Научная статья на тему 'О концептуальных основах корпоративной подготовки наставников в условиях современных предприятий'

О концептуальных основах корпоративной подготовки наставников в условиях современных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / КОРПОРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / НАСТАВНИКИ / CONCEPTUAL BASICS / CORPORATE TRAINING / MENTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалимова Альфия Рафисовна

В статье представлено обоснование необходимости разработки концептуальных основ корпоративной подготовки наставников, раскрыты сущность и содержание современной наставнической деятельности, сформулированы цели, задачи и основные ее направления, выявлены ее преимущества и проблемы, сформулированы закономерности и принципы корпоративной подготовки наставников, представлены механизмы и технологии корпоративной подготовки наставников в условиях современных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Conceptual Basics of Mentors’ Corporate Training in Modern Enterprises’ Conditions

The paper presents the rationale for the development of the conceptual basics of mentors’ corporate training. It reveals the essence and content of modern mentoring activities, states goals, objectives and its main direction, defines its advantages and challenges, formulates the laws and principles of mentors’ corporate training and presents the mechanisms and techniques of mentorscorporate training in conditions of modern enterprises.

Текст научной работы на тему «О концептуальных основах корпоративной подготовки наставников в условиях современных предприятий»

УДК 378

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ КОРПОРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

НАСТАВНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.Р. Масалимова

Аннотация. В статье представлено обоснование необходимости разработки концептуальных основ корпоративной подготовки наставников, раскрыты сущность и содержание современной наставнической деятельности, сформулированы цели, задачи и основные ее направления, выявлены ее преимущества и проблемы, сформулированы закономерности и принципы корпоративной подготовки наставников, представлены механизмы и технологии корпоративной подготовки наставников в условиях современных предприятий.

Ключевые слова: концептуальные основы, корпоративная подготовка, наставники.

ON THE CONCEPTUAL BASICS OF MENTORS’ CORPORATE

TRAINING IN MODERN ENTERPRISES’ CONDITIONS

A. Masalimova

Abstract. The paper presents the rationale for the development of the conceptual basics of mentors’ corporate training. It reveals the essence and content of modern mentoring activities, states goals, objectives and its main direction, defines its advantages and challenges, formulates the laws and principles of mentors’ corporate training and presents the mechanisms and techniques of mentors’ corporate training in conditions of modern enterprises.

Keywords: conceptual basics, corporate training, mentors.

Разработка концепции корпоративной подготовки наставников обусловлена тем, что в современных условиях наблюдается существенное отставание системы

профессионального образования за реальным сектором производства, усугубляемое ещё и переходом профессионального образования на многоуровневую систему обучения, повлекшим за собой значительное сокращение часов, выделяемых на изучение дисциплин гуманитарного цикла, что отрицательно сказалось и продолжает сказываться на формировании общекультурных и

профессиональных компетенций выпускников вузов [4, 5, 6, 7]. Решение этой проблемы может быть достигнуто через подготовку компетентных кадров в системе корпоративного обучения в сопровождении наставнического корпуса, знающего специфику не только определенной отрасли, но и конкретного предприятия, для поддержания межфирменной конкуренции и

профессиональной конфиденциальности

предприятия.

Однако прерванная наставническая деятельность в период перехода к рыночным отношениям, к смене профессиональных интересов и потери устоявшихся корпоративных ценностей послужила причиной исчезновения механизмов преемственности в наставнической деятельности, что

отрицательно сказалось на методологии и научно-методическом обеспечении

корпоративной подготовки наставников. В связи с этим основной целью корпоративной подготовки наставников в условиях современных предприятий является

формирование компетенций у специалистов предприятий, необходимых для осуществления наставнической деятельности (корпоративная, исследовательская, коммуникативная,

иноязычная, управленческая, психологопедагогическая, методическая и коуч-компетенции). В качестве задач данного процесса определены следующие:

формирование мотивационно-ценностного отношения к осуществлению наставнической деятельности; интеграция профессиональных и межпрофессиональных компетенций

наставников; формирование способностей к проектированию и прогнозированию результатов процесса корпоративного обучения своих подшефных; формирование

профессионального самосознания и способности к непрерывному самообразованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.

Сущность современной наставнической деятельности заключается в направленности данного вида деятельности на профессиональное обучение и воспитание личности молодых работников, развитие их потенциала и передаче им профессионального опыта квалифицированными наставниками для преодоления информационных и ценностных барьеров в профессиональной деятельности и их социально-профессиональной адаптации.

1

Функциями современной наставнической деятельности определены следующие: организационно-управленческая, социальнопедагогическая, организационнометодическая, информационноконсультационная и коррекционно-

реорганизующая.

По содержанию деятельности определены следующие типы наставничества: корпоративное, социальное,

квалификационное и комплементарное наставничество. По временным

характеристикам выделены: эпизодическое, периодическое и систематическое

наставничество.

В качестве преимуществ современной наставнической деятельности в Концепции определены следующие: повышение качества обучения молодых работников различного уровня с учетом реальных потребностей и интересов предприятий; сокращение времени освоения новой техники и технологий; создание единого образовательно-

производственного пространства предприятия; сокращение финансовых затрат на обучение и повышение квалификации сотрудников; ускорение процесса социально-

профессиональной адаптации новых сотрудников к условиям работы на предприятии и освоения производственных обязанностей и корпоративных стандартов.

Проблемами, существующими в современной наставнической деятельности, являются: недостаточная подготовленность

наставнического корпуса к инновационным преобразованиям в содержании и методах обучения; быстрое устаревание научнометодических материалов, в том числе учебной литературы; смещение интересов наставников в сторону решения производственных задач и др.

В предлагаемой Концепции отмечается, что в условиях модернизации образования компетентностный подход трансформируется из локальной теории в концептуальную и становится парадигмой образования. Используя вышеобозначенную теорию в качестве общей идеологии, в основу разработки Концепции корпоративной подготовки наставников заложена идея реализации интегративного, деятельностного и проектного подходов, обеспечивающих системную целостность всего процесса корпоративного обучения. Совокупность данных подходов направлена на интеграцию процесса корпоративной профессиональной подготовки специалистов и процесса их

подготовки к осуществлению наставнической деятельности. Интеграция этапов

профессионального становления и

становления наставников обеспечивает целостность и преемственность института наставничества как механизма корпоративной подготовки специалистов технического профиля.

В Концепции установлены

закономерности и принципы корпоративной подготовки наставников современных предприятий:

— эффективность данного процесса

обеспечивается при интеграции двух видов деятельности специалиста предприятия -профессиональной и наставнической. Данная закономерность позволяет определить содержание принципа интеграции

производственной и педагогической

деятельности, позволяющего оптимизировать процесс приобретения наставниками не только профессиональных, но и

межпрофессиональных компетенций,

способствующих передаче профессионального опыта молодым кадрам и аккумуляции коллективного знания предприятия;

— преемственность корпоративной

подготовки наставников достигается в условиях образовательно-производственного пространства предприятия, которое

обеспечивает ему адаптивность к внешней среде, толерантность и открытость к новым идеям и видам наставнической деятельности в условиях современных предприятий. Принцип традиционности и инновационности, вытекающий из данной закономерности, предполагает с одной стороны опору на уже устоявшиеся традиционные идеи, концепции и сложившийся опыт корпоративной подготовки наставников, а с другой - постоянное обновление ее содержания и применяемых педагогических технологий;

— целостность данного процесса

обеспечивается при единстве организационноструктурного, содержательного и

методического обеспечения, способствующего целостности и непрерывности данного процесса. Данная закономерность определяет смысловое содержание принципа структурнофункционального единства, предполагающего взаимосвязь и взаимообусловленность организационно-структурных, содержательных и процессуальных компонентов корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению эффективной наставнической деятельности, обеспечивающих

2

целостность всего процесса корпоративного обучения;

— продуктивность корпоративной

подготовки наставников обеспечивается интеграцией образовательных учреждений профессионального образования, научноисследовательских институтов и предприятий. Данная закономерность позволяет

сформулировать принцип опережающей подготовки, предполагающий интеграцию профильных вузов, предприятий и научно -исследовательских институтов единой отраслевой направленности, взаимодействие которых направлено на раннее формирование необходимых компетенций для осуществления эффективной наставнической деятельности у будущих кадров предприятия;

— результативность данного процесса

обеспечивается при единстве процесса корпоративной подготовки специалистов предприятия и процесса их подготовки к осуществлению наставнической деятельности. Вытекающий из данной закономерности принцип профессиональной диверсификации, предполагает возможность выбора

наставниками дополнительной сферы профессиональной деятельности и совмещения ее с основной, что является действенным механизмом стимулирования его

наставнической деятельности;

— целостность процесса корпоративной

подготовки наставников достигается при межпрофессиональном взаимодействии всех субъектов корпоративного обучения для коллективного принятия решений и обеспечения корпоративного знания предприятия. Данная закономерность определяет новое смысловое содержание принципа комплементарного взаимодействия, предполагающего организованное

взаимодействие субъектов корпоративного обучения разных квалификаций и уровней с целью повышения суммарного эффекта их совместных усилий для максимального использования потенциальных возможностей имеющихся и новых интеллектуальных

ресурсов предприятия в осуществлении эффективной наставнической деятельности.

В концепции отмечается, что молодые

работники современных предприятий нуждаются в профессиональной консультации не только наставника своего профиля, но ив консультации специалистов разных профилей. В связи с этим нами представлен механизм системно-комплементарного взаимодействия наставников и стажеров в условиях современных предприятий, предполагающий

профессионально-дополняющий характер сотрудничества наставников разных

квалификаций и уровней с молодыми

работниками, проявляющими интерес не только к своим профессиональным обязанностям, но и другим сферам. Эффект

взаимодополнительности дает новое качество возникшему новообразованию - современной наставнической деятельности.

Взаимодополняющее сотрудничество молодых сотрудников и наставников является центральной идеей механизма, где проявление и поддержка разнокачественных активностей служит для развития всей системы в целом.

В связи с вышеизложенным предполагается, что реализация Концепции корпоративной подготовки наставников в условиях

современных предприятий будет

способствовать: в организационном плане -осуществлению корпоративного управления процессом внутрифирменной подготовки; интеграции с профильными

профессиональными учебными заведениями; возможности управления процессом повышения квалификации специалистов в режиме он-лайн; в педагогическом плане -преобразованию традиционной модели

корпоративного обучения в инновационную, основанную на рефлексивно-диалогическом взаимодействии субъектов данного процесса; возможности профессионального роста и развитию карьерной траектории молодых сотрудников; формированию системы внутренних коммуникаций, обеспечивающей трансляцию культурных норм предприятия; в личностном плане - формированию компетенций, необходимых для осуществления эффективной наставнической деятельности в условиях современных предприятий; возможности профессионального роста, самореализации и развитию карьерной

траектории сотрудников; формированию корпоративной культуры сотрудников,

обеспечивающей привлекательность

предприятия; возможности общения с

зарубежными коллегами; в экономическом плане - возможности получения молодого специалиста, отвечающего современным

требованиям предприятия, а вследствие этого — сокращению времени и финансовых затрат на их последующую корпоративную подготовку наставников; восполнению дефицита трудовых ресурсов за счет обучения без отрыва от

производства; возможности решения

современных проблем производства;

минимизации помещений, выделяемых под

3

учебные классы для организации корпоративного обучения.

Литература:

1. Интеграционные процессы в современном

профессиональном образовании: Коллективная

монография / Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.И. Ибрагимов, Г.А. Шайхутдинова,

А.Р. Масалимова и др. - Казань: ИПП ПО РАО, 2012.

- 312 с.

2. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников: Монография. - Казань: Изд-во "Печать-Сервис - XXI век", 2013. - 183 с.

3. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников современных предприятий: Концепция.

- Альметьевск: АГНИ, 2014. - 24 с.

4. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные технологии в подготовке педагогов профессионального обучения / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // В сборнике: Дидактика профессиональной школы. Казань, 2013. - С. 30-37.

5. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А. Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы / Р.Х. Гильмеева, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 132-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гильмеева Р.Х. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: стратегические ориентиры развития / Р.Х. Гильмеева // Методист. - 2006. - № 10. - С. 2.

7. Шайхутдинова Г.А. Подготовка педагогов

профессионального обучения: педагогический

мониторинг и проблемы качества / Г.А. Шайхутдинова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. - № 4 (8). - С. 109-113.

Сведения об авторе:

Масалимова Альфия Рафисовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, руководитель научно-образовательного центра педагогических исследований Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: alfkazan@mail.ru

Data about the author:

A. Masalimova (Kazan, Russia), doctor of education, associate professor at the Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, head of Scientific and Educational Department of Pedagogical Researches of the Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: alfkazan@mail.ru

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.