assessing the effectiveness of

digital transformation of enterprises of high-tech industries]. Kreativnaya ekonomika, vol. 15, issue 6, pp. 2413-2430.

10. Karasev E. V., Taratanov N. A. Otsenka effektivnosti deyatel'nosti organov doz-naniya gosudarstvennogo pozharnogo nadzora federal'noy protivopozharnoy sluzhby // [Assessment of the effectiveness of the state fire supervision investigation bodies of the federal fire service]. Sovremennyye problemy grazhdanskoy zashchity, 2019, vol. 3 (32), pp. 61-71.

11. Karasev E. V., Taratanov N. A., Biryu-kova I. A. Otsenka effektivnosti deyatel'nosti so-trudnikov i rabotnikov sudebno-ekspertnogo uchrezhdeniya [Evaluation of the effectiveness of employees and employees of the forensic institution]. Sovremennyye problemy grazhdanskoy zashchity, 2020, vol. 1(34), pp. 84-93.

12. Sokolov S. V., Zenkova I. F. O raschote norm vremeni pri predostavlenii gosu-darstvennoy uslugi po litsenzirovaniyu vidov deyatel'nosti v oblasti pozharnoy bezopasnosti [On the calculation of time standards when providing state service for licensing activities in the field of fire safety]. // Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti, 2017, vol 3 (73), pp. 170-178.

13. Zenkova I. F. Primeneniye statistich-eskikh metodov pri opredelenii norm vremeni, ne-obkhodimykh dlya predostavleniya gosudarstven-noy uslugi po litsenzirovaniyu vidov deyatel'nosti v oblasti pozharnoy bezopasnosti [Using statistical methods in determining the time standards necessary for the provision of state service for licensing activities in the field of fire safety]. Pozharnaya bezopasnost', 2017, issue 3, pp. 97-102.

14. Sokolov S. V., Zenkova I. F. Metodika opredeleniya chislennosti sotrudnikov litsen-ziruyushchikh organov MCHS Rossii [Methodology for determining the number of employees of licensing bodies of the EMERCOM of Russia]. Pozharnaya bezopasnost', 2018, issue 3, pp. 6873.

Козырев Евгений Вячеславович

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России, Российская Федерация, г. Балашиха начальник отдела E-mail: vniipo.onpr@mail.ru Kozyrev Evgeny Vyacheslavovich

«All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» Russian Federation, Balashikha head of department E-mail: vniipo.onpr@mail.ru

Зенкова Ирина Федоровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России, Российская Федерация, г. Балашиха старший научный сотрудник E-mail: vniipo.onpr@mail.ru Zenkova Irina Fedorovna

«All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» Russian Federation, Balashikha senior researcher, candidate of technical ciences E-mail: vniipo.onpr@mail.ru

Хрыкин Евгений Александрович

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России, Российская Федерация, г. Балашиха старший научный сотрудник E-mail: vniipo.onpr@mail.ru Hrykin Evgeny Alexandrovich

«All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» Russian Federation, Balashikha senior researcher E-mail: vniipo.onpr@mail.ru

Щеголева Наталья Олеговна

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России, Российская Федерация, г. Балашиха старший научный сотрудник E-mail: vniipo.onpr@mail.ru Shchegoleva Natalya Olegovna

«All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» Russian Federation, Balashikha senior researcher E-mail: vniipo.onpr@mail.ru

Виноградова Ирина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России, Российская Федерация, г. Балашиха старший научный сотрудник E-mail: vniipo.onpr@mail.ru Vinogradova Irina Olegovna

«All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» Russian Federation, Balashikha senior researcher E-mail: vniipo.onpr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.