Научная статья на тему 'О критерии эффективности коммерческой тайны'

О критерии эффективности коммерческой тайны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SOCIAL EFFICIENCY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / COMMERCIAL CLASSIFIED INFORMATION / ПАТЕНТ / EFFICIENCY CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пескова Д. Р.

В статье анализируются проблемы существования коммерческой тайны, ее влияние на предпринимательскую деятельность и общество в целом. Обобщены и классифицированы экономические и социальные цели законодательной защиты коммерческой тайны. Раскрывается экономическое содержание критерия ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency criteria for commercial classified information

The article analyzes the problem of commercial classified information, its impact on business and society in general. Compiled and classified economic and social objectives of the legal protection of commercial classified information. Expands the economic content of the criterion of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «О критерии эффективности коммерческой тайны»

коммерческая тайна

о критерии эффективности коммерческой тайны

_Аннотация

В статье анализируются проблемы существования коммерческой тайны, ее влияние на предпринимательскую деятельность и общество в целом. Обобщены и классифицированы экономические и социальные цели законодательной защиты коммерческой тайны. Раскрывается экономическое содержание критерия ее эффективности.

Коммерческая тайна (КТ) - это информация, обладающая коммерческой ценностью вследствие ее неизвестности третьим лицам. В современной литературе, посвященной вопросам защиты информации, содержится и ряд более узких определений. Так, например, А. Левин считает, что «коммерческая тайна - это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам» [1].

Данное определение нуждается в уточнении, так как отражает только то свойство КТ, что обнародование определенных сведений может нанести вред существующему положению фирмы. Но ведь их разглашение также может привести еще и к потере будущих доходов, получение которых связывалось с информацией, сохраняемой в режиме коммерческой тайны.

По мнению Э. Соловьева, «коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические ... сведения о различных сторонах и сферах

ПесковаД.Р.

канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории

и экономической

политики

Башкирской

академии

государственной

службы и управления

при Президенте

Республики

Башкортостан,

г. Уфа

[email protected]

института коммерческой

необходимостью

в рыночной экономике наличие производственно-хозяйс-__твенной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности тайны является общественной фирмы, охрана которых

обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы» [2]. Данная формулировка содержит некоторое противоречие. Коммерческая тайна - это инструмент скорее монополии, чем конкуренции, так как является своего рода правом частного лица - владельца тайны на преимущественное положение на рынке. В свете этого мы бы предложили усовершенствовать последнее определение, заменив фразу «интересы конкуренции» на «конкурентоспособность фирмы».

Государственная защита коммерческой тайны и ее цели

Усилия предпринимательских кругов России, а также давление иностранных инвесторов, рассматривающих нашу страну как потенциально инвестиционно привлекательный регион, привели к принятию в 2004 г. закона «О коммерческой тайне»1. Несомненно, этот факт повысил мировой авторитет России как правового государства, защищающего интересы собственников.

Гарантия сохранности информации в секрете, обеспечиваемая государством (но фактически исполняемая самим владельцем КТ), создает стимулы для генерирования таких тайн, то есть проведение научно-технических, управленческих, маркетинговых и др. работ с целью совершенствования деятельности и получения повышенной прибыли.

на

я

1 Речь идет о Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», который в настоящее время применяется в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ -прим. ред.

В свете вышесказанного критерием необхо- _

димости института КТ является создаваемый _

стимул для развития предпринимательской _

деятельности. Если благодаря эффективно- _

му функционированию коммерческой тайны _

создаются новые фирмы, продукты и рабочие _

места, то можно говорить, что данный инсти- _

тут необходим. _

В рыночной экономике наличие института _

коммерческой тайны является общественной _

необходимостью. Какие цели достигает госу- _

дарство и общество, законодательно защи- _

щая коммерческую тайну? Можно предложить _

несколько основных направлений. _

Во-первых, стимулирование предпринима- _

тельской активности. Гарантируя тайну ком- _

мерчески значимой информации, общество _

поощряет предпринимательские и изобрета- _

тельские способности и содействует развитию _

предпринимательского потенциала. _

Во-вторых, институт коммерческой тайны _

способствует укреплению морально-этичес- _

ких основ общества. В здоровом обществе каж- _

дый его член уважительно относится к конфи- _

денциальной информации другого. Наличие _

института КТ говорит о высокой степени _

морального развития общества. _

В-третьих, становится прочнее доверия _

между государственной властью и бизнесом. _

Государственная защита права на коммерчес- _

кую тайну поддерживает доверительные вза- _

имоотношения государства и бизнеса. Это _

является гарантией социальной стабильности _

и эффективности государственной экономи- _

ческой политики. _

В-четвертых, коммерческая тайна как условие, способствующее получению положи- _

тельного результата предпринимательской _

деятельности. _

На постиндустриальном наличие института

этапе развития экономи- _

ки знания, информация, коммерческой тайны

коммерческие и техничес- _

кие сведения становятся говорит о высокой степени

одним из главных факто- _

ров производства. Огра- морального развития общества

на

права на коммерческую тайну

поддерживает доверительные

ничить доступ к своей информации собственник может либо посредством патента, что требует значительных денежных затрат и эффективно лишь на определенный круг патентоспособных знаний, либо с помощью института коммерческой тайны, который имеет более универсальный характер. В-пятых, коммерческая тайна - это инструмент поддержки конкурентоспособности предпринимателя на рынке. Двойственная природа КТ воплощена в том, что, будучи выражением абсолютной монопольной власти на некую информацию, коммерческая тайна в то же время является инструментом государственной поддержки конкуренции.

Информация как ценный ресурс

В условиях становления рыночной экономики каждая фирма ведет конкурентную борьбу за свое существование, за эффективное ведение бизнеса, за репутацию. Эффективность ммерческой и производственной деятельности в большой мере зависит от способности использовать такой ценнейший ресурс, как информация. Но выгодно применить можно лишь информацию, необходимую рынку, но неизвестную ему.

В условиях интенсификации конкуренции эффективность предпринимательства, гарантия получения прибыли во все увеличивающейся степени зависят от сохранности в тайне секретов ведения бизнеса, опирающихся на некоторый предпринимательский потенциал и особенную технологию производства. В отличие от патентов, коммерческая тайна практически не является объектом купли-продажи. Анализ судебной практики экономически развитых стран показывает, что прецеденты законного приобретения коммерческой тайны конкурента подавляюще немногочисленны. Коммерческая тайна существует как в отношениях

государственная защита

взаимоотношения

государства и бизнеса

между конкурентами, так и в отношениях между деловыми партнерами. Например, в процессе установления приемлемой цены покупатель обычно не хочет, чтобы продавец был осведомлен, как сильно в реальности клиент нуждается в товаре, о котором ведутся переговоры о поставке. Несомненно, сокрытие такой информации ценно для покупателя, а каков социальный эффект? Это поднимает вопрос, до какой степени покупатель должен быть в состоянии (или имеет право по закону) хранить информацию о собственной оценке потенциальной сделки или такая информация должна всегда доводиться до сведения продавца.

Коммерческая тайна и общественное благосостояние

В отношениях между деловыми партнерами асимметричная информация приводит к неэффективному обмену. Асимметрия информации инициирует возникновение информационных издержек.

Согласно постулатам экономической теории асимметрия информации, это социально нежелательное явление, ведущее к неэффективному обмену. В то же время государственная защита результатов интеллектуального труда посредством законодательства о КТ создает стимулы для общественно желательных инвестиций. Таким образом, можно говорить о неоднозначности влияния коммерческой тайны на благосостояние общества. Требуется определить критерий эффективности этого института.

Можно вывести простое правило, согласно которому установление режима коммерческой тайны эффективно только в том случае, если возникающие при этом инвестиции приводят к росту общественного благосостояния.

на постиндустриальном этапе

развития экономики знания, информация, коммерческие и технические сведения

становятся одним из главных

факторов производства

Ключевые слова

коммерческая тайна;

критерий эффективности;

общественная эффективность; предпринимательская активность; защита информации;

патент

Keywords:

commercial classified information ; efficiency criteria; social efficiency; entrepreneurial activity; information security;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

patent

Критерием эффективности коммерческой тайны является повышение благосостояния общества вследствие привлечения инвестиций благодаря существованию института КТ. То есть рост общественного благосостояния больше, чем сопровождающие монополию на информацию издержки. При этом благосостояние включает создание нового товара, более полно удовлетворяющего потребности человека, технический прогресс, расширение потребностей и т.д.

Существование института коммерческой тайны необходимо и эффективно в том случае, если, гарантируя получение конкурентного преимущества, возможность монопольного владения информацией привлекает производителей в отрасль, совершенствует производство товара, тем самым более эффективно удовлетворяя потребности общества.

Литература

1. Левин А Секрет фирмы. - М.: Машиностроение, 1992. - С. 32.

2. Соловьев Э. Коммерческая тайна и ее защита. - М., 1997. - С. 6.

Peskova D.R.

Cand. of Econ. Sci, assistant professor

of economic theory and economic policy,

Bashkir Academy of Public Administration and Management

under the President of the Republic of Bashkortostan, Ufa

Commercial Secret

Efficiency criteria for commercial classified information

_Annotation

The article analyzes the problem of commercial classified information, its impact on business and society in general. Compiled and classified economic and social objectives of the legal protection of commercial classified information. Expands the economic content of the criterion of its effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.